25.09.2019

Упражнения на развитие сенсорики. Комплекс упражнений, направленных на коррекцию сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста методическая разработка на тему. Игры с туннелями и палатками


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.


Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

"Развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Наши последние публикации:


-
-

-

-

-

-

-

-

-

Людмила Зябкина
Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения , способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста .

Значение сенсорного развития несомненно : с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Цель моей работы заключается в следующем : продолжать совершенствовать сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений .

Задачи моей работы :

1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия , обогащать их чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи;

2. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

3. Продолжать учить использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

4. Продолжать развивать мелкую моторику рук , совершенствовать координацию руки и глаза;

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников .

Моя работа включает :

1. Сенсорное развитие ребенка : понятие и аспекты

2. Перечень игр и

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета : Их форме, цвете и величине, запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие ребенка включает в себя две взаимосвязанные между собой стороны : усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлении; овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют более полно воспринимать окружающий мир.

Перечень игр и упражнений по сенсорному развитию

1. Дидактические игры , развивающие восприятие цвета и размера :

2. «Цветные флажки» , «Подбери веревочку для шарика» , «Подбери домик мячику» , «Новогодняя ёлочка» , «Сенсорный душ » , «Сенсорный коврик » , «Веселая полянка» , «Собери букет, «Разноцветный букет» , «Цветок для Чипполино» , «Собери бусы» , «Хвостик для петушка» , «Собери ягоды» ;

3. Дидактические игры , закрепляющие названия геометрических фигур, развивающие зрительное восприятие : «Цветная мозаика» , «Миниковрик» , «Монгольская игра» , «Найди тень и фигурное лото» , «Сложи квадрат» , «Подбери ключи к замочку» ;

4. Игры , развивающие слуховое восприятие и внимание : «Шумовые бочонки» ; «Раз, два, три за мной повтори» (игра для развития речевого слуха ) ; «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов»; «Это правда или нет?» (игра на развитие слухового внимания ) ; «Теремок» (игра для развития высоты и тембра голоса) ; «Кто кричит?» (игра на развитие высоты голоса ) ; 6. «Том-дом-ком» (игра на развитие слухового внимания ) ;

5. Игры и упражнения , развивающие тактильные ощущения : «Мишуткины мешочки» , «Маленькие и большие ножки» , «Чудесный мешочек» , «Оживи картинку» ;

6. Игры и упражнения , развивающие моторику руки : «Универсальное полотно» , «Олень» , «Зайчики слушают» , «Лодочка» , «Очки» , «Весёлые гуси» , «Птичка» , «Домики» , «Колобок» , «Гроздь винограда» , «Цифровая гусеница» , «Волшебный зонтик» ;

7. Игры , знакомящие с условными обозначениями : «На что это похоже» , «Найди тень» ;

8. Игры , развивающие восприятие времени :сказки.

В дидактических играх и упражнениях необходимо предоставлять детям возможность :

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному воспитанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например : форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.)

Десять эффективных сенсорных упражнений

Новый , полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Учимся ораторству (зона рта)
Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  • Гудим как пчела
  • Щелкаем языком
  • Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  • Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  • Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  • Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  • Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  • Корчим рожи - чем смешнее, тем лучше
УПРАЖНЕНИЕ 2: Полет по приборам (слух)
Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Копируем рисунок (зрение)
Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным - мебель, игрушки, люди.

УПРАЖНЕНИЕ 4: На ощупь и на запах (обоняние)
Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

УПРАЖНЕНИЕ 5: Настройка на ритм (слух)
Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы - копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

  • деревянные ложки
  • сковородки и кастрюли
  • пластиковые бутылки
  • ручки и фломастеры
УПРАЖНЕНИЕ 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)
Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

УПРАЖНЕНИЕ 7: Горячая лава (проприоцепция)
Разбрасываем по полу . Пол - это расплавленная лава, а - безопасные островки. Нужно прыгать с на , уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с , который так любят многие дети!

УПРАЖНЕНИЕ 8: Революционная техника рисунка (проприоцепция)
Нам понадобятся легко смываемые темперные краски, большой лист бумаги и вкладыши от жвачки в больших количествах. Выдавливаем на лист точки или небольшие полоски краски и кладем поверх них вкладыши. Предлагаем ребенку стать босыми ногами на вкладыши и совершить как можно больше прыжков по всей поверхности листа. Моем ноги, отдираем вкладыши и наслаждаемся получившимся шедевром живописи!

УПРАЖНЕНИЕ 9: Отражение (зрение)
Это - парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

УПРАЖНЕНИЕ 10: Пальчиковые краски без мытья рук (осязание)
Если вашему малышу неприятны ощущения от краски на пальцах, но вы хотели бы, чтобы он пробовал рисовать, поступите следующим образом. Налейте в прозрачный полиэтиленовый пакет несколько капель разных видов краски и заклейте свободный конец скотчем. Все тем же скотчем прикрепляем пакет поверх белого листа и предлагаем ребенку стать художником.

Разделы: Работа с дошкольниками

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Движения (в том числе речь и письмо) - главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт - внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.

Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus - чувство, ощущение) - психический процесс; моторика - двигательная активность.

Психомоторное развитие создает потенциал для познавательной деятельности ребенка. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, математическими знаниями, письмом.

Сенсомоторные координации начинают функционировать с рождения. В дошкольном возрасте необходима их постоянная тренировка.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, показали важность создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов.

Цели работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики, познавательной деятельности;формирование пространственных представлений; развитие умений инавыков, организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, которые реализуются в нескольких задачах:

1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.

2. Развитие сенсорных процессов;

3. развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;

4. Освоение мелких движений;

5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений

6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль 7.отработка навыка мышечного расслабления;

8. развитие сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга;

Методы, используемые в работе:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)

Рассматривание рисунков, предметов;

Свободное и тематическое рисование;

Упражнения подражательного, творческого характера;

Конструирование; лепка; изготовление аппликаций из различных материалов;

Схематическое изображение предметов;

Игровые ситуации; создание проблемных ситуаций

Обсуждение прочитанного; заучивание стихотворений.

Коррекционно-развивающая работа проводится педагогом-психологом по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование, критичности, оценки и самооценки.

В занятия включаются:

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. (повышающие энергетический потенциал: самомассаж ушных раковин, стоп , перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и др.)

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

массаж кистей рук, работа с пальцами рук (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

"Путешествие по телу" я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!

Массаж биологически активных зон "Снеговик" (для профилактики простудных заболеваний).

Раз - рука, два - рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом - другую)
Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.)
Три - четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею.)
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа.)
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб.)
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками.)

Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

"Улыбка"- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Хоботок" - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

"Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

"Кулак - ребро - ладонь" - На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

"Лезгинка" - Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

Дыхательные упражнения: (упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка) Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

"Подуем на снежинку" - вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

"Облако дыхания" - исходное положение - стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость):

"Снеговик" - представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, снимают напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

"Глаз - путешественник" - Развесить в разных углах и по группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве. Ориентация в пространстве и собственном теле - активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это делает работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости) и др..

Предложенные занятия позволяют научить детей:

а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений, выполнять целенаправленные действия руками;

б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;

в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;

г) соотносить эталон с признаком предмета;

д) определять последовательность событий;

е) ориентироваться в пространстве и др:..

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические работы.. Во время занятий мы создаем для детей игровые ситуации, что повышает их мотивацию. Например, мы кладем рисунок под прозрачную пленку, и ребенок обводит существующий рисунок и раскрашивает его через пленку. Затем мы достаем "оригинал", ребенок видит, что он сделал, и это доставляет ему большое удовольствие.

Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.

Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости. Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия в средней группе. Приложение 1

Литература.

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 349 с.
  2. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  3. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. - 94 с.
  4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
  5. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с
  6. . М. Ю. Картушина "Быть здоровыми хотим". Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.

«У этих детей будут широко открыты глаза, и уши, и все тело, и весь ум для восприятия мира.»

К.С.Петров-Водкин

Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует разви­тию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчиво­сти) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.

В чем суть сенсорного развития Монтессори?

Монтессори и её последователи понимали, что здоровый ребё­нок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит , слы­шит , ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способ­ствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.

Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь бо­лее высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей . Этот внешне простой навык особенно ос­тро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Раскрыть перед ребёнком мир — это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, — помочь детям упо­рядочить свои ощущения.

«Уметь различать — характерная черта мышления. Раз­личать — значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творче­ству»
Монтессори

Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в попол­нении словарного запаса конкретными понятиями. ещё более основательна. Фактически ребёнок получает основопола­гающие математические понятия, такие как «большой — маленький», «длинный -короткий» и т.д.






Желательно не вносить существенных изменений в предлагаемые упражнения, так как они подобраны по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых при­родных материалах. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстрак­цию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет со­бой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к поз­нанию окружающего мира.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди