07.04.2019

Индейская одежда. Одежда индейцев. Мужская и женская индейская одежда. Некоторые индейские племена


Твитнуть

Класснуть

Бахрома, вышивка, замша; характерные геометричные узоры и плетение... Все это становилось модными трендами последних лет вроде бы само по себе. Но вдохновение дизайнеры черпают постоянно в одной и той же культуре. Она настолько же узнаваема, насколько же и спорна в использовании дизайнерами. Больше скандалов было только вокруг использования в моде религиозной символики и исторически негативных ассоциаций (например, связаных с фашизмом). Почему? В первой части - интересные факты истории распространения национальных мотивов, уличный стиль и народная любовь на протяжении веков.

На самом деле культура индейцев обширна - обе Америки. Сильно ли отличаются обычаи и одежды, скажем, индейцев Перу от индейцев штата Дакота? Прилично. Но для нас они, как и китайцы - одна культура. Хотя и в Китае, и в Америке проживает множество народностей со своими самобытными обычаями, узорами, любимыми цветами, материалами и т. д. За что же мы любим играть в индейцев? Ответ дизайнеров на этот вопрос будет во второй части статьи, здесь же мы рассмотрим общее стилистическое развитие.

В чем специфика восприятия этники?

Обычно в современной одежде используется не полностью идентичный костюм, и даже не аутентичные вещи (хотя некоторые детали, зачастую аксессуары, приобретаются модниками в этно-лавочках, но обычно это как раз то, что индейцы делают на продажу). Используются те черты "первобытности", которые в нашем обществе считаются положительными.

Так, любовь к свободе, жажда жизни и позитивный взгляд на мир - считаются хорошими чертами. А вот примитивность и бедность - наоборот, отрицательными, которые перенимать не желательно. Потому яркие узоры, натуральность и нарочитая грубость материалов, перья и кость - перенимаются. А вот полный костюм, проколотые носы и губы (именно в оригинальной манере, мы не про пирсинг, распространенный у субкультур), прически и маникюр (его отсутствие), обветренное лицо - не приветствуются. Для сравнения, фото настоящих индейцев и фотосессии "в стиле":

Вожди Сиу

Девушка Сиу

Семья Сиу:

Современные "размышления на тему" всерьез:

И то, что делается во имя красивых фотосессий людьми, абсолютно далекими от культуры:

Также не имеет смысла перенимать символизм культуры. Вот почему индейцы, с одной стороны, продают вещи с национальными узорами, а с другой - возмущаются, когда мы носим их без всякого понимания, что они означают.

Марки одежды, всегда связанные с индейской тематикой

Как известно, производство одежды и сувениров с индейской тематикой - одна из основных статей доходов индейских племен сегодня. Поэтому, к примеру, те же Навахо часто судятся с производителями одежды, в том числе и от-кутюр. Но есть марки, которые традиционно связаны с историей США и у которых с индейцами вполне теплые взаимоотношения.

К примеру, Пенддлтонская шерстяная фабрика (Pendleton Woolen Mills). Хотя и там не все гладко (из-за коллекции одеял с аутентичными узорами у них были трения), но, по крайней мере, эта продукция носится и самими индейцами, в том числе. Бренд известен на родине, примерно как Barbour в Англии. Очень традиционная (полторы сотни лет уже работают), очень уважаемая фирма. Качество, известность, история. Начинали с одеял с традиционным узором навахо. Сейчас Навахо с ними судятся, но это не Urban Outfits с их бельем, у Пенддлтонской фабрики прав на узор поболее. Когда они начинали, Навахо еще не знали, что такое "торговая марка".

(для тех, кто занимается рукоделием - они геометричны, идеальны для вязания спицами и крючком, вышивания крестиком и бисером)

Все эти узоры можно встретить на пончо, на рюкзаках, на одеялах... В конце-концов, фирма расширила традиционный ассортимент.

Но основной статьей дохода и гордости до сих пор являются их пледы.

Другая, не менее известная спортивно-загородной продукцией фирма - Ralph Lauren, занялась в 80-х годах популяризацией американского стиля в мировой индустрии моды. Благодаря ему, Ральфу, стали популярны вещи в стиле кантри, куда проникла, разумеется, и индейская тематика. Это он стал украшать свои замшевые куртки бахромой и использовать пончо в образах на подиуме.

Исторические предпосылки «индейской темы» в мировой моде

Как видим, компании, выпускающие модели "в индейском стиле" в Америке были популярны всегда. Индейские мотивы составляют часть неповторимого американского стиля, наравне с кантри, кэжуалом и стилем "канадских лесорубов", спортивным и деталями этно-стилей Испании и Африки.

Но в 60-70-е года движение хиппи вывело этно-мотивы на новый виток осмысления. Итак, индейская тематика - уже не только часть стиля кантри, но и неотъемлемая составляющая стиля хиппи. Который сегодня возрождается снова в виде бохо-шика.

Аксессуары, украшения и узоры - вот основные детали, взятые у индейцев.

Нюансы правообладания индейскими принтами

И здесь как раз можно вспомнить, чем закончилось для Шанель это шоу. Коллекция 2014 года попала под резкую критику коренного населения, как раз за неуемное использование национальной символики, к примеру, уборов из перьев.

В этом году буквально канадские индейцы Оджибве и Мохавк (точнее, их потомки) обратились с жалобой в H&M, и бренд снял с продаж вот это:

Ранее в 2012г. пострадал от индейцев бренд Victoria"s Secret. Карли Клосс хороша и в перьях, и без, но бренду пришлось извиняться и вырезать это дефиле из трансляции по ТВ.

Также подобные судебные иски Навахо предъявляли Urban Outfitters, популярной сети магазинов готовой одежды. Причина основных претензий - "тривиализация целого народа". А если проще - Urban Outfitters выпустила серию белья с названием "Navajo". Особо возмутили индейцев трусики ("хипстерские трусы навахо") и фляжка для спиртного ("фляжка навахо"). Спиртное - это больная тема для их истории.

Кроме того, навахо указали, что название их народа, цитирую: "зарегистрированная торговая марка", принадлежащая, собственно, племени. Департамент юстиции США удовлетворил их требования и Urban Outfitters сменили названия товаров. Товары, впрочем, не убрали из продажи.

Помимо них, индейские узоры время от времени используют в своих товарах и другие популярные недорогие бренды, например, TopShop и Zara, и вообще компании, перенимающие идеи с показов.

Индейские мотивы, модные в этом сезоне, как их воплотить в жизнь?

Что можно добавить в свой образ, чтобы быть "в тренде"? Не обязательно надевать головной убор вождя или кожаную рубашку. Можно просто выбрать какие-либо из деталей, нюансов.

Идеально дополнит кэжуал-образ.

Принты, особенно геометричные, на пике моды.

Совет: если от-кутюр не по карману, а масс-маркет (H&M итд) не нравится качеством, всегда можно найти вещицу в этно-магазине.

Их легко приобрести в магазинчиках бижутерии, которые быстро подстраиваются под общие тенденции моды.

Образы с улиц для вдохновения

Отсюда можно почерпнуть сочетания (например, с джинсой и кедами) и решить вопрос "в каких стилях носится этот тренд".

Одежда. Украшения

Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.

Принцип изготовления одежды

1. Раскрой и общий вид военной рубахи:

а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.

б) скальповая прядь.

2. Раскрой кожаных леггин

3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин

4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:

а) суконная обшивка; б) формы язычков.

5. Орнаменты на мокасинах:

а - Сиу; б - Ассинибойны; в - Кроу; г - Команчи; д - Черноногие; е - Чейенны.

Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины - две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка - длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.

Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный - с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.

В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном - так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.

Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху - на рукава, плечи - и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл - рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.

Все традиционные рубахи отделывались бахромой - или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.

Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы - число захваченных лошадей, трубки - сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета - верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ - в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.

Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.

Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.

Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.

Вышивка бисером

I. Техники и стили вышивки:

а) Ленивый стежок;

б) Стежок «Кроу»;

в) Стежок на месте.

г) Общий вид вышивки ленивым стежком

Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.

д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»

(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).

е) Общий вид вышивки стежком на месте

Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.

II. Значение Бисерной Символики:

1, 2. Человек.

3. Голова.

4. Глаз. 5. Сердце.

6. Пуповина. 7. Сердце и легкие. 8–9. Орел. 10–15. Перо. 16. Перья. 17. Бизон. 18. Кишечник бизона. 19. След антилопы. 20. След лося. 21. Бабочка. 22–23. Черепаха. 24. Лягушка. 25–26. Стрекоза. 27–28. Звезда. 29. Утренняя Звезда. 30. Млечный Путь. 31. Солнце. 32–34. Горы. 35–36. Типи. 37. Сумка. 38. Дороги. 39. Сушилка для мяса.

40. Река.

Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина - геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых - обладатель накидки - жестоко расправляется со своими врагами.

Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп - «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки - с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин- Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.

Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора - большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.

Крест и пекшораль из мельхиора

Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока - американские, с северо-востока - английские, с юго-запада - испанские, с северо-запада - русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.

Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.

Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.

Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.

Обычаи и культура древних народов мира всегда интересовала как историков, так и простых людей. В данной статье мы рассмотрим традиционную одежду коренного населения Северной Америки – индейцев.

Традиционное одеяние индейцев Северной Америки

Индейцы не были единим племенем, а насчитывали огромное количество разных групп. Поэтому в зависимости от региона проживания племени одежда разнилась. К примеру, племена, проживавшие на территории Калифорнии, носили легкую одежду в форме юбок – для женщин, и передников – для мужчин. Но все же, в большинстве своем традиционная одежда индейцев Северной Америки имела и общие черты.

Женщины, как и мужчины, носили повседневную одежду, которую изготовливали из шкур бизонов, антилоп и горных козлов, а так же оленей и лосей. В жаркое время одеяние мужчин состояло из леггинсов и пояса. Рубахи носить было не принято. Что же касается женщин – их гардероб состоял из платья или юбок, блуз свободного покроя, и так же леггинсов. Правда, и мужской и женские фасоны, отличались между собой шириной покроя.

Следует отметить, что незаменимым атрибутом туалета индейца Северной Америки являлись мокасины. Мокасины – обувь из шкур разных животных. Данный вид обуви часто украшали перьями или бусинами. Мокасины для зимнего периода дополнительно утепляли внутренним слоем меха.

Для зимы индейские племена изготавливали теплый специальный халат из кожи и меха, который служил еще и постельной принадлежностью. Украшали это покрывало – халат мехом, которой пришивали с одной стороны, с другой же стороны наносили рисунок. Этот же халат был предназначен и для записи семейных историй и особенных дат.

Что касается украшений, то индейские племена отличались страстью как к украшениям частей тела, так и к отделке одежды. Для этого они использовали всевозможные доступные ресурсы: кору деревьев, ракушки, мех, кости и зубы животных, скальпы людей и многое другое. Индейцы племен Северной Америки изготавливали ожерелья, браслеты, украшали подол и рукава одежды, пояса, а так же собственные тела: уши и носы.

Что же касается головных уборов, они так же присутствовали в гардеробе индейцев. В повседневное время они носили головные уборы из кожи, соломы и коры деревьев, которые напоминали панамы. И конечно же, всемирно известный боевой головной убор, изготовленный из перьев орла и красного дятла

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.

Некоторые индейские племена

Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.

Одежда индейского воина

Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.

Во что одевались женщины

Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.

Одежда индейцев-детей

Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.

Головные уборы

Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.

Обувь

На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.

Украшения

Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.

Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.

Аксессуары

Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.

До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.

Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.

Первоначально, в Северной Америке было много различных традиционных стилей одежды. Почти у каждого племени американских индейцев был его собственный отличительный стиль платья, и люди могли часто определить с какого племени человек по одежде, головным уборам, и украшениям.

В большинстве племен мужчины американских индейцев носили набедренные повязки (длинная прямоугольная часть кожи или ткани, подвернутая под пояс, так, чтобы откидные створки падали впереди и позади). В других племенах мужчины индейцев носили короткую клетчатую юбку или меховые брюки вместо набедренной повязки.

Большинство индейских мужчин не использовало рубашки, но воины индейцев Равнин носили специальные военные рубашки из оленьей кожи, украшенные хвостами горностая, мехом и вышивкой бисером. Большинство женщин американских индейцев носило юбки и легинсы, хотя длина, дизайн, и материал юбок изменялся от племени к племени.

В некоторых индейских культурах женские рубашки были дополнительными и обычно рассматривались больше как пальто, в то время как в других, женщины всегда носили туники или мантии публично. И женщины некоторых племен обычно носили платья, состоящие из одного предмета, как например Шайеннское платье из оленьей кожи.

Почти у всех американских индейцев была некоторая форма мокасина (крепкая кожаная обувь) или муклук (более тяжелый ботинок), со стилями обуви, отличающейся от племени к племени. Большинство племен использовало плащи при более холодной погоде, но некоторые из северных племен носили куртки на меху. Головные уборы были отличительны у каждого отдельного племени.

После колонизации одежда американских индейцев начала изменяться. С одной стороны, поскольку индийские племена были вытеснены со своих древних земель и вынуждены идти на более близкий контакт друг с другом, они начали заимствовать часть племенного платья друг у друга, и таким образом, одежда из оленьей кожи, головные уборы из перьев, и сотканные одеяла стали популярными среди индейцев разных племен.

А также индейцы начали приспосабливать некоторые детали европейского костюма к их собственному стилю, украшая предметы одежды характерной вышивкой бисером и традиционные узорами. Эта одежда не была американской по происхождению, но к 1800-ым годам она была признана как одежда индейцев.

Такое постколониальное традиционное одеяние включает украшенные бисером жакеты и рубашки, рубашки с лентами, юбки путаницы Семинолов , атласные платки, шерстяные свитера, платья звона, и платье слезы черокеза . Сегодня, большинство американских индейцев носит современную американскую и канадскую одежду в их ежедневной жизни; однако, есть еще некоторые люди, которые носят традиционную одежду.

Некоторые традиционные индейские предметы одежды, такие как оленьи кожи, платья ленты, и украшенные бисером мокасины, все еще носят во многих племенах, особенно на официальных мероприятиях. Другие, такие как набедренная повязка, леггинсы, головные уборы только носят знахари и одевают на религиозные церемонии. Вообще, Индейцы используют слово "регалии" для традиционной одежды, которая используется для церемониальных случаев.

Солнечный Головной Убор

Фигурки людей в Солнечных Головных Уборах, застывшие в древних танцах, говорят о том, что история головного убора насчитывает тысячелетия. Родиной Солнечного Убора могла быть как Сибирь, так и Америка. Я лично склоняюсь к тому, что всё-таки Америка была родиной культуры Солнечных Головных Уборов, которая распространялась на территорию Старого Света через Берингию далёкими предками американских индейцев.

Что такое Солнечный Головной Убор?


Первоначальный смысл Солнечного Убора сохранился среди традиционных шаманов Сибири, которые до наших дней сохранили традиции индейской прародины.

Практически у всех народов Европы, Сибири и Америки существовало понятие о Древе Мира, как в пространственном, так и во временном измерении Вселенной. Начиная от германской мифологии и заканчивая инками на верху Древа Жизни жил Золотой Орёл или Солнечный Орёл. Такое традиционное восприятие Вселенной сохранилось как у германских язычников, так и у американских индейцев прерий. По преданию германцев, Один превращался в Орла, а его спутниками были вороны - символы Мудрости, исходящей из Нижнего Мира. Во время Большого Танца Солнца водружался огромный столб - символ Древа Жизни, на вершине которого помещали чучело орла или несколько орлиных перьев. Такое же значение имеют и тотемные столбы индейцев северо-западного побережья.

Тотемный столб, то же самое Древо Жизни символизировал родословную. Обычно тотемный столб увенчивался вырезанным из дерева и раскрашенным орлом.

У древних славян Бог также назывался Родом и представлял собой Древо Жизни.

Имея такое представление о мироустройстве, как деление Вселенной на три Мира - Нижний (Прошлое), Средний (Настоящее) и Верхний (Будущее) во всех четырёх его измерениях, мы можем прочувствовать отношение к жизни наших далёких предков.

Шаманы "путешествовали" как в Верхний так и в Нижний миры. Благодаря сибирским шаманам мы можем на время отправиться в Прошлое и узнать то, что нас интересует относительно истории Солнечных Уборов.

Шаманы, путешествующие в Верхний Мир, называются "белыми шаманами", они предсказывают будущее, получая из Верхнего Мира информацию. Шаманы, путешествующие в Нижний Мир, разговаривающие с предками, называются "чёрными шаманами".

Алтайские белые шаманы во время церемоний или камлания одевали на голову белую шапку из орлиного пуха или зимнего меха горностая. К этой шапке пришивались цветные ленточки. У алтайских шаманов этот головной убор назывался "Птица С Тремя Лентами", цвета этих лент символизировали все три Мира.

Чёрные алтайские шаманы носили шапку из чёрного вороньего пуха или меха черно-бурой лисы, эта шапка называлась Шапкой Ворона.

Были шаманы, которые одинаково путешествовали как в Верхний Мир, так и в Нижний, они назывались Великими Шаманами или Большими Шаманами.

Головной убор шамана у тувинцев и алтайцев представляет собой ленту, к верхнему краю которой нашиты орлиные перья - 40 больших и 20 мелких. На ленте нарисованы глаза и уши, олицетворяющие собой шаманскую способность к видению и слышанию. Сам же головной убор является главным атрибутом шамана, помогающим ему летать, а для особо высокого полета впереди орлиных перьев крепятся два длинных черных пера, они помогают преодолевать сопротивление воздуха. Часто спереди повязки нашивают бахрому из ленточек, полностью закрывающую лицо, сквозь нее хорошо видно огонь и духов, но не видно окружающих людей.

Среди Ольхонских и Баргузинских бурят существует легенда о том, что одна красивая девушка была похищена Орлом и через какое-то время она вернулась со своими детьми. Вот от этих её детей и пошло племя хори. Говорят, что самые первые хори отличались от остальных бурят, они были горды и имели носы, похожие на орлиные клювы. Многие буряты считают, что первый шаман, появившийся в этих краях вёл свой род от орла.

Эти детали косвенно подтверждают версию о проникновении древних индейцев на территорию Сибири. Все соседние с хори племена считали хори потомками орла. Хори уважались бурятами до такой степени, что галзуты считали, что совершать обряды очищения или поклонения Огню могли проводиться только потомственным хори или с его одобрения.

Орёл был непосредственно связан с Солнцем, Верхним Миром а также с Громом и Молнией практически у всех монгольских, алтайских и якутских племён.

Название монгольского народа меркиты означает "Дети Орла".

Хори и Баргузинские буряты ходят на молитвы и посты к пещере Ольхона.

Легенда Ольхонских бурят гласит, что там появился новый святой, проповедующий новую веру, отец отправил туда своего сына, и тот получив знания вернулся орлом, но уже не мог стать человеком. Вот почему орёл понимает человеческую речь и требует к себе уважения. На Ольхоне считаются самыми священными белоголовые беркуты.

Бездетные обычно приносят Ольхону подарки и просят его принести им детей. Обращаясь к Ольхону они обращаются в Верхний Мир, в Будущее, в Мир Потомков и Ольхон дарит им потомство.

Обычный орёл-беркут имеет на шее и голове золотистые перья, к тому же он символизировал Солнце, поэтому он широко известен под названием Золотой Орёл или Солнечный как у сибирских народов, так и у индейских.

Великие и белые шаманы почти всех этих народов носили во время обрядов головные уборы из орлиных перьев. Убивать Орла было табу, и любой человек, убивший без причины орла, должен был умереть.

Откуда же шаманы доставали орлиные перья?

Орлы умирали от старости, и шаманы находили останки этих птиц. Когда изможденный или раненый орёл мучился, то шаману разрешалось его задушить, но обычно орлы, почувствовав смерть, поднимались очень высоко в небеса и, сложив крылья, совершали свой последний полёт.

Шаманы приносили духу погибшего орла жертвоприношение, обычно они умерщвляли на месте последнего падения орла мышь или собаку и оставляли её.

Шаман брал необходимое число перьев. Беря перья у орла, шаман пел песню Орла, вспоминая о его гордой жизни и высоких полётах, он как бы подбирал с земли силу подаренную ему орлом.

Тело орла сжигали на священном костре, тем самым возвысив его к небу, к Солнцу. Причём, тело орла сжигали только днём, когда Солнце ярко светило. При сжигании орла шаманом исполнялись песни его рода. Такие традиции существовали в глубокой древности как на территории Сибири, так и в Северной Америке.

Чтобы оживить перья и прирастить их к себе, шаман окрашивал основания перьев в священную красную охру, которая символизировала и жизнь и кровь. Теперь такое живое перо могло прикрепляться к пуховой шапке или коже, окрашеной так же охрой.

Эти традиции хранились на протяжении тысячелетий. После ухода Берингова Моста под воду традиции Солнечных Головных Уборов стали развиваться по разным путям.

Солнечные головные уборы Старого Света сохранили в себе древние черты. Они не стали такими популярными среди своего народа. Культура сибирского головного убора вытеснялась как христианством, так и буддизмом.

Но до сих пор можно встретить среди тувинских и енисейских шаманов самые древние Солнечные Уборы, отдалённо напоминающие старые головные уборы, которые можно увидеть на старых документальных фотографиях представителей племени черноногих. Сначала Солнечные Уборы были коронообразными, перья пришивались к шапке по кругу. Для изготовления головного убора тувинские шаманы использовали до несколька десятков орлиных перьев.

Теперь рассмотрим, так сказать, дизайнерскую сторону истории Солнечного Головного Убора.

Во-первых, хотелось бы отметить, что с возрастом орёл-беркут меняет свою окраску, перья становятся темнее.

Известно, что молодой беркут имеет более яркую окраску - перья на крыльях и хвосте белые с чёрными широкими концами. Молодой беркут очень красив - золотистый пух на шее, спине и ногах, и контрастные чёрно-белые перья на хвосте и крыльях. Русские, которым доводилось увидеть молодого беркута на природе, говорят, что красивей птицы они не видели и что он по расцветке гораздо красивее самых красивых петухов. Постепенно перья начинали темнеть, приобретая буровато-коричневую или серую окраску и волнообразные чёрные линии и пятна с белыми разводами по всей длине (такая окраска называется мраморной). К шестилетнему возрасту почти все перья становились тёмными.

На территории Нового Света, а точнее в прериях Северной Америки Солнечный Головной Убор получил огромное распространение. Индейцы прерий предпочитали перья молодых беркутов, так как они считались более красивыми. Если проследить за цветовыми предпочтениями индейцев, то они любили сочетать чёрное и белое, будь то пятнистые лошади, перья, шкурки зимних горностаев и украшения из полированных костей и морских ракушек.

С точки зрения древней философии чёрно-белые предметы символизировали два Мира - Верхний и Нижний, чтобы проще было понять приведу к примеру знак Инь-Ян. Совпадение или нет, но индейцы Сиу в древности считали священным камень, который назывался Инь-Ян. Помимо символического значения чёрно-белые украшения отлично сочетались со смуглой красноватого оттенка кожей.

Для древних индейских шаманов двенадцать хвостовых перьев орла-беркута символизировали двенадцать месяцев в году, жизненный цикл, состоящий из весны, лета, осени и зимы, что в свою очередь символизировало детство, юность, зрелость и старость.

Самые первые головные уборы делались только из двенадцати хвостовых перьев. Выглядели они примерно также, как традиционный головной убор черноногих, хотя даже в Сибири известны более древние формы головных уборов которые имеют сходство больше с Солнечными Головными Уборами Лакота середины девятнадцатого века.

Перья постепенно стали прибавляться, позже Солнечный Головной Убор стал атрибутом, не только шаманов, но и вождей. Вероятно этот обычай вносили шаманы, которые становились вождями. Но как бы там ни было, Солнечный Головной Убор стал и отличительной чертой некоторых военных обществ.

С распространением культуры Солнечного Головного Убора распространялась и племенная профессия "Ловец Орлов". Орлиные перья к тому времени становились своего рода первыми деньгами, утрачивая своё первое предназначение. Например, Шульц напрямую пишет, за какое количество хвостовых перьев можно выменять ружьё или лошадь.

Головной убор становился не только привилегией шаманов, вождей и воинов, но и просто богатых членов племени особо ни чем не отличившихся.

Позднее Солнечный Головной Убор приобрел ещё одну концепцию, он собирался из предварительно выложенного круга на священном месте, где перья означали ещё и лучи Солнца.

Такой головной убор получался более роскошным и динамичным, так как перья не пришивались намертво, а прикреплялись только у основания, а друг с другом соединялись сухожилием.

Таким образом, новый тип головного убора вытеснил старый, более традиционный.

После того, как Солнечный Головной Убор перекочевал от шаманов к вождям и военным обществам, он стал утрачивать первоначальный сакральный смысл превращаясь практически в главную военную регалию. Количество перьев дополнялось трофейными перьями, снятыми с головных уборов врагов.

Позднее на головных уборах стала появляться бисерная лента и вышитые розетки на висках (которые перекликаются с "ушами" на древнем шаманском уборе).

С появлением анилиновых красителей Солнечный Головной Убор стал более ярким, красился обычно пух - в красные и жёлтые цвета.

Теперь Солнечный Головной Убор является самой эффектной составляющей частью национального костюма не только индейцев прерий и плато, но и всех индейских народов США и Канады.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди