20.10.2019

Во что играли время праздника богач. Сценарий праздника "день урожая". Как проходит праздник урожая в школе


Маржана Исаева
Сценарий фольклорного праздника «Чем богаты, тем и рады»

Зал убран под горницу. В центре, между двух окон /бутафорских/ висит зеркало в обрамлении полотенца – рушник. Под зеркалом стоит большой сундук. Около окна – кровать, на ней стеганное одеяло, в левом углу стоит печь. Около печи лавка. В углу стол, висит люлька.

Дети сидят на лавке и выполняют простейшую работу по дому. Бабка Таня хлопочет у печки. Аленка, старшая дочь (воспитатель, носит дрова для печи. Все заняты делом.

Мать детишек, любуясь на них, запевает песню «А у нас ноне белый день» . Дети подхватывают песню и разыгрывают ее содержание.

Бабка : Как за работой время быстро летит! День заметно прибавился. Весна берет свое. (слышится плач ребенка)

Мать : Ой, кажется, Глаша проснулась (бежит к люльке) . Одновременно к люльке подбегают две младшие дочки. Они хотят посмотреть и потрогать маленькую сестричку (большая куклу, одетую в беленькую рубашечку. Вокруг головы платочек) .

Мать : Потягунюшки, подрастушечки, поперек толстунюшки.

1 сестра : А ручки – то хватушечки! (трогает ручки)

2 сестра : А ножки –то бегушечки (трогает ножки)

Мать : И вы у меня такие были, мои душечки (гладит дочек)

Бабка : дайте бабке – то поняньчить. (берет Глашу на руки)

Тпрушки – потпрушки,

Поехали к старушке.

Черт их понес,

Не помазал колес.

Колоса убежали,

Старухи те пропали.

Мать : не урони, бабушка, дай –ка мне деточку. (берет ребенка на ручки, заниматься с ним) .

Дети начинают подтрунивать друг над другом :

А повторь слово «иду» !

Ну повторь!

У тя нос в меду!

Ванька : Эх, подловил! (чешет затылок и задумывается) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги.)

Не кланяйся, я тебе не князь! (Обиженный Федяська бежит расталкивать девочек, пытаясь согнать их с места.)

Девочки : Это наше место!

Федяська : Пресное вам тесто!

Девочки : Федя – медя съел медведя!

Федяська : Дразнила, празнила , во рту кусок мыла!

Затевается шуточная драка, девочки пытаются догнать мальчишек, в избе становится шумно.

Бабка Ишь. Как расшалились! Хоть батьки дома нет, а ремень на гвоздь надет.

Степка : А давайте в ремешок поиграем.

(снимает со стены ремешок и все дети быстро садятся по кругу)

Игра : «Ремешок»

По условиям игры одну из сестер побили. Она начинает горька плакать. Остальные разбегаются по лавкам.

Мать : Деламши смеялась. А сделамши плачешь. Всегда ты так, Анфиса!

Степан :Не плачь; скоро батька с ярмарки приедет, всем гостинцев привезет! И тебе тоже!

Анфиса : А ты, брат, на ярмарке бывал?

Степан : Бывал!

Анфиса :А велика?

Степан : Не мерял!

Анфися :А сильна?

Степан :Не боролся!

Анфиса : А кого ты на ярмарке видал?

Степа : Видал, как на цепи безрогую, безхвостую корову водили, а лоб широкий!

Анфиса :Это же медведь был!

Степан : Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный.

Дети : Да ведь это же волк!

Степан : Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, от собак убегает!

Дети : Да ведь это заяц!

Степан : Да какой там заяц! Я прежде зайца видал! Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перепрыгивает, перелетывает да почирикивает!

Дети : Да ведь это горностай!

Появляется отец

Отец : Хватит байку сказывать. Бегите все сюда, да получайте подарки. (все бегут к отцу и обнимают его, но главное – подарки) .

Бабка : Вся семья вместе – так и душа на месте.

Отец : На ярмарку ходил, никого не забыл!

Дети : Дедушке?

Отец : Сапожки!

Дети : Бабушке?

Отец : Сережки!

Дети : Матушке?

Отец : Платочек!

Дети : Себе?

Отец : Ремешок.

Дети : Сестрицам?

Отец : По ситцу!

Дети : Братишкам?

Отец : По книжкам!

Выходит самый маленький сынок Ванечка, ему три года

Ванечка : А маленькому Ванечке?

Отец : Медовый пряничек и на зиму валеночек.

Мать : А ну –ка, примерь –ка, сынок,

В самый ли разок?

Ванечка садится на пол и надевает валенки. Дети напевают песню на мелодию «Ах вы, сени»

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька по бережку гулял

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька во зеркальце смотрел.

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-к как Ваня – Ванюшечька с невестою плясал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

Ну-ка как Ваня – Ванюшечька невесту провожал

Ваня эдак, Ваня так, и вот эдак, и вот так.

В конце все становятся на парную пляску «Возле моста» .

Дети : Спасибо, хозяйка, и ласковая,

Чтоб жилось вам, и богателось

Чтобы было все, чего хотелось,

И собачку и кота…

А нам пора с вашего двора.

БОГАЧ - ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА РУСИ. Древний праздник осеннего равноденствия и сама матушка Осень, богатая на красоту и урожай, дала еще одно удивительное название этому дню - «Богач». Празднество Богач – это один из древнейших важных земледельческих праздников, которым заканчивался цикл урожая. Вообще традиция праздника Урожая есть искони во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая. У нас на Руси это Оспожинки, Богач. Христианство, нам оставило лишь оборванные звенья цепи цикла Великих Празднеств Урожая – это так называемые Спасы: яблочный, ореховый, медовый. Из глубины веков до нас дошло описание славянского праздника урожая у датского хрониста Саксона Грамматика (1140 - 1208). «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.». А у белоруссов оставились бесценные свидетельства об архаичном празднике Богач (Багач), проводимом на осеннее равноденствие. Праздник имел еще названия Багач, Багатник, Багатуха, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Богач – это не только название праздника, но и название лубка, или сита (корзины) с рожью и свечой. В корзину (сито) собирали зерно с первого зажиночного снопа, по горсти зерно приносили от каждого двора, от каждой семьи деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» (дожиночных) песен. Зажжённая свеча, как символ солнца, непосредственно связана с праздником осеннего равноденствия. Богач освящали, а после молебна лубок с зерном и зажженной свечой проносили по деревне. С ним обходили дворы, как бы очерчивая магический обережный круг. Сопровождали его все. Считалось, что круг быдет хранить деревню от болезней, бед, напастей и несчастий, а богач принесет общине, а особенно тому дому, где он будет храниться, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу целый год, как домашний оберег, хранитель дома и рода, воплощения достатка и удачи. В некоторых областях Белоруссии богач обносили вокруг стада. Это действие сопровождалось гаданиями: если после Малой Пречистой скотина спешит на поле очень рано, то и зима будет ранняя. На Богач белорусы сохранив древнейшие обычаи, резали лучшего барана или овцу, для всеобщего пиршества. Также делали в России. Жадничать при устроении обрядового застолья не дозволялось. Народ собирался в одной из изб на большую всеобщую трапезу. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от собранного урожая, мог длиться от нескольких дней до недели. С праздником Богач связаны обряды, напоминающие новогодние Святки, недаром эти вторые осенины называли в также «Другi святки», все они направлены на то, чтобы обеспечить в доме тепло, здоровье и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь как и на зимние Святки в этот день гадала. В честь такого праздника, девушки покупали красные платки, красные бусы и ожидали женихов. В эти дни празднеств парни высматривали девчат, девушки знакомились с парнями. На Руси свадьбы проходили чаще именно осенью, по окончании сбора урожая. Прыйшоў Багач - кідай рагач, Бяры сывеньку - сей памаленьку! На сёлетні Багач добра ўдалося: Жыта ў трубы павялося, Авес, як тын парос, А ячмень палёг на пляцень. А грэчачка, як кветачка, А пшаніцы, як брусніцы.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая ».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли«осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.

Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.

Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.

В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Д ожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.


Германия

В Германии праздник урожая (нем.Erntedankfest ) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот - праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

"Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя" - сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой - коэны - благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

"Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию", - рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот - праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты - на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Оформление зала (сцены). На заднем плане - деревья в осеннем убранстве. Слева - русский дом. Две стены украшены кленовыми листьями. В углу стоят пшеничные снопы, сноп льна. Стол накрыт белой скатертью. На столе тарелка с зерном и восковой свечой посередине, пшеничный хлеб, картофель, овощи.

Действие. В действии принимают участие дети совместно со взрослыми.

Является Осень: "Добрый день, мои друзья. На этот раз я принесла вам народный календарь. Он познакомит вас с привычками, признаками, играми нашего народа. Сегодня мы узнаем с вами о волшебных древних праздниках, но, прежде чем открыть календарь, я желаю услышать, что вы знаете про осень. Поговорки знаете?"
Дети. Да!
Осень. Назовите, пожалуйста.
Дети. Осенью и воробей сыт. Осенью и грач богач. Осенью просим за стол и др.

Осень. А знаете ли вы осенние приметы? Хотя бы вот такую. Что будет, если в сентябре листья на деревьях держится крепко, почти не опадают?
Дети. Если в течение сентября листья на деревьях держится крепко - зима не скоро придет.
Осень. Молодцы! Теперь я открываю первую страницу календаря. (Читает.) Сентябрь.
Звучит музыка П. Чайковского "Времена года. Сентябрь".

Является Сентябрь .
Сентябрь. А вот и я! Сейчас я загадаю вам загадки.
Весна пригреет - тулуп наденет,
Зима наступает - кожух сбрасывает.
(Дерево и листья)

Никогда шапки не снимет,
Ведь ни одной руки не имеет.
(Гриб)

Сентябрь. Много вы знаете про сентябрь месяц. Но про меня еще так говорят: "Холоден сентябрь да сыт". Как вы думаете, почему так говорят?

Дети. Потому, что осенью собирают урожай фруктов и овощей, запасаются на всю зиму.

Сентябрь. Так, может, вы про урожай какую-нибудь песню знаете?

Дети. Так!

Звучит песня "Хоровод Овощей" .

Сентябрь (переворачивает лист календаря).
После окончания сбора урожая отмечается древний праздник - Богач. Он проводится 21 сентября. Символом праздника была тарелка с зерном и восковой свечой посередине (показывает детям). С нею крестьяне обходили дворы, потом оставляли в доме до следующего урожая.

Дети с тарелкой "обходят дворы".

Является Пшеничный Колосок с хлебом .

Пшеничный Колосок. Добрый день, дорогие люди!

Осень. Кто это? Так это же Пшеничный Колосок тут как тут!

Пшеничный Колосок
Вижу народу много.
Конечно же, здесь какой-то праздник.
А наряд мой очень необычный, не новый.
А хлеб мой простой, пшеничный.
Да без хлеба. И дом не дом,
И праздник не праздник,
И поле не поле,
И судьба не судьба.

Осень. А наши дети про золотые колоски песню знают.
Звучит песня "Золотые колоски"

Пшеничный Колосок. Хорошо! А кто угадает вот такую загадку:
Ценят меня, уважают. И вторым хлебом называют.
(Картофель)

Пшеничный Колосок (достает из авоськи картошку). Правильно. (Достает из авоськи лен.) А вот еще вам загадка:
Синеглазый, славный, чистый.
Головастый, золотистый.
Много дает он людям одежды,
С нею приносит много надежды.
(Лен)

Осень. Во второй половине сентября народный календарь советовал "урожай с поля собирать, картошку копать, слать ленок". Давайте, дети, поиграем в игру "Ленок".

Игра "ЛЕНОК"

Осень и дети поют все вместе и выполняют движения и все действия Осени.
А мы сеяли, сеяли ленок, белый, славный кужелек!
Уродился наш ленок! Уродился, кужелек!
Мы ленок рвали, жали, обрезали, в поле слали,
В снопки избирали... Уродился ленок,
Белый, славный кужелек!

Осень. А теперь, когда с поля все собрано, можно и отдохнуть.

Является Ячмень .

Ячмень. Нельзя отдыхать, лентяи, а это что (показывает на колоски, что лежат на земле)? Еще эти колоски на поле остались!
Сентябрь. Кто ты такой? Дети, кто это?
Дети. Чучело!
Ячмень (обиженно). Никакое я не пугало. Я родной брат Осени. Я - Ячмень. Я являюсь всегда после сбора урожая, внимательно слежу, все собрано как следует. Вот и сейчас соберу колоски, что лежат на поле, и отнесу их туда, где урожай собран чисто. Научу всех быть бережливыми! Дети, помогите мне. Там, где я подбирал колоски, будет неурожай. А вот место, где я оставил сноп, будет плодоносным. Как только я хлопну в ладони три раза и скажу: "Все колоски собрали, только немножко осталось",-вы бегите в поле, собирайте колоски и быстро несите их мне, будем вязать сноп.
Игра "СБОР КОЛОСЬЕВ"

Дети по сигналу собирают колоски, относят их Ячменю. Тот вяжет сноп.

Пшеничный Колосок. Спасибо, дети, за уважительное отношение ко мне!

Ячмень. Урожай в хороших руках! До свидания.

Ячмень и Пшеничный Колосок исчезают.

Осень. Перевернем еще один лист календаря. Праздник Воздвижения - 27 сентября. До этого дня все должно быть собрано с полей. Это последний день, когда окончательно прощаются с нами, улетают в теплые края птицы.
"Ключи от лета - у сизой галочки, и она, улетая в теплые края, замыкает его и забирает с собой ключи" - так говорит русский человек-легенда.

Ребенок в наряде "сизой галочки" обходит зал и ключом "замыкает лето" .

Сентябрь. Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (Скворцы, ласточки, гуси, журавли.)

Осень. Смотрите, журавли летят в теплые края!
Звучит музыка. Дети в нарядах птиц танцуют -"летят в теплые края". Впереди - сизая галочка с "ключами от лета".
Сентябрь. Не грустите. Пригреет весеннее солнышко, и птицы вернутся. А чтобы они прилетели на родину весной, давайте громко скажем заклинание:
В теплые края улетают журавли
Далеко от родной земли.
Я из птиц не свожу глаз:
Прилетайте, к нам не раз!

Осень. Они обязательно вернутся. А в этот день, дети, происходит еще одно интересное явление. Выползают змеи и собираются вместе, чтобы подготовиться к зимнему сну: "На Воздвижение гадюки и ужи прячутся в нору".

Сентябрь. Давайте пойдем в лес и посмотрим на самом ли деле это так.
Вдруг слышится посвист, шум.

Сентябрь. Что это?

Является Царь-змей со свитой .

Царь-змей. Вы пришли в лесное царство и нарушили наш покой. Неужели вы не знали, что 27 сентября в лес ходить строго запрещается? Яд змей в этот день смертный. Вас ждет страшная кара!

Сентябрь. Что же нам делать? О, великий Царь-змей, не гневайся на детей! (Быстро достает из корзины платок с хлебом-солью расстилает перед ним. Кланяется до земли.) Извини нас. О, мудрейший из царей, прими, пожалуйста, наш простой подарок.

Царь-змей. Спасибо за доброе слово. Вас теперь в моем царстве никто не обидит. Спасибо за хлеб-соль! (Наклоняется, с его головы падает корона)

Ребенок (подбегает). Царь-змей, вы потеряли свою золотую корону!

Царь-змей. В благодарность за хлеб-соль я дарую ее вам. Кто ею будет владеть, тот сможет угадывать чужие мысли и стать чрезвычайно мудрым. А сейчас вы прикажите моим змеям заснуть до весны.

Осень. Давайте, дети, громко скажем:
Спите, змеи, засыпайте,
В норах зиму повстречайте.

Змеи тихо отползают.

Сентябрь. Вот и настало мое время попрощаться с вами. До свидания!

Сентябрь исчезает. Осень листает календарь: 28, 29, 30... Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена, года. Октябрь".


Является Октябрь .

Октябрь. Я - Октябрь. Кто моих дождей не боится, давайте в игру поиграем!
Игра "Дождик"

Звучит песня "Дождик"
Пойди, дождик, чуть-чуть -
Дам тебе горошка.
Пройди, дождик, по селу -
Дам тебе я киселю.
А чтобы, дождик, ты не плакал,
То я дам тебе и мака,
Пройди, дождик, по селу -
Дам тебе я киселю.

Дети поют, потом бегут от дождика, а он их догоняет.

Октябрь. Весело играли!
Осень (листает календарь). 14 октября.
Пришли Покровы:
- Или все к зиме готовы?..
Опустели нива, луг,
Ходит осени здесь дух
Перебрались все дары
Из град в дома, на столы.

Октябрь. Дети, в народе говорят, что в этот день зима закрывает лето. Часто в этот день выпадает снег. Само слово Покров означает "покров, покрывало Божьей Матери".
"Святой Покров накрыл землю желтым листом, молодым снежком, воду льдом, пчелу медом, рыбу чешуей, дерево корой, птицу пером. С этого времени начинается пора деревенских свадеб. А накануне праздника девушки гадали на замужество и на своих суженых.
Группа девушек набирает в фартук опавшие листья, а после вытряхивает их на полу: “В какую сторону полетят листья - туда и замуж идти”. Смеются и убегают.

Осень. Покров - начало зимования скотины в сарае "На Покров дал сена Корове” По этим дни предсказывали также погоду на зиму: "Если на покров пресвятой богородицы снег не покроет землю, то и на Рождество не будет снега". "Какая погода на Покров, такой она и будет всю зиму”.

Октябрь. До свидания,
Октябрь исчезает.
Звучит музыка П. Чайковского “Времена года, Ноябрь”.

Осень. А как называется последний, третий месяц осени?
Дети. Ноябрь.

Является Ноябрь .

Ноябрь. А почему меня так называют?
(В этом месяце все листья с деревьев опадают.)
Ноябрь. Правильно. Не зря про меня такую пословицу сложили: "В ноябре голо в саду".
Грустная пора... И дожди я приношу, и снег, и ветер. Холодно в лесу зверям. Одни в теплые шубы одеваются, а другие в спячку ложатся до весны.
Осень (листает календарь). На Мартина (11 ноября) медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу. А может, вы сами, дети, расскажете, как звери к зиме готовятся?

Дети подходят к календарю. Осень листает календарь, на страницах которого все видят изображения животных.

1-й ребенок.
Ветер весть в лес принес, что скоро затрещит мороз. Спросил он у птиц и зверей: -К зиме как кто готов?

2-й ребенок.
У непоседливой белки в дупле орехов горки, сушеных грибов немало, она осенью всё себе для зимы заготовила.

3-й ребенок.
А дубы вон для диких кабанов, сколько желудей натрясли.

5-й ребенок.
К зиме готовы и медведи, и волки, зайцы и лисы.

Ноябрь.
Легкой, хорошей вам зимы
В тиши еловой.
И прощаемся мы
До встречи новой!

Осень.
Нам пора уже в дорогу.
Спасибо, дети, за подмогу!
Вы так дружно все играли.
Все загадки отгадали,
А теперь, друзья, прощайте.

Ноябрь.
Осень долго вспоминайте.
Дружно живите,
Быстро растите,
Край свой любите,
Он за всех милее,
Всего дороже!

Осень и Ноябрь кланяются и исчезают.

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. В этом году праздник "Богач" провели 21 сентября в музее Янки Купалы в Вязынке.

Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего "очага" — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье.


Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется "лубок", приглашенный священник проводил службу. После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой "Багач" должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому "гаспадару", в чьей хате потом хранился сам "Богач". В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: "Будзь багаты, як восень!"




На празднике выступили вокальные и инструментальные группы "Варган", "Горынь", Dainava, Guda, "Амулет", "Рада", капелла "На Таку". Специальным гостем была аутентичная группа с Гродненщины.

Для детей и взрослых прошли разнообразные мастер-классы по ремеслам, работала игровая площадка и ярмарка. Приятным дополнением оказались блюда традиционной кухни, которые можно было недорого купить прямо на территории музея. Ещё фото на AFISHA.TUT.BY


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди