17.02.2019

Для чего был построен стоунхендж. Строительство Стоунхенджа. Когда и как построили Стоунхендж. Дополнения к Стоунхенджу


Стоунхендж (Великобритания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Великобританию
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Овеянный тайнами и легендами Стоунхендж - это древний мегалит, расположенный на юге Англии , в районе Солсбери, в 130 км от Лондона. Это комплекс из 30 грубо обтесанных огромных столбов и плит из камня, поставленных друг на друга в концентрических кругах.

Назначение Стоунхенджа до сих пор до конца не разгадано учеными: одни считают его храмом, другие - астрономической обсерваторией, некоторые - гробницей, а легенды говорят о том, что здесь совершали ритуалы атланты, гиперборейцы и знаменитый волшебник Мерлин.

Это место - одно из самых загадочных в мире, оно отнесено к археологическим памятникам и входит в Список охраняемых объектов ЮНЕСКО. Множество туристов, желающих увидеть это чудо света, приезжают в Стоунхендж побродить вокруг камней. Приближаться к сооружениям запрещено, но на рассвете или закате можно войти в центр круга.

Происхождение

Основные загадки Стоунхенджа - кто, как и для чего построил столь монументальное сооружение. Каменные глыбы выдолбили в горной породе Презелийских гор и доставили сюда несколько тысяч лет назад, преодолев расстояние в 200 км!

Согласно распространенной гипотезе, мегалит был построен древними кельтскими жрецами - друидами и использовался как храм небесных светил, но она не согласуется с установленным археологами возрастом дольменов - 3-5 тыс. лет до н. э.

Кельтские легенды утверждают, что Стоунхендж - это святилище волшебника Мерлина, которое он сотворил силой магии.

Другое назначение, приписываемое мегалиту - языческое капище, где каменным идолам приносили жертвоприношения и проводились захоронения. Ученые пока склоняются больше к версии обсерватории древних. При помощи радиоуглеродного метода определили, что ров и земляные валы были сделаны около 5000 лет до н. э. После этого сюда доставили монолиты и из них составили круговую каменную конструкцию диаметром 30 м. Масса крупнейших элементов достигает 50 т, поэтому доставка и установка этих гигантов без современных технических приспособлений - настоящее чудо.

Многотонные вертикальные столбы покрыты огромными плитами и выглядят как колоннада. Между собой они скреплены системой пазов и шипов, отчего конструкция выдержала испытание временем и почти не развалилась.

Неподалеку от комплекса есть и другие интересные объекты. Например, в 5 км находится захоронение богатого человека, жившего во времена постройки мегалита. Силбери-Хилл - 40-метровый искусственный курган, он также в реестре Всемирного наследия, один из крупнейших в мире и ровесник Стоунхенджа.

Стоунхендж

Практическая информация

Адрес: Amesbury, Солсбери SP4 7DE. GPS координаты: 51.179177, −1.826284. (на англ.).

Как добраться: С групповой экскурсией из Лондона (стоимость от 60 GBP), на арендованном автомобиле или на поезде с вокзала Ватерлоо до станции «Солсбери», далее 40 минут автобусом Wilts & Dorset Stonehenge Tour или на такси за 25-31 GBP.

Часы работы: с 9:00 до 20:00 вход до 18:00. Стоимость билетов: 17,5 GBP для взрослых и 10,50 GBP для детей. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Описание Стоунхенджа поможет подготовиться к занятию и написать доклад или сочинения.

Стоунхендж краткое описание

Стоунхендж является символом Англии , он увековечил себя на тысячах снимков, в десятках фильмов. Это довольно мистическое место, которое находится в графстве Уилтшир, что в Англии. Почему он был построен — загадка.

Стоунхендж сделан из массивных каменных блоков до четырех метров высотой и окружен земляным рвом. По краям рва располагаются внутренний вал и внешний, являющийся границей всего комплекса.

Между внешним и внутренним валом располагается ров, в котором оставлена небольшая переправа. Далее по внутренней стороне вала располагаются 56 небольших круглых ямок, которые называют лунками Обри. Диаметр “кольца Обри” равен 88 метрам. Более чем в половине лунок были обнаружены забальзамированные тела людей. Затем идут два кольца диаметром 53м и 40м. Далее располагается сама каменная постройка. Из 30 камней выстраивается круг диаметром 33 метра. Внутри него располагаются трилиты, а в самом центре находится Алтарный камень. С северо-востока тянется так называемая “аллея” или “авеню”.

Стоунхендж был построен за несколько тысячелетий до нашей эры. По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. А сегодня Стоунхендж является популярным туристическим центром.

Как строили Стоунхендж?

Камни весом от 25 до 45 тонн, используемые в строительстве Стоунхенджа, доставлялись за 380 км из восточного Уэльса. Мегалитический комплекс строился между 3500 и 1100 гг. до н.э. в три этапа. Первоначально Стоунхендж I представлял собой кольцеобразный вал, окружённый рвом. Вдоль внутренней стороны вала было выкопано 56 углублений, позднее названных «лунками Обри» в честь их первого исследователя.

Снаружи от входа в земляное сооружение стоял 35-тонный «Пяточный камень». При строительстве Стоунхенджа II воздвигли два кольца из массивных сине-серых глыб. В центре круга водрузили 6-тонный камень, так называемый «Алтарь», а между «Пяточным камнем» и входом проложили земляную дорожку. На заключительном этапе строительства голубые глыбы заменили на 30 монолитов из песчаника-сарсена, а в пределах Сарсенового кольца установили подкову из пяти отдельно стоящих трилитов.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

Если бы в XII веке туризм был так же развит, как и сейчас, то знаменитый Ричард Львиное Сердце не стал бы рекомендовать в качестве достопримечательностей старой доброй Англии Биг-Бен или Музей мадам Тюссо.

Этот король, от крика которого приседали кони (так утверждают Ильф и Петров), для своей эпохи был очень хорошо образован и поэтому посоветовал бы явившемуся с добрыми намерениями и культурными запросами иностранцу посетить Стоунхендж. Тем более что расположен этот комплекс довольно близко от Лондона (около 130 км), на живописной равнине Солсбери в Южной Англии (ныне графство Уилтшир).

Еще задолго до Ричарда английские средневековые историки приводили описание Стоунхендж в летописях. Этот грандиозный комплекс – самый известный, самый крупный и, вероятно, самый древний объект мегалитической архитектуры («мегалит» в переводе с греческого языка означает «большой камень»).

Стоунхендж и его окрестности с 1986 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сюда ежегодно приезжают десятки тысяч иностранных туристов и жителей туманного Альбиона. Этот гигантский памятник стал символом всего таинственного и загадочного, не раскрытого еще наукой. Например, в 20-х годах прошлого столетия один из исследователей Стоунхенджа с необычным для археолога научным пессимизмом написал, что чем больше комплекс изучается, тем недоступнее становится его тайна.

Немного о названии и структуре комплекса

Само слово «Стоунхендж» очень древнее, поэтому происхождение его довольно спорное. Наиболее часто название переводят на русский язык как «Висячие камни».

Внутренняя часть архитектурного комплекса состоит из трилитов или трилитонов – П-образных каменных конструкций. Они представляют собой две стоящие рядом колонны, на которые уложен третий каменный блок в качестве перемычки. Курьез, но некоторых филологов эта перемычка заставила связать название со староанглийским «hencen» («виселица»). Виселицы в ужасную средневековую эпоху (не то что в наше время) сооружались в форме буквы «П» и своей формой напоминали трилиты Стоунхенджа.

Но трилиты только самая известная часть Стоунхенджа, весь архитектурный комплекс намного больше. Он представляет собой систему колец. Внешнее кольцо – это ров с валами, расположенными по внутреннему и внешнему краям. В глубине, сразу за внутренним валом, располагается кольцо из 52 лунок Обри (Джон Обри первым исследовал Стоунхендж в XVII столетии и открыл эти самые лунки). Еще два кольца состоят из 30 ям каждое (Y-лунки и Z-лунки). Далее следует другое большое кольцо. Первоначально оно состояло из 30 вертикальных блоков (в наши дни сохранилось только 17), вырубленных из сарсена – разновидности твердого песчаника. Поверх них располагались горизонтальные сарсеновые блоки-перемычки.

Внутри этого кольца находится другое, из «голубых камней» – меньших по размерам блоков голубоватого цвета. Далее уже поднадоевшие проектировщикам Стоунхенджа кольца сменяет «подкова», включающая пять трилитов, состоящих из самых крупных сарсеновых блоков. В самом центре, как «гвоздь подковы», располагается Алтарный камень, вырубленный из зеленого слюдяного песчаника.

В комплексе есть и так называемая «Авеню», состоящая из параллельно идущих пар рвов и валов, которые протянулись на три километра к реке Эйвон. На Авеню находится огромный менигр (слово из бретонского языка, буквально – «длинный камень») – Пяточный камень.

Грандиозность всего комплекса поражает даже современного человека, привыкшего к виду гигантов из стекла и бетона. А как же были поражены и подавлены величием Стоунхенджа древние посетители? К примеру, многометровые каменные глыбы комплекса варьируют в весе от 25 до 50 тонн.

Сарсеновые блоки и другие породы камня доставлялись к месту постройки за несколько сот километров, где располагались ближайшие карьеры. Каким образом их транспортировали, потом ставили вертикально, а тем более поднимали и устанавливали как перемычки, – на этот вопрос, наверное, лучше современных исследователей ответили бы строители египетских пирамид. Кстати, некоторые вполне научные версии сооружения Стоунхенджа предполагали участие древнеегипетских или крито-микенских строителей-«гастарбайтеров».

Сама область вокруг Стоунхенджа в радиусе 8–10 км включает в себя свыше 500 монументов из камня, земли или дерева. В частности, остатки Вудхенджа («Висячих деревьев»), который, судя по тому, что от него сохранилось, по своей планировке напоминал Стоунхендж.

Не удивительно, что некоторые исследователи считают Вудхендж его прототипом. Неподалеку от Стоунхенджа расположены два еще более древних памятника – Аверуби и Сильбури Хилл, образующие с ним равносторонний треугольник со сторонами примерно в 20 километров.

Гипотезы о создателях, или Кому и зачем это было нужно

По обилию и экзотичности гипотез о времени сооружения и назначении Стоунхендж не имеет себе равных среди гигантских и монументальных творений рук человеческих. Среди самых простых и прозаичных интерпретаций:

  • древнее элитное кладбище;
  • астрономическая обсерватория каменного века;
  • символ власти докельтских царей.

Существуют и более экстравагантные, но не столь научно доказательные версии, например:

  • карта, не больше и не меньше, как всей Солнечной системы;
  • каменный и явно неотрывной календарь;
  • первобытный навигатор – не очень компактный, но что-то вроде предтечи современного JPS;
  • портал в параллельные миры;
  • посадочная площадка для инопланетных космических кораблей;
  • концентратор и излучатель геомагнитной энергии и т.д. и т.п.

Как тут не вспомнить слова поэта:

«То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,

То у вас собаки лают, то руины говорят…»

Наибольшей популярностью в ученом мире пользовались гипотезы, так или иначе связывающие происхождение Стоунхенджа с кельтами – древними жителями Британских островов.

Например, разыскивались вполне реалистичные аргументы в пользу… легенды о том, что этот архитектурный ансамбль построил великий маг и чародей Мерлин (в некоторых версиях предания – всего за один день). Как пишут, Мерлин жил и творил во времена короля Артура – легендарного предводителя бриттов (приблизительно V век), собравшего при своей августейшей особе в Камелоте рыцарей Круглого стола.

Стоунхендж, вероятно, каким-то образом способствовал подвигам Артура и его рыцарей, а особенно – поискам Чаши Святого Грааля и спасению Прекрасных дам. Жаль, что ученые пока не нашли исторических доказательств реальности личности Артура, но некоторые предложили вполне достоверный мотив его действий: Стоунхендж был воздвигнут по приказу короля бриттов, который хотел таким образом увековечить свою победу над саксами.

Другой исторический миф рассказывал о том, что Стоунхендж представлял собой могилу королевы Боудики (Боадицеи). Судя по грандиозности сооружения и материалам, эта королева, согласно английским традициям, вполне могла бы претендовать на звание «каменная леди».

Однако с появлением методов датирования при помощи радиоуглеродного анализа многие ученые стали считать, что Стоунхендж представляет собой сакральный комплекс – разновидность культового сооружения, созданного знаменитыми кельтскими жрецами-друидами.

Сейчас в Интернете можно познакомиться с «сенсационными» результатами журналистских расследований, связанных с этим памятником. Основной их смысл заключается в том, что Стоунхендж не возведен в древности, а представляет собой великий обман: «бетонный новодел» XX столетия. В подтверждение гипотезы даже приводятся фотографии, сделанные смелыми папарацци на «стройке века».

Снимки, конечно, настоящие, но они запечатлели не что иное, как комплексную реставрацию Стоунхенджа, проводившуюся в 1901–1965 годах. В противовес идее «юного» Стоунхенджа в Сети можно встретить и тексты, в которых его возраст увеличивается до 140 000 лет (это задолго до появления не только Гомо сапиенс, но и его менее разумных и умелых предков).

Развитие естественнонаучных методов радиоуглеродного анализа внесло в исследования Стоунхенджа подлинную научную строгость и объективность. Оказалось, что комплекс возводился в несколько этапов. Начиналось все около 3000 года до н. э., когда были сооружены ров и вал. Заканчивалась история Стоунхендж, а точнее, его строительства в период между 1200 и 1000 годами до н. э., когда расширялся ров Аллеи.

Таким образом, если Стоунхендж создавался по единому плану (что само по себе практически невероятно, ведь за 2000 лет сменяли друг друга целые археологические эпохи, культуры и народы), то он представляет собой величайший долгострой в истории, намного превосходящий в этом плане возводившиеся столетиями готические соборы. А что, очень впечатляющий по времени результат по сравнению с каким-то одним днем, затраченным на строительство великим Мерлином!

Видео

Документальный фильм об одной из самых загадочных древних построек на Земле – памятнике Стоунхендж:

Д/ф о новой версии предназначения Стоунхенджа:


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди