15.03.2019

Вера беременная. Беременность и суеверия. Тест на беременность Вера: отзывы


Митрополит Филипп Московский и всея Руси.

Ранние годы

Митрополит Филипп (в миру Федор Степанович Колычев) родился в 1507 в Москве. Его отец был приставлен дядькой к брату Ивана Грозного, угличскому князю Юрию, поэтому он готовил Федора к службе у государя.

Мать обучала сына основам православия, что оказало влияние на его дальнейшую судьбу. По разным версиям Федор находился на службе у Василия III или же был начал службу позже, во время боярской опеки над Иваном IV.

В 1537 Колычевы подняли бунт против Елены Глинской, матери-регентши малолетнего царя, после чего некоторые были казнены, а Федор бежал из Москвы. Жизнь в Соловецком монастыре После побега Федор год был пастухом, а затем стал послушником в Соловецком монастыре.

Спустя год принял там постриг под именем Филиппа. В Соловецком монастыре Филипп стал игуменом через 8 лет пребывания там. Он проявил себя как умного и хозяйственного администратора: приказал установить мельницы на многочисленных каналах между озерами, механически усовершенствовал монастырские промыслы.

Велось монастырское строительство, появились кельи и больница. Филипп участвовал в Стоглавом соборе 1551 года, где завоевал симпатию царя, о чем свидетельствует ссылка в Соловецкий монастырь троицкого игумена Артемия, лидера враждебных Ивану Грозному нестяжателей, и бывшего члена Избранной рады Сильвестра.

Митрополит

Изначально митрополитом должен был стать казанский архиепископ Герман, но из-за его неприятия опричной политики, митрополий престол предложили занять Филиппу. Он также выдвигал требование прекратить опричнину. После долгих споров с Иваном Грозным Филипп уступил.

Первые полтора года были спокойными, поэтому митрополит не выдвигал никаких требований, хотя и ходатайствовал за опальных. Конфликт с Иваном Грозным Разлад в отношениях с царем начался в 1568 году. Были перехвачены письма польского короля к московским боярам перебраться в Литву. Это вызвало первую волну террора.

Внутренний конфликт быстро перешел во внешний. 22 марта того же года Иван Грозный с опричниками в монашеской одежде явился в Успенский собор во время литургии. Потом сподвижники царя просили митрополита благословить правителя, на что получили выговор. Иван Грозный был чрезвычайно разгневан. 28 июля совершилось решительное событие в судьбе митрополита Филиппа.

Один из опричников во время крестного хода в Новодевичьем монастыре не снял тафью, хотя положено было находится с непокрытой головой. Филипп указал на это Ивану Грозному, но опричник успел снять головной убор, а царь осудил митрополита за клевету. После этого инцидента началась подготовка церковного суда над Филиппом.

Изгнание и гибель

На суде митрополита Филиппа осудили за колдовство (распространенное обвинение для того времени). 8 ноября 1568 в Успенском соборе Кремля во время службы Федор Басманнов объявил о лишении Филиппа сана митрополита, после чего с него святительское облачение и одели в разорванную монашескую рясу. Филипп был сослан в Тверь, где он и был 23.12.1569г убит опричником Малютой Скуратовым, скорее всего, по велению царя. Народу было сказано, что бывший митрополит умер от удушья в келье.

Мощи Митрополита Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь, а позже в Успенский собор Московского Кремля. Канонизация Святителя Филиппа состоялась в 1652 году.

Митрополит Филипп (в миру Фёдор Степанович Колычёв ) родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых, был первенецем боярина Степана и его богобоязненной супруги Варвары (кончившей свои дни в иночестве с именем Варсонофия ).

Детство и юность (1507-1537)

Отец будущего митрополита Филиппа, боярин Степан Иоаннович, был важным сановником при дворе великого князя Василия III Иоанновича (1505-1533) и пользовался его расположением и любовью.

Отец Фёдора приложили все старания к тому, чтобы дать своему сыну самое лучшее воспитание, а благочестивая мать вложила в чистую душу ребенка семена добра и благочестия. Юный Фёдор обучался грамоте по книгам Священного Писания, а также владению оружием, верховой езде и другим воинским навыкам.

Когда Фёдору исполнилось 26 лет, имя Фёдора Колычёва, принадлежащего к знатной семье, сделалось известным при царском дворе. Вскоре после смерти Василия Иоанновича (3 декабря 1533 года), и после воцарения его малолетнего сына Иоанна IV под опекой матери Елены Глинской, Фёдор вместе с другими боярскими детьми был призван на службу к царскому двору.

По примеру своего отца, Фёдор начал военную службу. Своей кротостью и благочестием он снискал симпатии молодого Ивана IV (Грозного), который полюбил Фёдора. Искренняя привязанность к нему юного государя, предвещала большое будущее на поприще государственного служения.

Но успехи в придворной жизни не прельщали Фёдора. Наоборот, здесь-то, при великокняжеском дворе, он увидал всю суету мира и непрочность земных благ; увидел, как трудно сохранить себя от козней боярских или легкости нравов, царившей при дворе.

Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника. Среди придворного шума и блеска Фёдор жил одиноко с своими думами о вечном спасении, не переставал быть кротким и мужественно отражал все соблазны, какие встречались ему на пути (против обычая времени он медлил жениться ). С раннего детства научившись смирению, послушанию и целомудрию - этим главным обетам монашества, Фёдор был уже недалек от решимости оставить мир и посвятить всего себя на служение Богу. Душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения.

Однажды в храме, за Божественной литургией, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам » (Мф.4:24). Священные слова Евангелия, которые и ранее слышал Фёдор, на этот раз поразили его: до такой степени они отвечали его внутреннему настроению и внешнему положению. Фёдор принял их за внушение свыше, за лично к нему обращенный призыв Христа Спасителя. Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель (Еще в раннем детстве он слышал от многих благочестивых странников-богомольцев, что на отдаленном холодном Севере, на краю вселенной, есть остров Соловецкий. Пустынна его природа: мхи, да чахлые хвойные деревья. Но зато процвела там обитель препо­добных Зосимы и Савватия, славная строгостью жизни своих иноков ). В то время ему уже исполнилось 30 лет.

Соловки (1538-1566)


Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре (фотография 1915 года)

В Соловецком монастыре в течении 9 лет Фёдор безропотно нес тяжкие труды послушника. Он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице.

После 1,5 лет искуса игумен Алексий (Юренев), постриг его в монахи с именем Филипп. Духовным наставником Филиппа стал старец Иона Шамин, ученик преподобного Александра Свирского.

Новоначальный инок был послан служить на монастырской кухне. С усердием и в безмолвии трудился он здесь на пользу всей братии. Спустя несколько времени Филиппа перевели в хлебню; он и там не оставался праздным: рубил дрова, носил воду и делал все необходимое. Несмотря на тяжелые работы в хлебне и поварне, Филипп никогда не оставлял богослужения. С первым же ударом колокола он являлся в монастырский храм и последним уходил из него. Мало того, возвратясь после дневных трудов в келлию своего наставника и после благочестивых бесед с ним, святой Филипп снова становился на молитву. На послушании в монастырской кузнице святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы.

Суровая подвижническая жизнь святого Филиппа не могла укрыться
от общего внимания; все начали говорить о нем, как о примерном иноке,
и весьма скоро своим смирением и благочестием он приобрел всеобщую любовь и уважение.

Но всеобщая похвала не прельщала Филиппа. Он избегал даже и тени славы земной, от которой удалился в монастырь, боясь, как бы ради нее не лишиться Царства Небесного. Его душа искала уединения и пустынного безмолвия. С благословения игумена Филипп удалился из монастыря в глубину острова, в пустынный и непроходимый лес и стал там жить, незримый людьми. Несколько лет провел святой Филипп в пустыне. Научившись безмолвию и богомыслию в тиши уединения, он возвратился в покинутую обитель для того, чтобы по-прежнему терпеливо трудиться вместе с братией.


Филиппова пустынь

Игуменство (1548-1566)

В 1548 году после того, как соловецкий игумен Алексий (Юренев) по старости сложил с себя сан, решением монастырского собора игуменом был избран Филипп.

Филипп все силы свои употребил на благоустроение Соловецкой обители в материальном, а больше - в нравственном отношении. Он проявил себя как грамотный хозяйственный администратор: соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора - Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, которая и доселе носит название Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. При нём Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья.

Игумен Филипп, быв участником Стоглавого собора 1551 года, стал вновь лично известен царю (на момент, когда Филипп покинул Москву, Ивану IV было 8 лет ) и получил от него после Собора богатое церковное облачение и подтверждение монастырских налоговых льгот.

В период игуменства Филиппа заметно увеличились пожертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. Иван IV лично пожаловал монастырю волость Колежму (в состав волости входили деревни и несколько небольших островов в Белом море ).

Митрополит Московский и всея Руси (1566-1568)

Тем временем с царем Иваном Грозным происходят большие перемены. В 1565 году он разделил все государство на опричнину и земщину , образовав для себя особый отряд телохранителей, которые назывались опричниками . Иоанн имел к ним полное доверие. Пользуясь этим, опричники делали в Москве все, что хотели. Дерзость их доходила до того, что они грабили и убивали ни в чем не повинных земских людей, а имения и вотчины их отбирали в свою пользу. Никто не смел жаловаться на них царю.

При таких обстоятельствах митрополит Афанасий, больной и слабый старец, видя скорбь народа и не имея в себе достаточно сил, чтобы противодействовать Иоанну Грозному, 16 мая 1566 года отказывается от митрополии и удаляется в Чудов монастырь. На его место был избран святой архиепископ Казанский Герман. Но прошло несколько дней, и он
по наущению опричников был изгнан из митрополии за то, что осмелился обратиться к царю с наставлением и напоминаем об ответственности его перед судом Божиим.

После того, как казанский архиепископ Герман, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Но святитель долго отказывался возложить на себя это великое бремя, поскольку духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.

Духовенство и бояре от себя слезно молили святого Филиппа принять сан митрополита. Убежденные в его добродетелях, они надеялись, что он на месте первосвятителя твердостью своего духа и благоразумием возвратит Иоанну и всему царству прежнее спокойствие. Филиппу пришлось уступить. Он смиренно принял сан, видя в этом Божью волю.


Олег Янковский в роли Святителя Филиппа, Митрополита Московского

25 июля 1566 года в Успенском соборе в присутствии царя и царской фамилии, всего двора и многочисленного народа свершилось посвящение соловецкого игумена Филиппа на кафедру Московских Святителей.

Со вступлением на святительство Филиппа в России на какое-то время наступило спокойствие и тишина. Царь стал мягче в обращении с подданными, казни совершались реже, даже опричники присмирели, видя уважение царя к Филиппу и боясь обличений святителя. Так продолжалось полтора года.

Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский (память 20 сентября) и святой Феодор Черный (память 19 сентября), воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Ивана Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления.

Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, царь возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец «.


Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи

Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Слезами покаяния Грозный, желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел смыть и выжечь грехи свои и своих соратников, питая уверенность, что и страшные жестокие деяния вершатся им ко благу России и торжеству Православия. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение Грозного раскрывается в его «Синодике»: незадолго до смерти по его велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога о прощении его исстрадавшейся души.

Противостояние с царём (1568)

Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земного и небесного, служения креста и служения меча. Тем более, что святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников, среди которых были и просто убийцы и грабители. И как бы ни желал Грозный обелить пред Богом свое черное братство, кровь, пролитая его именем насильниками и изуверами, взывала к небу.


В июле 1567 года царю Ивану Грозному стало известно о боярском заговоре: были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к главнейшем боярам с приглашением отъехать в Литву. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иванн Грозный сурово расправился с заговорщиками. Начались страшные казни. Не только бояре, обвиненные в измене, погибали в страшных муках, но пострадали даже многие граждане. Пользуясь неограниченным доверием царя, вооруженные опричники под видом искоренения крамолы неистовствовали в Москве. Убивали всех ненавистных им лиц и отбирали их имущество. Кровь лилась рекой. На опустелых площадях и улицах столицы валялись неубранные трупы, которых никто не смел погребать. Вся Москва как бы замерла от страха, и напуганные граждане опасались выходить из своих домов.

Святитель Филипп решился противостать Грозному. События в начале 1568 года переросли в открытый конфликт между царём и духовной властью. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.

Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Сознание святительского долга понуждало Филиппа смело выступить в защиту казненных. Видя непрекращающиеся бесчинства опричников, он решил наконец обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие.


Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного

Первое открытое столкновение митрополита с царём произошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. В Неделю Крестопоклонную царь вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: «Державный царь, ты облечен от Бога самым высоким саном и потому должен чтить более всего Бога. Но скипетр земной власти дан тебе для того, чтобы ты соблюдал правду в людях и царствовал над ними законно…Подобает же тебе, как смертному, не превозноситься и, как образу Божию, не гневаться, ибо только тот может называться властелином, кто сам не работает позорным страстям, но побеждает их с помощью своего ума ». Грозный вскипел гневом: «Филипп! Не прекословь державе нашей, а не то гнев мой постигнет тебя, или оставь свой сан ». После сих слов царь в большом раздумье и гневе удалился в свои палаты.

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного

Этой ссорой воспользовались враги святителя Филиппа - опричники Малюта Скуратов и Василий Грязной со своими единомышленниками, давно уже искавшие повода отомстить неутомимому обличителю их безобразий. Они умоляли Иоанна, ради его речей не оставлять опричнину и обычного образа жизни. Старались внушить ему, что митрополит заодно с его врагам — боярами, которых он покрывает.

Малюта Скуратов

Старания врагов святителя Филиппа не остались бесплодными: царь не слушал настойчивого митрополита и, не обращая внимания на его обличения, продолжал прежний образ жизни. Мало того, жестокость его все более и более усиливалась, казни следовали за казнями, и опричники, ободренные безнаказанностью, наводили на всех ужас.

На самого Филиппа царь не решился поднять руку по причине его всенародного почитания. В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, переехав в один из московских монастырей.

Второе столкновение митрополита с царём произошло 28 июля 1868 года в Новодевичьем монастыре. Во время митрополичьей службы вдруг появились в храме Иван Грозный с толпой опричников. И царь, и свита были в черных высоких шапках и черных рясах. Царь подошел к святому Филиппу, стоявшему на своем митрополичьем месте и ждал от него благословения. Три раза обращался он к святителю, но тот не отвечал ни слова, как бы не замечая присутствия царя.

Потом Филипп, взглянул на царя и подойдя к нему, произнес: «С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари так возмущали собственную державу. Убойся Божия суда и постыдись своей багряницы! Мы, государь, приносим здесь чистую и Бескровную Жертву Господу о спасении людей, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Когда совершается Божественное славословие и читается слово Божие, подобает внимать ему с открытой главой; с чего же эти люди следуют агарянскому обычаю - стоят с покрытыми главами? Не все ли здесь единоверцы? ». Вне себя от гнева вышел царь из храма, решив погубить своего обличителя.

Суд и изгнание

Участь святителя-исповедника была решена. Но Грозный еще не смел наложить рук на уважаемого всеми святителя. Нужно было прежде уронить его во мнении народном. В ноябре 1568 года в Успенском соборе Кремля над митрополитом Филиппом был устроен Церковный Суд .

Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святителя Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, до колдовства включительно. Отвергнув все объявления святитель объявил о добровольном сложении митрополичьего сана. 4 ноября собор епископов лишил Филиппа митрополичьего сана, но царь не дал ему уйти. Мученика ждало новое поругание.

В день архангела Михаила святого Филиппа заставили служить Литургию в Успенском соборе. Это было 8 ноября 1568 года . В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в Богоявленский монастырь.

Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Думая уморить Филиппа голодом, целую неделю не давали ему пищи. Но узник, от юности привыкший к посту и воздержанию, все жил, находя подкрепление в молитве. И вот сами собой спали с рук и шеи праведного железные оковы и ноги его освободились от тяжелой колоды. Бояре, послан­ные царем узнать, жив ли еще Филипп, доложили ему о происшедшем. Но чудо не образумило Иоанна, и он воскликнул: «Чары, чары сотворил мой изменник ».

В то же время Иван Грозный казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи »,- и возвратил пославшему.


Кадр из фильма Павла Лунгина «ЦАРЬ»

Смерть (1569 год)

Терпение и мужество, с которыми святой Филипп переносил свои страдания, не вразумляли, а еще сильнее возмущали царя, тем более, что сочувствие народа было явно на стороне великого святителя. Поэтому Грозный решил удалить его из Москвы на заточение в Тверской Отрочь монастырь.

Год спустя, в декабре 1569 года Иоанн Грозный двинулся с войском на Новгород, чтобы покарать его за мнимую измену. Он шел как на войну, все разоряя на пути. Когда же приблизился к Твери, вспомнил о заключенном здесь митрополите Филиппе и послал к нему злейшего из своих опричников Малюту Скуратова как бы за благословением.

Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн.

Малюта вошел в келлию и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыко святый, подай благословение царю идти в Великий Новгород ». Зная, зачем пришел посланец царский, святой Филипп ему ответил: «Делай то, за чем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий ».

Последние минуты митрополита Филиппа. А.Н. Новоскольцев

Сказав это, святой вознес к Богу свою предсмертную молитву. «Владыко, Гос­поди Вседержителю, - так молился он, - приими с миром дух мой и пошли от пресвятыя славы Твоея мирного Ангела, наставляющего меня к трисолнечному Божеству, да не будет мне возбранен восход от начальника тьмы, и не посрами меня пред Ангелами Своими, но причисли меня к лику избранных, яко благословен во веки. Аминь ».

Святитель Филипп был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 года . Малюта приказал вырыть глубокую яму за алтарем соборной церкви и при себе погребсти многострадальное тело святителя Христова. Не было при этом ни звона колоколов, ни благоухания фимиама, ни, быть может, самого пения церковного, ибо злой опричник спешил скрыть следы своего преступления. И как только могила была сравнена с землей, он немедленно уехал из обители.

Так окончил жизнь свою великий святитель Христов Филипп - борец за правду и страдалец за мир и благоденствие нашего отечества.

Мощи святителя

Через 20 с небольшим лет, когда на царский трон после смерти Ивана Грозного взошёл его набожный сын Феодор Иванович, были обретены мощи святителя Филиппа. Когда раскопали могилу и вскрыли гроб, воздух наполнился благоуханием, которое разливалось от мощей, как бы от мира многоценного; тело святителя было найдено совершенно нетленным, и даже ризы его сохранились в целости. Со всех сторон стали стекаться граждане, чтобы поклониться страстотерпцу Христову.

В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора, где покоились на протяжении 55 лет. В это же время начинается его местное почитание как святого с днём памяти 9 января.

В 1652 году царь Алексей Михайлович по инициативе будущего Патриарха Московского Никона и по согласованию с патриархом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву. 9 июля 1652 года мощи были торжественно принесены в Москву. Их встречали крестным ходом с участием царя и церковных иерархов. Мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса.

Алексей Михайлович и патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа

Сейчас рака со святыми мощам и митрополита Филиппа также находится в Успенском соборе Московского Кремля .

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой митрополит Филипп родился 1 в царствующем городе Москве от благочестивых и благородных родителей, из славного рода бояр Колычевых. Отец его, по имени Стефан, принадлежал к числу ближних бояр великого князя Василия Иоанновича; набожная мать его, но имени Варвара, окончила дни свои инокинею с именем Варсонофии. За благочестивую жизнь их в свидетельство их добродетелей, Бог благословил их добрым плодом: от них родился блаженный Филипп, который во святом крещений наречен был Феодором. Родители воспитывали его во всяком благочестии. Когда он немного подрос, его отдали в обучение книжное, в котором он преуспевал с особенным усердием, чуждаясь в то же время свойственных детскому возрасту игр и забав. Таким образом, Феодор в скором времени постиг всю книжную премудрость и навеки в душеполезном чтении. Родители, видя такое доброе его поведение, радовались о том. Спустя некоторое время, к Феодору приставили "отроков" 2 для обучения его верховой езде; но он нисколько не прилежал тому, предпочитая конской езде, чтение книг, в которых он находил жития святых и досточудных мужей и чрез то поучался совершенствоваться в добродетелях. Потом его стали обучать и воинскому искусству; но и это не переменило благочестивого настроения его души; он избегал своих сверстников и их рассеянной жизни, так что многие дивились такому его благочестии.

По смерти великого князя Василия Иоановича 3 , скипетр царства принял сын его великий князь всея России Иоанн Васильевич 4 . В это время Феодор пришедший уже в совершенный возраст, был взят ко двору на служение царское и успел заслужить любовь и благоволение малолетнего князя Иоанна Васильевича. Но Феодор недолго служил при дворе. Когда он достиг тридцатилетнего возраста, случилось ему, по особому Божьему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения божественной литургии. Здесь он услышал слова Евангелие: "Никто не может служить двум господам" (Мф. 6:24). Пораженный этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь. Вспомнив о Соловецком монастыре 5 , что там добре подвизаются иноки, он вознамерился удалиться туда. Сотворив молитву пред святынями, со слезами припадая к чудотворным рукам святых и приложившись к святым мощам, Феодор пошел с молитвою в путь, тайно ото всех оставив царский двор отечество и родных, взяв с собою лишь самую необходимую одежду 6 . Сначала он пришел в пределы Великого Новгорода, к озеру Онеги 7 и там поселился в селении Хижах у одного крестьянина. Хозяин, видя его добрый нрав и смирение, поручил ему пасти своих овец: так Бог предназначил о нем, чтобы прежде овец словесных, он добре упас бессловесных. Между тем родители повсюду разыскивали его по городам и, нигде не нашедши, много плакали о нем. Благочестивый же юноша, прожив немало дней в вышеупомянутом селении, удалился оттуда на Соловецкий остров и был принят игуменом Соловецкой обители, который повелел ему трудиться на монастырских службах. Он же, оградившись страхом Божьим, с усердием и смирением, в простоте сердца, исполнял все, что ему повелевали делать. Он рубил дрова, копал в огороде землю, переносил камни, иногда на плечах своих выносил помои и исполнял другие, еще более тяжелые работы. Много раз от некоторых из иноков ему приходилось принимать оскорбления и даже побои, но он никогда не гневался и с радостью и смиренномудрием переносил все, и никто не знал кто он и откуда.

Так искусившись в терпении, Феодор просил игумена постричь его в иночество. Он был пострижен в иночество с именем Филиппа. Его отдали в послушание одному опытному иноку, по имени Ион, коим он и был наставлен на всякую добродетель.

Потом игумен послал его на поварню и там он смиренно работал на братию, разжигая огонь и рубя дрова. Пробыв довольное время в той службе, Филипп перешел оттуда в монастырскую кузницу, где неленостно трудился, нося дрова и воду.

И всеми работавшими на кузнице он был похваляем за свои труды. Тогда, избегая славы, он удалился из монастыря в пустыню, и там вверив ум свой к Богу, непрестанно упражнялся в одних только молитвах. Так долго подвизался святой Филипп в пустыне, в лесах Соловецких, и потом снова возвратился в обитель к своим трудам. Игумен Алексий, видя его столь усердствующим в иноческих подвигах и украшенным глубоким смирением, весьма утешался ими и держал его при себе своим помощником, поручив ему надзор за начальными послушниками. Филипп все это исполнял с ревностью и в этих трудах провел девять лет, вспомоществуем молитвами и благословением своего игумена. Потом игумен Алексий, отказавшись по старческой немощи от управления обителью, советом братии, поставил святого Филиппа на игуменство 8 . Но хотя Святой и принял начальствование, однако нисколько не изменил своего прежнего жития. Напротив, он еще более усилил свои подвиги и предался еще большим трудам телесным, а когда видел себя хвалимым и почитаемым за это, считал то тщетным, ибо от юности был украшен смирением. Посему он оставил игуменство и снова удалился в пустыню, приходя в монастырь только для причащения честного тела и Крови Христа Бога нашего. Управлять монастырем стал прежний игумен Алексий, который через полтора года после того скончался. Тогда, по просьбе братии, Святой Филипп снова принял игуменство. Он предался еще большим подвигам и достиг еще высшего совершенства в добродетелях. Обитель же Соловецкая во время его управления продвигала и благоукрашалась 9 . Между тем слава о святом Филиппе дошла до благоверного царя и князя Иоанна Васильевича. В то время митрополит всей России Афанасий оставил престол 10 . Царь пожелал чтобы на престол Российской митрополии возведен был Святой Филипп, - и вот он вызывает святого в Москву для "духовного совета" 11 . Православный народ тогда пребывал сначала в мире и любви; враг же (дьявол), видя это и искони ненавидя истину, воздвиг многомятежную бурю, возбудив вместо любви в православных христианах, ненависть друг к другу. При дворе среди бояр начались свары, ожесточенная вражда и всякого рода злоумышления друг на друга. Своим коварством и междоусобиям они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр видя в них своих врагов и крамольников. И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление 12 . Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущества, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле. Филипп по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 13 . В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою. Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину 14 . К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 15 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 16 и Василием Грязным 17 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других - обещанием высших духовных почестей, третьих - угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана 18 , но царь велел ждать судебного приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе 19 , царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями 20 . Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь 21 , причем святой много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород 22 и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келью святого. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем:

Вот приблизился конец моего подвига, - и причастился честных и животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал:

Владыка святой, дай благословение царю идти в великий Новгород.

Но Святой отвечал Малюте:

Делай, что хочешь, но дара Божьего не получают обманом.

Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою 23 .

Между тем врагов святого Филиппа, восставших на него, в скором времени постигло наказание Божье. Царь, сознав свою несправедливость против святого мужа, и лукавство его врагов повелел разослать их в заточение по различным монастырям, а иных предал смерти 24 .

По смерти царя Иоанна Васильевича, престол русского царства занял сын его, благочестивый царь и великий князь Феодор Иоаннович 25 . В седьмой год его царствования, в 21-м году по преставлении святого Филиппа, игумен Соловецкого монастыря Иаков и братия обратились с молением к благочестивому царю, чтобы он повелел перенести тело святого из Отроча монастыря в Соловецкий. Царь дал им на сие разрешение, и они нашли тело святого целым и неповрежденным, что тление не коснулось даже его одежд, а от мощей святого истекло миро и наполнило воздух благовонием. С честью перенесли иноки тело святого Филиппа в свой монастырь и погребли на том самом месте, которое сам он для сего приготовил 26 . В царствование благочестивейшего царя Алексия Михайловича 27 , нетленные мощи святого митрополита Филиппа с честью были перевезены митрополитом Новгородским Никоном 28 из Соловецкого монастыря в первопрестольную Москву и положены в новой раке в Успенском соборе, где и почивают открыто доныне 29 .

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

________________________________________________________________________

2 "Отроками" назывались в древней Руси младшие члены княжеской дружины, потом вообще доверенные служители при князе, опытные, большей частью, и в военном искусстве и исполнявшие разные поручения своего господина. Были свои отроки и у бояр.

3 Василий IV Иоаннович - великий князь Московский с 1505-1533 г.

4 Иоанн IV Васильевич Грозный - с 1533 - великий князь Московский, в 1547 году принял титул царский и царствовал по 1584 г.

5 Соловецкий первоклассный ставропигиальный монастырь находится на крайнем севере, на Соловецком острове Белого моря, в 306 верстах от Архангельска; существует с XV века и с самого первого времени своего существования прославился строгою подвижнического жизнью своих иноков.

6 Это было в половине 1537 года.

7 Онежское озеро находится на севере России, в Олонецкой губернии; после Ладожского первое по величине озеро в Европе.

8 Это было в 1548 году.

9 В продолжение своего восемнадцатилетнего управления Соловецкой обителью, и Филипп совершенно обновил ее; соорудил в ней две каменные церкви - Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня, завел колокола вместо бил и клепал (металлических досок употреблявшихся для созывания братии на богослужения), воздвиг для братии двух- и трехэтажные кельи и больницу; умножил и улучшил соляные варницы, - главный источник содержания обители, устроил водяные мельницы, завел скотный двор и оленей, соединил озера каналами и осушил болота, сделал просеки в лесах и проложил дороги. В сани игумена Филипп сделался снова известным великому князю Иоанну Васильевичу и заслужил его расположение. Царь пожаловал ему грамоты на разные волости, села и другие владения, подарил ему богатые ризы, шитые жемчугом и два покрова на руки угодников Соловецких Зосимы и Савватия, а впоследствии прислал тысячу рублей на построение Преображенского храма, два колокола, два золотых креста с драгоценными камнями и жемчугом и новые жалованные грамоты для подтверждения разных льгот обители.

10 Афанасий - митрополит Московский и всея России, занимал митрополичью кафедру с 1564 - 1666 г.

11 Это значило, что Филипп будет облечен саном первосвятительским, что таковы желание и воля царя.

12 Опричники были избраны из князей, дворян и детей боярских они имели свои поместья в отведенных под опричнину особых волостях; на содержание их были назначены даже особые города; опричники имели свои права и преимущества. Другая часть России получила наименование "земщины" и отдана в заведование земских бояр для управления общими делами государства и народа.

13 Отказываясь принять высокий святительский сан Филипп говорил: "не могу принять на себя дело, превышающее силы мои, отпусти меня, Господа ради, зачем малой ладье поручать тяжесть великую?" Когда же царь продолжал настаивать, Филипп объявил, что исполнит волю царя, но с тем чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает Русская земля. Иоанн отвечал, что опричнина нужна для царя и царства, так как против него злоумышляют. Святого Филиппа уговорили не вступаться в дела двора и опричники и не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожил опричнины, но советоваться с царем как советовались прежние митрополиты. Таким образом, святой Филипп оставил за своею совестью свободу и долг опечаливаться за невинно-гонимых и говорить о правде евангельской, что издавна было преимуществом, русских святителей.

14 Вражду против святого Филиппа с особенною ревностью возбуждали в царе опричники, клеветавшие на святителя и поддерживавшие царя в уверенности, что митрополит держит сторону ненавистных ему бояр и служит их орудием. Когда же неистовства опричников стали усиливаться, и царь ни мало не исправлялся и совершал злодейства и жестокие казни, святитель, испытав недостаточность тайных вразумлений царю, выступил с открытыми, всенародными обличениями против него и опричников.

15 Таковыми были Пафнутий, епископ Суздальский, Филофей, епископ Рязанский, и, особенно, протоиерей Благовещенского собора Евстафий, царский духовник которого Филипп подверг запрещению за какие-то проступки, и который непрестанно доносил царю, тайно и явно, хульные речи на митрополита.

16 Малюта Скуратов-Бельский - думный дворянин, любимый опричник царя Иоанна IV Грозного, отличавшийся своею жестокостью и участвовавший почти во всех злодеяниях Грозного, Память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, и даже самое имя его стало нарицательным названием элодее.

17 Василий Грязный - любимый и доверенный опричник царя Иоанна IV Грозного.

18 На наглые клеветы Паисия первосвятитель только кротко заметил ему: "чадо, что сеешь, то и пожнешь". Затем, обратившись к царю и всему собору, он объявил, что вовсе не боится смерти и предпочитает умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония настоящего времени, после чего стал снимать с себя белый клобук и мантию.

20 Здесь св. митрополит Филипп целую неделю просидел в смрадной темнице, отягченный тяжелыми оковами и томимый голодом. Потом он был перевезен в монастырь св. чудотворца Николая, так называемый Старый. Не довольствуясь тем, что терпел святой Филипп, царь подверг пыткам и казням служивших ему детей боярских; из родственников его Колычевых умерщвлены один за другим десять человек. Голову одного из них, Ивана Колычева, особенно любимого святителем, царь прислал последнему в темницу. Святитель поклонился пред нею до земли, благословил ее, с любовью облобызал и отдал принесшему.

21 Отрочь Успенский второклассный монастырь находится в Твери, основан до XIII века. Место заключения и мученической кончины святителя представляет собою сырой мрачный подвал, где всегда господствует сырость, мрак и затхлость. Когда в XVII веке хотели устроить в память страстотерпца-святителя престол, то устроили его во втором этаже, и только в 1833 - 34 гг. нашли возможным устроить и внизу придельный храм во имя св. великомученицы Варвары; алтарь этого придельного храма находится там, где под полом было место заключения святителя. Близ соборного храма в Северо-Западном углу, на месте могилы святого Филиппа устроена часовня. В соборном храме находится рака святителя Филиппа с изображением его и частицею св. мощей.

22 Это был скорее опустошительный набег Грозного на Новгород, о жителях которого было донесено царю, что они готовы передаться польскому королю. В продолжение шести недель царь совершал в Новгороде страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян; ограблены были не только жилища граждан, особенно богатых, но и все монастыри и церкви.

24 Архиепископ Новгородский Пимен сведен был с кафедры спустя только две недели после кончины святого Филиппа и подвергся крайнему надруганию, после чего заточен был в Веневский монастырь, где вскоре и скончался. Любимец царский Малюта Скуратов вскоре после своего злодейства был убит при городе Торжке пленными крымцами, причем сам царь едва избежал смерти. Игумен Паисий заточен был на остров Валаамский и там скончался; монах Зосима и еще десять иноков тоже клеветавщих на святого Филиппа, были разосланы по разным монастырям. Такая же кара Божья постигла некоторых других врагов святителя.

25 Феодор Иоаннович царствовал с 1584-1598 г.

26 Это было в 1591-м году. Тело святого Филиппа сначала было поставлено под папертью созданного им храма, где, в бытность свою игуменом Соловецким, он сам выкопал себе могилу рядом с могилою наставника своего старца Ионы, а в 1646-м году оно было перенесено в самый храм.

27 Царь Алексий Михайлович царствовал с 1645-1676 г.

28 Впоследствии знаменитый патриарх Всероссийский, исправитель богослужебных книг и обрядов.

29 Перенесение мощей св. митрополита Филиппа было совершено в 1652-м году. Память перенесения установлено праздновать 3-го июля. Кроме того, память святого Филиппа празднуется еще 5-го октября совместно с памятью святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди