02.07.2019

Занятие в старшей группе "Чудесное вербное воскресенье" воспитатель Нестеренко И.Е. «Вербное воскресенье». Конспект занятия со старшими дошкольниками


Учителя начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской обл.

Мерзликиной Надежды Николаевны

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

« И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

« Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы - северный аналог пальмовой ветви - атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

«Вербы »
Автор
: К. Бальмонт

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну.

Заклички на весну.

«Крестьянские дети» Художник Д.Шмаринов

В былые времена в крестьянских семьях дети быстро обучались у своих сверстников различного рода закличкам (от слова заклик а ть – «приглашать, торопить, просить»). Заклички – это обращение к весне, солнцу, радуге, Масленице, птицам, дождю

Собираясь вместе, детвора повторяла слова закличек нараспев, хором. Заклички преисполнены веры во всемогущие силы природы: силы земли и неба, воды и ветра. Закличка наполняла детское сердце той же, что и взрослых, надеждой на обильный урожай.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Закличка - это “ослабленная” форма заклинания и заговора, жанр календарно-обрядового фольклора, небольшое стихотворение, песня, словесная приговорка, которой кликали, например, весну.

В старые времена дети рано вынуждены были распознать обилие и нужду, сырую погоду и засуху, тревогу и радость.

- Весна красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.

Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое

« Не попросишь – не получишь». По этому принципу жили многие крестьянские семьи. Поэтому и просили дети и взрослые у высших сил помощи и расположения.

Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях.

Татьяна Корякова
«Вербное воскресенье». Конспект занятия со старшими дошкольниками

Занятие со старшими дошкольниками на тему «Вербное воскресенье »

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников»

Цели : продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.

Материал : веточки вербы .

Ход занятия

1. Основная часть занятия .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие . Что вы на них видите? (Они с пушистыми почками.) Как называются эти веточки, кто знает? (Верба .) А знаете ли вы, какой завтра праздник?

«Вербное воскресенье » , он еще называется «Вход Господень в Иерусалим.»

(показ иллюстраций) .Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!» . Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу и на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, как принято было встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье » на Руси? Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы .

Посмотрите на эти веточки еще раз, возьмите каждый по веточке. Потрогайте пушистые почки, проведите ими по ладошке , по щеке, пощекочите носик, пахнут ли ваши веточки? Пахнут ли они весной?

Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы – от града и болезней. Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным вокресеньем » ?.

Вербное воскресенье было тихим праздником. После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим» Например, «Великий понедельник» , «Великий вторник» , и т. д. до Пасхи.

Давайте, ребята, поставим все веточки вербы в вазу .

Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стояла верба , долго сохранялась свежей. И мы тоже с вами понаблюдаем : долго ли наша вода останется свежей.

2. Заключительная часть.

Дети слушают песню «Вербочки » в исполнении К. Орбакайте (фонограмма) и подпевают.

Сценарий весеннегого праздника для старших дошкольников.

Сценарий развлечения для старших дошкольников по теме: Вербное воскресенье

Дети заходят в зал и удобно размещаются.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».

Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары, или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях, в Москве, например, на самой Красной площади. (Дети рассматривают иллюстрацию. ) На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.

Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.

Педагог предлагает детям попробовать себя в роли продавцов. Ребята выбирают «лучших продавцов». Торговцы зазывают покупателей.

Торговцы.

У нашего Якова - товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша - для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

А вот яблоки ранет - у кого своих нет!

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!

Дети покупают шарики, конфеты.

Музыкальный руководитель . А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!

Несколько заранее подготовленных детей показывают коротенькую сценку.

Тюха.

Ах, честной народ, распотешим мы вас!

Мы скакать пойдем с колокольцами,

С колокольцами, болобольцами!

Матюха.

Вот идет по дороге Ероха!

Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!

Петрушка.

За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,

А один-то, погляди, вверх ногами!

Ероха.

Ну а этот разве плох,

Косолапый скоморох?

Топнул, рявкнул

Да по струнам брякнул!

«Медведь» изображает игру на балалайке.

Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.

Тюха.

Вот потеха, так потеха,

Люди падают от смеха!

Наш Петрушка - длинный нос

Ухватил коня за хвост!

Матюха.

Тише, дудки, тише, домры.

До свиданья, люди добры!

Умолкает барабан,

Закрываем балаган!

Дети смотрят сценку театра Петрушки.

Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!

Тра-та-та! Ту-ту!

Появляется и марширует солдат под пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и поет песенку.

Вдоль плетней, заборов и град,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Командир ведет нас на парад.

Солдат . Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.

Петрушка (плачет). Пропала моя головушка не за копеечку.

Солдат . Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)

Петрушка . Это, барин, палка - не ружье.

Солдат . Сперва обучают с палками, потом с ружьем. Бери!

Петрушка . Давай!

Солдат . На плечо!

Петрушка . Горячо!

Солдат. Ты молчи!

Петрушка. Молчи ты тоже.

Солдат . Ровно!

Петрушка . Марья Петровна!

Солдат. Какой ты бестолковый!

Петрушка . Давай целковый!

Солдат. Смирно! Слушай команду!

Петрушка . Слушаю!

Солдат . Молчать! Как я скажу «раз», так и ты говори «раз». Раз!

Петрушка . Два!

Солдат . Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!

Петрушка . Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают под веселую музыку.)

Примечание . На такое развлечение можно пригласить родителей и других гостей. Заканчивается оно настоящей ярмаркой, которую организуют дети и взрослые. Продаются детские книжки, игрушки, различная выпечка. Вырученные деньги поступают в фонд группы-устроителя или в фонд всего детского сада.

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

«И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

«Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы — северный аналог пальмовой ветви — атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну. Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях. Заклички на весну можно посмотреть

Конспект НОД «Вербное воскресенье».

Тема: «Вербное воскресенье».

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.

Задачи:

Дать представления о празднике Вербное Воскресенье.

Развивать познавательный интерес.

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Закреплять умение создавать изображение вербы.

Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважение к своей Родине.

Прививать интерес к духовному наследию земли русской, к народному фольклору, уважение и любовь к обычаям наших предков.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Оборудование:

Веточка вербы, иллюстрации вербы, музыкальный материал для слушания, сухие веточки деревьев, ватные палочки, пластилин, салфетки.

Ход занятия :

(беседа с детьми, сидящими на стульчиках на ковре)

Воспитатель:Наша Земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по- своему. Но есть в природе время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся оживает, ожиданием тепла и солнца. Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Дети:Для весны.

Воспитатель:Какое нежное и ласковое слово «Весна»!Ребята, а какое дерево напоминает нам о приходе весны?

Дети:Правильно, верба.

Воспитатель: В феврале появляются на вербе почки, пухлые, закрытые коричневыми колпачками. В марте верба колпачки сбрасывает, и ее сережки становятся сначала серыми, а потом желтыми.

Воспитатель: Ребята, а какие праздники отмечают весной?

(Ответы детей)

Воспитатель: Весной все христиане празднуют Светлое Христово воскресенье. А за неделю до Пасхи - Вербное Воскресенье. В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встретили люди и бросали под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали героев и победителей. Ведь Иисус Христос победил смерть. У нас в России пальмы не растут, а самой первой из деревьев распускается верба, поэтому и несут люди в храмы веточки вербы, чтобы выразить свою радость. Вербу освещают, а потом хранят целый год. Считается, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Вот поэтому в Вербное Воскресенье, ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга – и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест – бьет до слез,

Верба синя – бьет не сильно,

Верба красна – бьет напрасно,

Верба бела – бьет за дело,

Верба хлест – бьет до слез!

Будь здоров, как вода,

Будь богат, как земля!

Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья!

Я дотронусь до каждого из вас веточкой вербы, чтобы вы росли здоровыми, послушными и умными. Ребята, хотите поиграть с вербой?

Русская народная игра «Займи место»:

(Одного по считалке выбирают водящим, ему дают в руки веточку вербы. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав «хоп», водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, бежит по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

Воспитатель: Вот какая у нас верба веселая. А теперь давайте подойдем к столам, где вас ждут - веточки,ватные палочки и пластилин, из них каждый будет мастерить свою веточку вербы. Показ этапов работы.

Дети выполняют работу.

Воспитатель:Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Воспитатель приглашает сделать круг.

Воспитатель:После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее до Пасхи.

Воспитатель:

А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»?

Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Воспитатель:Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, давайте поставим все веточки вербы в вазу. Дети ставят вербу в вазу.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди