13.04.2019

Игры и развлечения. Праздники и события египта


Ставшими истинными национальными празднествами? Вы хотите поподробнее узнать, что значит для египтян 25 апреля или 6 октября? Не подозреваете, что происходит на коптское Рождество, на Новый год в этой стране? Так непременно стоит приехать сюда и лично принять участие в веселых праздничных мероприятиях!

У египтян, как у других народностей, есть свои праздники, которые они свято чтут и отмечают согласно сложившимся вековым традициям. При этом египтянам не чужды и те очень древние торжества, которые праздновались еще до разделения религии этого народа на христианство и мусульманство. В связи с этим в наши дни эти праздники отмечаются всеми египтянами, независимо от их религиозных предпочтений.

Одним из таких архаичных торжеств является Шамм эн-насим, или в переводе «запах ветра с запада». Отмечают Шамм эн-насим весной, древние египтяне его называли «Опет» и связывали с воскресением всего живого в природе. В коптском календаре он стоит после коптской Пасхи, празднуется в первый понедельник после нее, и совпадает с Пасхой православной.

По многовековой традиции в день Шамм эн-насим все египтяне вместе с многочисленными семьями уезжают на природу, устраивая пикники около воды. Особенно много людей съезжается на побережье Нила . На импровизированных столах появляются крашеные яйца, совсем как у православных, листья зеленого салата, первый лук, соленая рыбка.

В этот день никто не работает, он провозглашен выходным днем по стране, поэтому все могут никуда не спешить и предаваться покою и отдыху на природе. В этот день обязательно следует кушать много сладостей, дарить цветы, мелкие презенты в виде сувениров.

Так как с древности египтяне почитают священные воды Нила , то и в этот важнейший национальный праздник все стараются приобщиться к великой реке, прокатившись по ней на катерке или фелюге.

Поскольку Шамм эн-насим празднуется с радостью и мусульманами, и христианами, то его стали полагать неофициальным олицетворением единства всего египетского народа. Видимо, именно по этой причине Шамм эн-насим не канул в лету в течение веков, а сохранился, как великая национальная традиция.

Новый год по-египетски

Официальное начало года у египтян действительно приходится на 1 января, как и во всем мире, но, если обратиться снова к истокам истории , то выясняется, что древние египтяне начинали отсчет нового года с разливом благородного Нила . Они следили за восхождением священной звезды Сириус, которая предзнаменовывала грядущий разлив реки. Этот период для народа, живущего практически в пустыне , становился истинным великим праздником, с наступлением которого для египтян и наступал Новый год, как новый благословенный этап жизни.

Нильская вода слыла целительной, ее набирали в сосуды, кувшины и хранили, как святую воду. Во время разлива Нила местные жители ходили по домам родных и близких людей, чтобы вместе помолиться и поблагодарить богов за дарованную им живительную влагу.

Перед наступлением Нового года проводилась ночь бога Ра , бог Солнца повергал богов мрака и тьмы. Центральной фигурой при этом становилась Хатхор – дочь Ра , богиня музыки и любви. Во время празднования ночи Ра египтяне торжественно проносили по улицам ладью, в которой стояла статуя богини, а потом происходила церемония водружения Хатхор на кровлю храма.

В триумфальном шествии обязательно принимал участие сам фараон и его придворные. Статую Хатхор размещали в беседке, оформленной 12 колоннами, по количеству месяцев. С рассветом первый луч солнца первого дня года падал на статую, что считалось полученным благословением от бога Ра для всего Египта.

В сегодняшние дни мало что поменялось, многие египтяне, в особенности в деревнях, пожилые люди или просто консервативные, продолжают отмечать Новый год по старинке. Поэтому 1 января вы не увидите бурного веселья, красочного оформления улиц, широкого размаха, как в иных странах.

Единственно, кто радуется европейскому Новому году – это персонал отелей и туристических компаний. В Египет устремляются тысячи туристов, жаждущих экзотики. Для них встреча любимого праздника в этой необычной экзотической стране – изысканное удовольствие. Ведь, действительно, как здорово – на родине снег, мороз, метель и елки, а в Египте – песок, ласковое море, пальмы и пирамиды .

Тем более что для иностранных гостей турагентства и работники гостиничного бизнеса организовывают Новый год по полной программе – щедро и живописно украшаются деревья, интерьеры помещений, везде развешиваются серпантин и гирлянды, елочная мишура и игрушки. Здесь можно купить даже елку – настоящую или искусственную. Разумеется, натуральная ель стоит недешево, и ее могут позволить себе только обеспеченные граждане. В основном, люд приобретает искусственные ели и сосны, или иногда тую.

Но самое торжественное и необычайно популярное здесь растение в Новый год – это пуансетия. Этим великолепным цветком с красно-зеленой листвой принято украшать квартиры, дома, офисы и вообще все, что можно. Пуансетию используют в качестве новогоднего подарка близким. Кроме флоры в Египте принято дарить бижутерию и ювелирку, бытовую технику, электронику и предметы одежды.

Маулюд – мусульманский праздник

Если перевести на русский, Маулюд значит «день рождения», этот праздник религиозный и история его начата со дня прихода в мир пророка Мухаммеда. Ученые не могут назвать точную дату его появления, поэтому сегодня этот праздник символизирует и рождение пророка, и день его кончины. Он одновременно и радостный и скорбный.

Отмечают праздник Маулюд по мусульманскому лунному календарю на двенадцатый день месяца раби уль-авваль, эта дата плавающая, она определяется решением имамов. Этот день объявляется выходным, в церемонии празднования Маулюда участвуют члены правительства страны и ее глава.

Если строго подходить к возникновению Маулюда, то его нельзя полагать праздником каноническим, он стал отмечаться в стране только в 1207 году, гораздо позже возникновения ислама. Это, скорее, памятная дата, дань мусульманской традиции. Египтяне встречают Маулюд, прежде всего, в молитвах и добрых делах, угодных Богу.

Люди вспоминают пророка Мухаммеда, его благие дела и прославляют его, а имамы напоминают верующим о том, что они не должны отступать от заветов пророка. В этот день на улицах активно подают нищим, занимаются бескорыстными и благотворительными деяниями, отличников учебы награждают памятными знаками.

Благочестивая печаль и молитвы вовсе не мешают веселиться и радоваться. На улицах развешиваются цветные фонарики, гирлянды, везде проходят веселые шествия с музыкальными инструментами, люди подносят друг другу угощение в виде сладостей, а также популярных особых фигурок из сахара, изображающих всадников с копьями или «невесту Мухаммеда».

Коптское рождество в Египте

Мало кто знает, что копты – это египтяне, исповедующие христианство. Эта ветвь религии сохранилась с фараонских времен, сегодня копты во многом подражают православию, хотя, если строго подходить к канонам коптской церкви, она не является православной.

Коптская церковь насчитывает 400 православных общин, где в ходу арабский и коптский языки. Все копты носят особую татуировку на правом запястье, она представляет собой крест. Тату наносят на руку после прохождения обряда крещения. Крест символизирует, что человек готов мученически умереть за веру

Рождество у коптов отмечается так же, как и православных – 7 января. В 2003 году коптское Рождество стало официальным выходным днем в Египте, его празднуют, как и в православных странах, с крестными ходами, торжественными богослужениями. Очень интересно слушать эти богослужения в коптском храме, они не похожи на привычные нам песнопения и молитвы. Ведь истоки церковной музыки у коптов относятся к древнеегипетской музыкальной культуре , а инструменты, на которых играют в коптских церквях, сродни древним инструментам времен фараонов, поэтому их необычное оригинальное звучание совсем не то, к чему мы привыкли в православных церквях.

В Египте развито паломничество из разных стран, например, сюда любят приезжать на Рождество россияне, украинцы. Паломники посещают разные святые места, к примеру, церковь Святого Сергия, где ранее находился грот, в котором нашла приют Мария с новорожденным Иисусом, гору Синай, монастырь Святой Екатерины с Неопалимой купиной.

Помимо мероприятий религиозного характера копты широко и весело отмечают Рождество народными гуляниями, дарят подарки, организовывают изобильные застолья с мясом и сладостями.

    Мифологическая основа ритуалов, их воплощение в праздниках Древнего Египта.

    Праздники в восточных культурах

а) китайские обряды и праздники;

б) тибетские обряды и праздники;

в) японские обряды и праздники.

Цель лекции – выделить мифологическую основу и особенности проведения в праздниках древних цивилизаций.

Текст лекции:

1. Земледелие – один из признаков более высокой культуры народа. Первоначальная трактовка культуры - возделывание почвы. В Древнем Египте Доистория еще не закончилась (Карл Ясперс), поскольку первыми признаками истории является единобожие, появление философии. Есть несколько признаков язык (письменность), технические приспособления, погребение, разделение общества на слои.

Как и в первобытной, в земледельческой культуре человек зависим от природы, поскольку астрономический год делится на фазы посева и сбора урожая. Цикл жизни подчиняется природным явлениям. Обращение народа на берегу реки Нил к богам: “Привет тебе, о Нил, святая река, явившаяся с миром на землю, чтобы дать жизнь Египту. О таинственный бог, разгоняющий тьму, ороситель лугов, приносящий корм бессловесным тварям! О путь, текущий с небес и напояющий землю, о покровитель хлебов, приносящий радость в хижины! О ты, повелитель рыб! Когда нисходишь ты на наши поля, ни одна птица не тронет на них урожая. Ты – творец пшеницы, родитель ясменя! Ты даешь отдых рукам миллионов несчастных и вечную нерушимость храмам”.

В середине сентября до середины октября вода в Ниле достигает самого высокого уровня. В это время фараон с огромной свитой на нескольких десятках разукрашенных судов отправляется в Фивы благодарить богов за обильный разлив и совершить жертвоприношение на могилах предков. На обратной дороге из Фив народ толпился на берегах Нила, бросал в реку цветы, венки, букеты навстречу ладье фараона. В толпах народа некоторые стояли с изображениями богов или играли на музыкальных инструментах. Люди плясали, пели, хлопали в ладоши или бросали цветы навстречу ладье, где развевался черно-голубой флаг – знак присутствия фараона.

Праздник Опет, раскрывает миф о путешествии бога Солнца Амона из храма в Карнаке в храм Луксора. Торжество открывалось богослужением, которое совершал фараон в храме Карнака. Он принисил жертвы перед ладьей Амона. Параллельно приносились жертвы перед ладьям богини Мут, бога Хонсу, а также фараона. Эти ладьи были установлены перед храмом. После богослужения начиналась торжественная процессия. Жрецы несли 4 ладьи на берег Нила, устанавлилвали на кораблях, и начиналось путешестие Амона в Луксор. По берегу процессии жрецы, солдаты, музыканты, певцы, танцовщицы. После прибытия священных ладей в Луксор приносились жертвы богам: сначала на берегу, а после того, как ладьи переносились в соответствующее святилище местного храма, фараон приносил им жертвы.

Праздник Сед был посвящен 30-летию правления фараона.

Культ Осириса (бог Солнца) и Исиды (богиня Луны). Сложный ритуал воспроизводил поиски Исидой убитого Осириса, скорбь и плач народа, а затем воскрешение бога и радость народа. Торжества в честь Осириса открывались мистерией смерти и воскресения этого бога. В древнегреческой культуре возродился в мифе о странствующей Деметре, которая ищет свою дочь Персефону.

Ритуал подготовки тела фараона к погребению (вскрытие, очистка тела и подготовка к бальзамированию) воссоздавала миф об убиении Осириса Тифоном (богом ночи и преступлений). 70 дней лежал покойник в насыщенной содой воде, в память того, что злой Тифон утопил брата в Содовых озерах. И все эти дни, утром и вечером, жрица, переодетая Исидой, приходила в голубой зал, рыдала там и рвала на себе волосы, спрашивая присутствующих, не видал ли кто ее божественного супруга и брата.

После погребения мумии народ радостными криками приветствовал нового фараона, который плыл на ладье по течению Нила. Таким образом, продолжал существовать в сознании людей миф о возвращении Осириса из царства мертвых.

2. а) Разделение труда на мужской и женский. Миф о Ткачихе и Волопасе. Их встреча один раз в год знаменовала начало земледельческого сезона. Землю начинали пахать супружеские пары вместе. Осенью и весной, когда заканчивались полевые или ткацкие работы, парни и девушки из соседних деревень встречались на больших сборищах под открытым небом. Зима замыкала каждую семью в отдаленной от мира деревушке, лето же вынуждало мужчин и женщин проживать отдельно. Состязание между молодыми людьми, кто выберет яйца из гнезд. Соревновались и в сборе пучков подорожника, сборе папоротника.

С момента наступления морозов китайские крестьяне были вынуждены отдыхать. Все праздновали отдых природы и совершали переход в зимние жилища. Следующий праздник – окончание вынужденного отдыха.

У крестьян Северного Китая, где лошадь была главным средством передвижения, часто выезжали на “первую прогулку” в первый день Нового года в повозке. Существовал обычай забирать с собой первого встреченного по пути прохожего. Это был обрядовый выезд в новогоднюю ночь под названием “погоня за золотым жеребенком”. Существовала сказка о бедняке6, который на Новый год поймал в поле жеребенка, привел его домой, а наутро обнаружил, что жеребенок сделан из чистого золота. Образ лошади в китайском фольклоре символизирует богатство. Нередко мужчины в первые дни Нового года предварительно вооружившись устраивали сражение, которое могло закончится причинением тяжких увечий. Победить в сраженье означало обеспечить себе удачу на весь год.

Празднование Нового года – единственный в году период всеобщего безделья и праздности. В Китае оно называлось праздником фонарей или Первой ночи. Назначали шутовского правителя праздников – «чиновник фонарей». Он инспектировал освещенный огнями город. Его сопровождали комично одетые воины и дети, изображавшие ученых старцев. В доме, где не соблюдался обычай, чиновник брал штраф лепешками.

Шествие – «танец дракона». Группы любителей изготовляли из материи, бумаги и прутьев чешуйчатое тело чудовища и устрашающую морду с рогами, усами, горящими зелеными глазами и красным языком. Впереди несли золотистый матерчатый шар, изображавший солнце, который дракон стремился проглотить. Зачастую зрители бросали в дракона хлопушки и шутихи, а люди, скрывающиеся за его чешуей, излбражали нападение чудовища на толпу. Эта игра длилась до тех пор, пока дракон не разваливался.

Праздник летнего равноденствия – гонка лодок-драконов. Пришедшие к финишу первые становились героями. После этой гонки вода считалась очищенной и все зрители в нее окунались.

б) Праздник четвертой Луны в культуре Тибета.

Кукушка – символ любви в тибетском фольклоре – прилетает в начале 4-го месяца и приносила дожди. Месяц начинался с покаяния и поста. Молодежь отправлялась на гулянья. В дни праздников тибетцы покупали и отпускали на волю предназначенных на убой животных (можно было купить козла или барана, с тем чтобы их жизнь, спасти от ножа мясника), выпускали из клеток птиц, пускали в реки маленьких рыбок. В середине 4-го месяца отмечался праздник цветов. По всему Тибету люди старались выбраться за город, где собирались вместе и радовались весне. Девушки большой компанией собирались танцевать на мягкой зеленой траве под деревьями, устраивали игры, пели, танцевали, в то время как юноши подглядывали за ними. По берегам рек, на распустившихся лугах молодежь устанавливала палатки. Юноши в лучших одеждах состязались в песнях и танцевали вместе с девушками, все пили пиво.

Одним из важнейших праздников года был сокровенный праздник Вселенной, который по лунному календарю отмечался в 15-й день 5-го месяца (мог совпадать с летним солнцестоянием). Праздник начинался рано утром с почитания Духов-хранителей. После того как прорицатели начинали свои предсказания, все торопились в монастырь, чтобы узнать собственную долю в будущем. Согласно легенде, царь решил обратиться за помощью к богам, чтобы определить, как лучше править страной. Он приказал буддийским и бонским священникам проводить службы в 15-й день 5-й луны. В буддийский монастырь ударила молния, и царь счел это знаком, что религия Бон, как более могущественная, и стала в Тибете при Лангдарме официальной. Время прорицания выливалось в народный праздник. Все одевались нарядно, брали с собой угощение и отправлялись за город. В саду прорицателя или в соседних садах народ рассаживался, обменивался впечатлениями, новостями. В город возвращались поздно, праздничные хороводы оживляли городскую тишину до глубокой ночи.

Конец лета – начало осени совпадало в Тибете с началом сезона, который назывался Праздником кислого молока. По традиции в 3-й день 6 месяца новые управители устраивали угощение для всей общины кислым молоком. Театрализованные действия в этот день были посвящены тому, чтобы «укротить» злых духов, обитавших в горах и на скалах. Основными темами представлений были посев и сбор урожая, просьба о ниспослании дождя. Музыка определяла структуру спектакля. Он состоял из речитатива, арии, дуэтов, отдельно звучавшей инструментальной музыки.

в) Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку –

То бабочка была…

Праздновать по-настоящему японец может только на лоне природы. Его большие народные празднества – не что иное, как празднества цветов. Время праздников – когда природа меняет свой наряд, являя вечно новые прелести в вечно одинаковой последовательности. В конце февраля или в начале марта японцы празднуют начало весны, когда зацветает слива. Люди выходят на воздух, чтобы приветствовать молодую весну в первый теплый солнечный день.

В апреле цветет вишня. В это время украшаются не только сады, Нои жилища человека. Повсюду звучит музыка, и веселые путники гуляют под сверкающими деревьями, а дети, пестрые, как попугаи, резвятся на площадках городского парка. По старому обычаю праздник вишневого цвета венчает прогулка на лодках.

Во второй половине июня зацветает вистария – кустообразное вьющееся растение, с длинными зонтиками голубых мотыльковых цветков. Оно сплетает садовые беседки, в которых укрываются молодые люди, чтобы петь старые народные песни и в шутках проводить те чудесные ночи, которые составляют все очарование этой страны. Вистария – цветок молодежи. Ее праздник – праздник любви. Неделями она блестит при белом сиянии месяца, укрывая замечтавшиеся пары от нескромных взоров. Цветок быстро увядает и в июле – августе ему на смену приходит ирис. Его цветение символизирует праздник мальчиков.

Приходит осень, опадают листья, и жестокие ливни покрывают страну. Лишь изредка хорошие дни прерывают умирание природы. Ими пользуются для того, чтобы отпраздновать прощание с природой, собираясь в садах и цветочных домиках на праздник любимого цветка народа – хризантемы.

В обрядность праздника входит несколько ритуалов. В частности, в этот праздник все преподносят друг другу чашечки сакэ с накрошенными в них лепестками хризантем. Это означает пожелание предотвратить несчастья и пожелать долголетия человеку. В буддийских храмах прихожане приносят с собой на службу хризантемы и кладут их около ног статуи Будды. После окончания службы они вновь подходят к статуе и уносят с собой хризантемы, необязательно те, которые каждый принес. Хризантема по поверьям отводит болезни и несчастья.

Проводятся около общественных зданий выставки хризантем, выращенных в горшках. Неизменно популярны фестивали кукол из хризантем. На выставках представлены не просто куклы, но целые сюжеты на мифологические, исторические и современные темы. Куклы составляются не из срезанных цветов, а из растущих в земле растений с корнями.

Короткие выводы:

В земледельческой культуре человек зависим от природы, поэтому праздничные даты связаны с проведение основных земледельческих работ во всех древних цивилизациях

Ключевые слова: Древний Египет – праздник Опет; Китай – миф о Ткачихе и Волопасе, прздник Нового года, “танец дракона”; Тибет – праздник четвертой Луны, сокровенный праздник Вселенной, праздник Кислого молока; Япония – праздник цветения сливы, праздник цветения вишни, праздник цветеня вистарии, праздник хризантемы.

Вопросы для самостоятельной работы

Традиционные праздники и гарем фараонов

В древности у людей тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их праздники с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир». Определенной церемонии, обязательной регистрации брака, записи у какого-нибудь писца, очевидно, не существовало.

Фараон был сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему фараону охватывал всю страну и продолжался 90 дней. Велика ли была скорбь по ушедшему фараону в дальних уголках страны, где его никогда не видели, неизвестно, но уныние и страх перед неизвестностью наверняка были сильны.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хебсед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату – 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если фараон предчувствовал, что его дни сочтены и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.

Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет – богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.

Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили богов за помощь и просили не оставить их в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья – устраивали пиры, приглашали гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона – Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Амон, бог солнца, воздуха и урожая, творец всего сущего, был божественным покровителем Фив. Его изображали в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром анх в руке, символом вечной жизни, и в высокой короне шути, с двумя длинными соколиными перьями и солнечным диском между ними. Первоначально Амон был местным, фиванским божеством, но по мере усиления единства Древнего Египта, когда Фивы в эпоху Среднего царства стали столицей государства, Амон был провозглашен величайшим богом-покровителем всей страны. Его возвеличивали пышными определениями «мудрый, всеведущий бог», «владыка всех богов», «царь всех богов», «могущественный среди богов», «небесный заступник, защитник угнетенных». Праздник Опет начинался с того, что из Карнака, храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги бога Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» – выражение божественной вечности. Мут носила имена «владычицы неба», «царицы всех богов». Богиню представляли в виде статной женщины, голову которой венчали короны и гриф – обозначающий Мут иероглиф.

Хонсу почитали в Фивах как бога Луны. Во время Среднего царства его стали именовать «писцом правды», иногда отождествляя с богом Тотом. Хонсу проявлялся в двух формах – Милосердного и Управителя. Его считали также богом-целителем. Хонсу изображали в виде человека с серпом месяца и диском луны на голове, иногда с головой сокола-кобчика.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народу. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мин – очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что Мин сидел на своей ступени и принимал приношение – первый сноп нового урожая.

Мин – это древний бог плодородия, урожая, скотоводства, дарующий дождь и богатый урожай. Под его покровительством находились странники в пустыне, торговые караваны, считалось, что он помогал рождению людей и разведению скота. Первоначально в эпоху ранних династий, Мин, предположительно, был также богом неба, творцом. Мина изображали в виде белого быка или человека в короне с двумя перьями и с эрегированным фаллосом. Одна рука Мина была поднята выше головы, а в другой он держал плеть или молнию.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка, символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников знати. На некоторых рельефах (например, в Мединет-Хабу, поминальном храме Рамзеса III в Луксоре) участники ритуальной процессии носят на головах венцы из перьев. В честь бога Мина воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. Праздник, по-видимому, был не таким всенародным, шумным и веселым, как праздник Опет, но от этого не менее радостным. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте изменялось многое. Нравы и обычаи, видимо, тоже не оставались неизменными, но традиции были очень сильны. Так, например, великим правителям Верхнего и Нижнего Египта полагалось иметь гарем, причем весьма многочисленный. У фараона был даже не один гарем, а несколько, равномерно распределенных по всей длине Нила. Фараону не приходилось возить женщин с собой, но в каждом дворце, где он останавливался во время путешествия по своей державе, его ожидал богатый выбор холеных красавиц. В некоторых отдаленных гаремах жили женщины, которые уже состарились или перестали нравиться фараону. В гаремах жили не только наложницы фараона, но и их дети, а также близкие и дальние родственницы правителя. Например, в гареме фараона Аменофиса III находилось около тысячи женщин, а управлял гаремом специально назначенный чиновник.

Для египтянки попасть в гарем фараона было большой удачей и высокой честью. В отличие от наложниц правителей многих других стран, в Древнем Египте обитательницы гарема фараона обладали определенными правами и обязанностями. Женщины из гарема фараона имели свои собственные поместья, получали с них доходы, могли быть хозяйками ткацких мастерских, руководить производством.

Дети наложниц не имели никаких титулов, и их имена не сохранились в веках. Только в тех случаях, когда после смерти фараона не оставалось законного наследника, рожденного главной супругой фараона, на престол мог претендовать сын одной из второстепенных жен и наложниц, которая получала титул матери фараона. Но это случалось крайне редко, и был ли счастливчиком тот, кому неожиданно выпадала исключительная судьба божественного правителя Египта? Большой вопрос.

В гареме жили не только египетские женщины, но и иностранки, привезенные в Египет в числе военной добычи. Иногда в гареме коротали свои дни царские дочери из соседних государств, которых не по собственной доброй воле присылали фараону в подарок.

Иноземные принцессы были своего рода заложницами, чтобы коварные или воинственные соседи не совершали необдуманных действий против Египта. Некоторые принцессы, дочери и сестры правителей сильных и богатых государств называли фараона «братом» и считали себя почти равными ему. Принцессы прибывали ко двору фараона не в одной рубашке и не с пустыми руками, а с обязательным богатым приданым. В частности, принцесса Гилухепа из страны Миттани привезла с собой огромную свиту из 317 женщин. Другая миттанская принцесса по имени Тадучепа приехала в повозке, запряженной четверкой отличных лошадей. Это было ее приданое, которое включало еще целую массу предметов домашней утвари, ворох платьев, драгоценные украшения, золотая пекарская лопатка для хлеба и инкрустированный лазуритом веер от мух.

Несмотря на богатое приданое иностранные принцессы не играли в гареме фараона более значительную роль, чем другие наложницы. При египетском дворе царили неуклонно соблюдавшиеся законы и традиции, согласно которым фаворитки из гарема не имели влияния на политику и государственные дела, и вообще плотские утехи фараона – это была совершенно другая сторона жизни, хотя тоже строго регламентированная.

При всей своей огромной власти фараон был ограничен жестко установленными рамками и был, вероятно, не более свободен в своих поступках, чем любой из его подданных. Фараон, наверняка, ежеминутно помнил о присутствии управляющих миром могущественных богов, грозных и милосердных. Он ощущал свое родство с богами, причастность к великим делам, свою ответственность за благополучие Египта. Он верил в загробное царство и практически всю жизнь готовился к предстоящему пути на тот свет, к загробной жизни. Вера в загробную жизнь – одно из важнейших положений древнеегипетского миропонимания. И грандиозные пирамиды, и величественные гробницы с громадными поминальными храмами, и тщательно сохраненные мумифицированные тела доказывают первоочередную важность приготовлений египетских правителей к переходу в иной мир.

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

III. ГАРЕМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Я не сожалел о том, что на некоторое время задержался в Каире и во всех отношениях стал гражданином этого города, поскольку это, бесспорно, единственный способ понять и полюбить его, ведь у путешественников, как правило, недостает времени

Из книги Конец Великолепного века, или Загадки последних невольниц Востока автора де Нерваль Жерар

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ Мы продолжали свою прогулку и отправились осмотреть прелестный, украшенный ракушками и камнями дворец, куда изредка приезжают на лето жены вице-короля. Вокруг этой резиденции разбиты цветники в турецком стиле, похожие на узорчатые ковры. Нас

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Китайские национальные традиционные праздники Китай - крупнейшее государство по своему населению, составляющему на конец XX в. 1,2 млрд человек. Кроме того, вне Китая, в странах Юго-Восточной Азии и в Южной Африке, проживает огромная китайская диаспора, почти 100 млн человек.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем - это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем – это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Города и городские жители Традиционные праздники Япония - страна с богатой историей и культурой. Многие из важнейших исторических событий оставили след в японском календаре и отмечаются как праздники. Кроме государственных праздников, большую популярность имеют и

Из книги Пираты автора Перье Николя

Из книги Роксолана и Сулейман. Возлюбленные «Великолепного века» [сборник] автора Павлищева Наталья Павловна

Гарем – место запретное… Гарем придумали не Османы, они существовали и в Китае, и в Индии, и в Византийской империи, и на Руси (князь Владимир Святой до того, как стать настоящим христианином, имел целых три гарема общим числом в восемьсот красавиц), просто назывались

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Гарем Слово «гарем» имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в X в. они переняли от арабов эту традицию.До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте

Из книги Тайны египетских фараонов автора Сиднева Галина

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не

Из книги Расцвет и крах Османской империи. Женщины у власти автора Мамедов Искандер

Каким был гарем в XVII–XIX вв. Расположение помещений в гаремеВ XVII в. окончательно сформировалась структура султанского гарема, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до его ликвидации в 1909 г. Нынешнее расположение комнат и апартаментов в гареме

автора Пензер Норман

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман

Праздники в Египте довольно сильно отличаются от русских. Это обусловлено тем, что в Египте исповедуется ислам. Религия отражается как на конституции страны, так и на ее праздниках. В Египте отмечают как национальные и религиозные праздники, так и всем известные.

Официальные государственные праздники

Десять праздников в Египте являются государственными, в эти даты официальные заведения не работают. Например, Рождество Христово (7 января) и День труда (1 мая) – праздники, которые мы хорошо знаем. Также Египет широко отмечает и свои военные даты:

  • 25 апреля – день освобождения Синая в Октябрьской войне 1973 года. В 1967 году израильскими войсками был захвачен Синайский полуостров. Мирный договор, по которому израильские войска должны покинуть земли Египта в течение трех лет, страны подписали в 1979 году. Это произошло 25 апреля 1982 года, с тех пор эта дата считается памятной.
  • 23 июля – день революции. Праздник, посвященный Июльской революции 1952 года, когда национально-освободительное движение привело страну к самостоятельности.
  • 6 октября – день вооруженных сил. Несмотря на то, что 6 октября 1973 года Израиль одержал победу в арабско-израильской войне, египтяне считают, что доказали – такую страну, как Израиль, можно победить.

Кроме этого, в Египте есть мусульманские праздники с плавающими датами. Объясняется это тем, что мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, поэтому дата празднования относительно нашего календаря каждый год сдвигается:

  • Шам-Эль-Нессим – «весенний праздник». Отмечается в первый понедельник после православной пасхи. Название праздника переводится как «аромат западного ветра». Это праздник встречи весны.
  • Новый год по исламскому лунному календарю.
  • Мавлид – день рождения пророка Мохаммеда. Отмечается 12-го числа третьего месяца лунного мусульманского календаря. В этот религиозный праздник люди идут в мечети, где слушают проповеди о жизненном пути пророка. Празднуется это событие три дня.
  • Аид аль-Фитр – окончание священного месяца Рамадан. Отмечается в течение трех дней с богатыми застольями и народными гуляньями.
  • Аид аль-Адха – жертвоприношение по случаю окончания Хаджа. Этот праздник не дает забыть историю принесения в жертву Авраамом своего сына – Исаака. Проводится он в течение четырёх дней и отмечается через 70 дней после того, как заканчивается Аид аль-Фитр.

Знаменательные даты

Есть еще праздники, которые не являются государственными, и в эти дни все учреждения работают:

  • 1 января – Новый год по грегорианскому календарю. Готовиться к нему начинают с начала декабря. Повсеместно ставятся елки, украшенными гирляндами и Вифлеемскими звездами. Украшаются даже пальмы! По городу ходят Деды морозы. Делается это, прежде всего, для туристов.
  • 1 марта – день спортсменов. Подобная знаменательная дата есть во многих странах. Правительство Египта активно поддерживает спортивные начинания и финансирует многие спортивные клубы. В любом университете можно найти факультет спортивной культуры.
  • 21 марта – день матери. Официально празднуется с 1956 года. У египтян очень сильны родственные узы, поэтому этот праздник для них особенно важен. В эту дату все жители Египта преклоняются перед трудом матерей всего мира.
  • 15 августа – день разлива Нила. От этой могучей реки зависит вся жизнь жителей Египта, ведь именно она снабжает пресной водой всю страну. Много веков назад люди стали праздновать день, в который разливалась это великая река. Сейчас, когда в Египте построен Асуанский гидроузел, разлива уже не происходит, но египтяне не забывают традиции своих предков.

Военные праздники

Арабские мужчины питают особенную слабость к оружию. Поэтому в Египте широко и повсеместно отмечается любая военная победа. Также национальными военными праздниками египтяне считают:

  • 18 июня – день эвакуации иностранных войск в 1954 году. В этот день вспоминают людей, погибших 18 июня 1954 года.
  • 21 октября – День Военно-Морского флота Египта. 21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» был затоплен египетскими войсками.
  • 24 октября – День народного сопротивления. Памятная дата для египтян, посвященная годовщине захвата израильтянами города Суэца и героическому сопротивлению местных жителей. Эти события происходили во время Войны Судного дня.
  • 23 декабря – День победы. Праздник посвящается окончанию Суэцкого кризиса 23 декабря 1956 года.

Жители Египта очень трепетно относятся к своей истории и, соответственно, к своим праздникам, каждый из которых напоминает египтянам о каком-то важном событии. Всем, кто хочет посетить Египет и понять эту загадочную страну, стоит изучить ее праздники.

Праздники и события Египта 2019: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Египте. Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

15 — 30 августа 2019 Разлив Нила

Разлив Нила в древнем Египте был одним из главных праздников. Дело в том, что река всегда была единственным источником пресной воды в этом засушливом регионе. Разлив Нила отмечался ежегодно в течение 2 недель, начиная с 15 августа.

22 октября 2019 Фестиваль Солнца в Абу-Симбеле

31 декабря 2019 Новый год в Египте

В Египте календарь праздников включает в себя немало как светских, так и церковных дат. Египтяне - глубоко религиозный народ и не представляют, как может быть иначе. Мусульманские и христианские праздники отмечают с большим размахом. Не меньшая значимость придается понятию семьи и семейных ценностей, поэтому и отмечают памятные события, собирая всех родственников.

На Новый год улицы, торговые центры и гостиницы украшают искусственными елями и горшочками с туями. Натуральные елки здесь редки, их завозят из Голландии. Суровые «морозы» достигают плюс 16 градусов, поэтому в Египте даже в Новый год многие купаются в море. А в конце января приходит очередь Маулид ан-Наби - рождества пророка Мухаммеда. Торжественные религиозные церемонии сопровождаются народными гуляниями.

В праздник на улицах появляются украшенные флажками палатки, где можно купить сахарные фигурки в виде невесты пророка с бумажным веером и всадника с саблей.

22 февраля в Египте издавна отмечают Фестиваль солнца, посвященный коронации фараона Рамсеса II. Возведенный в честь фараона храм украшен статуями, расположенными так, что восходящее солнце играет на лицах и фигурных элементах, создавая удивительное световое представление, которое случается только два раза в год. Для туристов в этот день готовят развлечения с песнями и танцами. 21 марта египтяне отмечают День матери. В этот день родственники и друзья ходят друг к другу в гости, превращая праздник в торжественный церемониал с обменом любезностями.

День труда 1 мая не обходится без многочисленных демонстраций на улицах городов. А в первый понедельник после коптской Пасхи наступает самый яркий и неповторимый египетский праздник - Жам эн-Нессим, - что означает «цветочный аромат». Это праздник весны и сельскохозяйственных работ. В этот день накрывают праздничный стол с овощами, рыбой и крашеными яйцами - символом реинкарнации. Все египтяне отмечают этот праздник на свежем воздухе, выезжают на природу.

В первый понедельник после коптской Пасхи наступает самый яркий и неповторимый египетский праздник - Жам эн-Нессим, - что означает «цветочный аромат», это праздник весны и сельскохозяйственных работ.

В Жам эн-Нессим египтяне готовят особое блюдо - «фесих», - для которого предварительно солят в течение нескольких месяцев рыбу. Секреты приготовления передаются из поколения в поколение, а ошибки приводят к частым в этот день отравлениям.

Массовыми гуляниями встречают Национальный день освобождения от агрессии Англии, Франции и Израиля 23 октября. В этот день для жителей и гостей Египта организуют многочисленные концерты и фестивали. В конце осени в стране отмечают Новый год по Хиджре. Мусульмане считают: как человек проведет первый месяц года, так пройдут и остальные. Именно поэтому они стараются поститься и соблюдать религиозные обычаи.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди