15.06.2019

Воспитание эстетического вкуса для развития личности. Эстетическое воспитание вкуса


Среди других важных аспектов эстетической культуры личности в современную эпоху приобретает большое значение категория вкуса, которая детально и глубоко исследована в работах Пьера Бурдье. Согласно мнению Бурдье, эстетический вкус является социально обусловленной и институционально сконституированной категорией. В формировании эстетического вкуса формальному образованию принадлежит важная роль, но она является имплицитной, так как в собственном смысле, по мнению Бурдье, “художественное воспитание, которое, как предполагается дается образовательной системой, является практически несуществующим”.

Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Образовательная система, основанная на социальных различиях, создает то, что Бурдье называет “эстетической диспозицией”, которая и определяет вкусы и ценности в области искусства, что соответствует месту индивида в социальной иерархии.

Социологические исследования, проведенные Бурдье среди групп населения с различным уровнем образования и с различным социальным положением, показывают, каким образом "культивированные диспозиции” и культурная компетентность проявляются в природе потребляемых культурных товаров и в способе, которым они поглощаются. Они варьируются в соответствии с категорией агентов и с областью в которой они применяются, начиная с наиболее “легитимных” областей, таких как живопись или музыка, и кончая наиболее личными, такими как одежда, мебель или пища, а внутри "легитимных” областей в соответствии с "рынками”, академическими или неакадемическими, в которые они могут быть помещены. В результате исследования были установлены два важных факта: с одной стороны, существует очень тесное отношение, связывающее культурные практики с "образовательным капиталом” и социальным происхождением, с другой, при равных уровнях образовательного капитала вес социального происхождения в системе объяснений практик и предпочтений увеличивается по мере удаления от наиболее “легитимных” областей культуры.

Образовательные квалификации будучи адекватным индикатором продолжительности школьной “индоктринации”, т.е. формального образования, гарантирует культурный капитал в той мере, в которой он унаследуется от семьи или же только приобретается в школе. "Показателем культурного уровня и его социального определения становится количество знания и опыта в сочетании со способностью говорить о них”.

На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

Принимая во внимание то взаимоотношение, которое существует между "культурным капиталом”, унаследованным от семьи, и "академическим капиталом”, а также логику передачи культурного капитала и функционирования образовательной системы, мы не можем объяснить тесную взаимосвязь между компетентностью в музыке или живописи и академическим капиталом исключительно действием образовательной системы и еще меньше художественным образованием, которое, как предполагается, она дает, но которое практически не существует. Академический капитал, согласно Бурдье -- это “продукт совмещенных усилий культурной трансмиссии через семью и культурной трансмиссии через школу”... Через операции внедрения ценностей школа также помогает сформировать общую диспозицию в отношении “легитимной” культуры, которая вначале приобретается по отношению материала, получившего статус программного, но может быть применена за пределами учебного плана, принимая форму незаинтересованной способности накапливать опыт и знание, которые могут и не быть “непосредственно прибыльными на академическом рынке”.

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Образовательная система определяет общую культуру, выходящую за рамки учебного плана, “негативно”, отграничивая внутри доминантной культуры область того, что включено в учебные планы и контролируется экзаменами.

Бурдье определяет основные черты культурной аристократии как эссенциализм и отказ от самоопределения своей сущности, что ведет за собой свободу от соблюдения мелочных правил. Для академической аристократии идентификация с сущностью культивированного человека равно принятию требований, имплицитно в ней содержащихся. В своих целях и средствах образовательная система определяет стремление к "легитимному самодидактизму”, который предполагается при приобретении общей культуры и необходимость в котором растет по мере продвижения в образовательной иерархии. Противоречивость фразы "легитимный самодидактизм” указывает на качественное различие между высоко ценимой вне учебного плана культурой обладателя академических квалификаций и “нелегитимной”, “внеплановой” эстетической культурой самодидакта. Последняя, вне институционального контроля, который официально санкционирует ее приобретение, признается только в пределах технической компетенции без какой-либо социальной ценности.

Хотя образовательные институты предполагают выполнение определенных эстетических практик, они не могут требовать их выполнения, поэтому эти практики становятся атрибутом, закрепленным за определенным статусом, характеризующим эстетическую диспозицию.

Эта логика помогает объяснить, каким образом "легитимная диспозиция”, которая приобретается путем частого контакта с определенным классом текстов, а именно литературными и философскими произведениями) признанными академическим каноном, распространяется на другие менее легитимные произведения, такие как авангардная литература или на области, получившие меньшее академическое признание, такие как кино. Компетенция в этих областях не обязательно приобретается в учебном процессе, чаще она является результатом ненамеренного усвоения, осуществляемого через семейное или внешкольное, но институциональное (кружки, клубы, лектории и т.д.) эстетическое образование. Эта диспозиция при помощи набора перцептупальных и оценочных схем дает возможность его обладателю воспринимать, классифицировать и запоминать разнообразный эстетический опыт. Таким образом, можно объяснить то, что образовательные квалификации функционируют как условия входа в универсум легитимной культуры. Но существует еще один важный, еще более скрытый эффект институциональной системы эстетического воспитания. Через образовательные квалификации обозначаются некоторые условия существования -- те, которые составляют предпосылку получения квалификации, а также эстетической диспозиции, наиболее жесткого условия вступления в мир “легитимной культуры”.

Любое “легитимное” произведение задает нормы своего восприятия и определяет как единственное легитимный способ восприятия тот, который вводит в игру определенную диспозицию и определенную компетентность. Это означает, что все агенты объективно измеряются этими нормами. В то же время можно установить являются ли эти диспозиции компетентности дарами природы или же продуктами обучения и выявить условия неравного классового распределения способности к восприятию “высокой культуры”.

По мнению Бурдье, невозможно провести сущностный анализ эстетической диспозиции, который основан на рассмотрении объектов социально предназначенных в качестве произведения искусства, то есть требующих эстетической интенции, способной конституировать их как таковые. Такой анализ, вынося за скобки институциональный аспект проблемы, не принимает во внимание коллективного и индивидуального генезиса этого продукта истории, бесконечно репродуцируемого образованием и не выделяет историческую причину, которая подлежит необходимости института. Если произведение искусства это то, что требует быть воспринято как эстетическое, и если каждый объект, естественный или искусственный, может быть воспринят эстетически, то и можно прийти к выводу, что эстетическая интенция создает произведение искусства. Внутри класса искусственно созданных объектов, определенных в оппозиции к естественным объектам, класс художественных объектов определяется тем фактом, что их необходимо воспринимать эстетически, то есть с точки зрения формы, а не функции. Но как такое определение может быть сделано операционально? Э. Пановский отмечает, что практически невозможно определить научно в какой момент искусственный объект становится художественным объектом, то есть форма преобладает над функцией/

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.

Интенция производителя является продуктом социальных норм, которые определяют историческую изменчивую границу между простыми техническими объектами и произведениями искусства. Однако оценка зависит также и от интенции зрителя, которая сама является функцией условных норм, управляющих отношением к произведению искусства в определенной социально-исторической ситуации, а также от способности зрителя конформировать с этими нормами, то есть от его художественного образования. Эстетический способ восприятия в “чистом виде” соответствует определенному способу художественного производства. Так, если продукт художественной интенции утверждает абсолютную первичность формы над функцией (постимпрессионизм) это категорически требует “чистой” эстетической диспозиции, которая раньше требовалась лишь условно.

Современный зритель должен репродуцировать первичную операцию, при помощи которой художник произвел этот новый фетиш. Взамен он получает как никогда много. Наивный эксгибиционизм “выставляемого напоказ” потребления, который стремится к дистинктивности в “грубом” выставлении напоказ плохо усвоенной роскоши -- ничто в сравнении со способностью чистого взгляда, квазикреативной власти, которая отделяет эстета от толпы радикальным различием, инскрибированным в “персонах”. В этой с вязи Бурдье обращается к концепции культуры Х.Ортеги-и-Гассета. Он опирается на положение Ортеги о враждебности массы новому искусству, “антинародному” по своей сущности.

"Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека"

В последнее время “самолегитимирующее воображение счастливого меньшинства”, становится предметом анализа столь влиятельного философа как С. Лангер. В ее исследовании мы видим “постоянное воссоздание кантианской темы антиномии чистого удовольствия и наслаждения чувств”: «В прошлом массы не имели доступа к искусству. Музыка, живопись и книги были удовольствиями доступными богатым, Можно было бы предположить, что бедные, "простые” люди получали бы такое же удовольствие если бы у них был шанс. Но теперь, когда все могут читать, ходить в музеи, слушать великую музыку по крайней мере по радио, суждение масс об этих вещах стало реальностью, и таким образом стало ясно, что великое искусство не является непосредственным чувственным удовольствием. Иначе оно, подобно печенью или коктейлям льстило бы как необразованному, так и культивированному вкусу”.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету"

Отношения дистинктивности не являются лишь случайным компонентом эстетической диспозиции. Чистый взгляд предполагает разрыв с обычным отношением к миру, который является социальным разрывом. Х.Ортега-и-Гассет современному искусству систематический отказ от всего человеческого то есть от страстей эмоций и чувств, которые обычные люди вкладывают в свое обычное существование. “Отказ от человечного” означает отказ от всего обычного, легкого и непосредственно доступного. Интерес в содержании репрезентации, который ведет людей к называнию прекрасным репрезентацию прекрасных вещей, уступает место равнодушию и дистанции, которые отказываются подчинять суждения о репрезентации природе репрезентируемого объекта.

Таким образом, утверждает Бурдье, "чистый” взгляд может быть определен в сравнении с "наивным” взглядом, а популярная эстетика определяется по отношению к высокой эстетике. Нейтральное описание любого из этих противоположных типов видения невозможно.

В своем анализе "популярной” эстетики, которая представляет особый интерес для темы данной работы, Бурдье подчеркивает, что она основана наподтверждении связи между искусством и жизнью, что предполагает подчинение формы функции, на “отказе от отказа”, который является отправным пунктом высокой эстетики, то есть явного отделения повседневной диспозиции от эстетической. Враждебность рабочего класса и слоев среднего класса, обладающих наименьшим культурным капиталом, по отношению к формальным экспериментам проявляется в отношении к театру, живописи, кино, фотографии. В театре и в кино популярная аудитория любит сюжеты, которые развиваются логически и хронологически в направлении к счастливому концу и идентифицируют себя скорее с простыми сюжетами и персонажами, чем со спорными символическими фигурами и действиями или загадочными проблемами “театра жестокости” и т.п.. Это отторжение происходит не из-за незнакомости, а по причине глубоко укорененного требования участия, в котором формальный эксперимент приносит разочарование.

Популярные вкусы относятся в формальной утонченности как к знаку вытеснения, отторжения непосвященных. Характер высокой культуры, сакральной и удушенной, предполагает ледяную торжественность великих музеев, роскошь оперных театров, декор концертных залов, что создает дистанцию, отказ от коммуникации, предупреждение против соблазна фамильярности. Напротив, популярные развлечения предполагают участие зрителя, а также коллективное участие публики в празднике, причиной которого оно становится.

Эта популярная реакция является полной противоположностью отдаленности, равнодушию эстета, который, аппроприируя какой-либо из объектов популярного вкуса, вводит дистанцию, разрыв -- меру своей отдаленной дистинктивности, путем смещения интереса с содержания, персонажа или сюжета на форму. Относительная оценка специфических художественных эффектов несовместима с погружением в непосредственную данность произведения. Эстетическая теория так часто рассматривала отдаленность, незаинтересованность, равнодушие как единственный способ признать автономность произведения искусства, что мы стали забывать, что они означают отказ от инвестирования самого себя и серьезного восприятия. Создалось убеждение, что вкладывание слишком большой страсти в творения разума наивно и вульгарно, что интеллектуальное творчество противостоит моральной целостности или политической последовательности.

Популярная эстетика представляет, по утверждению Бурдье, негативную противоположность кантианской эстетике. Последняя стремится отделить незаинтересованность, единственную гарантию эстетического качества созерцания, от заинтересованности чувств, которая определяет приятное, и от заинтересованности разума, которая определяет Добро. По контрасту, в массовой культуре каждый имидж выполняет функцию и соотносится с нормами морали или с удовольствием во всех суждениях. Эти суждения всегда являются реакциями на реальность репрезентируемой вещи или на функции, которые могла бы выполнять репрезентация. Так, фотограф) может репродуцировать ощущение ужасов войны, просто показав этот ужас. “Популярный натурализм узнает красоту в образе красивой вещи или, реже, в красивом образе красивой вещи”.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений"

Эстетика, которая подчиняет форму и само существование образа его функции, плюралистична и условна, завися от различных аудиторий. Поскольку имидж всегда судится путем отсылки к функции, которую он выполняет для определенного человека или класса зрителей, эстетическое суждение принимает форму гипотетического суждения, имплицитно основанного на признании жанров, совершенство и масштаб которых определяется концептом. Произведение часто редуцируется к стереотипу их социальной функции. Неудивительно, что эта эстетика, которая основана на информативном или моральном интересе, отвергает образы тривиального суждения образу объекта автономности в отношении объекта образа. Только цвет может предотвратить отторжение тривиальных вещей.

Принципы оценки произведения искусства людьми, не имеющими специфической компетенции, полностью противоположны принципам традиционной эстетики. Для популярной культуры характерна систематическая редукция объектов искусства к объектам жизни, что является явным "варварством" с точки зрения "чистой” эстетики. Эстетизм, который делает артистическую интенцию основой "искусства жить” предполагает своего рода моральный агностицизм, полную противоположность этической диспозиции, которая подчиняет искусство ценностям искусства жизни. Эстетическая интенция может только противоречить диспозициям этоса или нормам этического, которые определяют легитимные объекты и способы репрезентации для различных социальных классов, исключая из универсума репрезентабельного некоторые реальности и способы их репрезентации. Так, наиболее легкие способы эпатажа это трансгрессия этической цензуры (например, в вопросах секса), которую принимают другие классы даже внутри области, которые доминантная диспозиция определяет как эстетическое. Другой способ -- это придание эстетического статуса объектам или способам репрезентации, которые исключаются доминантной эстетикой своего времени.

Символическая трансгрессия представляет собой антитезу мелкобуржуазного морализма.. Декадентское искусство, отрезанное от социальной жизни, не уважающее ни бога, ни человека, должно быть подчинено науке морали и справедливости.

Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства"

Целью искусства, в таком случае, должно быть возбуждение морального чувства, достоинства, идеализация реальности подмены объекта идеалом объекта, изображением истинного, а не реального. Одним словом, оно должно образовывать. Для этого оно должно передавать не личные впечатления, а реконструировать социальную и историческую истину, доступную для всеобщего суждения. Эта концепция образовательной функции искусства, полностью редуцирующая его собственно эстетический аспект, нашла выражение во многих теоретических и практических разработках концепции эстетического воспитания. Результатом явилось смещение акцентов в художественном воспитании на идеологическую, этическую, историческую сторону произведения, на все то, что так или иначе связано с содержанием, а форма была практически выведена за скобки. Такой подход, несмотря на его демократический потенциал, является на деле формой идеологической индоктринации через посредство текстов искусства и вряд ли может быть назван эстетическим воспитанием. Кроме того, в нем не учитываются социальные различия, во многом обуславливающие разницу в восприятии искусства.

Восприятие произведения искусства, согласно Бурдье, также социально обусловлено, так как оно основано на "принципе уместности”, сконституированном и приобретенном социально. Именно этот принцип позволяет выбирать стилистические черты, характерные для определенного периода, художника или группы художников, из многообразия предложенных глазу элементов. Невозможно охарактеризовать произведение искусства с точки зрения стиля без знания альтернативных возможностей, т.е. без определенной компетентности. "Эстетическая диспозиция, понимаемая как способность к восприятию и расшифровке специфически стилистических характеристик, неотделима от специфической художественной компетентности”.

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания"

Последняя может быть приобретена не только в процессе обучения, но и в прямом контакте с произведениями искусства. Таким образом, способность к эстетическому суждению воспитывается путем создания эстетической диспозиции, т.е. способности к самостоятельным эстетическим суждениям, и формируется эта основа эстетической культуры личности только институционально, т.е. или в процессе обучения, или в процессе контакта с такими культурными институтами как музеи, галереи, выставки, в которых эксплицитно или имплицитно присутствует образовательная функция. Но это еще не объясняет разницы между "чистым”, незаинтересованным восприятием формы, характерным для эстетической диспозиции, и восприятием, обусловленным популярным, или "варварским” вкусом, основанным на оценке содержания произведения искусства. Согласно Бурдье, чтобы объяснить связь между "культурным капиталом” (т.е. уровнем образования) и способностью оценивать искусство “внезависимости от его содержания”, недостаточно указать на тот факт, что образование обеспечивает языковые инструменты и референции, которые делают возможным выражение эстетического опыта и конституируются этим выражением. По сути дела, эта связь утверждает зависимость эстетической диспозиции от материальных условий существования, которые являются предпосылкой аккумуляции культурного капитала, который может быть приобретен в результате отстранения от экономической необходимости. Вывод Бурдье основан на социальной обусловленности эстетической культуры личности -- только высшие страты общественной иерархии, свободные от повседневных экономических трудностей, становятся носителями эстетической диспозиции и незаинтересованных эстетических суждений, основанных на принципах кантианской эстетики.

Бурдье, так же как и Г. Рид, обращается к понятию игры, но игра для него -- не пространство свободного применения творческих сил, а интеллектуальная иллюзия, требующая “игровой серьезности”, доступная только тем, кто не забывает о нейтрализующей дистанции, которой требует “иллюзия” - игра. Способность удерживать эту дистанцию крайне важна для эстетической диспозиции, которая представляет собой ”обобщенную способность нейтрализовать требования повседневности и выводить за скобки практические цели... которая может возникнуть в мире, свободном от настоятельной необходимости и путем практики такой деятельности, которая является самоценной -- учебных упражнений или созерцания произведений искусства.

Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Роль эстетического воздействия как школы, так и семьи, в таком случае, так же обусловлена экономическими и социальными условиями, лежащими в их основе, а также содержанием, которые они “внушают”. Введение игрового элемента в образовательную практику (в форме спортивных игр, а также игровых элементов в стандартных учебных занятиях) не столько создает определенную "зону свободы”, так как игры эти проходят по строго установленным правилам, сколько конституирует элементы эстетической, незаинтересованной деятельности, которая составляет часть жизнедеятельности экономически привилегированных классов. Эта аккумуляция культурного капитала через игру позволит подростку, при вхождении в мир взрослых, освоить такую "незаинтересованную” и "неоплачиваемую” деятельность как внутреннее убранство дома и его поддержание, прогулки и туризм, церемонии и приемы, а также артистические практики и удовольствия. Символическое потребление произведений искусства составляет неотъемлемую часть свободы от экономической нужды, которому сопутствует наличие свободного времени и субъективных возможностей такого потребления, оно является "утверждением власти над доминируемой необходимостью”.

так часто происходит в рамках учебных программ представляет собой согласно Бурдье "эстетическую перверсию”. Рационализация ведет к использованию эксплицитных, стандартизированных таксономий, зафиксированных раз и навсегда в форме синоптических схем или дуалистических типологий (например, классицизм / романтизм). Образовательная система не может создать эстетическую диспозицию или дать конкретное направление эстетическому восприятию, но она создает формы выражения, которые ставят практические предпочтения на уровень квазисистематического дискурса и сознательно организуют их вокруг эксплицитных принципов, что ведет к символическому овладению практическими принципами вкуса. В этом смысле художественное воспитание играет такую же роль для эстетического вкуса, как грамматика для языковой компетентности. Оно заменяет систематичность "эстетики в себе”, основанной на практических принципах вкуса на интернациональную квазисистематичность формальной эстетики. Таким образом, академизм потенциально присутствует в любой рациональной педагогике, которая передает доктринальный набор эксплицитных норм и формул, скорее негативных, чем позитивных. Причиной отрицательного отношения эстета к педагогике является то, что рациональное обучение искусству предлагает замену непосредственному опыту -- тропинку, которая укорачивает долгий путь знакомства, таким образом предлагая решение для тех, кто надеется наверстать упущенное.

В своем анализе эстетической культуры личности Бурдье руководствуется двумя критериями -- уровнем образования и социальным происхождением, которые как определяют различные типы отношения человека к произведению искусства, так и эстетический вкус. Можно выделить два основных способа приобщения к эстетической ценности и, соответственно, две группы, находящиеся в оппозиции друг к другу. Первая группа идентифицирует себя с схоластическим определением культуры и считает, что она усваивается в учебном процессе. Вторая защищает неинституциональную культуру и отношение к ней. Эта борьба между “читателями” и “художниками” является борьбой различных фракций доминантной культуры по поводу определения личности, того, что является моделью личности и того типа образования, который может его продуцировать.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Костанайский социально - технический университет

имени академика З. Алдамжар

Педагогический факультет

Кафедра гуманитарных наук

Курсовая работа по дисциплине: «Теория и методика воспитательной работы»

Тема: «Факторы, влияющие на эстетические вкусы и предпочтения дошкольников»

Выполнила: Ярош Наталья Владимирвна

студентка специальности

ПиМНО 2 з\у

Научный руководитель:

Лукьянец Н.Г.

Костанай 2013

Введение

1. Эстетический вкус как основа эстетической культуры

2. Сущность эстетического воспитания

3. Эстетическое воспитание вкуса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Формирование эстетического вкуса - одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство и культуру происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. «Эстетическое воспитание - это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека» (44, с.90).

В реформе общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы» (45, с.48).

Декоративная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в том числе и средствами художественной обработки ткани.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" .

В процессе обучения ремеслу развивается психика, формируется интеллектуальный потенциал, развивается творческая активность, инициатива, воспитываются усидчивость, трудолюбие и многое другое. Данный вид деятельности доступен каждому учащемуся, техническое обеспечение не требует особых затрат, что немаловажно в нынешних экономических условиях.

Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов художественной деятельности. Проблемы формирования эстетического вкуса не находят широкого освещения в научно-методической литературе, однако являются остро актуальными. Поэтому несомненна новизна данной работы, которая заключается в обращении к проблемам эстетического воспитания в процессе занятий по художественной обработке ткани.

Цель работы - рассмотреть теоретические основы формирования эстетического вкуса учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в процессе занятий в студии художественной обработки ткани и экспериментально апробировать методику проведения этих занятий.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

· сбор, анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

· определение психолого-педагогических основ возрастных особенностей развития личности подростка;

· выявление способов и условий формирования эстетического вкуса учащихся на занятиях декоративно-прикладным творчеством;

· разработка программы художественной обработки ткани «Рукодельница», направленной на формирование эстетического вкуса учащихся;

· определение методических условий реализации программы;

· разработка системы занятий по формированию эстетического вкуса;

· экспериментальная апробация системы занятий;

· внедрение результатов работы в практику дополнительного образования подростков;

· оформление и подведение результатов исследования.

· В квалификационной работе обобщается опыт работы за четыре года в студии художественной обработки ткани, существующей на базе детского клуба «Родник» Орджоникидзевского центра детского творчества г. Магнитогорска. Опыт работы обсуждался на методических объединениях педагогов дополнительного образования. Результаты работы об использовании игровых приемов на занятиях опубликованы в сборнике «Использование игровых технологий в системе дополнительного образования» Магнитогорск 2001.

Результаты данного исследования могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования по художественно-технологическому направлению, а также для педагогов, интересующихся созданием комплексных программ занятий студий, кружков и т.д.

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность."

1. Эстетический вкус как основа эстетической культуры

В эстетическом словаре А.А. Беляева определение этому понятию звучит следующим образом: «Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравиться - не нравиться») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и этическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора)

Интерес к учебе повышает региональный компонент. Конкретная поисковая и оформительская работа, дающая очевидный результат, привлекают детей и формируют не только их жизненное кредо, но и эстетический вкус.

В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился уже в XVII - XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали ее с позиции рационализма. Представители английской эстетики (Шефтсбери, Хом и др.) связывали эстетический вкус с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Берку, утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчеркивал его субъективность. Особое место занимает разработка этой проблемы в эстетике Канта, который отметил противоречивый, общественно-индивидуальный характер эстетического вкуса. Русские революционеры-демократы Белинский, Чернышевский считали эстетический вкус субъективным критерием эстетической оценки, то есть более интуитивным, предшествующим рациональному эстетическому суждению.

Искусство так или иначе сопровождает человека с первых дней и до конца жизни. Мы не задумываемся над этим, факт очевидный.

Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своей деятельности действует по законам красоты, а понятие красоты связано с эстетической оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. Хороший эстетический вкус - способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, в быту, в искусстве.

Эстетический вкус является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого.

Основой компетентности "знатока” является медленное усвоение, практическое мастерство, которое, подобно искусству мышления или искусству жизни не может быть передано исключительно путем предписания или внушения. Приобретение такой компетентности подразумевает постоянный контакт с произведениями искусства. Находящиеся вне школьной программы виды эстетической деятельности связаны с неравными локализациями, экономическим статусом, кадровым обеспечением этих институтов. Если художественное воспитание в рамках учебного заведения и влияет на (формирование эстетического вкуса, то скорее в негативном плане. Манифестируя недоступность непосредственного общения с произведениями искусства или ограничивая ее жесткими сигнификациями, обусловленными институциональной политикой. Это может привести к различным последствиям для создания эстетической диспозиции, от полного отторжения до стремления к тотальной апроприации во взрослом мире, в зависимости от социальных амбиций, места в иерархии, его подвижности или ригидности, контактов с представителями других страт и т.д.

И кто знает, насколько бы обеднела наша жизнь, не будь этой сокровищницы прекрасного. Общение с прекрасным делает человека добрее.

Проблеме формирования эстетического вкуса уделяли большое внимание в современной отечественной литературе Н. М. Аршавская, Л. А. Антонова, А. Буров, А. Г. Голыбина, Л. А. Гусакова, Н. М. Зборовский, Г. И. Иваненко, Л. Н. Коган, Б. Т. Лихачев, М. Н. Лифшиц, А. П. Мохонько, В. Т. Мозгот, В. К. Скатерщиков, И. Л. Сосенкин, В. П. Шестаков, Е. Г. Яковлев. Все влияет на развитие вкуса: политика и экономика, культура и нравственность, философия и религия, искусство во всех формах его проявлениях. эстетический педагогический образование

Всякая деятельность человека кроме практического, утилитарного назначения имеет хотя бы крупицы общечеловеческого, то есть имеет значимость для всего человеческого рода. Общечеловеческая значимость придает человеческой деятельности эстетическое содержание. «Можно сказать, что эстетическая деятельность - это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости»

Любой урок истории предполагает дифференциацию обучения. Такой подход легко осуществить, используя индивидуальные карточки. Например, в 5 классе при объявлении темы «Владыки Олимпа» мы предлагаем ответить на такой вопрос в карточке: «Кому молились люди, когда произносили слова: «О ты, тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один -- барана, другой -- козла, бедный -- лепешку! Подай нам дождь!» (Зевсу). Или: «Кто мог выразить горе следующими словами: «Обманом разлучили меня с дочерью. Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне любимую дочь!» (Деметра).

Деятельность человека не только проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического - становится художественной деятельностью, которая «в процессе исторического развития и общественного разделения труда выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности, сохраняя с трудом опосредованную культурой связь» /

Яркое впечатление в памяти учеников оставляет эмоциональное объяснение учителем нового материала. Например, знакомство с темой «Искусство Древней Индии». «Три тысячи лет прошло с тех пор, как была обнаружена наскальная индийская живопись. Более тысячи лет пещеры находились в забвении и были открыты Джеймсом Фсрносом. Он охотился в окрестностях Валхары, когда встретил мальчика-пастушка с козьим стадом, который позвал его, чтобы показать что- то интересное.

Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру. «Деятельность по законам красоты в системе материального производства, эстетическое отношение к труду, общечеловеческие аспекты ценности его продуктов, значение труда в формировании эстетических чувств, вкусов и взглядов - все это область эстетического отношения человека к действительности» /, добавлен 18.09.2017

Эстетический вкус как форма восприятия действительности. Психолого-педагогические особенности процесса формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе. Учебно-воспитательные условия развития музыкальной культуры учащихся.

дипломная работа , добавлен 06.06.2015

Изучить и анализ эстетического воспитания младших школьников средствами искусства. Выявление уровня художественно-эстетической воспитанности детей. Описание эффективности одной из программ по воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.

дипломная работа , добавлен 05.03.2015

Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей. Формирование основ эстетического вкуса. Развитие художественно-творческих способностей детей. Условия и средства эстетического воспитания. Его основные задачи, методы и формы организации.

реферат , добавлен 11.03.2010

Обзор аспектов эстетической культуры личности и влияния музыкального искусства на эстетическое воспитание подростков. Изучение основ воспитательной работы с детьми в условиях хоровых занятий. Анализ уровня художественно-эстетического вкуса подростков.

дипломная работа , добавлен 03.06.2012

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников. Характеристика программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Экспериментальное исследование уровня эстетического воспитания у детей.

курсовая работа , добавлен 05.05.2013

Взгляды педагогов на роль эстетического воспитания школьников. Эстетика детской жизни. Формирование эстетической культуры учащихся. Эстетическое восприятие природы. Формирование эстетической культуры средствами искусства. Виды детского творчества.

курсовая работа , добавлен 08.04.2011

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности. Методика эстетического воспитания молодежи в условиях ВУЗа. Диагностика сформированности эстетической культуры личности студентов, исследование мотивации успеха и боязни неудач.

дипломная работа , добавлен 16.09.2011

Искусство в системе художественно-эстетического воспитания младших школьников. Работа по повышению уровня художественно-эстетической воспитанности детей средствами декоративно-прикладного искусства. Организация занятий по лоскутному шитью, их задачи.

дипломная работа , добавлен 11.03.2015

Формирование эстетической культуры личности. Понятие эстетической культуры: цели и задачи. Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи. Труд как средство эстетического воспитания. Технология изготовления декоративных цветов из ткани.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

Чистота, простота, красота.

Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа .

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство : изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

МОАУ «Григорьевская СОШ» Соль-Илецкого района

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

Выполнил:

учитель музыки

САРЫЧЕВА

Елена Викторовна

Руководители:

к. п.н., старший преподаватель

кафедры пед. мастерства;

доцент кафедры ХЭВ

Введение……………………………………………………………...………….…...3

Глава 1. Теоретический аспект формирования эстетического вкуса

у подростков………………………………………….…………….….......7

1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»…….....…...7

1.2. Особенности музыкального воспитания в формировании эстетического вкуса школьников..…………..……………….............…18

Глава 2. Практическое обоснование возможностей музыкального

воспитания в формировании эстетического вкуса подростков…....….26

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по

формированию эстетического вкуса у подростков……........................26

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по

формированию эстетического вкуса подростков

в процессе музыкального воспитания………………………………..…35

Заключение………………………………………….……………………………...49

Список использованной литературы………………………………………….......51

Приложение………………………………………………………………………...57

ВВЕДЕНИЕ

Формирование эстетического вкуса подрастающего поколения сегодня особенно актуально. Это связано с тем, что в современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации , молодежных общественных объединений , религиозных организаций , а также социокультурная жизнь молодежи в целом.

Материалы, распространенные через прессу, телевидение, радио, Интернет, нередко представляют собой поток информации, противоречащей нравственным ценностям, пропагандирующей бездумный и праздный образ жизни. Активно атакует Россию чуждая нам примитивная массовая культура. Падение общекультурного уровня провоцирует у молодых людей депрессию, стрессы, неврозы, агрессию. Снижение культурно-образовательного уровня населения продолжается, и подросток, вращаясь в атмосфере бездуховности, все больше отчуждается от моральных и духовных ценностей.

Особую актуальность в формировании эстетического вкуса школьников имеет целенаправленное воздействие средствами искусства.

Сила искусства в том, что оно не только вызывает эстетические чувства, но и учит творчески воспринимать самую действительность, приучает образно мыслить, увеличивает творческий потенциал личности, развивает способности.

Все это делает необходимым поиск совершенствования учебно-воспитательного процесса на уроках музыки и в сфере дополнительного образования , обеспечивающих развитие эстетического вкуса подростков в аспекте ее полифункционального позитивного влияния на духовный мир становления личности.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей, развития эстетического вкуса.

Различные грани развития эстетического вкуса нашли отражение в трудах известных философов, психологов, педагогов, культурологов. Основные категории современной эстетики, особый язык теоретической мысли об искусстве разрабатывались, . Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания рассматривали, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, .

Психолого-педагогические особенности эстетического отражения мира как основы формирования эстетического вкуса раскрыты в работах, .

Сущность, цели, задачи и принципы эстетического воспитания определены в работах, . Тем не менее, ряд вопросов, связанных с формированием эстетического вкуса подростков, требует более детальной разработки: уточнение критериев, уровней его формирования и развития, определение педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования эстетического вкуса подростков.

Актуальность, теоретическая значимость и необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Музыкальное воспитание как средство формирования эстетического вкуса подростков».

Цель исследования – обосновать эффективность формирования эстетического вкуса подростков посредством музыкального воспитания.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках музыки и во внеурочное время у учащихся 8-ых классов.

Предмет исследования – формирование эстетического вкуса подростков.

Гипотеза исследования – формирование эстетического вкуса подростков будет проходить более эффективно, если будет организована музыкально-просветительская и художественно-образовательная работа учителем музыки, которая предполагает:

Расширение музыкально-эстетических знаний и умений подростка;

Эмоционально - чувственное «насыщение» музыкально - эстетического опыта учащихся в процессе художественного общения;

Решение проблемно-эстетических ситуаций.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Рассмотреть и провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Выявить и обосновать компоненты эстетического вкуса, уровни сформированности и этапы его формирования в процессе музыкального воспитания;

Экспериментально проверить эффективность музыкального воспитания как средства формирования эстетического вкуса подростков;

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность эстетического вкуса (А. Баумгартен, П. Бурдье, Н. Гартман, И. Кант, Платон,); психолого-педаго­гические исследования, посвященные проблеме воспитания эстетического вкуса (, А. Ричардс,); положения концепции личностно ориентированного образования (,).

Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретические (анализ научной литературы , изучение и обобщение педагогического опыта);

Эмпирические (прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование);

Экспериментальный;

Метод математической статистики в обработке экспериментальных данных.

Базой исследования выступила сельская Григорьевская средняя общеобразовательная школа. Исследование проводилось в условиях естественного образовательного процесса.

Структура и объем – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический аспект формирования эстетического вкуса у подростков

1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»

Решение исследовательских задач потребовало раскрытия сложившейся в науке системы представлений о понятии «эстетический вкус».

В философии традиционно раскрывается социально-личностная природа эстетического вкуса. Философская мысль античности осмысливает эстетику как культурный феномен, формулирует главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности; о природе искусства; о сущности творческого процесса; о месте искусства в жизни общества.

В эпоху Средневековья эстетика становится одним из разделов богословия (и сегодня активно используется термин «религиозная эстетика»), которое посредством искусства стремится обратить человека к Богу, сформировать у него имманентную направленность на служение Богу. Наиболее известными эстетиками этого периода были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные эстетические принципы, воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства.

Активное развитие эстетической мысли и её категориального аппарата началось в эпоху Возрождения и далее продолжилось в трудах известнейших философов эпохи Просвещения и Нового времени (Ф. Петрарка, Н. Кузанский, Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

Проблема вкуса рассматривается как духовное качество и способность личности, которую создает культура (Балтасар Грассиан-и-Моралес); особая способность человека к суждению, способность более глубинная, чем рассудочные взгляды, отличающаяся от ума и подверженная изменениям (Франсуа де Ларошфуко); вкусы бывают хорошие и дурные, и люди правы, когда спорят о них (Жан де Лабрюйер). Определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе подвели в середине XVIII века Батё, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Они полагали, что чувство вкуса развито у всех по-разному и зависит от личностных особенностей человека (его «чувствительности») и от среды, в которой он живет. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего, находятся в природе, но также в поэзии и искусстве, на них и происходит воспитание вкуса.

Немецкая классическая эстетика XVIII-XIX вв. (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Л. Фейербах,) - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Они считали, что вкус - это способность чувствовать прекрасное; он дарован всем разумным существам небом, но в весьма различной степени. Поэтому его необходимо воспитывать на идеальных образцах искусства (6).

Большой вклад в развитие эстетического категориально-понятийного аппарата внес И. Кант. В своей эстетике философ ставит категорию вкуса в качестве главной эстетической категории. И. Кант убедительно показывает, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия , которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи по своей укорененности в сознании (20, с.

Зарождение русской эстетической мысли как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX - начале XX века. Яркими представителями были, . Они дают определение: «Эстетика есть наука вкуса».

В XX столетии ученые активно обсуждали понятие «эстетический вкус» в его философском, эстетическом, педагогическом значении.

Понятие вкуса исследователи (,) традиционно связывают с системой чувственно-эмоциональных и интеллектуально-рациональных предпочтений, которая занимает посредническую позицию между чувственным и рациональным познанием, эмоциональной восприимчивостью и отзывчивостью, интеллектуальной оценкой воспринима­емых предметов и явлений. Вкус - это чувство, позволяющее человеку безошибочно находить меру нужного, обеспечивающего гармонию разнонаправленных тенденций, противоречивых устремлений (6, 39).

Скептические настроения ХХ века привели к тому, что обычные эстетические суждения разделили понятие «эстетический вкус» на «хороший вкус» и «плохой вкус». К. Дюкасс развенчал традиционное понятие «хороший вкус» и «плохой вкус», заявив: «Объективной проверки хорошего или плохого вкуса не существует». , ввели антитезу «развитый - неразвитый вкус» (помимо «хороший - плохой»), отражающую различные уровни эстетической культуры (у неразвитого есть перспектива стать либо плохим, либо хорошим) (50).

Всякая индивидуальная черта человека обретает экзистенциональную значимость. Это касается и эстетического вкуса. «Важно не то, каков он, - пишет, - важно то, что он вообще есть, что вкус добавляет к образу личности так много неподражаемых штрихов» (52). Думаем, любить классическую музыку, Ф. Листа, А. Скрябина, любить живопись Рембрандта - это уже достаточно развитый вкус, показывающий качество эстетических предпочтений. Тот или иной эстетический вкус есть заявление человека о себе и о своем существовании: «Я живу, я не повторим».

Заслуживает внимания оригинальная концепция А. Ричардса, сочетающая психологический, семиотический и аксиологический подходы. Представитель американской аналитической критики полагал, что эстетический вкус человека раскрывает его глубже, чем любой психоанализ, и сообщает о личности больше, чем самая откровенная и подробная исповедь.

По мнению, «об эстетическом вкусе как о способности можно судить по нескольким конкретным характеристикам и действиям человека, проявляющимся как своего рода признаки эстетического вкуса»:

1. Высокий уровень общей духовной культуры человека.

2. Нравственная воспитанность.

3. Глубокое знание предмета, о котором высказывается оценочное суждение.

4. Умение отличать объективные достоинства предмета от своих субъективных предпочтений.

5. Знание и понимание законов художественного творчества.

6. Знание и понимание общечеловеческих художественных ценностей.

7. Тонкая, глубокая, а не поверхностная оценка явления.

8. Поиск гармонии части и целого.

9. Критичность и доброжелательность.

10. Широта и открытость.

11. Уважение к вкусам других людей (49).

Эстетические вкусы формируются в процессе накопления социального опыта и воспитания. Данная категория аккумулирует сложный комплекс личностных проявлений: 1) эмоциональную отзывчивость; 2) ценностные ориентации; 3) мировоззренческие позиции; 4) готовность к творческой деятельности.

Эстетический вкус рассматривается исследователями как элемент эстетического сознания личности, формирующийся исключительно в определенных социокультурных (имеющих также пространственно-временные параметры) и педагогических (на уровне создания личностных смыслов) условиях.

Эстетическое сознание многообразно структурировано. Поскольку оно проявляется в эстетическом вкусе индивида, представим его чувственно-эмпирический уровень: эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление; рациональный уровень: эстетические суждения, эстетические ценности, эстетические взгляды. Известно, что эстетическое сознание может быть формируемо не только путем направленного, планомерно и намеренно осуществляемого воспитания и образования, но и в контексте стихийного, неуправляемого воздействия на человека окружающей его среды, непосредственного бытия, в которое человек погружен и влияние которого он может не осознавать и даже не отмечать. Однако и эстетические аспекты окружающей действительности, и эстетическое воздействие даже не специально эстетических сторон действительности, постоянно и неотступно сопровождая человека, оказывают на него определенное формирующее воздействие. Вместе с системой традиционных представлений, в которые неотрывно вплетаются и представления эстетические, это составляет тот естественный совокупный контекст, в котором формируется и оформляется эстетическое сознание - эстетические понятия, вкус, представления об идеале, красоте, гармонии (67).

Эстетический вкус в структуре эстетического сознания тесно связан с потребностями, интересом, эмоциями, чувствами, восприятием, отношением, ценностями, деятельностью.

Анализ теоретических работ показал, что с античности мыслители и художники стремились описать, раскрыть «законы» и «правила» красоты, среди которых фигурировали такие характеристики, как гармония, совершенство, мера, соразмерность, порядок, симметрия, пропорция, число, ритм, равенство, «золотое сечение», конкретные пропорции, типы линий (S-образная линия, например), блеск, сияние, свет, цветовые отношения, музыкальные созвучия, определенные соотношения частей и целого.

В настоящее время в научной литературе раскрываются разные аспекты эстетического вкуса:

1) психофизиологический (это одно из движущих мотивационных психических качеств личности, постоянно коррелирующих ее поступки и деятельность);

2) социальный (вкус как диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального);

3) гносеологический (индивидуальное проявление вкуса основывается всегда на сложившихся в общественной жизни представлениях о разнообразных проявлениях эстетического).

Выявленные свойства эстетического вкуса позволили утверждать, что эстетический вкус - не врожденная, а благоприобретенная духовная сила, он может формироваться только в процессе приобщения индивида к искусству и культуре.

Эстетический вкус личности, являясь критерием меры прекрасного в воспринимаемом окружающем мире - естественном и созданном человеком, определяет способы ориентировки личности в культурной реальности и включает объем и содержание художественно-эстетических знаний и опыта в сочетании со способностью говорить о них и реализовывать в практической деятельности. Структурные компоненты эстетического вкуса (интеллектуальный, эмоциональный и оценочный) отражают широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля.

Эстетический вкус обладает рядом специфических функций:

1. Самопонимание и развитие (осознание и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я», самоутверждение в общественной жизни). Функции самопонимания и развития являются основанием формирования эстетического вкуса, определяя эстетические представления подростка и их связь со способом удовлетворения эстетических потребностей.

2. Самооценка и саморазвитие (морально-нравственные взаимоотношения , общение, образование, формирование подлинной человечности). Функции самооценки и саморазвития раскрывают механизм становления и формирования эстетического вкуса подростка и определяют его мировоззренческий аспект.

3. Самореализация и самоутверждение (учебно-трудовая и эстетическая деятельность, совершенствование человека во всех видах деятельности). Функции самореализации и самоутверждения подростка в учебной деятельности раскрывают интенции процесса формирования эстетического вкуса, его результативный аспект и определяют подростка как субъекта культурно-образовательного процесса.

Ценность существования - одна из важнейших проблем аксиологии, и нигде вечные вопросы не были освещены более убедительно, чем в искусстве. Научить видеть черты совершенства, сияющие нам с холстов и страниц, из летучей субстанции музыки, - основополагающая задача формирования эстетического вкуса.

Таблица 1

Понятие «эстетический вкус» в научной литературе

Определение

Ф. Вольтер, Батё,

Ж.- Ж. Руссо

Вкус - т. е. чутье, чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах

Вкус - идея, состоящая из восприятия первичных удовольствий, доставляемых внешним чувством, вторичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов , нравов и поступков людей

Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса

Вкус - способность восприятия эмоциональных оценок и суждений о прекрасном (психологический аспект)

Вкус - проявление избирательно-оценочного отношения к эстетическим объектам в процессе созидательной деятельности

Ввели антитезу «развитый - неразвитый вкус», отражающую различные уровни эстетической культуры (у неразвитого есть перспектива стать либо плохим, либо хорошим)

Эстетический вкус - система эстетических предпочтений или ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке исторически обусловленных впечатлений

Эстетический вкус - способность по непосредственному чувству (нравится - не нравится) определять эстетическую ценность предмета

Ощущения вкуса отмечаются ясно выраженным оценочным, избирательным характером, благодаря их яркому эмоциональному тону - удовольствия - неудовольствия

Эстетический вкус - способность человека оценивать прекрасное в жизни, искусстве, поведении людей

Эстетический вкус - это способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в искусстве и в действительности

Из приведенных в таблице определений видно, что в разных по стилистическому оформлению определениях понятия «эстетический вкус» присутствует инвариантное ядро - способность судить о прекрасном, действующий механизм на движение к цели, эстетические предпочтения, ориентации, избирательно-оценочное отношение к эстетическим объектам, диалектическое единство внутреннего и внешнего, интуиция.

Проведенный далее анализ позволил нам уточнить, что вкус объединяет в себе индивидуальное и социальное. Единство исходных позиций в оценке красивого в жизни и в искусстве не исключает многообразия индивидуальных оценок, суждений, мнений. Различия во вкусах - объективная закономерность эстетической формы познания, обусловленная многоликостью самой красоты, особенностями возраста, пола, индивидуальности, личного опыта человека. В условиях возрастания объема эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отношении человека к действительности и искусству.

Ряд исследователей (, З. А. Разумный,) рассматривают вкус в психологическом аспекте как способность восприятия эмоциональных оценок и суждений о прекрасном. провел аналогию между художественными предпочтениями и «ощущениями вкуса, которые отмечаются ясно выраженным оценочным, избирательным характером, благодаря их яркому эмоциональному тону - удовольствия - неудовольствия» (10). По мнению И. Л. Мацы и, вкус может проявляться не только в избирательно-оценочном отношении к эстетическим объектам, но и в процессе созидательной деятельности человека. Анализ теорий эстетики позволяет нам сделать вывод: эстетический вкус - это способность личности вычленять из окружающей действительности прекрасное и безобразное, интуитивно и осмысленно пользуясь законами эстетики и личным эстетическим опытом, умение формировать личностное отношение (личностный смысл) и выносить оценочное суждение. Эстетический вкус проявляется на субъективном уровне (эстетические предпочтения) и объективном (эстетические проявления, деятельность) (31).

Такой подход позволяет нам выделить педагогический аспект категории «эстетический вкус подростка», включающий три компонента: 1) интеллектуальный (характеризуется знанием законов искусства, творчества деятелей искусства, умением различать стилевую и жанровую специфику произведений искусства, эстетические представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном; умение анализировать полученную эстетическую информацию); 2) эмоциональный компонент (обусловлен сформированностью эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, чувством гармонии, наличием чувства меры, «эстетического чутья» - интуиции); 3) оценочный (представлен системой эстетических ценностей личности, знанием эстетических норм, способностью выражения оценочного суждения и проявления избирательного отношения) (рис. 1).

Рис. 1. Структура эстетического вкуса личности

Эти компоненты послужили нам для выработки критериев и уровневых показателей. Объективация эстетического вкуса происходит в проявлениях внешней активности личности, ее деятельности и поведении.

Таким образом, содержанием эстетического вкуса подростка является эстетический информационный багаж, система обобщенных знаний о сущности и критериях прекрасного, закономерностях взаимодействия человека с красотой. На основе овладения подростком эстетической информацией происходит осмысление, систематизация, анализ накопленного личного опыта, сопоставление прекрасного и уродливого, развитие самостоятельности суждения и оценок.

Формирование эстетического вкуса является составной частью непрерывного процесса эстетического воспитания. Рассматривая эстетическое воспитание как процесс эмоционально-чувственной социализации личности в культурном пространстве, современные философы, культурологи, педагоги выделяют ряд факторов, влияющих на данный процесс: уровень развития культуры, художественно-эстетическое образование (здесь образование мы рассматриваем как способ трансляции культурного опыта в определенных условиях), средства массовой информации, имеющие непосредственное влияние на человека; непосредственное социальное окружение. В современном мире процесс формирования эстетического вкуса все больше выходит за рамки образовательного процесса, носящего институализованный характер, переходя в среду повседневного существования человека (22).

Теоретический анализ современной научной литературы (,) позволил определить эстетический вкус личности как способность находить меру прекрасного в воспринимаемом окружающем мире (естественном и созданном человеком), умение воспринимать, классифицировать, запоминать эстетическую информацию и обосновывать критерии ее оценки . В содержание понятия «эстетический вкус личности» исследователями наряду с практическим мастерством включаются также широкий кругозор, позволяющий на основе имеющихся знаний и эстетического опыта выносить оценочные суждения; способность к избирательно-оценочной деятельности; эстетическое восприятие и отзывчивость, эстетическая чувствительность к звуку, цвету, форме и др. (22, 50).

Эстетический вкус личности определяет жизненный стиль человека, что проявляется объективно и субъективно в повседневной жизни, в имидже, интерьере, которые становятся утверждением положения индивида в социальном пространстве, и уровень профессиональной компетентности, проявляющийся в качестве создаваемой им продукции.

Разрыв между институциональным и средовым фактором в эстетическом развитии определяется не только «культурным материалом», который может совпадать, но и процессами смыслообразования и ценностными ориентациями. На наш взгляд, для того чтобы оптимизировать процесс формирования эстетического вкуса у подростков, необходимо учитывать это влияние и найти оптимальные пути расширения их эстетического сознания на основе уточнения педагогического аспекта категории «эстетический вкус».

1.2. Особенности музыкального воспитания в формировании эстетического вкуса школьников

Ряд ученых (,) считают, что процесс воспитания бесконечен и в нем не может быть законченности. Мы признаем эту точку зрения, но вслед за считаем, что, как в любом процессе, в формировании эстетического вкуса сохраняется всеобщность органического единства непрерывного и прерывного. При всей непрерывности психического как процесса в нем всегда есть и нечто прерывное. Эстетический вкус является компонентом внутри единого непрерывного процесса развития личности (61).

Педагогический процесс в современной педагогике рассматривается как совместное движение обучающих и обучаемых к целям, опосредованное содержанием и методами его усвоения и совершаемое в социокультурной среде. В этом процессе постоянно возникает необходимость соотносить руководство педагога с активностью и самостоятельностью учащихся (62). В нашем случае под процессом мы понимаем совокупность действий для достижения результата - формирования у подростков эстетического вкуса.

Термин «формирование», если основываться на трактовке его в различных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как придание окончательной формы, достижение полной зрелости, окончательного развития. Например, считают что термин «формирование» означает, прежде всего, реализацию запрограммированных форм, качеств, отодвигая на второй план свободное развитие природных задатков человека. Однако большинство ученых придает этому понятию несколько иной смысл, опираясь в своих определениях на психологический термин «развитие».

По определению, развитие личности - это единый процесс социализации, когда человек осваивает социальный опыт, и индивидуализации, когда он выражает собственную позицию, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, вырабатывает перспективу развития дальнейшей деятельности и, что исключительно важно, выходя за пределы данной деятельности (67). Следовательно, формирование эстетического вкуса подростка мы можем рассматривать как одну из сторон единого процесса развития личности.

Как указывают и, следует иметь в виду, что хотя в учебном процессе, как показано в объяснительных записках, программах, формируются знания, умения, развивается личность школьников, утверждать, что «личность формируется» можно лишь с большой долей условности, ибо она в такой же мере формируется, в какой и противостоит всякому «формированию». Личностное начало, образование, ориентированное на его развитие, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности, ее сил саморазвития. Педагог, действующий в соответствии с нормами культуры, не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, становления личностных функций субъекта в деятельности (58).

Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе направлено на всестороннее, гармоничное, творческое становление личности ребенка.

Музыкальное искусство как деятельность - процесс двуединый. С одной стороны, это творческая работа композитора, который выступает от имени своего времени. Результат этой работы - музыкальное произведение. Другая сторона - это творческая работа исполнителя, активный духовный процесс, предполагающий предельную напряженность эмоций, интеллекта. Итогом является новое воссоздание художественной целостности, в которой оживает замысел автора, окрашиваясь субъективным миропониманием как исполнителя, так и воспринимающего это исполнение. В акте восприятия совершается включение в познавательно-оценочную работу, увлекающую исполнителя по пути исследования жизни в поисках истины. Исполнитель оказывается наедине с душой художника, вступает в общение с яркой индивидуальностью, обогащается умением видеть мир по-особому, обнаруживая в нем неожиданные и общезначимые качества (60).

Становление личности - процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18-25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности

Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус - не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.

Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди