04.08.2019

Взаимосвязь обучения и воспитания. Категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие


Становление и развитие педагогики как науки.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин «педагогика», который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о "руководстве чтением".

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как Джон Локк в Англии; Жан-Жак Руссо во Франции; Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; Иоганн Фридрих Гербарт и Адольф Дистервег в Германии и др.



В XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде «Гражданство обычаев детских» правила поведения детей в семье, школе и общественных местах. Большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике.

Значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

Великим педагогом России был К.Д. Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику А.С.Макаренко. Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания.

Педагогика как гуманитарная область знания: объект, предмет, функции, основные категории.

Педагогики – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. С появлением в обществе классов воспитание принимает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержания и формы. Когда хорошее воспитание становиться дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминация людей, средство возвеличения одних над другими. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знания, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства, путем многократного упражнения.

Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которым овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Ефимова Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 692.

Обучение и воспитание - это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание - это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления - процесса педагогического развития и формирования личности.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание - это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.

Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.

Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в определенных формах. Вместе с развитием университетского образования исторически изменялась организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим.

Форма организации обучения в вузе – есть внешний вид учебно-воспитательного процесса, как бы его оболочка.

Форма – это способ существования и выражения содержания обучения, иначе, чем через формы невозможно представить и выразить содержание учебных дисциплин.

В формах опосредуется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности преподавателя и студентов. В них выражается разная степень их взаимодействия, в одних из форм возможно проявление большей степени активности преподавателя (лекция), в других – студентов (семинарское занятие). Совокупность разнообразных форм составляет структуру учебного процесса. Учебный план подготовки специалистов обычно представляется через организационные формы обучения студентов.

Формы организации учебного процесса предполагают определенное количество и состав студентов. В зависимости от этого фактора учебная деятельность вуза реализуется в массовых формах (лекция), групповых (семинарское занятие), индивидуальных формах (консультация); при этом преподаватель выполняет разные функции? организатор учебного процесса, источник знаний, консультант, контролер, анализатор.

Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.

В современной высшей школе используются следующие формы учебной деятельности, которые условно можно подразделить на 4 группы?

1) формы теоретической учебной деятельности? лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической учебной деятельности? лабораторно-практические работы, практикумы;

3) комбинированные формы учебной деятельности? педагогическая и производственная практика;

4) контрольные формы учебной деятельности? коллоквиум, зачет, экзамен.

Воспитание – это целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и сущностных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми.



Воспитание – сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает обязательные изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. В нем принимает заинтересованное участие студенческий коллектив.

Существуют и общие концептуальные положения, ориентация на которые способствует повышению продуктивности воспитательного процесса. Рассмотрим их.

Первое. Воспитание и обучение имеют общую цель – формировать личность будущего учителя-профессионала. Но воспитание не продолжает учебный процесс, его нельзя сводить к дополнительным занятиям. Оно лишь опирается на общую с обучением цель и призвано своим содержанием, методами и организационными формами реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию студентов, формированию индивидуально и социально значимых качеств. Воспитание содействует становлению человека.

Второе. Воспитательная работа в вузе, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью – разностороннего развития личности будущего учителя с опорой на ее индивидуальность.

Третье. Продуктивность воспитания студентов находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе. Исследования показывают, что при педагогической систематизации всех средств, имеющихся в высшей школе, вокруг выдвинутых целей, эффективность воспитательного процесса повышается. Это первый шаг.

Четвертое. Не уменьшая роли педагога и целенаправленной организованной педагогической деятельности, в этот процесс необходимо более основательно включить самого студента, его собственные силы, его активность, причем, осуществить это включение на всех этапах организации воспитания, начиная с планирования.

Пятое. Важными элементами воспитательной системы вуза (факультета) являются деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат.

Шестое. В условиях вуза воспитание раскрывает свои потенциальные возможности не полностью, в силу этого оно используется не в полной мере для достижения поставленных целей. Если объективно проанализировать и осмыслить его сущность, оценить возможности, то станет очевидно, что воспитание многофункционально. При таком подходе открываются новые его стороны и грани. Процессу воспитания студентов в высшей школе присущи следующие функции? воспитывающая, развивающая, познавательно-образовательная, коммуникативная, организаторская, профессиональная.

Седьмое. Система социальных ролей обеспечивает действительную подготовку молодых людей к жизни в обществе и труду. Если в качестве одной из целей воспитания выдвинуть системно-ролевой подход, то оно в значительной мере переструктурируется, приобретает новое звучание, наполняется дополнительным смыслом и содержанием.

Девятое. Важно у студентов в период обучения в вузе заложить стремление и потребность в самовоспитании.

Основные направления воспитания в вузе.

Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с целевым комплексом. Избранные конкретные цели определяют содержание воспитания, его направленность и составные части. В воспитательном процессе любого вуза выделяются следующие направления (или составные части)? политическое, трудовое, эстетическое, экологическое, правовое, физическое. Воспитательный процесс не является простой суммой составных частей, они взаимосвязаны, в живом процессе воспитания переплетаются, взаимодействуют, нередко дополняют друг друга, в этом процессе формируется целостная личность будущего учителя.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления?

а) формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

б) формирование базовой профессиональной культуры;

в) формирование отношений к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

г) формирование педагогической профессиональной нравственности;

д) подготовка к выполнению различных ролей? гражданина, семьянина, труженика, человека;

е) формирование ценностей? педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально-значимых;

ж) дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Кроме названных направлений организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного студенческого коллектива, уровня воспитанности студентов.

Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов; его направление, содержание, выбор методов, средств и форм.

Следующие принципы?

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.

Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл? правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.

3. Гармонизация личных и общественных интересов.

Истина лежит посередине. Если в основу воспитания положить принцип гармонизации личных и общественных интересов, то оно будет влиять на формирование студентов, заботящихся об отечестве, в котором живут, одновременно проявляют внимание к себе и другим людям, разумно сочетают свои интересы с интересами своей страны, общества.

4. Связь воспитания с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.

чтобы оно было сориентировано своим содержанием на современную социально-политическую действительность.

5. Воспитание личности в коллективе

Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь необходимо опора на данный принцип.

6. Природосообразность воспитания

В настоящее время данный принцип предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов; что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов.

Рассматриваемый принцип предполагает, что индивидуальная работа со студентами будет осуществляться в общем коллективном процессе воспитания, на фоне современных социокультурных тенденций и одновременно сочетаться с персональным влиянием на студента с определенными частными целями.

7. Уважение личности студента.

Уважение основано на признании в студенте личности, оно связано с объективным и доброжелательным отношением к нему.

8. Воспитание в деятельности и общении.

Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений. Она помогает студентам подчас убедится в истинности или ложности тех или иных идей, положений.

Общая характеристика методов воспитания.

Методы воспитания – это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение задач формирования разносторонне развитой личности будущего учителя.

Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном воспитательном процессе в условиях вуза.

Разъяснение. – есть монологическое изложение сущности какой-либо идее, положения, закона, позиции т.д.

Убеждения. – метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой студентами точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам.

Переубеждения. Политическая нестабильность, во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения для переориентации студентов, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения.

Совет. Преподаватели, опираясь на свой педагогический и жизненный опыт, стремятся передать его студентам посредством советов.

Педагогическое требование

Общественное мнение.

Если педагогическое требование используется в работе со студентами преподавателями, то общественное мнение – это метод деятельности студенческого коллектива.

Пример для того, чтобы вызвать у студентов высокие переживания, определить благородную цель- перспективу

Поручение и задание. прежде всего комсомольская, профсоюзная, спортивная, студенческие штабы и профильные клубы

Упражнение.

Метод упражнений, воспринимаемый как многократное повторение действий, поступков, переживаний обучающихся с целью формирования и закрепления у них навыков и привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств, известен давно. Педагоги понимали, что воспитать молодого человека, опираясь лишь на методы разъяснения, совета, убеждения, невозможно, его надо учить культуре поведения, или поставить в такую ситуацию, когда определенное качество (состояние, переживание) должно проявится.

Соревнование.

В настоящее время на первый план выступают эгоистические устремления личного плана, попытки добиться успеха любой ценой, коллективные интересы приглушены. Подобные нравственные тенденции объясняются действием общей социально-экономической системы конкуренции в рыночных условиях, что оказывает существенное влияние на процессы воспитания молодежи. Поэтому, применяя данный метод, необходимо учесть наличие этих тенденций и попытаться их преодолеть, опираясь на его позитивные возможности.

Методы стимулирования.

Это – группа методов, включающая одобрения, осуждения, контроль, самоконтроль. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания, письменного приказа с оценкой деятельности, тестирования.

Метод самоконтроля применяется студентом к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания, он помогает решать вопросы саморегуляции духовного мира и внешней линии поведения и деятельности. Этот метод имеет больше, чем какой-либо другой, непосредственно личностный смысл.

В целом методы воспитания способствуют развитию общей культуры студентов, их интеллекта, эмоционально-волевой и физической сфер, задатков и способностей – то есть содействуют разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.

Формы воспитания и виды деятельности студентов.

Содержание воспиательного процесса реализуется посредством определенных форм. Форма – это внешний вид воспитательной работы, как бы ее обложка. В условиях вуза используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, воскресники по благоустройству), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами.

Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.

В условиях высшей школы наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы? тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, эскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные студенческие отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др.

8. Какова роль образовательных стандартов? Что общего и в чем особенности Государственных образовательных стандартов и Образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемы ведущими университетами?

Ведущим вузам России предоставлено право устанавливать собственные образовательные стандарты, которые при удовлетворении требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО позволяют обеспечивать качество подготовки выпускников, соответствующее уровню мировых стандартов.

Макет стандарта, требования к условиям реализации

Образовательный стандарт САФУ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных программ высшего образования по направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности).

Содержание вузовского образования, структура и объемы учебных дисциплин определяется нормативными документами, утвержденными Министерством образования. Это образовательные стандарты по каждой профессии, учебные планы по каждой специальности, квалификационные характеристики, учебные программы по предметам. Модель специалиста, квалификационная характеристика, в которой содержаться требования к определенной специальности, служит основой для разработки учебных планов и программ; а программы являются ориентиром для подготовки учебников, учебных и методических пособий. По мере развития общества, научно-технического и культурного прогресса, социальных преобразований представления о деятельности учителя изменяются, что влечет за собой соответствующие изменения в содержании учебно-воспитательного процесса, методике и технологии его организации. Совершенствование, модернизация профессиональной подготовки будущего учителя может носить частичный характер и происходить как бы “на ходу движения”, но может быть и глобальной, выливаясь в реформу. В процессе перестройки изменяются учебные планы вузов и факультетов, учебные программы по конкретным дисциплинам, учебники, учебные и методические пособия, учебное оборудование.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Воспитание - ключевые педагогические категории, дающие представление о сущности науки. Вместе с тем терминами обозначают общественные явления, неотъемлемые от жизни человека.

Обучение

Рассматривая термин применительно к общественному явлению, необходимо расценивать его как передачу от старших к младшим информации и опыта. Воспитание и образование детей должно иметь конкретные цели, а передача сведений оптимальна в рамках некоторой проработанной системы, благодаря чему охват будет полным и глубоким. Одна из особенностей образования - организация процесса взаимодействия источника информации и получающего ее индивидуума. должно максимально полно усваивать сведения, опыт, особенности взаимоотношений внутри общества, а также итоги прогресса социального сознания. В рамках образования дети знакомятся с сутью производительного труда и узнают о мире, в котором существуют, понимают, почему необходимо его охранять, как можно трансформировать. Передача этих данных таким образом, чтобы подрастающее поколение смогло их освоить и расширить в будущем - основная идея обучения.

Воспитание, развитие, обучение, образование - инструменты для передачи сведений между поколениями. Благодаря обучению возможна работа социума как единого и слаженного организма, постепенно прогрессирующего, развивающегося, полноценного. Обучение обеспечивает для каждой отдельно взятой личности высокий уровень развития, что делает объективно важным, осмысленным, значимым обучение для социума и отдельного индивидуума.

Нюансы обучения

Рассматривая отметить, что механизм, посредством которого передается информация - совместная работа старшего и младшего поколения, то есть носителей данных и тех, кому их надлежит передать. Чтобы работа была эффективной, ее организуют, следуя общепринятым правилам, формам. Это позволяет сделать общение познавательным и полезным, содержательным.

Воспитание и образование человека напрямую зависят от исторического периода существования и особенностей конкретных условий. В разных цивилизациях, эпохах организация обучения уникальна и индивидуальна. Это влияет и на выбор данных, передаваемых от одного поколения к другому, и на идеологическую обработку, а также на сознание обучаемого.

Педагогика как наука понимает под обучением имеющий цель и организацию, управляемый процесс взаимной работы обучаемого и обучающего. Воспитание в системе образования, обучение реализуются, чтобы дети усваивали новую информацию, осваивали умения, получали новые возможности, а также закрепляли способности самостоятельно искать и понимать новые сведения.

Как это работает?

Воспитание, образование - наука непростая. Обучение предполагает передачу навыков и знаний, умений. Для учителя это базовые содержательные компоненты, а для обучаемого - продукт, который необходимо усвоить. В рамках такого взаимодействия передаются в первую очередь знания. Под термином принято понимать всю ту информацию, которую освоил и усвоил обучаемый, все понятия и представления, которые он получил, а значит его картину действительности.

Получаемые в рамках образования и воспитания личности навыки предполагают автоматизированные действия, связанные с интеллектуальной активностью, движениями и сенсорикой. Человек, пройдя курс обучения, быстро и легко исполняет их, минимально загружая сознание. Освоение навыков позволяет сделать активность человека эффективной.

Еще одна цель образования, воспитания, обучения - передача умений. Под этим термином принято понимать возможность индивидуума использовать полученную информацию, навыки на практике, творчески применяя их, дабы добиваться поставленных перед собой целей. Актуальность умений особенно высока, если вспомнить, что практическая деятельность индивидуума постоянно меняется, условия не остаются стабильными сколько-нибудь продолжительный временной промежуток.

Цели и задачи: основные и второстепенные

Практикуемое в настоящее время воспитание в системе образования предполагает передачу обучаемым некоторой полезной информации, которая пригодится им в будущем. При этом обучающий персонал словно бы в качестве вторичной функции формирует мировоззрение учеников, идеологию и нравственность, а также множество иных установок, определяющих жизненный путь человека. Со стороны кажется, будто бы это формируется лишь попутно, случайно, но на практике работа ведется хоть и подспудно, но обстоятельно - именно по этой причине обучение в некоторой степени является воспитанием. Справедливо и обратное: воспитание в некоторой степени - обучение. Обучение и воспитание - два понятия, которые накладываются друг на друга, хотя перекрытие не абсолютное.

Наиболее эффективно осознать и образования можно, если оценить функции этих процессов. Самая основная - создание у отдельного индивидуума умений, навыков, знаний. Получая новые качества, человек одновременно закрепляет те, что важны для повседневности. Вместе с тем ведется работа над мировоззрением особи. Его развитие происходит довольно медленно, связано со способностью интеллекта обобщать получаемые годами знания - они становятся базой для рассуждения об окружающем персону мире.

Рост и развитие

Образование, развитие, воспитание позволяют человеку постепенно осознать себя как личность и расти в этом плане, а также научиться мыслить самостоятельно. Развитие индивидуума предполагает улучшение различных характеристик: психики, тела, но на первом месте - интеллект. Оценивая развитие разных особенностей, используют количественные, качественные шкалы.

В рамках воспитания и программы образования человек получает профессиональную ориентацию. Эта функция обучения исключительно важна, так как позволяет освоить навыки труда, получить конкретные, применимые на практике умения и знания. Персона понимает, какие именно области для нее наиболее интересны.

С детства внешние факторы готовят человека к тому, что образование - процесс непрерывный, затягивающийся на всю жизнь. Это ориентирует индивидуума активно участвовать в социальной жизни и производстве, готовит к практической деятельности и позволяет осознать важность совершенствования себя в разных аспектах и сферах. При этом учитывается, что воспитание имеют функцию креативности, то есть помогают ориентировать персону на постоянное, безостановочное совершенствование собственных качеств с разных сторон, в различных аспектах.

Почему это так важно?

Культура, воспитание, образование - общественные явления, социальные и исторические. Им свойственна высокая противоречивость и сложность. В рамках этого общественного явления происходит включение молодого поколения в социальную активность и бытовую сферу, в производство и взаимоотношения, свойственные людям. Посредством воспитания реализована Без него невозможен прогресс социума.

Социальное воспитание, социальное образование тесно связаны с иными явлениями, присущими обществу. Потребность нашего социума - подготовка новых ресурсов для производительности; без этого просто невозможно функционирование общества и его развитие. Содержательно воспитание как социальное явление - это освоение трудовых навыков, опыта производства. Уровень совершенства производительных сил тесно связан с характером воспитания. Он сказывается и на содержательных аспектах, и на методах и формах воспитания, на содержании процесса. В настоящее время актуальна гуманистическая педагогика, для которой цель - человек, его полноценное гармоничное развитие, исходящие из индивидуальных дарованных природой талантов, а также требований общества в настоящий момент.

Не забывать о культурных аспектах

Образование и воспитание - это не только передача навыков, полезных для труда, а также профессиональное ориентирование, но и культурное развитие, языковое совершенство. Во многом именно через них реализован процесс обучения, передачи опыта старших младшим. Посредством языка люди могут вести деятельность вместе, а значит успешно удовлетворять свои потребности.

Для воспитания важны разные формы социального самосознания, мораль и нравственность, религиозные течения и научная деятельность, творчество и право. Общественное сознание - это условия, в которых реализовано воспитание молодежи. В то же время для политики воспитание - путь, посредством которого можно утвердиться в социуме, дабы быть признанной новыми поколениями. Нравственность, моральные принципы влияют на человека практически с самого рождения. Именно они становятся первыми аспектами воспитания, с которыми знакомится ребенок. В момент рождения человек оказывается в обществе, которому присуща некоторая система морали, и под нее придется приспособиться по мере взросления. Именно через воспитание становится возможным такое приспособление.

Актуальность права в рамках образования и воспитания связана с необходимостью донести до детского сознания важность соблюдения установленных в обществе норм, а также недопустимость нарушения закона. Нравственное поведение подчинено закону, безнравственное нарушает его.

Воспитание и его аспекты

Во многом помогает реализовать образование и воспитание наука. Через нее происходит ориентирование на познание мира через проверенную и достоверную информацию. Наука представляет собой необходимую базу для старта жизни в обществе, для получения образования по специальности.

Через искусство у ребенка можно формировать художественную картину окружающего мира. Это рождает эстетическое отношение к существованию, прогрессу, помогает личности сформироваться полноценно в разных аспектах: духовном, гражданском, нравственном.

Образование и воспитание реализуются через религию. Этот подход актуален при необходимости объяснения некоторых явлений без использования научных аргументов. Большинство известных в настоящее время религий говорят о загробном мире и объясняют, какими путями и в каком качестве туда попадают отдельные персоны. Религия важна для воспитания, поскольку помогает создать человеческое мировоззрение.

Педагогика и воспитание

В рамках педагогики образование, воспитание (физическое и духовное) - термины, используемые в более узком значении, нежели описаны выше. Так, воспитанием называют деятельность, направленную на формирование у учеников определенных взглядов на мир и социальную жизнь. Воспитание базируется на научном мировоззрении и принятых идеалах, нормативах, а также представлении о здоровых взаимоотношениях между участниками социума. Воспитание в понимании педагогики - процесс, в ходе которого формируются моральные установки, политические, физические качества, а также особенности психологии, поведенческие реакции и привычки, за счет которых особь может вписаться в социум и быть активным его участником.

В то же время для педагогики воспитание, образование (физическое, духовное, нравственное) подразумевает итог некоторой работы. Сперва формируются конкретные задачи, по прошествии некоторого времени оценивается, насколько успешно удалось их достигнуть.

Для педагогики важно не только воспитание, но и самовоспитание. Этим термином обозначают активность человека, направленную на создание у себя положительных особенностей и исключение негативных. Как известно из многовековых наблюдений за социумом, самовоспитание - это обязательное условие развития личности, ее совершенствования.

Самовоспитание. А если рассмотреть подробнее?

Наиболее значимые содержательные компоненты самостоятельного осознанного воспитания - задачи, цели, определенные индивидуумом в качестве идеала. Именно на них базируется программа совершенствования, которую человек последовательно воплощает в жизнь (или принимает к этому попытки). В рамках самовоспитания формируются требования, осмысливаются и объясняются - именно им должна соответствовать личность, ее активность. Самовоспитание затрагивает политику, идеологию, профессию, психологию и педагогику, этику и другие аспекты человеческой жизни.

Самовоспитание наиболее эффективно, когда человек осознанно использует методы этой работы применительно к себе, когда обладает умениями реализовывать их на практике в разных жизненных обстоятельствах, условиях. Для самовоспитания важно наличие внутренних установок, самосознания, а также умение правильно и адекватно оценивать собственное поведение и развитие в разных областях и сферах. В некоторой степени самовоспитание - это усиление воли, контроль над эмоциями, что особенно актуально в экстремальной ситуации или сложных и нетипичных условиях.

Воспитание, обучение и образование

Рассматриваемые понятия можно оценить, проанализировав присущие особи познавательные силы, подготовку человека к задачам, которые ему предстоит решать. Дошкольное воспитание и образование, школьное и в более взрослом возрасте, как правило - сложное понятие, в которое включается поиск с последующим усвоением полезной информации и умений, а также итог этого освоения.

Образование - относительный итог обучения, выраженный складывающейся для человека системой навыков, данных, отношения к социуму и природе. Школьное, дошкольное образование и воспитание и совершенствование в более старшем возрасте предполагает изменение, улучшение имеющейся информационной системы представлений, а также отношения объекта к окружающему его миру. Это изменение объясняется новыми жизненными условиями, прогрессом науки и техники.

Образование является одновременно и знаниями, накопленными особью, и его психологической готовностью получать и собирать новую информацию, обрабатывать ее, а также совершенствовать собственные представления. Процесс образования позволяет получить более точные представления о социуме и окружающей природе, способности мыслить и разных методах действовать. Это помогает занять некоторое положение в социальной структуре, добиться поставленной перед собой цели в выбранной профессии и общении с иными участниками общества.

Образование - это важно!

Основное и дополнительное образование и воспитание - это методы получения умений, навыков, способ развития интеллекта, освоения нового на практике. Как следствие, человек получает множество инструментов достижения поставленных целей и решения проблем, которые могут появиться в жизни - личной или профессиональной.

Получение образования сопряжено с накоплением навыков воли, контроля эмоций, а также помогает выработать отношение к окружающему миру. В процессе образования человек развивает психику, учится поддерживать выгодные для обеих сторон взаимоотношения с миром вовне, улучшает собственный внутренний мир, а также получает опыт творчества, который в будущем пригождается при необходимости решать различные проблемы.

Процессы и итоги

Основной результат, который преследует процесс образования - полноценное и всестороннее развитие, формирование человеческой личности, которой присущи устойчивые знания, умения. Такой человек может сочетать интеллектуальную занятость и физический труд, производить значимые для социума блага, гармонично развиваться духовно, физически. Процесс образования формирует активного участника социума, которому присущи нравственные идеалы, вкус, разносторонние потребности.

Человечество накопило огромные базы знаний, а значит, нельзя говорить о возможности полноценного овладения ими одним человеком, даже если на обучение будет потрачена вся жизнь. Образование позволяет овладеть некоторым ограниченным систематизированным объемом информации, актуальным для области, в которой индивидуум функционирует. Полученные данные должны быть достаточными для самостоятельного развития, мышления, профессиональной деятельности.

Образованность предполагает системные знания и такое же мышление, то есть человек должен своими силами искать и восстанавливать нехватку сведений в имеющейся у него базе, дабы логические рассуждения были корректными и актуальными.

История и образование: античная эпоха

Говоря об античности, обычно подразумевают культуру древних Рима и Греции. Базой для нее стала египетская культура, а сама античность заложила основы для развития европейских государств. Истоки этой культуры - первое и второе тысячелетие еще до наступления текущей эры. Именно тогда самобытная культура сформировалась на некоторых островах в Эгейском море, и особенно значимым считается Крит. Здесь зародилось письмо, которое постепенно трансформировалось из пиктографии к слогам и в будущем было принято европейскими странами. В то время писать могли знатные люди, состоятельные граждане. Для них были открыты школы при храмовых комплексах, дворцовых. Определенные правила, изобретенные в тот период, актуальны и сегодня: использование заглавных букв и написание слева направо, сверху вниз. Впрочем, сама культура до наших дней не сохранилась.

Воспитание зародилось и развивалось в Древней Греции, она же считается колыбелью педагогики. Во многом это связано с историей полисов, то есть городов-государств, существовавших в шестом - четвертом столетиях прошлой эры. Наиболее значимыми считаются Спарта и Афины. Они имели собственные уникальные воспитательные системы, связанные с экономикой, географией, политикой местности, а также общим состоянием населенных пунктов. Именно в Древней Греции люди впервые поняли, что одна из самых значимым государственных функций - забота и воспитание молодежи.

Как все происходило в прежние времена?

И среди спартиатов, и среди афинян образованность была важнейшим качеством гражданина. Желая оскорбить кого-то, о нем говорили, что он не способен читать. Одним из худших зол считалось лишение права, возможности получить образование. Воспитание спартиатов было направлено в первую очередь на формирование достойного члена общины, способного воевать. Идеальной персоной был сильный духом и телом молодой человек, имеющий представление о военном деле. Воспитательная система находилась под контролем государства. Рожденный здоровым ребенок отдавался на воспитание в семью до 7-ми лет, при этом важной частью его жизни были кормилицы.

По мере достижения семилетнего возраста государство брало вопросы воспитания на себя. До достижения 15 лет дети направлялись в специальные учреждения, где контроль над процессом предоставлялся ответственному человеку. Всех принятых учили читать, писать, развивали физическую форму, закаливали. Детей учили голодать, выносить боль и жажду, покоряться, разговаривать мало и строго по делу. Красноречие строго пресекалось. Воспитанники не носили обувь, для сна им выделялась соломенная подстилка, а верхнюю одежду заменял тонкий плащ. Полагалось скудное питание, детей обучали воровать, но попадавшихся строго наказывали за неуспешность мероприятия.

Развитие продолжается

По мере достижения 14 лет молодых людей посвящали в члены общины. Воспитание предполагало получение гражданских прав с этого возраста. Посвящение сопровождалось истязаниями, унизительными испытаниями, во время которых не допускались плач или стоны. Успешно прошедшие истязания воспитанники дальше получали образование в соответствии с государственной программой. Их учили музыке и пению, танцам. Воспитание практиковалось самыми суровыми методами. Юношам давали четкое представление о политике и нравственности, приемлемой в родном полисе. Ответственность за это возлагалась на умудренных опытом военных, рассказывавших аудитории о героических свершениях, случившихся в прошлом.

К 20-летнему возрасту послушники получали полное вооружение и начинали совершенствовать свои боевые способности.

История воспитания: как росли девушки в Спарте?

Во многом работа с женским полом была сходна с описанным выше совершенствованием мальчиков. Некоторое внимание уделялось общеобразовательной программе, но основное - физическому развитию и военным способностям. Основная задача гражданки Спарты - охранять жилье и контролировать рабов, пока муж находится на войне или задействован в покорении восстания.

А что было в Афинах?

В этом полисе образование и воспитание пошли иной дорогой. Афины стали центром ремесленничества, торговли, здесь возводились памятники архитектуры, ставились представления, проводились состязания. Афины привлекали поэтов, философов - были созданы все условия для выступления перед аудиторией. Существовали гимнастические залы. Развита была система школ. Общество, в котором развивалось воспитание, было неоднородным, ориентированным на разные слои населения. Основной целью воспитания было формирование полноценной личности. Внимание уделялось физической форме и интеллекту, восприятию красоты и нравственности.

До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. После этого возраста родители, обладающие достаточным состоянием, направляли чадо в общественное заведение. Девочки обычно оставались дома - их учили вести хозяйство. По традиции, в Афинах девушкам полагалось только такое воспитание, но оно включало в себя письмо и чтение, музыку.

До 14 лет мальчики получали начальное образование. В школу они ходили в сопровождении раба-педагога, а на занятиях получали представление о чтении, письме, арифметике. Посещая кифариста, они получали представление о литературе, эстетике. Детей учили декламировать, петь, обучали музыке. Особенное внимание уделялось поэмам «Илиада» и «Одиссея». Как правило, дети ходили и в школу кифариста, и к грамматисту. Это называлось мусической школьной системой.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что обучение и воспитание лежат в основе развития человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, «развитие не только обусловливает обучение и воспитание , но и само обусловлено ими» . «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь» [Там же]. «Всякое обучение, – писал Л.С. Выготский , – является источником развития» .

Но что значит «человек развивается»? Что развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию? Ответы на все эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Как отмечал С.Л. Рубинштейн , «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения (А.К. – а также развития и воспитания) имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики .

Линии развития человека.

Будучи представителем особого вида живых существ, человек характеризуется особой конституцией, особой структурой организма и обладает особыми функциональными возможностями. С этой, можно сказать, биологической точки зрения человек выступает как особый индивид. Соответственно можно говорить о развитии человека как индивида. Развитие индивида включает в себя развитие организма, которое в большей степени биологически обусловлено и потому может соотноситься с понятием «созревание ». Однако в развитии организма и соответственно человека как индивида есть и социально обусловленные особенности, которые соотносятся с понятием физического развития человека. Для развития этих особенностей необходимы специальные физические упражнения и специальные занятия, организуемые и инициируемые членами общества, в котором происходит развитие человека. Физическое развитие человека выражается, в частности, в развитие силы, выносливости, гибкости; в достижение скорости, точности и координации движений; в укрепление здоровья и иммунитета к заболеваниям и т.д.

Второе, что отличает человека от других живых существ, это – особенности его психики, которые, как показал Л.С. Выготский , в значительной степени являются социально обусловленными. Высший уровень развития психики – Сознание , а также вербальная форма мышления возникают у человека исключительно в процессе и благодаря его взаимодействию с другими людьми. Будучи носителем психики, человек выступает как субъект . Соответственно, можно говорить о развитии человека как субъекта. Развитие субъекта – это особая линия в развитии человека, которая соотносится с понятием психического развития.

И, наконец, наиболее значимой отличительной особенностью челове‑ ка, составляющей его сущность, является наличие у него особого свойства (качества), обозначаемого понятием «личность». По определению А.В. Петровского, «личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» . Аналогичное определение личности дается в одной из работ Л.И. Анцыферовой, согласно которому «личность – это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений» . Вместе с тем, более распространенным является понимание личности не как особого социального качества человека или формы существования социальных отношений, а как самого человека, обладающего особым социальным качеством и демонстрирующего различные формы социальных отношений. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о развитии человека как личности. Данная линия в развитии человека соотносится с понятием социального развития.

Таким образом, говоря о развитии человека, следует рассматривать особенности его развития как индивида, субъекта и личности. Соответственно, следует учитывать наличие в развитии человека линий физического, психического и социального развития.

Не подлежит сомнению, что развитие человека по всем трем линиям детерминируется социальными условиями, организуется и осуществляется обществом. Человек с рождения начинает развиваться в обществе и во взаимодействии с другими людьми. И вот здесь возникает ряд вопросов. Какое взаимодействие между развивающимся человеком и людьми, занимающимися его развитием, представляет собой то, что мы называем обучением? Чем воспитание отличается от обучения? Что у человека развивается благодаря обучению, а что – благодаря воспитанию?

Обучение и развитие человека.

Очевидно, что в обучении есть тот, кто обучает и тот, кого обучают. Но в обучении есть и то, чему обучают, т.е. содержание обучения. При этом предполагается, что в результате обучения человек усвоит то, чему его обучают, и это будет особым новообразованием в его развитии. Как указывал С.Л. Рубинштейн , «обучают тому, чем еще не овладел обучающийся ребенок» .

Чему же могут обучать человека, и что человек может усвоить в результате обучения?

Наверное, можно согласиться с тем, что при взаимодействии человека с окружающей его природной и социальной средой он получает знания об особенностях своего окружения и приобретает умения и навыки адекватного поведения в этом окружении. При этом он может получать эти знания и приобретать соответствующие умения и навыки самостоятельно путем проб и ошибок, проявляя определенные формы познавательной и двигательной активности. Но ребенок, будучи изначально включенным в систему социальных отношений, начинает получать необходимые знания и у него начинают вырабатываться необходимые умения и навыки под руководством взрослых и, что немаловажно, в особых условиях – условиях учебной деятельности.

Воздействие других людей на человека с целью усвоения им определенных знаний, умений и навыков – это и есть то, что называется обучением. Обучение есть деятельность других людей (педагогическая деятельность), направленная на передачу человеку необходимых знаний, умений и навыков или, выражаясь современным языком, на выработку у человека необходимых компетенций. Собственная деятельность человека, направленная на получение знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций, представляет собой то, что называется учебной деятельностью или просто учением. Таким образом, есть обучение человека, где человек выступает как объект педагогической деятельности, субъектом которой является педагог (учитель), и есть учение человека, где сам человек является субъектом своей учебной деятельности.

Следует отметить, что не всякое обучение может достигать своей цели. Во-первых, для эффективного обучения у педагога должна быть надлежащая мотивация педагогической деятельности и надлежащий уровень педагогического мастерства. Во-вторых, эффективность обучения зависит и от наличия соответствующей мотивации учения у обучаемого. Кроме того, обучаемый должен обладать уровнем умственного (психического) разви‑ тия, а также уровнями физического и социального развития, достаточными для усвоения того, чему его обучают. Как отмечал Л.С. Выготский , «что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать» . Однако в обучении необходимо ориентироваться не на то, что человек уже усвоил, а на то, что он может усвоить, т.е. на зону его ближайшего развития. «Учение о зоне ближайшего развития, – писал Л.С. Выготский , – позволяет выдвинуть … формулу, гласящую, что только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» .

Специфика обучения состоит в передаче человеку знаний, умений и навыков (или соответствующих компетенций) в тех или иных предметных и интеллектуальных видах деятельности. Но выполнению какой бы деятельности человек ни обучался, он непременно будет вступать в определенные межличностные отношения и с теми, кто его обучает, и с теми, кто так или иначе принимает участие либо в организации его обучения, либо в осуществлении им какой-либо деятельности. Будучи субъектом социальных отношений, человек выступает в качестве личности.

Как вести себя по отношению к другим людям в той или иной ситуации социального взаимодействия не дается человеку от рождения. Этому он должен научиться, и этому его можно обучить. Очевидно, что передача человеку знаний, умений и навыков в сфере социальных межличностных отношений тоже есть обучение. Но это особое обучение, благодаря которому достигается усвоение человеком моральных норм и правил поведения в обществе, и обычно оно называется воспитанием.

Воспитание и развитие человека.

Говоря об обучении, мы ставим вопрос о том, чему человек обучается и чему он может научиться. Но если говорится о воспитании, то вопрос ставится иначе – какие личностные качества у человека вырабатываются и кем (в смысле какой личностью) человек может стать. воспитание обеспечивает социальное развитие человека и развитие его как личности.

Исходя из приведенных выше определений понятия «личность», для того, чтобы ребенок стал личностью, необходимо наличие его взаимодействия с другими людьми. В процессе взаимодействия ребенка с людьми в психике ребенка возникают образы этих людей, образы доступных для наблюдения социальных отношений между ними и образы действий, ожидаемых от него взрослыми . Отражение в психике ребенка социальных отношений, демонстрируемых взрослыми, является начальной стадией становления ребенка личностью. Но чтобы ребенок стал личностью, необходимо, чтобы эти социальные отношения были представлены в поведении самого ребенка, чтобы он сам мог их демонстрировать в отношениях с другими людьми. А это возможно при соблюдении двух условий:

  • во-первых, когда в психики ребенка благодаря процессам мышления из целостных образов восприятия взаимоотношений между конкретными взрослыми начинается выделение образов социальных отношений безотносительно к их конкретным носителям;
  • во-вторых, когда в психике ребенка образ социального отношения начинает связываться, с одной стороны, с образом ребенка и, с другой стороны, с образом человека, с которым ребенок вступает в социальные отношения.

В этом случае ребенок начинает пытаться во взаимодействии с другим человеком демонстрировать ту форму социального отношения, которую он имел возможность наблюдать среди людей своего социального окружения. Однако, очевидно, что, будучи ребенком, он не в состоянии в точности воспроизвести взрослую форму отношения. Поэтому у него получится воспроизведение своего индивидуального детского отношения, которое, тем не менее, будет соотноситься с отношением взрослым. Это и будет та самая «индивидуальная форма существования социальных отношений», которая, согласно определению Л.И. Анцыферовой, характеризует человека как личность. По мере взросления ребенка, развития его физических и интеллектуальных способностей индивидуальные формы реализации социальных отношений ребенка будут становиться все более совершенными. Соответственно, более высоким будет становиться и уровень развития личности ребенка.

Усвоение ребенком социальных отношений и выработка у него социальных форм поведения в процессе воспитания происходит также благодаря механизмам непосредственной трансляции в психику ребенка ожидаемых от него социально приемлемых действий и поступков. Когда взрослый выстраивает свои отношения с ребенком, он дает понять ребенку, чтó от него требуется, какие действия и какое поведение ребенок должен продемонстрировать. Взрослый ожидает от ребенка и фактически навязывает ему те формы социальных отношений, которые он считает необходимыми и приемлемыми в той или иной ситуации социального взаимодействия.

Большое значение в воспитании и выработке у человека необходимых социальных компетенций и соответствующих свойств личности, имеет социальный статус человека – то место или положение, которое он как личность занимает в структуре общества. В зависимости, например, от того, является ли ребенок мальчиком или девочкой, наследником престола или выходцем из простой семьи, у него будут формироваться разные свойства личности, и ему будут предлагаться для усвоения разные системы социальных отношений. Избирательность и регламентация социальных отношений выражается в системе ожидаемых от личности форм поведения, соответствующих ее социальному статусу. Эти ожидания распространяются не только на внешние формы поведения, но и на внутренние позиции личности – установки, ценностные ориентации, мотивы поведения и деятельности.

Таким образом, воспитание , определяющее особенности социального развития человека и развития его как личности, способствует усвоению человеком моральных норм и правил поведения, существующих в обществе, развитию его мотивационной сферы, системы жизненных ценностей и определенного мировоззрения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. – №2. – С.8-18.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  3. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С.208-210.
  4. Корниенко А.Ф. Сущность и соотношение понятий «личность» и «Сознание » // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С. Выготского, 12-16 ноября 2013г. /Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2т. Т.1. – М.: РГГУ, 2013. – С.110-117.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 512с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720с.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди