08.08.2019

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян. Джуринский А. История зарубежной педагогики


Воспитание в первобытной общине лишено характера преднаме­ренности, подготовки к будущей деятельности, не имеет еще признаков приказания - подчинения и обучения; это самое непосредственное при­способление ребенка к окружающей среде.

Посильное участие его в действительной трудовой жизни общины, осуществляется путем бессознательного подражания ребенка остальным членам общины.

Наметив основные черты первобытного воспитания, попытаемся на основании наблюдений над современными дикарями многочислен­ных исследователей нарисовать конкретную картину этого воспитания.

Тотчас после рождения ребенка община решает, может ли он остать­ся в живых или же нужно его умертвить. Обычай детоубийства новорож­денных очень распространен среди дикарей, переживающих еще стадию первобытного строя.

<...> Опасность перенаселения, крайнего недостатка пищи для чрез­мерно разросшейся общины, наконец, обременительность большого чис­ла маленьких детей при бродячем образе жизни, когда женщины несут их при передвижениях орды на спине, - все это создает необходимость даже при очень большой любви к детям ограничивать число новорожденных, необходимость во много раз большую, нежели в «культурных» странах.

<...> Все исследователи отмечают, что убиваются при рождении пре­имущественно девочки, так как они были менее полезны в рыбной лов­ле и войне.

<...> Оставшихся в живых матери очень долго - 2, 3 и даже 4 года - кормят грудью. Это долгое кормление грудью также находит себе объясне­ние в экономике первобытной общины: молоко составляет необходимую пищу ребенка долго после того, как его после 8-12 месяцев грудного кор­мления отнимают от груди. Мы удовлетворяем эту потребность ребенка в молоке, давая ему коровье молоко, но у народов, не имеющих еще домаш­них животных, этого сделать нельзя, и потому мать кормит его несколько лет, пока он не подрастет настолько, что может есть обычную пищу.

<...> При передвижениях орды, при собирании растительной пищи, пока дети не подросли настолько, что могут достаточно хорошо пере­двигаться сами, мать таскает детей на спине, устраивая для этого кое-какие приспособления.

<...> Как только дети подросли настолько, что не нуждаются уже в молоке и могут свободно бегать, заботы матери и вообще старшего по­коления о них прекращаются; они предоставляются самим себе и, под­ражая старшим, принимают уже участие в деятельности общины по до­быванию пищи.

<...> Этими заботами в первобытном периоде, пока в нем не успели еще развиться черты сменившего его позже строя родового, по-видимо­му, и ограничивается община в своих отношениях к детям. По крайней мере, замечания исследователей жизни дикарей, переживающих разные ступени первобытного строя, о воспитании крайне скудны.

Характеристика воспитания в родовой общине

Родовой строй отличается от первобытного целым рядом экономи­ческих особенностей, порождающих и особую идеологию. Естественно ожидать поэтому, что и воспитание в родовом обществе носит совер­шенно особый характер по сравнению с первобытным воспитанием.

Первобытное воспитание не отделялось еще от процесса хозяйствен­ной деятельности, воспитание было соучастием в трудовой жизни об­щины без какого бы то ни было обучения.

Здесь, в родовой общине, вся хозяйственная жизнь построена уже на учете будущих потребностей, отсюда рождается сознание о будущем во­обще, чрезвычайно важное для изменения характера воспитания. Воспи­тание ставит себе целью подготовку-обучение молодого поколения к будущей деятельности в качестве полноправных членов общины, чего совершенно не было раньше, когда весь процесс воспитания сводился к непосредственному участию в трудовой жизни.

Эта подготовка-обучение диктуется не только учетом будущих по­требностей общества, но и усложнившимся характером производитель­ной деятельности и все растущим разделением труда.

Эта подготовка-обучение, когда дети рассматриваются как существа неполноправные еще и обязаны подчиняться, диктуется и новыми про­изводственными отношениями господства-подчинения (авторитарными отношениями), которые охватывают все патриархальное общество: пат­риарху подчиняются второстепенные организаторы (и, конечно, все нижестоящие), которым в свою очередь подчинены остальные члены общины, главе каждой семьи подчинены ее члены, взрослым - дети, полноправным членам общины - рабы.

Наконец, эта подготовка-обучение делается при родовом строе возмож­ной, потому что существует уже прибавочный продукт, идущий на содер­жание детей, нет такой необходимости, как раньше, использовать их сла­бые силы для настоящей трудовой жизни, ослабляя тем самым общину в будущем. Если дети и участвуют в процессе трудовой жизни общины, то это участие в значительной степени носит уже характер того же обучения. <...>

В патриархальном (обществе - авт.) уж существует семья. И воспи­тание в значительной степени приобретает характер семейного воспита­ния; но семья еще не замкнулась в своих интересах, она лишь составная хозяйственная ячейка племени. Отсюда проверка результатов семейного воспитания юношей путем испытаний на собраниях старейшин.

Характер воспитания в патриархальном обществе можно опреде­лить как авторитарную педагогику. Неповиновение старшим в этом пат­риархальном периоде уже рассматривается как крупный проступок. По­чтительность считается одной из главных добродетелей.

Хранителями всего накопленного обшиной опыта являются патри­архи. Семьи патриархов благодаря развитию частной собственности и на­коплению у них значительных богатств с течением времени резко отлича­ются своим влиянием среди других семей общины. У патриархов с течени­ем времени, естественно, развивается стремление сделать власть свою наследственной. На воспитание это развивающееся классовое расслоение родовой общины оказывает самое существенное влияние: прежде равное для всего подрастающего поколения воспитание к концу родового строя становится различным для массы и для очень небольшой группы лиц, подготовляемых к несению в будущем организаторских функций: в вос­

питании существует уже классовый характер, мало заметный вначале и довольно сильно уже сказывающийся в конце родового общества.

<...> Воспитание массовое носит практический характер и имеет одну цель: подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни в качестве членов общины. Обучение состоит в указании приемов охоты, рыбной ловли, ухода за скотом, выделки кожи, устройства жилищ, борьбы с враждебными общинами, причем в число этих приемов, как необходи­мое условие успеха, входят правила почитания богов. Материал для обу­чения состоит из мелочных, строго регламентированных приемов, со­блюдение которых освящается примером предков и требованиями рели­гии.

Воспитание подготовляемых к организаторским функциям носит почти всецело теоретический характер и имеет целью передачу всей суммы накопленного опыта, зачатков науки, приемов тесного общения с бога­ми, строго охраняемых от масс.

Медынский Е. Н. История педагогики. - М., 1930.-Т. 1.-С. 26-36.

Э.д"ЭРВИЛЬИ

Приключения доисторического мальчика

«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище неда­ром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц; он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством прино­сил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом из­рядным куском сырого костного мозга - почетного блюда, приберегае­мого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных под­вигах.

Мальчик обернулся на крик. Мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почте­ния руку ко лбу и произнес:

    Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

    Дитя, - ответил старик, - все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и горными быками. Они вернутся только к вечеру, потому что - запомни это - дождь смывает следы животных, уничто­жает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, преж­де чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем зани­маться своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

    Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

    Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножия бе­реговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора,Крек. Ты вырос и силен, красив и достоин вносить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

    Слушаю и повинуюсь,- ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик назвал Крека большим, красивым и сильным. Он, должно быть хотел, подбодрить мальчика: ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал и очень худощав.

Широкое лицо крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум: его движения были ловки и быстры.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклон­ных лет За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащей из звериных шкур.

Самый старший из них - Гель. Ему уже минуло пятнеэдцать лет. В ожи­дании того великого дня, когда охотники, наконец, возьмут его с собой па охоту он успел прославиться как несравненный рыболов.

Старейший научил его вырезывать из раковин острием кремневого осколка смертоносные крючки. Самодельным Гарпунсэм с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей.

За ним шел Рюг большеухий. Если бы в т 0 время, когда жил Рюг, человек уже приручил собаку, о Рюге непреме нно сказали бы: «У него собачий слух и нюх». Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где.показались из-под земли молодые грибы; с закрыты­ми глазами распознавал он деревья по шелесту их листьев.

Старейший подал знак. И все двинулись в путь Гель и Рюг гордо вы­ступали впереди, а за ними серьезно и молча следовали все остальные.

Все маленькие спутники старика несли на сгт ИН е корзины, грубо спле­тенные из узких полосок древесной коры; одни держали в руках корот­кую палицу с тяжелой головкой, другие - копье с каменным наконеч­ником, а третьи - что-то вроде каменного молота.

Они шли тихо, ступали легко и неслышно. Недаром старики постоян­но твердили детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшум но и осто­рожно чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичь, не попасть в когти диким зверям не угодить в засаду к злым и коварным людям.

Матери подошли к выходу из пещеры и с улыбкой смотрели вслед уходящим.

Тут же стояли две девочки, стройные и высокие – Маб и Он. Они сзавистью смотрели вслед мальчикам.

Только один, самый маленький, представитель первобытного обще­ства остался в дымной пещере; он стоял на коленях около очага среди огромной кучи пепла и потухших углей слабо потрескивал огонек.

Это был младший мальчик - Ожо.

Ему было грустно; время от времени он тихо вздыхал: ему ужасно хотелось пойти со Старейшим. Но он сдергивал слезы и мужественно исполнял свой долг.

Сегодня его черед поддерживать огонь от зари до ночи.

Ожо гордился этим. Он знал, что огонь - самая большая драгоценность в пещере, если огонь погаснет, его ждет страшное наказание. По­этому, едва мальчуган замечал, что пламя уменьшается и грозит потух­нуть, ОН начинал быстро добрасывать в костер ветки смолистого дерева, чтобы вновь оживить огонь.

Э. д "Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. - Свердловск, 1987. - С. 14-17.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

воспитание первобытный общество форма

Введение

Заключение

Введение

Проблема происхождения воспитания помогает представить и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий. Осмысление этой проблемы позволяет более широко взглянуть на привычный арсенал педагогических средств.

Процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно представить из-за малого количества письменных свидетельств о нем.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

Цель работы -охарактеризовать воспитание в первобытном обществе.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

Дать общую характеристику воспитания в первобытном обществе;

Охарактеризовать концепцию генезиса первобытного воспитания.

1. Концепции генезиса первобытного воспитания

1.1 Вопрос о происхождении воспитания

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то, что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей. Они приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания -- инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX--начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П. Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде".

Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида деятельности .

Вывод. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители первой теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания во второй теории проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяло эти теории то, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей.

1.2 Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (35 - 40 тыс. лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества.

Смысл существования первобытного человека был предопределен его миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в традициях и народном творчестве .

Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло 2 - 3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации. Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание .

Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования. Впрочем, такое существование - прежде всего следствие всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итог специального педагогического воздействия.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

В 9 -8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Вывод. 35 - 40 тыс. лет назад воспитание зародилось как особый вид деятельности человечества. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап.

1.3 Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение .

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков. Где основной формой воспитания были совместные игры и занятия. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины .

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослых. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

Вывод. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Формы воспитания, постепенно сосредоточиваются в руках специально назначенных для этого лиц. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания. На исходе первобытнообщинного периода появились своеобразные дома молодежи для детей и подростков.

2. Воспитание в первобытном обществе

2.1 Воспитание в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» -- синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества, складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе с взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей--дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Вывод. Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, -- все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

2.2 Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения -- школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Вывод. В период разложения первобытного общества, стало важным не только воспитание в семье, но и образование вне дома. Это привело к созданию школ. Но в школах имели право обучаться дети из состоятельных семей (разделение общины на классы). Уделом остальных был физический труд.

Заключение

Первобытное общество - исторический период человеческого общества между доисторическим миром и древним миром.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -- несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов.

Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что вначале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией». Становится важным институт семьи.

Воспитание преодолевает долгий и тернистый путь развития от семейных традиций и навыков к общеобразовательным заведениям (хоть и не для всех). Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. И со временем семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Появились дома молодежи и школы. Но наравне с развитием воспитания, происходит и деление общества на классы бедных и богатых, что приводит к неспособности получать школьное образование «детям рабов». Их образование так и остается на уровне семейных навыков физического труда.

Список использованной литературы

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. СПб.: Питер, 2009. 211 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов. СПб.: Питер, 2003, 2004.

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др. М.: Академия, 2011. 312 с.

4.Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 2011. 356 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2011. 431 с.

6. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие. М.: Гардарики, 2011. 567 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. М.: Школьная Пресса, 2011. 244 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1. М.: Владос, 2011. 333 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов. М.: Академия, 2011. 249 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2011. 390 с.

11.Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2011. 235 с.

13.Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. М.: Академия, 2009. 208 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2007

    Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Проблема воспитания нового поколения в современном обществе. Современные концепции воспитания. Я-концепция как основа внутреннего стимулирующего механизма личности в школьные годы. Роль ученического самоуправления в жизни школы, разработка программ.

    реферат , добавлен 27.03.2012

    Современное состояние школьного воспитания. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. Целесообразность гуманной системы воспитания как концепции воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к образовательному процессу.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    реферат , добавлен 20.11.2006

    контрольная работа , добавлен 24.07.2009

    Сущность и основы нравственного воспитания. Общая характеристика младшего школьного возраста, особенности личностного развития детей в данный возрастной период. Содержание исследования нравственного воспитания как части воспитания младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2014

    Рассмотрение организационно-педагогических особенностей семейного воспитания в современном обществе. Характеристика стилей родительного воспитания. Диагностическое исследование влияния негармоничного типа семейного воспитания на уровень агрессии детей.

  • 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
  • 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
  • 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
  • 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
  • 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
  • 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
  • 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
  • 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
  • 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
  • 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
  • 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
  • 29. Детская одаренность.
  • 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
  • 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
  • 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
  • 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
  • 34. Функции обучения.
  • 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
  • 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
  • 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
  • 39. Виды образования и их взаимосвязь.
  • 40. Концепция физкультурного образования.
  • 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
  • 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
  • 42. Система принципов обучения и их характеристика.
  • 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
  • 44. Сущность и содержание методов обучения.
  • 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
  • 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
  • 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
  • 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
  • 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
  • 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
  • 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
  • 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
  • 52. Групповые формы обучения.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
  • 54. Педагогические требования к уроку.
  • 55. Типология и структура уроков.
  • 56. Особенности урока физической культуры.
  • 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
  • 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
  • 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
  • 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
  • 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
  • 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
  • 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
  • 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
  • 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
  • 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
  • 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  • 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
  • 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
  • 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
  • 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
  • 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
  • 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
  • 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.

    Зарождение воспитания осуществляется в первобытном обществе. Процесс имел характер, обусловленный ходом антропосоциогенеза. Логика развития человека и общества диктует необходимость передачи социального опыта из поколения в поколение. Упорядочивание межличностных, общественных отношений, в том числе и брачно-семейных. Отсюда – появление организационных форм и приемов воспитания. Их содержание, формы и методы подчинены господствующим общественным отношениям и укладу жизни. Традиции общинной формы организации человеческого сообщества обусловили коллективную форму воспитания. Передача личных знаний и навыков от старших поколений к младшим. Обрядность инициации – обряды, знаменующие переход от одной возрастной и социальной ступени развития к другой. Сохранение инициации и ее элементов и в наши дни.

    В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со. старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

    Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

    Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

    Возникновение неравенства в воспитании в период разложе­ния первобытного общества.

    6. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Система воспитания в Древней Греции (Афины и Спарте). Взгляды древнегреческих философов Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля на воспитание и образование.

    Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов – Фалеса из Милета (ок. 625–ок. 547 г. до н.э.), Гераклита (ок. 530–470 г. до н.э.), Демокрита (460 – нач. IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427–347 гг. до н.э.), Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), Эпикура (341–270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

    Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole ), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion – гимнасий) – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.

    Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название "сократовский". Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

    Ученик Сократа, философ Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название платоновской академии (слово "академия" происходит от имени мифического героя Академа).

    По Платону человек – это не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие

    Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения - это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

    Воспитательные отношения – это микроклеточка, где факторы внешние (воспитание, образование, обучение) Сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия происходит развитие человека, формируется личность.

    Педагогические идеи Платона реализовал и развил его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу (от греческого слова "перипатео" – прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования – принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня, в XX в., мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

    Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что "из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков". В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, "физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному". Иной подход к воспитанию сформировался в Спарте, где главный акцент делался на физическом воспитании.

    "Спартанское" воспитание предполагало, что все дети воспитывались с 7 лет вне родительской семьи, в суровых условиях выживания: физические испытания, тренировочные бои и сражения, физические наказания и требование беспрекословного послушания. Обучали лишь начальным навыкам чтения и письма, практически не уделяя внимания изучению наук, искусству.В обучении и воспитании преследовалась одна цель: сформировать беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать.

    Зарождение воспитания 1) групповое коллективное начало вос - я (к жизни готовили всех одинаково, только в восп. девочек упор на ведение хоз, мальч. – охота).2) вос –е осуществлялось в процессе трудовой деят. 3) процесс был стихийным, бессистем. 4) имело интегриров хар – р: физ, умственное, нравственное взросление, 5) отсутствие спец. приемом, форм, методов, 6) возрастающая роль взрослого, 7) возникновение речи как мощного средства воспитания
    далее Вос-е – стало носить упорядоченный х –р, складыв. опред. приемы: подражание примеру взрослого, повадкам жив. инсценировки охоты, рыб.. показ способов действия(как собирать растения), мех повторение. Для детей изготав. спец орудия труда. При выработки поведения использ. средства: участие в церемониях, празд., система запретов (табу) наказаний, поощрений, сказания, легенды об идеальн. героях.
    По мере усложнения жизни менялись задачи и приемы передачи опыта. Воспитание сосредотачивалось в руки спец. лиц. Маленькие отдавались под присмотр женщинам, подростки делились по половому признаку. На исходе пер. общ. стали появ. «Дома молодежи» где были учителя, кот занимались передачей опыта. В них готовился обряд посвящения во взрослых – инициация (испытания для дев. и мальч.), кто проходил испыт. признавались звездными, кто нет – снова отправлялся на испытания. Инициация – первый общественный институт, имел цель преднамеренной организации уч. – восп. процесса . детство было непродолжительное
    В 9-8 тыс до н.э. происходит соц. и имуществ. расслоение перв. общества. В хоз. деят склад группы людей, кот занимаются опред. видом труда, между племенами завязывается обмен, торговля. Все это ведет к появлению знати (вожди, старейшины) функция воспитания начинается сосредотачиваться в семье. Усложнение производства привело к необходимости спец. обучения, ремесленного ученичества. Воспитание из равного становится семейно – сословным. В семьях знати увел. срок детства.
    1. Воспитание и образование в Античном мире и римском государстве.

    Воспитание детей в Спарте. (Древняя Греция)

    Цель воспитания - готовить из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев

    Рождение Старейшины осматривали новорожденных: здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (бросали в пропасть). Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду.
    С 7 лет до 18 лет Воспитание в спец. гос. учреждениях- агелах Воспитанием в агеллах руководили педономы, больше внимание – воен.-физ. подготовке, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Учили детей четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”). Подростки 14-15 лет участвовали в криптиях - ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
    С 18 до 20 специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско
    Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

    Дев. воспитывались дома, на первом месте также физ. развитие, военн. подготовка, приучение их управлять рабами.

    Воспитание и школа в Афинах.(более развитое государство)

    В воспитании стремились к сочетанию умст., нрав., эстетического и физического развития человека.

    До 7 лет Воспитание в семье, часто с помощью кормилиц Большое внимание уделялось физ воспитанию. Заботясь об умственном воспитании, рассказывали сказки, читали лит. произведения, играли с детьми. Жизнь сопровождалась музыкой, игрой на флейте.
    С 7 до 13-14 лет Учились в школах грамматистов и кифаристов. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. В школе кифариста мальчики получали литературное образование и эстетическое воспитание
    С 13-14 лет Переход в палестру Для большинства населения образ. заканчивалось занимались физическими упражнениями, наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
    С 18 лет Переход в эфебию в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

    Дети богатых рабовладельцев учились в гимназиях, изучали философию, литературу, готовились к управлению государством., рабы были отчуждены от школы.

    Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

    Педагогическая система Я.А. Коменского.

    Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) Самый известный теоретический труд Коменского «Великая дидактика»т.е. общая теория обучения, «Материнская школа» - произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, « Пампдия» (о воспитании)

    Принцип природосообразности воспитания

    Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он призывал “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

    Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.

    Демократ Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.

    Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.

    Дидактика Каменского 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) пр.сознательности 3) пр.систематичности 4)пр.доступности 5) пр.последовательности 6) пр.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств. воспит.: христ.-этич.позиция. 4-ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Твёрдая дисциплина – залог хорош. организации. Телесн. наказ.- в редких случаях.

    Педагогическая мысль Российского Зарубежья. (1920 – 1930)

    Особенности воспитания в первобытном обществе.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    РЕФЕРАТ на тему:

    Воспитание в первобытном обществе

    • Введение
    • 1. Вопрос о происхождении воспитания. Концепции генезиса первобытного воспитания
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Введение

    Человечество от поколения к поколению передает свой опыт, совершенствует его. Одним из аспектов этого опыта является воспитание.

    Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

    Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

    Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

    Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен - редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).

    1. Вопрос о происхождении воспитания

    Прежде чем приступить к рассмотрению воспитания в первобытном обществе, необходимо обозначить основные научные концепции происхождения воспитания. На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

    Представители биологической теории (французский этнограф Ш. Летурно, 1831-1902), английский социолог Г. Спенсер, 1820-1903) считали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью человеческого общества, что оно - биологическое явление, присущее всем живым организмам. Сторонники психологической теории (в частности американский историк и теоретик педагогики П. Монро, 1869-1947) убеждены, что воспитание основывается только на бессознательном желании детей подражать поведению взрослых, подражание является механизмом, сущностью воспитательного процесса.

    Согласно религиозной теорией (немецкий педагог К. Шмидт, 1819-1864), в воспитании человека проявляется прежде творческое действие Бога, который, создав людей, дал им и способности воспитывать детей.

    Представители трудовой теории (немецкий философ Ф. Энгельс (1820-1885), английский социолог Л. Морган, 1818-1881) утверждали, что толчком к возникновению воспитание было производство простейших орудий труда и связанная с этим необходимость передавать молодому поколению знания и умения их изготовления и пользования ими. Однако все ученые сходятся на том, что воспитание возникло из потребности родителей передать детям все то, что они создали в собственной практике, свои взгляды на окружающую действительность. Такая передача опыта и взглядов - одна из важнейших предпосылок существования и развития человеческого общества.

    Первобытнообщинный строй

    Первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет. В своем развитии он прошел определенные периоды: первобытное стадо, родовая община, распад. В каждом из этих периодов воспитания подрастающего поколения имело свои особенности.

    Период первобытного стада (с древнейших времен до 200 тыс. лет назад) был периодом завершения процесса биологического становления человека. Никаких организованных форм воспитания на этом этапе не существовало. Дети первобытных племен через наблюдение и подражание перенимали опыт взрослых. Принимая непосредственное участие во всех видах деятельности (сбор плодов, охота, рыболовство, строительство примитивного жилья, изготовление таких же примитивных орудий труда и др.). Они постепенно привлекались к жизнедеятельности стада. Воспитание осуществлялось в процессе трудовой деятельности через подражание, но не было планомерным.

    На этом этапе возникают элементы обучения. Старшие учили детей соблюдать племенных традиций, переводя им то, что знали сами. Это касалось определенных правил гигиены, половых отношений, сохранения здоровья, сохранения добрых нравов, получения жизненной мудрости. Такие правила передавались от поколения к поколению как абсолютные истины.

    При родовом строе (примерно 10 тысяч лет назад) человек становится подобным современным людям, ее социальные начала уже господствуют над остатками зоологического индивидуализма, она овладевает связную речь. Человеческие стада превращаются в коллективы родственников - роды .

    Для расцвета родового строя характерны коллективизм и кооперация родственников. В трудовых процессах, родовая или племенная собственность распределялась на основные средства производства и уравнительное распределение продуктов охоты, рыболовства и других отраслей хозяйства. Формируются религиозные представления, которые в значительной степени влияют на воспитание подрастающего поколения.

    Изменения в организации общественной жизни первобытных людей обусловили соответствующие изменения в их воспитательной практике. Цель воспитания в это время заключалась в передаче подрастающему поколению трудовых навыков, способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев и обрядов. Содержание и характер воспитания детей зависели от условий и характера производственной деятельности взрослых. В родовой общине семья делилась на три возрастные группы: дети и подростки, которые принадлежали всей первобытной общине; взрослые, были полноценными и равноправными участниками жизни и труда, лица пожилого возраста, которых кормили и за которыми ухаживали дети (древнерусское слово «воспитание» имеет корень «питать» (кормить) и префикс «вос», который означает рост вверх). До 10-12 лет мальчики и девочки воспитывались вместе и жили на половине своих матерей, ходили с ними собирать растительную пищу, играли в свободное время. Впоследствии, когда начинался период полового созревания, мальчики-подростки переходили в состояние холостых мужчин и вдовцов, а девушки - в состояние женщин. С этого времени они жили и воспитывались отдельно. Ребят готовили преимущественно в мужских видов деятельности (охоты, рыболовства, изготовление орудий труда), девочек - к женским (сбор растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уходу за детьми). Воспитание осуществлялось привлечением детей к конкретным видам трудовой деятельности, они включались в систему производственных отношений и межличностных отношений взрослых людей.

    Важным этапом в воспитании подрастающего поколения была организация его перехода в группу взрослых, который сопровождался специальными ритуалами - инициацией. Инициация представляла собой систему испытаний и церемонию посвящения подростков в полноправные члены коллектива. Этому событию предшествовала длительная специальная подготовка. Инициация подвергали как мужчин, так и девушек, но более развитые они были относительно ребят. Прохождение различных испытаний (голодом, огнем, обрезкой, битьем палками) должно было засвидетельствовать наличие у молодого человека физических и духовных качеств, соответствующих оправданным требованиям общества к индивиду, вступающему на путь активной общественной жизни.

    На последних этапах развития матриархата появились первые в истории заведения для жизни и воспитания подрастающего поколения, отдельно для мальчиков и для девочек. Здесь подростков приучали к выполнению религиозных обрядов и праздничных ритуалов, учили игр, танцев, пения, нередко имели магическое значение, рассказывали предания, сообщали историю рода и племени. Такие заведения создавала родовая община в интересах всего общества, они были демократические по своему характеру. К воспитанию детей привлекали обогащенных опытом старцев, опытных родственниц. Это были первые в истории человечества воспитатели.

    С развитием производительных сил возникает новая организация родового общества - патриархат. Общество переходит от мотыжного к плужному земледелия, от разведения домашних животных - к скотоводству, а следовательно - и к новому разделения труда между полами. Руководящую роль в обществе выполняет человек, а женщина ведет домашнее хозяйство. Возникает моногамия, а с ней - большая патриархальная семья, осуществляется переход к патриархальному поселения. В такой семье жена и дети подчинялись главе семьи, что не могло не сказаться на их воспитании.

    Воспитание подрастающего поколения родовая община поручала опытным, специально предназначенным людям, оно начало выделяться как особая форма общественной деятельности. Расширяется и углубляется его содержание и программы испытаний. Появляются первые в истории человечества организационные формы воспитания: детские игры, традиции, обычаи, ритуалы, обряды, с помощью которых детям прививались определенные правила и нормы поведения. Важную роль играла и устное творчество (народные предания, легенды, мифы, песни, пословицы, загадки, сказки и т.д.), а также установлены запреты - табу. Все эти формы и средства воспитания были органической частью жизни первобытного общества, а дети воспитывались, принимая непосредственное участие в этой жизни.

    В период развитого патриархата возникает так называемое узелковое, или предметное, письмо - объединение разных знаков, с помощью которых передавались важнейшие жизненно необходимые знания и навыки. С распадом первобытного строя появляется первоначальная форма письменного уведомления или записи - пиктография или рисуночный или образное письмо. Оно состояло из отдельных рисунков или связной композиции, реалистично условно отражали предметы, события. Эти изображения наносили на кору бересты, кожу, кости.

    Для периода распада первобытного строя (7-6 тысяч лет назад) характерным является возникновение соседских общин, становления моногамной семьи, сословное и имущественное расслоение общества. Эти изменения в общественном развитии сказались и на воспитании. Прежде возрастает роль семейного воспитания. В семье дети учились труда, усваивали нормы и правила поведения, религиозных обрядов. Появление состояний (вожди, жрецы, старейшины) трансформировала общую цель воспитания в отдельные цели для каждого состояния. Идеал вождя ориентировал воспитания на подготовку к войне и руководства общиной. Идеал жреца предусматривал развитие интеллекта и подготовку к отправления религиозных обрядов и ритуалов. Основой идеала общинников была подготовка к труду. Наблюдается стремление господствующих групп населения отделить умственное воспитание от физического труда. Они сосредоточили в своих руках зачатки знаний (пиктографическое письмо, обмер полей, предсказания наводнения, ориентирование по звездам, приемы лечения), окружив их таинственностью, мистикой. Дома молодежи постепенно превратились в специальные учреждения для детей знати, которым передавали эти знания. Детей, обучавшихся в этих заведениях, освобождали от физического труда. Такие зародыши умственного воспитания постепенно превращались в монополию господствующего класса.

    В этот период сосуществуют элементы общественного и семейно-сословного воспитания, которое осталось под контролем общины. Одновременно усиливаются тенденции авторитаризма в воспитании и применении наказаний как метода воспитательного воздействия. Это было обусловлено тем, что сословное воспитание перестает отвечать непосредственным потребностям жизни ребенка, возникает разрыв между ее непосредственной жизнедеятельностью и подготовкой к взрослой жизни, между целями воспитателя и целями питомца. Все это вызывало сопротивление питомца направленным на него воспитательным воздействиям. Такое сопротивление преодолевался суровыми наказаниями (в том числе и физическими) или запугиванием детей.

    Заключение

    Рост объема человеческих знаний и необходимости передачи их подрастающему поколению обусловило выделение процесса воспитания, который осуществлялся в непосредственной трудовой деятельности, в специально организованный процесс умственного воспитания и обучения. А это, в свою очередь, требовало специально подготовленных людей, для которых воспитание становится сферой профессиональной деятельности.

    Таким образом, за первобытнообщинного строя воспитание как общественное явление прошло путь от стихийного и ограниченного по своему содержанию и методике в специально организованных форм интеллектуальной подготовки подрастающего поколения. Его содержание и методика углублялись и расширялись в следующих общественно-экономических формациях.

    Список использованной литературы

    Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998.

    Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер, с нем. М., 1979.

    А.Н. Джуринский История педагогики. Древнего и средневекового мира. М. Совершенство 1999.

    А.И. Пискунов История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004.

    Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2002.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Анализ роли музыки в воспитании и необходимости музыкального воспитания подрастающего поколения. Описания систем музыкального воспитания. Музыкальные программы Республики Казахстан. Содержание Государственного стандарта по музыке для начальной школы.

      презентация , добавлен 13.10.2013

      Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

      контрольная работа , добавлен 30.01.2011

      Система воспитания подрастающего поколения как совокупность идей и учреждений, место детских учреждений в ней. Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков. Система воспитания подрастающего поколения в г. Перми и Пермской области.

      контрольная работа , добавлен 25.01.2010

      Роль патриотического воспитания в развитии личности современного школьника. Место патриотизма в формировании мировоззрения молодого поколения. Формы работы со школьниками, использование примеров и наследия ВОВ в этом процессе. Организация мероприятий.

      курсовая работа , добавлен 30.06.2014

      Зарождение воспитания в первобытном обществе. Изучение истории профессионально-педагогического образования в России. Выявление плюсов и минусов в образовании и воспитании. Исследование учебных планов и основных методов учебно-воспитательных работ.

      реферат , добавлен 08.03.2012

      Патриотизм как социально-педагогическое явление и как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в педагогической науке. Проблемы патриотического воспитания в условиях современного образования.

      курсовая работа , добавлен 22.06.2012

      Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте, диагностика их уровня сформированности у школьников. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания детей во внеурочное время.

      дипломная работа , добавлен 01.09.2014

      Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.

      курсовая работа , добавлен 30.04.2015

      Патриотизм как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Принципы организации патриотического воспитания подрастающего поколения, роль в нем учебных дисциплин различного профиля.

      научная работа , добавлен 31.03.2014

      Социальные последствия глобальных процессов и явлений современного мира, спекуляции на ценности прав человека. Проблемы воспитания в обществе переходного типа. Кардинальные расхождения мировоззрения старшего и подрастающего поколений современной России.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди