12.04.2019

Конспект занятия: «О вежливых словах и их применении. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие – досуг «Вежливые слова» в старшей группе


Тема: « Волшебные слова»

Задачи:

1. Учить детей поддерживать диалог.

2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.

3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.

4. Работать над выразительностью речи.

5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

Оборудование: Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости». Кукла Незнайка.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он не знает волшебных слов. Поэтому ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.

А вы знаете эти слова? Поможете Незнайке?

Ответы детей: - (Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро.)

Воспитатель:- Произнося слово, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным.

Послушайте, как сказано об этом в одном из стихотворений. Подумайте, как можно его озаглавить.

(Чтение стихотворения)

(В. Корхин «Доброе утро»).

Солнышко ясное встало

Доброе утро! Сказало.

Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

Доброе утро!-

В ответ

Мне улыбнулся сосед

Доброе утро!-

Повсюду я слышу

Я слышу и вижу

В глазах у девчонок

В глазах у мальчишек

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

А без солнца темно

Доброе утро

Друзья, все равно

Доброе утро

И в холод и в град

Доброе утро!

Не зря говорят

Доброе утро

Велит быть добрей,

Ясней и упорней и веселей.

Придумано щедро;

Доброе утро!

Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение?

Дети: (« Доброе утро»).

Решение задач.

Воспитатель:- А сейчас решим все вместе такую задачу: «Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени?». Обращаясь к прохожему, мальчик допустил ошибки. Какие?

Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?

Воспитатель:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.

У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.

Разве?- удивился тот.

Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.

Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

Какие это правила?

Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.

Чтение стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк»

Воспитатель:- Задачки решили правильно. Послушайте стихотворение Б. Заходера и ответьте на вопрос: « Почему не шли друзья в гости к индюку?»

Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться

Веж-

ли-

вос-

ти!

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитанна!


Не стесняйся ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньей, Свинья. -

Ждет тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они - балды-балды!

С высоты

Своего величия:

Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

Воспитатель:- Почему же звери не хотели идти в гости к Индюку?

Дети:- Потому что он сам был невежа, и обзывал своих друзей. А к такому невеже в гости никто идти не хочет.

Игра «Словарь вежливых слов»

Воспитатель: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?

Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания)

Чтение рассказа В. Осеевой. «Волшебное слово».

Воспитатель:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте внимательно и скажите, какое слово сказал Волшебник мальчику?

(Чтение рассказа).

Беседа по прочитанному.

Вы прослушали рассказ. Какое же слово сказал волшебник мальчику, какое слово ему помогло?

(Ответы……).

А как вы употребляете волшебные слова и где?

(Ответы……..).

Игра «Да или нет».

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Да или нет». Я задаю вам вопрос, а вы хором отвечайте, но только одним из слов « да» или «нет».

1. Мальчики разговаривают во время показа кинофильма. Правильно ли они поступают?

Дети: Нет.

Воспитатель:

2. Девочка встретила на улице соседку-старушку и помогла ей донести сумку. Правильно сделала девочка?

Дети: Да.

Воспитатель:

3. Мама поехала в деревню к бабушке, и Сережа пожелал ей счастливого пути. Правильно сделал Сережа?

Дети: ДА.

Воспитатель:

4. Девочка уступила дорогу старенькой бабушке. Правильно сделала девочка?

Дети: ДА.

Воспитатель:

5. На перемене Петя налетел на учительницу, не попросив извинения побежал дальше. Правильно поступил Петя?

Дети: Нет.

Подведение итогов.

Воспитатель:- Наше занятие подходит к концу. Вспомните, какие волшебные слова вы знаете?

Дети:- Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день….

Воспитатель:- Молодцы. На этом занятие Незнайка узнал много волшебных слов. Он вас благодарит и говорит большое спасибо.

Описание работы:

ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников. " Тип занятия:

комбинированный. Технология занятия:

игровая, коллективного взаимодействия. Образовательная цель:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающая цель:

развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитательная цель:

воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Формирование УУД:

Личностные УУД: 1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 2) формирование мотивации к обучению и познанию 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы 4) формирование уважительного отношения к иному мнению Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности Познавательные УУД: 1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей. 2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи 3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные УУД: 1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме 2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач 3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"»

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы:

занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.

Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
"
Тип занятия:

комбинированный.
Технология занятия:

игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель:

научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель:

развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель:

воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:

Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

Ход занятия

Учитель:

Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд.

Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1)Денис сказал:
–Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2)Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете?

Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем хором.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Учитель:

1.Почему Павлику хотел убежать из дома?
2.Чем он был расстроен?
3.Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
4.Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
5.Как помогло Павлику волшебное слово?
6.Почему Павлик захотел вернуться к старику?

Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (по секркту ребятам дается задание)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов»

. (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.

Учитель:

Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.

Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)

?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: « Сколько времени? ».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Приложение 1

Словарик вежливых слов

Пожалуйста... Вы не могли бы...
Будь другом... Не сочти за труд...
Прошу тебя... Если Вам не трудно...
Будьте добры... Будь так любезен...
Сделай милость... Не в службу, а в дружбу...

Конспект занятия на тему:

«Вежливые слова»

Старший дошкольный возраст

Тема: «Вежливые слова»

Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Предварительная работа: Чтение детям рассказов В. Осеевой « Просто старушка», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок».

Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: - Значит, быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.

(Рассказы детей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л.Н. Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка» мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он поступил плохо. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Дети: - Из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами сделаем разминку и вспомним вежливое приветствие.

Разминка – Добрый день.

Добрый день! – тебе сказали, - поворот вправо, улыбнуться

Добрый день! – ответил ты. - поворот в лево, улыбнуться

Как две ниточки связали - - взяться за руки

Теплоты и доброты. - улыбнуться

Воспитатель: - какие мы стали все добрые, как нам тепло и радостно.

Ребята, а у меня есть еще один рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Мне очень хочется вам его рассказать.

Рассказ «Волшебное слово»

Беседа.

Воспитатель: - Как называется это произведение и кто его автор?

Дети: - «Волшебное слово» Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово сказал дедушка Павлику?

Дети: - «Пожалуйста».

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Дети: - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово «пожалуйста», обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?

Дети: - Все стали относится к нему по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: - Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем в мире добрее, лучше, чище душой.

Воспитатель: - Ребята, а вот Артем, Юля, Дима, Лера приготовили нам стихотворения, послушаем ребят?

Чтение стихов

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры…

Воспитатель: - Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.


А где должны соблюдаться привила приличия?

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко» . Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?

"Вежливые слова" - занятие-досуг для детей старшей группы детского сада.

Дети встречаются с Феей Вежливости, вспоминают пословицы, поговорки, стихотворения о вежливости и вежливых словах, разбирают жизненные ситуации.

Цель занятия : закреплять навыки вежливого поведения с окружающими, вызывать у детей желание быть вежливыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронова И.П.

Цель:

Задачи:

  • учить детей быть вежливыми;

Оборудование:

  • большой экран, слайды;
  • мольберт;
  • цветок с лепестками;
  • мультфильма «Крошка Енот»;

Литература:

  1. Н. Чуб «Азбука вежливости»
  2. С.Я. Маршак «О вежливости»
  3. А.Усачева «Уроки вежливости»
  4. В.Осеева «Волшебное слово»

Информационные порталы:

Ход занятия-досуга:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ответы детей с объяснениями .

2.Пословицы, поговорки.

Воспитатель:

  • Слово жжёт хуже огня.

3. «Случаи из жизни».

Воспитатель

Он допустил ошибки. Какие?

А как ты его зовёшь?

Права ли Галя?

  • Двое взрослых разговаривают.

Воспитатель : - слова должны быть вежливые, но и … поступки

4. Игра «Не попади впросак»

Воспитатель:

Если нет - промолчать.


Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?


У кого из вас в порядке
Вещи, книжки и тетрадки?


Уступает старшим место?


Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго "спасибо"?


Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

Воспитатель:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать : «Пожалуйста».

Если, словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить : «Спасибо»

Когда я что-то подарю,

Мне говорят «Благодарю».

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь.

Если сон смыкает очи.

И тебя отправят спать,

Всем скажи «Спокойной ночи! »

А потом иди в кровать.

Если наступил на ножку

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Встречу, новый разговор

Друг пришел вдруг на обед –

Скажем мы ему «Привет».

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

Если друг чихнуть готов,

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают -

«Доброго пути!» желаем.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

На здоровье угощайтесь!».

Строим башню.

Воспитатель:

6.Подарок от Феи.

Воспитатель:

Вариант А:

Воспитатель:

Вариант Б:

Воспитатель: -

Предварительный просмотр:

Занятие – досуг «Вежливые слова»

Старшая группа №1 д/о «Радость» ГБОУ СОШ 1874

Составили и провели воспитатели: Ткаченко О.В

Воронова И.П.

Цель: Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.
Вызывать у детей желание быть вежливыми.

Задачи:

  • прививать навыки вежливого поведения;
  • учить детей быть вежливыми;
  • упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
  • расширять словарный запас вежливых слов;
  • развитие связной речи: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию;
  • закреплять знание пословиц и поговорок;
  • воспитывать активную личность.

Оборудование:

  • большой экран, слайды;
  • мольберт;
  • напольный конструктор ЛЕГО ДУПЛО;
  • цветок с лепестками;
  • запись песни из мультфильма «Крошка Енот»;
  • мультфильма «Крошка Енот»;
  • «волшебные слова» на карточках

Литература:

  1. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
  2. Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
  3. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.
  5. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Житинский А. Визит вежливости. Детгиз-Лицей, 2008
  7. Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
  8. И.Пивоварова «Вежливый ослик»
  9. Н. Чуб «Азбука вежливости»
  10. С.Я. Маршак «О вежливости»
  11. А.Усачева «Уроки вежливости»
  12. В.Осеева «Волшебное слово»

Информационные порталы:

Ход занятия-досуга:

1.Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами много говорили о вежливых словах, о культуре поведения. Говорят, что существует Фея добрых слов и дел.

Как вы считаете, она часто заходит к нам в группу?

Ответы детей с объяснениями .

2.Пословицы, поговорки.

Воспитатель: - Мы много с вами читали о том, что вежливые слова – волшебные. Они создают хорошее настроение, даже зимой от них становится теплее.

Посмотрите, это не просто кружок, это серединка цветочка. Некоторые ребята в нашем саду забыли вежливые слова, их пользу, и цветок завял, сбросил все лепесточки. Давайте сделаем так, чтобы он снова распустился. А для этого нужно вспомнить пословицы, поговорки о добрых словах.

(Каждая пословица – лепесток)

Дети называют пословицы – ставят лепестки.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Слово жжёт хуже огня.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Плохое слово, что грязная вода.
  • Ласковым словом и лёд растопишь.
  • Вежливость открывает все двери!
  • На добрый привет добрый и ответ.
  • Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

3. «Случаи из жизни».

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Посмотрите, какой замечательный цветок у нас распустился. Но важно не только знать добрые слова, но и уметь ими пользоваться в жизни.

Давайте, посмотрим, все ли правильно сделали ребята. Если все правильно – похвалим, а если нет – поможем им.

На большом экране кадры, воспитатель их озвучивает, дети комментируют каждый случай.

  • Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас времени?».

Он допустил ошибки. Какие?

  • Одна девочка жаловалась маме:

Во дворе один мальчик меня зовёт Галька.

А как ты его зовёшь?

Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли Галя?

  • Мама приготовила обед, пригласила дочь. Девочка с удовольствием покушала, вышла из-за стола и побежала играть.

Всё ли правильно сделала девочка?

  • Двое взрослых разговаривают.

Подошел мальчик и стал показывать игрушку, которую купили ему родители.

Воспитатель : - Вот видите, ребята, не только слова должны быть вежливые, но и … поступки , чтобы за них не приходилось краснеть ни родителям, ни друзьям, ни воспитателям.

4. Игра «Не попади впросак»

Воспитатель: - Фея добрых слов и добрых дел приготовила для вас игру, она хочет проверить, кто из вас говорит вежливые слова и не забывает совершать добрые поступки. Только надо быть очень внимательными.

Если, вы считаете, что это про вас, то надо хлопать в ладоши и говорить: «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет - промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,
добрым утром!" скажет твердо?


Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?


У кого из вас в порядке
Вещи, книжки и тетрадки?


Кто из вас в маршрутке тесной,
Уступает старшим место?


Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго "спасибо"?


Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

5. Башня для Феи добрых слов и дел.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все были внимательны. Мы надеемся, что и в жизни вы не забываете говорить добрые слова и совершать добрые поступки.- А чтобы Фея поселилась у нас навсегда, давайте построим для нее башню. Ребята, которые знают стихи о вежливых словах, будут строителями.

Дети говорят стихи и выкладывают из конструктора ЛЕГО ДУПЛО башню для Феи добрых слов и дел.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать : «Пожалуйста».

Если невеждой прослыть не хотите

Очень прошу вас, будьте мудрей,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры! »

Если, словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить : «Спасибо»

Когда я что-то подарю,

Мне говорят «Благодарю».

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь.

Если сон смыкает очи.

И тебя отправят спать,

Всем скажи «Спокойной ночи! »

А потом иди в кровать.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Встречу, новый разговор

Мы со «Здравствуйте» начнем.

Друг пришел вдруг на обед –

Скажем мы ему «Привет».

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

Если друг чихнуть готов,

Вспомни фразу «Будь здоров!».

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают -

«Доброго пути!» желаем.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

Строим башню.

Воспитатель: - Все дети нашей группы достойны, принять участие в строительстве башни для Феи добрых слов и дел, т.к. вспомнили много волшебных слов, применяете их в жизни, были внимательны, знаете пословицы, поговорки.

Давайте, ребята, берите по кирпичику, достраивайте.

6.Подарок от Феи.

Воспитатель: - Ребята, Фея добрых слов и дел, вас благодарит, и в награду приготовила для вас мультфильм «Крошка Енот».

Вариант А:

Воспитатель: - Этот мультфильм напомнит о том, что волшебные слова надо говорить с улыбкой, а добрые дела делать в хорошем настроении.

Дети смотрят мультфильм, подпевают песню.

Вариант Б:

Воспитатель: - Мы с вами обязательно вечером его посмотрим. А кто помнит песню из этого мультфильма? Давайте ее споем. Она нам напомнит о том, что волшебные слова надо говорить с улыбкой, а добрые дела делать в хорошем настроении.

Звучит музыка, дети поют песню из мультфильма «Крошка Енот».



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди