08.07.2019

«Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей. Режим дня дошкольника. Примерный режим дня


Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 8700 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 10:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня дошкольника – так ли это важно? Многие родители время от времени сталкиваются с тем, что с изменением привычного режима дня для дошкольника, у малыша может испортиться аппетит, появляются проблемы с засыпанием. Если у ребенка определенный режим отсутствует вовсе, тогда детский организм не настроен на четкий ритм и проблемы неизбежны…

Твердо же установленный в семье распорядок дня способствует гармоничному развитию ребенка, приучает его к правильному образу жизни, к дисциплине и главное, способствует укреплению здоровья в растущем организме.

Итак, утро, ваш ребенок проснулся… Обычно с необходимостью вставать в определенное время дети сталкиваются впервые тогда, когда начинают ходить в детский сад. Это изменение в их привычном укладе воспринимается негативно. Утренний подъем, особенно когда родители слишком настойчивы или торопятся, нередко создает нервозную обстановку, а иногда перерастает в скандалы. Следует принять во внимание, что для нормального пробуждения ребенку требуется не менее 15 минут, к тому же сделать это ему будет легче, если к моменту пробуждения он успеет выспаться. Для этого родителям придется пересмотреть общий режим дня.

«Ритуал» утреннего пробуждения

Пробуждение ребенка должно быть спокойным и неторопливым, без ненужной спешки, резких движений и повышенного тона. Здесь вам хорошо помогут любимые мелодии малыша, которые лучше включать негромко, в фоновом режиме. Свет должен быть неярким, чтобы глазам ребенка не было больно. Во многих семьях существуют ритуалы пробуждения, когда все делается в строгой последовательности (например, мама сначала включает свет, затем музыку, гладит малыша, желает доброго утра и т. д.). Благодаря таким ритуалам у ребенка вырабатывается своеобразный рефлекс мягкого пробуждения. Большую пользу приносят упражнения, которые ребенок может делать еще в кровати – глубокие вдохи и выдохи, поочередное вытягивание рук и ног («потягушки»), а также легкий массаж, пока ребенок еще в постели.

Слишком быстрое, резкое пробуждение может испортить ребенку настроение на целый день, напугать его. Чтобы малыш не испытывал подобного психологического дискомфорта, его нельзя будить резким голосом, а тем более криком. Вблизи его кровати не должен звенеть будильник; нежелательно громко включать радио или телевизор, разговаривать. Кроме того, желательно, чтобы ребенок ложился спать в хорошем, позитивном настроении – иначе риск утренних капризов повышается.
Чтобы полностью проснуться и встать с кровати, ребенку требуется в среднем 15 минут. За это время он успеет потянуться, немного понежиться под одеялом и настроиться на то, что начался новый день, а все жизненные процессы в его организме плавно «переключатся» с ночного режима на дневной.

Утренние потешки для легкого пробуждения

Если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то эти чудесные потешки помогут вам поднять ему настроение.

– Мы проснулись, мы проснулись.
– Сладко, сладко потянулись.
– Маме с папой улыбнулись.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть–чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

Поставлю на пятки
Прямо у кроватки.
Сниму штанишки
С любимой малышки.
Посажу на горшок.
Обрадуй маму, мой дружок!

Здравствуй, Настенька!
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму!
К небу дочку подниму.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка – найдем!

Утром солнышко проснулось.
Деткам в окна улыбнулось.
Ты, Юрасенька, вставай,
И кроватку заправляй.

Стихотворение, которое можно использовать во время легкого массажа при пробуждении вашего ребенка:

Воздушный шар" href="/text/category/vozdushnij_shar/" rel="bookmark">воздушный шарик . Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни–и–и–з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дерево на ветру . ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Ножницы . ИП: то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Хомячок . Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10–15), надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.

Ныряльщики за жемчугом . Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Подуем на…». ИП: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо – вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом. Поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой.

Взрослый приговаривает:

«Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

Ну, а теперь – на облака

И остановимся пока».

Если ребенок «сова» и предыдущие способы вам не помогли, дайте ребенку поспать как можно дольше. При этом упростите и сократите все утренние процедуры. Будьте ласковы к ребенку, детей, которые с трудом просыпаются, нельзя ругать. В этом случае очень помогает отвлекающий разговор. Расскажите ребенку о вашем собственном детстве, о каких-нибудь смешных случаях из вашей жизни. Пока ребенок отвлекся, аккуратно помогите ему встать, предложите начать одеваться.

И самое главное, помните – утренняя улыбка освещает весь будущий день. Не спорьте из-за мелочей, сделайте утро по-настоящему добрым.

Дальше – гигиенические процедуры… Важно приучить малыша к тому, чтобы с утра он чистил зубы. Эта полезная привычка закрепится на всю жизнь, если будет привита в самом раннем возрасте. Надо показывать на своем примере, как и что нужно делать: правильно умываться, чистить зубы, причесываться.
Ребенка можно заинтересовать стихотворением или веселыми прибаутками, которые не только будут привлекать его внимание, но и поднимать настроение, приучая маленького человека к тому, что утро всегда начинается весело и хорошо. В будущем у вашего ребенка вместе с привычкой правильно умываться и чистить зубы утром закрепится твердая ассоциация, что утро – это хорошее начало нового дня. Важно не переборщить и сориентироваться, когда малыш начнет подрастать. Не забывайте, что детские стишки – только для маленьких детей, ну а подрастающие дети требуют иного отношения.

Подборка стихов для «ритуала» умывания и

иных гигиенических процедур:

Дружно чистят перья птички.

Умываются синички.

Белки, зайчики, мишутки

Тоже утром чистят зубки.

Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По зубам она идет.

Вверх и вниз, туда-обратно

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубы не болели

И как снег они белели.

Зайчики и белочки,

Мальчики и девочки

Утром две минутки

Чистят себе зубки.

Маленькие котики

Открывают ротики.

Зубки выстроились в ряд

Щетку с пастою хотят!

Деревянный забор

Ограждает двор,

Во дворе – табун коней,

А в заборе – сто дверей,

Чтобы выбраться на волю

Да побегать в чистом поле,

Кони ринулись волной,

Потекли живой рекой.

(Ответ: волосы и расческа.)

Железный ежик

С резиновой кожей,

Вниз иголками идет,

Иглами траву гребет.

(Ответ: массажная расческа.)

Худая девчонка –

Жесткая челка,

Днем прохлаждается.

А по утрам да вечерам

Работать принимается:

Голову покроет, да стены помоет.

(Ответ: зубная щетка.)

Белая река

В пещеру затекла

По ручью выходит –

Со стен все выводит.

(Ответ: зубная паста.)

Серебряная труба,

Из трубы – вода.

Вода бежит и льется

В белизну колодца.

На трубе два братца

Сидят да веселятся.

Один в кафтане красном,

Второй – в голубом.

Оба друга–брата

Заведуют водой.

(Ответ: умывальник.)

Алгоритм умывания

Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30–32°С), постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.

Мыло для детей нужно подготовить специальное. Основные требования к мылу:

· помещается в ладошке ребенка;

· приятно пахнет;

· имеет красивый цвет;

· может выглядеть как игрушка.

Создайте необходимые условия для осуществления самого процесса мытья рук. В первую очередь необходим специальный стульчик или табуретка, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. В результате его руки должны не задираться вверх, чтобы добраться до воды, а также как у взрослых кисти рук должны быть ниже или на уровне локтевых суставов.

Такое расположение не допустит затекания воды к плечам ребенка. Значит, не вызовет раздражения родителей и неприятных ощущений у ребенка. Особое внимание уделите устойчивости стульчика. В идеале, он должен быть достаточно широким, чтобы ребенок случайно с него не соскочил.

Хорошо, если ребенок сам будет включать воду. Однако и здесь также необходимо уделить внимание вопросам безопасности. Если ее нельзя соблюсти, то воду лучше включать родителям.

Подберите полотенце для ребенка и закрепите его на нужной высоте. Полотенце не должно быть слишком жестким, так как это может не понравиться ему и травмировать нежную кожу малыша.

Желательно закрепить дополнительное зеркало, в котором маленький член семьи сможет лицезреть себя во время мытья рук, корча сам себе рожицы. Это также пригодится для обучения ребенка процессу чистки зубов.

Следующий этап – завтрак , который также следует разнообразить.

Привлеките внимание вашего ребенка интересными историями о правильном питании (конечно, истории должны быть действительно увлекательными и ненадуманными – здесь вам всегда помогут сказки). Могут, конечно, возникнуть трудности с тем, что не все дети с удовольствием едят утром. Здесь также может помочь выдумка. Расскажите ребенку про приметы здорового и крепкого малыша – румяные щечки, блестящие глазки, звонкий голосок, сильные руки и т. д. Перейдите к продуктам, расскажите, что от яблок румянится личико, от молока белеют зубки и т. д. Не надо перекармливать ребенка утром, вызывая у него тем самым отвращение к еде.

Полезные советы, чтобы ребенок ел с удовольствием

1. Основное правило при кормлении детей – не зацикливайтесь на меню. Опирайтесь на свою фантазию и поддерживайте интерес к еде, разнообразив питание, еженедельно меняя используемые продукты, предлагая ребенку блюда на выбор. Малыши могут быть очень разборчивы в еде, – пусть ребенок выбирает и ест, что придется по вкусу.

2. Оригинально украшайте еду для детей, создавая замки, забавные фигурки. Пусть ребенок принимает участие в украшении блюд. Сделав такое блюдо, не забудьте дать ему не менее оригинальное название: «Зайкина каша», «Пюре от Маши и Медведя» и т. п.

3. К трем годам малыш уже должен питаться со всей семьей за общим столом, где он начинает учиться хорошим манерам и получает удовольствие от совместной трапезы.

4. Прививайте ребенку вкус к еде и развивайте интерес к рациональному питанию, привлекая его к совместному составлению меню, покупкам продуктов, приготовлению пищи. Пусть он поможет накрыть на стол и помыть посуду. Расскажите малышу, какие продукты полезны, а какие нет, как крепкое здоровье связано с рациональным питанием. Чтобы ребенок лучше понял, рассказывайте малышу сказки про то, как его любимый сказочный герой ест полезные продукты (пусть даже не очень вкусные), становится сильнее и умнее всех вокруг.

5. С ранних лет приучайте ребенка к здоровой и полезной еде. Иначе после трех лет будет сложно начать кормить его морковкой вместо конфет. Рекомендуется 2-х процентное молоко, нежирные сыры, йогурт. Предпочтение отдавайте рыбе и птице, а не мясу.

6. Не перекармливайте ребенка, поскольку это ведет в дальнейшем к избыточному весу и ожирению. Если ребенок ест немного, но часто, и здоров при этом, значит, это его индивидуальная норма.

Запомните, как ребенок привыкнет питаться с детства, так и сохранит эти привычки на всю жизнь!

Совсем маленьким детям

рассказывайте во время еды подходящие стихи о еде

Рецепт манной каши

Вскипятите молоко,
Соли, сахару добавьте,
Размешайте все легко,
Манкой медленно заправьте,
Интенсивно помешав,
Остудите, но не слишком,
И слюнявчик повязав,
Кашку можно дать детишкам.

(Игорь Коньков)

Пирожок

– Ты откуда, пирожок?

– Родом с поля я, дружок.

Я родился там зерном,

Был на мельнице потом.

Я в пекарне побывал,

А теперь на стол попал.

Если внутрь кладут творог,

Получается пирог.

Если ж поверху кладут,

То ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо!

Так и эдак вкусно!

(Т. Дмитриев, В. Берестов)

Маша и каша

Вот это – хорошая девочка.

Зовут ее Маша!

А это – ее тарелочка.

А в этой тарелочке…

Нет, не каша,

Нет, не каша,

И не угадали!

Села Маша,

Съела кашу –

Всю, сколько дали!

Кот не пьет на завтрак чай,

Просит: «Мяу, рыбки дай!».

Пес не пьет на завтрак чай,

Просит: «Гав, мне кости дай!»

Ну, а с мамой мы вдвоем

Чай на завтрак часто пьем.

К чаю – сушки, к чаю – плюшки,

К чаю – сладкие ватрушки!

Ну а кашу съем потом,

Вместе с псом или котом.

(Р. Федотова)

Я дружу немножко

Со столовой ложкой.

Только ротик открываю –

Ложка с кашкой заезжает!

(Э. Мошковская)

Кто у нас любимый самый?

– Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

– Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

– За веселую матрешку,

Сьешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку – за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше, не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котенка, за Тимошку

Эту маленькую ложку,

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает

Вырастет сильным,

Здоровым и красивым!

Если ребенок не ходит в детский сад и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры . И обязательно погулять.

Прогулка

О прогулках стоит сказать отдельно! Это абсолютно необходимый пункт в дошкольном распорядке дня. И не имеет значения, какая погода стоит на дворе. Ну, кроме урагана и проливного дождя или свирепой метели. Прогулки показаны в любую погоду, боязнь родителей, что ребенок замерзнет необоснованы. На самом деле большинство прогулок с детьми, к примеру, в морозную погоду быстро заканчиваются потому, что замерзает…мама или, (реже) папа. Малыш на прогулке все время движется, играет, он вырабатывает много тепла при движении. Родители же как правило, либо стоят на месте, либо тоже двигаются, но гораздо меньше. Ребенку очень трудно замерзнуть на улице даже в самый лютый мороз, так что не надо бояться низких температур при планировании прогулок.

Важность для здоровья регулярных прогулок в том, что во время них происходит закаливание малыша и тренировка важнейших функций организма!

Прогулки в теплое время более продолжительны, ребенок очень много времени проводит на свежем воздухе с минимумом одежды. Это укрепляет и закаливает весь организм и кожу ребенка.

Итак, прогулка является средством укрепления здоровья и физического развития детей, а именно: способствует повышению выносливости организма, устойчивости к простудным заболеваниям, закаливает, закрепляет навыки жизнедеятельности в естественных условиях.

Час обеда подошел…

Ваш ребенок вымыл руки и сел за накрытый стол. Во время обеда обязательно накормите ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения. Вторые блюда дошкольнику уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Для создания благоприятной обстановки за столом используйте те же приемы, что и за завтраком. И не забывайте про обучение ребенка правилам этикета за столом (рекомендации представлены Институтом Данон):

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами – большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель – как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку – в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) – это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом – это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из–за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых, и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

Организация дневного сна

Обязателен и дневной сон, который начинается примерно в 12.30–13.00 и заканчивается не позднее 15.30. Более позднее пробуждение малыша приведет к неизбежному более позднему укладыванию спать вечером и, соответственно, более позднему подъему утром.

Сон – это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Детский организм требует не только восстановления затраченной энергии, но и создания благоприятных условий для дальнейшего роста и развития.

Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. И в какой–то степени… для вас. Обычно многие дети засыпают днем спустя длительное время после укладывания. Вот почему так важно создавать благоприятную обстановку для сна. Если ребенок днем не спит, надо, прежде всего выяснить причину и постараться ее устранить. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые, говоря: «Ну, просто полежи, отдохни». Это неверно. С такими детьми нужно вести кропотливую работу, ведь привычка спать днем формируется так же, как и другие навыки. Укладывая ребенка, не бойтесь подольше посидеть около его кроватки, если он чем–то возбужден, успокойте, помогите ему найти наиболее удобную позу. Если же малыш не засыпает, несмотря на все ваши усилия, то, вполне вероятно, что он просто заболел или плохо себя чувствует. В этом случае необходима помощь врача.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность. К сожалению, в жизни этот фактор нередко недооценивается.

Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Засыпать он может лежа на правом боку или на спине, животе. Однако не заставляйте детей принимать в кроватях определенную позу, так как это сковывает его движения, затрудняет засыпание и снижает глубину сна.

https://pandia.ru/text/78/261/images/image015_9.jpg" align="left" width="276" height="193">Если ребенок с ранних лет привыкнет жить в режиме, способствующем его здоровью, то он с охотой будет выполнять его! Он и подумать не сможет, что можно не идти спать, если настало положенное для сна время! Кстати, передача «Спокойной ночи, малыши» заканчивается сейчас именно в 21.00 по московскому времени, а это идеальное время для того, чтобы начать укладывать малыша. Пока он почистит зубки, пока переоденется, пока полежит в постели перед сном и послушает мамину сказку на ночь (или папину) пройдет примерно 30 минут. То есть малыш спокойно заснет в период между 21.00 и 22.00 часами – это самое лучшее время для начала ночного сна в дошкольном возрасте!

Помните, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Комнату перед сном обязательно проветрите. Заботясь о длительности и глубине сна, сохраняйте тишину в комнате ребенка: выключите яркий свет, радио, не включайте телевизор, громко не разговаривайте.

Вечернюю сказку начните рассказывать, когда малыш лег в постель. Если ее рассказать прежде, чем он лег, то она будет лишь одним из приятных вечерних развлечений. Когда ребенок привыкнет слушать ее в постели, он сам будет стремиться поскорее оказаться там.

Кроме того, пусть сама кровать будет по возможности более привлекательной и уютной. Вокруг кровати расположите его любимые игрушки – так появится «мини–дом», куда ребенку будет приятно возвращаться каждый вечер и просыпаться по утрам.

Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки в одно и то же время крайне благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста.

«Общеизвестные истины», – скажете вы.

Но, положа руку на сердце, скажите, многие ли из вас неукоснительно соблюдают такой распорядок для своих любимых чад? Как правило, в большинстве современных семей дети живут по распорядку, удобному для их родителей… Подумайте над этим, пожалуйста, ведь речь идет о формировании у вашего ребенка представлений о здоровом образе жизни, то есть о его будущем здоровье.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Сон ребенка дошкольного возраста

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра.

Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон.

Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания.

Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы.

Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим дня. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Лучшая одежда на время сна - пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).

Во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°).

В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

Желательно, чтобы после пробуждения ребенок сразу встал. При этом следует учитывать, что переход от сна к бодрствованию у детей происходит различно: у одних почти мгновенно, другим же требуется минут 5-10, чтобы окончательно проснуться.

Самостоятельно одеться, застегнуть все пуговицы ребенку несколько труднее, чем раздеться. В течение всего дошкольного возраста у детей следует закреплять навык одеваться самостоятельно и аккуратно умываться и причесываться после сна.

С каждым годом в режиме дня все большее время вы будете отводить специальным занятиям с ребенком, так что с детьми шести лет проводятся ежедневно два, иногда и три занятия длительностью от 25 до 35 минут каждое.

При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола (окно или лампа должны быть расположены с левой стороны), соответствие размеров стола и стула росту ребенка. Рассматриваемый детьми небольшой по размеру предмет (книга, картинки) должен быть удален не менее чем на 30 см от глаз ребенка.

Прогулки

О прогулках стоит сказать особо.

Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, - важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять.

Вопрос о погоде (температуре воздуха, его влажности, силе ветра), при которой ребенок с пользой для себя может зимой гулять, не является окончательно решенным. Во многом его решение зависит от природных условий, в которых ребенок живет. Например, на севере нашей страны, где зима и длительна, и сурова, дети старшего дошкольного возраста
гуляют при морозе 30-35 .

В детских садах Норильска, в которых воспитываются дети, приехавшие не только из средней полосы, но и из южных районов СНГ, дети старшего дошкольного возраста выходят на прогулку, если нет ветра, и при минус 40. Естественно, в сильные морозы дети гуляют меньше, чем в другие дни. Перед прогулкой лицо ребенка смазывают вазелином. Если он озяб, ему предлагают зайти на короткое время (минут на пять) в помещение и погреться. Но даже 15-20-минутные прогулки при очень низкой температуре воздуха дают хорошую эмоциональную и физическую зарядку.

В холод ное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Натягивая на ребенка «сто одежек», родители руководствуются добрыми побуждениями: «Иначе простынет, заболеет». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные.

Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

Для воспитания у детей положительного отношения к прогулкам важно, что говорят о погоде взрослые. Если родители весело сообщают: «Сегодня хороший морозец», «Ветер, но он нам не страшен», «Дождик идет, но это не беда», - то их положительное Отношение к любой погоде передается и ребенку. Если же взрослые высказывают тревогу и неудовольствие по поводу сильного мороза, ветра, дождя, то это не может остаться не замеченным ребенком.

Но в основном отношение ребенка к прогулке определяется ее содержанием, в частности представляемой ему возможностью упражняться в различных видах движений. Совместные игры детей, катание с горок на санках, на дощечках, стоя, ходьба на лыжах, катание на коньках делают прогулку особо привлекательной.

Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде, которая нередко резко колеблется не только от одного дня к другому, но и на протяжении дня.

Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени. Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет .

7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Или

Тяги – тяги потягушечки,

На дочурку порастушечки!

8.00 – завтрак 8.30 – 9.45 – игры ребёнка, творческая деятельность 9.45 – 10.00 – сбор на прогулку 10.00 – 12.00 – прогулка 12.00 – обед 12.30 – 15.15 – дневной сон 16.00 – полдник 16.20 – 17.00 – игры, подготовка к прогулке 17.00 – 19.00 – прогулка 19.00 – 20.00 – игры и творческая деятельность 20.00 – ужин 20.20 – игры, подготовка ко сну 21.00 – 7.00 – ночной сон.

К этому хочется добавить, что режим дня детей дошкольного возраста должен быть пластичен. Не дёргайте и не ругайте ребёнка, если вы что-то не успеваете сделать. Ничего не будет страшного, если вы задержитесь на прогулку или немного проспите завтрак. Вы выстраиваете режим под своего ребёнка индивидуально. Но, важно помнить то, что, если Вы приучите ребёнка к режиму, то ему будет легче адаптироваться к детскому саду, а в последствии и к школе.

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Актуальность

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Распорядок дня дошкольника

Ориентировочный распорядок дня для ребенка-дошкольника в возрасте 3-7 лет следующий:

  • 7.00 -7.30 - подъем, умывание, зарядка
  • 8.00 - 8.30 – завтрак
  • 9.00 - 10.00 - игры, развивающие занятия
  • 10.00 - второй завтрак
  • 10.20 - 12.00 – прогулка
  • 12.30 - 13.00 обед
  • 13.00 - 15.00 – дневной сон
  • 15.30 - полдник
  • 16.00 - 18.00 – занятия, игры, прогулка
  • 18.30 - 19.00 – ужин
  • 19.00 - 20.30 – свободное время, игры
  • 21.00 - отход ко сну

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано). Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют. Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» - второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда. Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание , большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5-7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности. Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения. Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними. Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

Ссылки

  • Режим дня детей старше трех лет
  • Режим дня детей от 1 до 3 лет , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди