10.09.2019

Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте


В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

Ну вот, вы смогли приблизиться к очередной круглой дате - десять месяцев. Цифра - обязывающая и очень серьезная. Последняя четверть первого года жизни малыша будет сопровождаться быстрым психологическим развитием, а вот родителям можно пожелать только терпения. В этом возрасте за ребенком нужен глаз да глаз, ведь он всегда проявляет инициативу, подавлять которую нельзя.

Рост и вес

В 10 месяцев средний вес малыша должен составлять от 9.525 до 10.355 килограмм, а его рост может колебаться на отметке в 72.11-73.91 сантиметров. Обхват грудной клетки в возрасте 10 месяцев составляет 45-46 сантиметров, а окружность головы равна 45-46 сантиметрам.

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Ребенок в 10 месяцев должен уметь воспринимать в свой адрес шутки, вслушиваться в речь взрослого человека и подражать его звукам. Вставлять один предмет в другой, предпочитать играть мелкими предметами в сравнении с крупными, доставать один предмет с помощью другого, толкать мяч, катать машинку. Ходить у опоры, ползать, сидеть, жевать порезанную мелко пищу, проявлять к другим детям активный интерес. Самое главное для ребенка в этом возрасте, делать все «как большой». Кроха уже достаточно овладел движением кистей, рук и пальцев, чтобы повторять все действия за взрослыми. Будьте крайне внимательны, ведь ваш случайный жест способен так сильно понравиться малышу, что потом вам месяцами придется отучивать его от этого.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Меню и питание ребенка

Даже в 10 месяцев при вводе в рацион малыша новые продукты необходимо делать это с особой осторожностью. Ведь даже если раньше у крохи не было аллергической реакции, никто не может однозначно ответить, не возникнет ли она после введения, к примеру, рыбы. Не стоит торопиться вводить продукты, которые считаются аллергенными, к примеру, куриные яйца, рыбу, малину и клубнику.

Осторожно, аллергия

Детям, проживающим в умеренно-континентальном климате, в России, Украине, в раннем возрасте не рекомендуется давать нетипичные фрукты для этого региона. К ним относится не только экзотическое киви и манго, но также и апельсины и остальные цитрусовые, к примеру, хурма. Также аллергию может вызвать шоколад, содержащий к тому же много сахара. Ребенку, склонному к запорам, не стоит давать продукты, закрепляющие стул - вишни, черную смородину, бананы и чернику.

Сколько спит

Чаще всего в 10 месяцев ребенок переходит на один дневной сон, которого ему бывает достаточно для полноценного отдыха. Разные по своему темпераменту детки спят разное количество времени, поэтому если ваша кроха спит днем 4-5 часов, то нет повода для переживаний. А другие детки могут днем спать только 1-2 часа, что также является пределом нормы. Ребенок пока еще не может сам понять, что устал и ему нужно спать, поэтому мама должна правильно распознавать его капризы и укладывать его ко сну. К ночному сну ребенка можно подготовить, прочитав ему интересную книжку.

Приучаем к горшку

10 месяцев - это такой возраст, когда малыша можно приучать к горшку. Это необходимо делать, когда кроха уже может уверенно сидеть, запомните примерное время, когда его штанишки становятся мокрыми, и в это время высаживайте его на горшок. Сделайте спокойную атмосферу, включите в кране водичку, повторяйте звуки типа «а-а» или «пи-пи», сажая при этом ребенка на горшок. Не надо заставлять его сидеть, если он не хочет. Процесс приучения малыша к туалету - довольно сложный, однако рано или поздно он сможет научиться этому. Если у него все получится, обязательно похвалите его.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Купание

В 10 месяцев можно кроме обычного купания добавить водные обливания. Проводить такую процедуру можно каждый день в ванной комнате, при помощи душевого шланга на расстоянии в 20-30 см от тела крохи. Для обливания начальная температура должна составлять 36 градусов, каждую неделю ее следует понижать на 1 градус, доводя до 28 градусов. Именно такая температура должна быть постоянной к тому времени, как вашему крохе исполнится один год. Лучше всего обливание проводить с 16.00 до 19.00 часов. Начинать его необходимо со спины, после животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливается правое и левое плечо. После обливания ребенка необходимо тщательно вытереть, хорошо делать обливания после комплекса гимнастики и массажа, после сна или через 30 минут после кормления.

Развлечения

В 10 месяцев игры с ребенком должны быть направлены на развитие мелкой моторики, такие как:

  • пересыпание, перебирание из одной емкости в другую орехи, крупы, пуговицы или бусины;
  • выкладывание зубочисток, спичек, орехов, фасоли, фигурных макаронных изделий, ватных палочек, камешек;
  • открывание крышек - больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от баночек с кремами);
  • рисование пальцами по мелкой крупе, песку, муке;
  • игры с ленточками, узелками, шнурками;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сорока-ворона»);
  • использование для еды ложек разного размера;
  • пересыпание или копание снега или песка грабельками, совком, палочкой, лопаткой.

Старайтесь, чтобы ваша кроха все делала двумя руками, а не только правой. Ведь в 10 месяцев происходит активное развитие правого полушария, за которое и отвечает левая рука.

Проблемы

В 10 месяцев у ребенка могут быть проблемы с питанием, у него уже сформировались вкусовые предпочтения, появились любимые и нелюбимые блюда. Внимательно следите за его рационом, старайтесь не заставлять его съесть то, что ему не нравиться.

Каждый месяц в жизни малыша до года – это своеобразный этап взросления. Он растет очень быстро, развивается, и когда исполняется 10 месяцев ребенку, уже многое умеет. Родители пристально следят за состоянием отпрыска, контролируя его физические параметры и психическое развитие, радуются вместе с малышом новым достижениям и пытаются восполнить недостающие пробелы в образовании.

Рост и вес в 10 месяцев

В первые полгода жизни малыш развивается активно, прибавляя в среднем по 600-900 г и по 2-3 см за каждый месяц. Потом темпы замедляются из-за возросшей энергичности ребенка. Все индивидуально, но можно прийти к общим параметрам. Существуют нормы, в соответствии с которыми родители и педиатры определяют, нет ли отклонений в развитии малыша. Для данного возраста определены показатели, превышение или понижение которых должно насторожить. Согласно ним:

  1. Средний вес ребенка в 10 месяцев составляет 7,9-11 кг.
  2. Средний рост ребенка в 10 месяцев – 68-79 см для мальчиков, 66-78 для девочек. Погрешность – плюс-минус 3 см.

Питание ребенка в 10 месяцев


Родители подрастающего малыша пытаются дать ему полноценный уход, акцентируя внимания на правильном питании согласно возрасту. Введение прикорма к этому времени завершено. Рацион ребенка в 10 месяцев разнообразен, дневное питание полностью заменяется обычными продуктами: вводятся супы, рыбные и мясные блюда, десерты и т.д. Пищу предпочтительнее готовить на пару, варить или тушить, так она сохраняет все витамины. Ребенок переводится на общий стол, а по возможности мать докармливает его (не больше 1/4 от суточного объема) грудным молоком или смесями.

Грудное вскармливание в 10 месяцев

Питание малыша в 10 месяцев подразумевает прием грудного молока. Согласно режиму питания, малыш сосет грудь перед сном и получает необходимую дозу молока сразу после пробуждения. Такое утреннее кормление не является полноценным завтраком, спустя некоторое время следует каша или другие продукты из общего рациона. Вместо молока – если мать закончила кормить, или малыш является искусственником – можно давать кефир или адаптированную смесь. В 10 месяцев ребенку хватает от 2 до 6 прикладываний к груди.

Прикорм в 10 месяцев

Основной прикорм к десятимесячному возрасту уже введен, и в меню малыша появляются новые продукты с общего стола. Это растительная и молочная пища, мясо и рыба и др. Консистенция не обязательно должна быть жидкой, особенно если к этому моменту появляются первые резцы. Чем кормить ребенка в 10 месяцев, когда у него начали прорезываться зубки? Подойдут свежие фрукты: груши, яблоки, слива, банан. Кроме этого, в 9-10 месяцев вводится такой прикорм, как:

  • кефир;
  • (детский);
  • и блюда из мяса (фрикадельки, тефтели);
  • нежирная рыба;
  • яичный желток;
  • монозлаковые каши (с маслом);
  • травяные чаи.

Меню ребенка в 10 месяцев


Дети по-разному реагируют на введение в рацион новых продуктов, особенно маленькие аллергики. Поэтому меню в 10 месяцев для всех различается, но оно обширно, включает разнообразную пищу. Режим питания подразумевает около 5 приемов пищи, перерывы между которыми составляют до 4 часов:

  1. Ранний завтрак.
  2. Завтрак.
  3. Обед.
  4. Полдник (первый ужин).
  5. Ужин.

Когда 10 месяцев исполняется ребенку, в среднем за один день он съедает от 1 до 1,5 кг пищи. Объем каждой порции составляет 200-250 г. Но в зависимости от продуктов их дневная норма различается.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:

  1. Овощи, пюре – 200-250 г.
  2. Каша – 200 г.
  3. Кисломолочные – 200-220 г.
  4. Пюре фруктовое – 100-110 г.
  5. Желток – 1 шт. (1-2 раза в неделю).
  6. Мясо – 80 г.
  7. Соки – 60-70 мл.
  8. Рыба – 50 г.
  9. Творог – 50 г.
  10. Сухарик, белый хлеб, печенье – 10 г.
  11. Масло сливочное, растительное– 5-6 г.

Режим ребенка в 10 месяцев

Соблюдая правила ухода за малышом, родители стараются ввести оптимальный распорядок дня – сна и отдыха, питания, прогулок и ежедневных гигиенических процедур. Режим помогает жить в гармонии и полноценно высыпаться даже с маленьким ребенком в доме. Сколько спит ребенок в 10 месяцев? Днем, как правило, это двухразовый отдых длительностью около 60 минут:

  1. При условии раннего подъема (6-7:30) дневной сон придется на 11-12 часов.
  2. После обеда – второй отдых, около 15:00-16:30.
  3. Ночью кроха спит от 8 до 12 часов.

Рекомендуемый распорядок дня включает чередование периода сна и бодрствования. Утреннее время малыша сразу после пробуждения занято завтраком, играми, прогулками. После второго перекуса следует отдых, а затем – опять подвижные и развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, гимнастика, массаж. Не обязательно укладывать ребенка спать сразу после обеда, можно повременить час-другой, занимаясь спокойными делами, например, читать с ребенком развивающую литературу. После отдыха – снова прием пищи (первый ужин), игры и прогулки, перекус, купание и отход ко сну.

Развитие ребенка в 10 месяцев

Малыш в 10 месяцев уже многое умеет и понимает. Он сильно вырос в физическом плане: научился координировать свои движения и продолжает развивать мелкую моторику, быстро ползает, а некоторые детки начинают ходить самостоятельно. В эмоциональном плане такой ребенок – уже личность. Дети становятся участниками общения с родителями, понимают сказанные им фразы, с радостью выполняют просьбы и негативно реагируют на неприятные им действия (например, подстригание ногтей). Этими навыками должен обладать малыш 10 месяцев, развитие мальчиков и девочек может отличаться:

  1. Девочки охотнее занимаются монотонными занятиями и опережают своих сверстников противоположного пола: быстрее осваивают , пользование ложкой, первые слова.
  2. Мальчики проявляют упрямство, стремятся с самостоятельности, поэтому могут рано начать ходить. Усидчивости им часто не хватает.

Нередко мамы и папы задаются вопросом: что должен уметь малыш в 10 месяцев? Главные навыки, которые осваиваются к этому времени, касаются физического развития. Координация движения развита, если нет отклонений.

Дети должны уметь:

  • брать предметы обеими руками;
  • подцеплять вещи двумя пальцами;
  • переступать, держась за каталку или руку;
  • ползать;
  • слезать с возвышенности и забираться на нее;
  • открывать дверцы и крышки;
  • находить нужные вещи среди других;
  • делать подражательные жесты руками;
  • повторять за взрослыми их поведение и звуки.

Как развивать ребенка в 10 месяцев?

Эмоциональное и физическое развитие детей полностью ложиться на плечи родителей. Они должны знать, как развивать малыша в 10 месяцев, чтобы привить ему необходимые умения и знания.

Соблюдение простых правил поможет малышу взрослеть гармонично:

  1. Необходимо оборудовать для ребенка простор для движения, позволять безопасно передвигаться по квартире, исследовать мир.
  2. Нужно вводить нормы поведения в доме и разумные запреты.
  3. В комнате ребенка должно быть место, куда он смог бы складывать свои игрушки.
  4. Гимнастические упражнения помогают крохе быстрее научиться ходить. Во время прогулки стоит выпускать его из коляски, удерживая за руки помогать переступать ножками.
  5. Очень важно общение на любые темы для закрепления лексики малыша.
  6. Чтению стоит уделять хотя бы немного времени ежедневно.
  7. Полезны музыка и танцы, игры для развития мелкой моторики, совместные занятия и другие мероприятия.

Игрушки для детей в 10 месяцев

Подрастающему малышу интересно узнавать окружающий мир. Делать это он может с помощью предметов, которые всегда под рукой. Полезно позволять ребенку:

  • переливать воду из емкости в емкость;
  • перебирать крупу на подносе;
  • пересыпать песок;
  • играть со шнурками;
  • рвать бумагу;
  • лепить из теста и глины.

Хорошо, когда дома есть интересные развивающие игрушки. С радостью десятимесячный ребенок занимается с такими предметами, как:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • машинки-каталки;
  • пупсы;
  • матрешки;
  • лейки;
  • посуда для кукол и другие игрушки.

Игры для детей в 10 месяцев


Малышу исполнилось 10 месяцев, физическое, эмоциональное развитие продвигается ускоренными темпами. Ребёнок меньше спит, требует внимания, охотно контактирует с близкими людьми.

Малыш уже не такой беспомощный, ежедневный уход понемногу отходит на второй план. Гигиенические мероприятия обязательны, но общение, приобретение навыков, физическое развитие занимают всё больше времени. Возраст 10 месяцев – трудный, но интересный период для родителей. Радость от общения с подросшим ребёнком заставляет забыть об усталости.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев

Ребёнок становится активнее, с интересом изучает мир вокруг себя. Кроха внимательно наблюдает за взрослыми, концентрирует внимание на определённых предметах, увлечённо занимается с определённым предметом или игрушкой.

Чем больше внимания вы уделяете эмоциональному контакту, тренировке речи, общаетесь с крохой, тем интенсивнее будет развитие. Детки, не получающие достаточно внимания в этом возрасте, зачастую отстают от сверстников.

Физическое развитие ребёнка

Что умеет малыш:

  • активно ползает, часто с высокой скоростью, опираясь на руки и коленки;
  • хорошо сидит даже без поддержки и опоры на ручки;
  • легко встаёт без посторонней помощи из положения сидя;
  • пытается делать первые шаги, учится крепко стоять, цепляясь за ноги родителей, мебель;
  • иногда кроха отпускает ручки, стоит, делает шажок – другой без опоры;
  • малыш двигается при поддержке за ручки, пытается достать игрушку, упавшую на пол, цепляясь за мамин или папин палец.

Важно! Ребёнок плохо сидит без поддержки, качается, подолгу лежит, вяло двигается? Посетите педиатра, расскажите о низкой двигательной активности. Зачастую для решения проблемы, укрепления мышц достаточно услуг опытного массажиста. Целенаправленное воздействие на биологически активные зоны улучшит мышечный тонус. Отличное дополнение – специальная гимнастика, которую родители проводят дома.

Эмоциональное развитие

Особенности:

  • в 10 месяцев родители замечают, что рядом с ними не беспомощный человечек, мирно посапывающий в кроватке большую часть дня, а маленькая личность со своим характером и запросами;
  • ребёнок понимает несложные слова, короткие фразы. Среди лепета можно различить правильные слоги, псевдослова (бутя – бутылочка, ав-ав – собака), которыми ребёнок заменяет сложные понятия. Чем чаще вы разговариваете с крохой, тем активнее развивается речь;
  • проговаривайте по два-три раза одну фразу, избегайте длинных, труднопроизносимых слов. Откажитесь от постоянного «сюсюканья», коверкания слов: ребёнок запомнит неправильные названия предметов, позже переучивать сложно;
  • малыш понимает настроение родителей и окружающих, знает, когда его хвалят или ругают. Иногда проявляются приступы ревности, если мама в гостях уделяет внимание другому ребёнку;
  • при правильном развитии кроха выражает привязанность к родителям, близким, особенно выделяет «любимого взрослого»;
  • некоторые детки спокойно относятся к горшку, понимают, чего от них хотят. Оптимальное время для приучения к полезному приспособлению – 12–18 месяцев, но если малыш не сопротивляется, ненадолго высаживайте на горшок в 10 месяцев. Обязательное условие для обучения – окрепшие мышцы спины: ребёнок уверенно сидит без поддержки;
  • детки интересуются игрушками, предметами, исследуют содержимое ящиков, запоминают расположение вещей в комнате. Кроха изучает свойства каждой игрушки, не просто грызёт или стучит, а пытается собрать/разобрать её. Отличный вариант для изучения цветов, формы, развития внимания – обычная пирамидка с яркими кольцами. Стройте вместе домик из лёгких, не слишком больших, кубиков, изучайте картинки в книге (подходят крупные, чёткие изображения животных, овощей, фруктов);
  • при достаточном уровне психоэмоционального развития детки копируют поведение родителей, запоминают действия, воспроизводят их. Например, мама говорит по телефону, что-то увлечённо рассказывает. Малыш непременно заинтересуется. Дайте в руки детский гаджет с кнопками и музыкой (конечно, игрушечный, без вредного излучения). Ребёнок по-своему будет «говорить» по телефону, копировать движении мамы;
  • появляются вкусовые пристрастия, маленький человечек выделяет одежду, которую носит с удовольствием. Психологи советуют поощрять стремление к выбору: так ребёнок учится проявлять своё мнение, развивается психика;
  • при соблюдении режима дня десятимесячный малыш привыкает к распорядку, запоминает, что после еды будет прогулка, а после вечернего купания – сказка и сон.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • о правильном развитии свидетельствует понимание простых вопросов, выполнение просьб и команд. Например, при вопросе: «Где папа?», – кроха ищет глазами одного из родителей, улыбается, часто просится на руки. Психологи советуют подкреплять просьбы действиями. Например, мама говорит: «Дай маме чашку», – сразу протягивает руку, затем хвалит за правильное выполнение. Повторение приёма закрепляет навыки поиска, концентрации внимания;
  • в 10 месяцев малыш становится чувствительным к переменам. Мама, ушедшая из дому без предупреждения и традиционного ритуала прощания, любимый медвежонок, забытый в гостях, расстраивают деток, доводят некоторых до истерики/горького плача.

Важно! Ребёнок слабо проявляет эмоции, безучастно относится к родителям, равнодушно смотрит на других деток? Возможно, наблюдается задержка развития. Иногда погружение в себя, долгие занятия с одним предметом, отстранённость от мира свидетельствуют о детском аутизме. Обязательно проконсультируйтесь педиатром, неврологом, психологом. Раннее выявление проблемы даёт больше шансов на успех терапии.

Правила питания

Повзрослевший малыш кушает многие виды пищи, проявляет разборчивость при выборе блюд. Исчезает разница между продуктами для прикорма, которые получает грудничок и малыш – «искусственник». Родители должны готовить не только вкусную, но и полезную пищу.

Чем кормить ребенка в 10 месяцев? Основные правила:

  • нельзя давать еду с общего, «взрослого» стола;
  • запрещены специи, острые, жареные, кислые блюда, копчёности, соленья, грибы, шоколад;
  • готовите пищу на пару, запекайте, отваривайте. Паровые блюда содержат максимум витаминов;
  • избегайте крупных кусков, жёсткого мяса. Сочетайте протёртые блюда с более твёрдой пищей;
  • исключите из меню продукты, часто вызывающие у деток аллергические реакции;
  • предлагайте порции согласно возрасту, красиво оформляйте блюда;
  • не превращайте еду в баловство, откажитесь от спектаклей и сказок, лишь бы заставить кроху съесть ещё пол-ложечки;
  • не перекармливайте маленького человечка. Ожирение, плохой аппетит, отвращение к еде, тарелка с кашей на полу, капризы – ответ малыша на излишнее внимание к приёму пищи, частая реакция на кормление, если кроха не голоден.

Полезные блюда и меню для ребёнка в 10 месяцев:

  • овощное пюре из тыквы, кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Оптимальное количество – 110–130 г;
  • овсяная, кукурузная, гречневая каши. Манку давайте реже: много углеводов, мало витаминов;
  • масло: сливочное – до 10 г, растительное – не более двух чайных ложек за день;
  • соки (60 мл), фруктовое пюре из слив (если нет расстройства стула), зелёных яблок, черники, груш – 50–60 мг;
  • рыбные котлеты, фрикадельки на пару. Объём небольшой: достаточно 1–2 маленьких рыбных шарика, чтобы не спровоцировать аллергию;
  • тушёное, варёное мясо в виде паровых котлет, фрикаделек. Подходит кролик, курица, нежирная говядина, телятина. Постная свинина – 1 раз в неделю, не чаще;
  • творог – 50 г за день. Слишком большие порции творожка (много кальция) усиливают нагрузку на почки, особенно, в сочетании с кефиром, свежим молоком;
  • соблюдайте питьевой режим. Кроме соков, давайте несладкий компот, кипячёную водичку. При расстройстве стула, склонности к запорам полезны травяные отвары (после консультации у педиатра).

Полезные советы:

  • если в 6–7 месяцев вы излишне опекали кроху, не предлагали ложку, наверстайте упущенное;
  • ребёнок часто подражает взрослым: на этом и сыграйте. Купите пластиковую ложечку, столик для кормления, покажите, как пользоваться столовым прибором;
  • родители должны правильно держать ложку, чтобы кроха повторял за ними. Конечно, не всё сразу получиться, каша будет не только на лице, «слюнявчике», вокруг столика. Постепенно малыш научится крепко держать ложку;
  • главное: показать, что еда – это простой процесс, благодаря которому организм нормально растёт и развивается. Не разрешайте баловаться, играть с едой, специально разливать суп или сок;
  • кроха играет за столом? Значит, он наелся. Прекратите кормление, уберите еду. Постепенно малыш запомнит, как нужно вести себя за столом;
  • приготовьтесь к капризам и сопротивлению: некоторые детки долго играют на нервах, не слушают, намеренно дразнят маму, балуясь за столом;
  • наберитесь терпения, во время кормления уберите «лишних» людей из кухни. Театрализованное действие, бабушки, суетящиеся вокруг крохи – это лишний раздражитель, мешающий спокойному приёму пищи.

Рост и вес

Особенности:

  • тело подросшего ребёнка к десяти месяцам становится пропорциональнее;
  • набор веса, рост слегка замедляются;
  • средние показатели для девочек: вес – от 8 до 10 кг, рост от 69 до 75,4 см, для мальчиков: вес – 8,3–10,9 кг, рост от 69 до 77 см.

Разница зависит от многих факторов: роста, веса при рождении, качества питания, индивидуальных особенностей, наследственности.

Что делать, если у ребенка часто идет ? У нас есть ответ!

Эффективные методы лечения ринита у детей описаны странице.

По адресу прочтите о том, как распознать детский аутизм и как с этим бороться.

Сон

Соблюдение режима дня укрепляет здоровье, ребёнок привыкает к порядку. При повторении определённых процедур и действий складываются чёткие биоритмы для каждого вида занятий.

Здоровый сон – обязательный элемент в распорядке дня.

Особенности:

  • дневной сон – дважды, продолжительность – около двух часов каждый раз. Недосыпание отрицательно сказывается на наборе веса, увеличении роста, физическом развитии, здоровье нервной системы;
  • если кроха мало спит днём, он вряд ли проспит ночью подряд оптимальные, для его возраста, 12 часов. Создайте хорошие условия для отдыха, днём выезжайте на прогулку, чтобы малыш поспал на воздухе;
  • укладывайте спать десятимесячного малыша не позже 22 часов, утром подъём в 6–7 часов. Реже нарушайте режим: вы сами создадите проблемы для себя и малыша.

Ориентируйтесь на показатели психоэмоционального развития ребёнка в 10 месяцев, проверяйте, все ли навыки освоил малыш. При небольшой задержке не волнуйтесь: все детки имеют индивидуальные особенности.

Если маленький человечек сильно отстаёт в развитии, не сидите, сложа руки. Просите помощи у педиатра, психолога, детского невролога. Читайте полезную информацию по теме, общайтесь с другими мамочками: наверняка вы получите полезные советы.

Больше полезной информации для родителей в следующем видео:

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку - к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста - пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди