19.07.2019

Занятие на тему "цветы". Конспект комплексного занятия в старшей группе. Цветы одуванчики


Елена Сибирова
«Волшебные цветы». Интегрированное занятие в старшей группе

Образовательная область : познание, творчество.

Раздел : экология, рисование.

Тема : «Волшебные цветы » .

Цель : уметь одухотворять природу, иметь представление о способах распостранения растений, проявлять интерес к объектам природы .

Задачи : учить понимать роль растений в природе, уточнить и расширить представление о растениях, учить различать оттенки в живописи и использовать цвет , как изобразительное средство. Развивать речь, мелкую моторику рук, воображение, творчество. Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования. Воспитывать бережное отношение к творениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту произведений искусства.

Оборудование : силуэты деревьев,картинка строения цветка , схема жизни растений во все времена года, картинки с изображением цветов , плоскостные цветы , маленькие картинки цветов , музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов » , ватные палочки, гуашь, пластиковые бутылки, скомканная бумага, поролон, щетки, салфетки, вода, кисти, альбомные листы.

Билингвальный компонент : глдер-цветы ,кбелек-бабочка.

Круг радости «Доброе утро!»

Доброе утро нам! Доброе утро вам! Доброе утро всем! Я хочу подарить вам свое настроение (дует в сторону детей) Тебе Арнур и Соня- подарю радость, Ване, Эмилии, Анеле-веселье, Денису и Таисье – подарю бодрость, Аружане и Яне – озорное настроение. Все поймали? И всем вам я желаю здоровья.

Ребята, мы сегодня с вами попали на лесную полянку. (показывает вокруг)

Вбегает ребенок в костюме бабочки, делает круг по ковру, плачет и убегает.

Ребята, кто это был? А почему бабочка заплакала и улетела? (потому, что на полянке нет цветов )

А что такое цветы ? (растения)

Зачем они нужны? (для красоты, для насекомых, и тд)

Сейчас мы поговорим, какие бывают растения. Итак,растения бывают комнатные которые растут в комнате – кактус, герань, фикус, фиалка, декабрист, традесканция, гибискус, аспарагус. Если растения растут в саду –это садовые растения : пион, гвоздика, астра, нарцисс, ландыш. Роза, гладиолус, тюльпан. Полевые растения –это те, что растут в поле : василек, незабудка, ромашка, одуванчик, колокольчик.

Воспитатель показывает картинку строения цветка .

Давайте рассмотрим строение цветка .

Корень- находится в земле, всасывает из земли воду и полезные витамины для роста растения.

Стебель – по нему передается к листьям и цветку вода и питательные вещества.

Листья – когда светит солнце, листья вбирают в себя энергию солнечного света, она нужна растениям для роста.

Цветок – весной распускаются душистые цветы , в чашечке цветка хранится сладкая капля нектара, за ним к цветкам летят насекомые .

Нектар – это сладкий сок цветка . Если нектар спрятан глубоко, то к нему летят насекомые с длинным хоботком (бабочки, пчелы, шмели) .А если нектар спрятан близко, к нему летят жуки и мушки : у них хоботок короткий.

Как же насекомые находят сладкий нектар? Они очень хорошо видят и узоры на цветке и чувствуют ароматный запах цветов . Бабочки любят красные, а пчелы фиолетовые, синие, желтые цветы . Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых нектаром, а те их опыляют. А что же происходит с цветами зимой ? Они погибают? (Рассматривание схемы) . Светит ласковое солнышко, появляются ростки цветов . Растение развивается. Летом солнце светит ярко, идет дождь, и растение начинает расти. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветках созревают семена , семена падают в землю, а весной все повторяется. А если мы будем срывать цветы для букетов , что произойдет? (со временем все цветы исчезнут , нужно бережно относиться к ним)

Если я сорву цветок , если ты сорвешь цветок .

Если вместе я и ты, если мы сорвем цветы ,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Психогимнастика «Красивые цветы » .

Представьте, что вы красивые цветы . Закрывайте глаза. Ты еще маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои лепестки подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на полянке с другими цветами . Откройте глаза : вы часто моргаете, потому что солнце ослепило вас. Посмотрите вверх, на небо, вниз на землю. Вам понравилось быть цветами ? Почему? (потому что за нами ухаживали, поливали, рыхлили)

А теперь отгадайте загадки :

* Эй, цветочек , синий цвет , с языком, а звону нет. (колокольчик)

*Шел я полем по тропинке, видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи, солнца белые лучи. (ромашка)

*В белой шапке стоит дед, если дунешь, шапки нет. (одуванчик)

А теперь давайте сами превратимся в цветочки .

Говорит цветку цветок :

Подними-ка свой листок (поднять и опустить руки)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой; (ходьба на месте)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай! (вращение головой)

Стебель наклони слегка, (наклоны вперед)

Вот зарядка для цветка .

А теперь росой умойся, (имитировать умывание)

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук) .

Наконец, готовы все

День начать во всей красе.

Ребята, а как мы можем помочь бабочке? (посадить, т. е. нарисовать цветы )

Дети проходят за столы, выбирают материал для рисования : поролон, трубочки для коктейля, скомканные кусочки бумаги, и др.

Пальчиковая гимнастика «Спал цветок волшебным цветом » .

Спал цветок волшебным сном , был закрытым, а потом,

Показался лепесток, а потом его дружок.

Вот и третий не проспал, и четвертый не отстал,

Вот и пятый лепесток, и – раскрылся весь цветок .

Сегодня мы будем рисовать пластиковой бутылкой, поролоном. Ватными палочками, ладошками, пальчиками. Показ последовательности работы : вначале в верхней части листа, рисуем чашечку цветка выбранной техникой- донышком бутылки, поролоном, ватной палочкой и т. д. Стебель и листья растения рисуем кистью. Необходимо взять кисточку возле железного наконечника тремя пальцами. Набираем на ворс кисточки краску и кончиком кисти, аккуратно, сверху вниз от цветка до низа листа рисуем стебель, стебель тонкий,затем прорисовываем лист. Начиная снизу от стебля в стороны. Подумайте и решите в какой технике вы будете выполнять свой рисунок, выбирайте тот материал, который вам понадобится и приступайте к работе.

Воспитатель во время работы обращает внимание на осанку, аккуратность в выполнении работы, последовательность)

Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов » .

Ребята, давайте сделаем выставку наших рисунков. Посмотрите, какие красивые цветы получились . А теперь давайте закроем глазки. (прикрепить на каждый рисунок бабочку) Откроем глазки. Посмотрите, сколько бабочек слетелось на ваши цветочки .

Цветы украшают луга и леса.

Но это не только природы краса-

В них пчелы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать.

Не надо букеты из них составлять…

Букеты завянут…Погибнут цветы .

И больше не будет такой красоты!

Ребята, пусть цветы лучше останутся на ваших картинках и будут долго радовать нас.

Рефлексия «Мы молодцы!»

Программное содержание:

ü обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;

ü закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

ü обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);

ü развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;

ü воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с

ü природой, как с живым организмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Комнатные растения»

Программное содержание:

  1. обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
  2. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  3. обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  4. развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  5. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с
  6. природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, карточки-символы, изображающие строение растений.

Предварительная работа: цикл занятий «Комнатные растения», трудовая деятельность в зимнем саду, работа дежурных в уголке природы, беседы, рассматривание альбома «Комнатные растения», разучивание загадок о комнатных растениях.

Ход занятия

Дети садятся полукругом.

Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).

А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, традесканция, бегония, папоротник, декабрист, фикус, сансевьера, кактус).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умнички!

Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте составим схему растения. Что есть у всех растений? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом).

Какие условия необходимы всем для роста и развития растений? (солнце, земля, вода).

Посмотрите, как много здесь растений, а с помощью чего они размножаются?

Луковицей, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля (черенком)

Появляется сказочный персонаж (ребенок)

Кузя; Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство неухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Воспитатель: Подожди, подожди, кто ты такой? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

Кузя: Я - Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас... Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем? (Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя: Ну, как же, вот цветочек стонет, и вот... Вы прислушайтесь... Ведь они не молчат, разговаривают.

Воспитатель: А что же они говорят, Кузенька?

Кузя (подходит к цветку и прислушивается): Он говорит, что очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы они совсем засохли.

Воспитатель: Кузенька, не торопись. Мы с ребятами хоть и не слышим голосов растений, но можем определять, что необходимо растению по его внешнему виду. А ты сядь и отдохни, да послушай. А ребята расскажут и покажут тебе, как правильно надо ухаживать за растениями.

Дети, давайте расскажем Кузе, как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Дети, а что такое «сухая поливка»? (рыхление почвы)

Для чего ее производят? (для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти и дышать)

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).

Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками).

Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

Посмотрите вокруг, как здесь уютно, красиво и как много растений, а что нужно сделать, чтобы комнатных растений у нас было много?

Дети отвечают.

Правильно. Их нужно размножать так, чтобы новые растения были такие же красивые. Но размножаются растения все по-разному. Как?

Луковицей, листом, отводками (детками), делением корня, семенами, частью стебля.

Но вы, наверное, немного устали и я предлагаю вам немного поразмяться. Давайте встанем врассыпную и представим, что мы цветочки.

На окне в горшочках

Поднялись цветочки,

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках в кругу.

Медленно встают.

Тянутся на носках, подняв руки вверх.

Разводят руки в стороны, ладонями вверх.

Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.

Игра с мячом «Назови ласково»

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.

Игра «Один-много»

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок - горшки, корень -корни.

Я предлагаю отгадать загадки о растениях, которые приготовили для нас дети.

В ствол запрятав белый сок.

Будто кожаный листок,

может он расти в горшке,

Может в джунглях, на реке.

В Индии рождается.

Как он называется?

(Фикус.)

Плоский, длинный, а не брус. Полосат, но не арбуз.

(Сансевьера.)

А как в народе как называют сансевьеру?

Щучий язык.

Чтобы солнце сквозь стекло

Вам в окошко не пекло,

Повешу на распорочку

Узорчатую шторочку,

Не тканую, плетеную,

Живую в зеленую. (Традесканция.)

На окне, на полке

Выросли иголки.

Да цветы атласные,

Алые и красные. (Кактусы.)

Как кактусы называют на родине? Зеленые уродцы, красавицы ночи.

А какие еще вы знаете комнатные растения, получившие интересные названия за их особенности?

Бальзамин - «ванька - мокрый», «огонек»; алоэ - «столетник»; зигокактус - «декабрист».

Итог.

О чем мы говорили на занятии?

Вспомните названия растений.

Какие условия необходимы растениям для роста?

Как мы ухаживаем за растениями?


Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фантазию, воображение, фразовую речь, умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять словарь по теме «Цветы»;

— учить употреблять сравнительные обороты, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда, сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;

— совершенствовать звуко-буквенный анализ слов;

— воспитывать трудолюбие, интерес к новому, любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

— формировать навыки конструктивного взаимодействия;

— создавать благоприятный эмоциональный климат.

Оборудование: картинки с изображением цветов; аудиопроигрыватель; аудиозаписи; разноцветные камушки; земля, семена цветов, горшочки.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня Василий снова приглашает нас в путешествие.

Логопед. Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто подснежником сделался он.

Как будто Маринка вдруг в снег превратилась

И на карнавале цветов очутилась.

Там Флора-богиня костюмы для бала

Цветам разноцветные всем раздавала.

Подснежнику белое платье досталось,

А снегу костюма, увы, не осталось.

Его провожали презрительным взглядом,

Подснежник сказал: «Плащ мой белый возьми!»

С тех пор так со снегом и дружат они.

Психолог. Васе приснился удивительный сон! Он подумал: к чему бы это?

Логопед. Решил Вася посмотреть в календаре, чем этот день знаменателен, и увидел, что 19 апреля отмечается Всемирный день подснежника!

Психолог. Этот праздник отмечают во всем мире люди, которые выращивают цветы. А также все, кто любит цветы, ухаживает за ними. Это праздник Весны, ведь подснежник — первый весенний цветок. Посмотрите на экран.

Психолог демонстрирует видеоподборку о цветах.

Логопед . Вы увидели, как много цветов на нашей планете. Послушайте легенду.

Жила-была богиня Флора, которая оберегала цветы. И вот однажды она раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Психолог . Цветы растут в поле, в саду, в лесу. Чтобы попасть в Цветочную страну и подружиться с ними, вам нужно выполнить задание. Эстафета «В поле и в саду»

Психолог. У меня есть картинки с изображением цветов. Вам нужно разделить цветы на группы: полевые и садовые цветы.

Дети делятся на две команды и выполняют задание.

Логопед . Ребята, вы справились с первым заданием. За цветами ухаживает садовник. Предлагаю поиграть в игру. Игра «Я садовником родился»

Выбирается один водящий — «садовник». Он на ушко шепотом называет (назначает) игрокам названия цветов (растений) — раздает картинки. Дальше произносит считалку:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели, кроме... (называет «имя» — название растения — любого игрока. Тот должен отозваться, и завязывается следующий диалог.)

Игрок . Ой!

Садовник . Что с тобой?

Игрок . Влюблена.

Садовник. В кого?

Игрок. В тюльпан.

Игрок называет любой цветок. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот, кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.), отдает фант (любую личную вещь) и в конце игры «отрабатывает» его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь и спрашивают: «Что делать этому игроку?» Садовник дает задание: спеть, попрыгать на одной ноге и т.д., — игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

Психолог. Молодцы, все были внимательными! Вася во сне превратился в подснежник. Предлагаю вам следующее задание.

Танцевальная пауза «Танец цветов»

Психолог. Вы тоже превратитесь в цветы, и мы придумаем танец цветов. Слушайте музыку и двигайтесь как вам нравится.

Дети танцуют.

Дети . Да.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед . А сейчас мы будем «собирать семью» (родственные слова) к слову «цвет». Если слово, которое я назову, подходит — хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Словарный материал: цветок, бутон, цветочный, цветной, ромашка, цветочек и пр.

Дети выполняют задание.

Психолог. Ребята, вы молодцы!

Упражнение «Собери цветок»

Психолог. У цветов есть лист, стебель, корень, соцветие. Богиня Флора подарила им разноцветную одежду. А вот Снежная королева решила уничтожить цветы и попросила своего помощника Северного Ветра сломать стебельки, оторвать соцветия и листья. Но я знаю, что вы спасете цветы. Перед вами конверты с элементами цветов. Нужно собрать их воедино.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Выложи название цветка»

Логопед . Садовники знают много видов цветов, где они растут, в какое время года они лучше цветут. Разделитесь на команды. Выложите названия цветов с помощью разноцветных камушков так, чтобы мы могли их прочитать. Красный камень — гласный звук, синий и зеленый камни — согласный звук.

Словарный материал : ромашка, пион, фиалка, ирис.

Дети выполняют задания.

Упражнение «Посади цветок»

Психолог. Садовники постоянно выращивают новые виды цветов. Сегодня мы тоже с вами посадим свои цветы. Когда семена взойдут, то мы пересадим отростки в землю на нашем участке.

Логопед . Ребята, мы с вами совершили путешествие по Цветочной стране. Вы узнали много интересного о цветах. Вы теперь будете бережно относиться к растениям, заботиться о них. До новых путешествий!

Тема: «Цветы»

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира растений.

Задачи: Учить детей делить растения на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок, о времени цветения цветов, познакомить детей с профессией садовника. Формировать представление об условиях их роста (тепло, влага, свет). Развивать умение любоваться красотой цветов.

Методы и приемы :Беседа.Показ.(Словесные.Наглядные.Игровые.)

Физкультминутка

Предварительная работа: чтение художественной литературы про цветы, рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиции с цветами, слушание музыки.

Образовательные задачи:

Закрепить ранее полученные знания о растительном мире, о значении растительности в природе.

Развивающие задачи:

Развивать у детей память, связную речь, мышление, опорно-двигательный аппарат, эстетические чувства.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей доброту, прививать бережное отношение к природе, растениям, животным.

Словарная работа

Совершенствовать речь детей, расширять запас словаря.

Предварительная работа: Рассматривание деревьев, цветов во время прогулок на участке, чтение стихотворений, пение песен, загадывание загадок, рассматривание картинок с изображением садов и огородов, беседа о пользе растительности на Земле.

Физкультминутка

Подвижные игры

ТСО : магнитофон, диск с записью музыкой Чайковский «Вальс цветов».

Дидактический материал : карточки с изображением цветов,

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада.2013.Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольника с окружающим миром»

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

Ход занятия:

Беседа.

Воспитатель : Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветом, лакомимся дарами природы: ягодами, орехами, грибами.

А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и даже травка: все это - растения? Растения очень разнообразные. Растениями мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.

Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и скажите, где они растут?

Какие из них вы видели возле дома?

Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие:

1 ребенок собирает стебелек 2 – листочки, 3 – липистки

Воспитате ль: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение я читаю:

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: цветы.

Правильно, это цветы. Все цветы распускаются, когда на улице нет снега, тепло. Давайте, повторим: что есть у цветов?

Дети : Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые, овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные) .

Воспитатель : В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов. Цветы на клумбах, газонах украшают улицы, парки, делают города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов, погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.

Воспитател ь: А как называются люди, которые выращивают цветы?

Дети : Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы, ухаживают за ними.

Воспитатель : К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

Садовник : Здравствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко, потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

Воспитатель: Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.

Пальчиковая игра «Посадим цветы»

Физкультминутка

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим.

Дождичек польет,

Оно подрастет.

Сначала стебелек,

А за тем цветок.

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Воспитатель: Сейчас пройдите на свои места.

Возьмите по одному цветочку и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и цветы тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются.

(Дети дуют на цветы, вырезанные из цветной бумаги на ниточках) .

Садовник: А теперь, я хочу вам загадать загадки про цветы. Слушайте внимательно:

Колоситься в поле рожь.

Там, во ржи, меня найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый (василек) .

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка)

На зеленом шнурочке

Белые звоночки (ландыши) .

Эх, звоночки, синий цвет.

С язычком, а звона нет (колокольчики) .

В ясный солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Золотой и молодой.

За неделю стал седой.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка (одуванчик) .

Садовник: Молодцы, ребята, все загадки угадали!

Воспитатель: Дети, а без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды, солнца и воздуха.

Садовник: Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник».

Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Садовник». Начинает игру воспитатель: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме… » Затем, дети друг за другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов. В результате игры дети вспоминают названия знакомых им цветов. Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5! Приготовились - считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с бумажными цветами). Глазки можно открывать и подарки получать (раздает цветы).

Вот пришла пора прощаться!

Было весело у вас.

До свиданья, дети!

Я приду еще не раз!

Воспитатель и дети: До свидания, Садовник!

Итог:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии.

Дети: Делили растения на группы: деревья, кустарники, травы и цветы;

Вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) ;

О времени цветения цветов;

Познакомились с профессией садовника;

Узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет).

Воспитатель : Все верно! Друзья, давайте послушаем песню «Вальс цветов» (под музыку можно предложить детям плавно подвигаться).

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди