22.04.2019

В каких сказках есть экономика название. Материал (8 класс) на тему: Экономическая сказка


Не знаю, какое представление смогут получить о нашем мышлении люди будущего, которые прочтут написанные сегодня сказки, но вот сказки Пушкина вполне могут служить материалом для изучения мыслей наших предков, их представлении о жизни, их морали, развитии разума и общественных взаимоотношений…

Вступление.

Коллективный архетип этноса непрерывно развивается, происходят неизбежные изменения, связанные с развитием производства, общества, а вместе с этим развивается культура, меняется мораль и нравственность. Как оказалось, уже через 20 лет можно заметить глубочайшие изменения в людях. А как заглянуть в мысли людей, которые жили за 200 лет до нас? Не писателя, а тех, кто его окружал.

Поскольку не изучал биографию Александра Сергеевича Пушкина, то и не знаю чем занимались его родители. Неизвестна мне и их роль в воспитании ребёнка. Зато всякому грамотному человеку известно, что у него была няня Арина Родионовна, необразованная крестьянка, и при этом, несомненно, очень талантливый человек. Она рассказывала ребёнку сказки, пела народные песни, так он и развивался. Родители ребёнком не занимаются, няня – неграмотная, в наше время прямой повод вызвать наряд работников опеки, и изъять ребёнка у таких нерадивых родителей.

Но тогда было несколько иное время, свалить ребёнка на неграмотную деревенскую старуху, а самим смотаться в Ниццу на годик-другой полечиться, да и в море окунуться, было в порядке вещей. Все так делали. Хотя понимаю, для нас нынешних такое отношение к воспитанию собственного ребёнка может показаться возмутительным.

Сказка экономическая о рыбке, старухе, старике и море.

Для анализа представлений нашего предка об иерархии в управлении обществом, и его устройстве для нормальной жизни и развития возьмём сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Сюжет сказки заключается в следующем:

Жили старик со старухой у синего моря очень бедно. Она была домохозяйкой, а он рыбаком. На двоих у них была землянка, да одно единственное, и то разбитое корыто. И вот однажды, старик отправился на рыбалку. Погода была чудесная, море спокойное, но рыба в этот день в невод не шла, и вытащил он из моря одну лишь рыбку. Но не простую, а золотую.

Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удивительную рыбу в море без всякого выкупа. Плыви, дескать, мне от тебя ничего не нужно.

Возвращается он домой, рассказывает старухе эту удивительную историю, а бабка его корит. Зачем, мол, не попросил ничего, иди ещё раз, пусть даст хотя бы новое корыто. Пошёл дед, погода уже начала портиться, море покрылось рябью, волны о берег бьются, но рыбка, тем ни менее, его услышали, приплыла, пообещала корыто, дед и отправился домой.

История довольно длинная – бабка гоняла деда к морю ещё несколько раз, и всякий раз рыбка давала старухе то избу – то палаты – то дворянство. Одновременно с этим портилась погода на море. В конце концов, бабка затребовала владычество морское, и чтобы рыбка у той бабки была на побегушках. Крыша у старухи съехала от неограниченного потребления. Сегодня мы видим, чтоименно так и происходит с теми, кто не может остановиться, умерить свои желания.

На этом сказка практически заканчивается. Дед приходит домой. Та же землянка, та же старуха, и опять разбитое корыто.

Сказка настолько запала в души русских людей, что «золотая рыбка» и «разбитое корыто» стали устойчивыми выражениями, вошли в устную речь и письмо. А это очень дорогого стоит. Такое удавалось мало кому из писателей. Если эти образы так легко попали в наше сознание, если они не выходят из него уже без малого 200 лет, то это означает, что наше сознание в некоторой части пересекается с сознанием Пушкина. И Арины Родионовны, которая привила ему любовь к русскому языку, русским сказкам, вложила в него народный коллективный архетип русского человека.

Многие не знают, что до Пушкина на таком же русском языке писал свои стихи Денис Давыдов. Язык этот очень сильно отличается от языка Ломоносова, Тредиаковского, Державина. Очевидно, что это язык простого русского народа, которым дворянство того времени не пользовалось, предпочитая говорить между собой по-французски, а с крестьянами через переводчика, который по совместительству исполнял роль управляющего имением.

Итак, о чём нам может сказать эта печальная история. О том, что жадничать не следует? Нет, это очень примитивно, хотя, в школе, когда я учился, такое объяснение смысла сказки не посчитали бы ошибкой. Происходит конфликт. В сказке есть золотая рыбка, и старуха, находящаяся на иждивении у старика. Производственные отношения в этом небольшом коллективе построены следующим образом – рыбка созидает материю, бабка эту материю потребляет, а дед совершает работу, курсируя между старухой и рыбкой.

Бесконечно растущие потребности бабки – это неизбежность в экономике с заёмным капиталом у производителя товара. Он должен отдать банку с процентами, потому требуется непрерывно увеличивать производительность труда, повышать количество выпускаемой продукции, иначе не из чего станет платить банку проценты по кредиту, и придётся тупо увеличивать стоимость товара, раскручивая инфляцию виток за витком. Рост потребления потому совершенно неизбежен и очень желателен. Произведённый товар нужно ведь кому-то продать, а для этого потребуется внушить обывателю, что этот товар ему непременно нужен, то есть начинается маркетинговая рекламная кампания, и прочие ухищрения, необходимые для обеспечения непрерывного роста желаний у покупателя. Как видим, модель бабки, деда и рыбки вполне применима к современной экономике.

Далее по условию сказки потребитель ставит себя всё выше и выше, и вот он уже желает быть главным над производителем товара. При этом не забывайте, что старуха ничего не производит – она на иждивении у старика. Старик трудится не покладая ног, передвигаясь от моря к бабке и обратно, но его жизнь при этом нисколько не улучшается, и об этом у Пушкина отчётливо сказано – жизнь старика, уровень его потребления не изменился по ходу событий ни на сколько. Ситуацию можно представить следующим образом:

Старуха – потребитель,

Рыбка – средство производства , при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изобретателя, конструктора, архитектора, учёного, и так далее,

Старик – трудящийся.

Аппетит старухи растёт, что способствует росту производительности труда рыбки – изобретателя (конструктора, учёного, архитектора, и так далее). И это прекрасно! При таких условиях капиталистическая экономика успешно развивается, производитель платит налоги, выплачивает проценты по кредиту, всё идёт к благополучию и полному изобилию. Недалёк тот час, когда старуха соберёт все проценты, все налоги со старика, и хоть что-то начнёт оставаться и ему самому. Но нет, увы, старуха совсем взбеленилась, и ей захотелось стать выше рыбки-изобретателя, конструктора, и так далее. Отправить рыбку на побегушки – вот её последнее желание. Если бы ситуация была не сказочной, если бы Александр Сергеевич уже не написал финал истории, последствия этого желания и его реализации могли бы затянуться надолго. Но это сказка, потому вопрос решился мгновенно. Рыбка-архитектор, изобретатель, и так далее мгновенно перестала быть средством производства, а столь же мгновенно произошедший кризис уничтожил весь произведённый продукт. Получилось, что дед бегал туда-сюда совершенно напрасно? Старуха, пусть недолго, но успела пожить в приличном доме, поела столовой ложкой чёрной икры из тазика, дед же так и не получил никакой компенсации за свой труд.

Рассуждая о жизненных перипетиях трёх героев, мы как-то совсем забыли о море. Что в этой сказке такое «море»? Почему в начале сказки оно спокойно, а в конце по нему ходят огромные чёрные волны?

Море – это мы с Вами, читатель, и все, кто вокруг нас живут. По мере роста потребностей старухи-иждивенки море всё больше и больше поднимает волну, и точно так же растёт возмущение общества в нынешней России. Вот почему кризис столь стремительно смёл всё произведённое в ходе роста производства и экономики. Налетела волна, смыла старухин дворец, а землянку не тронула, и корыто выплеснула обратно на берег к старухиным ногам.

Мораль проста – главным должен быть конструктор, изобретатель, архитектор, изобретатель, и тогда кризиса не жди. Именно так и было при Сталине, а затем это уничтожили«продолжатели» «его» «дела». Сказка Пушкина совершенно точно отвечает на вопрос о причине развала страны, созданной Сталиным и её экономики. Кроме этого, посмотрите, тот, кто сегодня ничего не производит, лучше всех живёт! А уровень жизни созидателя не изменяется ничуть. Всё как в сказке.

Ну вот и сказке конец.

Надеюсь, мысли Пушкина, воспитанного простой неграмотной крестьянкой Ариной Родионовной, стали более понятны, да и мысли нашегопредка, который жил за 200 лет до нас, понятны ничуть не меньше. Вот что такое гений, вот кто такой поэт Александр Сергеевич Пушкин, и вот каков наш народ 200 лет назад. А на сегодняшнего русского человека можно посмотреть в любом месте, кроме телевизора. Всё.

Вот оно – гениальное произведение Пушкина:

Сказка о рыбаке и рыбке

Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
"Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна".
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»

Занятие:

«Экономика в сказках»

6 класс

воспитатель Трохимчук Т.Г.

2018 год.

Цель

Программные задачи:

Образовательные:

-

-

2. Развивающие:

-

-

- 3.Воспитательные:

Воспитывать

» Сказки –

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование

Посмотрели на гостей, сели правильно. Отвечать на вопросы когда вас спросят и уметь слушать других.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети:

Воспитатель:

Для чего нужны деньги?

Дети:

Воспитатель:

Ответы детей : «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде».

Воспитатель:

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

-

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности)

потребности (надо)

(Раздать карточки детям для в группах работы)

Расход семьи : (в месяц)

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход: 1000 рублей

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

? Расход

Д Р , Д

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к. (Сбережения?)

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)

В:

В:

Продолжение сказки «Красная шапочка»

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка: учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В:

В : Как вы думаете ,

В:

Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

Подведение итогов.

Вопрос:

И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.

Занятие: «Экономика в сказках» 6 класс.

Цель : познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и её героями.

Программные задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

- познакомить с экономическим понятием: потребность « Хочу» и « Надо».

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3.Воспитательные:

Воспитыватьлюбознательность в процессе познавательно - деятельности

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Предварительная работа: « Чтение художественной литературы » Сказки –

«Три поросёнка» английская сказка, «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Золотой ключик или приключения Буратино», «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка» Ш. Перро,

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование . Презентация, карточки с заданиями, загадки, отрывки сказок на новый лад, карточки - сочини продолжения сказки «Красная шапочка» используя такие слова (Зарплата, стипендия, труд, пенсия, семейный бюджет и т.д.; Экономический словарь - где будут делать записи.

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» песенка Лисы Алисы.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги, монеты (рассматривание монет разных стран: Крона- Чехия, Казахстан – тенге, Украина- гривна, Россия- рубль) Страны Евро союза- евро.

Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос.

Для чего нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в без них прожить невозможно.

А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся со сказочными героями в мир Экономики.

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

Ребята обратите внимания, что у вас лежит на краю стола.

- Экономический словарь, в него вы будете записывать слова, а какие вы узнаете во время занятия.

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.

И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что?

Наводящие вопросы: А деньги что они приносят людям?

Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом?

Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей, но и увидели свои потребности (надо)

(Раздать карточки детям для работы в группах)

Расход семьи : (в месяц)

    Покупка продуктов питания - 300 руб.00к.

    Покупка одежды, обуви - 500 руб.00к.

    Оплата за электроэнергию – 150 руб.00к.

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Оплата за телефон - 10 руб.80к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход:

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? Расход

Назовите, в каком случае можно сказать об экономии денег:

Подумайте и скажите. О какой семье можно сказать, что они хорошо живут.

Д Р , Д

Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.

Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к.

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

- Поросята рассказали Волку разные истории : Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу, забыл выключить свет.

Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?

Решение: ________________________________

    Экономическая задача - о воде.

Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:

При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?

Решение: ______________________________________

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним её? (Красная шапочка)

В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? (Ответы детей)

В: А как же сказка закончилась? (Ответы детей)

А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет: расход, доход.

(Дети рассказывают свои сказки).

Предлагаю свой вариант сказки «Красная шапочка »

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?

    Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) дохода и расхода.

Поиграем в игру: «Дорого, дёшево»

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,

В : Как вы думаете , какие это потребности – назовите? (Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода

В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями

« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.

Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова .

Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.

Угадайте, что в «Шкатулке» (находятся шоколадные монеты)

Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)


Интеллектуальный марафон

Тема: «Экономика для детей в сказках, играх, задачках»


  • Развитие экономической грамотности детей.

  • Развитие у детей социального интеллекта: усвоение ряда базовых экономических понятий.
Оборудование: книга Т.Смирновой «Белка и компания», ноутбук.

Ход занятия.


  1. Введение
Сегодня необычный классный час:

Кот Матроскин в гостях у нас.

В экономическую игру поиграем,

Кто на что горазд узнаем.

Как вы думаете, что такое экономика?

Экономика – это наука, которая изучает совокупность расходов, доходов, обмена, производства и проч. Хотя экономика и относительно новая наука, но люди пользовались ею уже давно. Сам термин «Экономика» впервые появился в IV веке до н. э., данный самим Аристотелем, а в дословном переводе с др. греческого экономика обозначает «Ведение хозяйства».


  1. Знакомство с книгой Т.Смирновой «Белка и компания»

  2. Чтение отрывка из сказки « Как Миша из покупателя превратился в продавца »
Как Миша из покупателя превратился в продавца

О том, с чего нужно начинать,

если хочешь организовать свое дело,

и как определить, что в этом деле самое главное

Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное: и этот лес, и небо, и белый-пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются...

Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: "Ушел в свой родной лес на день рождения ослика Иа". "Эх, - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было". И решил он открыть свой магазин.

Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.

Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.

Ты что, в снежки играть не идешь?

Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.

Торгуешь? А чем ты торгуешь?

Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается?

Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине - не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР.

!Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.

И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!

Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: "Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка".

Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки.

Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории.

А теперь заглянем в одну очень умную книгу, которую начинающему бизнесмену Мише подарил мудрый Филин, узнавший от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина. Он сказал, что эта книга, хотя и называется скучно "Задачник", поможет Мише (и тебе тоже) овладеть новыми знаниями в области экономики.

ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА

1. Отгадай загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто... товар

3. Внимательно посмотри на рисунок и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еще не продается и не покупается? Обсуди это со взрослыми.


  1. Игра-презентация
Кот Матроскин принёс карту, на которой вы видите столбы с указателями. Ваша задача выбрать первое направление из четырёх:

  • Загадки

  • Викторина

  • Игры

  • Мульти-пульти
Загадки

  1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (супермаркет)


  1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (товар)


  1. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (продавцы)

  1. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (весы)

  1. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир)

  1. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.

Все налоги целый день. (бухгалтер)


  1. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (товар).

  1. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату).

  1. Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (копилка)

Викторина


  1. Что делает с рублём копейка? (воспитывает, бережёт, питает).

  2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей, сто евро, сто лет одиночества).

  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (зелёный рынок, ёлочный базар, колючий аукцион).

  4. Месяц школьных базаров - это … (сентябрь, май, август).

  5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок, кошка, собака).

  6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные, домашние, ручные).

  7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы, сухарики, картофельное пюре).

  8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (цапля, лягушка, кулик).

  9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Дымково, Хохлома, Гжель).

  10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Перро, Андерсен, Гримм).

  11. В каком российском городе есть Банковский мост? (В Москве, в Санкт-Петербурге, в Самаре).
Игры

  1. Угадайте, что купил Матроскин в магазине? (5 рублей)
а) 3+2 - калачи

3+4 – колбаса

2+4 – конфеты

б) 9-5 – кружка

7-2 – самовар

6-2 – ведёрко


  1. Матроскин решил купить валенки.
Когда это сделать дешевле: летом или зимой? (летом).

  1. Матроскин открыл молочный магазин.
Какой продукт лишний? (конфеты).

  1. Решите ребус и вы узнаете, куда отнёс
заработанные деньги Матроскин. (банк)

,

Мульти-пульти


  1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?

  2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

  3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

  4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

  5. Посмотрите отрывок из мультфильма и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

  1. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.
Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Значительное место при знакомстве дошкольников с экономикой отводится сказке. Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.

На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

Авторская сказка, содержанием которой является познавательный материал (экономическая, экологическая сказка), придуманная педагогом или детьми, имеет свою специфику. Она развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых знаниях и умениях. Используя сюжеты сказок, можно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.

Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.

Ястребова Л., Мальгина Н.

Сказка « Хранители бюджета »

Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.

Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.

Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое.

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка. Кошелёк насторожился:

Привет, - сказал он. - Я - Кошелёк. Я - хранитель семейного бюджета.

А я - пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.

Но где же ты хранишь купюры?

Они во мне, - гордо ответила Карточка.

Но ты такая тонкая и маленькая, - изумился Кошелёк, - и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?

А мне не нужны карманчики, - загадочно улыбнулась Карточка. - Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», - подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Сказка « История одной реки »

Случилось это в те времена, когда миром правили боги. В одном древнем городе жил человек по имени Нил. Он был очень жадным, богатым и важным господином, который считал, что всё, что даёт природа, принадлежит только ему, и только он может этим распоряжаться, как ему заблагорассудится.

В это время природа действительно была удивительной и необыкновенной. В лесах жили невиданные звери и птицы, а в реках было много рыбы; кругом всё благоухало яркими красками. Существовала легенда, что далеко от этого города течёт чудо-река. Она настолько чиста и прозрачна, что вся рыба, которая обитает там, видна с берегов.

Узнал об этом жадный Нил. Собрал он своих слуг и отправился на поиски этой чудо-реки.

Увидел Нил реку и глазам своим не поверил: она была широкой, кристально чистой, а рыбы в ней было видимо-невидимо. Тогда приказал он слугам своим выловить всё, что водится в этой реке, и слуги принялись за дело. Ловили они день, два, три пока не выловили все, что там было.

Стал Нил ещё более богатым, жадным. Захотел теперь осушить эту реку. Приказал он своим слугам выкопать самый глубокий колодец в мире и перенести с неё всю воду в его колодец.

Так и сделали слуги. Долго они носили воду с этой чудо-реки пока полностью не осушили её. Стал Нил самым богатым в своём городе, так как вода в те времена была на вес золота.

Узнали об этом боги, разгневались и вызвали к себе Нила.

Ты зачем выловил всю рыбу? - спросил Нептун.

Ты зачем осушил реку? - спросил Зевс. - Кто тебе дал право разрушать то, что сотворила природа?

Но Нилу нечего было ответить богам. И тогда приняли они решение, что он сможет искупить свою вину только тем, если вернёт всё на круги своя. Нилу не под силу было выполнить это, несмотря на своё богатство и власть. Тогда боги наказали жадного господина и превратили в длинную и широкую реку. И исчезнет это заклятие только тогда, когда люди исчерпают всю воду из этой реки.

После этого люди решили, что так не должно больше повториться на Земле. Они всегда будут беречь воду и пользоваться ею только по назначению. Они будут стараться, чтобы реки никогда не исчезали с лица Земли и никогда не возвратились к нам такие люди, как Нил.

С тех времён течёт та река и с каждым годом становится всё глубже, краше и шире.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№48 «Золотой петушок»

Педагогический проект

«Королева Экономика»

г. Нижневартовск

Педагогический проект

Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников.

«Королева Экономика»

Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.

Задачи:

Расширить круг представлений о мире, человеческих отношениях;

  • развитие в ребенке понимания внутреннего мира людей;
  • пробудить фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года старший дошкольный возраст).

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательный

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Актуальность проекта :

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка . «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Мы осуществили анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость» (Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497). Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

А мы считаем, что именно сказка позволяет педагогам формировать нравственные взгляды детей.

У сказки множество функций:

Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

Способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

Пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.М. Гуревич, О.Н. Сом- коваи др.), математического развития (Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Л. Новикова, Л.Н. Вахрушева и др.), экологического образования (Н.А. Рыжова, Е.Н. Синицына, Р.Ю. Посылкииа и др.).

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Котюсовой, Р.С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1.Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2.Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский, О.Н. Меньшикова, Т.А. Попова, Л.В. Кнышова, ТА. Смирнова и др.). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

Использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

Организация комплексной работы со сказкой;

Создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы так же использовали народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Народных: «Лиса и козел».

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди