01.04.2019

Казацкие прически мужские. Какое значение казаки придавали чубу? Обычаи казаков, связанные с волосами


Первых «чубатыков» вживую я увидел в конце 1980-х, когда пробудилась волна национального возрождения (до этого казаков с оселедцами видел в советском детстве только в книжках и на УТ-1 во время фольклорных программ). В 1990 г., когда мы со всей Украины съехались на Запорожские земли на могилу Ивана Сирка, с чубами было много и молодых хлопцев, и убеленных сединой старцев. Постепенно мода на оселедцы стала расширять географию. Как-то в метро я встретил современного парня, с ноутбуком подмышкой, по модному одетого и в стилизованной рубашке-вышиванке, а на голове у него стильный оселедец! И такие примеры уже не редкость, а данность. Прически оселедцы можно смело называть украинским брендом.

С первых дней Евромайдана, в здании мэрии, где разместились протестующие, даже открылась парикмахерская, где выбривают тризубы и оселедцы на головах. В помещении Киевской госадминистрации работают два парикмахера. Они выбривают всем желающим украинские модные прически.

Кроме тризубов, мастера могут выбрить традиционный украинский “оселедец”, или в кратчайший срок сделать стрижку “под горшочек”. Стильная услуга пользуется “шаленым попитом” у протестующих.

Но, не только революционный дух вывел моду на оселедцы на новые рубежи. Украинские парикмахеры намерены продвигать во всем мире национальные прически. Вице-президент Союза парикмахеров Украины Людмила Абрамова еще три года назад сообщила газете «День» , что в последние годы среди женщин и девушек все более популярной становится плетеная коса, независимо от формы укладки и цвета волос. «На всех конкурсах и в повседневной работе, сказала она, мы пропагандируем косы в современном виде.

Украинский «оселедец» - как креативная прическа - тоже постепенно входит в моду среди молодых мужчин».

Современный оселедец - это не обязательно чуб с высоко выбритыми висками. Так, во время отборочного тура чемпионата по парикмахерскому искусству «Молодые таланты Украины», который проходил в Днепропетровске, мастера предлагали самые различные варианты мужских стрижек в номинации «ОSеледець international». Многие участники конкурса и члены жюри, рассказала Л.Абрамова, обратили внимание на очень интересную стрижку, при которой на затылке оставляют свободную прядь волос. «Если Всемирная организация парикмахеров увидит в этом нечто новое, то мы попадем на конкурсы с новым названием стрижки - «оселедец», - подчеркивает Абрамова. - Ведь, по большому счету, оселедец, так же, как и коса - это способ продвижения нашей национальной идеи в мировом парикмахерском искусстве».

На футбольном чемпионате Евро-2012 украинские парикмахеры также пропагандировали оселедцы среди болельщиков. И похоже, эта идея не только прижилась в Украине, но старинная казацкая причёска получила второе рождение. Оселедец Киевской Руси и Запорожской Сечи сегодня уже стал трендом среди молодежи.
Сегодня казацкими чубами никого не удивишь, они разных форм и модификаций. Видел «хохлатых» ребят в Донецке, Сичеславе (временно Днепропетровск), во Львове и Житомире, Одессе и Харькове, и даже в Крыму! Олимпийский чемпион по боксу Александр Усик из Симферополя своей визитной карточкой сделал оселедец. Кстати, серебряный призер Олимпиады в Лондоне еще один украинский боксер Денис Беринчик тоже выступал с оселедцем. Можно смело говорить о некоей оселедцемании, покорившей Украину.

*******
Википедия трактует чуб (Чупрун, Чуприна), как прядь волос, вихор, хохол. Этот термин может относиться как к части шевелюры, так и к причёске, целиком из него состоящей (такой, как айдар у скифов, сарматов, казаков).
Бытует мнение, что чуб первоначально являлся ирокезом, который носили войны на территории Украины. Со временем ирокез превращался в прядь в следствии старения и утраты волос. Продолговатая форма ирокеза заметна на многих картинах. В фильме "Пропала грамота" также хорошо прослеживается ирокез на головах главных героев.

Украинские чубы очень хорошо описаны в книге Яворницького Д. І. Історія запорозьких козаків. - К.: Наукова думка, 1990. - Т.1

Оселедец носил и легендарный киевский князь Святослав. Свято¬слав был первым из династии Рюриковичей, кто называл себя не на варяжский, а на славянский манер. Норманы к его рождению уже прилично ославянились и пустили руськие корни на Руси.

В Киевской Руси чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего руського полководца Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".

Встреча руського князя с императором Византии, как описал ее очевидец

У Святослава был брат - Глеб. В отличие от Святослава, Глеб, как и княгиня Ольга, уже был христианином. Его также изображали с чубом:

Многие исследователи говорят об арийских корнях украинских оселедцев.

Владимир Супруненко на сайте "«Корчма Тарас Бульба» пишет:

«Трезубец – один из государственных символов Украины, ее герб. Знак этот очень древний, официальное происхождение его ведется от Рюриковичей и князя Владимира, а корни уходят в доисторические времена. Путешествуя по Индии, я обратил внимание на то, как похожи изображения «тришула» – атрибута бога Шивы – и украинского трезубца. Впрочем, стоит ли удивляться, ведь происходят эти изображения из общих арийских источников. И это не единственное совпадение. Вы только посмотрите на прически индусов, готовящихся к священному омовению в водах Ганга. Ничего не напоминает?

Зачем индусу чуб-«оселедец»?

…В одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Это не касается священного Ганга, смывающего все грехи и дарующего благодать телу и душе. В Ганге можно совершать омовения бесконечно. Весь город расположен на западном берегу Ганга – кстати, на трех холмах, которые олицетворяют три острия трезубца Шивы. На его набережной, вовсю кипит жизнь. И связана она, прежде всего, с рекой. Перед тем, как совершить омовение, нужно привести в порядок голову. То, что внутри нее, и то, что на ней растет. Работы цирюльникам хватает. Моя походная щетина сразу привлекла их внимание, однако я стойко отказывался от услуг брадобреев, лишь наблюдая за тем, как перед ними склонял головы и млад, и стар.

Тело перед ритуальным омовением должно быть тщательно обрито. Наиболее рьяные ревнители обычая сбривают все, вплоть до бровей и ресниц. Однако многие мужчины, обрив наголо макушку, все же оставляют на ней пучок волос. Я присмотрелся к одному худощавому скуластому индусу, который после бритья сидел на ступенях и смотрел на реку, и вдруг увидел… кошевого Ивана Сирко. В другом мускулистом полнотелом паломнике с задиристо торчащим хохолком на голове угадывался… казак из свиты Тараса Бульбы.

Я, естественно, не мог не поинтересоваться его названием: у индийцев (на хинди) – это «чутия», у непальцев – «тупи». Именно за эту характерную прическу украинцев называют «хохлами», как же тогда называть жителей Индостана, украшающих головы хохолками? У индийцев они, правда, по сравнению с казацкими оселедцами, которые можно было закручивать за ухо, коротки и жидковаты. Но вполне возможно, что у древних ариев чуприны были подлиннее. Ведь именно они могли быть родоначальниками этой прически, которую впоследствии переняли многие кочевые народы. Как известно, касты появились в Индии после прихода туда ариев. Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, ремесленники) и шудры (крестьяне) отличались не только родом занятий, образом жизни, но и обликом. Кшатрии-воины брили голову, оставляя небольшой пучок волос на затылке. Возможно, поэтому их называли шикханди – чубатыми (от слова «шикханда» – чуб). «Шикха» в центре головы считалась символом превосходства и чистоты. Она обозначала «дваждырожденных» (для воина, который часто встречался со смертью, очень важна была именно эта символика).

«Чубатый идет, беду за собой ведет» – так нередко высказывались о казаках враги. Что ж, развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля. В Бенгалии я встречал памятники индийским вождям и воинам-героям. Многие из них были удивительно похожи на украинских казацких предводителей. «Чубатые» арии когда-то пришли к берегам Ганга со степного севера. Они не только «привели» с собой беду, не только были завоевателями. Многие арийские традиции и обычаи стали частью мировых культур, а некоторые по-прежнему живы на берегах Ганга и Днепра».

*****
Оселедец вызывает приступ злобы украинофобов - евразийских имперцев. Редкий тролль блогосферы пропустит тему казацкого чуба мимо себя. Вбросы в основном такие: мол, чубы – это тюркское наследие. В качестве ответа поделюсь с постом Лайвжурнала:

Позичив звідси smelding at ОСЕЛЕДЦЫ - ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО ТЮРОК

И снова о вечнозеленой теме оселедцев - не столько для клинических оселедцеборцев (этим ничто не поможет, кроме регулярных доз галоперидола, освежающих душей и рубашек оригинального покроя, застегивающихся на спине), сколько для того, чтоб не позволить им засирать мозги тем, кто не в теме.


Пленный хетт, представитель арийского народа из Малой Азии (примерно там, где сейчас Турция). Про хеттов можно говорить долго и интересно - все же это не только народ, впервые массово начавший применять железо, но и создавший "конституцию" и двухпалатный парламент (!!!) в те годы, когда кругом безмолвные подданные лизали сандалии очередного "Сына Солнца", "Столпа Небес", а "закон" сводился к прейскуранту - сколько и каких частей тела надобно оттяпать у подданного за ту или иную провинность.
Но нам сейчас интересно иное. Конечно, в век халявного интернета и сильно облегченного образования, иные полиграф полиграфычи из подмосковных ПТУ, тыча в клаву заскорузлыми от пивасика и семак пальцами, дотрынделись до "тюркского племени хеттов". Но если б они не поленились заглянуть хотя бы в википедию, то узнали бы, что хеттов от первого упоминания о тюрках отделяет более двух тысяч лет.
Рогдай Росомаха, большой знаток хеттской темы, обнаружил еще два изображения хеттов с оселедцами

(рисунки являются ссылками на комментирующие их посты Рогдая).

Арийцы-хетты пришли в Малую Азию с Балкан, где остались их сородичи-фракийцы
Вот как их описывает Гомер в Илиаде (песнь IV)

До "тюрок" полторы тысячи лет...
Ну и, наконец, прославленные чубы-шикханду индоариев. Очередной сетевой "знаток" и "исследователь", помнится, плакался, что читать про них читал, да все никак не увидит
Увидите бедняжку - покажите ему это фото

Наши дни. Северная Индия, Каши (Бенарес). Представитель касты браминов. Фото aryadev_beda
Объяснять, что в Индии никаких "тюрок" в заметном без микроскопа количестве, сроду не бывало, надо? а что обычаи высших каст, мягко говоря, консервативны, и заимствованиям от "нечистых" чужеземцев не подвержены, надо растолковывать?
И да, кстати. Первое упоминание о похожих на оселедцы прическах у тюркских племен появляется веку к 14-му, среди восточноевропейских половцев-кыпчаков, исконной прической которых были косы, как можно судить по многочисленным каменным "бабам". Где-то через век после того, как у половецкой знати замелькали имена вроде Судимир, Ярун, Глеб, Роман, Данила, Юрий. Скорее всего, и происхождение новой прически было то же, что и у этих имен.
И, соответственно, первые "тюркские" оселедцы младше хеттских даже не на два, а на три тысячелетия.

Чуб казака Запорожской Сечи, или оселедец – это не просто прическа и элемент казацкого образа, это еще и статусный атрибут, и целая легенда, пишет Facte.ru . Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.

Вспоминая шедевр отечественной мультипликации - серию мультфильмов про казаков, как не вспомнить героя Око – самого маленького, но при этом самого воинственного из троицы, лучше всех владеющего элементами боя и постоянно таскающего с собой, помимо обычного оружия, еще и небольшую мортиру. Судя по всему, он - самый старший и опытный. Столь большой и длинный оселедец на выбритом черепе говорит о том, что он участвовал в большом количестве битв. По некоторым версиям, первоначально в Сечи оселедец могли носить только те казаки, которые в бою устояли против 50 противников - особые бойцы, владеющие древним боевым искусством (что-то вроде казацкого кунг-фу).

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня, пишет Славянский мир .

Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.

«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», - шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!».

Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него - толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…

Гладко бритая голова и длинный чуб-оселедец были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Дело тут в очень древних традициях, как степняков, так и вероятных предков казаков. Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» - гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» - сын неба). Чуб был для казака и своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне».

Оселедец был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.


Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

1. Илья Муромец – первый казак в русском фольклоре


Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

2. «Инородцы» и «иноверцы»


Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

3. Вольница и царева служба


Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII–XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

4. Пластуны


На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

5. Казак и его конь


Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

6. Казацкие шаровары


В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.


Лампасы – символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

7. Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.


С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.


Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

8. Казацкое гостеприимство


Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

9. «Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.


Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

10. Отношение к алкоголю



Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

Мало кто знает, но среди казаков были и настоящие флибустьеры. Эти , и мало чем отличались от своих западных коллег.

Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец - это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов.

Как правило, чуб носили за левым ухом ,так как по суеверным традициям считалось что справа у человека находится ангел(добро), а слева черт (зло).

Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Некоторые считают, что казачество переняло эту причёску от черкесов на Кавказе и использовало его, как знак принадлежности к верхам казачьего общества.

Но в то же время в Киевской Руси, согласно некоторым историкам, чуб бытовал и также свидетельствовал о принадлежности к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включённое в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".


Описаны три уникальных черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Поначалу только герои из героев и атаманы могли носить такой же, как у князя чуб-хохол. Позже, это стало казачьей модой. После упразднения Запорожской Сичи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.


Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди