05.08.2019

Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Ребенок разговаривает с воображаемым другом. Что делать


У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… Что делать, если у малыша появились воображаемые друзья?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку).

Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.



Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного «барашка Вени». Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против «барашек Веня», если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему «некий Вася», которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Обсудить воображаемых друзей вашего малыша можно

Бывает так, что у ребенка появляется невидимый друг и никакой настоящий товарищ по песочнице, сверстник на игровой площадке его долгое время не может заменить. Причем этот друг- невидимка появляется внезапно и неоткуда. Что делать родителям в этом случае?

Дело в том, что реальность ребенка не ограничена, как у взрослого. Во сне, попадая в другой мир, он считает его реальным продолжением привычного. Добавьте к этому еще сказки, прочитанные перед сном и собственные фантазии ребенка. Так вот все это обычное и выдуманное отлично уживаются в воображение ребенка вместе, о других интересных особенностях формирования личности вашего чада можно вот здесь почитать .

Психологи считают, что невидимых друзей родителям не стоит опасаться, если это не является попыткой убежать от реальности. Это значит, что ребенок также занимается с игрушками и продолжает общаться с родными, как и прежде. Насторожиться стоит в том случае, если ребенок отказывается общаться или играть с родственниками, а спешит уединиться со своим тайным, невидимым для всех другом в своей комнате.

У ребенка невидимый друг - что делать

Чтобы понять, что за тайный друг появился у ребенка, можно попытаться представить, что он действительно существует и что его появление -это совершенно нормальное явление для вашей семьи.

А теперь попросите познакомить вас с ним. Может это эльф или сказочный гном, волшебник? А может у него он и не один, а целая веселая компания. Старайтесь не сомневаться и воспринимать серьезно его невидимых друзей. Они существуют, просто вы выросли и перестали верить в чудеса. Научитесь этому снова вместе с ребенком. Фантазируйте и играйте. И не страшно, что в игре нужно раскладывать карточки и для невиданного друга или делать ход за него. Зато вы добьетесь того, что ребенок будет всегда вам рассказывать о нем, и пусть вам он и не понравился, но вы будете знать, что происходит в выдуманном вашим чадом мире, сможете более осознанно проанализировать происходящее. Помните, что если ребенок с кем-то подружился, значит, этот человек заслуживает и вашего внимания. Учитывайте это даже если играть с невидимым другом, доставляет вам мало удовольствия.

Если вы не верите в существования невидимок, это ваше дело. Только важно никогда не отрицать их существование в присутствии ребенка. Не стоит доводить ситуацию до абсурда. Лучше постарайтесь уделить своему чаду немного больше времени, ведь когда малыш постоянно чувствует вашу любовь и заботу, вероятность появления таких необычных друзей сводиться к минимуму.

Помните, общение малыша с родителями не должно заменяться на общение с эльфами и волшебниками. Конечно, когда вы чем-то заняты или просто хотите отдохнуть, есть соблазн иногда отправить ребенка поиграть с невидимкой. Но ведь именно вы и есть самые верные и лучшие друзья для вашего чада. Постарайтесь во чтобы то не стало найти время для личного общения с ребенком, когда вас не будет ничто отвлекать и вы 100 % своего внимания сможете уделить только ем. Пусть это будет хотя бы полчаса в день, поверьте это будут самые дорогие для ребенка минуты, которые он будет вспоминать всю свою жизнь.

Недавно мой юный художник двух с половиной лет с гордостью продемонстрировал очередные разноцветные каракули. На вопрос: «А кто это?», чадо, не задумываясь, ответило: «Это зверь Тухарик». И немного подумав, добавило: «Он живет в зоопарке». Несколькими днями позже к неведомой зверушке присоединился коллега – зверь Лиссабук, который, как выяснилось в результате допроса с пристрастием, «маленький и живёт в парке». Так у ребенка появилось сразу два выдуманных друга, а у мамы – ряд вопросов: откуда родом эти «невиданные звери» и что всё это значит? И вот что показало импровизированное расследование, в котором нам помогала детский психолог негосударственного образовательного центра «ДИВО» Елена Ивановна САВЛЕВА.


ГЕРОИ НИОТКУДА


Появление выдуманного друга вызывает у некоторых мам настоящий шок. Они начинают бить тревогу, считая, что у ребенка есть серьезные проблемы с психикой. Тревога эта абсолютно надуманная, - говорит Елена Ивановна. - Воображаемые друзья у детей были всегда, просто раньше многие малыши «не открывались», об этом мало писали в литературе, поэтому и кажется, что появился некий бум «выдуманных друзей». Если у ребенка нет других симптомов, это свидетельствует исключительно о хорошем интеллектуальном и творческом развитии. Очень многие дети проходят через этот период. Обычно появление таких «друзей» активно совпадает с возрастом от 2,5 до 5 лет, и в норме их существование естественно до 7-9 лет.


Американские ученые и психологи подтверждают, что большинство малышей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают «играть» с ними даже в раннем школьном возрасте. Придуманные друзья есть примерно у 65% детей от 3 до 5 лет: обычно это сверстники (чаще всего того же пола) или животные. Доктор Майджори Тейлор говорит: "С помощью своей фантазии ребенок просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию".


Кстати, и разум в виде мамских интернет-форумов подтвердил, что наши выдуманные друзья не одиноки. «У нашего лет до трех были в друзьях Батанет и Кусталейка, - пишет мама Анна. - Кто это или что это, мы так и не добились. Знаю, что у Кусталейки много лапок и глазок, и она маленькая, про Батанета, только то, что он в камуфляже (сын, как-то увидев человека в форме, сказал: "Смотрите, как Батанет!"). В общем, услышав в ответ, что они очень добрые и хорошие, мы от ребенка отстали…».


ОТКУДА ПРИЛЕТАЕТ КАРЛСОН?


И всё же иногда воображаемые друзья могут не просто свидетельствовать о наличии у ребенка богатой фантазии, но и говорить о том, что у малыша в его будничной жизни появилась какая-то пустота, что у ребенка есть какое-то желание, которое он либо не высказывает вслух, либо родители в категоричной форме отказывают крохе в его исполнении. Вспомните трогательный советский мультфильм «Варежка»: девочка так мечтала о собаке, что смогла своим воображением «оживить» самую обычную красную варежку. Да и Малыш, придумавший Карлсона, в общем-то, вполне благополучный ребенок: у него есть любящие родители, старшие брат и сестра. Но мы верим ему, когда он говорит, что у него никого нет. Он искренне чувствует себя одиноким, и Карлсон заполняет эту пустоту в душе ребенка…. Кстати, именно в честь героя Астрид Линдгрен и названо это психологическое явление – синдром Малыша (он же «золотая пора детской лжи» или «mania fantastica»).


Как справиться с этой ситуацией? Если есть возможность, купите ребенку котёнка или щенка, о которых он так просит! Если же это невозможно, или если малыш мечтает, например, о маленьком домашнем драконе или пони, придется эту ситуацию обыгрывать…


Развитая индустрия детских игрушек позволяет найти хороший выход, - советует психолог Елена Савлева. - Купите ребенку игрушечного дракончика или лошадку, но не оставляйте малыша с игрушкой один на один, «оживите» ее, внесите познавательный момент. Вам придется рассказать об условиях жизни этого животного, выделить небольшой уголок дома, где оно будет жить, а также развивать чувство ответственности у ребенка. Обязательно нужно интересоваться состоянием игрушечного питомца, помогать ребенку в «уходе» за ним, активно включаться в игру. Эти навыки обязательно пригодятся во взрослой жизни!


Отдельного внимания требует воображаемый друг, появившийся у ребенка после развода родителей или смерти близкого человека. Если ваш «Карлсон» возник в результате посттравматического синдрома, то крайне желательно подключить к решению проблемы специалиста-психолога, чтобы ребенок не абстрагировался от реального мира. Но все-таки на первых порах не отрицайте существования выдуманного друга – он оказывает ребенку очень сильную психологическую поддержку в трудный момент его жизни. Но никогда не пускайте ситуацию на самотек, если истории ребенка становятся мрачными и жестокими. Если малыш, увлекаясь игрой, теряет аппетит или сон, забывает о других играх, неохотно идет с вами на контакт, путает игру и реальность и становится слишком зависимым от своего придуманного друга, немедленно обращайтесь за психологической помощью!


КТО ЭТО СДЕЛАЛ? ПУШКИН!


Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Ребенок снимает с себя чувство вины и сваливает на него свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение (и чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на придуманного друга!). Это обычно случается, если у ребенка строгие родители или воспитатели. Когда ребенка наказывают, он не всегда понимает взрослых - жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому и пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место - воображаемого друга. Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка... или о себе.


Ругать и наказывать в этом случае не стоит. Для родителей лучшим выходом будет включиться в игру и сказать ребенку примерно следующее: «Давай-ка мы позовем твоего друга, и ты объяснишь ему, что он сделал не так». Снимите страх наказания и создайте условия, чтобы ребенок посмотрел на проблему с другой стороны. Отлично работает такая фраза: «Если твой друг такой неосторожный, пожалуйста, следи за ним, помогай ему, а если нужна будет помощь, то обращайтесь ко мне».


Может быть и обратная ситуация: выдуманный друг становится для ребенка защитником. Если ребенка часто обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении. Вот в таком случае не вмешиваться нельзя: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу. И, конечно же, постарайтесь создать в семье теплую доверительную атмосферу, в которой ребенок не будет бояться делиться своими проблемами.


ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ…


Нередко у детей появляются не только выдуманные друзья, но даже братья и сестры (это больше свойственно школьникам и подросткам). Если подросток переживает тяжелое психоэмоциональное состояние, то воображаемый друг в этом случае становится корректором поведения, который помогает справиться с проблемами. Чаще всего такая ситуация возникает, когда в семье наблюдается дефицит общения, нет доверительной атмосферы, тесной связи между ребенком и родителем, и обычно эта проблема семей с единственным ребенком. И настоящая катастрофа случается тогда, когда сверстники догадываются о том, что братья и сестры вашего ребенка – это только плод его фантазий…


Семья в этом случае является самой главной опорой. Постарайтесь «развиртуализировать» ребенка, помогите ему выйти из мира фантазий в социальную жизнь. Предложите ребенку записаться в секцию по интересам или на тренинги личностного роста для подростков. Нужно получать больше положительных эмоций от реальной жизни, чтобы потребность ребенка в общении была удовлетворена. Если не помогает и это, придется обратиться к специалисту, чтобы выйти из ситуации максимально безболезненно.

Граница между выдуманными обстоятельствами и ложью всегда очень и очень зыбкая. Но никогда не забывайте: намерения у ребенка на самом деле благие - сделать окружающий мир более интересным! Если мы грубо вторгаемся в этот придуманный мир, развенчиваем (или того хуже высмеиваем) фантазии ребенка, то это способно глубоко ранить его, не решив при этом проблем. Мы можем сдержать детскую фантазию, но уничтожить ее не в наших силах… И самый главный итог нашего «расследования» сводится к одной простой мысли: постарайтесь стать своему ребёнку НАСТОЯЩИМ другом, и тогда потребность в друзьях придуманных очень быстро угаснет сама собой.


Подготовила Инга Мацина

Все мы знаем Карлсона – веселого толстячка с пропеллером из любимой детской сказки Астрид Линдгрен про маленького мальчика, мечтавшего о щенке. Этот добродушный герой, обитающий на крыше и посещающий Малыша, когда тот грустит, не так уж и прост, как многим кажется. В этой волшебной истории детская писательница описала возникновение воображаемых друзей у ребенка .

Многие мамы и папы бьют тревогу, замечая, что их дети общаются с выдуманными персонажами. Специалисты же считают подобное явление очередным периодом развития детской личности. И все же, как следует относиться к такому поведению ребенка? Как реагировать: стараться переубедить или включиться в игру? Ответим на все эти вопросы.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Невидимые приятели появляются у детей, начиная с трех-четырехлетнего возраста, и могут принимать различные формы: мальчика Жени и девочки Маши, веселой собаки и отважного супергероя. «Беседовать» может любимая кукла и даже растение: «Пока я был в садике, Цветочек соскучился и просит его полить».

Чаще всего воображаемые друзья у ребенка возникают из-за отсутствия реальных товарищей. Таким необычным способом малыш компенсирует недостаток общения. Случается и так, что у крохи есть приятели-сверстники, но с ними он не чувствует собственную значимость, а с выдуманным другом он может стать лидером и победителем.

Еще одна распространенная причина – перекладывание вины на невидимого товарища за свои многочисленные проделки. Это уже проявление так называемого синдрома Карлсона, который встречается у детей, воспитывающихся в чрезмерной строгости.

Иногда дошколята находят у воображаемых приятелей поддержку, ведь вдвоем не так страшна темнота и различные чудовища. Вероятность возникновения подобной «дружбы» увеличивается, если малыш стесняется рассказывать о страхах или взрослые считают детские опасения несерьезными.

Что делать родителям?

Если к вашему чаду однажды прилетит своей Карлсон, прежде всего, не поддавайтесь панике. Как говаривал этот милый герой: «Спокойствие, только спокойствие!» Наши полезные советы помогут вам правильно отреагировать на воображаемого друга малыша.

  1. Не стоит говорить, что вымышленные приятели – признак психического нездоровья, иначе дети поверят, что они не такие, как все. – это абсолютно нормальное явление.
  2. Подавлять детское воображение также не следует, напротив, подыграйте малышу. Поставьте тарелку для невидимого товарища, расстелите ему постель, внимательно слушайте все приключения с его участием.
  3. И все же, не выступайте инициатором общения с выдуманным персонажем. Не спрашивайте у ребенка, пойдет ли его «друг» на прогулку вместе с вами. Дождитесь, когда сын или дочка вспомнят о нем и предложат вам включиться в игру.
  4. Не позволяйте ребенку перекладывать вину за собственные проступки на товарища. Дошкольник должен отвечать за плохое поведение, а вам нужно напоминать о возможном последствии. Если малыш все равно винит в раскиданных игрушках расшалившегося Карлсона, предложите убраться в комнате вместе с ним.
  5. Важно, чтобы ваше чадо как можно чаще общалось и взаимодействовало с другими детьми. А еще разнообразьте детскую жизнь новыми переживаниями: гуляйте в интересных местах, посещайте выставки и зоопарк, ходите в кукольный театр. Реальные впечатления понемногу вытеснят придуманных друзей.
  6. Не забывайте уделять больше внимания маленькому выдумщику. Чувство защищенности и собственной значимости подарят совместные игры, чтение сказок, просмотр мультиков. Важен и телесный контакт – поцелуи и объятия очень сближают родителей и малышей.
  7. Если же в вашей семье «поселился» видимый только ребенку забавный котенок или щенок, попробуйте заменить его настоящим домашним питомцем. Вероятно, именно так проявляются детские мечты о четырехлапом друге.

Впору бить тревогу и звать на помощь детского психолога в следующих ситуациях: ребенок чересчур зависим от придуманного друга, путает вымысел и реальность, а его фантазии безрадостны, мрачны, изобилуют жестокими сценами.

Однако в большинстве случаев воображаемые друзья у ребенка абсолютно безобидны. С ними он проживет определенный временной отрезок (обычно до 7-9 лет), а затем спокойно их отпустит. И вскоре вы с юмором и ностальгией будете вспоминать об этом интересном периоде детского взросления.

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу. 5 из 5 (1 голос)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди