01.10.2019

Зинаида григорьевна. Последняя хозяйка Горок. Разлад с любимым мужем и попытка вернуть утраченное



Всего 101 фото

Всегда не знаешь поначалу, что следует раскрывать в теме подобного объемного материала (как в этом примере, об особняке Саввы Морозова) в первую очередь и на чем делать акценты - рассказать о хозяине особняка, о том, кто финансировал проект, его жизни, судьбе, об архитекторе особняка или историях и легендах Старой Москвы, связанных с ним. От этого впоследствии и будет зависеть впечатления моего читателя и, именно с таким оттенком будут рассматриваться фотографии этого особняка. Сам герой нашего исследования не просто «один из», - он выделяется и отличается от множества особняков Старой Москвы своим масштабным готическим архитектурным образом, им владел один из богатейших предпринимателей дореволюционной России - Савва Морозов, а архитектором особняка выступил один из моих самых любимых зодчих - Федор Шехтель. Ну и, кроме того, и наконец, «особняк Зинаиды Морозовой» рассматривается как один из наиболее главных претендентов на роль готического особняка Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Напомню, что появившееся желание написать об особняке Маргариты всколыхнуло не только мои давние впечатления о бессмертном романе Мастера, но и неуемное стремление отразить образы претендентов на эту роль в визуальном фото ряде для образного их представления... Поразмышляв несколько дней и помучившись насчет этих самых акцентов, я решил просто начать писать об особняке Саввы Морозова, доверившись внутреннему чутью, творческому порыву и исходной документальной информации. Что из этого получилось - будет виднее читателю. Таким образом, я просто буду излагать тему, а вы будете просто читать!) На том мы и остановимся… перед тем как вы решите открыть кат…)

Как всегда, всё начинается и заканчивается там, где пребывает Любовь и исчезает вдруг (...или понемногу) без остатка!)

Савва Морозов - известнейший русский предприниматель, имевший звание мануфактур-советника, являлся потомственным почетным гражданином. Родившись в семье богатых промышленников-старообрядцев, будучи воспитан в строгости, он зачастую по отношению к себе бывал очень экономен. Биографы даже отмечают, что Савва Тимофеевич мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из украшений в его кабинете был только бюст Ивана Грозного работы Антакольского…

В то же время по отношению к другим Савва Морозов мог быть очень щедрым. Так, его жена Зинаида Григорьевна, по имени которой и был назван этот особняк, а несколько лет спустя и любовница Мария Федоровна Андреева не знали ни в чем нужды, упивались роскошью и имели прямой доступ к капиталам Морозова для удовлетворения своих прихотей.
02.

Благотворительная деятельность считалась правилом для купцов и промышленников XIX в. Дед Морозова, бывший крепостной, не умевший читать, а также его отец, грамотный, но не имевший высшего образования, при этом очень умный и деятельный человек, вкладывали довольно большие средства в книгоиздание и меценатство. Будучи преемником своего успешного отца в деловой сфере, Савва повторил и превзошел его в деле накопления своего промышленного капитала.

Савва Тимофеевич Морозов зарекомендовал себя как филантроп. Он, в отличие от родителя, с большой заботой относился к рабочим своей мануфактуры, а те платили ему доверием. Он отменил наказания и штрафы, введенные отцом, обеспечил качественное медицинское обслуживание, первый из промышленников ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике. Морозов жертвовал на строительство больниц, родильного приюта. Давал деньги на издание книг. Но в то же время не давал ни копейки на то, что считал лжеискусством. Огромную поддержку в период формирования, к примеру, он оказал МХАТу. В общей сложности на нужды театра он издержал около полумиллиона рублей - огромные по тем временам деньги.
03.

В личной жизни Морозов был человеком столь же страстным и руководствовался своим сердцем. Каким бы делом он ни занимался, - всегда вкладывал в него душу. Биографы упоминают о двух романах мануфактур-советника, первый из которых нашел продолжение в браке. Он влюбился в бывшую жену своего далекого родственника, Зинаиду Григорьевну (в девичестве Зимину) и, несмотря на неодобрение родителей и скандал, женился на ней. Была она из купеческого рода.
04.

Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой - первый год замужества. Париж. Свадебное путешествие. 1888 год.

По свидетельству современников, женщина очень умная, но своенравная, Зинаида Григорьевна любила роскошь и богатство. Савва ей ни в чем не отказывал и неоднократно получал замечания от окружения по поводу того, что у его супруги то шлейф длиннее, чем у царственных особ, то букет богаче...
05.

Зинаида Григорьевна Морозова (Зимина)

Салон госпожи Морозовой пользовался большой популярностью в столице, однако допускались туда лишь избранные. Супруг в подобных собраниях появлялся крайне редко. Именно для Зинаиды, из любви к ней, в 1893-1898 годах, Савва и предложил Шехтелю построить ему на Спиридоновке настоящий рыцарский замок - особняк “в готическом стиле” по образцу тех, что миллионер видел в Манчестере, где в юности учился текстильному делу. Шехтель взялся за дело с энтузиазмом - он сделал для проекта около шестисот чертежей. Его можно было понять - не всякому архитектору в тридцать четыре года попадается клиент, который поощряет самые безумные фантазии и не считает денег на их осуществление.
06.

Федор Шехтель
07.


Рисунок Шехтеля
08.


Фасад Дома С.Т. Морозова
09.


Дом С.Т. Морозова на Спиридоновке

В декоре особняка Шехтель получил разрешение заказчика на всё, что он сочтет необходимым. Здесь было все, что может только прийти в голову при словах “рыцарский замок”. Готические арки, башенки, резные деревянные панели, витраж, панно и скульптура работы Михаила Врубеля, мраморные полы, сделанные на заказ ткани со средневековыми орнаментами и старинные гобелены - эти роскошества будоражили воображение москвичей задолго до окончания стройки - о том, что еще “учудил” в своем новом доме Савва Морозов, сплетничал весь город. В Москве еще такого явления никто не видел - для Шехтеля эта постройка стала поворотным моментом в его творческой карьере.
10.

Интерьеры Дома С.Т. Морозова на Спиридоновке
11.


Скульптура Михаила Врубеля.
Фото В.М. Рудченко из книги В. Сутормина "По обе стороны Арбата или Три дома Маргариты"

Наконец в 1898 году чета Морозовых переехала в отстроенный особняк, и общество смогло воочию увидеть, как оно всё получилось. Карьера Шехтеля сложилась в одночасье - новые заказы посыпались один за другим, потому что помимо исключительной красоты декора дом отличался очень удобной планировкой - все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» - парадной лестницы. Шехтель расположил их, следуя логике жизненного цикла хозяев, а не привычному по старым усадьбам принципу симметрии. В конце XIX века это сочли смелым и удивительным новшеством.
12.


В проекте особняка Шехтель отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы. Архитектор придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем другим фасадам здания.
13.

При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.

Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.


16.


17.


18.


19.

Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция...
20.

В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».

Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова - Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина... Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу - ухаживал за ней только он... После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала - «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину...
21.

Мария Андреева

Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!

Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.

Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.

В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.


25.

Михаил Павлович Рябушинский

Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной - «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.

Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков...».

В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.

Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.

Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Давайте подробней в деталях рассмотрим Дом Саввы Морозова на Спиридоновке...

49.


50.

51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.

То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита...
64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.

72.


73.


74.


75.


76.


112 лет назад, 26 мая 1905 г. случилось событие, из-за которого историки спорят до сих пор: крупнейший российский промышленник и меценат Савва Морозов был найден в его гостиничном номере в Каннах с простреленной грудью. До сих пор нет ответа на вопрос, было ли это суицидом или убийством. О Морозове написаны сотни статей и книг, а вот о его семье известно гораздо меньше. Судьбы вдовы промышленника и его детей сложились не менее драматично, чем его собственная, что заставляло суеверных людей говорить о злом роке, преследовавшем эту семью.



Похороны Саввы Морозова состоялись 29 мая 1905 г. в Москве на Рогожском кладбище. В похоронной процессии участвовало около 15 тысяч человек – все, кроме той женщины, которую он в последние годы любил и в чьей причастности к его смерти многие не сомневались. На похоронах не было актрисы Марии Андреевой, сыгравшей роковую роль в жизни Морозова. Говорили, что из-за нее он даже хотел развестись с женой, на которой женился по большой любви.



Зинаиду Григорьевну Савва увел у собственного племянника. За Сергея Викуловича Морозова она вышла замуж в 17 лет, но брак оказался несчастливым. Савва Тимофеевич влюбился в нее с первого взгляда, из-за их романа разразился скандал: Морозовы были старообрядцами, и развод для них считался недопустимым. Но Зинаида Григорьевна презрела традиции, развелась с мужем и вышла замуж за Савву Морозова.



Вместе они прожили 19 лет, у них родилось четверо детей, и брак был счастливым до тех пор, пока промышленник не увлекся актрисой Марией Андреевой. Зинаида Григорьевна не могла простить ему ни этой любви, ни увлечения революционными идеями, ни финансирования большевиков. По Москве поползли слухи о сумасшествии Саввы Тимофеевича. В 1905 г. Морозовы отстранили Савву от управления компанией и отправили на курорт за границу. Супруга его сопровождала и находилась в соседнем помещении в тот роковой день, когда прозвучал выстрел. По ее свидетельству, она видела убегавшего из комнаты мужа человека.



После смерти Саввы Морозова вдова унаследовала его состояние, но распоряжаться им так же, как муж, не захотела. «Князь Павел Долгорукий сказал, что приехал ко мне по поручению партии, наговорил кучу любезностей о моём уме и прочем, и как им будет лестно, если я запишусь в их партию. Я поблагодарила князя за честь, которую мне сделали, но я, по своему свободомыслию, ни в какую партию не пойду, так как не люблю рамок, и потом, я – богатая женщина, и когда будут у меня просить на дела партии, мне будет трудно отвечать, что у меня денег нет, и, кроме того, я совсем не симпатизирую кадетам», – говорила вдова.





В 1907 г. она снова вышла замуж – за своего давнего поклонника, градоначальника Москвы, генерала Рейнбота. Впрочем, многие считали этот союз заключенным по расчету: генерал получил материальную стабильность, а вдова – дворянство и возможность быть принятой в высшем обществе. Их брак распался в 1916 г. по инициативе Зинаиды Григорьевны. Ее мужа обвинили в казнокрадстве, затем последовала скандальная отставка и долгий судебный процесс. Жена наняла лучших адвокатов, и Рейнбот был помилован, но отношения в семье испортились, и они расстались.



На самом деле с гибелью Саввы Морозова неприятности для его родных только начались. После революции практически все члены семьи пострадали. Морозова-Рейнбот избежала репрессий, но лишилась всех своих имений и была вынуждена доживать свой век на съемной даче в поселке Ильинском, распродавая личные вещи. Все ее имущество было национализировано. В ее загородной усадьбе в Горках позже поселился Ленин. В 1947 г. Зинаида Григорьевна скончалась в забвении и бедности, пережив многих из рода Морозовых. «Как все-таки со всеми нами жестоко распорядилась жизнь!» – сказала она незадолго до смерти.



К детям Саввы Морозова судьба тоже не была благосклонна. Старший сын Тимофей пытался заниматься расследованием обстоятельств гибели своего отца, но вскоре был арестован. В 1921 г. его приговорили к смертной казни и расстреляли (по другим сведениям – он погиб во время гражданской войны в 1919 г.). Младшего сына Савву отправили в ГУЛАГ, а затем выслали из страны (точных сведений о нем тоже не сохранилось).



Дочь Мария была признана душевнобольной и погибла при странных обстоятельствах в психиатрической лечебнице. Избежать трагической судьбы удалось только младшей дочери Елене – после революции она смогла выехать в Бразилию.



А версии по поводу гибели Саввы Морозова историки обсуждают до сих пор:

С одним из её платьев связана такая история. В 1896 году на открытии Нижегородской ярмарки присутствовали августейшие гости – Николай II с императрицей и двором. После торжественного приёма церемониймейстер императорского двора сообщил мужу нашей героини о нарушении этикета – шлейф её платья оказался длиннее, чем шлейф платья императрицы. Муж был недоволен.

Однако и сам он, будучи одним из богатейших людей эпохи, позволял себе некоторые вольности – деловые документы подписывал по-царски просто "Савва". После его смерти Зинаида Морозова получила в наследство недвижимость и ценные бумаги, стала владелицей заводов и рудников на Урале, помещицей Владимирской и Московской губерний.

Родилась Зинаида Григорьевна Зимина в семье купца II гильдии. Семнадцати лет отроду её выдали замуж за Сергея Викуловича Морозова, который зачастую предпочитал компанию друзей обществу молодой жены. Накануне Рождественского бала он уехал на охоту – Зинаида Григорьевна проявила своеволие, отправилась на бал одна. За её спиной шептались, она делала вид, что не замечает. В этот вечер она встретила Савву Тимофеевича Морозова, дядю своего мужа. Позже Савва признался, что влюбился в неё с первого взгляда.

Презрев строгости старообрядческой морали, Зинаида развелась с мужем и вышла за Савву Тимофеевича. Его мать часто повторяла: "Уж порадовал ты меня, Саввушка. Первый жених на Москве, а кого в дом привёл... Что бесприданница твоя Зиновия – ещё полбеды, разводка, вот что плохо. Мало ли в Москве достойных фамилий, а ты Зимину взял, дочку купца второй гильдии, да ещё мужнюю жену, от племянника увел". Отец Зинаиды говорил, что ему легче было бы видеть дочь в гробу, чем второй раз под венцом.

В доме Саввы Морозова Зинаиду Григорьевну окружили учителя, воспитатели, портнихи и парикмахеры. Благодаря им и собственным способностям купеческая дочка очень быстро превратилась в светскую даму. Муж подарил ей особняк на Спиридоновке, для реконструкции которого она пригласила молодого архитектора Ф.О. Шехтеля. Именно после перестройки дома на Спиридоновке в 1896 году Шехтель утвердился в Москве в качестве признанного и очень модного зодчего.

В этом доме хозяйка принимала Станиславского и Немировича-Данченко, Качалова и Собинова, Чехова и Книппер, Левитана и Бенуа, известных адвокатов Маклакова и Кони. О Шаляпине она пишет в воспоминаниях: "Он приезжал и пел как райская птица у меня в будуаре. Обедал у нас запросто, и я помню, раз он приехал, а я лежала у себя с больной ногой (подвернула её) и обедать идти в столовую мне было трудно. Он сказал, что меня донесёт. Я думала, что он шутит. Вдруг он схватил меня и понёс".

На Спиридоновке устраивались балы и карнавалы, на которых бывала "вся Москва". Морозова понимала, что королеву признают в ней из-за денег, а не из-за происхождения, и даже парижские платья не сделают её профиль благороднее. Да и не похожа на записных красоток своего времени: её щёки не были румяными, плечи покатыми, а взор наивным – смуглая, "бровьми союзна", с тёмной цыганщиной в глазах, она была для своего времени слишком эффектна, слишком целеустремлённа, слишком расчётлива.

В браке с Саввой Тимофеевичем Зинаида Григорьевна прожила 19 лет. В 1905 году Морозовы отправились на французский курорт. К этому времени семья не без участия жены отстранила Савву от ведения дел – медицинское освидетельствование определило душевное нездоровье.

Лучшие дня

Зинаида Григорьевна не одобряла финансирование большевиков, не простила она мужу и роман с актрисой МХАТа Марией Фёдоровной Андреевой.

Смерть Саввы Морозова – тайна, в которой замешаны политика и большие деньги.* Однако сто лет назад была официально принята версия о самоубийстве. "В роду Морозовых уже были заболевания на нервной почве, в то время в большом купечестве в третьем поколении и в четвёртом почти во всех семьях были подобные заболевания". А его дочь – Мария Саввишна – и в самом деле сошла с ума.

Вдова унаследовала состояние Морозова, но богатство её не радовало. В этот смутный год она предпочла бы иметь мужа, а не деньги. Однако следовало жить дальше: у неё было четверо детей, младшему сыну – всего два года. Теперь Морозова почти не бывает в обществе, появляясь только на театральных премьерах. Но она продолжает общаться с друзьями, спорит о политике с Витте, умело распоряжается своими капиталами. Её дети получают хорошее образование, она коллекционирует фарфор и гравюры.

Горький, часто бывавший в доме Морозовых до смерти Саввы Тимофеевича, пишет: "В спальне хозяйки – устрашающее количество севрского фарфора, фарфором украшена широкая кровать, из фарфора рамы зеркал, фарфоровые вазы и фигурки на туалетном столе и по стенам на кронштейнах. Это немножко напоминало магазин посуды. Владелица обширного собрания легко бьющихся предметов m-me Морозова с напряжением, которое ей не всегда удавалось скрыть, играла роль элегантной дамы и покровительницы искусств". Понятно, чем раздражён Горький: в изящном интерьере он чувствовал себя слоном в посудной лавке. Но Морозова не оставалась в долгу – писала в дневнике: "Максима Горького люблю и уважаю, а с Алексеем Максимовичем Пешковым не дружу". Она винила его в крахе своей семьи – из-за него Савва Тимофеевич связался с революционерами и с Андреевой.

Морозова не вступила ни в одну из партий, причинами тому были не только собственные политические убеждения, но и элементарная бережливость: "Князь Павел Долгорукий сказал, что приехал ко мне по поручению партии, наговорил кучу любезностей о моём уме и прочем, и как им будет лестно, если я запишусь в их партию. Я поблагодарила князя за честь, которую мне сделали, но я, по своему свободомыслию, ни в какую партию не пойду, так как не люблю рамок, и потом, я – богатая женщина, и когда будут у меня просить на дела партии, мне будет трудно отвечать, что у меня денег нет, и, кроме того, я совсем не симпатизирую кадетам".

В 1907 году Морозова снова вышла замуж. На Кузнецком мосту она встретила своего давнего поклонника – генерала Рейнбота, бывшего тогда градоначальником Москвы. Он прислал ей розы, она поблагодарила его, они некоторое время переписывались, потом обвенчались. Рейнбот был женат, но развёлся. Морозова выходила замуж третий раз, и её фамилия стала двойной. Это был союз тщеславия и расчёта: нищий Рейнбот обретал материальную стабильность, купчиха Морозова становилась дворянкой. Рейнбот обратился в Московское депутатское дворянское собрание с просьбой внести в родословную книгу Московской губернии его жену – Зинаиду Григорьевну Рейнбот и выдать ей документы о дворянстве. Морозова подарила мужу 380 десятин пустопорожней земли, чтобы чета Рейнбот была внесена в родословную книгу московского дворянства.

Новый муж не оправдал надежд. При нём взятки стали совершенно законным явлением. Если владельцы игорных домов или торговых рядов выплату задерживали, то секретарь звонил и напоминал: "Генерал Рейнбот просил передать, что он по-прежнему живёт на Тверском бульваре". Рейнбота обвинили в казнокрадстве, последовали скандальная отставка и долгий судебный процесс, высочайшим повелением бывший градоначальник был помилован. Морозова нанимала лучших адвокатов, отдельным томом были изданы "Оправдательные документы по делу Рейнбота". Самолюбию гордой и умной женщины был нанесён сильнейший удар. В 1916 году по инициативе Зинаиды Григорьевны супруги Рейнбот навсегда расстались.

После революции Морозова-Рейнбот чудом избежала репрессий, но лишилась всех своих имений – ей приходилось продавать личные вещи и ценности. Дети умирали молодыми, внуки болели туберкулёзом, начиналась война. Зинаида Григорьевна Морозова умерла в 1947 году. Прах её покоится в семейном склепе Морозовых на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве. n

P.S. Из воспоминаний Татьяны Морозовой: "Я помню, как летом 1944 года, вернувшись из эвакуации, я – маленькая семилетняя девочка, была приведена на поклон к прабабушке. Комната вся была залита солнечным светом и казалась огромной. Посередине стоял стол, покрытый белоснежной вязаной скатертью. На столе – букет сверкающих голубым, белым, розовым ирисов. В углу – плитка, на которой прабабушка варила кофе. Аромат его, ещё мне не знакомый, разносился по комнате. Тогда, в голодные суровые годы войны, мне казалось, что я попала в рай. Меня поразили какая-то величественная стать прабабушки, её нарядное светлое льняное платье и отливающие голубым волосы. Осмелев, я спросила: "А что – ты старая Мальвина из сказки "Буратино"?" – "Деточка, даже прабабке не следует говорить "старая"!" – сказала она, не улыбнувшись. "Как всё-таки со всеми нами жестоко распорядилась жизнь", – вот последние слова, которые остались у меня в памяти".

Оригинал взят у vladimirdar в Особняк Саввы Морозова (Зинаиды Морозовой) на Спиридоновке

При проектировании особняка архитектор впервые применил характерный для его последующего творчества приём намеренного укрупнения отдельных декоративных деталей и увеличению высоты помещений, чем достигалась монументальность постройки. Шехтель первым из архитекторов привлёк к оформлению интерьеров начинающего художника М.А. Врубеля, который оформил малую готическую гостиную особняка тремя панно «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
14.

Новаторские приёмы, применённые зодчим при проектировании особняка Морозовой, позволяют некоторым искусствоведам и исследователям архитектуры прямо называть эту постройку Шехтеля шедевром и одним из лучших образцов городских усадеб.
15.


16.


17.


18.


19.

Правда, жизнь Морозовых в новом особняке протекала не слишком счастливо. В конечном итоге страсть Саввы к жене стала угасать, но светские приличия соблюдались, в том числе и ради четверых детей. К тому же, Савва был человеком нервным, с тяжелым характером… В этом доме Морозов какое-то время укрывал скрывавшегося революционера Баумана, которого тогда искала московская полиция...
20.

В 1905 году Савва Морозов, в сопровождении жены и доктора Селивановского, выехал в Берлин, а затем в Канны. Здесь 13 (26) мая он был найден в гостиничном номере мёртвым, с простреленной грудью. Официальные власти Москвы проявили самое уважительное отношение к этому трагическому событию. А.А. Козлов, тогдашний генерал-губернатор, писал градоначальнику графу П.П. Шувалову: «Ввиду имеющихся у меня документов, прошу Ваше сиятельство распорядиться о выдаче удостоверения об отсутствии со стороны администрации препятствий преданию земле по христианскому обряду тела мануфактур-советника Саввы Тимофеевича Морозова». На похоронах Морозова Козлов, подойдя к Зинаиде Григорьевне, которую он хорошо знал и в доме которой бывал, выразил ей соболезнование и прямо сказал: «Не верю я в разговоры о самоубийстве, слишком значимым и уважаемым человеком был Савва Тимофеевич. Потеря для всех - огромная».

Историк Ю.Г. Фельштинский подозревает в убийстве Морозова Л.Б. Красина (соратника Ленина). Именно эта версия развита в многосерийном художественном фильме «Савва Морозов» (РФ, 2007), в котором роль Красина сыграл Дмитрий Нагиев. Некоторые источники считают причастной к убийству любовницы Саввы Морозова - Марию Федоровну Андрееву, как агента экспроприатора Красина... Между прочим, Савва, зная об отношениях его любимой Марии Андреевой с его другом Горьким, не бросил возлюбленную, когда она попала в больницу - ухаживал за ней только он... После смерти Саввы Андреева судилась со вдовой покойного о наследстве, та проиграла, и деньги через Красина (Андреева так и написала - «отдать деньги Л.Б. Красину») ушли к Ленину...
21.

Мария Андреева

Однако, по воспоминаниям Максима Горького, сам Савва Тимофеевич ещё задолго до своей смерти говорил ему, что в его смерти заинтересованы черносотенцы, которые неоднократно присылали ему письма с угрозами из-за его участия в революции. Горький также указывал: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“»!

Похоронен Савва Морозов на старообрядческом Рогожском кладбище в Москве.
22.

Впоследствии вдова Саввы Морозова заявила, что не хочет жить в доме с “привидением”. Особняк был выставлен на продажу.
23.

В 1909 году Дом Саввы Морозова на Спиридоновке приобрел другой шехтелевский поклонник - Михаил Рябушинский. Дом был им куплен за 870 тысяч рублей вместе со всей обстановкой, который хотел жить рядом с братом, Степаном Рябушинским. Новый хозяин поселился тут вместе с женой, артисткой балета Большого театра Татьяной Фоминичной Примаковой.
24.


25.

Михаил Павлович Рябушинский

Рябушинский украсил дом шедеврами импрессионистов, китайскими и японскими акварелями, а также картинами Васнецова, Серова, Репина, Врубеля, Малявина, Богаевского. По его заказу в 1912 году Константин Богаевский для Большой гостиной создал три панно. Они назывались «Даль», «Солнце» и «Скала» и в каком-то смысле являлись продолжением цикла, выполненного Врубелем для Малой гостиной - «Утро», «Полдень» и «Вечер». Рябушинский прожил здесь недолго - в 1918 году уехал за границу, спасаясь от революции. При этом увез с собой всю обстановку, что возможно было увезти, вплоть до столового серебра. Перед отъездом хозяин часть картин отдал в Третьяковскую галерею, а часть, по некоторым сведениям, спрятал в подвале, закрыв люк тяжёлым неподъемным деревянным шкафом… А морозовский “замок” поступил в государственную собственность.
26.

Советские власти сначала открыли в доме приют для детей Бухарской республики. В газетных публикациях встречаются утверждения, что во время ремонтных работ в мае 1926 года нашли вышеуказанный люк и, в подвале, был обнаружен оставленный владельцем тайник, откуда извлекли «несколько старинных манускриптов, мраморный бюст Виктора Гюго работы Огюста Родена, более 40 живописных работ Брюллова, Тропинина, Репина, Бакста, Врубеля, Серова, Кустодиева и 80 акварелей русских и европейских мастеров XIX и начала XX веков...».

В 1929 году дом был передан Наркомату иностранных дел, к тому времени многое из обстановки уже исчезло, но новый дом приёмов обустроили выписанной из музейных запасников мебелью, а осыпавшуюся позолоту - заштукатурили. Во времена работы А. А. Громыко на посту министра иностранных дел им было дано распоряжение о восстановлении облика дома, чтобы он не уступал тем дворцам, в которых проводят приёмы западные страны.
27.

Была проведена масштабная реставрация, которая длилась около 10 лет. После её окончания в 1990 году сотрудниками МИДа был подготовлен и выпущен альбом со множеством фотографий. Позднее они очень пригодились для проведения работ по реставрации дома после большого пожара, произошедшего 4 августа 1995 года.

Здесь в 1996 году проходила встреча «Большой восьмёрки». Сейчас это дом приёмов МИД России, и особняк закрыт для посещений, но в последние годы здание участвует в проведении Дня исторического наследия Москвы и Дня музеев, и в эти дни возможно посещение.

Давайте подробней в деталях рассмотрим Дом Саввы Морозова на Спиридоновке...

49.


50.

51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.

То самое трехстворчатое окно, из которого могла улететь на бал Маргарита...
64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.

72.


73.


74.


75.


76.

Давайте теперь заглянем в замок Морозова и рассмотрим подробней захватывающие интерьеры Михаила Врубеля.
81.

В парадном холле - на стенах ткань с рыцарской символикой и деревянные резные панели.
Торшеры в виде рыцарей - немецкие, конца XVIII века.
82.


83.


84.


85.


86.

Деревянная парадная лестница особняка Морозовых украшена сразу двумя шедеврами русского модерна - скульптурной группой “Роберт и Бертрам” работы Михаила Врубеля и витражом “Рыцарь”, сделанным по его же эскизам. Во время пожара 1995 года витраж сильно пострадал - разбился и оплавился. Восстанавливали его по специальному заказу в Лондоне.
87.

Каминнный зал. Все камины в Доме приемов действующие - этот резной гигант из песчаника не исключение.
88.


89.

Малый каминный зал.
90.


91.


92.

Бывшая гостевая комната Саввы Морозова. Вся мебель и гобелены антикварные, XVIII и XIX веков. На стенах - панно Константина Богаевского, которыми украсил особняк Рябушинский. Они пострадали во время пожара и были восстановлены.
93.


94.


95.


96.


97.

Большой мраморный зал по декору отличается от остальных помещений - в нем нет ничего готического, его интерьер отдает дань классицизму старых русских усадеб. В этом зале сейчас проходят торжественные заседания с участием глав государств - в частности, переговоры “большой восьмерки”.
98.

Что касается «готического особняка Маргариты». Некоторые исследователи считают, что этот шехтелевский особняк и есть тот самый дом, доказывая это по ряду косвенных признаков и выстраивая множественные аналитические заключения вроде того, откуда и куда «светила луна» в тот памятный вечер начала полета Маргариты на Бал...
99.


«…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата…». Особняк несомненно прекрасен, но Спиридоновка явно не тянет на переулок, а Арбат не так уж и близко.

«…Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен. Трехстворчатое окно в фонаре, открытое, но задернутое шторой, светилось бешеным электрическим светом…». Сад при особняке присутствует, причем довольно приличный. В левой части фасада находится ризалит, но никак не башенка за́мка в виде фонаря. Трехстворчатое окно в ризалите явно присутствует.

«…Стукнула калитка…». Ворота особняка ну ни как ассоциируются с калиткой. Да и вообще, слишком шикарный это особняк для того, чтобы весь его этаж занимал один инженер, хоть и известный и уважаемый в нужных кругах.
100.


Но я, лично, не сомневаюсь, что именно этот особняк вдохновлял Михаила Булгакова, чтобы представить в нем королеву Марго. Как раз то самое место для Королевы Бала сами знаете у Кого! Так, что пусть этот готический особняк Маргариты им и остается. Не столь важно, что он не соответствует по ряду необходимых признаков. А важно то, что он символизирует собой реально живущие Легенды Старой Москвы, без которых и жизнь в нашем городе была бы скучной и не интресной.
101.

Источники:

Портал "ADархитектура". Дом приемов МИД на Спиридоновке. Текст: Евгения Микулина. Фото: Фриц Фон Дер Шуленбург.
Архитектурные планы: Латур А.“Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре”. 2-е издание., М.: Издательство “Искусство-XXI век”, 2009 г.
Портал «Савва Морозов - русский предприниматель и меценат 19 века». savva-morozov.ru.
Портал «Совершенно Секретно». Тайна самоубийства в Каннах. Сергей Нечаев. 25 Июня 2014 г.
Особняк Зинаиды Морозовой. Блог Виктора Сутормина "Путебродитель".

Википедия.

Vladimir d’Ar, 2016

Другие претенденты на роль "готического особняка Маргариты".

Зинаида Морозова – Рейнбот: Вдова известного мецената, которую выгнал из дома сам Ленин

Судьба Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот послужила бы сюжетом увлекательной мелодрамы. Сценаристам бы и придумывать ничего не пришлось. Ведь буквально любой факт из биографии этой женщины прекрасно ложится в канву «богатые тоже плачут», так любимую нашими соотечественниками.

С супругом своим, известнейшим меценатом Саввой Морозовым, Зинаида Григорьевна, а тогда юная 18-летняя Зина, познакомилась на собственной свадьбе. Правда, тогда она выходила замуж на внучатого племянника Саввы – Сергея Викуловича Морозова. И тут случилось то, чего случиться было не должно: Савва влюбился в невесту с первого взгляда. Уже после свадьбы он добивался и добился её расположения, а потом и любви. Скандал в добропорядочной семье старообрядцев! Но влюблённый Морозов пошёл даже против воли матери, организовал развод и на любимой женщине женился. И именно для своей Зинаиды Григорьевны построил в Москве дом на Спиридоньевке, ставший одним из лучших творений архитектора Шехтеля.

Кстати, роскошь Зинаида Морозова любила всегда. А ещё была она дамой расчётливой, умной и гостеприимной. Блистала на балах, встраивала приёмы и была при этом заботливой матерью для четверых своих детей и нежной, любящей супругой. У неё даже хватило терпения и мудрости пережить любовный роман супруга с актрисой Марией Андреевой. Время прошла, Андреева влюбилась в Горького, а её муженёк вернулся в семью.

Савва Морозов с детьми.

Но в 1905 году в Каннах случилась трагедия. Савва Морозов умер. И сегодня историки спорят, что это было – то ли меценат наложил на себя руки, то ли с ним покончили большевики, которым он, кстати, всегда помогал. Но сама Зинаида Григорьевна в самоубийство мужа не верила.

Итак, ей 35. Она вдова и у неё огромное состояние мужа. Зинаида Григорьевна вышла замуж на генерала Рейнбота, продала дом, подаренный мужем, и купила имение в Горках. В имении она всё обустроила на свой вкус и по последнему слову техники. Провела канализацию, водопровод, поставила унитаз и ванную из мейсоновского фарфора, провела телефонную связь и электричество. А ещё в доме были уникальные коллекции картин, фарфора и мебель из карельской берёзы.
Зинаида Григорьевна знала и революции и могла предвидеть, чем это всё закончится, но ехать в эмиграцию не захотела. Все её заводы, имущество и земля оказались национализированы, а её с 4 детьми (с мужем она к тому времени была в разводе) выселили в коммуналку – в 4 комнаты в Староконюшенном. А потом е с детьми и вовсе оставили 2 комнаты. А поскольку жить было ей не на что, Зинаида Григорьевна забрала детей и уехала в село Ильинское. Там распродавала вещи, и с этого жила.

А вот в Горках обосновались большевики. А точнее, там решили в имении Морозовой решили поселить больного Ленина. И решающую роль в этом сыграло наличие телефона – ведь «вождь мирового пролетариата» должен был находиться на постоянной связи со столицей.

Интерьер дома в Горках.

Ванная комната в Горках.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди