17.08.2019

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Прогулка по дням творения» (по прогр. Шевченко «Добрый мир»). План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования


СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1.Чтение – обсуждение «Счастливый человек» (хр.№2,с. 3)

2.Словарная работа: грех, послушание, совесть.

3.Аппликация «Вверх по радуге бегом»

(18 детей)

1. Чтение стихотворение «Благородство» (хр.2 ,с.13)

2. Работа с иллюстрацией (с. 15)

1. Путешествие с книгой «Как человек стал непослушным?

2. Работа с иллюстрацией с. 26, 27 (хр. №2)

1. Чтение сказки «Три златопёрых рыбки».

2. Подвижная игра «Поймай рыбку»

3. Лепка «Рыбки плавают в пруду» (барельеф).

1.Чтение обсуждение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2. Главные правила хороших детей.

3. Слушание песни «Если добрый ты»

4. Рисование «Живёт на свете доброта»

1. Разговор с детьми «Отчего зло?»

2. Обсуждаем - размышляем «Почему добро не умирает?»

3. Слушание «Господи, помилуй!»

4 . Психологическая разгрузка «Сомнём, порвём и выкинем плохие поступки»

1.Путешествие с книгой. Чтение и обсуждение рассказа «Послушание Марии» (хр.№2,с. 28)

2. Заучивание наизусть стихотворения «Послушание»

1. Вспоминаем сказку «Колобок». Обсуждаем, размышляем «Почему съели Колобка?»

2. Игра – драматизация по сказке «Колобок»

3. Рисование на тему «Кого встретил Колобок?» (с элементами аппликации

Беседа-рассуждение «Какими должны быть дети?»

Игра-викторина «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Свободное рисование «Подарок другу»

Слушание песни «Дорогою добра»

Подвижные игры «Дружно», «Выручалки»

Работа с иллюстрацией (хр.№2 ,с 16)

Чтение стихотворения «Непослушный сын»,

Чтение «Как Ваня хорошее делал» (хр. №2,с. 19).

Ситуативный разговор «Уклонись от зла и сотвори добро

Чтение «Хорошо, что солнце светит» (хр. №2),с 20

Речь с движениями

Сравнение – обсуждение «Две козы» и «Два козлика» (хр. №2,с 23)

Творческое рассказывание

по картинке (хр. №2,с. 15)

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4-5 НЕДЕЛЯ

1. Путешествие с книгой «Мудрый царь» ((хр. №2, с.35)

2. Обсуждаем и размышляем «Кого можно назвать трудолюбивым?»

3. Обсуждение поговорки «Терпение и труд-всё перетрут»

1. Чтение стихотворение «Приглашаем всех к труду»

2. Работа с иллюстрацией на с. 39 (хр. №2,)

3. Рисование «Мы дежурим»

1. Работа с пословицами и поговорками «Доброе дело два века живёт», «Бог труды любит», «Ты труд другого уважай, сам насорил – сам убирай» (хр. №2,с.44-45

2.Обсуждаем –размышляем «Ленивый и прилежный»

1. Чтение рассказа «Матерь Божья – детей защитница».

2. Обсуждение рассказа «Матерь Божья- детей защитница».

3. Работа с иллюстрацией (хр. №2, с. 49-51)

1.Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» (хр. №2, с. 35)

2.Слайды «Эти загадочные насекомые»

3. Игра драматизация

«Стрекоза и муравей»

1Чтение рассказа «Маленький садовник». (хр. №2,с. 41)

2. Угадайка «Без чего не проживёшь» (хр. №2,с 43)

3. Подвижная игра «Ленты тянутся»

1. Фильм- презентация « Утренние лучи» (хр. №2,с.40)

2. «Речь с движениями «Ты давай-ка, не ленись!»

3. Дидактическая игра «Вопрос-ответ»

1. Чтение «Святой Николай Милующий»

2. Работа с иллюстрацией (хр. №2, с. 52)

3. Слушаем песню о Святом Николае.

Работа с детьми во внеурочное время

Наблюдение за муравьями.

Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

Чтение пословиц о труде.

Хозяйственно – бытовой труд.

Чтение «настойчивый муравей»

Игра -лото «Насекомые»

Работа в цветнике и в огороде.

Подвижная игра «Я садовником родился»

Дидактическая игра «Кому что нужно»(профессии)

Чтение «Федорино горе» Драматизация по сказке «Федорино горе»

Чтение «Две тучки», «Лентяй и солнце» (хр. №2 , с. 44, 46)

Пение песни «Антошка»

Выставка поделок, рисунков «Подарки далёким и близким друзьям»

Чтение рассказов «Вася», «Божий фонарик» (хр. №2, с. 53)

Заучивание наизусть стихотворения «Эгоист»

Слушание песен «Вот что значит настоящий, верный друг!» , «Когда мои друзья со мной!»

НОЯБРЬ

1.Чтение «Сказка о пчёлке Мохнатке»

2. Слайд-шоу «Жизнь пчёл»

3. Подвижная игра «Медведь и пчёлы».

4. Творческая работа «Пчёлка»

1. Чтение стихотворение «Сиротка» (хр. №2, с. 60)

2. Беседа – размышление «Кого бывает жалко?»

3. Словарная игра « Пожалей меня»

1. Чтение – обсуждение рассказа «Моё»

2. Работа с поговорками «За чужим погонишься- своё потеряешь», «Жадность – покоя лютый враг» (хр. №2, с. 65)

3. Подвижная игра «Жадный рот» (хр. №2, с. 65)

1. Чтение текста «Мама» (хр.№ 3, с. 9)

2. Песенка для мамы. Буква «М» (хр.№ 3, с. 9)

3. Презентация «Имя Ангела –МАМА»

4. Поём, хлопаем в ладоши «Пусть всегда будет мама!»

1.Чтение рассказа «Три малыша»

2. Обсуждаем –размышляем «О добрых, жадных, злых».

3.Пение песни с танцевальными движениями «Если добрый ты»

1. Заучивание наизусть стихотворения «Любите всех!»

2. Работа с поговоркой «Милее всего, если кто любит кого»

3. Разучивание и пение песни «Доброта» (хр. №2,63)

1. Путешествие с книгой «Верный Иов»

2. Словарная работа: смирение, верность, послушание Богу.

3. Запомни поговорку: «Что Бог даёт- всё к лучшему»

4. Работа с иллюстрацией (хр. №2,69)

1. Чтение – обсуждение «Седьмая дочка» (хр.№ 3, с.6)

2. Игра – размышление «Чем я могу порадовать свою маму»

3. Рисование портрет моей мамы»

Работа с детьми во внеурочное время

Чтение стихотворения «В дороге»

Обсуждение стихотворения «Подарок»

Ситуативный разговор «Кого можно назвать добрым?»

Речевая игра «Красота и доброта»

Чтение «Щедрый человек» (хр. №2,63)

Работа с иллюстрацией (хр. №2, 62)

Поём – маршируем «Вместе весело шагать»

Подвижная игра «Жадный рот» (хр. №2, с. 65)

Ситуативный разговор «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним»

Чтение «Обидное слово», «Обида», «Прощение» (хр. №2,70)

Пение песни «Улыбка»

Заучивание наизусть «Посидим в тишине!»

Ручной труд «Подарок маме»

Игры соревнования «Поможем маме по хозяйству!»

Чтение «Мамина мама – моя бабушка», «Бабушкины руки»

Концерт для бабушек и мам ко Дню матери

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1. Чтение «Мой дом- моя семья» (хр.3,с.24)

2.Игра с заданиями по рисованию «Кто построил добрый дом?»

3. Выставка детских рисунков

1. Обсуждаем –размышляем «Как сохранить наш дом?»

2. Чтение «Наш общий дом»

3. Учим поговорку «Жизнь дана на добрые дела»

4. Эссе - размышление «Легко ли быть добрым?»

1. Поём песенки. Изображаем живые картинки « Медвежий сон»

2. Работа с иллюстрацией с. 35, (хр. №4)

3. Дидактическая игра «Что растёт на ёлке?»

1. Просмотр презентации «Идёт по свету Новый год»

2. Подвижная игра «Два Мороза»»

3. Аппликация «Новогодняя открытка»

1.Чтение обсуждение «Хорошо тому, кто в своём дому»

2. Рисуем « Дерево моего рода» (хр.3,с 29)

3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

1. Разговор с детьми «Мы-разные»

2. Обсуждаем - размышляем «О доброй душе и дружной семье»?»

3. Психологическая разгрузка

1.Слушание «Новогодняя полечка»

2. Хоровод «В лесу родилась ёлочка»»

3. Ручной труд «Ёлочная игрушка»

1. Сказочная новогодняя викторина с. 36-38 (хр.4)

2. Подвижная игра «Метелица»

3. Пение песни «Медвежий сон»

Работа с детьми во внеурочное время

Играем – прыгаем «Мы по лестнице бежали с. 29

Сюжетно – ролевые игры «Дочки –матери», «Семья»

Подвижная игра «Баба и пирожок» с.30

Работа с пословицей «Вся семья вместе так и душа на месте»

Слушание песен «В лесу родилась ёлочка», «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Игра на металлофоне «Маленькой ёлочке …»

Подготовка к новогоднему празднику

Выставка рисунков –подарков

Просмотр мультфильмов «Новогодняя сказка», «Новогоднее приключение»

ЯНВАРЬ

2 НЕДЕЛЯ

3НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

5 НЕДЕЛЯ

Праздничные дни

1. Путешествие с книгой «Рождество Христово»

2. Работа с иллюстрацией (с. 5)

хр.4

3.Слава на Небесах Богу

4. Работа с иллюстрациями с.7, 8 хр.4

1. Путешествие с книгой «Яркая звёздочка»

2. Работа с иллюстрацией с. 17, 19 (хр. №4)

3. Просмотр музыкальной презентации «Ночь тиха над Палестиной»

1. Православный Храм

Главные слова: христиане, икона, крещение, крест, молитва»

2. Чтение и обсуждение стихотворения «Церковь Божия»

3. Работа с иллюстрациями с. 42,43 (хр.3)

4.Слушание «Звон колоколов»

Праздничные дни

1. Чтение «Вифлеемская звезда»

2. Слушаем песнопения «Христос рождается, славьте его»

3.Ручной труд –оригами «Вифлеемская звезда»

1.Путешествие с книгой. «Рождественские подарки» (хр.№4,с. 21)

2. Беседа «Что нам подарили на Рождество»»

3. Речевая игра «Скажи наоборот»

1. Слушание «Молитва»

2. Слайд-шоу «Храмы России»

3. Показ по схеме строения Храма

4. Рисование: «Каким я представляю Храм?»

Работа с детьми во внеурочное время

Праздничные дни

Рождественский спектакль «Предание о первой рождественской ёлке» для показа родителям

Чтение стихотворения «Ёлочка, здравствуй» (хр. №4,с. 22).

Мини – спектакль « В Вифлееме»

Заучивание наизусть «Утренняя молитва»

Дидактическая игра «Вопрос-ответ» (по вопросам с.43, хр.3)

Раскрашивание рисунков с изображением храмов

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1.Чтение – обсуждение «Родина»» (хр.№3,с. 32)

2.Словарная работа: Родина, Отечество

3.Работа с иллюстрацией «Москва златоглавая» с. 33

4. Слушание песни «С чего начинается Родина?

1. Святая Русь – почему мы так говорим

2. «Русь называют святою»

3. Чтение «Край родной» хр.3 с. 41

4. Рисование «Это русская сторонка, это Родина моя»

1. Читаем – размышляем « Почему люди защищают свою Родину?»

2. Работа с иллюстрацией с., 37 (хр. №3)

3. Дидактическая игра «Защитники Отечества»

1. Игра - тренинг «Кремлёвские звёзды».

2. Слайд-шоу «Мы живём в России»

3. Музыкальное упражнение «Передай платочек»

1.Презентация «Символы России – русские берёзы»

2. Слушание песни «Песня о России»

3. Рисование «Люблю берёзку русскую»

1. Пение «С чего начинается Родина»

2. Рассматривание иллюстраций о городах России

3. Работа с иллюстрацией А. Рябушкина «Московская улица 17 века »

1.Беседа по вопросам «Москва- мать всем городам русским»

2. Слушание песни О. Газманова «Москва- звонят колокола»

3. Чтение «Что мы Родиной зовём?» В. Степанов

1. Динамическая пауза «Храбрые солдаты»

2. Фильм презентация, «Первые поселения на земле Серпуховской»

3 Чтение стихов о Родине

Работа с детьми во внеурочное время

«Во поле берёза стояла» (изображаем сюжет песни, поём, водим хоровод) с. 35

Работа с иллюстрацией. с. 34

Народные подвижные игры «Чай-выручай», «Плетень», «Никанориха»

Рисование «Девушка в русском сарафане

Слайд шоу «Защитники Отечества»

Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики»

Сюжетно –ролевая игра «Будем в армии служить»

Изготовление пальчикового театра «Богатыри Руси»»

Беседа «Мой родной посёлок»

Итоговое мероприятие «Масленица»

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1.Чтение – обсуждение «Мой род» «Наша семья» (хр. 3 с.4)

2.Словарная работа: род, родители, предки, послушание, любовь

3.Рисование «Подарок маме и бабушке»

1. Чтение рассказа «Седьмая дочка» (хр.3 ,с.7)

2. Работа с иллюстрацией (с. 7)

3. Учим поговорку «Чти отца твоего и матерь твою- повелевал Бог»

4. Эссе - размышление «Чем я могу порадовать?№

1. Читаем-размышляем «Отец и сыновья» (хр.3,с.13)

2. Работа с иллюстрацией (хр.3,с.14)

3. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя?»

1. Чтение стихотворений «Мамина мама- моя бабушка», «Бабушка» с. 18-19

2. Подвижная игра «Поможем бабушке»

3. Лепка «Кружка с барельефом для бабушки».

1.Чтение обсуждение « Родной дом» (хр. №3,с 5)

2. Слушание песни «Родной дом»

3. Аппликация «Приглашение на праздничный концерт»

1. Угадай-ка «Правильно-неправильно»

2. Обсуждаем - размышляем «Мама»(хр.3, с.9)

3. Слушание «Песенка для мамы»

4 . Рисование «Моя мама»»

1.Обсуждаем- размышляем «Любовь родителей» (хр.3,с. 15)

2. Заучивание наизусть поговорок «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»(с.16)

3. Речевая игра «Скажи наоборот»

1. Чтение «Брат и сестра» с.20

2. Угадай-ка «Родственники»

«Две матери, две дочери, да бабушка с внучкою, а всего трое»с.24Чтение

3.Рисование «Мой дом»

Работа с детьми во внеурочное время

Подготовка к праздничному концерту (разучивание песен, стихов, танцев»)

Выкладываем из счётных палочек букву М

Заучивание наизусть «песенка о маме» (хр.3 ,с.10)

Слушание песни «»Солнечный круг»

Ситуативный разговор «Какая твоя мама?»

Работа с пословицей «При солнышке тепло, при матери добро» (хр.3 .с.11)

Инсценировка «Любовь к родителям» (хр.3 ,с.15)

Играем в живые картинки «Народная песня» с.17

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» с. 16

Поём колыбельные, угадываем, играем в «Дочки-матери» с.23

Творческое рассказывание

по картинке (хр. 3,с. 22)

Строим дом из песка на прогулке

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1.Чтение – обсуждение «К пасхе» (хр.№4,с. 45)

2. Пение «Солнечная капель»

3.Народная игра «Ручеек»

4. Аппликация «Веточка вербы»

1.Чтение – обсуждение «Чему радуются в праздник пасхи» (хр.№4,с. 42)

2. Чтение « Светлое Воскресенье»

3.Речевая игра «Кулич»

1. Чтение «Радуйтесь!»

2. Работа с иллюстрацией с. 53, (хр. №4)

3. Составление рассказов на тему «Как мы дома встречали Пасху»

1. Путешествие с книгой «Небесный мир. Ангелы»

2. Заучивание наизусть «Святой ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»

3. Рисование «Ангелы»

1.Разминка «Весёлые ложкари»

2. Чтение «Празднование»

3. Слушание песнопения «Ангельский хор»

4. Лепка «Пасхальные яйца»

1. Чтение «Красное яйцо»

2. Слушание «Колокольный звон.

3. Игры я яйцом «Чьё яйцо дольше укатится?»

4 Рисование «Роспись пасхальных яиц»»

1.Путешествие с книгой. «Поселились птицы в гнёздах»

2. Чтение «Пасха пришла!» с. 54, х.4

3. Работа с иллюстрацией с.56,х.4

1.Обсуждаем, размышляем «Христианское имя. В честь кого я назван?»

2.Чтение «Добрый помощник»

3. Конкурс рисунков «Ангелы»

4. Слушание «Песенка про ангелов» с.77 х.4

Работа с детьми во внеурочное время

Чтение «Пасха» с.46, «Пасха» с.48

Заучивание наизусть песнопения «Христос воскрес»

Народная игра «Гори, гори, ясно»

Конкурс чтецов о Пасхе Семейное творчество – «Пасху радостно встречаем» -конкурс рисунков

Народная игра

Живые картинки «Христос Воскрес», «Христосование»

Народные игры «Играем в салки –догонялки» с. 58,х.4

Народная игра «Каравай»

Слушание песенки «Ангелы»

Сюжетно – ролевая игра « Именины»

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

    НЕДЕЛЯ

1.Путешествие с книгой «Как человек давал имена животным»

2.Изучение заповеди «Не убивай!»

3. Настольная игра «Разрезные картинки. Животные и птицы»

1. Обсуждаем - размышляем «Кто добрый, кто злой» х.3,с.60

2. Чтение «Дед Мазай и зайцы» с.61,х.3

3. Играем в фигуры «Мазай и зайцы»

4. Эссе - размышление «Понимаем ли мы язык животных?» с. 63

1. Обсуждаем – размышляем «Чего себе не хочешь, того другу не желай» с. 67, х.3

2. «Сострадание птичек», «Чиж», «Почему плачет синичка?» читаем-обсуждаем

3.Лепка «Птицы в гнёздышке»

1. Окончание путешествия «Благодарение» (главные слова: спасибо, спаси, Боже.

2. Чтение текста « Спасибо».

3. Обсуждение текста.

4. Работа с иллюстрацией х.4 с.82

1.Чтение - обсуждение «Рассказы о святых» х.3 с.57-58

2.Злая шалость «Кому забава, а кому смерть»х.3 , с.58

3.Презентация « Жизнь лягушек»

4. Оригами «Лягушка»

1. Обсуждаем - размышляем «Как относиться к животным, птицам, растениям?»

2. Чтение «Стыдно перед соловушкой»

3 . Слушание пения соловья в аудио записи.

1.Обсуждаем- размышляем «Чем помочь?»

2. Чтение «Добрый мальчик», «Котёнок»

3. Заучивание наизусть стихотворения «Послушание»

4. Дидактическая игра «Кто кошке родственник?»

1Эссе –размышление «Чему нас научил «Добрый мир?»

2. Слушание песни «Дорогою добра»

3. Рисование на тему «Добрый Божий мир»

Работа с детьми во внеурочное время

Чтение «Воробей», «Ворона». Подвижные игры «Гуси, гуси», «Воробушки и автомобиль»

Пальчиковая игра «Две весёлые лягушки»

Речевая игра «Лягушки, синицы, сова, кот» с элементами изодеятельности х.3 ,с.64

Слушание романса А. Алябьева «Соловей»

Играем в живые картинки « Птичка», «Курочки летят» с. 78,х.3

Пальчиковая игра «Котёнок Шалун»

Наблюдение за муравьями на прогулке. Установить знак « Не убивай!» рядом с муравейником

Чтение «Пожалей меня!», «Случай на прогулке», «Мой друг»

Подготовка ко Дню открытых дверей « Добрым быть совсем не просто»

Разучивание песен, стихотворений, танцев.

Выставка детского творчества.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Добрый мир»

Направленность: духовно-нравственное развитие

Составитель:

Педагог дополнительного образования:

Читаева София Денисовна

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

г. Москва

2016

Пояснительная записка

Направленность программы : В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Актуальность : Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Педагогическая целесообразность : Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Программа ориентирована на решение следующих задач :

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

Приобщение к общечеловеческим ценностям;

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Создание условий творческого развития;

Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Отличительные особенности программы:

программа построена с учётом возрастных возможностей детей 5-6 лет.

Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации , в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

Игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста

является игровая;

Информационно – коммуникационные – обеспечивают наглядность,

доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые

возможности получения информации;

Технологии деятельностного метода, развития критического и творческого

мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний, на

основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе,

учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогая развить ему творческий потенциал.

Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 5-6 лет

Срок реализации программы: на 1 год, всего 68 занятий.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельная работа,

Основные содержательные компоненты программы:

О религиозной культуре, как о добром и красивом мире творений Божьих;

О нормах устройства отношений в мире, как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе, миру вещей и природы

Ожидаемые результаты:

- Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков) ,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т.д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов, на основе христианских норм)

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры «благочестивые» - т.е добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Устроение мира. Наш красивый добрый мир

Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники

Итого

64 ч.

Организационные мероприятия, выставочная деятельность, экскурсии, соревнования

и т.д.

Всего:

68 ч.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

Приобретение культорологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Направлено на:

Создание условий для развития личности ребенка;

Развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям;

Воспитание любви к Родине, семье;

Создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;

  • укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Программа состоит из 4 разделов:

  1. «Устроение мира. Наш красивый добрый мир»

Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».

  1. Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»

  1. Как устроены отношения в нашей жизни.

Темы разделов: «Семья», «Родина», «Православный храм», «Наши меньшие друзья».

  1. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.

Темы разделов: «Рождество Христово», «Пасха», «День ангела».

Календарно – тематический план

№ занятия

Кол – во

часов

Сроки (дата)

планируемые

Вводное занятие, обсуждаем путешествия, хоровод

04.10

Творческая работа. Рисунок «что видно из нашего окошка», чтение рассказа «наш мир»

06.10

Рассказ о прп. Сергии и его семье, благодарность, подарок другу

11.10

Свет. День. Ночь. Рассуждаем откуда свет

13.10

Времена года. Рассказ о празднике Покрове, наблюдаем природные приметы в этот день

18.10

Ночь. Звезды.

20.10

Наблюдаем небо, прогноз погода на завтра

25.10

Хрустальный день, различия дня и вечера,

27.10

Облака. Наблюдаем за формой

1.11

Россия. Родина. Отношение к родине.

Облака над Россией

3.11

Тучи, дождик, радуга. слушаем звуки природы.

8.11

Ветер

10.11

Осень, прислушиваемся к природе

15.11

Осень. Обобщение.

17.11

Вода. Водоемы.

22.11

Превращения воды. Передвижение по воде.

24.11

Земля. Урожай

29.12

Виды растений, жизнь растений, уход за ними

1.12

Защита родины. Богатыри. Рассказ о св. Александре Невском и его семье

6.12

Хлеб. Труд. Бережное отношение к еде. благодарность

8.12

Деревья. Зима. Рассказ о празднике Введение. Послушание.

13.12

Цветы

15.12

Рассказ о св. Николае, милосердие, помощь. Праздник.

20.12

Вальс цветов

22.12

Рассказ о Рождестве. Семья

27.12

Рождество

29.12

Солнце. Луна. Звезды

10.01

Планеты. Созвездия.

12.01

Крещение. Вода. Закрепление.

17.01

Рыбы. Виды рыб и их жилище

19.01

Птицы.

24.01.

Хлопоты птиц, семейство

26.01

31.02

Птичья викторина, забота о птицах

2.02

Перелетные птицы

7.02

Волшебные птицы, птицы в русском творчестве

9.02

Праздник Сретения. Принимаем гостей. Семья. Другие религии.

14.02

Насекомые. Труд, внимательность, жизнерадостность

16.02

21.02

Пчелы

28.02

Бабочки и мухи

2.03

Кузнечики и жуки

7.03

9.03

Умеренность, прощение

14.03

св. Даниил Московский. Родина. Украшение родины. Мудрый и добрый правитель

16.03

Вид животных и их жилища.

21.03

Заяц. Звериные следы

23.03

Мелкие и средние звери.

28.03

Кошки и собаки. Помощь друзьям

30.03

Хитрость и вредность лисы

4.04

Рассказ о празднике Благовещение. Отношение к беременности и рождению младенца. семья

6.04

Крупные звери, язык зверей

11.04

Подготовка к Пасхе

13.04.

Рассказ о празднике Пасха

18.04

Человек. Части тела.

20.04

Душа. 5 чувств

25.04

Забота о животных, ответственность за сохранность природы.

27.04

Сострадание. Дед Мазай.

2.05

Нельзя клеветать друг на друга, нельзя вредить

4.05.

Родина. Победа над врагом Родины

11.05

7 день недели, день покоя

16.05

Времена года, повтор, для чего я расту.

18.05.

Огород. Забота о земле, зверях и людях. Логическая цепочка. Закрепление.

23.05

Именины. Благодарение.

25.05

65-68

Резерв

В течении курса

Материально – техническое обеспечение.

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, компьютер, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т.д.

Список использованной литературы:

Учебный курс «Добрый мир».


Комитет по образованию Администрации г. Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17

Конспект образовательной деятельности с внедрением компонента программы дополнительного образования Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура»

для детей старшего дошкольного возраста

Прогулки по дням творения

«Небо»

Составитель:

Галиева Алла Николаевна,

воспитатель,

г. Подольск

2014г.

Пояснительная записка

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

В рамках оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, в дошкольном образовательном учреждении №17 в старшей группе вводится дополнительное образование на основе программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир». Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

В соответствии с требованиями к программе, организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух формах: совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей:

Рассказ педагога, беседа, диалог;

Чтение художественного слова;

Наблюдение, рассматривание иллюстраций;

Создание творческих рассказов;

Рисование;

Музыка (слушание).

Цель:

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям проявить нравственные качества (терпимость, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу). Учить детей слушать и слышать одновременно; развить речь, воображение, наблюдательность, видеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы.

Беседа: «Приглашение к путешествию».

Цель: мотивация, создание интереса.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения. Что Бог создал в первый день?

Дети: Свет.

Воспитатель: Когда светло, это – день. Какой он? (ответы детей) Днем солнце светит (спряталось за облаками). Где гуляет солнышко?

Дети: В небе.

Воспитатель: Да, ребята, и наше небо – облака и воздух Бог создал во второй день.

Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой.

Давайте все вместе подойдем к окошку, посмотрим на небо, какое оно? (ответы детей). А как вы думаете, какими красками можно передать красоту неба? (ответы детей). Мы сейчас с вами возьмем кисти и краски и как художники попробуем изобразить всю красоту неба.

Творческая деятельность. Рисование неба на увлажненной основе (акварель).

Цель: развитие творческих способностей посредством художественно-изобразительной деятельности.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех вас очень я люблю!

(подушечки пальцев двух рук соединяются вместе, образуя кольцо) (ладошки открыты, движения влево-вправо) (круговые движения кистей рук)

(руки соединяются вместе, пальцы расставлены в стороны)

(руки перекрещиваются, обнимая себя за спину)

Игровая деятельность.

Цель: организационная, закрепление алгоритма одевания на прогулку.

Воспитатель: А теперь мы с вами собираемся в путешествие. Вы помните, что путешественники должны уметь самостоятельно и быстро одеваться? (ответы) Пока звучит музыка, мы должны постараться аккуратно, спокойно и правильно одеться и построиться.

Музыкальная деятельность.

Цель: организационная, обогащение музыкального опыта.

Включается запись Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

Прогулка. Наблюдение. Беседа.

Цель: дополнять и уточнять представления детей о первых признаках осени, о изменении цвета неба; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы; развивать двигательную активность.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой сегодня день? Какое небо? Какое солнце? Какие облака? Какой ветер? (ответы детей). А вы заметили какие-либо изменения в природе? (ответы детей). Какое время года наступило? (ответы детей). А как изменилось небо осенью?

Послушайте, как сказал великий поэт А. С. Пушкин (отрывок):

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Подвижная игра: Горелки с платочком.

Дети стоят парами друг за другом. Впереди с платком. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

Работа с иллюстрациями (после прогулки в группе).

Цель: развитие зрительного восприятия, обучение творческому рассказыванию.

Воспитатель: Вспомним, что мы видели на прогулке? Какое небо мы видели на прогулке? (ответы детей). Кто хочет рассказать о своих наблюдениях на прогулке? (желающие рассказывают). Давайте посмотрим на свои рисунки (дети рассматривают рисунки на доске). Как вам кажется, удалось вам передать краски осеннего неба? (ответы детей). Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо.

Воспитатель:

Небеса, небеса, небеса.

Видит взор мой везде чудеса.

Там покой, чистота и краса.

Небеса, небеса, небеса.

Дидактическая игра: «Какое время года?» (после дневного сна)

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия.

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации (нижняя половина закрыта так, что видно только изображение неба). Угадайте, какое время года на картинке? (После ответов детей открывается все изображение дети подтверждают свои ответы или дают другие, согласно дополнительным признакам)

Совместная работа с родителями.

Детям с родителями предлагается провести наблюдение за вечерним небом и сравнить свои наблюдения с наблюдениями за небом в дневное время.

Используемая литература и музыкальный материал:

  1. Учебно-методический комплект. Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л . Шевченко. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2012.
  2. Музыка Мусоргский «Прогулка». Цикл «Картинки с выставки».

КНИГА 1. ПРОГУЛКИ ПО ДНЯМ ТВОРЕНИЯНАШ КРАСИВЫЙ ДОБРЫЙ МИР. ТРОПИНКИ ПРОГУЛКИ. «ЧТО МЫ ВИДИМ НА ПРОГУЛКЕ?» – 4
Мы отправляемся в путешествие – 4
Какие вы счастливые! – 6
Наблюдаем. Наш мир – 7
Обсуждаем-размышляем. Гуляем, смотрим, рисуем «Что мы увидели на прогулке?» – 7ПРОГУЛКА ПЕРВАЯ. «СВЕТ. ДЕНЬ. НОЧЬ» – 8
Путешествие с книгой. Первый день – 8
День первый – 8
Рисуем. Устраиваем выставку рисунков «свет», «ночь», «день» – 10
Да будет свет – 10
Ночь – 11
Играем. Состязания в меткости и силе. День и ночь – 11ПРОГУЛКА ВТОРАЯ. «НЕБО» – 12
Путешествие с книгой. Второй день – 12
День второй – 12
На прогулке. Наблюдаем небо. Рисуем. Обсуждаем – размышляем – 12
Небо – 12
Угадайка «Какой сегодня день?» рисуем. Безоблачный день – 14
Аппликация «облака». Облака – 14
Поём песенку. Рисуем. Облака – 14
Смотрим на небо и размышляем: «На кого похоже моё облако?» – 15
Чудеса – 16
На прогулке. Играем. Облако-коршун – 16
Угадайка. Рисуем. Облако – 16
Наблюдаем. Рисуем. Тучи. Май. Тучки – 17
Поём песенку. Белые кораблики – 18
Сочиняем рассказ. Тучка-путешественница – 19
Рисуем (продолжение рассказа «Тучка-путешественница») – 19
Угадайка «Ветер». Ветер – 19
Поём песенку. Хлопаем. Весёлый ветер – 20
Благодатный дождь – 20
Летний дождь – 21
Рисуем. Радуга – 22
Угадайка «Что это?» – 22
Выставка рисунков «Небо. Тучи. Облака. Радуга» – 23
Угадайка «Голоса природы» – 23
Поём, хлопаем в ладоши, играем. Дождик (весёлый) – 23
Осень – 24
Слушаем музыку и стихотворения. Рисуем грустный дождик. Осень – 24
Осень – 24
Осень – 25
Выставка рисунков «Что мы видели на прогулке?» – 25ПРОГУЛКА ТРЕТЬЯ. «ЗЕМЛЯ. ВОДА. РАСТЕНИЯ» – 26
Путешествие с книгой. Третий день – 26
День третий – 26
Обсуждаем-размышляем. «О воде» – 26
Обсуждаем, рисуем. Земля – 28
Море – 29
Волна. Волна – 29
Ветер по морю гуляет – 29
Выставка рисунков «Море. Волны. Корабли. Паруса» – 29
Играем в фигуры. Море волнуется – 30
Обсуждаем-размышляем. Путешествие воды – 30
Для чего нужна вода? – 32
Рисуем. Обсуждаем-размышляем «Откуда что берётся?» Вода – 32
Лёд и вода – 32
Ледоход – 33
Гроза – 33
Буря – 33
Пища растений – 34
Обсуждаем - размышляем. Угадываем. Рисуем. Дождик-путешественник – 34
Добрые вести – 36
Урожай – 36
Откуда взялся хлеб? – 37
Как человек просит хлеба у Бога – 38
Не будем играться хлебом! – 39
Хлеб – 40
Обсуждаем поговорки «Почему так говорят?» – 40
На прогулке. Наблюдаем. Обсуждаем - размышляем. Какие бывают растения? – 41
Играем, танцуем, кружимся. Яблочко – 41
Яблонька – 42
Клён зелёный – 42
Танцуем. Рисуем. Калинка – 42
Угадайка. Берёза – 42
Нарисуй. Про деревья – 44
Играем. Я берёза – 44
Обсуждаем-размышляем «какие?» цветы – 44
Угадайка. Подснежник – 44
Слушаем музыку и рисуем. Подснежник – 44
Поём, играем на музыкальных инструментах, рисуем. Василёк. Резеда – 46
Играем. Роза, мимоза – 46
Песенки цветов. Роза – 46
Угадайка. «Музыка». Поём песенку колокольчика и звеним, кто на чём сможет. Песеня колокольчика (радостная) – 47
Рисуем печальные колокольчики – 47
Лилия – 48
Фиалка – 48
Слушаем и рисуем то, что растёт в саду. Мой садик – 48
Нарисуй. Милый сад – 50
Играем. Душистый табак – 50
С кем поведёшься, от того и наберёшься – 50
Обсуждаем-размышляем. Золотой луг – 50
Угадываем и рисуем. Тыква на огороде – 52
Играем «Угадайка». Я садовником родился – 52
Слушаем музыку, танцуем вальс цветов – 53
Выставка рисунков «цветы. Деревья. Овощи» – 53ПРОГУЛКА ЧЕТВЕРТАЯ. «СОЛНЦЕ, ЛУНА, ЗВЁЗДЫ» – 54
Путешествие с книгой. Четвертый день – 54
День четвёртый – 54
Поговорка – 54
Послушаем и нарисуем. Солнышко – 54
Угадайка «Для чего?». Солнце – 56
Слушаем стихотворение и рисуем светофор своего настроения. Радость – 56
Играем в фигуры. Здравствуй, солнышко! – 56
Угадай и нарисуй. Солнце и звёзды – 57
Угадайка – 57
Играем в мяч. В перекиды (на солнечной лужайке) – 57
Луна – 58
Танцуем. Светит месяц – 59
Читаем считалочки. Играем в прятки. Вышел месяц из тумана – 59
Звёзды – 59
Созвездия – 60
Угадайка – 60
На прогулке. Наблюдаем за солнышком. Играем в догонялки. Солнце разгорается – 61
Сочиняем сказку. Угадайка – 61ПРОГУЛКА ПЯТАЯ. «ПТИЦЫ. РЫБЫ. НАСЕКОМЫЕ» – 62
Путешествие с книгой. Пятый день – 62
День пятый – 62
Обсуждаем-размышляем «Кого из творений мы видели на прогулке?» рисуем. Весной – 62
Ласточки – 64
Слушаем. Угадываем. Рисуем. Птичка – 64
Птичка – 64
Хлопотливая птичка – 65
Птичка-мать – 66
Умная птичка – 66
Слушаем и угадываем «Что Увидела птичка?» – 67
Играем. Рисуем. Совушка – 67
Угадайка. Садик – 68
Соловейко – 68
Воробей – 69
Слушаем песенки о птицах. Танцуем. Рисуем птиц: кукушку. Ворону, лебедя, жаворонка. Кукушка – 69
Ворона – 70
Слушаем. Жаворонок – 71
На прогулке. Играем в ловишки. Галки-вороны – 71
Играем. Водим хоровод. Чижичек – 71
В леталки – 72
В дятла – 72
Птицы зимой – 73
Птичка – 74
На прогулке наблюдаем за птичками. Играем-состязаемся в ловкости и быстроте. Утки летят – 75
Хлопаем в ладоши. Два чижика – 75
Грачи летят – 75
Читаем и рисуем осенние картинки. Осень – 76
Осень – 77
На прогулке. Играем в молчанку. В сову – 77
Ласточка – 78
На прогулке. Играем. Ласточки-белокрылки. Птицы – 79
Играем в прятки. Считалочки. Сидел петух на палочке – 79
Шла кукушка через сад – 79
Играем в жмурки. Птички и птицелов – 80
Угадайка. Сочиняем и играем в игру
«Что я вижу из окошка?» Улица – 80
Нарисуй. Деревья под снегом – 80
Слушаем. Танцуем, рисуем лебедя. Лебедь – 80
Выставка рисунков «птицы» – 81
Рисуем. Жители моря – 82
Акула – 83
На прогулке. Играем. Рыбаки и рыбки. Ёрш и щука – 83
Играем в прятки. Считалочка «Черепаха хвост поджала» – 83
Рыбка – 84
Выставка рисунков «Рыбы» – 84
Похвала пчеле – 85
Песенка пчелы – 85
Изобрази звуками и красками. Пчёлки на разведках – 85
На прогулке. Наблюдаем за пчёлками. Играем. Пчёлки и медок – 86
Кто пчёлок уважает – 87
На прогулке. Наблюдаем. Читаем, обсуждаем, рисуем. Радость – 87
Бабочка – 88
Божья коровка – 88
Муха – 89
Играем. Поём. Танцуем. Как у наших у ворот – 89
Мухи и паук – 89
Кузнечики – 90
Поём и играем. Песня про кузнечика – 90
Жук – 90
Слушаем и изображаем жужжание жука. Рисуем. Как поёт жук? – 90
На прогулке. Наблюдаем за жуками. Играем. Состязание в меткости и силе. Жук – 91
Жучок-паучок – 92
Комарики-мошки – 92
Комарик – 92
Угадайка – 93
Играем. Водим хоровод. Комар – 93
Выставка рисунков «Пчёлы, комары, бабочки, жуки, кузнечики, мухи, пауки, божии коровки» – 93
Прогулка шестая. «Человек. Животные» – 94
Путешествие с книгой. Шестой день – 94
День шестой – 94
Спор животных – 94
Рисуем лошадь, собаку, кошку. Обсуждаем-размышляем «Для чего?» Заяц и ёж – 96
Рисуем зайца и ежа. Обсуждаем-размышляем. Поговорка «Не ладно скроен...» – 97
Рисуем волка и лису – 97
Прыгаем. Соревнуемся. Зайка прыг, зайка скок – 97
Играем. Водим хоровод. Заинька-попрыгаинька – 98
На горе стояли зайцы – 98
Поём. Зайчик – 98
Выставка рисунков «Зайцы» – 99
Учимся смотреть. Сочиняем стихотворение «Что я вижу из окошка?» – 99
Мышки – 100
Рисуем кошку и мышку – 100
Кто быстрее? Скороговорка – 100
На прогулке. Играем. Ёжик и хомячки – 100
Рисуем ёжиков и хомячков – 101
В прятки. Считалочка «Белка прыгала-скакала» – 101
Белка – 101
Рисуем белку – 101
В салки. Бычок – 102
Рисуем быка, бычка, корову – 102
В фанты. Рота – 102
В мяч. Баранчики – 102
Рисуем баранов. Овечек – 103
В фигуры. Две большие пони – 103
Рисуем пони. Пони – 104
Нарисуй медведя. Играем в салки-догонялки. В медведя – 105
В разрывание цепи. В плетень. Лиса и зайцы. Лиска-лиса и петушки – 106
Умная собака – 106
Кот – 108
Лиса и крот – 109
Слушаем музыку, поём песенку, рисуем зверей. Солнечная песенка – 109
Поём песенку. Лесной олень – 110
Обсуждаем-размышляем. «Какие голоса и движения у животных?» Рисуем – 111
Выставка рисунков «животные» – 111
Прогулка шестая. «Человек» – 112
Путешествие с книгой. Как на земле появились люди – 112
День шестой – 112
Человек – 114
Как устроен человек? – 114
Угадайка «Где находится душа?» – 114
Душа – 115
Части человеческого тела – 115
Части головы, лица – 115
Какие чувства бог дал человеку? – 116
Обсуждаем-размышляем. Пословицы – 116
Обсуждаем-размышляем. Пословицы – 118
Угадайка «Что это?» – 119
Хромой и слепой – 119
Обсуждаем-размышляем. Всюду чудеса живут – 121
Угадайка «Чем отличается?» На стриженую овечку бог теплом пахнул – 121
Играем. Гуси и волк – 121
Угадайка «Какие мы?» – 122
Вглядываемся в своих друзей. Рисуем – 123
Прогулка седьмая. «День отдыха (покоя)» – 124
Путешествие с книгой. Седьмой день – 124
День седьмой – 124
Воскресенье – 124
Угадайка «Почему так говорят?» Поговорка – 124
Угадайка «Творение» – 125
Кто сотворил наш красивый, добрый мир? – 126
Путешествие с книгой. Творец и его творения – 126
Обсуждаем-размышляем «О чём мы узнали в путешествиях?» – 127
Кто сотворил наш мир? – 127
Обсуждаем-размышляем. «Какой он?» Бог – 127
«Где живёт?» Бог повсюду – 128
Бог с человеком – 128
Угадайка «Голоса творений?» Прислушайтесь – 130
Изображаем красками и звуками – 130
Играем в живые картины. Мир - Божиих рук созданье – 132
Угадайка «Назови творения». Божии создания – 133
Аппликация «Прекрасный мир». Прекрасный мир – 133
Угадайка «Как называется дом?» Чудесный дом – 134
Угадайка «Для чего Бог сотворил человека?» Творец – 135
Угадайка «Откуда?» Лето – 136
Что лучше? – 136
Слава Богу – 138
Поём песенку. Чудесная песенка – 138
Обсуждаем - размышляем: «О премудрости Божией. Вода. Воздух. Ветер. Тепло». Где найти Бога? – 139
Посиделки. Составляем рассказы «Что мы можем вспомнить в тишине?» – 140
В тишине – 140
Наблюдаем – 140
Приключение капельки – 142
Играйка-угадайка «Порядок в окружающем мире». Времена года – 144
Угадываем и рисуем. Зима – 144
Играйка -угадайка «Для чего?» Одеяльце – 145
Рисуем. Лепим «Красивая зима» – 146
Угадываем и рисуем. Голубое небо – 146
Рисуем. Делаем аппликации – 146
Угадываем и рисуем. Утро – 147
Рисуем – 148
Угадайка. Отчего умерла гусеница? – 148
Куда исчез лист бумаги? – 149
Рисуем. Обсуждаем-размышляем «Откуда? Куда?» Песня – 151
Маленькие огородники – 151
Угадываем. Рисуем. Сенокос – 152
Летом – 152
Угадайка – 153
Могут ли небо и земля рассказать о Боге? – 154
Играем. Лето – 154
На прогулке. Играем «представь себе» – 156
Славит Бога вся природа – 157
На прогулке. Играем «Логические цепочки» – 157
Обсуждаем размышляем «Как устроен мир так чудесно?» Всюду чудеса живут – 158
Угадайка. Посмотри и ответь – 159
Догадайся. К создателю-творцу мира – 160
Обсуждаем-размышляем «Для чего я расту?» Для чего ты растёшь? – 161
Слушаем музыку. Рисуем «Творения Божии» – 162
Вспоминаем-повторяем – 162
Выставка рисунков «Добрый Божий мир» – 163КНИГА 2. ХОРОШО – ПЛОХОРАССКАЗ ПЕРВЫЙ «ЧТО ХОРОШО И ЧТО ПЛОХО?» – 4
Угадайка. Что такое хорошо и что такое плохо? – 4
Путешествие с книгой. Как Бог научил человека отличать добро от зла – 4
Слушаем песнопение. Как человек просил прощения у Бога? – 8
Совесть подсказала – 8
Стыдно обижать – 8
Главные правила жизни добрых детей – 9
Рисуем. Делаем аппликацию – радуга. «Добрые правила жизни» – 9
Как себя вести в течение дня? – 10
Пословица – 10
Кто виноват? – 10
Поем песенку. Если добрый ты – 11
Угадайка. Что хорошо и что дурно? – 11
Обсуждаем – размышляем «Какими должны быть дети?» – 12
Угадайка – 12
Обсуждаем – размышляем – 12
Рисуем «Дерево добра» – 12
Угадайка «Противоположности» – 13
Добродетели – 13
Благородство – 13
Сочини рассказ – 14
Угадайка «Добрые качества души и добрые дела» – 14
Поговорка – 17
Что есть добро, а что – зло? – 17
Заповедь для самых маленьких о послушании – 17
Выучим поговорку – 17
Поговорка – 18
Отчего зло? – 18
Обсуждаем – размышляем «почему добро не умирает?» – 19
Поговорка – 19
Как Ваня хорошее делал – 19
Запомним – 20
Хорошо, что солнышко светит – 20
Резвая коза – 20
Жучка – 21
Два товарища – 21
Играем. Выручалки – 22
Дружба – 22
Хлопаем в ладоши. Прыгаем. Дружно – 22
Две козы – 23
Два козлика – 23
Обсуждаем – размышляем «Добрые привычки». Добрый совет – 24
Поговорки – 24
Поём. Дорога добра – 24РАССКАЗ ВТОРОЙ «БУДЬ ПОСЛУШНЫМ!» – 26
Путешествие с книгой. Как человек стал непослушным – 26
Обсуждаем – размышляем «Какого человека можно назвать разумным?» – 28
Поговорка – 28
Путешествие с книгой. Послушание Марии – 28
Послушанье – 29
Путешествие с книгой. Непослушный сын – 30
Послушники – 30
Обсуждаем – размышляем «О не послушании» – 31
Кто из мальчиков умнее? – 31
Дерзкая молодая муха – 31
Воробышек и огонь – 32
Три златопёрые рыбки – 32
Непослушный мишутка – 34
Обсуждаем – размышляем «О трудолюбии» – 35
Путешествие с книгой. Мудрый царь – 35
Стрекоза и муравей – 35
Играем в живые картины. Стрекоза и муравей – 37
Обсуждаем – размышляем «Трудолюбие и лень» – 37
Пословица – 37
Настойчивый муравей – 38
Запомни пословицу – 38
Приглашение к труду – 38
Трудолюбивый и ленивый брат – 40
Утренние лучи – 40
Маленький садовник – 41
Играем. Ленты тянутся – 43
Угадайка. Без чего не проживёшь? – 43
Старик – 43
Обсуждаем – размышляем «Доброе дело» – 44
Пословица – 44
Угадайка «Почему?» – 44
Поговорка – 44
Две тучки – 44
Обсуждаем – размышляем «Чем отличаются?» Ленивый и прилежный – 45
Поговорка – 45
Лентяй и солнце – 46
Поём. Антошка – 46
Обсуждаем – размышляем «Когда скучно?» – 47
Пословица – 47
Выставка поделок, рисунков. «Подарки далёким и близким друзьям» – 47РАССКАЗ ТРЕТИЙ «ПОМОГИ!» – 48
Путешествие с книгой. Милосердный человек – 48
Запомни – 48
Матерь Божия – детей защитница – 48
Слушаем песню. Обсуждаем – размышляем. Рисуем. Спаси, Владычице, святую Русь, спаси – 50
Святой Николай милующий – 52
Слушаем песню о святом Николае – 53
Вася – 53
Обсуждаем – размышляем «О моём друге». Божий фонарик – 53
Эгоист – 54
Поём песни о друзьях. Вот что значит настоящий, верный друг. Когда мои друзья со мной – 55
Обсуждаем – размышляем «Наши добрые дела» – 56
Посидим в тишине – 56
В дороге – 57
Подарок – 58
Сказка о пчёлке мохнатке – 58
Три малыша – 59
Обсуждаем-размышляем «О добрых, жадных, щедрых». Сиротка – 60
Любите всех – 61
Угадайка. Красота и доброта – 61
Поговорка – 61
Щедрость – 62
Щедрый человек – 63
Поём песенку. Доброта – 63
Мальчик и орехи – 64
Собака и тень – 64
Моё – 64
Обсуждаем – размышляем – 65
Поговорка – 65
Играем. Жадный рот – 65
Слушаем, поём, маршируем. Вместе весело шагать – 65
Поём песенку. Всё мы делим пополам – 67РАССКАЗ ЧЕТВЕРТЫЙ «НЕ СПОРЬ! ПРОСТИ!» – 68
Путешествие с книгой. Верный Иов – 68
Запомним поговорку – 68
Заповедь о прощении – 68
Обидное слово – 70
Обида – 70
Прощение – 71
Запомним – 71
Бараны – 72
Пословица – 73
Лебедь, Рак и Щука – 73
Ветер и солнце – 74
Поём песенку и рисуем улыбку. Улыбка – 74РАССКАЗ ПЯТЫЙ: «БУДЬ СКРОМНЫМ! НЕ ХВАСТАЙСЯ» – 76
Путешествие с книгой. Скромный и хвастливый – 76
Как на руке мальчика спорили пальчики – 77
На что похожа рука? – 77
Кто самый главный? – 78
Как поспорили части человеческого тела – 79
Галка в чужих перьях – 80
Лягушка и вол – 81
Пылинка и капелька – 82
Море и лес – 83РАССКАЗ ШЕСТОЙ. «НЕ КРАДИ! НЕ ОБМАНЫВАЙ!» – 84
Путешествие с книгой. Важные правила – 84
Лгун – 85
Ложь – 85
Вору – зло, а доброму – добро – 85
Косточки – 86
Играем. Капустка – 87
Обсуждаем – размышляем – 87
Поговорка – 87
Почему ты вчера не искал мои очки? – 88
Как Наташа у лисы хитринку купила – 88
Угадайка – 89
Обсуждаем – размышляем – 89
Почему заплакал Петя – 90
Повторяем. Вспоминаем. Заповеди Божии – 90
Угадайка «Добрые дела» – 91КНИГА 3. СЕМЬЯ. РОДИНА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯРАССКАЗ ПЕРВЫЙ «МОЯ СЕМЬЯ. НАШ РОД» – 4
Мой род – 4
Угадайка. Наш дом – 4
Наша семья – 4
Поём. Родной дом – 5
Путешествие с книгой. Как Бог учил относиться к родителям – 6
Седьмая дочка – 6
Обсуждаем – объясняем. Чем я могу порадовать? – 8
Угадайка «Выбор». Правильно – неправильно – 9
Мама – 9
Нарисуй «моя мама» – 9
Песенка для мамы. Буква «м» – 9
Поём. Песенка о маме – 10
Какая твоя мама? – 11
Поем песню. Хлопаем в ладоши. Солнечный круг – 11
При солнышке тепло, при матери добро – 11
Колыбельная песенка – 13
Отец и сыновья – 13
Поговорка «Добро и зло» – 13
Любовь к родителям – 15
Обсуждаем – размышляем «Любовь родителей». Поговорка – 15
Отец – 16
Играем в ладошки. Дружная семья – 16
Выучим пословицы – 16
Садик – 17
Играем в живые картины. Народная песня – 17
Бабушка – 18
Мамина мама – моя бабушка – 19
Бабушкины руки – 19
Человек родился! – 20
Брат и сестра – 20
Поем колыбельные. Угадываем – играем «В дочки матери». Где жить хорошо? – 23
Поём. Играем в «Дочки-матери» Колыбельная – 23
Куколка, усни – 23
Ты расти-расти, коса – 23
Угадайка «Родственники» – 24
Мой дом, моя семья – 24
Рисуем – 24
На прогулке строим дом. Строим дом – 25
Угадываем. Рисуем. Кто построил добрый дом? – 25
Свой дом – 27
Угадайка «Чей дом?» – 27
Поговорка – 27
Рисуем «Моё родословное древо» – 28
Обсуждаем-размышляем «Как сохранить наш дом?» Наш общий дом – 28
Мы – разные – 29
Играем – прыгаем. Мы по лесенке бежали – 29
Баба и пирожок – 30
Обсуждаем – размышляем «О доброй душе и дружной семье » – 30
Угадайка – 31
Выставка рисунков «Моя семья» – 31РАССКАЗ ВТОРОЙ. «МОЯ РОДИНА» – 32
Родина – 32
Читаем о родине. Рисуем. Поём песенки. Водим хоровод – 32
Родина моя – 32
Москва златоглавая – 33
Родина – 33
С чего начинается родина? – 33
Во поле берёза стояла – 35
Песня о России – 35
Святая Русь – 36
Поём. Русь называют святою – 36
Почему люди защищают свою родину – 37
Защищаем святую Русь – 38
Выставка рисунков «Солдаты отечества. Пограничники. Защитники» – 39
Поём и танцуем. Наш край – 40
Слушаем и рисуем. Как пойду я на быструю реченьку – 41
Край родной – 41
Выставка рисунков «Моя родина» – 41РАССКАЗ ТРЕТИЙ. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» – 42
Христиане – 42
Мать и дети – 44
Храм – 45
Смотрим рисунки. Обсуждаем-размышляем «Кого, что мы видим в церкви?» – 47
Православный храм – 48
Обсуждаем – размышляем. Поговорки – 48
Храм – 49
Рисуем – 50
Храм – 50
Слушаем колокольный звон – 51
Колокола – 51
Церковь Божия – 52
Пишем. Бог – 52
Играем. Звучная буква – 52
Утренняя молитва – 53
Слушаем и рисуем колокола – 53
Крест над храмом – 53
Выставка рисунков, поделок «Какой храм мы увидели на прогулке?» – 54РАССКАЗ ЧЕТВЁРТЫЙ. «НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ» – 56
Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным. Не вреди! – 56
Рассказы о святых. Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей – 57
Как святой Симеон вылечил змея – 58
Как лев служил святой Татьяне – 58
Кому забава, а кому смерть! – 58
Обсуждаем – размышляем «Чем я могу помочь?». Строим кормушки – 59
Воробей – 59
Ворона – 59
Обсуждаем – размышляем «Кто добрый, кто злой?» – 60
Медведь – 60
Дедушка Мазай и зайцы – 61
Про зайца – 62
Играем в фигуры. Мазай и зайцы – 63
На прогулке. Слушаем голоса природы. Обсуждаем – размышляем. Сочиняем, рисуем – 63
Язык зверей – 63
Угадываем «О чём говорят Божии творения?» Рисуем – 63
Лягушки, синица, сова, кот – 63
Стыдно перед соловушкой – 64
Обсуждаем – размышляем «Как относиться к животным, птицам, растениям?» – 65
Мороз – 65
Обсуждаем – размышляем «Беда. Помощь. Благодарность» – 67
Муравей и голубка – 67
Обсуждаем – размышляем. Поговорка – 67
Обсуждаем – размышляем «Чем помочь?» – 67
Добрый мальчик – 67
Котёнок – 68
Не бойтесь меня! – 69
Соловей в клетке – 69
Угадайка «Почему?» – 69
На воле и в неволе – 69
Птичка в лесу – 69
Чиж – 70
Обсуждаем – размышляем. Поговорка – 70
Слушаем. Рисуем – 70
Сострадание птичек – 70
Почему плачет синичка? – 70
Добрая девочка – 71
Пожалей меня! – 72
Разорённое гнездо – 72
Случай на прогулке – 73
Мой друг – 73
Улитка «Равлик-павлик» – 75
Просьба мотылька – 75
Обсуждаем-размышляем «О чём просит птичка?» Голодная птичка. Покормите птиц – 77
Играем в живые картины. Птичка – 78
Играем в мяч. Курочки летят – 78
Как дымок искал друзей – 79
Рисуем. Весёлая прогулка – 80
Лесной доктор – 80
Поём песенку. Рисуем. Пропала собака – 81
Как ежиха приголубила своих детей – 82
Воронёнок и соловей – 82
Моя мама самая красивая – 83
Обезьяна-мать – 83
Лисица и мышка – 84
Находка (рассказ мальчика) – 84
На прогулке в лесу. Рисуем. Растите, колокольчики! – 84
Счастливый человек – 86
Рисуем. Маленький принц и роза – 86
Слушаем песню. Рисуем. Форели – 87
Мальчик и рыбки – 88
Обсуждаем – размышляем «О доброте. О чудесной дружбе человека и животных» – 89
Играем в мяч. Охотники и зайцы – 89
Коллективное панно «Не обижай творения Божии!» – 90
Люби, жалей – 90
Выставка рисунков «Животные, птички, рыбки – мои меньшие друзья» – 91МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Раздел 1. Общая характеристика программы – 5
Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 11
Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей» – 11
▪ 2.1. Пояснительная записка – 11
▪ 2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет – 14
▪ 2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» – 16
▪ ▪ 2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет – 16
▪ ▪ 2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования – 21
▪ 2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 39
▪ 2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» – 41
Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – 57
Приложения – 137
Приложения 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир» – 137
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир» – 153
Приложение 3. Возрастные особенности детей – 156
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования – 168
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования – 172
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовнонравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев – 174
Литература для детей – 189
Литература для воспитателя – 194
Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста – 197

В МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка» с сентября 2012 года проходит апробация УМК «Добрый мир» .

Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников.

В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, воспитателями, друзьями. Для верующего человека все отношения определяются законом Божьим.

От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру. Как помочь современным детям в обретении пути?

Наши дети путешествуют по необыкновенным дорогам - добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, учатся руководствоваться в своих действиях повелениями совести, беречь окружающий мир.

В детском саду кружок «Добрый мир» ведёт Шульгинова Ольга Геннадьевна.

В 2012-2013 уч. году дети старшей группы знакомились с книгой Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №1 «Прогулки по дням творения. Устроение мира».

В 2013-2014 уч.году дети подготовительной группы познакомятся с книгами: №2 «Устроение отношений в мире. Хорошо -плохо» , №3 « Как устроены отношения в нашей жизни» , №4«Православные праздники».

Шульгинова Ольга Геннадьевна, 3октября 2012 года, проходила педагогические курсы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» по подготовке воспитателей к преподаванию духовно-нравственной культуры на основе учебно-методического комплекта Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» в Московском государственном областном университете на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия.


С педагогами дошкольных образовательных учреждений Серпуховского муниципального района, на базе которых проходит апробация УМК «Добрый мир», посетила Серпуховский Высоцкий мужской монастырь.

В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности дошкольника.

Задачи нравственного воспитания:

1. Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота.
2. Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых.

Задачи умственного воспитания.

1. Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Ознакомление с окружающим миром .
1. Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира.

2. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формирование экологических представлений.
1. Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

2. Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых как наших друзьях меньших.

3. Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Формирование словаря.

1. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, стыд, совесть, милосердие, трудолюбие, честность, храм).

2. Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.
Изобразительная деятельность


  1. В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Музыкальное воспитание

«Рябинка»

Кружок «Добрый мир»

Руководитель: Шульгинова О.Г.

Устроение мира. Прогулки по дням творения. Книга №1

Старшая группа, 2012-2013 уч.год

Прогулка первая. Свет. День. Ночь.

Творческая работа в рабочих тетрадях.

Прогулка вторая. Небо.

Прогулка третья. Земля. Вода. Растения.

Прогулка четвёртая. Солнце. Луна. Звёзды.

Открытое мероприятие для родителей

«Добрый ангел мира»

Май, 2013год



Цель. Познакомить детей с христианским праздником – Днём ангела.

Задачи: расширить представления детей о мире природы как творении Божьем. Расширять представления детей о целесообразности творений окружающего мира. Побуждать детей размышлять. Показать значение библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека. Обеспечить понимание элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Бог, Ангел Хранитель, добро, крещение, молитва. Формировать умение работы с материалами творчества, как средствами отображения творений Бога. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической и народной музыки. Формировать у детей нравственные чувств: любви к Родине; доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия. Развивать эмоциональную сферу детей. Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия. Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №4 «Православные праздники. Чему мы радуемся?»

Творческая работа детей с участием родителей.

Тема: «Ангел» (поделка из ажурных салфеток)

Ангел в небесах живёт.

Ангел доброе несёт.

Ангела не обижай.

Смотрите также:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди