20.10.2019

Жизнь и деятельность П. Лесгафта, его система физического образования. П. Ф. Лесгафт - основоположник теоретической анатомии в России П ф лесгафт физическое воспитание


Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения Деметер Георгий Степанович

Жизнь и деятельность П. Ф. Лесгафта, его система физического образования

Яркий след в истории отечественной науки и культуры, в общественной жизни дореволюционной России оставил Петр Францевич Лесгафт (1837-1909).

Круг его научных интересов был поистине энциклопедическим: анатомия и физиология, биология и антропология, гигиена и лечебная гимнастика, педагогика и психология, физическое воспитание, история педагогики и история физического воспитания. В этих отраслях научных знаний Лесгафт создал многочисленные труды, до сих пор не потерявшие значения и научной ценности. В Лесгафте счастливо сочетались глубокий аналитический ум ученого, теоретика и талант организатора, общественного деятеля. Имя его было хорошо известно далеко за пределами России.

Тяга к знаниям проявилась у Петра Францевича уже в юные годы. Закончив с серебряной медалью гимназию, он поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию. По окончании академии в 1861 г. был оставлен на кафедре практической анатомии. С этого времени и начинается его научная деятельность. В 1865 г. он успешно защищает свою первую диссертацию на степень доктора медицины, спустя три года – вторую, на степень доктора хирургии. Молодого ученого приглашают в Казанский университет. Однако в Казани Лесгафт не проработал и трех лет. Уже тогда, в начале педагогической деятельности, проявились характерные черты его натуры. Верный своим демократическим взглядам, нетерпимый к порядкам, которые установила в университете реакционная профессура, Лесгафт открыто выступил на страницах газеты «С. – Петербургские ведомости» со статьей «Что творится в Казанском университете?» За это его увольняют из университета по «высочайшему повелению» без права преподавания в высших учебных заведениях России.

Лесгафт вернулся в Петербург к своему учителю, профессору Груберу, который поручил ему в частном порядке вести женский кружок по анатомии. В 1874 г. в нем уже было около 100 слушательниц.

В 1872 г. Петр Францевич начал работать во врачебно-гимнастическом кабинете доктора Берглинда в качестве консультанта по лечебной гимнастике. В те годы он и задался целью связать свои глубокие знания по анатомии с физическим воспитанием. В 1874 г. публикуется его первая работа по этой проблематике – «Основы естественной гимнастики».

Деятельность Лесгафта привлекает внимание военного ведомства. В эти годы военный министр Д. А. Милютин проводит реформу военного образования, стремится улучшить физическую подготовку в армии. В конце 1874 г. Главное управление военных учебных заведений (ГУВУЗ) приглашает Лесгафта для подготовки «Руководства гимнастики». Приступая к разработке «Руководства», ученый счел необходимым основательно изучить зарубежный опыт в этой области. Он получил возможность в течение 1875 и 1876 гг. побывать в 26 городах 13-ти европейских стран для изучения подготовки учителей гимнастики. Итогом стал обстоятельный труд ученого, вышедший в свет в 1880 г., – «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».

В 1877 г. при 2-й Петербургской военной гимназии Лесгафт организовал двухгодичные учебно-гимнастические курсы, которыми руководил в течение 5 лет (до их закрытия).

С 1886 по 1897 гг. Лесгафт читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета. Помимо анатомии, он знакомил своих слушателей с законами биологии, медицины, педагогики, этики. Все эти годы его лекции пользовались огромным успехом. Одновременно вел большую научно-исследовательскую и общественную деятельность.

Особенно знаменательными и плодотворными в творческой деятельности ученого были 90-е годы. В 1893 г. по инициативе и под руководством Лесгафта создается С. – Петербургская Биологическая лаборатория, история возникновения которой весьма примечательна. В 1893 г. ученик Лесгафта И. М. Сибиряков, видя, в каких условиях жил и трудился Петр Францевич, передал в его распоряжение 200 тыс. рублей и особняк стоимостью в 150 тыс. рублей. Спустя годы Лесгафт говорил, что из той баснословной суммы для своей квартиры он не прибавил ни одного лишнего стула. На эти средства и была создана С. – Петербургская Биологическая лаборатория – любимое его детище.

В сентябре 1896 г. в помещении Биологической лаборатории после многолетних настойчивых усилий ученого были открыты «Курсы для приготовления руководительниц и воспитательниц физических упражнений и игр», положившие начало знаменитым «Курсам Лесгафта». С 1898 г. они именовались «Курсы руководительниц и воспитательниц физического образования», с 1905 г. – «Педагогическое отделение Вольной Высшей Школы». Это было первое в России высшее учебное заведение по физическому воспитанию. «Курсы Лесгафта» были женскими. Горячий поборник женского образования, Лесгафт сделал много для приобщения женщин к образованию. «Степень совершенствования общества, – считал ученый, – всегда вернее определяется степенью сознательного участия в заботах о детях и их благе, а это достигается только образованием и связанным с ним развитием женщины».

Лесгафт отдал много сил, творческой энергии организации деятельности вышеупомянутых курсов. Им были разработаны учебные планы, включавшие широкий комплекс дисциплин: математику, механику, физику, химию, анатомию, физиологию, гигиену, ботанику, биологию, зоологию, эмбриологию, психологию, педагогику, историю педагогики и физического образования, теорию движений, общую моторику и др.

П. Ф. Лесгафт первым поставил вопросы физического воспитания на научную основу, заложил фундамент теоретической анатомии, биомеханики, разработал научные основы семейного воспитания, стал основателем оригинальной научно обоснованной системы физического образования для детей школьного возраста, которая базировалась на анатомо-физиологических, гигиенических, психологических, возрастных особенностях занимающихся.

Основополагающие принципы своей системы Лесгафт изложил в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (ч. 1, 1888; ч. II, 1901). Здесь он последовательно, глубоко, аргументировано проводит мысль о единстве всех сторон воспитания, о неразрывности воспитания и образования. Лесгафт утверждал, что определяющую роль в формировании личности ребенка играет окружающая его социальная среда – семья и школа. При этом решающим фактором выступает обучение и воспитание. Он рассматривал обучение как фактор гармонического развития ребенка. Главная задача воспитания, по Лесгафту, «поставить ребенка в условия, при которых он мог бы свободно и гармонически развиваться, как физически, так и умственно». При этом Лесгафт особо подчеркивал, что «умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». Он научно доказал теснейшую связь физического и умственного воспитания. Вместе с тем он показал неразрывную связь физического воспитания с нравственным. Считая, что задача школы – «выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях», Лесгафт отмечал, что в решении этой задачи нравственного воспитания особенно велика роль физического воспитания. Взаимосвязь и взаимовлияние физического, умственного и нравственного воспитания – основная идея теории физического образования П. Ф. Лесгафта, характеризующая его оригинальный подход к физическому воспитанию как равноправной с другими сторонами образования и воспитания составной части формирования человека.

Целью образования, считал Лесгафт, является формирование гармонически развитых людей, обладающих «идеально-нормальной» личностью. Задачу физического образования Лесгафт видел в том, чтобы обучить ребенка умению «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично». Лесгафт подчеркивал, что школа не может существовать без физического образования. «Физические упражнения должны быть в школе непременно ежедневными», «по возможности, между отдельными уроками и при одинаковом с ними значении».

Лесгафт предлагал использовать сравнительно небольшой набор естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, борьбу, упражнения в сопротивлении, простые гимнастические упражнения, игры, экскурсии. Эти средства физического воспитания применяются в различных условиях и в разнообразной форме, в постепенно усложняющихся условиях в зависимости от педагогических задач. Система физического образования, считал Лесгафт, должна быть строго выдержана в смысле постепенности и последовательности применения упражнений.

Все рекомендуемые упражнения в зависимости от педагогических задач Лесгафт свел в четыре группы: I группа (для младшего школьного возраста, от 7–8 до 12 лет) – простые упражнения; II группа (для детей среднего школьного возраста, 12-15 лет) – упражнения с увеличивающимися напряжениями; III группа (для среднего возраста, 15-18 лет) – упражнения, способствующие изучению пространственных соотношений, упражнения в распределении работы по времени; IV группа упражнений (для всех возрастов) применялась параллельно с первыми тремя в сложных условиях (игры, туристические походы, экскурсии и др.).

Одно из требований Лесгафта – добиваться сознательности в выполнении упражнений, заставлять человека думать над движением. Лесгафт требовал, чтобы учитель, знакомя учащихся с упражнением, предварительно объяснял, для какой цели и как его выполнить. Он считал чрезвычайно важным, чтобы занятия проходили на основе краткого и точного объяснения преподавателя. Показ упражнения преподавателем играл вспомогательную роль. В этих требованиях П. Ф. Лесгафта находит отражение его идея о связи физического воспитания с умственным, о роли физических упражнений для умственной деятельности.

Лесгафт предъявлял высокие требования к педагогу, считая, что «руководитель физическим образованием должен быть хорошо образованным человеком».

Творческое наследие Лесгафта и сейчас остается весьма актуальным как для теории, так и для практики физического воспитания.

Память о выдающемся ученом-энциклопедисте, одном из основоположников российской науки о физическом воспитании увековечена присвоением его имени Государственной академии физической культуры и Санкт-Петербурге. В 50-х годах XX в. благодаря усилиям профессора ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта Г. Г. Шахвердова были изданы труды П. Ф. Лесгафта в 5-ти томах. Позднее были опубликованы «Избранные сочинения». Оба издания снабжены обстоятельными вступительными статьями и комментариями составителей и других ученых.

К сожалению, ряд прогрессивных идей П. Ф. Лесгафта до сих пор еще в должной мере не претворен в жизнь в нашей стране, несмотря на огромные успехи в развитии физической культуры и спорта. Об этом говорит наличие существенных недостатков в воспитательной работе с молодежью: многие педагоги не соблюдают положение ученого о решающей роли нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями. До сих пор у нас не осуществлена идея П. Ф. Лесгафта о равноправном положении физической культуры среди других дисциплин, преподаваемых в школе.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения автора Деметер Георгий Степанович

Учение П. Ф. Лесгафта о физическом образовании и олимпизм Цель настоящей работы состоит в том, чтобы показать значение учения П. Ф. Лесгафта о физическом образовании, всестороннем и гармоническом развитии личности для работы по олимпийскому образованию и воспитанию

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШК) автора БСЭ

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Система образования в Индии в XVI–XVII вв Важное место в жизни общества во времена Великих Моголов занимало образование. Великие могольские падишахи покровительствовали науке и способствовали развитию образования. Могольская знать и высшие классы следовали их примеру,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чем математический маятник отличается от физического? Математическим маятником называют материальную точку, совершающую под действием силы тяжести колебательные движения. Приближенно таким маятником можно считать тяжелый груз достаточно малых размеров, подвешенный

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Долгая жизнь, короткая жизнь? В юности здоровый и занятой человек, увлеченный жизнью и ее сложностями, редко думает о смерти. Однако по мере старения он все больше осознает скоротечность жизни и задается вопросами о будущем. Может быть, основной вопрос звучит попросту так:

Из книги Таинственные исчезновения и перемещения автора Непомнящий Николай Николаевич

ВЫХОД ИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА Для феномена, известного под названием «астральная проекция» (вне тела), визиты в другие измерения довольно часты.Астральная проекция предполагает отделение сознания от физического тела без смертельного исхода. Такое может произойти, когда

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г. Основы законодательства о судоустройствеустанавливали принципы построения судебной системы Союза ССР, принципы коллегиального рассмотрения

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Особенности физического развития С 10–12 лет у девочек начинается период полового созревания. В это время происходят значительные изменения в организме, а также внешности. Усиливается работа половых и других желез, изменяется уровень гормонов. Под воздействием гормонов

Из книги Классная энциклопедия для мальчиков [Отличные советы, как быть лучшим во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Особенности физического развития К 10 годам в организме мальчиков и девочек происходит значительное изменение нервной системы и желез, вырабатывающих гормоны, в том числе половых. Происходящие в организме перемены способствуют ускорению физического развития и половому

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Образования система см. система образования.

Из книги автора

Система образования структурно-функциональное единство образовательных учреждений и соответствующих вышестоящих управленческих учреждений регионального и федерального масштаба, которые в совокупности создают данное образовательное пространство данного региона

План

ВВЕДЕНИЕ

1.Краткая биография П.Ф. Лесгафта

2.Первые исследования и педагогическая деятельность

3.Развитие системы физического воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


Введение

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи. П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность.Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!


1. Краткая биография П.Ф. Лесгафта

8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов, изучая биографию, Петра Францевича Лесгафта, любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич» Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени,неправде, принципиальность и бескорыстие,заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу. Учился Л. неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками.Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю.

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

2. Первые исследования и педагогическая деятельность

По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Лесгафта в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерской школе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.- на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафта довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом за границу - в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов. 8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале. Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии. В Казани Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения,открытие лектория по современным проблемам науки.Но через 3 года Лесгафта по велению царя уволили из Казанского университета без права преподавания. Поводом послужил конфликт с профессором А.В. Петровым, который самовольно принял экзамены у студентов вместо Лесгафта. Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город. Студента вывешивали прокламации в защиту Лесгафта, а 7 лучших профессоров университета положили свои заявления об отставке на стол ректора. 24 октября 1871 г., оставив жену и сына в Казани, Лесгафта выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую мог предложить ему Грубер, - частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. Антропология давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания. Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт. Зимой 1871-72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены. После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется.

Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека. В сентябре 1872 г. Лесгафт начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А.Г. Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления,которые впоследствии составляли научно- теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, -убеждал он,-только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном. Одновременно с работой в гимнастическом заведении Бергминда он занимается изготовлением препаратов, проводит антропологические изыскания и анатомические исследования. А с неофициального согласия градоначальника, он открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы, которые постепенно выросли в знаменитые курсы Лесгафта. Но неожиданно из Министерства народного просвещения пришло распоряжение немедленного отстранения его от работы. Только после многочисленных прошений Грубера и самого Лесгафта 7 октября 1874 г. Александр Второй разрешил Лесгафту поступить «на службу по ученой части». Однако минует 4 года, прежде чем Лесгафта признают вторым прозектором в Медико-хирургической академии и он сможет начать читать лекции, и не только там. Осенью 1875 г. он начинает читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе. Петр Францевич Лесгафт отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Такие идеи были признаны вредными и министр запретил дальнейшее чтение публичных Лесгафтом.

Тогда П.Ф. отдался новому, захватившему его делу - разработке вопросов физического воспитания. Начало было положено в Гимнастическом институте Бергмана.Наблюдая за проведением занятий Лесгафт вносил в них коррективы,давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность нагрузке при отдельных упражнениях,вел антропометрические исследования. Мало-помалу у него стал вырабатываться свой метод рациональной гимнастики, который мог позволить добиться большего эффекта и был свободен от ряда ошибочных положений шведской,немецкой и других систем гимнастики, Петр Францевич Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) с предложением своих услуг. И с декабря 1874 г. он начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии, а с 15 марта 1875 г. по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принял Лесгафта на должность чиновника для особых поручений. Первое «особое поручение»- поездки заграницу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В остальное время он продолжает специальные занятия по немецкой, шведской системам, а также по системе,предложенной им самим. В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками,изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций.В конце каждого года он представлял в ГУВУЗ отчет о командировке.Один такой отчет был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Выводы, сделанные Петром Францевичем Лесгафтом в отчете, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся.

Петр Францевич добивается организации 2-х годичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись в сентябре 1877 г. при Второй Петербургской военной гимназии. На них Лесгафт читал лекции по анатомии и руководил на 2-ом курсе всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Практические задания по физике, химии, гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медик- хирургической академии, а курс лекций по физиологии читал И.М.Сеченов, который до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Петром Францевичем Лесгафтом.

3.Развитие системы физического воспитания

В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай... После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золотопромышленника, предложил своему учителю в полную собственность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую лабораторию - научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам. К этому времени относятся и события, связанные с открытием знаменитых курсов Лесгафта. История их создания такова. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал Лесгафт. Члены Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания среди родителей, воспитателей и чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Общество насчитывало более 400 человек. Уже на одном из первых заседаний Лесгафт изложил свои взгляды, касающиеся понимания физического образования: «Физическое развитие состоит в развитии сил и здоровья ребенка, а задача образования - приучить молодого человека относиться к своим действиям сознательно, и полном соответствии с умственным развитием и производить свою работу в наименьший промежуток времени и с возможно меньшей тратой материала и сил».

Функции преподавателей в ОСФР сначала выполняли члены Общества и ученицы Лесгафта, однако со временем их стало не хватать. В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и назначило Лесгафта заведующим этих курсов.

На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.

Количество обучающихся на курсах в течение 9 лет их существования представлено в таблице.

Количество обучающихся на курсах Лесгафта

Год 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс Всего занимающихся
1896 1897 1898 1899 1901 1902 1903 1904 1905 109 190 205 294 273 371 458 623 874

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901). В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования - педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт представлял так. На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов - 7-12 лет.

На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12-15 лет.

Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста - 15-18 лет. Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях. В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:

Для младшего возраста (7-12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % - ходьбе, бегу и метаниям и 50% - играм (главным образом - одиночным);

Для среднего возраста (12-15 лет): одна треть - элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть - прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть - играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);

Для старшего возраста (15- 18 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% -- движениям с отягощениями, 25% - играм.

Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики. В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности... В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстрировать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присутствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке требовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «...Кто шумит - выходи вон из игры и жди, пока она закончится...», положительно относился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «...дают вредные добавочные раздражители».По этическим мотивам он отрицательно относился к соревновательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в процессе выполнения физических упражнений включалось мышление, т. е. осознание того, что делает обучающийся. Работая в период 1893 - 1896 гг. ученым секретарем ОСФР, Лесгафт взялся за новое, ранее не существовавшее в России дело - организацию площадок для игр и проведение экскурсий с учащимися. Самой излюбленной экскурсией для детей были поездки на пароходе по Неве под непосредственным руководством Петра Францевича. На каждую такую поездку собиралось более 600 детей. Слушательницы и слушатели курсов Лесгафта деятельно помогали проводить эти экскурсии. Поездки по Неве до Шлиссельбурга с остановками на промежуточных пунктах, где устраивались игры и прогулки, до такой степени привлекали детвору, что с наступлением весны все чаще и чаще начинали забегать к Петру Францевичу юные гимназисты, сгоравшие от нетерпения узнать, скоро ли состоится поездка на пароходе. Каждый из них торопился записаться как можно раньше, так как желающих набиралось очень много. Эти веселые поучительные оздоровляющие поездки гимназистов по окрестностям Петербурга под руководством П.Ф. Лесгафта показались нежелательными для тех, на кого были возложены заботы о просвещении детей. Директорам гимназий был разослан циркуляр, которым запрещалось участие гимназистов в этих экскурсиях, и они были прекращены. Созданные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г. курсы стали по сути дела высшим учебным заведением, готовящим руководителей и организаторов физического образования. Однако по всей России они продолжали называться Курсами Лесгафта. Учиться приезжали с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Урала, из Средней Азии. Среди слушательниц были даже девушки из Финляндии, Болгарии и Польши. Авторитет П.Ф. Лесгафта в ученом мире и прогрессивных общественных кругах привлек к работе на курсах ряд крупных специалистов: В.И. Баумана, В.Л. Комарова, Н.А. Котляревского, Е.В. Тарле и др. Практические занятия на курсах вели ученицы Лесгафта - А.А. Красусская, С.М. Познер, С.В. Теренина и др.

Чем же привлекали курсы, не дававшие никаких официальных прав? Что побуждало молодых женщин ехать за тысячи километров, испытывать материальные затруднения, переносить физические и умственные нагрузки? Ответ можно найти в письмах бывших учениц Лесгафта: «...Отсутствие формализма на курсах, простота отношений, а главным образом то обаяние, которое исходило от Петра Францевича, его доброе, заботливое отношение к слушательницам заставляло их привязываться и к Петру Францевичу, и к курсам всей душой, сохранять связь с ними на долгие годы. Никогда не забывал он попробовать пищу, приготовленную для слушательниц, следя за тем, чтобы обед был вкусен и разнообразен. Охотно и радостно отдавал он нам все свои силы, не щадя и забывая себя. Когда одна из преподавательниц спросила его, как его здоровье, он ответил, по обыкновению, шутливо: "Да вот все умереть некогда, слушательницы не дают, только соберусь, а они теребят: Петр Францевич, да Петр Францевич". Это редкое сочетание таланта с педантично строгим отношением к делу создавало тот дух курсов, который резко отличал их от всех других учебных заведений. Попадавшая сюда молодежь подвергалась тому воспитательному воздействию среды, которому Лесгафт придавал огромное значение. Помимо того огромного нравственного влияния, которое оказывала личность Лесгафта на его слушательниц, была еще одна сторона дела, которая за короткое время преображала девушек до неузнаваемости. Постановка физического образования в этом учебном заведении была явлением совершенно небывалым. Последовательные, систематические ежедневные обязательные физические упражнения с 8 ч утра давали изумительные результаты. Хилые, бледные, вялые девицы превращались через год в крепких, энергичных, стойких и выносливых. Они укреплялись физически, и вместе с тем крепла их воля, самостоятельнее и энергичнее начинала работать мысль. Сами слушательницы настолько ясно и определенно сознавали это перерождение, что нередко можно было услышать такие признания: «Здесь, на курсах, я точно снова родилась, только здесь я стала сознавать себя».

Характерна в этой связи беседа Лесгафта с министром внутренних дел В.К. Плеве.

Ведь лесгафтички - самый бойкий народ, мне хотелось бы поучиться у них психологии молодежи.

Да ведь иначе и быть не может, ведь они каждое утро обязательно занимаются физическими упражнениями, играми, фехтованием, они не могут не быть бойкими, - ответил Лесгафт.

Выдающийся советский физиолог Л.А. Орбели, высоко оценивая заслуги П.Ф. Лесгафта в деле развития физического воспитания, назвал его методику «очеловеченной гимнастикой», требующей развития всего организма. Курсы Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных заведений России. Сюда принимались люди любой национальности, общественного положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное число учащихся были людьми простого звания. К 1905 г. революционные настроения, царившие в среде «лесгафтичек», их участие в политических сходках и собраниях мало-помалу делали курсы в глазах «блюстителей порядка» очагом «революционной заразы». Сам Лесгафт никогда не принадлежал ни к какой партии, но он постоянно протестовал против всякого насилия и произвола. Когда в 1897 г. Лесгафт вынужден был уйти из Петербургского университета, студенты преподнесли ему благодарственный адрес. В нем есть такие слова: «...Петр Францевич! В наше тяжелое время бесправия насилие совершается на каждом шагу, проникая даже в те учреждения, где оно по своему существу должно было бы встретить отпор, а протеста почти не слышно. Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но и человека, всюду проводящего непосредственно в жизнь свои лучшие идеалы бескорыстного и благородного общественного деятеля...». Когда Лесгафт однажды получил из министерства предписание об установлении внутреннего надзора за курсистками, то ответил, что он никогда не был и не будет шпионом. На курсах и в квартире Лесгафта не раз бывали обыски. В 1901 г. группа профессоров и литераторов написала протест в Министерство внутренних дел по поводу призыва киевских и петербургских студентов в армию за их участие в революционных беспорядках. В числе протестовавших был и Петр Францевич... Дело дошло до расправы: Лесгафт вместе с несколькими профессорами был выслан из Петербурга в Териоки (Финляндия). В 1905 г., воспользовавшись временной свободой, Лесгафт представил министру народного просвещения проект учреждения при Биологической лаборатории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологическим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому времени насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс. человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта. Первый год работы ВВШ был очень тяжелым для Лесгафта (ему к этому времени было уже 70 лет). По воспоминаниям М. Новорусского, работавшего тогда заведующим хозяйством лаборатории ВВШ, «весной 1907 г. уже сгущались тучи над ВВШ, и Петру Францевичу хорошо было известно это из самых первых рук. Ему, как директору, было определенно указано, что его школу закроют тотчас же, как только он допустит в ней какую-нибудь неразрешенную сходку. Это с одной стороны, а с другой - постановление одной из сходок учащихся недвусмысленно гласило: "Использовать Вольную высшую школу в целях политической агитации". Приходилось напрягать все усилия, чтобы сохранить ВВШ и одновременно сдерживать учащуюся молодежь, которая не считалась с мнением Петра Францевича и обвиняла его чуть ли не в реакционности. Его сердцу мила была свобода мыслей студентов, но еще милее была судьба ВВШ, которую сохранить ему хотелось несмотря на бурную эпоху того революционного времени...». Однако школа все же была закрыта.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры. В одном из писем своему сыну П.Ф. Лесгафт писал: «Жить по правде и для других - самое великое дело, чего только человек может желать достигнуть», а на своем портрете написал: «Никогда и ни в чем не допускать насилия».


Заключение

Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии. Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. по вопросам физического воспитания. Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади, и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют, и поэтому будут переутомляться. Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи. В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. - существенно уточнялись. И все же система физического образования П.Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своегозначения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала и России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.


Литература

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М., AKADEMIA, 2002.

2. Жданов В.А. «Анатомические исследования и мировоззрение Петра Францевича Лесгафта и их значение для современной анатомии».

3. Кун Л. Всеобща история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред.В.В. Столбова. – М., 1982.

4. Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.

5. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень. – М., 1990.

6. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

7. Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г.И. Кукушкин. – М., 1975.

8. Шабунин А.В. Лесгафт в Петербурге. М.,1989.

1896 год - 1909 год Предшественник: должность учреждена Преемник: Ковалевский, Максим Максимович Рождение: 20 сентября (1837-09-20 )
Санкт-Петербург , Российская империя Смерть: 28 ноября (1909-11-28 ) (72 года)
недалеко от Каира Отец: Франц Карлович Лесгафт Мать: Генриетта Адамовна Лесгафт Образование: медико-хирургическая академия Учёная степень: доктор медицины Профессия: биолог, анатом, антрополог, врач, педагог

Памятник П.Ф. Лесгафту у главного здания Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (8 (20) сентября (18370920 ) , Санкт-Петербург - 28 ноября ) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Биография

Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября (18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.

Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле - Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища - Анненшуле .

Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина , Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году - доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт - профессор государственного Казанского университета , с 1886 - профессор Санкт-Петербургского государственного университета - преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта . Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках . В знак признания заслуг Лесгафта установлен памятник перед учебным корпусом основанного им университета .

Педагогические идеи

Роль воспитания в развитии человека

Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребёнка П. Ф. Лесгафт отводил воспитанию. П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается»,- писал он. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека."Большинство воспитателей,- писал он,- в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на "прирождённую испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Обыкновенно спешат допустить существование врождённых дурных наклонностей, красноречиво толкуют о "неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребёнок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остаётся в тени; и верить не хотят, что «испорченность ребёнка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник» .

Природосообразность воспитания в раннем возрасте

"Обыкновенно,- писал он,- приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки - все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «… Чтобы возбудить… пониженную впечатлительность,- писал Лесгафт,- необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения».

Школьные типы

В своем труде "Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

  • лицемерный тип;
  • мягко забитый тип;
  • злобно забитый тип;
  • угнетенный тип;
  • честолюбивый тип;

По его мнению, проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семейной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов .

Семейное воспитание

П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В своей книге "Семейное воспитание ребёнка и его значение" П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребёнка,- писал Лесгафт,- складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании». П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,- писал Лесгафт. - Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

Критика системы Ф. Фребеля

П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера». Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Он писал: «Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы». Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад «можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми». Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Физическое воспитание

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, - писал П. Ф. Лесгафт, - чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов , П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта - это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование - целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Конец 1878 - 10.1884 года - доходный дом Опочининой - Финский переулок , 6, кв. 17;
  • 10.1884 - 1890 - особняк Левашова - набережная реки Фонтанки, 18, кв. 18;
  • 1890-1896 - дворовый флигель особняка Левашова - набережная реки Фонтанки, 18, кв. 25;
  • 1896 - 27.10.1909 года - дом А. А. Раевской - Торговая улица, 25, кв. 11.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Петр Францевич Лесгафт: Главные труды - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 720 с., ил.
  • Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 480 с., ил.
  • Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л: Лениздат, 1989.
  • Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. - Л.: Лесгафт, 1950.
  • Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт - создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Торопова Н. И. - М. - П., 1949.
  • Памяти П. Ф. Лесгафта. Сборник статей. Под редакцией Медынского Е. Н. - М: ФиС, 1947.
  • Бутыркин В. В. Краткое изложение курса лекций по теоретической анатомии, читанных проф. В. В. Бутыркиным на Медфаке Смоленского государственного университета в течение 1921-1925 учебных годов . Смоленск: Студенческая издательская комиссия при Смоленском Государствен. Университете, 1925.

Петр Францевич Лесгафт - выдающийся педагог -демократ, борец за здоровый быт, за воспитание всесторонне развитого человека.

Это был разносторонний ученый: замечательный анатом, врач, новатор-биолог, с одной стороны, и педагог-практик - с другой. Глубокие и всесторонние знания о человеке позволили ему внести ценный вклад в педагогику , создать оригинальную систему воспитания.

Сорок лет Петр Францевич нес науку в массы: читал публичные лекции, организовывал кружки и курсы для рабочих, курсы воспитательниц, курсы подготовки учителей гимнастики, создавал Вольную Высшую школу и руководил ею, был душой Общества содействия физическому воспитанию, преподавал в гимназии и университетах.

П. Ф. Лесгафт как педагог

Как педагог , Петр Францевич внимательно наблюдал детей, изучал их психологию. Большой исследовательский материал собран в его интереснейшей книге «Школьные типы».

Особое значение Петр Францевич придавал физическому воспитанию детей с первых дней их жизни. Он положил в России начало науке о физическом воспитании как особому отделу педагогической науки.

Важную роль Лесгафт отводил чувству меры в воспитании. Неумеренные похвалы, незаслуженные подарки и дорогие игрушки развивают в детях эгоизм.

Лесгафт был за внимательное отношение к детям, рекомендовал взрослым вдумчиво изучать детский характер и постоянно контролировать свои действия. К ребенку необходимо относиться серьезно и мягко, не сюсюкая, не балуя, не бегая за ним. Надо объяснять ему смысл и значение его поступков, вызывать его на самостоятельные размышления. Надо учить его стойко переносить неудачи и лишения, быть скромным.

Не должно быть никакой навязчивости в организации деятельности и развлечений ребенка. Поощряйте его стремление самому находить себе игры и предметы для занятий. Доставляйте ему простейшие игровые материалы и помогайте в тех случаях, когда действительно необходима помощь.

Если ребенок, указывал Петр Францевич, не может сам найти себе занятие, подскажите ему. Бессмысленные же замечания вроде: «не шали», «не приставай», «не рассуждай, а делай как тебе говорят» - обрывают инициативу ребенка, его стремление к творчеству.

Педагогические идеи

Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.

«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.

Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?

Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

(1837-1909) русский врач и педагог, основоположник науки о физическом воспитании человека

Петр Лесгафт родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Закончив престижную Петершулле (закрытую школу для детей немцев), он поступил в Медико-хирургическую академию, поскольку хотел продолжить дело отца и стать врачом-хирургом. Однако во время учебы на третьем курсе серьезно увлекся анатомией, которую преподавал В. Грубер. Под его руководством на пятом курсе Лесгафт написал статью, посвященную развитию мускулатуры у человека.

Закончив академию, Петр Лесгафт остался на кафедре, которой руководил Грубер. Он продолжил изучать строение мышц. Лесгафту впервые удалось показать, что мышцы у человека устроены так же, как и у животных. Практически его работы заложили основы новой науки - теоретической анатомии.

После блестящей защиты докторской диссертации, Лесгафт по предложению Грубера занимает кафедру анатомии на медицинском факультете Казанского университета. Однако происхождение Петра Францевича Лесгафта не понравилось консервативно настроенной части университетских профессоров. Через два года ученому пришлось оставить кафедру и перейти на должность преподавателя, ведущего занятия со студентами. Вскоре Лесгафт организует студенческий кружок, в котором развертывает широкую программу исследований, посвященную анатомии человека. Впервые в мировой науке он проводит всестороннее исследование механики работы человеческого сустава. Анатомические наблюдения позволили ученому прийти к выводу, что многие заболевания можно лечить с помощью специальных физических упражнений.

Вначале Петр Лесгафт помогал больным, перенесшим операции на суставах. Первые клинические испытания подтвердили эффективность методики ученого, и тогда Лесгафт выступил с инициативой создания специальной биологической лаборатории. Однако руководство выступило категоричеcки против нововведения. Петр Лесгафту припомнили его выступление в поддержку демократически настроенных студентов, и в 1872 году ученому пришлось покинуть университет.

Он возвращается в Петербург и становится помощником своего учителя Грубера. Приезд ученого совпал по времени с открытием Высших женских курсов. Петр Францевич Лесгафт начинает читать анатомию на медицинском факультете и вскоре добивается открытия специального отделения курсов, на котором начинают готовить руководительниц физического воспитания. Теперь ученый получает возможность для систематической научной работы. Он разрабатывает систему гимнастических упражнений, рассчитанных на детей различного возраста.

Лесгафт показал, что развитие моторики ребенка стимулирует умственные способности. Впоследствии ученый разработал ряд специальных упражнений, корректирующих особенности поведения и умственного развития детей. Упражнения, развивающие моторику пальцев, стимулировали развитие речи ребенка, подвижные игры способствовали ускорению интеллектуального развития.

В 1893 г. Петр Лесгафт создал специальную биологическую лабораторию при Высших женских курсах. Он сделал ряд открытий в области теоретической анатомии, например показал, что у всех живых организмов тип мышцы четко связан с ее функцией. Развивая свою методику работы с детьми, Лесгафт создает комплексы упражнений для пациентов всех возрастов. Впервые ученый вводит занятия физкультурой в лечебный процесс. На основе методики Лесгафта в руководимой ученым лаборатории были созданы системы упражнений, способствующие излечению определенных видов заболеваний. Практически он создал науку о физическом воспитании человека.

В 1896 г. ученого приглашают на должность профессора в Петербургский университет. Однако Петр Лесгафт не принял престижное предложение. Он организует при своей лаборатории первые в мире Высшие научные курсы физического образования, которые впоследствии были преобразованы в Петербургский институт физической культуры.

Расширяя сферу применения своей методики, Петр Лесгафт разрабатывает комплексы упражнений для здоровых людей. Однажды к ученому обратилось руководство военного министерства с предложением реорганизовать систему воспитания, принятую в военных учебных заведениях. Ознакомившись с существовавшими в то время комплексами упражнений, талантливый врач и исследователь разрабатывает иную систему, направленную на развитие не только физической выносливости, но и соответствующих профессиональных навыков: например, для военно-морской академии Лесгафт разрабатывает систему упражнений для тренировки вестибулярного аппарата. Будущие офицеры получали навыки координации своих действий в любой ситуации, даже во время сильной качки они продолжали выполнять свои обязанности.

Основным направлением научной деятельности Лесгафта оставалась работа с детьми. В начале XX века он создал теорию физического воспитания человека на основе принципа единства комплексного развития личности.

После выступлений 1905 года курсы Петра Францевича Лесгафта были закрыты, ученого обвинили в поддержке революционеров и приговорили к высылке из Петербурга. Однако известность ученого в России и в Европе помешала реализации репрессивного решения. Нo все же Лесгафта увольняют из Петербургского университета, тем не менее он продолжает преподавательскую деятельность, открыв на деньги частных пожертвователей Высшую вольную школу физического образования. Он оставался директором учреждения вплоть до своей смерти.

В 1908 году ученый отправился в научную экспедицию в Африку, чтобы познакомиться с особенностями физического воспитания, принятого у первобытных народов. Лесгафт предполагал, что у африканцев могли сохраниться реликтовые формы упражнений, которые уже исчезли в других местах.

Но ученый не смог осуществить задуманное: добравшись до Каира, Петр Францевич Лесгафт неожиданно умер от сердечного приступа.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди