15.05.2019

Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение. Выше закона может быть только милость


Правила жизни:Е.Леонов - "Выше законов может быть любовь!Выше права - милость!Выше справедливости - прощение..."

Мы знаем Евгения Леонова как хорошего комика, но в жизни он был скорее трагик. С детства Евгений был очень застенчив, по жизни печален. Актер нуждался в обычном душевном тепле и понимании.

П ричем сам Евгений излучал добро и любовь, с успехом выплескивая нерастраченные чувства в кино. Когда становилось совсем грустно, Евгений писал "Письма сыну". Эту книгу можно назвать кладезем житейской мудрости.

Сегодня великого Евгения Леонова нет с нами. Но мы хотим вспомнить его непревзойденные высказывания, которые могут помочь нашим читателям принять важное решение, измениться, стать лучше и просто обрести жизненный ориентир.

  • Счастье — это когда утром хочется на работу, а вечером — домой. (фильм «33» )
  • Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определенного человеческого уровня... Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям. («Я Леоновым не стал, я Леоновым родился». Известия )


  • Через всю мою жизнь, как и через жизнь каждого человека, прошло столько лиц, людей. С кем-то сталкивался ближе, а с кем-то просто ехал в машине со съёмок. Но ведь каждый человек, если заглянуть ему в глаза, это целый мир. Будь восприимчив к этим мирам. Здесь начало искусства. («Письма сыну» )
  • Рабочий день у меня ненормированный. Порядка нету. От этого характер нервный, тяжелый для окружающих. Всё молчу. Молчу, когда надо говорить. Когда не надо, несу чушь. (фильм «Длинное, длинное дело» )


  • Мне лично почему-то кажется, что сама по себе политика — дело чистое. А вот насчёт людей, которые ее делают, — тут надо разговаривать. (из последнего интервью, 1993 г. )
  • Вообще-то, я думаю, совсем неспособных к добру людей нет. Бывает, что человек ожесточился и ему кажется, что в его душе нет места для доброты, но это ошибка, это временно: не совершая добрых дел, человек чувствует себя неуютно в этом мире. Из Письма сыну» )


  • Страх — это еще не слабость. Вот если страх заставляет тебя отступить, если ты бережешь свои силы и в результате уменьшаешься сам — это слабость. («Письма сыну» )
  • А чтобы знать жизнь — надо жить. Не беречь себя от конфликтов своих и чужих, не бояться опасности, риска, не искать пути полегче, не бежать от ответственности, не думать, что твоя хата с краю и что ветры времени тебя не коснутся. («Письма сыну» )


  • Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита. («Письма сыну» )
  • «Тишина — это какое-то особое состояние мира и человеческой души. Мне кажется, мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана в тишине только. Вне тишины нельзя понять красоту». («Письма сыну» )

Н.А. Параховник старший помощник межрайпрокурора считает, что работники прокуратуры являются наиболее чистыми, порядочными и законопослушными представителями нашего общества. Эти слова и настоящее интервью следует воспринимать в качестве её поздравления коллегам к их профессиональному празднику.

Наталья Архиповна, что послужило для вас поводом стать прокурором?
-Потребность в справедливом устроении мира… Поступая в университет на юридический факультет, я плохо представляла свою будущую профессию, но твёрдо в тот момент была убеждена в одном, что здесь научат тому, как отстаивать правду. Вообще-то я считаю, что существует ряд профессий, которые изначально предъявляют к людям, избравшим их, определённые требования – это врачи, учителя, юристы. Они должны обладать такими качествами, которые бы позволяли им всю жизнь служить людям, так как добровольно возложили на себя обязанность защищать их жизненно-важные интересы. А для этого нужно призвание от Бога.
-Вы назвали три специальности, люди которых должны заботиться в настоящем о будущем, но сами они обделены заботой государства. Почему?
-Наше общество в настоящий момент больнО. Чтобы оно излечилось, нужна революция.
-Наподобие 1917 года?
-Нет, конечно. Мы больны духом. В обществе идёт активный процесс разложения на бедных и богатых. Параллельно этому началось разделение ещё более страшное - по морали. Как никогда, мы поставлены перед выбором – нравственность или меркантильность?
-Здесь явно нужен лидер, который должен помочь решить эту дилемму?
-В одной умной книге написано, что никто ничего не может принять на себя, если ему не будет дано это свыше. Наше время – время выбора и в этом смысле мы абсолютно свободны. И нельзя забывать, что рядом с тобой живут такие же люди.
-Бальзак сказал как-то, что «взаимное наблюдение граждан друг за другом делает преступление невозможным». Как я понимаю, он имел ввиду не шпионаж и доносительство, говоря это.
-Мудрый человек сказал мудрые слова и тут добавить нечего. Только знаю, что за все наши преступления (ошибки) отвечать всё равно придется. Можно избежать суда человеческого, Высшего – никогда. Возможно, кому-то сказанное покажется смешным, но я в него верю. У меня было однажды одно дело об изнасиловании. Пострадавшая чуть ли не на коленях умоляла меня не наказывать преступников. Она уверяла, что от божьей кары за свой грех они всё равно не уйдут. В течение пяти часов я её убеждала, что они должны понести ответ за содеянное по закону, но в душе была с ней согласна. Моё убеждение подтверждает масса примеров, которые знаю.
-Наталья Архиповна, я ни разу не слышала ни стихов, ни песен (кроме, так называемых, блатных), посвященных прокурорам. А как вы определяете свою профессию?
-Наша работа – самая формальная, так как сопряжена следованию букве Закона, но относиться к ней нужно творчески.
-Вы верите слезам тех. Кто, нарушив закон, оказывается в вашем кабинете?
-Плачут, обычно, те, чьи права нарушены, а нарушители предпринимают максимум усилий к тому, чтобы выйти сухим из воды. Им не до слёз.
-В ваши обязанности входит осуществление надзора за исполнением законов должностными лицами. Преступив его, они не пытаются дать вам мзду, чтобы повернуть дело в нужную им сторону?
-Чтобы это случилось, нужно себя вести так, чтобы правонарушитель понял, ЧТО от него ждут. Мне лично взяток никто не давал. Хотя за последние два года я неоднократно наблюдала готовность предложить их мне. Подобные ситуации и люди, их создающие, вызывают чувство горести – ведь это свидетельство утраты веры в законность и справедливость.
-Вы и работа одно целое?
-Моя работа – это моя жизнь. Тяжело говорить о том, что в последнее время она не приносит удовлетворения. Добиваться позитивных результатов становится все труднее и труднее, иногда и вообще невозможно. Нынешняя правовая ситуация в обществе, образно говоря, напоминает улицу без правил движения, а если они и есть, то что-то вроде головоломки. И это положение – результат сделанного когда-то выбора большинства. Люди обращаются в прокуратуру, просят помочь, а я не могу им объяснить, что, приняв когда-то решение, они опрокинули себя в бездну беззакония… В меня «летят камни», что я умышленно бездействую, что я подкуплена… В такие минуты приходит мысль об уходе в отставку…
-Были случаи, когда через годы вам говорили волшебное слово – «спасибо» за вашу работу?
-Конечно. Совсем недавно я встретила незнакомую женщину, и она мне его сказала. Оказалось, что десять лет назад, благодаря моему вмешательству, очень важный для неё вопрос был справедливо решен, при этом, смешно сказать, по телефону. А вообще я считаю, что на нашей работе к словам благодарности, как и к оскорблениям, следует относиться философски. Всякая медаль имеет две стороны: один всегда будет благодарить – другой проклинать…
ОТ АВТОРА. По окончании учебного заведения в 1978 году молоденькая Наташа Параховник была направлена следователем в Кличевский район Могилёвской области. В первый год на ее рабочий стол легли десять уголовных дел об убийствах, совершенных с особой жестокостью. Все они были расследованы молодым специалистом, и ее работа была надлежаще. Через три года она была переведена в Белыничский район на должность помощника прокурора. Здесь в трудовой книжке среди множественных поощрений была записана благодарность Генерального прокурора СССР за отличную работу. Этим могут похвастаться немногие.
Очевидно, есть какой-то знак в том, что здание прокуратуры Минского района находится в окружении трёх божественных учреждений – собора, церкви и костёла. И там, и там живут по закону.
Когда наша встреча подходила к концу, в окно «влетел» перезвон колоколов, и слова, сказанные моей собеседницей из Библии: «Выше Закона может быть только милость», мне показались автобиографическими.

Рецензии

У меня есть басня по мотивам дохристианских богов, и звучит она так.

Прокруст* коварный приглашал
Усталых путников с дороги
И вероломно отрубал
Несчастным бедолагам ноги.

Но сколь веревочке не виться,
Как не "быкуй" и не борзей,
На всех наследников Дамаста
Найдется собственный Тезей**.

Афин могущественных сын,
Достойный пращура Пелопа***,
Отсек злодею верх и низ,
На ложе лишь осталась.опа.

Она бесформенно лежала
Гниющей кучкою тряпья,
Под улюлюканье народа,
На радость стаям воронья.

Какая басни сей мораль?
В чем скрытый смысл нравоучений?
Коль пакость делаешь другим,
Найдешь на.опу приключений.
(или
Кто пакость делает другим
Найдет на.опу приключений)

P.S.
*Прокруст (он-же Дамаст) -древнегреческий разбойник. Он обманом заманивал в свой дом путников, потом укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, вытягивал ноги, а кому было велико, обрубал ноги - по длине этого ложа.
Выражение «прокрустово ложе» стало крылатым и означает желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
**Тезей (Тесей)- древнегреческий герой, который в лабиринте убил Минотавра (Нить Ариадны)
***Пелоп- в древнегреческой мифологии сын Тантала и Эврианассы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Прародитель Тезея (Тесея) со стороны матери.

Апрель 2015 г.

Это я к тому, что, как гласит народная мудрость: "на бога надейся, да сам не плошай". Милость тоже бывает разная. И за деньги, и за услуги, и "по звонку", и по знакомству и, что уж совсем редко, по совести.
Может я и не прав.
Уважаемая Синильга, у Вас замечательно-добрые произведения. Спасибо Вам за это.
С признательностью.

Евгений Водолазкин - о святых, не святых и о том, почему Дмитрий Лихачев не любил Максима Горького

Текст: Павел Басинский/РГ
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Лауреаты премии «Большая книга» 2013 и 2010 годов Евгений Водолазкин и Павел Басинский начали 2018 год с размышлений о чудесной природе вечных бестселлеров, феномене святости, странных финалах романов и «Авиатор» и грядущем конце «царствия Донцовой». Мнения писателей разошлись, однако эпоха больших перемен в культуре анонсирована.

Как провел новогодние каникулы?

Евгений Водолазкин: Праздники с женой провели на даче, которую недавно сняли в Белоострове под Петербургом. Это такое странное место: до финской войны здесь проходила граница СССР с Финляндией. Пограничье, даже если оно бывшее, обладает особой энергетикой. Сейчас здесь безлюдно, из соседей коты да лисы. Чувствуешь себя пограничником, стерегущим границу между собой и миром. В такой обстановке хорошо пишется.

Все равно не могу понять огромный успех твоего «Лавра», о котором уже столько наговорено, столько сделано его переводов на разные языки мира, но главное, до сих пор эта книга в высоком рейтинге продаж. Что это? Достаточно сложный филологический текст специалиста по . Очень специфический герой. И вдруг все читают! У меня такое сложное объяснение. Во-первых, публика заждалась романа с реальным героем, а не с эманацией образа самого автора в образе якобы героя. Во-вторых, появился текст такого типа, которого в принципе не было прежде. И в-третьих, людям интересно, что же там было «до литературы», ведь «Лавр» — это как бы литература, написанная до создания светской литературы. Ну и что-то еще, какие-то другие причины, которые, может быть, ты объяснишь.

Евгений Водолазкин: Вообще говоря, я сомнительная кандидатура для ответа на этот вопрос.

Написав «Лавра», я был уверен, что читать его не будут. Сейчас я напоминаю себе метеоролога, объясняющего, как именно образовался тот циклон, который он проморгал.

К сказанному тобой я бы добавил, пожалуй, две вещи. Первая связана с изменениями (метеорология меня не отпускает) в глобальном культурном климате. Это большая тема, о которой я писал, так что этот пункт я лишь обозначу. Что касается относительного долголетия «Лавра», то это, подозреваю, связано с особенностью средневековых текстов: они не устаревали. А «Лавр» текст отчасти средневековый. Но не полностью, что снижает действенность этого эликсира вечной литературной молодости. Так что у «Лавра» есть все шансы устареть.

А тебе не кажется, что в успехе «Лавра» есть что-то общее с феноменом «Несвятых святых» Тихона Шевкунова? Людей всегда волнует то, что их пугает (а жития святых с их странными подвигами всегда пугают современного человека). И вот ты как бы показал: да нет, такие же они были грешные, несчастные в жизни, в любви. Как и мы, словом. Или тебя обижает такое сравнение?

Евгений Водолазкин: Людей волнует то, чего они не знают. А то, чего не знают (здесь ты прав), чаще всего пугает. При всех жанровых различиях «Лавра» и «Несвятых святых» (фикшн и нон-фикшн) обе книги современным языком излагают то, что по тем или иным причинам не принадлежит к повседневным темам. Интерес к «неповседневному» касается не только религиозных вопросов. Круг непознанного и вызывающего интерес гораздо шире. Разумеется, у этого круга есть свои пределы. Предполагаю, что тема полупроводников по-своему захватывающа и широкой общественности мало известна. Но начни кто-то писать об этом, вряд ли он достиг бы большого успеха, это понятно. Другое дело вопросы религии и, в частности, церковные вопросы. Они касаются всех хотя бы потому, что наша культура возникла с и первые семь веков развивалась в церковной оболочке. Если же брать шире, религию как таковую, то это тем более касается каждого, поскольку каждый думает о смерти и так или иначе этот вопрос для себя решает. Потому что без решения этого вопроса невозможно ответить на вопрос о смысле жизни. Смерть одна из наименее познанных сфер человеческого бытия, ее непознанность, да, многим внушает ужас.

И только религия говорит в повседневности о смерти. Она показывает, что смерть — это часть жизни, и тем самым снимает ужас перед неизвестностью. Что касается святых, то они «такие же, как мы» — только лучше. Святой не тот, кто не грешит, а тот, кто способен искупить свой грех.

Если продолжить тему страха, то святые действительно порой пугают, как пугает всякое отступление от нормы. Но благодаря таким людям наши нормы продолжают оставаться на приемлемом уровне.

Объясни конец романа. Почему мы «сами себя не понимаем»?

Евгений Водолазкин: Понять самого себя труднее всего. Не потому, что ты такой загадочный. Просто, оценивая себя, человек не видит или не хочет видеть некоторых своих качеств. Переводя проблему в нравственную плоскость, можно сказать, что понимание — это среди прочего признание собственных ошибок. Мы очень неохотно анализируем наше прошлое и опять-таки говорим, что не понимаем сами себя. Некоторые этой фразой гордятся. Им кажется, что она свидетельствует об особой глубине и сложности. А она говорит лишь о нежелании отнестись к себе с полной серьезностью. Да, один из моих героев произносит эту фразу, но у меня она не вызывает сочувствия.

В какой степени интеллектуальная проза сегодня наступает на пятки «массовой»? Нам стоит ждать, что широкий читатель будет читать «Лавра», «Авиатора», или, допустим, «Благоволительниц» Джонатана Литтелла? Или возникнет что-то синтетическое вроде ?

Евгений Водолазкин: Убежден, что в обозримом будущем литература будет двигаться к большей глубине. Иногда ошибочно полагают, что это слово касается только пишущего.

На самом деле читатель и писатель — это в значительной степени соавторы, поскольку место реализации текста — голова читателя.

В девяностые годы было создано несколько по-настоящему глубоких текстов. Например, роман «Репетиции». Появись этот роман в 2010-е годы, он бы стал бестселлером (и, я надеюсь, станет). Счастливая судьба «Лавра» — результат изменений в читательском сознании. Будь он издан десятью годами ранее, его бы никто не заметил. Настало время значительных изменений в культуре. В одной из статей я определил его как «эпоху сосредоточения».

Лавр жил давно. И то, что ты, специалист по древности, написал этот роман, понятно. Но мне понравилось, что ты не стал эксплуатировать свой успех, как я, увы, после «Бегства из рая» с лету написал еще три книги о , так что Старик от меня, мне кажется, уже устал и вертится в гробу, как пропеллер. И мне стоило большого труда переключиться на фигуру малоизвестную — . А вот ты легко переключился на современную, хотя тоже связанную с историей тему, и написал своего «Авиатора».

Евгений Водолазкин: Я думаю, нет универсальных законов в отношении развития успеха. Толстой — он, по слову Екклесиаста, как море: все реки в него текут, но оно не переполняется. Другое дело «Лавр». Это история вымышленного персонажа, написанная во многом по законам средневековой поэтики. Эти декорации были придуманы для одного совершенно определенного спектакля. Существуют, конечно, примеры, подобные Гарри Поттеру, но здесь вступают в силу законы сериала. А «Лавр» вещь не сериальная. Играют роль, может быть, и мои личные особенности: я не люблю петь одним и тем же голосом.

Роман мне понравился, но, признаюсь честно, две трети книги я буквально ненавидел твоего героя. Ну, «отморозили»… Миллионы людей, жертв ХХ века, лежат в земле, и никто их никогда не отморозит. И вот он является на божий свет молодой, и, по сути, жизнь всех остальных персонажей, девушки, ученого, который с ним работает, и других начинает вращаться исключительно вокруг него. Почему, собственно? Что в нем такого? Мне в этом почудился какой-то ужасный эгоизм. И что такого в этом герое? У меня дед погиб в 1942 году в Крыму, и даже тела его не нашли. Да, он не жертва, но мне он ближе, я им гордиться могу. И только в конце романа я проникся судьбой героя, когда узнал… что он сам убийца. Это удивительный русский феномен! Никто ведь у нас не жалеет старух, которых убивают Раскольниковы. Мы жалеем Раскольникова, хотя он, между прочим, не раскаялся в преступлении, ему это еще только предстоит. Тем не менее преступление твоего героя примирило меня с ним. Значит, не просто жертва, а сам соучастник кровавой истории. Этот «кульбит» вывел роман на какой-то другой уровень. Так было задумано изначально?

Евгений Водолазкин: Да, я не исключал возможности того, что Платонов окажется убийцей. Знал ли он с самого начала? Вспомнил в конце? Я нарочно не обозначил такой момент. Придя в себя, Платонов чувствует какую-то тяжесть. Груз ли это пережитого вообще или осознание собственной вины, мне и самому до конца неясно. Скорее всего Платонов убегает от себя так долго, как это возможно.

Многих читателей, напротив, не устроил такой финал. Получается, что никто не виноват, если все виноваты. Все жертвы и палачи. То есть всепрощение. Это христианская модель, но она не работает в реальной истории, тебе не кажется?

Евгений Водолазкин: Есть у меня подозрение, что Платонов хочет спрятаться за коллективной ответственностью. Это вроде бы круто быть ответственным за всё, но на деле такая ответственность является формой индульгенции. Не надо отвечать за всё — попробуй ответить хотя бы за свое. И выяснится, что почти у всякого есть свой скелет в шкафу. Это не значит, что виноваты все. Это значит, что виноват каждый. Чисто персональная история. Роман не о том, что все сидели за дело (я категорически против такой мысли), а о том, что только личное покаяние способно что-то исправить. А христианская модель, о которой ты говоришь (в романе это выражено формулой «милость выше справедливости»), она включается после покаяния. Иначе, на мой взгляд, в ней немного смысла. Как-то один известный человек сказал мне, что самое страшное место романа не лагерь, а эпизод, когда Платонов приходит к бывшему палачу. Тот не просит прощения, но и не проклинает Платонова. Он говорит: «Я устал». После всего, что он сделал, только устал? Это свидетельство того, что человек более не холоден и не горяч, а теплохладен, что по «Апокалипсису» хуже всего. Грустно, если это отражает состояние нашего общества, которое «устало» смотреть назад, читать о лагерях и государственном терроре.

Посмотри, как у нас набросились на , когда он заговорил о необходимости покаяния. Определенной части нашего общества оно кажется очернением славного прошлого. А прошлое, оно не только славное. Оно разное — и так ведь у любого народа.

В 2018 году будет отмечаться 150-летие . Это правда, что твой учитель и наш великий, без преувеличения, филолог и гуманист Д. С. Лихачев Горького не любил, мягко говоря? Он ведь был «соловчанин». Вообще твое отношение к Горькому, к его роли в политике, в культуре? Что ты думаешь о возвращении его памятника на Белорусскую площадь? Надо ли отмечать его юбилей широко, или скромно, или совсем не отмечать?

Евгений Водолазкин: Да, Дмитрий Сергеевич Горького не любил и считал его посредственным писателем. Для нелюбви была причина. В 1929 году Горький как представитель мировой общественности совершил поездку на Соловки, чтобы выяснить, являются ли правдой рассказы о творящихся там ужасах. После этого появился подписанный Горьким текст, пафос которого состоял в том, что все в порядке, а заключенных надо бы гнобить еще больше. Лихачев понимал, как непросто было Горькому выполнять эту миссию, как опасно было сказать правду. Но тогда, полагал Лихачев, ему следовало отказаться от поездки под каким-нибудь предлогом. Соловецкая история Горького для узника Соловков Лихачева была его личной историей, поэтому отношение Дмитрия Сергеевича к Буревестнику мне очень понятно. Вместе с тем Горький был человеком противоречивым: известно, что очень многим людям он помог. Видимо, мы и должны воспринимать его во всей его противоречивости.

Знаешь, пару лет назад я неожиданно для себя стал лауреатом русско-итальянской Премии Горького. Получая ее в Сорренто, я имел возможность посетить там виллу Алексея Максимовича. Это трудно описать: пинии, хранящие прохладу в жару, просторные светлые комнаты, терраса с видом на Неаполитанский залив. В ста метрах еще одна такая же вилла для гостей.

Вот из этого итальянского рая он отправился в соловецкий ад. От такого контраста можно было потерять рассудок. Мне кажется, он его и потерял.

Что касается юбилея, памятника и прочих дел, то для меня это большого значения не имеет. Возможно, юбилей — это повод вспомнить, что был такой человек — одаренный, много повидавший, из которого время сделало яйцо всмятку.

И последний вопрос, на который можешь не отвечать из суеверия. Что ты сейчас пишешь, над чем работаешь?

Евгений Водолазкин: Я не суеверен, отвечу. Это будет роман о музыканте, человеке моего поколения. Может быть, поэтому мне кажется, что это главный мой роман.

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют апостолом любви за его любовь к Господу и любовь к людям. Жизнью своей он исполнил заповеди данные Христом: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим. И возлюби ближнего твоего, как самого себя». В этих двух заповедях весь закон и пророки, Ветхий и Новый Заветы, наше настоящее и будущее.

Любовь называют царицей добродетелей. Без неё не могут существовать все другие добродетели. Без любви они просто становятся пороками, страстями.

Вера без любви превращается в фанатизм, в обрядоверие, когда суббота заслоняет человека. Надежда без любви - отчаяние, печаль и уныние. Ум без любви - хитрость, а с любовью - это мудрость. Сердце без любви - камень или глыба льда.

Наш покойный Святейший Патриарх Алексий II сказал замечательные слова, просто потрясающие по своей силе: «Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!»

Любовь выше закона, выше правды и выше справедливости, ибо в основании милости и прощения лежит любовь, на ней и ей эти добродетели держатся. Поэтому справедливость без любви превращается в жестокость, милость в осуждение, а смирение без любви - лицемерие.

Вот что говорит прп. Иустин Попович о любви. ( Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина.)

"Из молитвы рождается любовь", как из веры рождается молитва. Добродетели единосущны между собой, поэтому и рождаются одна от другой. Л юбовь к Богу является признаком, что новая реальность, в которую человека вводят вера и молитва, намного лучше реальности предшествующей. Любовь к Богу и людям - результат молитвы и веры. Собственно, истинное человеколюбие невозможно без веры и молитвы.

В подвиге веры человек меняет мир: из ограниченного входит в безграничный, где жизнь не по закону чувственности, а по закону молитвы и любви. Святой Исаак особенно выделяет свое полученное благодатно-подвижническим опытом убеждение, что любовь Божия приходит от молитвы. "Любовь - плод молитвы" . Любовь может быть вымолена у Бога, но никак не может быть обретена без молитвенного подвига. Насколько человек верой и молитвой обретает познание Бога, настолько"любовь - дитя познания" .

Через веру человек отрекается от закона эгоизма, отрекается от огреховленной души своей; любя душу, он ненавидит грех в душе; молитвой он старается закон атеизма заменить законом теизма, страсти заменить добродетелями, жизнь по человеку заменить жизнью по Богу, и таким образом исцелить и оздоровить душу от грехов. Потому святой Исаак учит: "Любовь Божья заключается в самоотречении души".

Нечистота и недуг души - это неестественные дополнения души; они не являются составляющими ее сущности, "поскольку чистота и здоровье - царство души". Душа, недугующая от страстей, является самой подходящей почвой для взращивания ненависти, а "любовь можно обрести лишь тогда, когда душа исцелится".

Любовь от Бога, "так как Бог есть любовь" (1Ин.4:8); "кто обретет любовь, облечется ею у Бога". Бог не имеет границ, поэтому любовь безгранична и не знает меры. Кто любит через Бога и в Боге, одинаково любит всех без различия, и о таком человеке святой Исаак говорит, что он достиг совершенства. В качестве примера совершенной любви святой Исаак приводит желание святого Агафона: "Хотел бы найти прокаженного и взять тело его, и отдать ему свое".

В царстве любви исчезают антиномичные противоположности разума; подвижник любви предощущает райскую гармонию в себе и в мире Божьем вокруг себя, так как подвигом веры он вышел из своего эгоистического, соллипсистского ада и вошел в рай божественных ценностей и совершенства. Святой Исаак говорит: "Рай - это любовь Божия, в которой есть наслаждение всеми блаженствами". Не иметь любви Божией - это ад, "страдавшие в аду становятся страдающими от бича любви". Когда кто-то обретает совершенную любовь Божию, он обретает совершенство. Поэтому святой Исаак советует: "Надо прежде обрести любовь, которая является первичным созерцанием Святой Троицы".

Освобождаясь от страстей, человек постепенно освобождается от самолюбивого, эгоистического гоминизма и гуманизма, самолюбивой, эгоистической человеческости и человечности, выходит из сферы убийственного антропоцентризма и входит в сферу Троического Божества, где в душу человека нисходит великий, божественный мир, где противоположности и противоречия из категории времени и пространства перестают быть смертоносными и где ощущается победа над грехом и смертью.

Как измерить любовь?
Любовь измеряется жертвой.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Иоан. 15:13)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди