23.06.2020

Восточный огурец бута. Орнамент "огурец". Почему его так называют


Paisley - благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута... каждый называет его по-своему. На востоке - бута, в Европе - Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия).
Этот орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III-VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI-XVIII векам - времени правления династии Сефевидов.

Робер Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой. 1805

Таким орнаментом украшали одежду, ювелирные изделия, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в форме "огурца" даже пекли лепёшки.
Нет однозначных трактовок происхождения формы "огурца". Одни источники говорят, что это растительный орнамент, изображающий колючку, шишку, цветок и символизирующий плодородие, богатство. В современном Иране подарок с таким изображением считается пожеланием благополучия дому.

По другим - это один из символов зороастризма, изображающий языки пламени и символизирующий мужество, храбрость. Слово «бута» (название орнамента) на санскрите означает «огонь».
В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой семечка манго - Карри на пакистанском и Амби на хинди.
В русской традиции название «огурец» переняли из английского языка. В Америке в профессиональном сленге производителей покрывал иногда встречается название «груша».

Антуан Жан Гро. Императрица Жозефина, 1808

Узор стал популярным в России и в Западной Европе в новое время (XVIII-XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком. Так «огурец» с Востокапокорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.

1840-е гг.

1850-е гг.

Платье 1860-х гг.

Альфред Стивенс.После бала.1874.

Полупальто-доломан 1880-х гг.

Начало 20 века.

Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи - 1960-е.

Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.

Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.

1950-е гг.

1970-е гг.

Этот узор остаётся актуальным и сегодня и время от времени снова появляется в коллекциях известных модных дизайнеров.

Jil Sander весна-лето 2012

Кажется, знаменитый «индийский огурец» как узор сейчас переживает новый виток популярности - на его основе уж очень многие известные марки успели выпустить совершенно разные формы одежды. Чтобы носить такие вещи со знанием дела, FURFUR решил вспомнить основные моменты в истории этого рисунка.

История происхождения узора

Пейсли, индийский огурец, или, если совсем точно, бута - узор очень древний. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов - древнем государстве, с 224 по 651 год нашей эры находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках - но уже как название самого узора.

В том, что же из себя на самом деле представляет пейсли, единого мнения нет. По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса - символа жизни в зороастризме. Другой вариант происхождения - стилизованные языки пламени, также символизирующие жизнь. Возможно и происхождение от ореха кешью, являвшегося символом плодородия. В Индии распространено мнение, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. В любом случае - какую теорию не возьми - речь идет о жизни и плодородии. Некоторые ухитряются рассмотреть в пейсли даже сперматозоиды - но, учитывая древность узора, эта версия крайне сомнительна.

Появление пейсли в Европе и США

Первым популярным товаром с рисунком пейсли в Европе были кашемировые шали из . Они были крайне дорогими, и позволить себе их могли только обеспеченные аристократы. В начале XIX века шотландские мастера научились ткать «огурцы» на жаккардовых ткацких станках - и шали с пейсли стали более массовым продуктом. Правда, они уже были не кашемировыми, а из овечьей шерсти или шелка, да и цветов было значительно меньше, чем у аутентичного индийского товара.

Еще чуть позже пейсли начинают печатать на хлопке, и узор перестает быть роскошью, и уже к 1870-м годам «огурцы» не то чтобы совсем выходят из моды, но скорее перемещаются в область обыденного.

В 1970-Х ПЕЙСЛИ ВНЕЗАПНО СТАЛ АТРИБУТОМ ХИППИ-ДВИЖЕНИЯ – В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ BEATLES, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗЛИ ИЗ СВОЕГО ЗНАМЕНИТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИНДИЙСКИЙ КОЛОРИТ

Такое положение сохранится до семидесятых годов XX века, когда пейсли внезапно становится неотъемлемым атрибутом хиппи-движения. Произошло это большей частью благодаря The Beatles, которые привезли индийский колорит из своего путешествия в Ришикеш к гуру Махариши.


Внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.

Время психоделической революции проходит, но «огурцы» остаются символом бунтарского духа. Постепенно пейсли перенимают в свой визуальный словарь уличные группировки - разноцветные банданы с «огурцами» становятся способом отличить своих от чужих. В ЛГБТ-сообществе в то же время цветные банданы, повязанные справа или слева на ремень, помогают геям не только определить в толпе себе подобных, но и сразу же заявить о сексуальных предпочтениях. «Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют bandana print.

1980-е, 1990-е и начало 2000-х пейсли проводят в легком забвении, периодически всплывая в одежде каких-нибудь рок-музыкантов. Исключение составляют с 1984 года и по сей день стабильно выпускающая одежду с «огурцами» итальянская марка Etro, а также классические английские галстуки и шарфы. Галстуки ancient madder из печатного шелка часто украшены принтом из «огурцов» и являются классическим элементом XX века.

«Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют Bandana print.

Узор пейсли сегодня

Сейчас пейсли переживает новый расцвет. Еще в середине двухтысячных стритвер-марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Но самые крутые парни раскрашивали каждый «огурец» вручную.

В этом году c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated - кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas - целую коллекцию одежды и обуви, Herschel - рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s - серию поло и рубашек. Учитывая появление пейсли на дорожках во время модных показов в этом году, можно предположить, что летом нас ждет новая волна увлечения «огурцами». В конце концов, не всем же носить камуфляж.

Данный узор также называют «турецкий боб», «персидский кипарис», «турецкий или индийский огурец» и даже «слезы Аллаха». Его форма напоминает яичники, проросшую фасоль или эмбрион. В этом мотиве слышен гимн жизненной силе природы.

В Индии, например, считается, что турецкая форма является одним из символов развития, движения и энергии.

«Огурцами» не случайно украшается свадебное платье индийской невесты. Изображение «бута» или «восточного огурца» в Иране считается пожеланием счастья и благополучия жилищу. Персия является родиной символики, хотя узор можно было встретить и в Византии.
Распространился по азиатским странам, добрался до Индии с войсками Александра Македонского и развился до многообразных форм уже к XVIII веку, но символизировался изначально цветочный мотив, пальмовая ветвь или косточка плода манго, оставаясь одновременно энергетическим символом.

«Бута» в санскрите означает язык пламени и цветок степного кустарника, обладающий гипнотизирующим ароматом. В Европе и России стал популярным в позапрошлом веке благодаря восточной кашемировой ткани в «огуречном» мотиве.
В Италию и Францию кашемировая шаль с необычным орнаментом попала благодаря египетским походам Наполеона, а в Туманный Альбион - с привозами из Индии. Европейское сердце завоевали не только мягкость кашемира и витиеватый узор.

Фурор произвели и прямоугольные формы восточных платков- до этого традиционные европейские накидки имели треугольные формы.

Шаль пользовалась таким успехом, что в первой половине XIX века городке Пейсли был налажен имитационный выпуск (так появилось европейское название узора).

Ошеломляющий успех такой затеи заставлял шотландских портных первыми украшать свою продукцию «пейсли». Процветало производство больше полувека, но потом начало идти на спад, так как упал спрос. Второй всплеск интересов «огурцы» испытали к себе в семидесятых годах прошлого столетия во времена хиппи.

Пестрый орнамент подошел психоделическому настроению детей цветов. В итоге экзотический принт стал неизменным атрибутом хиппи. Характерные орнаменты украшали как детские коляски и машину Джона Леннона, так и сорочки с большими воротниками, брюки расклешенными, подкладку пиджаков, женских платьев, ткани костюмов.

Время психоделических революций ушло и «пейсли» осталось только украшением на банданах уличной группировки, получив новое название -print bandana. Мода прохладно относилась к этому принту до той поры, пока модный дом Etro не продемонстрировал в 1980 году коллекцию декоративной ткани с таким узором. Вдохновила эту работу поездка Джероламо Этро в Индию. И по сей день символикой знаменитого бренда остался «индийский огурец».

Пока Etro украшали восточными орнаментами свои творения, английский бренд Cole & Son выпустил хитовые коллекции обоев «пейсли», которые стали сразу же классикой. Затем любовью к огурцу воспылал Kenzo. Дальше на бута стали обращать внимание остальные модельеры и дизайнеры интерьеров таких известных марок, как J. W. Anderson, Jil Sander, Stella McCartne и другие.

Огуречный принт 2015

Сейчас этот пестрый восточный узор, который впервые покорил европейскую капризную моду еще в прошлом веке, не собирается покидать мировой подиум. Этим летом европейский текстильный гигант Carnet, неизменными клиентами которого считаются знаменитейшие Дома моды, предлагает сочетание тканей-компаньонов в «пейсли» из натурального льна и хлопка-шитья.

Нет необходимости сомневаться, что блузка или платье в таких знакомых «огурцах» приблизит вас к исполнению самого заветного желания и принесет счастье -такой сакральный смысл скрывается в данном старинном узоре.


Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Related Posts:

  • Модные тенденции сезона Весна/Лето 2017 — 55…

Шали, шарфы и платки из самых разнообразных тканей, украшенные узором пейсли, никогда не выходили из моды. Этот орнамент еще называют индийским огурцом, пальмовой ветвью и персидским кипарисом — а это недвусмысленно указывает нам на то, что схема рисунка пришла в Европу с Востока.

Орнамент пейсли: с Востока с любовью

Узор «индийский огурец» появился в Европе в конце восемнадцатого века. Европейская аристократия была очарована кашемировыми шалями с необычным для того времени рисунком, завезенными в Старый Свет неутомимыми путешественниками. Европейские женщины были приятно удивлены не только узором, напоминающим витиеватую слезу, но и кашемировой мягкостью шалей. Фурор произвела и прямоугольная форма изделия – до того всевозможные европейские накидки на плечи имели треугольную (платочную) форму.

Эстафету удачно подхватили ткачи города Пейсли – самого бедного, грязного и заурядного городка Шотландии. Пестрый узор буквально преобразил захолустье, превратив его в центр текстильного производства Западной Европы.

С тех пор данный орнамент пережил огромное количество вариаций, им стали украшать не только ткани, но и множество других вещей. А данная художественная конструкция приобрела свое главное название — пейсли.

Узор пейсли можно назвать гимном размножению, потому что его форма напоминает проросшее зернышко или эмбрион. По версии индийцев, данная конфигурация является символом динамики, развития и энергии. Поэтому неудивительно, что в Индии украшают огуречным рисунком все, даже платья невест.

Как отличить «индийский огурец» от «пальмовой ветви» и «персидского кипариса»?

Отличить «индийский огурец» от «пальмовой ветви» нетрудно – орнамент «пальмовая ветвь» имеет вытянутую форму, тогда как «индийский огурец» похож на пузатенького головастика. «Персидский кипарис» же представляет собой конфигурацию в форме листа кипариса – священного дерева, растущего среди других деревьев в Садах Эдема. Жители Ближнего Востока уверены – человека, облаченного в одежды с рисунком «персидский кипарис», все печали обойдут стороной.

Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь и настойчиво рекомендует украшать данным орнаментом все, что можно, дабы обрести — а затем не потерять — внутреннюю гармонию.

Узор пейсли в XX веке

В шестидесятых годах прошлого столетия этот орнамент был очень популярным. Сначала в магазинах Лондона появились женские сумки и мужские галстуки с «индийским огурцом», затем этот рисунок стали наносить на все — от тарелок до часов.

Подлинное модное безумие началось тогда, когда Джон Леннон украсил орнаментом пейсли свой роллс-ройс. Бутики всего мира были завалены одеждой и аксессуарами с «индийским огурцом». Все раскупалось мгновенно на радость изготовителям и продавцам данного товара.

Порывшись в старо гардеробе своих бабушек и мам, вы наверняка найдете не одну вещь с этим узором. И не торопитесь возвращать ее обратно в старый сундук — сегодня пейсли снова на пике популярности.

Индийский огурец — писк современной моды

Сейчас очень популярны шелковые мужские галстуки с набивным рисунком пейсли. Некоторые дизайнеры регулярно включают этот орнамент в оформление кожаных сумок. Платки с таким узором в красном и синем исполнении никогда и не выходили из моды. А крепкий мужчина с банданой на голове, оформленной орнаментом пейсли, олицетворяет зажиточного парня, владельца фермы или ранчо.

Но то, что предлагают дизайнеры женщинам, просто круто — по-другому и не скажешь. Платья с узором пейсли всех расцветок, оттенков и фасонов. Мини-юбки и юбки в пол. Костюмы, которые можно носить в офис, и легкомысленные кофточки для дискотек. В общем, все, что было в шестидесятых годах прошлого века, и даже раньше. Плюс одежды с оранментом пейсли еще и в том, что она подходит и хрупким женщинам, и женщинам весомых форм.

Однако если кто-то не решается сразу надеть пестрое платье с «индийским огурцом» и в тоже время не хочет отставать от моды – на выручку придут аксессуары, оформленные этим орнаментом. Возможно, это будет холщевая сумка-мешок, которую можно носить каждый день, а возможно — жесткий однотонный кошелек-футляр.

И чтобы уж точно не отставать от моды, можно добавить в свой гардероб купальник, шелковый платок, футляр для очков или мобильного телефона, имеющие орнамент пейсли… Или сделать соответствующую татуировку.

Пейсли в интерьере дома

Но хитом 2012 года стала не только одежда и личные аксессуары с этим орнаментом. Дизайнеры рекомендуют использовать эти пестрые узоры и в оформлении дома.

Если владелец квартиры хочет немного экзотики — достаточно бросить на диван две-три , наволочки которых будут покрыты «индийскими огурцами». Ну а если хочется больше экзотики — можно к подушкам на диване добавить постельное белье, подсвечники, посуду с этим узором.

Производители мебели с успехом используют классические версии пейсли для оформления мягкой части диванов, кресел и стульев. В комнате нейтральных тонов такая мебель выглядит просто великолепно.

А изразцы с этим орнаментом украсят стены самой заурядной ванны в самом заурядном доме, превратив ее в «купальню шаха».

Индийский огурец: везде и всюду

Даже не очень внимательный наблюдатель не сможет не заметить что пейсли пробрался буквально везде. Это и кулинария – очень популярны печения и торты, выполненные в форме загнутой капли. Это и ювелирные изделия: броши, серьги, кулоны, кольца. Это шкатулки в форме пейсли, а также часы, скатерти, кухонная утварь и прочее-прочее. В общем, узором пейсли можно оформить все, что угодно. Главное — не забывать, что этот орнамент не терпит около себя других рисунков. Его окружение должно быть однотипным.

Дизайнеры уверены, что «индийский огурец» еще долго не выйдет из моды. Более того, они утверждают, что скоро появятся дома, выполненные в форме этого орнамента и, возможно, это не предел фантазии – простор для применения этого узора практически безграничен.


Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях.


Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.

http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?journalid=3707322&jpostid=126708276

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .



Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди