15.07.2019

Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи - многодетность, однодетность. Зависимость семейного воспитания от типа семьи


1

В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития интеллекта в зависимости от особенностей возраста, детско-родительских отношений и конфигурации семьи. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей интеллекта детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в полных и неполных семьях. Для детей из полных семей характерны: высокий уровень развития образной и вербальной памяти, логического и абстрактного мышления, креативности мышления; преобладают детско-родительские отношения «конфронтация в семье», «удовлетворенность отношениями с ребенком». Для детей из неполных семей характерны: высокий уровень развития интеллекта, логического мышления и внимания. Преобладают такие виды детско-родительских отношений, как «тревожность за ребенка».

интеллект

креативность

детско-родительские отношения

тип семейного воспитания

полная и неполная семья

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. – М., Академия, 2006. – 360 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 270 с.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические труды // 6 т. Т.4. – М.: Академия, 2002. – 230 с.

4. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже – за и против. – М.: Наука, 2003. – 150 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 305 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2002. – 292 с.

Понятие «интеллект» в настоящее время стало настолько разноаспектным, что без предварительного уточнения значения, которое ему придается в том или ином исследовании, нельзя понять результаты этого исследования. Это понятие активно используется в различных областях знания: философия, физиология, социология, педагогика и психология. В каждой из них вырабатываются свои представления об интеллекте, не поддающиеся простому объединению или рациональному обобщению.

Наиболее часто используемыми в психологической литературе являются следующие трактовки этого понятия:

1. Общая способность к познанию и решению проблем, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе других способностей (Б.М. Теплов).

2. Система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятие, память, представления (Б.М. Величковский).

3. Способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие «интеллект» как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам (Н.Н. Моисеев).

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей, таких как способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, классифицировать, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной.

Существенным качеством человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность . Также среди существенных качеств интеллекта индивида выделяют способность предвидения возможных последствий принимаемых действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем .

В настоящее время принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:

Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой и выделил 4 типа взаимодействия «субъект - среда»:

1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;

2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием;

3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением;

4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом;

Когнитивный подход основан на понимании интеллекта как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида (Дж. Брунер и др.);

Факторно-аналитический подход (Ч. Спирман, Л. Терстоун, Г. Айзенк) обосновывает концепцию «генерального фактора», и интеллект рассматривается как «общая умственная энергия», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов;

Иерархическая модель интеллекта (Г. Кетелл), где интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обу-словленности.

Если в зарубежной психологической науке вопросы, связанные с интеллектом, решаются в рамках сформулированных теоретических концепций, то отечественная психология по данному вопросу представлена разработками и исследованиями отдельных ученых.

Так, в работах Л.С. Выготского проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального», Выготский Л.С. писал, что «все внешние психические функции - это интериоризованные отношения социального порядка.

Их состав, генетическая структура, способ действия - одним словом, вся их природа социальна, даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».

Таким образом, большинство исследований сходится на том, что интеллект существует как универсальная психическая способность .

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении, начиная с раннего детства встретились два типа мышления: и мужской, и женский. Детские психологи (А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Е.А. Лисина и др.) отмечали, что полная семья сама по себе не гарантирует успех в развитии когнитивной и личностной сферы ребенка, а лишь создает предпосылки успешного развития. Воспитание в неполной семье таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. Нарушение структуры, а следовательно полноты функционирования семьи, влечет за собой ограничение и искажение развития ребенка, в частности, его интеллекта и личности. Несмотря на то, что в любой неполной семье отсутствуют объективные условия для полноценного развития ребенка, каждая из ее разновидностей отличается психологическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на развитие ребенка.

Современными психологическими исследованиями доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой нарушений развития ребенка, всех его сфер, особенно интеллекта. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

Нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка);

Искажение процесса полоролевой идентификации мальчиков и девочек; затруднения в обучении подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

Формирование избыточной патологической привязанности к матери.

Целью данного исследования является определение уровня развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей в зависимости от детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста развитие интеллекта и его особенностей взаимосвязано с детско-родительскими отношением и по-разному проявляется у детей из полной и неполной семьи.

В исследовании, которое проводилось в 2011-2012 годах, приняли участие 80 детей (из них 40 из полной и 40 из неполной семьи) и их родителей.

Методики исследования: вербальный интеллект диагностировался с помощью прогрессивных матриц Равенна, креативность мышления - тестом П. Торренса, абстрактное мышление - по методикам Л.А. Венгера, память - по методикам З.М. Истоминой «Десять слов», «Запомни образ», сосредоточенность и распределение внимания? методикой «корректурная проба», детско-родительские отношения изучались с помощью опросника Т.Д. Марцинковской «Взаимодействие ребенка с родителем», а также для исследования особенностей личности использовался многофакторный опросник Р. Кетелла (детский вариант). Полученные результаты эмпирического исследования подверглись статистической обработке. Так были проведены сравнительный и корреляционный анализы.

Результаты исследования: сравнительный анализ по формуле Т-критерия Стьюдента позволил выявить сходства и различия между изучаемыми показателями в исследуемых выборках. Сходства были выделены в развитии изучаемых показателей у детей из полной и неполной семей:

1. Одинаковое значение имеет показатель «абстрактное мнение». Так как дети старшего дошкольного возраста вовлечены в образовательный процесс, который предполагает разноплановые занятия (развитие речи, математических представлений, ознакомление с окружающим, чтение, дизайн и конструирование), то очевидно диагностируемое сходство.

2. Показатель детско-родительских отношений «тревожность за ребенка». Все родители (как из полных, так и из неполных семей) беспокоятся за своих детей, стараются оберегать их от различных неблагоприятных ситуаций, помогать преодолевать трудности при формировании и развитии у ребенка когнитивной, эмоциональной, личностной сфер. Многие авторы (А.И. Захаров, В.С. Мухина и др.) обращают внимание на родительскую тревожность за ребенка как на важный фактор для понимания возникновения негативных реакций у детей.

Различия были выявлены по показателям:

1. «Уровень развития интеллекта» (по методике «Матрица Равена»). Уровень интеллекта выше у детей из неполных семей, чем из полных семей. Оказалось, что дети из неполных семей в большей степени посещают различные дополнительные образовательные учреждения (творческие кружки, спортивные секции, воскресные школы, репетиторов). Мамы стараются создать все необходимые условия для развития ребенка, поэтому у них наблюдается более широкий кругозор знаний, высокая осведомленность в различных областях, что способствует развитию интеллекта.

2. Показатель «Воспитательная конфронтация в семье» (опросник «Взаимодействие ребенка с родителем» Т.Д. Марцинковской). В полных семьях этот показатель выше, т.к. именно в них по одному вопросу воспитания возникают чаще всего разные мнения и позиции. Не найдя общего решения, каждый родитель отстаивает свою позицию, свою точку зрения, а ребенок не может поддерживать только одного родителя. Из-за этого и возникает конфронтация в семье между родителем и ребенком. В неполной семье такого не происходит, т.к. родитель (мама) ощущает себя с ребенком единым целым, стремится понять его, принять его позицию, что благоприятно влияет на сплоченность семьи.

3. Показатель «Удовлетворенность отношениями» (опросник «Взаимодействие ребенка с родителем»). Этот показатель выше в полных семьях, т.к. в них родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной, что важно для того, чтобы в сознании ребенка укрепились оба типа мышления: и мужской, и женский. А в неполной семье отсутствие отца, с чем бы то ни было связано, чаще отрицательно влияет на детей.

Корреляционный анализ, проведенный на выборке детей из неполной семьи, выявил значимые взаимосвязи среди изучаемых показателей. Так, например, показатель «воспитательная конфронтация» имеет следующие взаимосвязи (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционный анализ показателей в выборке детей из неполной семьи

Подобные связи свидетельствуют о том, что чем ниже конфронтация в семье, тем выше у ребенка уровень развития, памяти, мышления, интеллекта, тем благоприятнее ситуация сотрудничества и доверия между родителем и ребенком. Эта же закономерность обнаружена и описана ранее в исследованиях А.В. Козловой и Р.П. Дешеулиной .

Корреляционный анализ, проведенный в выборке детей из полной семьи, показал, что наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель «последовательность» (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционный анализ показателей в выборке детей из полной семьи

Данные взаимосвязи свидетельствуют о том, что детско-родительское отношение «последовательность» приводит к формированию таких личностных качеств, как добросовестность, самоконтроль, послушание, т.е. в своем поведении дети следуют правилам, принятым в семье, что способствует положительным эмоциональным отношениям между ребенком и родителем.

Таким образом, по данному исследованию могут быть сделаны следующие выводы:

1. Полученные результаты подтвердили гипотезу - конфигурация семьи влияет на развитие интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

2. Дети из неполной семьи обнаруживают более высокие показатели интеллекта, логического и образного мышления. В неполной семье преобладает вид детско-родительских отношений «Сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителем и ребенком как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

3. Дети из полной семьи обнаруживают более низкие показатели интеллекта, но у них более высокие значения имеют показатели опосредованной и образной памяти, креативности мышления. В полных семьях преобладает вид детско-родительских отношений «Воспитательная конфронтация», «Удовлетворенность отношениями с ребенком». По этим типам детско-родительских отношений можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, - как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах, об обеспокоенности сложившейся семейной ситуации, о низкой сплоченности и разногласиях членов семьи, что может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи.

Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.

Библиографическая ссылка

Вяткина Л.Б., Токарева В.О. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНФИГУРАЦИИ СЕМЬИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1126-1129;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30718 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Готовые задания по дисциплине "Психолого-педагогическое сопровождение семьи"

Введение Список литературы Выдержка из работы

Тема 3. Конфигурация семьи и ее влияние на процесс и результат семейного воспитания
Задание 1. Напишите эссе «Влияние конфигурации моей семьи на процесс и результат семейного воспитания».
Задание 2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для родителей. Воспитательная ситуация в неполной семье.

1. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.] , 2010. - 167с. Кол-во экз. : 5
2. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2013. - 309 с. Кол-во экз. : 5
3. Васягина, Н. Н. Мать как субъект социокультурного пространства [Текст] : монография / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2010. - 339 с. Кол-во экз. : 5
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардар ики, 2008. - 320 с. Кол-во экз. : 5
5. Основы семейного воспитания [Текст] : учеб. для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева [и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. - М. : Академия, 2010. - 192 с. Кол-во экз. : 5
6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания [Текст] : программы родит. всеобуча / авт.-сост. В. А. Березина; под ред. О. И. Волжиной. - СПб. : КАРО, 2012. - 144 с. Кол-во экз. : 3
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов фак. педагогики, психологии и социал. работы / Е. И. Артамонова [и др.]; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Академия, 2008. - 192 с. Кол-во экз. : 3

Отношения с бывшим (или несостоявшимся) супругом следует выяснять без ребенка;
в момент и после развода (или после смерти родителя) стоит обратить внимание, что это огромный стресс в большей степени, для вашего ребенка (помочь с ним справиться; постараться сохранить общение ребенка со вторым родителем, если оно объективно не деструктивно для ребенка);
для одиноких пап важно проявлять больше чувствительности к ребенку, восполнять эмоциональные потребности ребенка, выражать терпение и научиться любить ребенка просто так (в отличие от природной мужской любви «за что-то»);
одинокая мама должна дополнять свое поведение мужской строгостью, требовательностью, показателем своего положения главенства в семье, но оставляя за собой и материнские качества;
не стоит пренебрегать и отказываться от п омощи окружающих;
контролируйте количество времени, необходимое для общения с ребенком и постарайтесь увеличить его в случае необходимости (рассмотрите альтернативные варианты работы, например, на дому);
особо тщательно анализируйте состояние дел в школе вашего ребенка, его круг общения, времяпровождение, плохие привычки (в разведенных семьях подростки чаще советуются со своими друзьями, чем с родителями);
изучите законодательные возможности материальной помощи от государства, обратите внимание на центры, школы, сады с группой продленного дня, с полным рабочим днем;
организуйте время от времени веселье и отдых с ребенком, включая развлечения, которые свойственны полу ребенка

Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы. Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

Овчарова Р. В.

Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Книга предназначена для студентов и аспирантов - психологов, социальных работников и социальных педагогов. Материалы могут быть полезны специалистам в области практической психологии образования.

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................8

ГЛАВА 1. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

1.1. Системный подход к пониманию сущности родительства психологическоого феномена.........................................13

1.2. Структура родительства как интегрального образования личности......................................................22

1.3. Факторы, определяющие формирование

родительства....................................................................33

1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства... 42

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

2.1. Особенности родительства в однодетных и двудетных семьях................................................................................49

2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания......................................................58

2.3. Зависимость семейного воспитания от конфигурации семьи: многодетность однодетность................................71

2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия

и исполнения родительской роли....................................83

ГЛАВА 3. РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.1. Общая характеристика представлений о родительстве... 98

3.2. Психологическая готовность к материнству..................122

3.3. Психологическая готовность к отцовству......................148

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.............................................................................170

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

4.1. Родительская любовь как основа семейного

воспитания......................................................................181

4.2. Родительская позиция как система отношений родителя............................................................................224

4.3. Особенности семейного воспитания в неполной

семье................................................................................237

4.4. Тендерный подход в семейном воспитании....................256

ГЛАВА 5. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ

5.1. Родительская позиция в интегральном взвимодействии позиций личности родителя............................................282

5.2. Особенности материнской и отцовской родительских позиций............................................................................293

5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи.................................................................306

5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций...319

ГЛАВА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА

6.1. Родительство и воспитание родителей...........................335

6.2. Основные концепции воспитания родителей................338

6.3. Модели психологического сопровождения родительства.....................................................................343

6.4. Диагностика родительства..............................................351

ГЛАВА 7. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство».........403

7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов»........................................................424

7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству

«Счастливая мама - счастливый малыш»......................433

7.4. Тренинг личностной зрелости родителей.......................444

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................465

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................. 470

Рецензия на книгу Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен»

Рецензируемая книга представляет собой, по сути, единый целостный комплекс разнообразных материалов по проблемам психологии родительства. В ней раскрываются сущность и многообразие реального фактического материала, приводятся данные социально-психологического исследования (выполненного под руководством автора), обсуждаются основные варианты стратегий и тактик, технологий работы практикующего психолога с семьей. Проблемы актуального родительства рассматриваются через направления работы с общественным и индивидуальным сознанием, излагаются материалы для практической работы. В книге выявляется и обосновывается авторская позиция относительно понятий человеческих ценностей, касающихся проблем родительства, семейного благополучия в случаях воспитания детей. В учебном пособии Р. В. Овчаровой раскрываются теоретические основы формирования родительства. Автором описан системный подход к пониманию сущности родительства, дан анализ субъективно-психологических факторов его формирования, рассмотрены уровни развития родительства.

В целом, предполагаем, что представленная книга реализует информационную, ориентирующую, разъясняющую, эвристическую, побуждающую и развивающую функции. Автор не навязывает своей точки зрения: Р. В. Овчарова приглашает читателей к размышлению, она не передает готовую мысль, она пытается ее пробудить. Данные размышления автора позволяют читателю сформировать собственные позиции относительно многообразия вопросов бытия, рассмотреть возможные последствия зрелого и проблемного родительства. Основное внимание в представленной книге уделяется психическому здоровью семьи, детерминации родительской любви, что может стать устойчивой основой против деформаций детско-родительских отношений. В этом плане рецензируемая работа обладает достаточной новизной и представляет несомненный интерес. Книга изобилует замечательными идеями, побуждающими вопросами, диалогичностью и вместе с тем научной и терминологической четкостью.

Большой научный и практический интерес представляют новые данные, представленные во второй, третьей и четвертой главах, выводы которых основаны на проведенных под руководством Р. В. Овчаровой экспериментально-психологических исследованиях. В частности, речь идет об анализе влияния субъективно-психологических факторов на формирование родительства, влиянии этнического фактора на принятие и исполнение родительской роли, психологической готовности к отцовству и материнству. Впервые представлена целостная концепция родительской любви как основы семейного воспитания, исследовано влияние родительских позиций на воспитательный потенциал семьи, показана их специфика в неполной семье. В работе представлены материалы по психологии семейного воспитания мальчиков.

Главным достоинством представленной книги профессора Р. В. Овчаровой является предложенная автором структурная и динамическая реконструкция психологии родительства, анализ методологических, онтологических и теоретико-познавательных аспектов и импликаций родительства в современной российской семье. Проблема родительства осмысливается автором как специальная, научная, социально-психологическая категория, несущая новые эвристики и стилистики рефлексии. Несомненным плюсом данной книги является высокая погруженность автора в обширный фактологический, теоретический, эмпирический и публицистический материал, критичность к характеру и стилю изложения. Данная книга вполне соответствует учебно-методическим задачам любого учебного пособия. Корректное соединение понятийного аппарата научной психологии, фактов обыденной жизни, публицистической специфики и практической направленности книги делает представленный автором подход обширным интегратив-ным обзором, методологически и методически состоятельным.

Книга решает двуединую задачу, адресованную определенным аудиториям читателей: задачу информирования - для широкой публики и задачи обучения - для студентов-психологов. Прикладные задачи в книге решались автором через определение психологических путей формирования зрелого ответственного родительства через изучение и реализацию парадигмальных, психотехнических и диагностических подходов каждым работающим практическим психологом в разных сферах психопрактики.

В целом рецензируемая книга обладает несомненной теоретической и практической значимостью и актуальностью. Она восполняет дефицитарный банк ценностно-ориентированных и смыслопорождающих теоретических и практических психологических материалов по психологии родительства и может быть рекомендована для представителей всех профессий, где специалистам приходится...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Баландина, Людмила Леонидовна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая психология, психология личности, история психологии

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ФАКТОРЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

1.1. МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.9

1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.12

1.3. ОБОБЩЕНИЕ ФАКТОРОВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ

1.4. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И МНОГОДЕТНОСТЬ.71

ВЫВОДЫ. 75

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2.1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.78

2.2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА .81

2.2.3. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.82

2.2.4. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.84

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. СРАВНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

3.1.1. КОГНИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.87

3.1.2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.93

3.1.3. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.

3.2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ КОГНИТИВНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Ъ 3.2.1. ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С

РАЗНОУРОВНЕВЫМИ СВОЙСТВАМИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 105ф 3.2.2. ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 133

3.2.3. ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОГО УРОВНЯ с

ПОКАЗАТЕЛЯМИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 139

3.3. СТРУКТУРА СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ. 156

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. 166

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи"

Настоящая работа посвящена изучению индивидуальных особенностей детей в зависимости от конфигурации семьи. Семейная среда, прежде всего отношения в семье, опосредуют детерминирующие влияния в целом (Л.И. Божович , М.И. Лисина и др.). В семье складываются особые психологические условия, которые влияют на когнитивные и личностные характеристики ее членов, в особенности детей.

Интерес к средовым параметрам привел к исследованию влияния конфигурации семьи на индивидуальность ребенка. Изучение таких параметров конфигурации как размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями, происходит на материале многодетной семьи-особой модели, позволяющей изучить влияние различных факторов на психику детей.

Изучение феномена многодетности, а также психологических особенностей детей из многодетных семей на фоне многих исследований, посвященных семейным вопросам, осуществлялось недостаточно и многие годы - только зарубежными учеными . Лишь в девяностые годы XX века отечественные психологи обратились к данной проблеме, но на сегодняшний день таких исследований еще мало и проводятся они, в основном, в русле психогенетической проблематики.

В настоящее время большинство исследований многодетных семей посвящено изучению когнитивных характеристик детей и факторов, определяющих интеллектуальные, речевые особенности; выделяются как общие, так и специфические закономерности этого влияния. Вопрос о влиянии конфигурации семьи на особенности личности исследован значительно меньше и, прежде всего, зарубежными авторами. Для надежных данных, по мнению ряда исследователей, необходимы большие выборки, более точная статистика и надежные методы диагностики личностных особенностей. Исследования личности, проведенные на многодетных семьях, не всегда удовлетворяют этим условиям .

Характер внутрисемейных отношений в многодетных семьях выделяется как важный фактор, определяющий специфику психического склада детей. В основном, в работах изучаются родительские стили воспитания и их роль в формировании индивидуальности детей. Другие аспекты социальной ситуации развития ребенка в многодетной семье и за ее пределами (в частности, отношения со сверстниками) слабо освещены в психологической литературе.

Отечественные исследования многодетных семей проводились с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологические особенности детей из многодетных семей в других школьных возрастах не изучались.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления закономерностей когнитивных и личностных характеристик детей из многодетных семей с учетом социальных условий развития и возраста детей в контексте разноуровневой структуры индивидуальности.

Целью нашего исследования является изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в зависимости от размера семьи; выявление когнитивных, личностных характеристик и специфики межличностных отношений детей из многодетных семей.

Объект исследования - разноуровневые свойства интегральной индивидуальности учащихся из многодетных и однодетных семей.

Предмет исследования - своеобразие психодинамических , когнитивных, личностных и социально-психологических характеристик интегральной индивидуальности и межуровневых взаимосвязей данных свойств у детей из многодетных семей в сравнении с единственными детьми в семье.

Понимание отличительных черт развития детей из многодетных семей, осмысление специфики разноуровневых свойств в их взаимосвязях решается нами посредством метода поперечных срезов, который дает наиболее отчетливое представление о существенных характеристиках, сохраняющихся или изменяющихся в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Такой подход к изучению феномена многодетности является одним из путей, позволяющих выявить типичные для испытуемых психологические особенности и дает уверенность в стабильности результатов.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Размер семьи определяет и отличает особенности когнитивных, личностных характеристик и восприятия детьми межличностных отношений, а также специфику взаимосвязей между свойствами психодинамического , личностного и социально - психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.

2. Феномен «многодетности », проявляющийся в психологических характеристиках детей, имеет в младшем школьном, подростковом, раннем юношеском возрастах общие и отличительные черты.

Таким образом, конфигурация семьи и возраст детей рассматриваются как оказывающие опосредованное воздействие на индивидуальность детей из многодетных семей.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой нами гиптотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить психологические особенности детей из многодетных и однодетных семей.

2. Сопоставить когнитивные, личностные, социально-психологические характеристики детей из многодетных и однодетных семей.

3. Сравнить структуру взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности школьников из многодетных и однодетных семей.

4. Сравнить психологические особенности и характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности в зависимости от типа семьи и возраста детей.

5. Выявить наличие специфических характеристик детей из многодетных семей, их стабильность-изменчивость в онтогенезе от младшего школьного до раннего юношеского возраста.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиций теории интегральной индивидуальности осуществлено изучение когнитивных, личностных характеристик и особенностей межличностных отношений школьников из многодетных семей, а также возрастная динамика изучаемых свойств с младшего школьного до старшего школьного возрастов.

Теоретическое значение работы заключается в установлении особенностей психического развития детей из многодетных семей; выявлении вариативности влияния факторов размера семьи и возраста школьников на изучаемые психологические характеристики детей.

Практическое значение данного исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов , социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.

Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев , Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин), принцип единства биологического и социального в развитии человека, принцип обусловленности развития человека как «внешними причинами », так и «внутренними условиями » (С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов , А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип генотип-средовой детерминации психических особенностей человека (Р.Пломин, И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова ), принцип развития в общении и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.И. Божович , М.И. Лисина, Ж. Пиаже), представление об обусловленности психологических особенностей ребенка параметрами конфигурации семьи (А. Анастази , Р. Зайонц, И.В. Равич-Щербо, Т.А.Думитрашку, Т.Н. Андреева ). Специальной теоретической основой работы является принцип многоуровневой организации свойств интегральной индивидуальности В. С. Мерлина .

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен «многодетности » проявляется в разноуровневых психологических характеристиках детей из многодетных семей.

2. Размер семьи, как один из основных параметров конфигурации семьи, является фактором, определяющим специфику когнитивных, личностных свойств индивидуальности и восприятия детьми межличностных отношений, а также особенности взаимосвязей между свойствами психодинамического, личностного, социально-психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.

3. Некоторые свойства индивидуальности являются типичными для детей из многодетных семей, другие свойства - типичными для единственных детей.

4. Степень выраженности и характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами ИИ школьников, обусловленных типом семьи, специфичны в каждом возрасте.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры психологии ПГПУ (2003г.), на областной научно-практической конференции «Практическая психология -2002» (Пермь, 2002), межрегиональной научно-практической конференции «XVII Мерлинские чтения» (Пермь, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях "Ананьевские чтения- 2001. Образование и психология" (СПб., 2001), «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы » (Бийск, 2002), II Региональном съезде психологов с международным участием "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе" (Курган, 2002); Международных научно-практических конференциях "Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях", "Социально-психологические проблемы ментальности" (Смоленск, 2001, 2002). По проблемам диссертационного исследования автором опубликовано девять печатных работ.

Заключение диссертации по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Баландина, Людмила Леонидовна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Когнитивные, личностные особенности и специфика межличностных отношений, а также взаимосвязи между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности школьников определяются размером семьи и возрастом детей. Школьники из многодетных семей обладают определенной спецификой в рамках исследуемых характеристик.

2. В многодетных семьях, в отличие от однодетных, наблюдаются некоторые процессы взаимодействия между ее членами, характеризующие большую сплоченность и направленность на семью.

3. В многодетных семьях, по сравнению с однодетными семьями, отношение к детям является менее благоприятным. Родительские установки отца и матери в семьях старшеклассников отражают негативные тенденции в воспитательной практике.

4. Уровень когнитивных особенностей детей из многодетных семей значимо ниже, чем у единственных детей, по всем изучаемым показателям (вербальный, невербальный интеллект и успеваемость) только в младшем школьном возрасте. Некоторое преимущество единственных в семье детей в развитии вербального интеллекта сохраняется во всех школьных возрастах.

5. Вербальный интеллект, играя ведущую роль в когнитивной сфере детей из многодетных семей, по-особому проявляет себя в структуре индивидуальности детей, образуя связи с личностными свойствами и показателями отношений.

6. Свойство темперамента экстра- интроверсия, а также личностные свойства, характеризующие общительность детей в условиях многодетности, являются особо значимыми для развития интеллекта школьников из многодетных семей. Единственные в семье дети имеют связи интеллекта, прежде всего, с эмоциональными характеристиками личности.

7. Важную роль в когнитивном развитии детей в многодетных семьях играют отношения с матерью: позитивное отношение, снижение директивных родительских установок значимо связано с высокими показателями интеллекта и успеваемости в разных возрастах.

8. Личностные свойства школьников из многодетных семей по сравнению с единственными детьми более тесно связаны с показателями межличностных отношений. У детей из многодетных семей черты личности связаны более с показателями отношений со сверстниками, у единственных - со взрослыми, что отражает специфику общения и отношений у детей из семей с разной конфигурацией.

9. Среди выявленных социально-типичных характеристик детей из многодетных семей одни характеристики - постоянны и не изменяются в онтогенезе от младшего школьного к раннему юношескому возрасту, другие -изменчивы и характеризуют особенности детей только в определенном возрасте.

10. Особенности индивидуальности детей определяются средовыми факторами, опосредующими связи разноуровневых свойств ИИ: 1) общей семейной средой, которая в многодетных и однодетных семьях различна и более значима в младших возрастах; 2) различающейся (индивидуальной) средой, которую выбирает подросток и юноша; 3) значимой средой, которая в данном возрасте выполняют наиболее существенную социальную функцию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баландина, Людмила Леонидовна, 2003 год

1. Александровская Э.М., Гилъяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттелла. Методические рекомендации. М., 1993.

2. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: Дис.канд. психол . наук. М., 1994.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А.Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1- 230с. Т.2 -287с.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. -688с.

5. Антонов А.И. Семья и дети. М.: МГУ , 1981.

6. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. 360с.

7. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980. 271с.

8. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996,- 304с.

9. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987,- 299с.

10. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи //Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.-223с.

11. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 5. С. 111-117.

12. Ачшьдиева Е.Ф. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики //Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред. А.И.Антонов. М.: Наука, 1990,- С. 66-77.

13. Баландина Л.Л. Психологические особенности старшеклассников из одно-и многодетных семей //Вестник 111 ПУ. Серия 1. Психология. № 1-2. Пермь, 2002,-С. 27-38.

14. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975. 175с.

15. Бодрова Т.А., Рыбакова H.A. Многодетные семьи: пути реализации ее проблем //Научно-теоретический сборник "Ученые записки" М.: Союз. 1999. № 1.

16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.

17. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-24.

18. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. - Воронеж: НПО «МОДЭК », 1995. - 352с.

19. Бойко В.В. Малодетная семья: (Социально-психологический аспект). М.: Мысль, 1988. -237с.

20. Борисов В.А. Желаемое число детей в российских семьях по данным микропереписи населения России //Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. С. 9-30.

21. Вассерман Л.И., Горъковая И.А., Ромщына Е.И. Психологическая методика «Подростки о родителях » и ее практическое применение. М.: Фолиум, 1995.

22. Вассерман Л.И., Горъковая И.А., Ромщына Е.И. Методика «Подростки о родителях »: основные этапы апробации русскоязычной версии //Психологический журнал. 2000. Т.21. № 5. С. 86-95.

23. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. 138с.

24. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М.:Педагогика, 1984. Т.5.-369с.

25. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека /Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2000. 179с.

26. Гаврилова Т.П., Фетисова Е.В. Экспериментальное исследование отношения младших подростков к взрослым и сверстникам как объектам общения // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.-С.96-108.

27. Гавриш Н.В., Зырянова Н.В., Малых С.Б. Мешкова Т.А., Пъянкова С.Д., Равич-Щербо КВ., Сергеев К.Г., Торшина КА., Шляхта Н.Ф. Школьная успеваемость и конфигурация семьи//Школа здоровья. 1994. Том 1. №1. С. 37-49.

28. Галигузова JI.H. Проблема социальной изоляции детей //Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101-115.

29. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка. СПб.: Дельта, М.: Изд. ACT, 1997.-432с.

30. Гильяшева И.Н., Кгнатьева Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений ребенка //Психологическое исследование личности в клинике. Л., 1978.- С.98-104

31. Гильяшева КН., Кгнатьева Н.Д. Методика исследовния межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1994.64с.

32. Голод СИ. Моногамная семья: кризис или эволюция? ПРайгородский Д.Я. Психология семьи. Самара, 2002. С.245-258.

33. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 2. С. 57-65.

34. Григорьева Г.В. Многодетная семья: взгляд не со стороны //Социальный потенциал семьи /Отв. ред. А.И. Антонов. М., 1988. С. 53-58.

35. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей //СОЦИС . 1996. № 3. С.81-90.

36. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации » С. Розенцвейга: Практическое руководство. М., 1992.

37. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра /Под ред. Л.Л. Рыбаковского и др. -М.: Мысль, 1996. 205с.

38. Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых /Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. -266с.

39. Джандосова Ж. С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения. Дисс.канд. психол. наук. СПб., 1992.

40. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу. Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск, 1995. - 54с.

41. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368с.

42. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП », 1996.- 160с.

43. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности //Вопросы психологии. 1991. №1,-С.135-143.

44. Думитрашку Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье. Дис. канд. психол. наук. М. 1992.

45. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей //Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104-112.

46. Думитрашку Т.А., Марютина Т.М., Равич-Щербо КВ., Трубников В.И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье //Мир психологии. 1996. № 4. С. 137-148.

47. Егорова М.С. Исследование темперамента в возрастной генетике поведения // Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе /Под ред. Малых М.С. М., 1995.-С. 59-71.

48. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997,-328с.

49. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пъянкова С Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта //Вопросы психологии. 1993 № 2. С 106-108.

50. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio Logos, 1995.

51. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. М.: Мысль, 1987. 173с.

52. Захаров А.И. Психотерапия неврозов детей и подростков. JL: Медицина, 1982. 216с.

53. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия . М., 2000,-448с.

54. Захаров C.B., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России //СОЦИС. 1997. № 7. С.10-19.

55. Зацепин В.И. Брак и семья /Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара, 2002. С. 3-34

56. Кериг П.К Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. 1990. № 1. с. 158-164.

57. Кечки М. Двухдетная семья (с маленькой возрастной разницей) ячейка воспроизводства современного венгерского общества //Межд. конф. «Демографическое развитие и образ жизни ». Варна, 19-21 окт. 1986.

58. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988-. 208с.

59. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука. 1988.-270с.

60. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255с.

61. Кон И.С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. М,- Воронеж: МОДЭК. 1999,- 560с.

62. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. Педагогика и психология. М.: Знание, 1990. №7.-79с.

63. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации //Вопросы психологии. 1997. № 4. С.86-94.

64. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131-138.

65. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика. 1986.- 144с.

66. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А.Г. Рузской. М,- Воронеж, 2001. 384с.

67. Лубовский Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике//Вопросы психологии. 1990. №3,- С 151-154.

68. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Илларионова О.В. Влияние личностных особенностей матери на межличностные отношения ребенка //Журнал прикладной психологии. 2002. № 1. С 21-28.

69. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116с.

70. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 319с.

71. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964,- 303с.

72. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Фрустрация . Пермь, 1971. С. 100-109.

73. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254с.

74. Небыкова С.В. Взаимосвязь семейных отношений с компонентами структуры интеллекта детей младшего школьного возраста. Дис.канд. психол. наук. М., 1999.

75. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе //Вопросы психологии личности школьника. М,. 1961. С. 277-332.

76. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1983. 166с.

77. Новикова E.B. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков //Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. М., 1985,- С. 42-56.

78. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми /Под ред. М.ИЛисиной. М.: Педагогика, 1985,-207с.

79. Общение и формирование личности школьника /Под ред. A.A. Бодалева , P.JI. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. 152с.

80. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильма-теста» Рене Жиля // Вопросы психологии. 1997. №1,-С. 55-62.

81. Павлов Б.С. Состав семьи и ее потенциальные воспитательные возможности //Культура семьи как объект социологического исследования. Свердловск, 1980. С. 107-120.

82. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 169-174.

83. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991. 248с.

84. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994,- 680с.

85. Подросток на перекрестке эпох (проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков) /Под ред. C.B. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. С. 53-86.

86. Пособие по применению личностного опросника Р.Кэттелла. Ярославль: ЯрГУ, НПЦ Диагностика. 1992. 45с.

87. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Дис.канд. психол. наук. М., 1977.

88. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000. 304с.

89. Прихожан A.M., Толстых H.H. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи //Вопросы психологии. 1982. №2. С. 80-86.

90. Практическая психодиагностика : методики и тесты/ Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара: БАХРАХ, 1999,-672с.

91. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер , A.A. Пузырея. М.: МГУ, 1982. -287с.

92. Равич-Щербо И.В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка // Социальная работа. Вып. 5. М., 1992. С. 121-138.

93. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Трубников В.И., Белова Е.С., Кириакиди Э.Ф. Психологические предикторы индивидуального развития //Вопросы психологии, 1996. № 2. С. 42-54.

94. Развитие личности ребенка // П. Массен и др. М.: Прогресс, 1987. 269с.

95. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. -556с.

96. Рукавишников A.A., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла-95. Руководство по использованию. СПб.: Иматон , 1995. 90с.

97. Руководство к применению теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Обнинск, 1993.

98. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ ) для младших подростков. Обнинск, 1993.

99. Русанов В.М., Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития//Психологический журнал. 1995. Т.16. №5.-С. 12-21.

100. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков //Психологический журнал. Т.20. 1999. №2,-С. 90-102.

101. Семья в процессе развития: Международная научно-практическая конференция. Москва, 1993. М., 1994. 192с.

102. Силина Е.А. Успешность обучения детей из многодетных семей //Вестник ПГГГУ. Серия 1. Психология. 2000. № 1-2. С. 81-86.

103. Силина Е.А. Лонгитюдинальное исследование возрастных и индивидуально-типических свойств темперамента от подросткового до раннего юношеского возраста. Дис.канд. психол. наук. М., 1982.

104. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Педагогика, 1989.- 206с.

105. Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 272с.

106. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности //Вопросы психологии. 1999. №1. -С. 105-116.

107. Смирнова Е.О. Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 87-92.

108. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000. № 3.-С. 3-14.

109. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. 1996. № 3,- С. 101-115.

110. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983,- 288с.

111. Спок Б. О воспитании детей. М., 1998.

112. Тадж Д. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие //Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 33-43

113. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961. 536с.

114. Теплое Б.М. Избранные труды. М., 1985. Т. 2. 360с.

115. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352с.

116. Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей. Дис.канд. психол. наук. М., 1997.

117. Трефилова Т.Н. Возрастные особенности речевого развития детей из многодетных семей //Школа здоровья. 1996. № 3. С.55-64

118. Фатеева Е.В. Межличностные отношения супругов и число детей в семье //Семья и социальная структура. М., 1987.

119. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208с.

120. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-33.

121. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995. 240с.

122. Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально демографическое исследование). М., Статистика, 1978. - 223с.

123. ХоментаускасГ.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989,- 154с.

124. Хъелл JI., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997,- С. 178-180.

125. ШванцараИ. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

126. Шкала прогрессивных матриц Равена //Методические рекомендации по работе с тестом /Сост. И.С. Аверина. М.,1995.

127. Шмелев А.Г., Кондратьева А. С. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье //Семья и формирование личности. М., 1981. -С. 80-86.

128. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, 2000,-512с.

129. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: Теория и эксперимент. М.,1982.-С.108-114.

130. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И.Фелъдштейна. М,- Воронеж, 1995. 416с.

131. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996,- 592с.

132. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта //Психологический журнал. 1995. Т.16. №1. -С.102-106.

133. AdlerA. Problem children // Individ. Psychol. 1988. V. 44. № 4,- P. 406-416.

134. AdlerA. What life should mean to you. Boston: Little, Brown, 1931.

135. AnastasyA. Intelligence and Family size. Psychol .Bull., 1956, 53(3). P. 187210.

136. Baskett L.M. Ordinal position differences in children"s family interactions. Developemental Psychology, 1984, 20, 6, 1026-1031.

137. Belmont L. Birth order, intellectual competence, and psyhiatric status. J. Individ. Psychol., 1977, 33(1). - P. 97-104.

138. Belmont L., Marolla F. Birth order, family size, and intelligence. Science, 1973, 182. 1096-1101.

139. Bernd T., Bulleit T. Effects of sibling relationships on preschoolers behavior at home and at school. Developemental Psychology, 1985, 21(5). - P.761-767.

140. Bowlby. J. Attachment and loss. V. 1-2. N.Y.: Basic Book, 1969.

141. Brackbill J., Nichols. A test of the confluence model of intellectual developement. Developemental Psychology, 1982. 18(2). - P.192-198.

142. Bruyant B.L. Birth order as a factor in developement of vocational preference. Indiv.Psycol., 1987, 43, 1. P. 36-41.

143. Callager R, Conen E. Birth order and School Adjustment Problems. -J.of Indiv.Psychol., 1977, 33(1). P.70-78.

144. Crittenden P. M., Claussen A.H. Quality of attachment in the preschool years: Alternative perspectives. Presented at Inter. Conference on Infant Studies. P., 1994.

145. Davis D. J., Cahan S., Bashi J. Birth order and intellectual development: The confluence model in light of cross-cultural evidence. Science, 1977. 196. 14701472.

146. Dunn J., Plomin R., Nettles M. Consistency of mother"s behavior toward infant siblings // Devel. Psychol. 1985. № 21(6).- P. 1188-1195.

147. Ernst C., Angst J. Birth order: Its influence on personality. New York: Springer - Verlag, 1983.

148. Fuller J. L., Thompson W.R. Foundations of Behavior Genetics. Saint-Louis, 1978.

149. Fullerton C.C., Ursano R.J., Wetzier H.P., Slusarchick A. Birth order, psychological well-being and social supports in young adults // J.Nervous and Mental Disease. 1989,177 (9). - P. 556-559.

150. Galbraith J. The confluence model and six divergent data sets // Intelligence. -1982. 6. P. 305-310.

151. Heer D. Effects of sibling number on child outcome // Ann. Rev. Soc. 1985. N11.-P. 27-47.

152. HonzikM.P. Prediction of differential abilities at age eighteen from the early family environment. Proceedings, 1967 b. 75 th. - P.151-152.

153. Horn J.M., Loehlin J. C., Williman L. Aspects of inheritance of intellectual abilities//Behavior Genetics. 1982. Vol. 12. 5.

154. Jiao S., Ji C., Jing O. Comparative study of behavioral qualities of only children and sibling // Child Devel. 1986. № 57(2). P. 357-361.

155. KalliopuskaM. Empathy and birth order//Psychol. Rep.-1984, 55,-P.l 15-118.

156. Lohman 1., Christensen 0. Psychological position and perceived sibling differences // J. of Individ. Psychol. 1985. 41 (3).- P. 313-325.

157. Narchal R. Family size and its effect on personality and adjustment // J. of Psychol. Res. 1986. №30(3). P. 156-160.

158. Page F., Grandon G. Family configuration and mental ability: Two theories contrasted with U.S. data // Amer. Educ. Res. J. 1979,16. - P. 257-272.

159. PiagetJ. The moral judgement of the child. N.J. 1932.

160. Plomin R. Developmental behavior genetics //Child development. 1983. Vol 54.-P. 253-259.

161. Plomin R., DeFries J.C. Origins of individual differences in infancy. Orlando: Academic Pr., 1985.

162. Plomin R, DeFries J.C., Loehlin J. C. Genotype-environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychological Bulletin. 1977. Vol. 84, 2.

163. Plomin R. Development, Genetics and Psychology. L., 1986.

164. Record, McKeown, Edwards. The relation of mesured intelligence to birth ordere and mental age // Annals of Human Genetics. 1969. 33,- P. 61-69.

165. Scotland E., Speriman S.E., Shaver K.G. Empathy and birth order. Lincoln, NE, Univ. of Nebraska Press, 1971.

166. StorferM.D. Intelligence and Giftedness Yessy-Bass, Publishers, 1990.

167. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2.

168. Tomasello T., Mannle S. Pragmatics of sibling speech to one-year-olds // Chold Devel. 1985, 56 (4). -P. 911-917.

169. Vandenberg S. G. The hereditary abilities study: Hereditary components in a psychological test battery // American Journal of Human Genetics, 1962. Vol. 14.

170. Wagner M., Schubert H. Family size effects: a rewiew 11 J. of Genetic Psychol. 1985. № 146(1).-P. 65-78.

171. Weiss V. Psychogenetic, Humangenetic in Psychologie und Psychiatrie. Beit. 12. Jena, 1982.

172. Wolff W. The personality of the prescool child: the childs search for his self. -London. 1947.

173. Zajonc R.B., Marcus G.B. Birth order and intellectual development //Psychological Rewiew. 1975, 82. P. 74-88

174. Zajonc R. Family configuration and intelligence // Science. 1976. 192. P.227-236.

175. Zajonc R., Marcus H., Marcus G. The birth order puzzle //J. Personality and Soc. Psychology. 1979, 37(8). P. 1325-1341.

176. Zajonc R., Bangh J. The confluence model: Parameter estimation for six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980, 4. -P. 349-361 (b).

177. Zajonc R. Validating the confluence model // Psychol. Bull. 1983 №93(3). -P.457 (467)-480.

178. Zajonc R. La confluence du développement intellectuel dans la famille, et sa resonance national // Bulletin de psychologie. 1986. T.XXXIX, 374. - P. 259266.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, это целостная, динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде.


Интегральное исследование индивидуальности как структурного объединения свойств различных иерархических уровней в концепции В. С. Мерлина (1986) основано на междисциплинарное изучение свойств индивидуальности, следующих принципах: дифференцированность и принадлежащих всем ступеням развития материи; устойчивая дивергенция характеристик (свойств) каждого уровня в онтогенезе; специфичность взаимосвязей внутри одного иерархического уровня свойств, которые подчиняются закономерностям, самостоятельно исследуемым в отдельных науках, и различение межуровневых связей, которые должны подчиняться иным закономерностям и могут быть выражены в метаязыке; применение статистических критериев как общенаучного метаязыка для описания внутриуровневых и межуровневых взаимосвязей представление о преобладании равновероятных связей и отношений свойств; (много-многозначных) между характеристиками двух любых различных уровней и подсистем индивидуальности, поскольку между ними имеется цикл промежуточных опосредующих переменных. Наиболее универсальной промежуточной опосредующей переменной выступает индивидуальный стиль деятельности, другими опосредующими переменными могут выступать ценностные ориентации группы, стили моторной активности и жизнедеятельности (в зависимости от сопоставляемых соответствующих подсистем).


Эмпирические исследования, выполненные под руководством В. С. Мерлина и продолженные в современных работах пермских психологов под руководством Б. А. Вяткина, представляют достаточно обширный материал в поддержку указанных принципов. По поводу принципа дифференцированности подсистем следует, на наш взгляд, отметить исследования возрастного развития свойств различных уровней индивидуальности в двух аспектах: 1) развитие индивидуальных свойств может протекать как процесс развертывания, изменения степени выраженности отдельных свойств или возникновение новых свойств; 2) развитие связей между свойствами ИИ, что выражается в разрушении старых и образовании новых связей между индивидуальными свойствами, относящимися к одной подсистеме (одноуровневые свойства), так и относящимися к разным подсистемам (разноуровневые свойства). Развитие разноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Но вместе с тем, в онтогенезе сохраняются индивидуальные различия по отдельным свойствам и связям между свойствами ИИ. Это создает устойчивость отдельных уровней и системы в целом. Так, в лонгитюде наряду с сохранением индивидуального рангового места испытуемого по психодинамическим свойствам с возрастом изменяется степень выраженности свойств трех иерархических подсистем - свойств нервной системы, темперамента и личности, расширяются устойчивые симптомокомплексы указанных характеристик внутри каждой подсистемы. Вместе с тем отчетливо обнаруживается развитие много-многозначных связей между свойствами различных уровней, вероятно, за счет развития цепи промежуточных опосредующих переменных, различных в зависимости от возраста.


Таким образом, как показали наши исследования, межуровневые связи в онтогенезе все более дивергируют (Силина, 1977). Это можно интерпретировать и как большую специализацию и дифференцированность отдельных подсистем, несводимость закономерностей каждой из них к иерархически ниже- или вышележащим подсистемам и как сохранение стабильности и целостности всей системы индивидуальности. Специфика статистических связей внутри одного уровня и межуровневых связей показана, пожалуй, в самом широком наборе исследований Пермской психологической школы.


В монографии "Интегральная индивидуальность человека и ее развитие" (1999) и многих выпусках Вестника Пермского государственного педагогического университета (Серия 1. Психология. 1998. Вып.1; 2000. Вып. 1-2; 2003. Вып. 1) представлен обширный фактический материал, касающийся характеристик следующих подсистем: нервной системы, темперамента, личности и социально-психологического уровня и типов связи между ними.


Исследование многодетных и однодетных семей (Силина, 1998, 2000; Баландина, 2002, 2003) явилось подтверждением положения о том, что временные характеристики развития человека на каждом этапе развития предстают как целостный феномен. Выявление специфических взаимосвязей разных подсистем ИИ у детей из разных по размеру семей, которые являются сквозными, стабильно сохраняясь в разных возрастах, и которые изменяются с возрастом, но сохраняют специфику семьи, способствует более глубокому и разностороннему пониманию роли конфигурации семьи в развитии индивидуальности ребенка. По поводу принципа существования опосредующих звеньев между разноуровневыми свойствами индивидуальности следует отметить, что стили деятельности и активности, как опосредующие звенья в системе разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности, признаются наиболее универсальными и являются предметом устойчивого внимания исследований, выполненных под руководством В. С. Мерлина, Б. А. Вяткина, М. Р. Щукина в Пермской психологической школе. Стилевой механизм выполняет синергизирующую, компенсаторную и приспособительно-опосредующую функции между свойствами подсистем "организм - нервная система", "нервная система - свойства индивида (темперамента)", "свойства индивида (темперамент) - свойства личности". Это дает основание предполагать наличие и других опосредующих звеньев, обеспечивающих взаимодействие различных уровней интегральной индивидуальности. Промежуточными опосредующими звеньями во взаимосвязях свойств интегральной индивидуальности могут выступать и некоторые специфические средовые особенности, в частности конфигурация семьи.


В наших исследованиях отчетливо обнаруживается многозначный характер связи между свойствами подсистемы индивида (темперамент) и личности в различных социальных группах, а именно у детей из многодетных семей и единственных в семье. Так, экстра-интроверсия у детей из однодетных семей связана с личностными отношениями (к матери, родителям как чете, сиблингам) и автономностью матери. У детей из многодетных семей связи экстраверсии с отношениями к членам семьи отсутствуют. Нейротизм у детей из однодетных семей обусловлен их отношением к друзьям и непоследовательностью матери; у детей из многодетных семей - отношением к отцу и взрослым родственникам. При изучении связей темпераментальных свойств детей и воспитательных практик родителей обнаружен различный характер связей в зависимости от конфигурации семьи. Так, у детей из многодетных семей темп (в предметной и социальной сфере) связан с позитивным интересом родителей, их директивностью, автономностью и непоследовательностью. У детей из однодетных семей с аналогичными практиками родителей связаны такие свойства темперамента, как темп (предметный и социальный), эргичность, пластичность и эмоциональная чувствительность (социальные). При этом многозначные связи относительно стабильны в онтогенезе при общей онтогенетической динамике отдельных свойств.


Приведенные взаимосвязи между свойствами темперамента и показателями отношений различаются в зависимости от типа семьи и возраста детей и демонстрируют значимые сферы отношений для детей, в которых отражаются проявления индивидуальности ребенка. Различные свойства темперамента играют разную роль в многодетных и однодетных семьях. Можно считать, что в многодетных семьях наиболее активно востребованы и проявляются свойства темперамента, связанные с предметной сферой, в однодетных - с социальной сферой. Учение интегральной индивидуальности, являясь теоретической основой для изучения семьи, с позиций системного подхода позволяет всесторонне и комплексно рассмотреть психологические особенности детей. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание членов семьи и т. п.


Описанные эмпирические факты свидетельствуют, на наш взгляд, в пользу принятия тезиса: конфигурация семьи (в частности, многодетность) выступает опосредующим звеном в системе взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, а именно подсистем индивида и личности.

Силина Е. А., Баландина Л. Л.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди