08.03.2019

Как жить, если ты прекрасно понимаешь, что ничего не имеет смысла и дальше есть только ничто? В одиночестве жизнь не имеет смысла


Вроде все хорошо, а внутреннее состояние отвратительное. Работаешь, бежишь по делам, общаешься, а на душе паршиво. И каждое утро настигает неизменный вопрос «Зачем?» Зачем я существую? Что я после себя оставлю? В чем смысл моей жизни?

Что такое депрессия? Вопросы, не дающие жить

Почему-то многие люди, говорящие про себя «У меня депрессия», не отдают себе отчет в том, что испытывают что угодно - плохое настроение, переутомление, грусть, безответную любовь, стресс, неудовлетворенность - но не депрессию. А ведь всё это не одно и то же. И чтобы понять, как выйти из состояния депрессии, нужно разобраться, что за зверь такой страшный - депрессия.

Случалось ли вам чувствовать, что внутри вас - пустота? Зияющая пустота, с каждым днем всё более и более увеличивающаяся в размерах? Даже не пустота. Черная дыра, высасывающая из тебя все соки и всю радость. Ощущение полной бессмысленности происходящего. Пытаешься найти хоть какое-то оправдание своей жизни, но не находишь его. Силишься нащупать хоть какое-то объяснение существования всего человечества, но ответы раз за разом ускользают от тебя, не оставляя никакого намека или зацепки.

Часто думаешь: «Люди день за днем совершают одни и те же действия, даже и не догадываясь о том, что всё бессмысленно. Ведь каждый шаг, так или иначе, приближает нас к смерти. И есть ли смысл вообще рыпаться, если всё равно итог известен?» И от осознания всего этого не было бы так мучительно, если бы ты мог хоть как-то объяснить цель своего пребывания здесь и сейчас. Но ты не чувствуешь цели, ты вообще ничего не чувствуешь. Только темноту в глазах да пульсирующее чувство безысходности, которое еще больше отравляет жизнь.

Как можно выйти из депрессии, если ничто не имеет смысла?

Каждый раз ты ложишься спать с мыслью о том, что хорошо бы было умереть во сне. Закрыл глаза - и более не открыл, ибо нет никакой радости от пробуждения и от осознания, что наступил очередной бессмысленный день, очередная пустая глава твоей жизни. Это невыносимо, словно читать книгу, напрочь лишенную смысла. Жизнь тянется, словно жвачка, которую до этого жевали, по меньшей мере, месяц. Безвкусная, бесцветная, бессмысленная и… паршивая. Но как выйти из состояния депрессии? Как, наконец, ощутить радость от жизни?

Советов о том, как самому выйти из депрессии множество, но они не помогают, не наполняют жизнь смыслом, не избавляют от паршивого состояния, когда даже не хочется есть.

Депрессию испытывают люди с определенным складом психического. Согласно Системно-векторной психологии, данный тип людей обладает звуковым вектором.

Подробнее о звуковом векторе и
бессознательных причинах депрессии вы узнаете на бесплатном онлайн тренинге по психологии 11 декабря

Задача, от которой невоможно отказаться

Каждый человек приходит в этот мир не просто так. Все мы - все 8 векторов - выполняем определенную роль. Но если функции большинства людей вполне осязаемы - направлены на внешний мир, то все поиски звукового вектора направлены за грани общечеловеческого бытия - во внутренний мир, мир метафизический.

Еще будучи четырехлетним ребенком, звуковичок задается вопросами, на которые не каждый взрослый может дать ответы. Почему мы живем? Кто такой Бог? Что будет, когда я умру? Почему, почему, почему? Эти вопросы преследуют звуковика всю его осознанную жизнь. Они растут в нем в виде нехваток и пустот. Депрессия - лишь реакция на эти невосполнимые пустоты, которые выросли уже до размера чёрных дыр. Которые гнетут, тянут... И иногда кажется, будто единственный выход избавиться от них - выйти в окно.

Какие же способы выйти из тяжелой депрессии предлагает нам Интернет? Почему это не работает?

- Переключите своё внимание на работу или хобби, что-то, что вас захватит.

Те, кто дает такой совет, понятия не имеют, что такое депрессия. «Звуковая» депрессия вообще никак не связана с бытовой жизнью или отношениями. Она возникает на фоне острейшего отчаяния от ненахождения ответов на главные вопросы звуковика: Кто я и зачем я здесь? В чем смысл жизни? И ничто земное не способно восполнить эту нехватку. Человек не может жить, не находя ответов.


- Творчество. Везде и во всем проявляйте своё творчество, свой дар, проявление Вас настоящего.

Действительно, творчество способно быть отдушиной для звукового человека, но как это может помочь как выйти из депрессии, если не происходит наполнения звукового поиска?

Но что же делать?

Ответ очевиден: чтобы выйти из депрессии, нужно перестать бегать от преследующих тебя вопросов. Нужно лицом к лицу встретиться с проблемой и решить ее раз и навсегда. И такая возможность есть. Найти, наконец, ответы, познать и понять себя и окружающих.

Дорога к себе. Депрессия излечима

К счастью, сейчас существует простой и доступный инструмент - Системно-векторная психология Юрия Бурлана - который помог выйти из депрессии большому количеству людей со звуковым вектором. Сотни людей получили превосходные результаты благодаря тренингу. Верить на слово не нужно - огромное количество уникальных отзывов реальных людей с фотографиями, пишущих под своими именами говорят сами за себя.

И, что самое главное, результат после тренинга - не временный, не мнимый. Он остается с вами навсегда.

Как вы думаете, что лучше: существование «на костылях» антидепрессантов - в состоянии полусна, сменяющемся нестерпимой болью, или же наполненная радостью и, главное, осмысленностью жизнь? Ответ очевиден.

Звуковой вектор - доминантный. А это значит, что пока его желания не наполнены, пока ответы на вопросы о смысле жизни не найдены, его обладатель не будет ощущать радость от обыденной жизни, какой бы насыщенной она ни была. А это значит, что без познания своего «я» и осознания своих желаний, вы не сможете выйти из депрессивного состояния. Реальный мир будет отдаляться и отдаляться, казаться всё более и более иллюзорным.

Дожидаться, пока реальный мир не превратится в маленькую точку, не стоит. Обменять ощущение тщетности бытия на волнительное предвкушение и далеко идущие планы на будущее возможно. Свернуть и вместо тупика найти выход на бесплатных лекциях по Системно-векторной психологии. Что есть пара ночей по сравнению с вечностью? Добро пожаловать!

11 декабря пройдет бесплатная онлайн лекция по системно-векторной психологии Юрия Бурлана , где вы сможете познакомиться с точнейшим знанием о человеческом «я». Регистрируйтесь на бесплатную лекцию! Уже сейчас лекции Юрия Бурлана собирают более 3 тысяч человек из более чем 100 стран единовременно.

Ты не один. И выход есть.

Наконец, просто не имеет смысла упрек, что Платон нарочно присоединил к слову: софист, возбуждающие презрение атрибуты. Во-первых, специально платонов смысл слова: софист, нисколько не произволен и не выдуман, а имеет под собой прочное основание в фактах действительности. Ведь, на самом деле была группа людей, называвшихся софистами и имевших те отличительные признаки, которые составляют содержание понятия: софист, в платоновом смысле! Спрашивается: были ли люди, переезжавшие из города в город и предлагавшие за хорошее вознаграждение научить всякого желающего мудрости и добродетели? Правда ли, что эти люди под мудростью разумели не философское знание о сущности мира, его происхождении, течении и цели, а разнообразные отрывочные сведения и мнения о языке и грамматике, строении речи, сведений из области мифологии и поэзии, законоведение и истории, математики и астрономии? Правда ли, что эти люди на основании этих сведений обучали различным искусствам, начиная от искусства управления государством до искусства домоводства и даже фехтование? Правда ли, что эти люди, обучая других мудрости, в тоже время отрицали истину, в смысле соответствия познания бытия, не признавали и не искали никакого незыблемого, общеобязательного и находящегося в природе вещей или в природе духа критерия истины, а видели его в большей или меньшей общепринятости их или других положений с одной стороны, или же в какой-либо приложимости их к практике с другой? Правда ли, что те же люди под нравственностью и добродетелью разумели не образ действий, основанный на каком-либо высшем? и безусловном принципе в различении добра и зла, а поведение, с одной стороны приноровленное к законам, существующим в обществе (легальность), и, что главное, к настроениям власть имущих в государстве в данный момент (тут не многих олигархов, там целой народной толпы, а здесь узурпатора-тирана), а с другой - поведение, приносящее упражняющемуся в нем расположению власть имущих, почет и уважение в обществе, государственной должности, власть, богатство и сопряженную со всем этим жизнь, полную удовольствий? Правда ли, что для достижения этой добродетели те же люди как главное средство предлагали искусство убеждать посредством речей власть имущих и, особенно в демократических обществах толпу народных собраний, причем предполагалось, что то, что нравилось этим власть имущим, или признавалось ими за истинное, полезное, почтенное, было таковым и само в себе? Правда ли, что для целей убеждения эти люди учили ссылаться129 на законы и обычаи в то время, когда сами думали, что законы и обычаи не имеют никакой нравственной обязательности, ибо суть дело человеческого произвола, противного и естественному, и нормальному ходу вещей, а также учили опираться на религиозные верования народа и сказания поэтов о богах, в то же время, считая эти верование и мифы пустыми баснями и аллегориями. Наконец, не правда ли и то, что эта группа людей ценила свою собственную деятельность на основании почета и доходов, приносимых ею?..

Но мы удовольствуемся этими вопросами и заметим, что для Платона (и для нас также) ответ на них был утвердительный. На основании выше перечисленных и других выше (в I главе) упомянутых признаков Платон образовал понятие софиста, существенно разнящееся от общеупотребительного. Конечно, можно пожалеть, что для нового понятия Платон оставил старый термин; но как мы заметили, беды от того во время Платона не было.

Итак, Платон образовал новое понятие, которое и соединял со словом: софист. Существенным признаком этого понятия было вовсе не то, на что особенно напирает Грот, т. е., что софисты брали деньги за обучение, а те особые обозначенные Платоном признаки, которые выделяли их из целого класса наемных учителей и специалистов. Точно также и не то, по Платону, было неодобрительно в софистах, что они брали деньги за свои труды и знания, а то, что они обратили в рыночный товар философию и мораль и тем скомпрометировали в глазах толпы свободнейшую и высшую деятельность духа, из которой исходят философское миросозерцание и нравственные начала для бескорыстной деятельности человека. Так как Платону очень хорошо было известно, что люди вообще не охотники как до философской истины, прямого приложения к потребностям жизни не имеющей, так и до предписаний истинной нравственности и обыкновенно расходов на приобретение этих благ не делают, то мудрость и добродетель, преподаваемые софистами и столь щедро оплачиваемые современной публикой, не могли быть в его глазах продуктами свободной деятельности духа, стремящегося к действительной истине и правде, и представляли мнимую мудрость и добродетель, т. е. подлаживавшуюся под субъективные интересы, настроения и цели вознаграждающих. Существенным моментом в платоновом понятии софиста была противоположность его философу, т. е., принципиальное отрицание всеобщей и безусловной истины и безусловного блага130. То, что софисты учили за деньги мудрости и добродетели было не причиною их отрицания, а следствием. Что обучение за деньги само по себе или вообще какая-либо специальная умственная деятельность за вознаграждение не были для Платона главным признаком софиста в его специальном смысле, а также и не заключали в себе для него ничего предосудительного, видно из того, что он не включал в число своих софистов людей специальных знати, хотя по общепринятой терминологии они были софистами. Недаром же лечили больных, напр., врачи Акумен и его сын Эриксимах, или недаром же обучал юношей математике Феодор, но в полном уважении отношении Платона к этим специалистам нет и следа, чтобы он их и подобных им причислял к софистам в своем смысле.

Два по пятьдесят, итого сто,- задумчиво пробормотал Саске. Парень, на вид лет от пятнадцати до сорока, в легкой растянутой майке и черных джинсах, задумчиво смотрел на черно-белый кулон в своей руке.

Ты о чём? - непонимающе спросил Наруто. Ему было ровно столько же, сколько и Саске: от сорока до пятнадцати. Взгляд его лазурных глаз отражал такое же непорочно-чистое небо, что распростерло свои бескрайние объятия у парочки над головами.

Ровно столько хороших и плохих поступков нужно совершить человеку, прежде чем он умрёт, - Наруто вообще не понимал зачем Саске затеял этот разговор посреди поля, покрытого золотистым ковром колосящейся пшеницы. Впрочем, о чём же ещё говорить, когда вокруг, куда ни погляди, бескрайняя степь, умытая влагой ангельских слез.

Зачем мы продаём тут ковры, Саске? - чем-то Узумаки напоминал большого и ленивого рыжего кота. Были ли в этом виноваты, мягкие и лохматые, золотистые пряди его волос, или же хитрый прищур голубых глаз, впрочем, это всё не так уж и важно.

А ты забыл? - бархатный голос брюнета прозвучал, словно шелест осенней листвы, после чего между двумя собеседниками разлилась сладкая, как топленое молоко, тишина. Никому из этих двоих не было ни неловко, ни неуютно. Эта тишина и была тем наивысшим проявлением человеческих отношений, когда молчание не отягощало, когда именно в нём и заключалась вся суть. Прекрасно, когда не приходится выдумывать всю эту елейную чепуху из сочетаний каких-то сладких, горьких, похожих на разноцветную мишуру, слов.

По небу стремительно мчались кучерявые облака, в воздухе пахло озоновой свежестью, такой обворожительной и ядовитой. Ветер словно пытался погладить бескрайнее поле, в миг потемневшее. На вкопанных в землю столбах, удаленных на одинаковое расстояние друг от друга с поразительной геометрической точностью, висели разноцветные ковры, сотканные будто из ниточек, из которых плелся весь этот мир.

Действительно, наверное, я просто забыл, - Наруто стало грустно, ему стало больно, так всегда бывает, когда постоянно забываешь смысл, постоянно спотыкаешься на ровном месте.

Я просто тебя люблю, а ты любишь меня, все очень просто, - отвечает Саске, смотря в голубые глаза, в которых, словно в море, тонут корабли печали. Поцелуй, последовавший за этими словами был нежный и легкий, словно ветер. И тут неожиданно все стало просто и ясно. Это поле, небо, ковры и они сами наполнились густым и тёплым смыслом под названием "любовь".

Ты постоянно об этом забываешь, но я всегда буду рядом, чтобы напомнить тебе об этом. Единственный смысл всего этого - любовь.

В небольшой тёплой квартирке подходил конец девичнику….

Неожиданно войдя в самую большую здесь комнату, любой бы расплылся в широкой улыбке, глядя на премилую картину: вокруг круглого стеклянного стола были тесно расставлены маленькие диванчики, кресла, да и просто разложены подушки, на которых, тихо щебеча «о своём, о женском» сидели девушки разных возрастов. Сидели кто как: и в турецкой позе, и «ноги под пятую точку», и просто подтянув коленки к подбородку.

Самой старшей девушке было двадцать два года. Самой младшей – четырнадцать. И все они были подругами.

Все здесь присутствующие когда-то, давно или недавно, наткнулись в интернете, в газете, а, может, просто на улице на объявление о наборе молодых парней и девушек в любое время года в танцевальную группу. Придя в первый раз в абсолютно незнакомый зал к абсолютно незнакомым людям, каждая из них нашла себя в танце….

И вот сейчас, часов в десять вечера, все девушки этой группы мило болтали о жизни на квартире одной из них….

Ох, девчонки…. – тяжело вздохнула невысокая брюнеточка, восемнадцатилетняя Лера.

Что такое, Лерка? – обеспокоенно спросила Катя, крепче прижимая мягкую подушку к губам. Девушки замерли в ожидании ответа.

А мой забыл про год наших отношений…. – с грустью прошептала Лера, глядя сквозь стеклянный столик, на котором теперь, к концу вечера, уже было свалено всё, что только можно….

В комнате заохали и заахали.

Да не может быть!

Вот козёл. Все мужики козлы.

Согласна!

В конце концов, увлёкшись новой темой для обсуждения, девушки напрочь забыли про саму бедную Лерочку. Та тихонько всплакнула, вытерла ладошкой слезинку и тоже начала с жаром обвинять всех мужчин на свете…. Молчала только самая старшая – Виктория.

Вдруг Саша крикнула, вставая с дивана и размахивая своей подушкой:

Мне бы умного парня! Эх, не то, что мой балбес….

Ты права, Сандра! И умных стало мало! А моему бы чуть больше скромности…. – недовольно прищурилась Леся, вспоминая своего Кольку. – А то вообще обнаглел в конец! Лезет куда не надо, когда не надо…. И самое главное – к кому не надо!

Все одобрительно закивали головой, перешёптываясь и попивая сок из трубочки. По комнате уже носился шёпот «Бабники, бабники они….»

Леночка, самая младшая девчонка, чьей грации все завидовали на занятиях, тихо пискнула, прожёвывая маленькую баранку:

А мой Витя не замечает, как я одеваюсь, как крашусь и как в принципе выгляжу….

Девушки, посмеиваясь, наперебой начали:

Да этим козлам вообще на всё плевать!

Перед ними хоть клоуном вырядись – не увидят!

Докатились мы, девушки, докатились с вами….

Кто-то уже продолжал:

А мне всегда попадались нерешительные парни…. Ужас, как обидно, когда надо самой всё делать….

Все разом протянули громкое «Ууууу….»

Мда…. Не повезло….

Я тоже не люблю таких! Делать первый шаг самой? Отвратительно….

Девушки ещё немного поговорили, как вдруг Виктория, которая всё это время молчала, поднялась и, собираясь, тихо сказала:

Девочки, вы меня простите, но я пойду…. Поздновато уже….

Все недовольно стали отговаривать её, но Вика была непреклонна. Она быстро собрала вещи и побежала в коридор.

Девушки лениво поплелись провожать её.

Вика уже почти выходила, накидывая лёгкое пальтишко на себя и подхватывая сумку, как вдруг Саша спохватилась и, преграждая ей путь, хитро спросила:

Вик.… А чего ты хочешь от мужчин? Ты так и не сказала….

Все внимательно наблюдали за тем, как Вика грустно повернулась, подыскивая подходящие слова….

Знаете…. Я всегда влюблялась в идеальных мальчиков…. Красивые. Умные. В меру дерзкие. В меру скромные. Спокойные….. А вы... на самом деле такие счастливые!

Девушки, опершись кто о что, заворожено слушали. Вика судорожно вздохнула и, пролезая под Сашиной рукой, на выходе тихо закончила:

Взаимность. Вот. Мне нужна только взаимность. А иначе…. всё остальное просто не имеет смысла.

В озможно, вам уже приходила в голову мысль, что ничто на свете в действительности не имеет значения – ведь через двести лет никого из нас уже не будет в живых. Это странная, эксцентричная мысль, поскольку непонятно, почему из того факта, что за двести лет все мы успеем умереть, должно следовать, что ничего из совершаемого нами теперь не имеет никакого значения.

Суть этой идеи, похоже, заключается в том, что наша жизнь – с ее борьбой за достижение каких-то целей, стремлением как-то устроить свою судьбу – это нечто вроде мышиной возни, и все это имело бы смысл только в том случае, если бы все эти достижения сохранились навеки. Но такого не будет. Даже если вы создадите великое литературное произведение, которое будут перечитывать через тысячи лет, все равно, в конце концов, и солнце погаснет, и саму вселенную постигнет коллапс, и все следы ваших трудов и деяний исчезнут. Как бы то ни было, мы не вправе надеяться даже на частицу подобного бессмертия. И уж если вообще есть какой-то смысл в том, что мы делаем, нам следует искать его в рамках самой нашей жизни.

Какие с этим могут быть трудности? Вы в состоянии объяснить смысл большинства своих поступков. Вы работаете ради заработка, который нужен для того, чтобы прожить самому и, наверное, вашей семье; вы едите потому, что испытываете голод, а спите потому, что устали; ходите на прогулку и созваниваетесь с друзьями, потому что это доставляет вам удовольствие; читаете газеты, чтобы узнать, что происходит в мире, и т.д. Если бы вы всего этого не делали, то чувствовали бы себя не в своей тарелке. Так в чем тут проблема?

Проблема в том, что, хотя большинству поступков – и значительных и мелких, – которые мы совершаем в жизни, находятся оправдания и объяснения, ни одно из этих самых объяснений не показывает, в чем же смысл вашей жизни в целом – смысл того целого, частицами которого /80/ являются все наши дела и поступки, успехи и неудачи, устремления и разочарования. Если вы задумаетесь над этим целым, то вам может показаться, что никакого смысла в нем нет вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя ничего не значило бы, если бы вас и вовсе не было на свете. А после того как ваша жизнь закончится, не будет иметь никакого значения и то, что вы все-таки когда-то существовали.

Разумеется, ваше существование имеет значение для других людей – ваших родителей и всех тех, кому вы небезразличны, – но, вообще говоря, их жизнь в целом тоже лишена смысла, так что, в конечном счете, не имеет значения, что вы для них что-то значите. Вы значимы для них, а они – для вас, и это, наверное, придает вашей жизни ощущение осмысленности, но, по сути, вы просто, так сказать, втянуты в игру взаимного признания. Поскольку уж человек живет, у него есть потребности, заботы и интересы, в силу которых какие-то люди и вещи становятся значимыми для его жизни. Но в целом все это не имеет значения.

Но имеет ли значение, что это не имеет значения? «Ну и что из того?» – можете вы спросить. «Достаточно уже того, что для меня имеет значение, успел я или опоздал на нужный мне поезд, забыл или не забыл покормить свою кошку. Большего мне и не требуется – надо просто жить». Это превосходный ответ. Но им может удовлетвориться только тот, кто действительно способен избегать более глубоких размышлений и вопросов о смысле жизни в целом. А уж если вы зададитесь таким вопросом, то вам откроется, что, возможно, ваша жизнь лишена смысла.

Мысль о том, что по истечении ближайших двухсот лет вас уже не будет на свете, – это просто способ уяснить себе, что ваша жизнь включена в более широкий контекст, так что осмысленности мелких повседневных дел и забот недостаточно для ответа на главный вопрос. А что, если ваша жизнь в целом все-таки имеет значение – значение по отношению и в связи с чем-то большим, чем-то высшим? Означало бы это, что она, в конечном счете, не бессмысленна?

Ваша жизнь может иметь более глубокое значение в самых разных отношениях. Возможно, вы принимаете участие в политическом или социальном движении, которое меняет этот мир к лучшему во благо грядущих поколений. /81/ Или же просто делаете все возможное для своих детей, обеспечивая их и их потомство. Наконец, вы можете считать свою жизнь значимой, исходя из религиозных соображений: ваше пребывание на земле – это лишь приуготовление к вечной жизни в прямом общении с Богом.

Я уже отмечал, в чем состоит проблема со смыслом, зависящим от общения с другими людьми, даже если это люди из отдаленного будущего. Если человеческая жизнь имеет смысл в качестве части чего-то более масштабного, то все равно можно спросить и про это последнее: какой смысл имеет оно само ? Ответ может состоять в отсылке к чему-то еще более масштабному, или ответа может не быть никакого. Если ответ все же дается, мы просто повторим свой вопрос. Если же ответа нет, то наш поиск смысла заканчивается на чем-то, что смысла не имеет. Но если бессмысленность допустима применительно к более широкому контексту, частью которого является наша жизнь, то почему ее нельзя допустить и по отношению к самой нашей жизни, взятой в целом? Что страшного в том, что ваша жизнь лишена смысла? А если это неприемлемо для вас, то почему это должно быть приемлемо в отношении более широкого контекста? Что нам мешает спрашивать снова и снова: «Но в чем все-таки смысл всего этого?» (человеческой истории, смены поколений и всего остального).

Упование на религиозный смысл жизни носит несколько иной характер. Если вы верите, что смысл вашей жизни состоит в исполнении воли любящего вас Бога, во встрече с Ним в загробной жизни, то, по-видимому, не подобает задавать вопрос: «А смысл этого в чем?» Тогда должно существовать нечто выступающее смыслом самого себя и не имеющее внешней по отношению к себе цели. Но именно по этой самой причине такое нечто сталкивается уже со своими собственными проблемами.

Идея Бога, по-видимому, такова, что на ее основе можно объяснить все остальное, но которая сама не нуждается в объяснении. Вот только затруднительно понять, как такое возможно. Если мы спрашиваем: «Почему мир таков, каков он есть?» – и получаем ответ с религиозной точки зрения, то что помешает нам снова спросить: «А это почему так?» Каким должен быть ответ, чтобы пресечь все наши /82/ дальнейшие «почему» раз и навсегда? А если эти «почему» могут прекратиться на каком-то этапе, то почему тогда, а не раньше?

Похоже, именно такие проблемы возникают в том случае, когда в качестве последнего оправдания ценности и смысла наших жизней ссылаются на Бога и Его волю. Идея, согласно которой наша жизнь есть исполнение Божьей воли, должна, как считается, придавать ей смысл таким образом, что дальнейшие вопросы о смысле излишни и недопустимы. Вопрос: «Какой смысл в Боге?» – столь же неуместен, как и вопрос: «Как можно объяснить Бога?»

Но для меня проблема с ролью Бога как предельного объяснения заключается в том, что я не уверен, что понимаю саму эту идею. Может ли на самом деле существовать нечто столь всеохватное, что сообщает смысл всему остальному, что в нем заключено, но само не имело бы никакого смысла и не нуждалось бы в нем? Нечто, о смысле чего нельзя было бы спросить извне, потому что никакого «извне» по отношению к нему нет.

Если роль Бога заключается в том, чтобы придавать нашей жизни смысл, который недоступен нашему пониманию, то это слабое утешение. Бог как последнее оправдание и последнее объяснение – это, похоже, непостижимый ответ на вопрос, от которого мы не можем избавиться. С другой стороны, может, в таком ответе как раз и заключена вся суть дела, а я просто не способен уразуметь религиозные идеи. Возможно, вера в Бога – это вера в разумность и постижимость Вселенной, однако не для нас.

Но оставим этот вопрос и обратимся к более скромным масштабам человеческой жизни. Даже если в целом жизнь и лишена смыла, то, возможно, по этому поводу не стоит так уж сокрушаться. Наверное, мы можем признать это обстоятельство и просто жить, как жили. Вся штука в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не терять почвы под ногами, и пусть оправданием жизни будет сама ваша жизнь и жизнь тех, с кем вас связала судьба. Если вы когда-либо спросите себя: «Какой вообще смысл жить?» – будь вы студентом, барменом или кем бы то ни было, – вы ответите: «Никакого смысла. Если бы меня вообще не было или если бы все на свете мне было безразлично, это не имело бы /83/ никакого значения. Но я существую, и кое-что меня волнует. Только и всего. Это все, что можно сказать».

Одних полностью устраивает такая позиция. На других она производит гнетущее впечатление, хотя и представляется неизбежной. Отчасти проблема в том, что некоторые из нас питают неискоренимую склонность воспринимать себя с излишней серьезностью. Мы желаем видеть себя значимыми «извне». Оттого, что наша жизнь в целом кажется лишенной смысла, какая-то часть нашего существа испытывает разочарование и досаду – та часть, которая всегда надзирает за тем, что мы делаем. Многие человеческие усилия, особенно те, которые направлены на достижение амбициозных целей, а не простое выживание и обеспечение комфорта, черпают энергию именно в ощущении собственной значимости – ощущении, что совершаемое тобой важно не только для тебя самого, но важно и в каком-то более высоком смысле: важно вообще и для всех. Отказ от подобной уверенности грозит нам утратой движущих стимулов – именно этот ветер раздувает наши паруса. Если жизнь есть нечто неподлинное, ненастоящее, несерьезное и впереди – лишь могила, то, наверное, нелепо так уж серьезно относиться к самим себе. С другой стороны, если уж мы не можем не воспринимать себя всерьез, то нужно, наверное, просто смириться с тем, что это выглядит смехотворно. Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна. /84/


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди