25.09.2019

Взаимоотношения между маленькими братьями и сестрами. Отношения между братьями и сёстрами в семье Семья часть 2 я и сестренка


Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
(А. Барто)

Всем, особенно родителям, хотелось бы, чтобы взаимоотношения между братьями и сестрами, такими близкими кровными родственниками основывались на любви и взаимоуважении (а как же иначе, ведь родные друг другу люди, одна кровь, одна семья!), но далеко не всегда так получается.

Ненависть, злость, обида, зависть частые спутники в отношениях братьев и сестер. Почему так происходит и что делать родителям для того, чтобы их дети не выросли лютыми врагами друг другу?

Родные люди, чужие люди

Начнем, пожалуй, с анализа причин плохих взаимоотношений между братьями и сестрами. Перечислю самые популярные: в семье не без урода, такие дети уродились, что мир их не берет, родители виноваты, не любят всех детей одинаково, загружают старших, балуют младших, что и приводит к зависти, ревности, агрессии между ними, современное общество конфликтное, злое, воспитывающее, что каждый сам за себя, что любые средства хороши ради достижения поставленной цели, можно и родственными отношениями пренебречь, наплевать на брата или сестру — с волками жить по-волчьи выть, как известно.

Поиск виновных в негативных взаимоотношениях братьев и сестер (они сами, семья, общество?) нам ничего полезного не даст, нужно смотреть глубже, искать причину, а не разводить напрасный шум вокруг последствий.

Главную причину системно-векторная психология определяет как непонимание родителями природных особенностей своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным векторальным набором, своим темпераментом.

Из этого глобального непонимания вытекает все остальное: попытка воспитывать всех детей одинаково, одними и теми же воспитательными методами, воспитывать детей, исходя из своих детских воспоминаний, своего представления о должном и нормальном, о правильных целях и мечтах в жизни.

Пример

Скажем, одна девочка была младшей в семье и ей доставались обноски от старшей сестры, включая обувь, одежду, школьные принадлежности, при этом она по своим психическим свойствам — кожно-зрительная девочка, для которой значима материальная составляющая, которой важно иметь свое, выглядеть на все "сто % ". Конечно, она испытывала зависть к сестре, которой родители покупали новые наряды, ненависть к родителям, игнорирующих ее интересы.

И вот девочка выросла, выросла с четким убеждением, что детей надо заводить только при материальном благополучии — нечего нищету плодить и чтобы никаких обносок для младших деток. Она удачно вышла замуж, родила двух детей. О своем детском опыте не забыла, помнила. Ей хотелось, чтобы дети ее любили, а не испытывали неприязнь и желание поменять родителей.

Детям всего было вдоволь – отдельные комнаты, множество красивых, модных вещей. Только вот незадача — младшенькая дочка была с анальным вектором, она ждала от мамы не навороченных подарков, она хотела простого человеческого тепла и ласки, похвалы, добрых слов. Маме же было некогда на «всякую ерунду» время тратить, время – деньги, к тому же, главное для счастья дочки она обеспечила, живи и радуйся. По ее мнению, исходя из ее детского опыта.

Дочь же, будучи другой по внутренним свойствам, чем мама вынесла из детства горькую обиду на мать и заодно на старшего брата – не любят, не ценят, не поддерживают, не понимают. Таким образом взаимоотношения между братом и сестрой ушли корнями в предыдущее поколение.

От осинки родятся и апельсинки, и яблочки

Следует особо подчеркнуть, что дети из одной семьи не только не отражение своих родителей, но и не отражение друг друга. Вектора не передаются по наследству и не являются одинаковыми у братьев и сестер, даже у близнецов. Общие родители, одна социальная среда развития и воспитания, но совершенно разный результат именно потому, что общие гены — вовсе не одинаковые психические свойства.

Соответственно, к каждому ребенку требуется подбирать свой, индивидуальный подход, чтобы он получил нужное для развития векторов, данных ему от рождения в базовых свойствах.

Чем лучше братья и сестры будут развиты и найдут применение своим талантам в обществе, тем более взаимоотношения между братьями и сестрами будут гармоничны, и никто не будет наполнять свои психические нехватки за счет другого.

К примеру, анальный ребенок, получая требуемую ему материнскую любовь, правильное воспитание не будет садистировать (обзывать, бить) своих братьев и сестер.

Те негативные чувства, что открыто ребенок не проявляет к родителям (до поры до времени), он вполне может демонстрировать по отношению к брату или сестре. От родителей ребенок чувствует свою зависимость, а от брата или сестры - нет. Нет существенных препон, чтобы накопленный негатив сбрасывать на находящегося рядом члена семьи.

Таким образом, плохое состояние одного ребенка в семье вследствие неправильного воспитания (без учета векторов ребенка), как правило, больно отражается на другом.

Дети не ангелочки

Жизнь детей в одной семье не обязывает их к взаимной любви, вместе с молоком матери они не впитывают любовь к своим братьям и сестрам. Они не рождаются ангелами во плоти, они рождаются «зверенышами», не отягощёнными нормами морали, которым только предстоит путь взросления и становления настоящими людьми. Взаимоотношения между братьями и сестрами - свойство не врожденное, а приобретаемое в процессе совместной жизни.

Родителям нужно воспитывать и еще раз воспитывать, причем воспитывать правильно ребенка, чтобы животная неприязнь к себе подобному, с которым предстоит делить кров и многое другое, с которым часть жизни придется проводить вместе исчезла и появилась любовь, взаимоуважение.

И дело не в возрастной разнице между детьми. Да, каждый возраст решает разные задачи и в каждом возрасте ребенок по-разному воспринимает происходящее вокруг. Да, в зависимости от возрастной разницы между детьми находится загруженность родителей. Но как будут ладить дети друг с другом напрямую зависит от их воспитания, от того насколько они будут развиты и реализованы.

Резюме

Итак, первое, что нужно сделать родителям, дабы улучшить взаимоотношения между братьями и сестрами – это понять внутренние особенности каждого из своих детей. Тогда станет понятно, почему они себя именно так ведут, а не иначе. Почему дети с кожным вектором склоны к зависти, конкуренции, хотят быть первыми во всем, почему для анальных детей так важно, чтобы было поровну, честно и справедливо, почему уретральный ребенок не понимает слово «нет», почему дети дерутся и ругаются и прочее…

Второе – родителям неплохо бы понять себя и четко осознавать: что нужно ребенку для развития, а что нужно им самим. Не использовать детей для «работы над ошибками» собственной жизни. Нельзя родителям переносить свой опыт из детства на своих детей. Можно ой как ошибиться, не различая их врожденных наклонностей и не обеспечивая им то, что им действительно нужно для полноценного развития.

Помните: вы – это вы, ребенок – это ребенок, другой ребенок – это не вы и не первый ребенок. Каждый – личность, у каждого своя дорога к счастью.

Разница в возрасте между детьми, материальное положение семьи, уровень образования родителей не имеет превалирующего значения в том, какие сложатся взаимоотношения между братьями и сестрами — важно то, как их воспитали, развили родители.

Семья объединяет людей разных по возрасту, по способностям, по типам темперамента в единую систему благодаря кровнородственным связям и ведению общего хозяйства, но этих двух факторов недостаточно для складывания гармоничных отношения внутри семьи. Нужно больше - понимание друг друга. Родителям необходимо создавать условия для развития детей согласно их истинным потребностям. Воспитывать правильно.

Помимо кучи вопросов, что крутились в моей голове, я не мог найти ответа на самый главный - "Кто?". Но все же, я догадывался кто, но не мог этого признать.

"Нет, это не брат. Это не он!" - повторял я себе.

Я встал. Мои руки все еще тряслись. Дрожа, я обошел кресла, на которых лежали, а точнее сидели трупы несчастных, и ринулся вон из комнаты.
После того, как я вышел в коридор, я опять встал на месте.

"Что я должен делать?" - этот вопрос для меня в
данное время был самым сложным.
В голове всплыла фраза "Полиция". Ведь в любых экстренных ситуациях нужно звонить именно туда. Я побежал в кабинет отца и взяв телефон, набрал номер.

Инспектор ***** слушает. - послышалось в телефоне.

В нашем доме происходит нечто ужасное. Прошу, приезжайте
скорее. - и сказав адрес, я положил трубку.

После того, как я спустился вниз, я услышал, как гремят металлические предметы и бьется посуда. Не сложно было догадаться, что эти звуки исходят из кухни. И соответственно, я побежал туда. Прибежав к дверям, я увидел, как мой брат дерется с парнем, которому на вид было 16-17 лет. Конечно, тот парень был выше и сильней брата, но на мое удивление, ран у него было а много больше, чем у моего брата: ссадина на лбу, разбитые нос и губа и глубокая рана на плече из которой без остановки сочилась кровь. Наверное, из-за этой раны ему и было намного сложнее двигаться в отличии от моего брата, который двигался шустро и с легкостью мог ударить противника прежде, чем тот успеет перехватить его удар. Тем не менее, мой брат тоже был "помят": небольшой и не глубокий порез на скуле, разбитая губа, рана на ноге. Его нога была завязана его футболкой, которая в данное время служила в роли жгута.

Они так были увлечены боем, что никто из них не заметил меня. Мне бы было интересно понаблюдать за ними, если бы это была обычная драка, но это было сражением. Сражением на смерть.

Мой брат выглядел, как злодей из триллера и его злая улыбка, которую я впервые видел, подтверждала мое сравнение. Это был не мой брат, а кто-то другой. Кто-то, кого я никогда не знал. Я видел ту картину, которую не хотел бы видеть никогда. Здесь злодеем был мой брат, а не тот парень. Наступал мой брат, а тот парень защищался. Я не хотел этого видеть. Мне было бы легче, если бы сейчас тот парень был в роли злодея, а мой брат просто пытался защитить себя. В этот момент я понял,что всех этих людей убил он - мой брат. Человек, которого я уважал больше всех на свете. Мой кумир.

Я побежал наверх. Ключ от нашей комнаты, наверняка находился
у няни. Зашел в спальню родителей. Нашел рубашку няни, которая лежала на полу, обыскал карманы, но там ничего не оказалось. Тогда я увидел её брюки, обыскал их и нашел ключи. После этого, я побежал на третий этаж в нашу комнату. Открыл ее и зайдя в комнату увидел свою сестру, которая мирно спала, посапывая. Я подбежал к кроватке и начал ее будить.

Что случилось, братик? - сонно пробормотала она.

Мы идем гулять. - ляпнул я.

Но я не хочу гулять. - все так же сонно.

Быстрее вставай и валим отсюда! - сорвался я.

Сестра начала плакать, я или мой брат никогда не повышали на
нее голос.

Прости, но это сейчас очень нужно. - сказав это, я
поцеловал ее в лоб.

Мы взялись за руки и направились вниз. Но я услышал, шаги на
лестнице - кто-то поднимался на верх.

Я присел перед сестрой.

Давай поиграем в прятки? - предложил я.

Зачем? - спросила она.

Это не важно. Ты должна очень хорошо спрятаться, чтобы
тебя никто не нашел. Ты ведь всегда выигрываешь в прятки. Обещай мне, что на этот раз не поддашься и не выйдешь с места, где ты спряталась до того, как не приедут хорошие дяди на машинах с сиренами. И даже если старший братик будет тебя звать и просить выйти, ты не выйдешь. Обещаешь?

Она молча кивнула и побежала прятаться. Я видел, что с каждым моим произнесенным словом, её лицо становилось все озадаченней, но она ничего не спросила. Видно, понимала, что происходит что-то странное и все, что я говорил было крайне важно.

Я в свою очередь, пошел обратно в комнату и сел на свою кровать.

Через минуту, в комнату зашел брат. Я вскочил с кровати. Посмотрел на брата и сделал вид, что удивлен.

Что с тобой случилось? Что произошло? - я попытался, чтобы мой голос звучал удивленным.

Мой брат проигнорировал мои вопросы.

Я сказал тебе, чтобы ты сидел в кабинете отца. - зло рявкнул брат.

Прости, но я беспокоился о сестре и побежал сюда. Ее нигде нет. Думаю, она побежала к соседям. С ней часто такое бывает.

Вот как. - безразлично ответил брат.

Так что там внизу? Где эти чудики? - мой голос дрогнул.

Мой брат начал смеяться. В этот момент по всему телу пробежали мурашки. Его смех был таким неестественным, таким... Я никогда не слышал подобного смеха.

Почему ты смеешься? - тихо, почти шепотом спросил я.

Ты совсем не умеешь врать. Хотя, умеешь, но я слишком
хорошо тебя знаю, чтобы не отличить ложь и правду с твоих уст, братишка. - сказав это, он начал приближаться ко мне. Я же, начал пятиться назад.

Сестра ведь не у соседей, она где-то в доме так?

Какого хрена ты убил их! Да, они ублюдки все до одного, но
не до такой же степени, чтобы заслужить смерть! - сорвался я, тем самым, избегая вопроса.

Да как ты смеешь кричать на меня?!

Мой брат схватил меня за шиворот и бросил на пол. Я упал на живот но быстро перевернулся на спину, чтобы посмотреть на брата.

Он сел на меня и притянул за шиворот.

Я хочу,чтобы мы были счастливы! Я хочу защитить вас! Почему ты пытаешься отвернуться от меня?! - он был в ярости.

Я бы не отвернулся от тебя, даже если бы ты меня предал.
Пойми, ты убил людей. Что ты собираешься дальше делать?! - крикнул я.

Из моих глаз потекли слезы.

Что я собираюсь делать?! Мы уйдем из этого проклятого
дома! Будем жить втроем! Нам не нужна такая жизнь, как прежде! - он отпустил меня, но продолжал сидеть.

А родители? У нас есть родители! Ты совсем о них не
думаешь?!

Какие они родители?! Сделали праздники нашими худшими днями!
Больше нет у нас родителей, наверняка уже в аварию попали по дороге.

От услышанного, я так взбесился, что у меня неизвестно откуда появились силы, что я смог отбросить с себя брата и ударить его в лицо так, что он упал.

Какого хрена?! Что ты сделал?!

Всего-то ничего, просто тормоз снял. - опять улыбнулся
злой улыбкой.

Ты не имеешь права решать за нас, что нам нужно! Как ты
мог?!

Я бессильно упал и начал рыдать.

Ты сошел с ума! - сквозь рыдания я крикнул.

И похоже, что эти слова его взбесили. Он поднял и швырнул
меня о стену. Упав, я схватился за плечо, так как именно им я и ударился.

Не смей называть меня сумасшедшим! Где сестра?! Мы должны уходить!

Я не позволю тебе узнать этого! Я буду защищать ее от тебя!

И это ляпнул я зря, так как он мгновенно оказавшись рядом, поднял меня и ударил по лицу. После удара, моя голова мотнулась в сторону, но я в свою очередь, ударил его в диафрагму. Брат схватился за диафрагму и попытался отдышаться, а я воспользовавшись этим, открыл окно и хотел было выпрыгнуть, но брат схватил меня за ногу, но не смог удержать и я неудачно упал на землю. При падении, я ударился головой о перила балкона и упал на газон. Когда я оказался на земле, я почувствовал резкую и сильную боль во всем теле, а голова вовсе онемела. Я смог услышать только то, как кричит брат и зовет меня, но через пару секунд я потерял сознание.

Очнулся я в незнакомой мне комнате. Вокруг все было белым. Я
попытался пошевелиться, но все тело было скованно. Попытался сказать что-нибудь, но тоже не получалось. Рядом я услышал мужской голос, но потом опять погрузился в сон.

Когда я в следующий раз проснулся, мне было гораздо легче, я мог шевелить пальцами. И мотать головой из стороны в сторону. Тогда я ничего не помнил, но через пару минут, я вспомнил все. Тогда у меня не было никаких сил. Ни на беспокойство, ни на слезы. Я чувствовал тяжесть в душе, но не чувствовал ничего.

Я лежал в больнице. Ха, это неудивительно. Где я мог еще лежать?

Позже, я узнал, что я лежал в коме два месяца. Получил перелом правой руки и сломал позвоночник, так что я больше ходить не могу.

Полиция, которую я вызвал, так и не приехала тогда, потому что инспектор подумал, что это телефонный розыгрыш и не обратил никакого внимания на мой звонок. Мне сказали что мальчик вызвал скорую, но после того как врачи приехали, в доме были лишь трупы, я и моя сестра, которая сидела рядом. Позже выяснилось, что в тот же день, наши родители попали в автокатастрофу у них отказал тормоз на машине. Все случилось так, как говорил он - мой брат. Брат пропал без вести, а сестру отправили в детский приют.

Мне понадобилось еще полгода, чтобы восстановиться. А потом меня отдали в приют для инвалидов. Целый год я каждую ночь плакал, проклиная няню и ее друзей. Я проклинал брата, я проклинал тех, кто приглашал наших родителей на вечеринки, наших соседей, наших родителей, весь мир... Но потом я устал от своего же нытья и просто заставил себя не вспоминать о прошлой жизни, заставил и сестру забыть обо всем. Мы начали жить настоящим, думая лишь о будущем.

Сейчас мне уже 22 года. Работаю программистом на дому.

Моя младшая сестра до сих пор в приюте. Очень скоро она станет
совершеннолетней и будет жить вместе со мной и быть может, найдет себе достойного избранника - так я думал, так должно было быть, если бы не одно большое "НО"...

Недавно, когда я в очередной раз навещал сестру, я видел возле приюта странного мужчину в капюшоне. Лица его я не видел. Он стоял возле приюта и наблюдал. Я не знаю за кем или за чем он наблюдал, но мне стало не по себе от него и я поспешил поскорей откатить свою коляску подальше.

Через пару дней после этого происшествия, я обнаружил письмо в своем почтовом ящике. Там не было написано обратного адреса и имени. Я открыл письмо, где было написано: "Прости, я не хотел, чтобы все так обернулось. Но я позабочусь о тебе и нашей принцессе, когда станет возможно, что ее отсутствия никто не заметит. Моя давняя мечта наконец осуществится и мы снова будем вместе, как раньше. Я всегда хотел защищать вас и я уничтожу любого, кто посмеет причинить вам боль."

Прочитав письмо, я сразу же догадался, кто это. Помимо того, что мне было страшно, я чувствовал грусть и тоску. Я тосковал по нему. Нет, я не тосковал по тому убийце, я тосковал по своему брату, который был для меня примером для подражания. Но я ни за что не допущу того, чтобы сестра еще раз пережила тот ужас. Что мне делать?

Сейчас очень много семей имеющих только одного ребенка. Так проще обеспечить свое чадо всем необходимым, отсутствует детская ревность. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить.

В семье, где имеется несколько детей, ситуация бывает обычно более сложной, чем в семьях с одним ребенком. Однако эта сложность взаимоотношений в больших семьях имеет очень важное значение для социального созревания детей, а при определенных обстоятельствах способствует росту чувства удовлетворенности у родителей, благоприятно влияет на развитие их личности.

Братья и сестры

Маленьким детям трудно понять, что родители любят всех своих детей одинаково. Если братья или сестры живут в одном доме, в одной семье, это вовсе не значит, что их отношения будут дружескими и нежными. Чем меньше ребенок, тем сильнее он требует, чтобы внимание родителей было посвящено исключительно ему. Поэтому появление «новых» детей в семье он воспринимает как угрозу своему благополучию. Родителям трудно убедить малыша, что их забота и любовь распространяются на всех детей в семье.Но дети с помощью родителей учатся любить своих младших братьев и сестер так, как папа и мама, и начинают заботиться о них. Нередко младшие дети воспринимают старших как еще одних родителей.

Братья и сестры часто становятся близкими друзьями, вместе играют, проказничают и объединяются против родителей: «Мы не любим есть овсянку», «Мы не хотим так рано ложиться спать». Обычно это происходит в крепких и дружных семьях.

Однако чаще всего первыми друзьями детей становятся их ровесники, а не братья и сестры. Этому есть несколько причин. Если дети в семье приблизительно одного возраста, то зачастую их дружбе мешает взаимная ревность к родителям. Если же разница в возрасте достаточно велика, то у детей разные интересы, разный уровень развития, и обычно они не находят взаимопонимания в детстве. Вот почему нередко только в более старшем возрасте мы вдруг обнаруживаем в человеке, с которым прожили долгое время под одной крышей, близкого и понимающего друга.

Взаимоотношения детей зависят от родителей

Взаимоотношения детей в семье зависят от того, какие отношения между родителями и каждым ребенком. Самое важное — насколько хорошо родители могут помочь своим детям справляться с положительными и отрицательным эмоциями. Если малыш обижен недостатком внимания с вашей стороны, непониманием, то эти чувства будут перенесены и на братьев и сестер. Вот почему появление в семье нового ребенка часто не нравится старшим детям. Родителям иногда очень трудно поверить, что они стали причиной проблем у своего ребенка, а детям гораздо легче перенести свои неприятные ощущения на братьев и сестер: ведь они намного менее важны для ребенка, чем папа и мама, без которых тот просто не может существовать.

Если ваши дети не ладят друг с другом, не ищите объяснений в индивидуальных особенностях их характеров. В первую очередь проанализируйте свои отношения с каждым из детей и со всеми вместе. Тем более если ваши дети маленькие. Чем раньше вы попытаетесь исправить эти ошибки, тем больше вероятность того, что ваши дети станут друзьями, а в семье наступит мир и спокойствие.

Детям необходимо общение с бабушками и дедушками

Не секрет, что бабушки и дедушки в большинстве случаев менее требовательны к внукам, часто становятся на их сторону в конфликтах с родителями и иногда бывают для них настоящими друзьями. Во многих семьях бабушки и дедушки принимают самое непосредственное участие в воспитании внуков и именно они являются для них «вторыми» родителями. Это общение помогает в развитии ребенка и уменьшает его зависимость от родителей.

К сожалению, часто случается так, что бабушки и дедушки расходятся во взглядах на воспитание ребенка с его родителями и от этого в семье возникают серьезные проблемы, которые в первую очередь неблагоприятно сказываются на детях.

Близкая связь детей с бабушками и дедушками помогает им понять, что такое семья, осознать, что их родители когда-то были детьми, а они сами когда-нибудь станут родителями. Поэтому дети так любят слушать историй о том, как папа и мама были маленькими. Такие переживания особенно важны для детей дошкольного возраста, когда они ищут свое место в семье.

Если по каким-то причинам дети лишены общения с бабушками и дедушками, то этот недостаток часто восполняется за счет других людей пожилого возраста. Во многих семьях есть такие «приемные» бабушки и дедушки, которые сохраняют связь между поколениями.

Связи братьев и сестер друг с другом обычно очень крепкие, но противоречивые: в них смешиваются сообщничество и соперничество, любовь и ненависть. Противоречивые эти чувства могут как сосуществовать, так и чередоваться, меняясь каждую минуту.

Соперничество может быть временным, быстро проходящим, обнаруживается оно главным образом при появлении в семье младшего ребенка: тот, кто стал старшим, боится, что мама будет теперь заботиться только о новорожденном, а его разлюбит. В основе ревности братьев и/или сестер друг к другу лежит соперничество между детьми за право на исключительную любовь родителей, прежде всего - матери.

Надо сказать, что отношения братьев и сестер между собой - это отнюдь не только соперничество, здесь хватает и других сложностей. Именно в общении с семьей маленький ребенок впервые получает возможность отождествить себя со значимыми для него людьми: младшие хотят быть похожими на старших и делать то же, что делают старшие.

Есть и другая сторона, может быть, не такая явная: старший ребенок ничуть не реже позволяет себе, играя, увидеть в младшем братишке или в младшей сестренке младенца, каким был сам, и воспроизвести его поведение. Таким образом, он получает удовольствие, какого не дадут ему познать ни его нынешний статус, ни его возраст. А младший проецирует на себя образ старшего, желая стать другом его друзьям.

Когда старший ребенок в семье отождествляет себя с младшим, а младший со старшим, это помогает им обоим расти, примиряя между собой стремление скорее стать взрослым и нужду в том, чтобы не взрослеть слишком быстро.

В отношениях с братьями и сестрами ребенку приходится отказаться от жажды всемогущества, потому что ему надо знать свое истинное место. Подобное «крушение иллюзий» благотворно и даже спасительно, ведь именно благодаря ему ребенок вырывается из плена любви симбиотической, примитивной, той, при которой стороны слишком сильно психологически взаимосвязаны, взаимозависимы и каждая теряет в своей индивидуальности. Вырывается, чтобы открыться любви равных, содействующей личностному росту.


Если ребенок ревнует к малышу, который только еще должен родиться

Совсем еще недавно ваш ребенок был уверен в том, что мама существует для него одного, является в какой-то степени его собственностью. Подрастая, он начинает понимать, что нет, это не так: его мама - отдельный человек со своими желаниями, и она может любить других людей тоже. Она, например, любит папу, и ребенок должен разделять с ней эту любовь.

Когда в семье должен появиться новорожденный, ребенок, которому предстоит стать старшим, вновь испытывает тревогу и страх, что мама больше не будет его любить (такое состояние в науке называется фрустрацией ), и порой это становится для малыша совершенно невыносимо. Именно в таких случаях он и демонстрирует ужасающую ревность. Реакция на событие зависит от возраста ребенка, а кроме того - от разницы в возрасте между ним и новорожденным.

Чувство ревности проявляется сильнее всего, когда ребенку около четырех лет, особенно если он долгое время был единственным. Реакции бывают менее острыми, если разница в возрасте между детьми меньше двух лет.

  1. Старший имеет право думать: «Лучше бы он (или она) не родилась вообще.
  2. Однако ему запрещено делать маленькому больно или бить его.
  3. Разрешайте настолько, насколько это возможно, старшему ребенку трогать младенца, который не должен казаться ему ни драгоценным, ни особо хрупким объектом. За неловкими, но ласковыми прикосновениями старшего скрывается ревность, смешанная с любопытством.
  4. Лучше не заставлять старшего ребенка говорить, что он рад тому, что у него теперь есть младший братишка или младшая сестренка и что он любит этого братишку или эту сестренку.
  5. А если вы на этом настаиваете, то скорее всего - ради собственного успокоения : лишь бы не чувствовать себя виноватым в том, что навязали своему малышу брата или сестру.

Если дети все время ссорятся

Даже если самый младший ребенок в семье поначалу не вызовет жгучей ревности, все может осложниться, когда он начнет ходить и захочет трогать вещи, принадлежащие старшим детям. В этом случае соревнование между детьми становится куда серьезнее.

Отношения с братьями и сестрами - первое пространство для социализации ребенка. Чувство соперничества естественно, и часто оно предшествует возникновению чувства истинной любви.

— Вы научили старшего тому, что нельзя поднимать руку на младшего брата или младшую сестру со дня его или ее рождения. Однако нельзя, чтобы запрет на рукоприкладство постоянно заставлял ребенка капитулировать, к тому же, в этом случае роли могут поменяться, и младший почувствует, что ему дозволено проявлять агрессию по отношению к старшему, тогда как тому защищаться категорически запрещено.



Порой дети сами подавляют свою агрессивность и склонны не защищаться, когда младший брат или младшая сестра на них нападают. А поскольку дома слишком многое запрещено, некоторые дети находят выход этой подавленной агрессивности в детском саду.

— Надо, чтобы каждый умел защищать свою территорию и свои права, что может оправдывать некоторую степень агрессивности . Надо также, чтобы конфликты себя обнаруживали: истинная миссия родителей не в требовании «Сию же минуту перестаньте ссориться», - а в том, чтобы найти пути разрешения каждого выявленного конфликта.

Необходимость сдерживать агрессию отнюдь не означает, что во имя родительской мечты об идеальных отношениях в семье надо подавлять всякое, даже минимальное, проявление соперничества между детьми.
Часто такой идеал - отражение либо пережитого самими родителями в детстве, либо того, что они в детстве мечтали пережить.

Не стоит постоянно поощрять только младшего , родителям следует соблюдать дистанцию ради того, чтобы условия, в которых находится младший, не стали более благоприятными, чем условия, в которых находится старший.

— Если вы хотите, чтобы дети поверили, будто вы способны разрешить любой конфликт, или если хотите быть объективны во что бы то ни стало, это только во вред и старшим, и младшим : в конце концов они поверят, что вы способны загладить всякую, какая только может встретиться в жизни, несправедливость, единственной жертвой которой считает себя каждый.

— Иногда лучше, оценив ситуацию со стороны, сделать вид, будто не замечаете происходящего.

— Даже если в глубине души вы предпочли бы, чтобы дети проявляли друг к другу только нежную привязанность и ничего кроме, необходимо дать им возможность самостоятельного выбора: любить или ненавидеть .

А еще позвольте им, насколько это возможно, самим разбираться со своими конфликтами. Это лучшее, что вы можете сделать для своих детей. С одной стороны, вы чаще будете чувствовать, что не сумели проявить абсолютную непредвзятость во время вмешательства, а с другой - умение искать компромисс, умение договариваться, находить способы выйти из конфликта являются для ребенка источником гордости собой и веры в себя . И дополнительное преимущество: таким образом ребенок приобретает навыки, которые помогут ему в будущем лучше понимать отношения с другими людьми.

— В результате того, что происходящее между детьми будет оставаться вне вашего поля зрения, у них, возможно, появятся области для сотрудничества, сообщничества .

Но если дети начинают драться, вмешивайтесь немедленно . Можно плохо, даже враждебно относиться друг к другу, но как физическое насилие, так и , когда один человек «избивает» другого словами, недопустимы.

Если вы вмешались в конфликт между детьми, главное - подсказать им, как приспособиться друг к другу, подняться над ссорой .

Двухлетнему покажите, как можно делиться с другим.

В три года ребенок способен понять, что такое «по очереди».

Начиная с четырех-пяти лет можно уже учить ребенка поиску компромисса с помощью слов. Переговоры - основной путь улаживания конфликтов, именно потому так важно давать детям возможность выпутываться из их ссор самим.

— Будьте особенно внимательны к ребенку, который в конфликтах систематически проигрывает. Возможно, дело тут в недостаточном языковом развитии, возможно, ему не хватает веры в себя, в то время как то и другое - два главных козыря при любых переговорах.
— Нужно помогать ребенку, избегая при этом постоянного вмешательства, направленного на его защиту.

Он говорит, что его брата или сестру я люблю больше. Вы считаете, что это неверно и несправедливо, но если вы активно встанете на защиту одного из детей, стремясь доказать, будто для вас нет никакой разницы между ними, вы рискуете усугубить ситуацию, обострить ревность в семье.

Зачем родители стараются делать для одного ровно столько же, сколько для другого? Дети - тонкие психологи, и они быстро заметят, что мама и папа поступают так исключительно затем, чтобы искупить в собственных глазах скрытую вину.

Полностью исключить предпочтения на самом деле очень трудно . Естественно, и речи не может быть о том, чтобы говорить о своих предпочтениях или даже ненароком признаваться в них, тем не менее они существуют. И совершенно не обязательно, чтобы вашим «любимчиком» был самый младший, как это обыкновенно кажется старшим. Вполне может быть, что вы сохранили особую привязанность именно к старшему, потому что он сделал вас отцом или матерью, - а может быть, ко второму или третьему ребенку, даже и не зная почему.

Предпочтение - чувство интимное и чаше всего бессознательное или подсознательное , оно связано с родительскими ожиданиями от каждого ребенка.

— Как правило, кто-то из родителей узнает в характере одного или другого ребенка свои собственные черты. Вот только необязательно это становится основой для предпочтения: иногда между очень похожими родителями и детьми конфликтов случается больше.

— Личные отношения с каждым ребенком возникают в связи с особенностями его появления на свет и историей его жизни.

Ребенок-инвалид, ребенок, который нуждается в постоянном медицинском уходе или живет отдельно от вас, может вызывать особенно сильную привязанность. Даже если он у вас не самый любимый, о нем вы заботитесь больше, чем обо всех других, и другие дети, «беспроблемные», могут жаловаться на это тревожащее их предпочтение. Подобная реакция способна вам помочь, вынудив к осознанию того, что пришло время что-то сделать с двойственностью таких связей.

Подбадривайте детей, когда они играют вместе, облегчайте им возможность таких игр.

Найдите время посидеть и посмотреть, как ваши дети играют , но старайтесь поменьше вмешиваться. Вы увидите, что младшие уподобляются старшим.

Важно, чтобы игры между «двумя поколениями» детей были разнообразны и чтобы старший не всегда верховодил, не всегда принимал решения единолично.

Старший может заинтересоваться играми малыша и принести ему, например, свои старые игрушки. Оба получат от этого громадное удовольствие.

Играя с младшим братом или сестрой, старший ребенок позволяет себе возвращаться назад, к более ранней стадии развития, и не стыдится этого .

В семье, где несколько детей, возможны игры между мальчиками и девочками

Четырехлетние дети предпочитают играть с ребятишками своего пола, особенно в коллективе. Игры братьев с сестрами могут стать первым шагом на пути к играм с детьми противоположного пола.

Возможности, рождающиеся в совместных играх мальчиков и девочек, особенно важны в том возрасте, когда происходит половая идентификация .

В четыре-пять лет мужские и женские роли очень часто не разграничены, и, когда дети играют вместе, попеременное исполнение той или иной роли делает более гибкой их модель половой принадлежности. Конечно, это возраст, когда мальчики и девочки отнюдь не склонны приветствовать совместные игры, но маска, которую надевает ребенок перед своими друзьями или подружками, вовсе не обязательно отражает то, что происходит дома.

В шесть-семь лет дети начинают больше интересоваться настольными играми и головоломками.

Выступая в роли судьи, нужно в основном объяснять правила - каждому по очереди, а не рассыпаться в поздравлениях выигравшему.

— Соперничество здесь больше похоже на соревнование, и это должно убедить вас в необходимости бдительно следить за счетом.

— Если результаты у детей не слишком удовлетворительны, воздержитесь от сравнений!

Каждый ребенок имеет право на собственное пространство и время для игры, если он хочет играть один

— Конфликты с братьями и сестрами часто становятся выражением притязаний на то, что ребенок сам по себе - уже личность.

— Важно предусмотреть для каждого ребенка не только день и час, когда его ведут, например, к зубному врачу, но и время, когда он что-то делает «для себя» - играет, гуляет…

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить те или иные потребности.

Бессознательное в психологии - вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию; подсознательное - то, о чем человек сейчас не думает, но что в принципе ему известно, связано по ассоциации с предметом его мысли и способно в качестве подтекста повлиять на ее течение.

Очень интересные выводы можно сделать, наблюдая за детьми, родившимися в одной семье .

В определенные моменты они отличаются чрезмерной нежностью и заботой друг о друге, излучают самые теплые и доверительные чувства, а порой готовы «биться насмерть».

Некоторые ситуации способны невероятно сплотить детей, а другие наоборот – обернутся отчужденностью. Они способны растворяться в любви и строить ненавистные планы относительно друг друга.
Разница в возрасте вселяет уверенность в том, что на сестру или брата, всегда и во всем, можно положиться. Несмотря на это, подобное явление крайне редко.

Разлад семейных отношений сестрами воспринимается как временный, с преобладанием надежды на скорое возобновление былых отношений.

Несмотря на это, разногласия, провоцирующие конфликтные ситуации, чаще встречаются между сестрами, нежели между братьями. Это явление легко объяснить, принимая во внимание наибольшую эмоциональность женщин.

Конфликты между детьми в семье явление довольно распространенное. Обида, причиненная родным человеком, переносится ребенком очень остро и болезненно. Детские обиды проецируются на дальнейшие отношения детей, а порой и на всю оставшуюся жизнь.

Взаимоотношения между братьями и сестрами. Почему происходят конфликты?
Психологи утверждают, что все проблемы мы выносим из детства. Так и «соревновательная борьба» между детьми родом из детства.

Все началось с того момента, когда дети начали состязаться за звание первого в родительских глазах. Это происходит даже в семьях, где родители руководствуются индивидуальным подходом к каждому ребенку и стараются уделять им одинаковое количество любви и внимания. Тем не менее, братья и сестры воспринимаются в качестве неутомимых конкурентов, постоянно старающихся отвоевать родительскую любовь и признание.

Обида и соперничество – это не все причины мешающие установлению дружеских отношений. Несмотря на наличие одинакового набора генов полученных от общих родителей, стоит принять во внимание, что они совершенно разные личности и одни и те же моменты, происходящие с ними, воспринимают по-своему.

Хотя, как правило, у них имеются существенные отличия в чертах личности, они всегда будут неразрывно связаны друг с другом незримой нитью. Вероятно, причина такого притяжения кроется глубоко в подсознании.

Взаимоотношения между братьями и сестрами. Как примирить родных людей?
Социально-психологические исследования выявили существование методов урегулирования отношений между давно повзрослевшими детьми. Одним из них является стирание возрастных границ. Суть его заключается в том, что с достижением определенного возраста люди начинают иначе относиться к семейным ценностям. Приоритетным становится укрепление семейных отношений.

Горе, произошедшее в семье, способно оказать большое влияние на отношения близких людей. Частые контакты способствуют формированию привязанности между ними. Известны случаи, когда произошедшее в семье печальное событие помогало примирению детей, укреплению отношений, налаживанию более теплых эмоциональных контактов. Общие переживания помогают сглаживать давние ссоры и разногласия. Не исключены и вспышки былых обид и недосказанности.

Если же время оказалось неподвластным над давними травмами существуют два альтернативных варианта разрешения этой проблемы. Одним из них является прощание со старыми воспоминаниями, и работа над созданием новых, более добродушных отношений в настоящий момент.

Или же откровенная беседа, во время которой необходимо расставить все точки в отношениях и разрешить все недосказанности.

Порой наладить взаимоотношения между братом и сестрой очень непросто, но необходимо. Всегда нужно помнить, что когда родителей не станет на земле не останется более родных вам людей, чем брат или сестра.
Пусть ваши дети живут в мире и не расстраивают вас своими размолвками!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди