03.03.2020

Височные украшения славян. Славянские обереги. Коротко о височных кольцах


Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.

Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.

У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.

На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.

Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).

По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?

Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.

Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .

Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.

В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Со временем размеры колтов уменьшаются. Сканно-зернистые лучевые колты являлись подлинными шедеврами древнерусского ювелирного искусства. Украшением высшей знати были лунничные полые колты , выполненные из золота и украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, (рис. 27, 28).

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна "Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).

Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова" .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

Tags: украшения, драгоценности, история, археология, славяне, Россия, Древняя Русь

Рис. 1. Височное кольцо из коллекции МИДУ.

Среди памятников юго-западной части Новгородской земли хорошо известны своеобразные украшения, состоящие из проволочного кольца с нанизанными на него пустотелыми, составленными из двух половинок бусинами. Практически во всех случаях один из его концов завершает спиралевидный, завёрнутый внутрь кольца завиток, а второй – сквозное отверстие-ушко. Изучение морфологической эволюции таких колец и их корреляция с сопутствующим материалом позволила ряду исследователей доказательно соотнести их с древностями водских племён [Седов В.В. 1953, с. 194; 1987, с. 37; Лесман Ю.М. 1982, с. 65-74].

Узкорегиональный характер распространения этих украшений (свыше 200 находок в курганах водских земель против отдельных находок из других, преимущественно новгородских территорий) вызвал предположение о том, что вне этой зоны они вообще не встречаются. Однако необходимо заметить, что среди более южных древнерусских материалов подобные находки всё же присутствуют. Они также единичны и преимущественно неатрибутированы, а их редкостность и явно неславянское происхождение обусловили даже мнение об их номадской (половецкой) принадлежности ["Gold der Steppe..." 1991, s. 339].

Рассматривая условия обнаружения этих украшений, можно убедиться, что они имеют вполне вероятное привозное происхождение – большинство из них связано с вещевыми либо – монетно-вещевыми кладами, дающими возможность чётко определить нижнюю хронологическую границу памятника. Так, например, находки из Луцка [Петров Н.И. 1915, с. 39] и з Когурешт [Маркевич В.И., Полевой Л.Л., Финн Ш.Р. 1961, с. 24] хорошо датируются пражскими грошами XV в., что вполне соответствует последнему периоду бытования таких колец в Новгородской земле. Место находки да и сам сопутствуюющий нумизматический материал позволяют связывать их появление с северными торговыми путями литовского княжества.

К сожалению, неизвестным остаётся происхождение пары виртуозно выполненных колец, которые хранятся ныне в Музее исторических драгоценностей Украины (инв. №№ Д-6840, Д-6841). Сложная техника их изготовления – с позолотой и поочерёдным расположением сплошных и выполненных из уплощённой витой проволки ажурных бусин, наводит на мысль об участии развитого ювелирного ремесла древнерусских городов (тем более, что такие популярные восточнославянские украшения как височные кольца с тремя ажурными бусинами также отличает близкий стиль исполнения). Тем не менее, водский архетип этих украшений очевиден: мелкие технические детали - завиток, ушко, количество бусин и рельефная муфта для их фиксации вполне соответствуют своим северным аналогам. В любом случае, вполне возможны такие варианты, как заказное изготовление для выходцев из территорий, где подобные украшения были привычны, либо изощрённое повторение знакомых мастеру мотивов.

Рис. 2. Височное кольцо из клада на ул. Трехсвятительской в Киеве.

Весьма интересную историю имеет находка из Киева (ул. Трёхсвятительская). Пятого июля 1906 г., по упоминанию Б.И. Ханенко – при прокладке водопроводных труб, там было обнаружено сразу два клада, меньший из которых включал в себя серебрянное кольцо с двенадцатью бусинами. Первый клад к сожалению был утрян – частично разграбленный при своём нахождении, он был закуплен антикваром М. Золотницким, и, невзирая на требование Археологической комиссии, вывезен им за границу [Корзухина Г.Ф. 1954, с. 124].

Второй клад вошёл в состав коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, и вскоре был ими опубликован [Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. 1907, с. 38, 42]. Однако, рассматривая материалы обих комплексов, можно заметить, что их объединяют некоторые общие признаки, например - колодочки рясен, которые входили в состав каждого из кладов, изготовлены по единой технико-технологической схеме. Это, вместе с низкой вероятностью обнаружения двух кладов одновременно и практически в одном месте заставляет допустить возможность их искусственного разделения во время находки.

Датирование и происхождение этого необычайно интересного комплекса может быть уточнено благодаря вышеупомянутому височному кольцу. Несмотря на то, что хронологические рамки бытования подобных украшений достигают XV века, периодом их наиболее интенсивного распространения приходится считать XIII в. Достоверность такого датирования для данного экземпляра подтверждает также чёткая сферическая форма бусин – у колец, датированных монетами XV в. они имеют несколько сплющенную (в сечении – эллипсоидную) форму. При датировании клада необходимо иметь в виду, что время бытования вошедших в его состав богатых материалов преимущественно не выходит за пределы домонгольского периода. Наиболее вероятным временем закладки, учитывая, что подобная практика особенно характерна для нестабильных, рубежных периодов, можно считать время татаро-монгольской осады Киева. Разнотипные, подобранные лишь по ценности материала предметы, вполне возможно связаны с деятельностью богатого купеческого капитала, широко репезентованного в Киеве. Достаточно значительная часть этого капитала принадлежала новгородским "гостям", имевшим даже свой квартал и свою церковь на Подоле. Им, разумеется, принадлежал и наиболее естественный доступ к использованию изделий новгородского происхождения, в том числе и как к составной части движимого капитала. Упор на "драгметальную" стоимость таких предметов подчёркивается и тем, что подобные височные кольца не принадлежали к популярным украшением на южнорусских землях.

Таким образом, находки многобусинных височных колец, которые на своей территории позволяют уточнить ареал распространения водских племён, на южнорусских землях способствуют изучению торговых связей, а иногда – датированию сопутствующих материалов.

Литература
  • Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв.- М-Л., 1954.- С. 124, табл. XLV, рис. 1-12.
  • Лесман Ю.М. Хронологическая периодизация курганов Ижорского плато // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья.- Л. 1982.- С. 65-74.
  • Маркевич В.И., Полевой Л.Л., Финн Ш.Р. Когурештский монетно-вещевой клад XV в. // Труды ГИКМ.- Вып. 1.
  • Панченко М.В. Багатобусинні скроневі кільця на землях Південної Русі // Населеня Прутсько-Дніпровськьго межиріччя та суміжних територій в 2 половині першого - на початку другого тис. н.е.- Чернівці, 1993.
  • Петров Н.И. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при императорской Киевской Духовной Академии.- Киев, 1915.- Вып. IV-V.- С. 39, табл. XXI, рис. 23.
  • Седов В.В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX-XIV вв.) // СА.- XVIII.- С. 194.
  • Седов В.В. Прибалтийские финны // Финно-угры и балты эпоху средневековья.- М. 1987.- С. 34-42, табл. X, рис. 1, 3, 6.
  • Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.).- М. 1981.- С. 14, рис. 2/10, 11.
  • Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского.- МАР, № 29.- С. 42.
  • Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности Поднепровья.- Киев 1907.- Вып. VI.- С. 38, 42, табл. XXXIII, рис. 1110.
  • Gold der Steppe Archäologie der Ukraine.- Archäologisches Landesmuseum der Christian-Albrechts-Universität Schleswig, 1991.- S. 339, N 191 (d).

Источник: М.В. Панченко. Многобусинные височные кольца на землях Южной Руси // Восточноевропейский археологический журнал, 5(18) сентябрь-октябрь 2002,

Найденный в Киевской обл. клад, обсуждаемый на Виолити и . По монетам датируется 15 веком.

Цитата: Egorsam

Найдено мной в лесу неподалеку старой дороги, на глубине примерно 20-30 см. Все вещи ничем не обрабатывались, только помытые водой от земли. Горшок разломанный, все детали горшка что нашел добавляются.В кладе было: сережки 2 шт., колты 2шт., кольца 6шт., пражские деньги 111 шт. целых и 1 шт сломана на продажу выставляю 109 шт. + 1 сломаную, 2 шт оставляю себе на память. Колты, серьги и некоторые кольца в позолоте. У кольца с камнем выпал камень, видно по фото. В одном из колтов 3 украшения имеют не значительные повреждения, 1 серьга также повреждена, фото повреждений прилагаю. Вес указан на фото. Материал: серебро, серебро с позолотой.

Администрация сайта не исключает, что изготовленные в 13 веке височные украшения, использовались, или просто хранились до 15 века. Пока не возникла необходимость их спрятать.

Височные кольца

Учёные пишут, что славяне, расселявшиеся в VI–VII веках по лесной полосе Восточной Европы, оказались оторваны от традиционных мест добычи цветных металлов. Поэтому вплоть до VIII века у них не выработалось какого-то особого, только им присущего типа металлических украшений. Славяне пользовались теми, что бытовали тогда по всей Европе, от Скандинавии до Византии. Однако славянские мастера никогда не довольствовались подражанием образцам, перенятым от соседей или привезенным купцами и воинами из чужедальних земель. В их руках «общеевропейские» вещи скоро обретали такую «славянскую» индивидуальность, что современные археологи успешно определяют по ним границы расселения древних славян, а внутри этих границ – области отдельных племён. Но и процесс взаимного проникновения, взаимного обогащения культур не стоял на месте, благо в те времена не было строго охраняемых государственных границ. И вот уже иноземные кузнецы копировали новый славянский фасон и тоже по-своему его претворяли, а славяне продолжали присматриваться к веяниям «зарубежной моды» – западной и восточной…

1. Женщина в головном уборе с наушниками и височными кольцами. VI век. Реконструкция. 2. Височные проволочные кольца со спиральным завитком вовнутрь. IX–XI века. 3. Кольцо со спиральным завитком, обращенным наружу. IX–XI века. 4. Кольцо-спираль. X–XI века. 5. Бубенец на цепочке, который нередко привешивали к проволочным кольцам. X–XI века

Всё это относится и к своеобразным украшениям женского головного убора, укреплявшимся обычно возле висков. Из-за такого способа ношения археологи называют их «височными кольцами». К сожалению, древнеславянское слово нам пока не известно.

Как показали раскопки, височные кольца носили в Западной и Восточной Европе, на Севере и на Юге. Носили с древнейших времён – и тем не менее к VIII–IХ векам их стали считать типично славянскими украшениями, такой популярностью они начали пользоваться среди западнославянских племён. Постепенно мода на височные кольца распространилась и к восточным славянам, достигнув у них наивысшего расцвета в ХI-ХII веках.

Славянские женщины подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги, – об этом поведали находки в кургане ХII века в Вологодской области. Там же, на северо-востоке славянских земель, из маленьких проволочных колец (учёные называют их «перстнеобразными») порою составлялись ожерелья в виде цепей. Иногда же височные кольца, нанизанные на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И всё-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, – у висков.

Мы уже видели, как менялся наряд женщины, смотря по тому, к какой возрастной группе она в данный момент принадлежала. Касалось это и украшений, в частности височных колец.

Девочки-подростки, ещё не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или в крайнем случае носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца поэтому особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, переставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям и вновь меняя на очень простые, почти такие же, как у маленьких девочек.

Не так давно наши модницы ввели в обиход проволочные серьги размером с браслет, что, как обычно, не очень понравилось людям старшего поколения. И всё же в который раз оказывается, что «новой моде» уже тысяча лет, если не больше. Сходные кольца (только чаще не в ушах, а на висках) носили женщины племени кривичей (верховья Днепра, Западной Двины, Волги, междуречье Днепра и Оки). Один конец такого кольца иногда сгибался в петельку для привески, второй заходил за него или завязывался. Кольца эти так и называются «кривичскими». Носили их по нескольку штук (до шести) на виске.

Соединения височных колец различного типа

Похожие найдены и на северо-западе территории новгородских словен, только надевали их по одному, реже по два с каждой стороны лица, и кончики колец не завязывались, а скрещивались. В Х-ХI веках к проволочным кольцам здесь иногда привешивали на цепочках бубенцы (об их назначении см. главу «Детская одежда») и треугольные металлические пластинки, порой даже в несколько ярусов. А вот у словен, живших в городе Ладоге, в середине IХ века вошли в моду кольца со спиральным завитком, обращённым наружу. Нельзя исключить, что они попали туда с южного берега Балтики, со славянского Поморья, с которым ладожане поддерживали тесные связи.

«Северянские» проволочные височные кольца отличались от них тем, что завиток превратился в широкую, плоскую спираль.

Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками – такие кольца любили не только славянки, но и женщины финно-угорских народов. В ХI-ХII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт-Петербурга). Новгородские женщины ХI-ХII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью – металлическими шариками, напаянными на основу. В племени дреговичей (район современного Минска) крупную серебряную зернь приделывали к каркасу бусин, сплетённому из медной проволоки. В Киеве ХII века бусины, наоборот, делали ажурными из тонкой филиграни…

Конечно, никто не утверждает, будто в каждом из этих мест носили только какой-то один тип височных колец, – речь идёт лишь о его преобладании. Например, кольца с красивыми филигранными бусами долго считались типично киевскими. Однако затем почти такие же были обнаружены в курганах Ростово-Суздальской земли и иных районах Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. И сделалось ясно – это просто изделия высококвалифицированных городских ремесленников, предназначенные для знатных и богатых людей, а частично и на продажу. В тех же самых местах вместо ажурных металлических бус нередко нанизывали более доступные – стеклянные, янтарные, реже каменные. Попалась археологам даже просверленная вишнёвая косточка, которую, надев на проволочку, какая-то славянская красавица носила на виске, а может, и в ухе, как серьгу…

(Попутно заметим, что в целом у древних славян серьги особой популярностью не пользовались, появляясь обычно как подражание иноземной традиции. Князь Святослав, вероятно, потому и обзавёлся своей знаменитой серьгой, что большую часть времени проводил на чужбине, в военных походах.)

Женщины Новгородской и Смоленской земель предпочитали височные кольца из толстой проволоки, раскованной в нескольких местах, так что получались щитки. Только в Новгороде устраивали щиток на одном конце проволоки, а другой конец заводили за него либо (позже) вставляли в специальное отверстие, а в Смоленске концы завязывали или соединяли наглухо пайкой.

Височные кольца с гладкими металлическими бусинами, бусинами, украшенными зернью, и из ажурной тонкой филиграни, а также кольца редко встречающихся типов. XI–XII веков

С течением столетий менялись и сами кольца, и узор на щитках. И это, в частности, помогло археологам точнее проследить путь расселения славянских племён. Женские украшения, найденные в курганах, ясно показывают, как продвигались новгородские словене на северо-восток и как вместе с соседями – смоленскими кривичами – осваивали они Поволжье. А вот торговцы разносили недорогие и красивые кольца совсем по другим направлениям: на юго-запад Руси, в Финляндию, на шведский остров Готланд…

Щитковые кольца. XII век

Недаром маститые археологи яростно спорят о том, что именно отражает территория распространения тех или иных разновидностей височных колец – расселение племён или всё-таки рынок сбыта у ремесленников?..

Височное кольцо из Моравии с несколькими гроздьями зерни

А вот пример того, какой своеобразный колорит приобретала в руках славянских мастеров любая «общеевропейская» вещь. Полторы тысячи лет назад по всей Западной Европе до самой Скандинавии распространилась из Византии мода на драгоценные подвески, представлявшие собой незамкнутые кольца, украшенные несколькими гроздьями зерни. Носили их и западные славяне. Кузнецы племени радимичей, к которым подобные кольца нет-нет да и попадали от соседей, не просто скопировали образец. Гроздья драгоценной зерни они заменили литыми зубцами, украшенными имитацией зерни. Быть может, им что-то подсказал узор, на миг возникающий, когда разлетается капля воды? Или это сияние, расходящиеся лучи?.. Трудно сказать. Однако после замены зерни литьём украшение, которое прежде могли позволить себе только хозяйки богатых домов, сделалось общедоступным. Уже в VIII–IХ веках оно стало характерной принадлежностью радимичского племенного наряда.

Височные кольца с литыми зубцами. На одном из колец отчётливо видна имитация зерни, а его зубцы увенчаны «капельками». IX–X века

Между тем к востоку от радимичских территорий жило племя вятичей, тоже славившееся искусными кузнецами. Судя по всему, им особенно приглянулись кольца, зубцы которых были увенчаны одной или несколькими серебряными «капельками». В течение всего IХ века в их руках эти «капельки» меняли размеры и форму, постепенно превращаясь в плоские расширяющиеся лопасти. И к ХI веку на обширных пространствах от современного города Орла до Рязани, в окрестностях будущей Москвы женщины носили своеобразные височные кольца, которые археологи так и называют «вятичскими». Их лопасти, округлые поначалу, постепенно становятся «секировидными», затем и вовсе начинают смыкаться. Замечено, что вятичские кольца очень нравились в других племенах. Например, на соседней территории кривичей они найдены вперемешку с местными образцами и даже продетыми в кривичское щитковое кольцо. Что, если их носила женщина, чей муж был из вятичей? А может быть, она купила их или приняла в подарок? Нам об этом остаётся только гадать…

Вятичские височные кольца с расширяющимися секировидными и сомкнутыми лопастями. XI век

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

1.2.7. Золотые «кольца», капающие с руки Одина и отрубленная правая рука Андроника-Христа Обращает на себя внимание следующая интересная подробность. На пальце Одина находится какое-то чудесное КОЛЬЦО Дрёпнер, КАЖДУЮ ДЕВЯТУЮ НОЧЬ ОТДЕЛЯЮЩЕЕ ОТ СЕБЯ, КАК КАПЛИ, ВОСЕМЬ ТАКИХ

Из книги Третий Проект. Том II "Точка перехода" автора Калашников Максим

Сценарии «Русской катастрофы» и «Кольца страха» Мы не верим в согласованные действия мировой финансовой элиты по преодолению кризиса. Не думаем, что реальностью станет программная работа глобальных финансовых институтов, крупнейших государств и крупнейших игроков

автора

История «Движения кольца»; Первые организационные попытки младоконсерваторов Символ кольца «То, что сегодня по всем переулкам дует революционный ветер, что левый либерализм не только исполнен трусливым страхом, но и в духовном плане поставлен на колени, что упрямое

Из книги Миф о вечной империи и Третий рейх автора Васильченко Андрей Вячеславович

Символ кольца «То, что сегодня по всем переулкам дует революционный ветер, что левый либерализм не только исполнен трусливым страхом, но и в духовном плане поставлен на колени, что упрямое мышление немецкой бюрократии пропитано новыми идеями, что начинается определенно

Из книги Вторая мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

Конец «Кольца» В последние дни 1942 года Ставка выделила для «Сатурна» несколько боевых частей, но для полумиллиона советских солдат главной задачей жизни было держать все стороны сталинградского кольца наглухо закрытыми. Превосходство советских войск было два к одному.

автора Егоров Дмитрий

11.1. Захват противником Минска Образование внутреннего кольца окружения вокруг белостокской группировки Можно ли подробно, «разложив по полочкам», описать КАТАСТРОФУ? Не зафиксировать просто начало и конец («так было до… - так стало после…»), а досконально раскрыть ее

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

11.3. Действия советских войск внутри кольца окружения Начало Вернемся из Полесья на Принеманскую равнину и на высоты Слонимской и Новогрудской возвышенностей. С занятием противником Минска основные силы Западного фронта можно было считать полностью окруженными, но это

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

11.5. Действия советских войск внутри кольца окружения Продолжение В течение ночи и весь день 29 июня части 10-й армии отходили на восток, ведя ожесточенные бои с войсками 4-й полевой армии вермахта. Особенно яростные столкновения происходили в Беловежской пуще, в районах

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Каменные кольца-проушины. Предания о них Рискнем добавить к этим общим замечаниям и некоторые наблюдения самих пещер. Даже при поверхностном взгляде ясно, что они, по трактовке внутреннего пространства, распадаются на две резко различающиеся группы - грубо высеченные

Из книги Безмолвные стражи тайн (загадки острова Пасхи) автора Кондратов Александр Михайлович

В сердце «огненного кольца» Если отмечать на карте очаги крупных землетрясений, сотрясающих недра нашей планеты, то Тихий океан почти целиком опоясан ими. Почти половина всех землетрясений приходится на бассейн океана, названного Магелланом «Тихим». Около 80 процентов

Из книги Стонхендж. Точка приближения автора Балакирев Артемий

Часть 4 Кольца судьбы - кольца друидов Мир друидов был необычен, и даже к пятому веку нашей эры сохранялись еще островки древней мудрости, избежавшие жестокого уничтожения в эпоху Римской империи. В ирландских сказаниях сохранилась легенда о том, что разрушенная

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Крылья Победы автора Руденко Сергей Игнатьевич

«Кольца» в небе и на земле 28 сентября наш Сталинградский фронт был переименован в Донской, а Юго-Восточный фронт - в Сталинградский. Командующим нашим фронтом стал генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский - молодой, стройный, обаятельный. Все командиры приняли его очень

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

23. Три кольца На Меноккио знакомство с ней произвело очень сильное впечатление: во время своего второго процесса (12 июля 1599 года) он даже подробно изложил ее судье, которым в тот раз был францисканец Джероламо Астео103. Признав, что говорил кому-то («но кому, не помню»): «кто

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Височные кольца или Усерязь - очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество, и найдено не меньше, чем лунниц. Височные кольца - это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков.
Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины - янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.
Украшения в ту пору имели сразу два предназначения. Первое - это красота, и именно поэтому у женщин всегда было намного больше украшений и различных подвесок, колечек, серёжек и т.д., чем у мужчин. К женщине в стародавние времена относились практически с благоговением и совсем иначе, чем в последующий христианский период, где женщину называли нечистым и грязным существом. В древности женщина - это не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Второе - это обрядовый и религиозный смысл.
В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место - лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави - защищался именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли "Усерязь" - ушная украса, серёжка, заушница.
Как уже говорилось, при раскопках найдено большое видовое разнообразие височных колец. Однако самое широкое распространение получили проволочные кольца (вероятнее всего из-за своей дешевизны и простоты изготовления). Также по виду височных колец в древности можно было очень просто отличить представителей разных племён и положение девушки/женщины в обществе. Проволочные кольца были небольшого диаметра с завёрнутыми в петельки кончиками. Также большое распространение получили головные кольца, на которых крепились подвески в виде виноградной лозы, двух- и трёхбусинные кольца, семилучевые, браслетообразные. Все кольца делятся на несколько видов: проволочные, бусинные, щитковые, лучевые, лопастные.
Семилучевые, как и другие, делятся на несколько подвидов: Височные кольца с гладким щитком или классические, Височные кольца с дужкой на щитке и с пятью зубчиками по верхнему краю щитка, Височные кольца с лучами в виде трилистника и с орнаментированным щитком, или Деснинский вид. Лучевые и лопастные украшения являлись литыми.
Щитковые и Ромбощитковые кольца чаще всего находят на территориях расселения Ильменских Словен. Бронзовые кольца, где имеются утолщения в виде ромбов от 2 до 5 штук. Делались из проволоки, которая расковывалась в пластины. С течением времени узоры на щитках менялись, и именно это помогло археологам и учёным-историкам определить - как расселялись племена. Часто встречаются ажурные и очень филигранные работы древнеславянских умельцев.
Кудреватые и лунницеобразные (лунничные) височные кольца. Лунницеобразные вобрали в себя как элементы кудреватых колец, так и женских украшений, которые именовались Лунницами.
Учёные утверждают, что подобные украшения не являются изначально славянскими. Задолго до этого ими пользовались по всей Европе, в Скандинавии и Византии. Славяне же, иногда сталкиваясь с другими народами, со временем переняли украшения себе. И всё же, височные кольца, которые использовали наши предки, сильно отличаются от колец других народов, так как они придали им особую индивидуальность с учётом своих верований и традиций. К VIII веку эти кольца уже считали типично славянскими украшениями.
В большинстве случаев, как полагают исследователи, височные кольца вплетались в волосы, но также и подвешивались к венчику - девичьему головному убору. Кроме того, из колец составлялись целые ожерелья, которые обрамляли всю голову или же нанизывались на ремешок и опоясывали голову. В случае, когда височные кольца крепились к головному убору, находились они не возле виска, а на уровне ушей и как бы прикрывали их. Кое-где такие изделия даже вставлялись в мочку уха, наподобие серёжек. Интересно и то, как височные кольца носились в зависимости от возраста девушки или женщины. Девочки и девушки-подростки практически не носили колец или носили простенькие, согнутые вручную из проволоки. Повзрослевшие девушки, невесты и зрелые женщины носили самые лучшие кольца у висков, так как именно им требовалась защита от тёмных чар. Пожилые женщины отказывались от колец, видимо в пользу того, что просто передавали их новому поколению.
В волосы височные кольца вплетались примерно так: волосы расчесывались на прямой пробор от затылка к вискам. После этого с обеих сторон заплетались косички, толщиной примерно в мизинец. Косичка шла от виска за ухо и состояла из трех прядей. В верхнее плетение косы возле виска вплеталось первое кольцо - самое маленькое, чуть ниже - следующее, которое было побольше. Так могли вплести до четырех колец.
В последнее время мы можем видеть, как стремление к прошлому возрастает среди всего населения нашей страны. Так что мы можем вполне рассчитывать на то, что в скором времени височные кольца вновь войдут в обиход как женские украшения и станут для нас не просто загадочными находками времён древних славян, а возрождённой культурой.

Новость отредактировал Ingrid - 25-03-2013, 17:18

Обереги у славян были, но не то что сейчас, которые при подносят неучи типа Хиневича. 90% оберегов что на рынке это не обереги. Название и описание придуманы для продажи. Также есть придуманные дизайны. Все это спекуляция, просто мне жалко людей которые тратят свои кровные и верят этим без совестным торгашам .

Если Вам надо обереги, то надо делать самому, а не кто-то будет вам делать. И еще сейчас обереги помещают кто куда, а это уже просто украшение, погремушки — если вы хоть всё на себя повесите лучше не станет.

Были обереги только для одежды которые одни из них наносились внизу, а другие наверху. Также были обереги только для дерева, для утвари, для дома итд, но ни как сейчас. Сейчас черти что, а сбоку бантик. Названия оберегов были — паучок, наузы, земля, зайчик, петух, змеевик, лебедь итд Для торгашей такие названия не зацепляют нежели всякие названия оберегов например: обереги разных Богов(Мары, Велеса…), валькирия, недавно появилось печать Велеса, дий, дый, ладинец итп

Подлинники археологических находок

Подлинные женские украшения начала IX века. Роменская культура. Козельский район калужской области. Часть этих украшений была надета на молодой славянской девушке, убитой (застреленной) русами в 839 году. Слева направо: бронзовое спиралевидное ожерелье, 2 серебряных браслета с головой Ящера, серебряное височное кольцо. Далее справа показаны серебряные накладки в виде «сердечек». Это фрагменты украшения конской сбруи (Русский каганат). Внизу украшения, бывшие на другой убитой женщине: серебряное роменское височное кольцо, бронзовые трапецевидные подвески и обломок биллонового браслета с головой Ящера.

Решётчатый перстень, найден близ городища Подгоричи. Калужская область. Представляет собой типичный перстень вятичей, XI-XIV вв. Такие перстни использовались не только, как украшения, но и в качестве платёжного средства.

Голодская поясная накладка из бронзы. Найдена в распаханном голодском жальнике (кургане) в низовьях р. Вырки. Предположительно импортное изделие III-IV вв. из Римской империи. Накладка оплавлена погребальным костром. По-видимому, было очень богатое захоронение (вождь?), так как кроме накладок на поле была найдена огромная серебряная фибула (20 см длиной), погнутая плугом. К сожалению, не располагаем фотографией.

Перстень со свастикой

Перстень с коловратом, девичий. Бронза. Вятичи. XI — XIV вв., исходный размер менее №15. Такие перстни с коловратом (свастикой) носились девочками для магический целей — плодовитости, счастья и достатка в будущем. Окрестности г. Воротынска, калужская область.

Кельт

Бронзовый топорик -«кельт». Конец бронзового, начало железного века. р. Угра, калужская область.

Украшения голдов (голяди), балтского населения Угры. Вверху круглая подвеска с реки Изверь. Далее идут украшения с одного небольшого городища почепской культуры на Угре, неизвестного археологам: обломок серебряного перстня, в котором был камень белого цвета, бронзовая подвеска «конь», затем, слева направо: височное кольцо, похожее на черепашку, «бубенчик», подвеска «пасть», в самом внизу обломок бронзовой фибулы.

Вот что можно найти на обычном селище вятичей. Берег реки Высса, Калужская область. Селище неоднократно горело и подвергалось разорению. В самом центре селища (ещё до Великой отечественной войны) был когда-то найден клад серебряных арабских монет — дирхемов. Затем, в 2003 г. место клада вновь было исследовано одним чёрным копателем. Он вручную вскопал участок размером 50 х 100 метров. Итог: более шести сотен целых дирхемов XI века, и более 3000 обломков (резан и полушек). Основная часть находок — времена вятичей (XI-XIII вв.). Но попадаются и предметы позднего времени, вплоть до XV в. , такие, как, например, небольшая серебряная монетка (московское подражание золотоордынскому дирхему).

Вверху: пуговицы, радимичская запона для плаща, височное кольцо для девочки, лунница, накладки на пояс, обломки височных колец, кулонов и предметы неизвестного назначения. Кроме того, наконечник стрелы, похожий на половецкий.

Клад древних балтских женских украшений. Бронза. Ранний железный век. Верхнеокская культура. Найден 17.04.2010 года на берегу безымянного ручья, впадающего в Оку. Калужская область.

Подвеска «Конь», застёжка на ворот, подвеска, обломок нагрудного ажурного пластинчатого украшения, бронзовое шило.

Бронзовая подвеска со знаком осеннего Солнца на прямом кресте. Вятичи. X-XII вв. Найдена на Воротынском селище, река Высса. Калужская область. Подвеска носилась на счастье, на обилие в доме.

Бронзовая подвеска найдена в Каслинском районе Челябинской области. Относится к молчановскому типу, раннее средневековье IIIV-X века. Древние манси.

Это все были подлинники

Теперь предоставлю копии.

Но перед этим. Все мы утверждаем, что драконы это Китай, также змей к ним относится, а также кто-то говорит что индусы это поклонники змей т.к. у Шивы — Махадева на шее змея, но при этом не знают как она появилась, также Вишну лежит на змее.

Если припомнить у скандинавов впереди на ладьях изображен дракон. И не только, также у всех славян на оберегах были образы драконов, змей, это по мимо лебедей, петухов итд Так что у всех народностей были и драконы и змеи.

Пасть — Охотничий оберег

Точная копия бронзового украшения, найденного в октябре 2006 года во рву неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Охотничий оберег. Почепская культура II-III вв.

Точная копия голодского бронзового женского украшения, найденная во рву неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Носилось на поясе. Почепская культура, II-III вв.

Точная копия бронзового женского украшения, найденная близ неизвестного археологам городища «Покров», река Угра. Почепская культура (II- III вв.). Назначение оберега неизвестно. Напоминает пятилопастное височное кольцо вятичей. Вероятно, послужил прообразом вятичского височного кольца. «Пять» — число Мокоши, Богини Судьбы.

Конь

Копия бронзовой подвески из клада древних балтских женских украшений. Ранний железный век. Верхнеокская культура.
Найден 17.04.2010 года на берегу безымянного ручья, впадающего в Оку. Калужская область.

Оберег «Змеи»

Подвеска «Змеи» относится к древностям куршей и скальвов. Эти балтские племена населяли западную Литву, западную Латвию и южную Пруссию. В VII-Х веках курши вели войну со скандинавами, неоднократно захватывавшими часть их территории, а в XI-XIII веках уже сами курши на своих судах грабили прибрежные области Швеции и Дании. В XIII веке курши столкнулись с Ливонским орденом и более полувека вели с ним ожесточенную борьбу, но к 1267 году были окончательно покорены. Подобные подвески бытовали и среди балтского (голодского) населения Оки.

Оберег «Волчий молот»

Молот Тора в волчьей пасти. Норвегия. Реконструкция. Серебро, 9,1 г. Молот Тора, выкованный карликом Eitri, задумывался Богами, как лучшее из оружий. Волк Fenrir, сын Локи, сомкнул свои челюсти вокруг всемогущей силы молота. Освящается на силу.

Оберег «Морские коньки»

Оберег в виде переплетающихся между собою двух морских коньков. Норвегия, XII-XIV вв. Бронза. Реконструкция.

Змеиная подвеска эпохи Меровингов, примерно 700 г. н.э. Копия с подвески, раскопанной в женском захоронении недалеко от г. Lodingen.

Иногда в своих путешествиях по Мирам, Бог Один надевал маску, что позволяло ему избегать ненужных встреч и не растрачивать свои силы. Норвегия, бронза. Реконструкция. На оборотной стороне маски оригинальное ушко для шнура или цепочки.

Сын Локи и великанши Ангрбоды, мировой змей Йормунганд опоясал Солнце, кусая себя за хвост. В Рагнарёк они с Тором убьют друг друга. Древняя скандинавская легенда повествует о том, что к востоку от Мидгарда – Средней части мира, населённой людьми, — живёт в Железном лесу старая великанша. Она породила многих сыновей чудовищ и было предсказано, что они принесут Богам несчастье, особенно же опасны гигантский волк Фенрир и чудовище змей Йормунганд. Боги задумали предотвратить события. Они бросили змея в глубокое море, окружавшее землю, и решили, что обезопасили себя. Но от судьбы не уйти никому – даже Богам. Йормунганд вскоре так вырос, что опоясал землю и начал сотрясать весь мир, кусая себя за хвост. А потом, как и было предсказано, наступил день конца света, гибели Богов. Йормунганд выбрался на сушу, изрыгая в великанском гневе столько яду, что напитал им и воздух, и воды. Главный защитник Мидгарда и Асгарда (Мира Богов) — Бог грома и бури Тор сумел-таки одолеть Йормунганда в жестокой битве, но и сам, успев отойти только на девять шагов, пал мёртвым, отравленный ядом гигантского змея. Этот сюжет часто воспроизводили на щитах скальдов.
Норвегия, бронза. Реконструкция.

Голова водяного дракона (г. Бирка, Швеция, VIII-X вв.).
Подвеска, воспроизводящая в миниатюре голову дракона, которые обычно украшали форштевни кораблей викингов. Реконструкция.

Подвеска «Змей Мидгарда», провинция Нерке, г.Экеторп, Швеция, X век.

Подвеска «Дракон», Швеция, X век.

Кикимора

Оберег XII в. Найден в Псковской области. Кривичи.

«Эта область (Жемайтия, — В.К.) изобилует рощами и лесами, а также болотами и озерами, в которых, как рассказывают, иногда можно встретить привидений. Там, в этих уединенных местах, и поныне очень много идолопоклонников, одни почитают огонь, другие - деревья, солнце или луну; есть и такие, которые кормят в своих домах [вроде пенатов] неких змей на четырех [коротких] лапках, напоминающих ящериц, только крупнее, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они Giwoites). В установленные дни они производят в домах очистительные обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Другие зовут их Jastzuka, иные же - Szmya. У них есть (определенное) время, когда они кормят своих богов: посреди дома ставится молоко, а сами они располагаются на коленях по лавкам; тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, - и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом.). Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество [змею]».

Оберег «Семицвет»

Подвеска «Семицвет», бронза. Точная копия бронзовой подвески Вятичей. Семь лепестков — знак Огня, Огнебога Семаргла. X-XIII вв.

Подвеска «земля»

Точная копия бронзового украшения, найденная на р.Кванка (бассейн р.Высса), Калужская область. X-XI вв.

Височное кольцо «Месяц и звезда»

Точная копия бронзового украшения, найденного на городище «Дуна» близ г. Чекалин (бывший Лихвин), Тульская обл. Височные кольца - бронзовые, серебряные, золотые женские украшения, вплетавшиеся в волосы у висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Известны с бронзового века, были распространены у восточных славян в средние века. Различные союзы племён славян носили височные кольца различной формы: кривичи - браслетообразные, новгородские словене - ромбощитковые, вятичи - семилопастные (девочки пятилопастные), радимичи - семилучевые, северяне - спиральные, и т. д. Существуют и другие типы височных колец, носимых женщинами верховьев Сейма и Псла - лопастные и бусинные.

Оберег «Петух»

Точная копия бронзового женского украшения. Вятичи. X-XIII вв.

Лебедь

20-е годы IX века. Роменская культура (славянские предки вятичей). Точная копия бронзовой привески, найденой на посаде «Чёртова городища». Серебро — 3,74 г. Лебедь — священная птица Лели, Богини девической любви, дочери Лады. Освящается на покровительство Лели. На счастье в любви.

Копия оберега хантов, Томская область. VIII век. Медведь — тотем рода, охраняет душу человека.

Конечно представлены копии не все, но даже по этим копиям можно сказать что нынешний рынок оберегов, это 90% фальсификации.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди