27.04.2019

Занятие с дошкольниками "свойства воды". НОД «Волшебница вода». Значении воды в природе и жизни человека. Знакомство дошкольников со свойствами воды


Консультация для родителей
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5.Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему малышу!

Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п.)
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)
Спасибо за сотрудничество!

Харина Светлана Владимировна.
Воспитатель
Мурманская область, г. Кировск

Цель : Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  • Не кузнец, а с клещами (рак);
  • Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  • Через море-океан плывёт чудо-великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

  • Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

Опыт с водой 2

Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).

В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Ход занятия:

Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

Опыт N 3

Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).

Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.

Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.

В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?

Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.

Все родители знают, как увлекают малышей игры с водой. Они могут подолгу переливать ее из одной емкость в другую, купать кукол, пускать кораблики, радостно плескаться. Но намного интереснее поставить под руководством мамы или папы первые научные опыты. Свойства воды - это захватывающая тема. Главное - не забывать о правилах безопасности во время экспериментов.

Основные свойства

Какие опыты с водой можно предложить детям? Для начала познакомьте их с основными свойствами этой жидкости. К ним относятся:

  • Цвет. Наберите воду в стеклянный стакан, убедитесь, что она прозрачная. Поместите в емкость маленькую игрушку. В воде ее хорошо видно.
  • Запах. Пусть малыш понюхает воду. Сравните ее запах с другими напитками: душистым чаем, горячим какао. Помогите сделать вывод - вода не имеет запаха.
  • Вкус. Пробуем кипяченую воду, чай и какао. Пусть ребенок убедится, что вкуса у воды также нет, в отличие от других напитков.
  • Форма. Для этого опыта нужны емкости различной формы: бутылки, баночки, формочки для песка. Дети обычно с радостью наблюдают за тем, как вода принимает форму любого сосуда, в который ее налили.

Тонет - не тонет

Дошкольники с удовольствием ставят в детском саду опыты с водой. В младшей группе их знакомят со стихотворением А. Барто про девочку Таню, уронившую мячик в реку. Малыши убеждаются, что мяч не тонет в емкости с водой, в отличие от тяжелых камушков. Подобные игры можно устроить и дома, протестировав на плавучесть различные предметы.

Детям постарше предложите вырезать из бумаги цветы. Лепестки пригните к серединке, чтобы получились закрытые бутоны. Поместите их в чашку с водой. Жидкость будет постепенно пропитывать бумагу, и под собственной тяжестью самодельные цветы распустятся. А еще через некоторое время начнут медленно опускаться на дно.

Не менее интересны В чистой воде оно тонет. Но если в банку налить пол-литра воды и положить 2 ст. л. соли, яйцо всплывает. Дело в том, что соленая вода плотнее пресной. Кстати, поэтому в море плавать легче, чем в речке. Малышам нравится смешивать в одной емкости чистую и соленую воду, заставляя яйцо то всплывать, то снова опускаться на дно.

Беремся за краски

Один из любимейших опытов с водой в саду - раскрашивание ее в разные цвета. Для эксперимента можно взять обычные акварельные краски. Малышей надолго захватывает этот процесс. Проверьте вместе, какая вода быстрее окрасится - горячая или холодная? Объясните, что в горячей воде молекулы движутся активнее, поэтому и процесс смешивания протекает интенсивнее. Убедитесь, что окрашивание произойдет еще быстрее, если воду размешивать ложкой.

С помощью красок легко удостовериться в способности воды подниматься вверх. Поместите в стаканы с разноцветной жидкостью белые цветы (например, гвоздики) или сельдерей и наблюдайте за результатом. Если ждать некогда, нарисуйте разноцветные кружки на одном конце салфетки. Другой стороной опустите ее в воду. Жидкость начнет подниматься вверх, кружки превратятся в полосочки, цвета перемешаются.

Эксперименты с солью

Детские опыты с водой нескончаемы. И, что очень приятно, не требуют сложного инвентаря. Для следующего эксперимента нам нужен стакан воды, полный до краев, соль и зубочистка. Начинаем постепенно всыпать соль в воду, аккуратно размешивая ее до полного растворения. Малыш увидит, как долго не будет проливаться вода из емкости. Все дело в том, что между ее молекулами имеется пространство, которое и занимает растворяемое вещество. И только добавив более половины стакана соли в воду, вы увидите, как жидкость наконец перельется через край.

В таком насыщенном соляном растворе можно выращивать кристаллы. Опустите в стакан шерстяную ниточку или ветку, чтобы ее верхняя часть находилась над водой. Подождите несколько дней и порадуйтесь красивым кристаллам, похожим на иней.

Растворим все?

Продолжаем ставить забавные опыты с водой. Малыш уже видел, как растворяется в ней соль. Что будет, если взять другие предметы и вещества? Приготовьте сахар, муку, какао, раствор валерианы, чай, леденец, пластилин и пластмассовую игрушку. Убедитесь, что какие-то вещества полностью растворятся в воде (сахар), какие-то - частично (какао), а другие вообще не будут этого делать. Время растворения тоже будет разным. Леденцу, например, может потребоваться до получаса. Обратите внимание, что вода во время этого процесса может менять свой цвет, вкус и запах.

Для следующего опыта вам понадобятся 5 стеклянных бокалов, сахар, краски и шприц. В 4 бокала налейте немного воды. Покрасьте ее в разные контрастные цвета. Добавьте половину чайной ложки сахара в первый бокал, целую - во второй и полторы ложки - в третий. Размешайте.

Теперь наберите в шприц жидкость из четвертого стакана, куда не клали сахар. Выпустите ее в пустой бокал. Наполните шприц водой из первого бокала, опустите его на дно пятого и осторожно выдавите цветной раствор. Повторите ту же процедуру со вторым и третьим бокалами. Вы уведите, как разноцветные слои в пятом стакане располагаются четко один под другим, не смешиваясь. Это происходит из-за разной плотности растворов.

Опыты с испарением

Вода может принимать различные агрегатные состояния. Это открытие очень удивляет малышей. Превращение воды в газ легче всего показать, доведя ее до кипения. Над кастрюлей поднимется пар, а жидкости со временем становится все меньше и меньше. Следите за тем, чтобы маленький исследователь не обжегся во время экспериментов. Дольше времени занимает испарение воды из банки, поставленной возле батареи. Зато вы можете оставлять на ней метки, наблюдая за процессом.

Вместе с ребенком выясните, почему идет дождь. Для опыта нужна банка с горячей водой. Накройте ее железной крышкой, на которую поместите кусочки льда. Вода, испаряясь, будет подниматься вверх, где столкнется с холодом. В результате молекулы пара тяжелеют и опять превращаются в жидкость. Убедитесь с ребенком, что внутренняя часть крышки стала мокрой, как и стенки банки. Когда такое происходит в природе, из потяжелевших облаков начинают падать капли. Идет дождь.

Также вы можете научить ребенка получить пресную воду из соленой. В глубокий таз поставьте стакан с промытой галькой на дне. Налейте воду в емкость, растворите в ней 2 ст. ложки соли. Пустой стакан должен подниматься над уровнем жидкости. Сверху натяните пленку. Продавите ее вниз над стаканом, положите тяжелый камень. Получится воронка. Конструкцию поставьте на солнце. Вода будет испаряться и стекать в пустой стакан, в то время как соль останется на дне.

Превращение в лед

Разлив подкрашенную воду по формочкам и положив их в холодильник, можно получить забавные ледяные игрушки. Малышей увлекают опыты с водой, ее заморозкой и последующим таянием. Очень эффектно смотрятся цветные кубики льда, помещенные в стакан с растительным маслом. При таянии радужные капли опускаются на дно. Также вы можете одну ледяную игрушку посыпать солью, а другую - нет. Первая раньше растает. Соль "проест" во льду дырочки и ходы. Если сделать соль цветной с помощью красителей, восторгу малыша не будет предела.

Наглядно покажите ребенку, что при замерзании вода расширяется. Возьмите трубочку для коктейля, замажьте один конец пластилином и налейте воду до половины. Ее уровень отметьте маркером. Заклейте пластилином другой конец и поместите трубочку вертикально в морозилку. Когда вода замерзнет, вы увидите, что лед поднялся выше сделанной отметки.

Как образуются снег и иней?

Зимой возьмите на прогулку термос с горячей водой и тарелку. Откройте термос. Из него пойдет пар. Сверху держите тарелку. Пар охладится на морозе, снова станет водой. На тарелке появятся капли. Поставьте ее в сторонку и не трогайте до конца прогулки. Через некоторое время вода замерзнет и превратится в иней. Таким образом он образуется на ветках деревьев, шапке и воротнике пальто.

Если же капельки замерзают в воздухе, идет снег. Напомните малышу об опыте с водой, когда вы устраивали дождь в банке. Объясните, что зимой капли замерзают в воздухе, превращаясь в крошечные ледяные кристаллики - снежинки. Вооружитесь лупой, полюбуйтесь на них, а дома зарисуйте в альбом.

Живая вода

Влага необходима всем растениям. Предложите ребенку завернуть одну горошину в сухую ватку, а другую - в мокрую. Положите их на блюдечко и наблюдайте, какая быстрее прорастет. То же можно сделать с луковицами, посадив их в пустую баночку и баночку с водой.

А еще ученые уверяют, что эта удивительная жидкость умеет сохранять и передавать информацию. Посадим в три горшка фасоль, поставим на один подоконник. Будем поливать их водой из разных банок. Над первой перед поливом говорите приятные слова, читайте красивые стихи. Над второй молчите. Набрав воду в третью банку, ругайте и обзывайте ее. Посмотрите, в каком горшке быстрее появятся ростки. Зафиксируйте результаты.

Игра красок

Больше всего малышам нравятся зрелищные можно устроить в прозрачной банке "лавовую лампу". Наполните емкость растительным маслом на две трети и влейте подкрашенную воду. Она тяжелее и сразу начнет опускаться вниз. Бросьте четвертинку шипучей таблетки и наслаждайтесь красочным танцем пузырьков.

Не оставит малышей равнодушными и подводное извержение "вулкана". Проводить опыт следует взрослым, так как есть опасность обжечься. В стеклянную глубокую посуду налейте воду комнатной температуры. К рюмке резинкой прикрепите палочку, чтобы она держалась на ней. Наполните ее кипятком, добавьте красный краситель. Медленно опустите рюмку на дно емкости. Горячая цветная жидкость начнет подниматься вверх, так как ее молекулы легче и быстрее.

Опыты с водой позволяют детям в занимательной форме познакомиться с азами физики, изучить природные закономерности. Они пробуждают в малышах любознательность, позволяют разнообразить досуг полезными занятиями. И, конечно же, доставляют массу удовольствия как ребятишкам, так и их родителям. Ведь ничто так не сближает семью, как общие занятия и увлечения.

Фирая Авзалова
«Свойства воды». Конспект открытого экологического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Открытый показ занятия в подготовительной группе по проблеме :

«Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте

Программное содержание : познакомить детей с некоторыми свойствами воды с помощью опытов : вода прозрачная, у воды нет вкуса , у воды нет запаха , лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.

Развивающая среда : стаканчики с водой и с соком, чайные ложки, термос с горячей водой, лёд в тарелке, стекло.

Предварительная работа : наблюдения в природе за снегом, льдом. Рассматривая иллюстрации рек, озер, морей. Рисование на тему «Плывёт кораблик» , «Царевна – лебедь» . Чтение произведений, беседа на тему «Кто живет в воде» , «Что растёт в воде» , «Вода вокруг нас» .

Ход занятия:

В : Ребята, я вас сегодня приглашаю с помощью опытов выяснить, какой бывает вода (читаю сти-е Н. Рыжовой) :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ни плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить :

Без неё нам не прожить!

Вода прозрачная.

В : Ребята, перед вами два стаканчика :

Один -с водой, другой с соком. Если в оба стакана положить ложки, то в каком из стаканчиков они видны? А в каком нет?

Д : В воде

В : Почему?

Д : Вода прозрачная, а сок - нет

В : Ребята, подумайте, что было б, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках : река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Д : Нет, не могут

В : Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах, не могут жить растения и водоросли. Не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая вода. Значит, нельзя загрязнять водоёмы, рек, озера отходами, мусором и т. д.

Вывод детей : Вода прозрачная.

У воды нет вкуса .

В : Ребята попробуйте воду. Какая она на вкус?

Д : Нет вкуса.

В : Но почему то, когда человек хочет пить, и с удовольствием пьёт воду, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!» , хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Вода холодная, спасёт от жажды. А вот теперь попробуйте сок. Какой он по вкусу?

Д : Сладкий, вкусный.

В : А вот, морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить, а применять её в лечебных целях.

У воды нет запаха .

В : Дети понюхайте воду. Чем она пахнет?

Д : Совсем не пахнет.

В : Вода не имеет запаха, если она чистая.

Но, вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её отчищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Лёд – твёрдая вода.

В : Попробуйте отгадать мою загадку. Зимой в реках и озерах она твёрда, летом жидкая, в облаке газообразная?

Д : Вода.

В : Принести сосульку в помещение перед занятием и положить в тарелку.

В : Откуда появилась вода в тарелку, как вы думаете?

Д : Лёд растаял, потому что его принести в тёплую комнату.

В : Вывод : лёд, снег – это тоже вода, но в твёрдом виде.

Физминутка :

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно : вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все как один, Плывём, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Пар – это тоже вода.

Перед детьми открывают термос с кипятком , откуда выходит пар.

В : Я вскипятила воду в чайнике и перелила в термос.

Д : Горячая.

В : Откуда берется пар?

Д : Я думаю, что это вода.

В : Давайте проверим ваши версии. У меня стекло. Потрогайте, какое оно?

Д : Холодное. Теперь холодное стекло помешаю над горячим паром.

В : Холодное, гладкое, прозрачное, как льдинка. А Что происходит?

Д : Мы видим, как стекло покрылось паром, а потом появились капельки воды , их становится все больше, они капают.

В : Что заставило воду превратиться в пар?

Д : Тепло. Вода сильно нагрелась и превратилась в пар.

В : Здесь всё понятно. Мы нагрели воде, помог нам огонь. А куда исчезает вода после дождя летом? Может кто -то догадается, кто помогает воде в лужах превратиться в пар?

Д : Солнышко.

В : Летом после дождя, вы видели наверное, как пар поднимается от влажной земли, луж к небу. Знаете ли вы, откуда берутся облака?

Д : Мы думаем, что это много капелек воды , которые поднялись в небо.

В : А почему идёт дождь?

Давайте вспомним, стекло было холодным, значит, какая температура должна быть, чтобы пошёл дождь?

Д : Холодной (чем пар)

В : Что же такое пар? Да, это вода в газообразном состоянии. Пар – лёгкий, горячий, может летать, его нельзя удержать в сосуде.

И так пар – это тоже вода в газообразном виде.

Вода бывает тёплой, холодной

Предлагаю детям стаканчики с водой разной температуры, подхожу к нескольким детям.

В : Попробуйте пальчиком воду и определите, в каком стаканчике самая холодная вода, а в каком – самая тёплая?

Ребята, вот в реках и озёрах, морях тоже бывает вода разной температурой : и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде, другие только в холодной. Дети, представьте себя рыбами, то какую бы воду выбрали – тёплую или холодную?

Д : Тёплую.

В : Правильно, если бы выбрали холодную, вы бы многие могли заболеть и там не было бы пищи. Значит, где больше разных растений и животных в тёплых или холодных морях?

Д : В тёплых.

В : В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходить из – под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в горячей воде?

В : Жильцов очень мало, но они есть, например виды водорослей.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с некоторыми свойствами воды . И так жидкая вода необходима людям, животных и растения для питья, газообразная – помогает распределить влагу на земле, твёрда – сохраняет запасы воды , сохраняет живую природу : под снегом тепло растениям и животным, подо льдом не замерзают водные обитатели.

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха);
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
    – Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бережное отношение к воде;
    – Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
    – Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

    Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, посуда конусной, цилиндрической, шаровидной формы, резиновая перчатка, вода, сок, молоко, крупа, чайные ложечки, коктейльные трубочки, карточки с условными обозначениями, иллюстрации изображающие негативное влияние человека на воду, заготовка памятки “Как сохранить воду на Земле”, клей, кисти.

    Используемые виды деятельности: экспериментирование, аппликация.

    Место проведения: групповое помещение

    Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, чтение стихов и отгадывание загадок по теме, чтение сказки Н.А. Рыжовой “Как люди обидели речку”, просмотр мультфильма “Чебурашка и Гена чистят реку”, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации, знакомство с оборудованием для экспериментов, сюжетно-ролевая игра “Лаборанты”, проведение отдельных опытов с водой.

    Ход занятия

    Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

    Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

    Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме исследования:

    (Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, под ними перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

    Люди ждут меня, зовут,
    А приду к ним – прочь бегут.
    (Дождь.)

    Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    Стоит корыто
    Полно воды налито.
    (Озеро.)

    К речке-сестрице
    Бежит-журчит водица.
    (Ручей.)

    Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

    Ответы детей: Воду.

    Практическое экспериментирование.

    Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.

    Свойство № 1 “Вода – это жидкость без вкуса и запаха”.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыпем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?

    Ответы детей: Сыпется.

    Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? Почему?

    Ответы детей: Льется, потому что вода жидкая.

    Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

    Воспитатель: Ребята, все ученые записывают свои исследования, давайте мы с вами тоже будем отмечать наши результаты с помощью схем-помощников. (Закрепляю на магнитной доске первую схему, дальше после подведения итога каждого опыта закрепляю условные обозначения.)

    Воспитатель: У вас на столах есть еще стаканчики с соком. Сок льется? Это жидкость?

    Ответы детей: Да

    Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобятся трубочки. Попробуйте через соломинку воду, сок. Есть ли у воды вкус, а у сока?

    Ответы детей: Сок сладкий, вода без вкуса.

    Вывод: Вода – безвкусная жидкость.

    Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду, в землю.) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

    Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

    Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

    Свойство № 2: Вода прозрачна и не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что у меня в стакане? (Показываю стакан с молоком.)

    Ответы детей: Молоко.

    Воспитатель: Оно льется?

    Воспитатель: Значит, мы можем назвать молоко жидкостью?

    Воспитатель: А вы любите молоко?

    Дети: Да – нет.

    Воспитатель: И я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

    Дети: нет.

    Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

    Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

    Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

    Вывод: Чистая вода прозрачна.

    Воспитатель: А теперь мы воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на наших столах. Обратите внимание на их форму.

    Дети отмечают, что форма у них разная (конус, цилиндр).

    Воспитатель: У меня есть колба. Какая форма у ее нижней части? (Шар.) Перелейте воду в один стаканчик, а потом в другой. Какую форму приняла вода в ваших стаканчиках?

    Ответы детей: конуса, цилиндра.

    Воспитатель: А в моей колбе какую форму приняла вода? (Форму шара.)

    (Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

    Вывод: В отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня мы много нового узнали о воде. Давайте подведем итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы с вами сегодня узнали?

    При этом внимание детей обращается на доску, где закреплены карточки с условными обозначениями.

    Ответы детей:

    1. Вода – это жидкость.
    2. Вода не имеет вкуса.
    3. Чистая вода не имеет запаха.
    4. Чистая вода прозрачна.
    5. Вода не имеет собственной формы.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Да, вы правы. Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Молодцы, ребята! А чтобы никогда об этом не забывать, давайте сделаем памятку “Как сохранить воду на Земле”, я вам в этом помогу. Давайте выберем картинки, на которых изображены действия людей, ведущие к загрязнению воды.

    (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены картинки с изображениями негативного влияния человека на состояние воды. На доске прикреплен большой лист бумаги с заранее написанным названием. Дети выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист бумаги.)

    Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

    Список литературы

    1. Гризик Т.И . Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
    2. Коломина Н.В. .Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
    3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
    4. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
    5. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди