29.09.2019

Уход за ребенком в стационаре. Управление качеством ухода. Основные данные при сборе информации


Как это ни грустно, но вам придется положить вашего малыша в больницу, а если он младше трех лет - лечь туда вместе с ним. Причины для госпитализации могут быть самые разные: от плановой операции до внезапного приступа непонятно чего. Самым пугающим для мам (особенно для молодых) является полная неизвестность. Постараюсь немного вас успокоить.

Плановая госпитализация

Когда диагноз уже известен и совершенно понятно, что ложиться в больницу все-таки придется, самое главное - правильно выбрать место. Хорошо бы попасть в приличную клинику с научной кафедрой. В этом случае, вам будет обеспечена не обычная, стандартизованная и, возможно, уже морально устаревшая, схема лечения, а более продвинутая, новая разработка. Рекомендации здесь дорого стоят. Я имею в виду, что одно дело, когда вы приезжаете "самотеком", пусть даже и планово, и совсем другое, если ваше появление предварено звонком от коллеги: "Послушай, там привезут тебе мальчика с грыжей, ты проследи, чтобы все было ОК".

Если придется выбирать между хорошими бытовыми условиями и грамотным врачом, однозначно, выбирайте врача. (Я думаю, вы и сами это понимаете, но слова "общая палата" могут вас ужаснуть. Все равно, врач - на первом месте.)

Так что ищите контакты во врачебном мире, это как раз тот случай, когда понятие "блат" не имеет унизительного оттенка.

Анализы

Если вас везет "скорая", максимум, что у вас есть, это карта. Возьмите ее на всякий случай, вместе с полисом. При плановой госпитализации соберите ПРОФИЛЬНЫЕ выписки. Здравая идея - сделать анализы ДО больницы. Вам понадобится самый подробный (включая биохимию и свертываемость, если речь идет об операции), общий мочи, ВИЧ и RW. Последние два действительны 10 дней, все остальное - 3 дня. Наличие свежих анализов сократит время подготовки, некоторые вопросы тоже быстрее решатся.

Приемное отделение

Вот где действительно плохо. Я сама там провела не один десяток часов, да и рассказов немало услышала. Вас просто привозят, выгружают и забывают о вашем существовании. Еще раз подчеркну важность прямых контактов с врачом. Но если его нет, если вас привезли в три часа ночи с задыхающимся младенцем, оставили в холодном боксе с термометром и ушли - не сдавайтесь. Зовите, ищите дежурного врача, теребите сестер. Знайте, что других обязанностей, кроме как принять вас, разместить, оказать первую помощь, у них нет. И чай подождет. Иначе вы можете просидеть в боксе несколько часов, которые могут быть решающими.

Палата и отделение

Вернусь немного назад, к сборам. Что взять с собой в больницу:

  • чайник/кипятильник и свою кружку (ложку, тарелку, и т.п.)
  • большой баллон воды (или папа потом подвезет)
  • еду для себя и для малыша. В больнице, конечно, кормят, но вы представляете, что это за кормежка. Побольше того, что можно грызть, жевать, радовать себя.
  • Памперсы. Даже если вы уже от них отказались, возьмите хотя бы парочку, на всякий случай. Многие дети плохо переносят стрессовую ситуацию и "впадают в детство".
  • Толстый роман и глянцевый журнал для себя + любимые книжки/игрушки/паззлы для ребенка. ВНИМАНИЕ! При некоторых инфекционных заболеваниях эти вещи могут не вернуть! Если у вас что-то серьезно инфекционное - спросите в приемном, что можно брать с собой.
  • МОБИЛЬНИК!

Вас могут положить или в бокс, или в палату на четыре - шесть человек. Как правило, с мамами кладут все-таки в бокс. С папами не кладут никогда, даже, если мама не подлежит транспортировке. (Со мной такое было: я на сносях с младшим, а у старшей ложный круп. Пришлось ехать, папу не пустили).

Если дело происходит зимой, позаботьтесь о дополнительном пледе и шерстяных носках себе. В отделениях может быть тепло, а может и не очень. В принципе, вы все поймете сами, но в ситуации, когда подстраховать, подвезти вам что-то некому, надо "надеяться на лучшее, а готовиться к худшему".

Очень редко, когда в отделении есть душ. В таком случае попробуйте найти себе подмену в лице бабушки, тети и т.п. и оторваться на полдня домой. Очень тонизирует.

Врачи

Часов в 10 утра к вам придет лечащий врач. Он поставит диагноз, познакомит вас с планом лечения, ответит на ваши вопросы. Подготовьтесь к осмотру, припомните все изменения состояния ребенка, характерные реакции на лекарства. Задавайте вопросы сами, врач для этого и пришел. Старайтесь понять, что происходит, а не просто отдаться на волю волн. Обязательно спросите, что расценивать как улучшение, а что - как ухудшение состояния. При кажущейся очевидности, этот вопрос не так-то прост.

Посещения

Режим посещений в больницах варьируется от "концлагеря" до "курорта". Если первое, то посещения запрещены, мама может только выйти на лестницу, с врачом родственники говорят два раза в неделю в строго отведенные часы. Как правило, такой режим принят в инфекционных отделениях и больницах.

Обычно же, посещения разрешены с 10 утра до 7 - 8 вечера, если договориться с сестрами, то можно хоть весь день сидеть. Не забывайте про сменную обувь. Белые халаты тоже приветствуются.

Очень советую папам наплевать на все и носить подарочки своим "болезным" хотя бы через день. Когда сидишь с тяжелобольным малышом, в перемежающемся состоянии от отчаяния до надежды сквозь безумную усталость, любая радость становится ценной вдесятеро.

Сестры

Милые старательные девочки, сострадательные и любящие детей, встречаются почему-то чаще, чем милые бабушки. Самое кошмарное мое воспоминание о больнице - это нянечка лет под 60, которая считала, что она все знает лучше доктора. И жутко шпыняла молодых мамаш.

В этой ситуации есть два варианта поведения. Первый: глухо игнорировать хамоватую тетку и ни в коем случае не вступать с ней в конфронтацию. Где-то со второго ребенка это начинает получаться само собой.

И второй способ: натравить на нее папашу. Не в смысле войны, а в смысле "Марь-Иванна, вы уж помогите моей дурехе, а то она от страха совсем голову потеряла. Вот спасибо!" (десять рублей в карман).

Ничего не бойтесь! Ваше пребывание здесь временное, основная ваша задача - вылечить ребенка!

Обсуждение

Нужен совет - куда обращаться, если в совместной госпитализации отказали? Нам всего 2 месяца с небольшим, случилось несчастье и с подозрением на сотрясение примчались в больницу. Посл обследований его забрали без меня, мне сказали что нужен от меня комплект анализов включая калограмму. Я уверила что за несколько часов из роддома привезу большую часть, но мне казали что это уже устаревшие будут данные. Ревела и пыталась договориться о платной госпитализации. В результате сын один!!! провел сутки в больницу, по получении снимков и узи (сотряс не подтвердился) мы под свою ответственность малыша забрали. он с нами - голос осип от крика(((Я четыре раза носила молочко в пакетиках сцеженное (он не ест смеси), но кажется малыша хорошо покормить так и не сумели(((
Чт я сделала не так? куда надо было обращаться?

15.12.2017 07:05:20, Анна Богомолова

Насчёт "подмазать" скорую чтобы отвезла куда получше - даже не пытайтесь, все дежурные больницы по районам распределены чётко. Скорую насчёт этого строго контролируют. Задержаться скорая может до 1 часа, если все бригады заняты, и то же самое твориться на соседних подстанциях. И не стремитесь обязательно попасть в больницу - если врач скорой говорит, что чётких показаний для госпитализации нет - не настаивайте, можете оказаться в незнакомой части города со здоровым ребёнком на руках посреди ночи. Скорая домой не везёт. И не просите взять в сопровождающие ещё и папу(или бабушку) - третьего в машину водитель не должен брать, да и дальше приёмного его не пустят. Пусть лучше дома останется с телефоном, вдруг что-то подвезти нужно будет.

24.08.2008 01:40:57, Бывалый

Нам с сынишкой, к несчастью, удалось побывать в 5-ой Филатовской, в инфекционном отделении, платно. Дане как раз только 2 месяца было. Заразился от папы гриппом. Поехала в больницу, только потому, что первый ребенок и температура 39,5, а дома жаропинжающего не было для ребенка, вот скорая и посоветовала съездить. Могу сказать только одно - ужас. В приемном сразу сказали, что мест нет и в коридор (деньги выбивают). Я, конечно же, сразу про платное спросила. Условия - кошмарные. Еще повезло, что не в самые сильные морозы лежали. В боксе холодина. Форточка до конца не закрывалась, так мы с масиком на моей кровати в одеялах и с обогревателем в обнимку 2 дня просидели, а на третий я под расписку малыша забрала. И еще, там сразу такие сильные антибиотики назначили, что до восстановления нашего ЖКТ еще жить и жить. Пускают в отделение одного родственника в день. И элетроприборами можно пользоваться: у меня стерилизатор для бутылок стоял. Но грязища в палатах - страшная, хотя и хлоркой они там все перемывают. Из удобств - туалет и ванная в боксе, стол, стул, кровать для мамы. В общем, убого и дорого. Избави Бог, попадать в больницы. Всем желаю здоровья.

06.04.2006 17:45:32, Данина мама

Я со своим карапузом попала в больницу за неделю до Нового года. Со старшей я ни разу не лежала (ей 3 года). А этот неделю был с температурой 39, а потом выдал 40,5. Я перепугалась насмерть, пыталась сбить сама, но не вышло, упала, а потом снова поднялась до 40,2. Участковый врач примчалась, сказала, что очень хрипят легкие, предварительный диагноз поставила - воспаление легких. Вообщем, позвонила я в скорую, мне сказали, что собирайтесь, довезм до больницы, а колоть там чего или послушать они не могут, т.к. бригада была кардиологическая для взрослых. Я тоже очень-очень боялась больницы. Положили в инфекционное, приняли сразу, без проволочек, я легла в платную палату, 500 р./день. Я лежала с ребенком, для малыша была отдельная кровать с бортиками, для меня кровать, стол, стулья, телевизор, холодильник, тумбочка, в палате была вынная компата с туалетом. Причем платная палата от бесплатной отличалась только тем, что в бесплатной лежали по двое (две мамы, два ребенка) и не было холодильника и телевизора, даже ванная комната в бесплатных палатах была в каждой. Сыну было 10 месяцев. Пролежали неделю, делали уколы антибиотиков, все время спрашивали, как малыш, сделали ренген, пневмония не подтвердилась, но температура держалась даже через антибиотики. Но потом он поправился, стал хорошо кушать, я и ушла досрочно, написала расписку и ушла. Нас и не отпускали-то из-за того, что повторный анализ крови еще был не готов, я на следующий день просто позвонила и мне его продиктовали. Так что 29 декабря я ушла с совершенно здоровым дитятей. Причем я страшно боялась того, что его, как говорила моя мама, заколят антибиотиками. Но все было сделано грамотно, без переборов. Хотя лежали мы в обычной больнице небольшого Подмосковного города.

Неделю назад заболел сынуля 7месяцев, сильно кашлял почти задыхался, вызвала скорую, приехала Тётка (по другому назвать не могу), посмотрела, послушала говорит всё нормально поставь горчишник и всё пройдет! Я говорю он задыхается! Причём он начал кашлять при ней! Она стоит смотрит. Я плачу, ребёнок кричит, кашляет, весь в красных пятнах от кашля.Она всё стоит. Потом говорит мне наревёшся ещё береги своё здоровье и уехала! Я в шоке, у меня истерика. Позвонила всем кому можно, вызвали другого врача (спасибо ей большое, что приехала несмотря на выходной), посмотрела моего сынулю, послушала оказалось острый бронхит, и действительно всё очень серьёзно, ребёнок мог задохнутся. Сразу выписала направление ложится в больницу, но сначала посоветовала поколоть его дома (благо уколы делать умею), так как в больнице условия тоже не ахти.К вечеру поднялась высокая температура, хорошо что быстро достали лекарства, но уже были близки ребёнка в охапку и в больницу,два дня ребёнка выводили из этого состояния, слава богу всё обошлось. Я никогда не забуду эту скорую.

Насчет "с папой не кладут" это ерунда. В прошлом году в соседней палате был такой папа с ребенком. Их приезжала навещать под окошко беременная мама. Все это было в 5 инф. больнице в Москве.

06.09.2004 16:03:07, Галина

Мы лежали в больницах очень часто.Начиная с 1 месяца. Больницы были разные. №5-рассадник всяческой заразы.Если вы попали туда с ерундой, то через 2-3 дня можете оказаться с тяжелой инфекцией. №6-отделение для детей до года-вполне хорошее отделение, боксированное.А зато после года-палата от 6 до 10 человек.По инфекциям не совмещают. Т.е. приезжаешь с ангиной-получаешь воспаление легких.Почему-то считается, что если ребенок уже болен, то др. инфекции он уже не подхватит. Опыи показал обратное.Причем когда говоришь, что приехали то мы с другими проблемами- отвечают, что у вас была ТАКАЯ инфекция.№6-нейрохирургия-классные врачи, но грязь такая, что из нейрохирургии попали в инфекционный корпус с тяжелейшей кишечной инфекцией.Крысы чуть меньше кошки.
А вот папу почти везде можно. Но у нас ребенок наотрез отказался с папой ехать в больницу.

06.05.2004 17:16:18, lissi

Мы лежали в болнице №17, куда нас выписали сразу же из роддома. Пожалуйста, если кто-то тоже там лежал напишите мне, я ищу единомышленников!

ПОчему папу не пускают? У подруги лежала дочь именно с папой.
И не до трех лет лежат с мамой, а можно чуть ли не до 10 - надо уточнить.

Спасибо за статью. Очень подбадривает. Действительно, поход в больницу - страшный сон. Боже, до сих пор панически боюсь этих корпусов ЦГБ. Молю Бога, чтоб оказываться там как можно реже...

25.11.2002 17:06:36, Margarita

Вот в Русаковской больнице как раз такой концлагерь - причем в терапевтическом отделении. Да, до 3 лет пускали с ребенком - вечером уложишь спать, а утром уже опять там. А после 3 ребенок что, резко взрослеет что ли? Все процедуры (не всегда приятные), уколы - все одному. Конечно, целый день рев. Заведующая просто зверюга. На проходной я каждый раз видела одну-две плачущие женщины, кто-то в истерике - не пускают ни в одно отделение, а детки-то все маленькие. В общем, продержала я дочь пару дней, чтоб основную остроту снять и - выписка по собственному желанию. А им что - дите с возу, заведующей и главврачу легче. Отговорки, кстати, какие-то идиотские - отделение маленькое по размеру. Да ведь просишь-то пустить всего на пару часов в день - ребенок, если будет знать, что мама завтра опять придет, остаток дня спокойно проведет. Так нет же - зверье какое-то.

Хочу уточнить детали.. нюансы т.с., хорошо что автор набрался смелости об этом рассказать, а то постоянно приходится сталкиваться с каким-то необоснованным благовейным ужасом перед стационаром.
Вся работа любого стационара., где-бы он не находился разделяется как-бы на два потока - обслуживание плановых и экстренных больных. И это далеко не одно и то-же.
Плановый больной госпитализируется спокойно., неторопясь., морально подготовившись и со всеми анализами и справками. Деталь! Анализы и справки в разных больницах и их отделениях - разный набор! Это ВСЕГДА нужно уточнять предварительно. а то получится как в картине Ильи Репина - "Не ждали"...
Экстренная - это песня. Делится: "скорая помощь" и "самотек". Скорая - это скорая., своё дело знает. До года всегда обязана отвезти в приемное отделения, приказ у них такой есть. Часто везет куда "попросите..." - это не всегда значит автоматически госпитализация именно туда, куда захотелось. Скорую можно понять, ей то-же кушать хочется. Но если не по профилю - хоть тресни, выясняйте сразу у врача скорой помощи., а то возможно и "звонок другу" - только зря затянет Ваши поездки и перемещения в пространстве и времени.
"Самотек" - это когда на всё плюнули и сорвались куда глаза глядят... У меня было несколько случаев, вместо приемного, из-за автомобильных пробок, ребенок оказывался в реанимации. На тяжесть скорая всегда пулей вылетает, а кислорода у Вас своего личного нет, и много всякого разного другого. Это первая веская причина. Никто ребенка без осмотра никуда естественно не отпустит, никто себе не враг. Я так думаю. Самотек напрягает здорово, редко нуждается в неотложной госпитализации, а вот последующее течение болезни может утяжелить. Исключение могут составить не первый приезд с ребенком, больным, или хроническим заболеванием в своё профильное отделение, или с часто рецидивирующим течением.
30 минут - это норматив., по которому не тяжелый ребенок должен оказаться от дверей скорой, до дверей отделения. причины задержки: вызов специалиста, нет места и ребенка нужно совместить, ожидание когда место освободится и бокс отмоют. Врач может быть и консультантом для других приемных., если больница небольшая, то в ночное время один доктор и прием ведет, и занимается с тяжелыми детьми которые уже лечатся.
Приемное отделение - это транзит, иногда и лечить может не откладывая в долгий ящик. Там то-же люди работают, тарахтеть в двери - зачем? Сестры грамотные, если что тяжелое пропущено СП - так и скажут, задержки не бывает. Я о себе.
В боксированные отделения поступают дети с течением острого респираторного заболевания, детскими инфекциями., сочетаниями ОРЗ и других заболеваний. Все остальные - палатная система. Реанимация - практически всегда нет. Хирургия - где какие правила и возможности отделений.
Приемное проскочили, с диагнозом и тяжестью, по ситуации и по тяжести разобрались, уже в отделении привлекается дежурный, в тяжёлых случаях всегда вызывают ответственного педиатра по больнице, если таковой имеется.
Утром смотрит сначала зав. отделением - (В этот момент и происходит самое главное!), исполняющий обязанности зав. отделения, распределяет вновь поступивших больных между врачами отделения, или интернами и ординаторами, если таковые имеются. Если возникнет необходимость показать профессора и других консультантов маме - покажут, проконсультируют и т.д.
Правила ИМХО (кстати, а что это за зверь?) написать то написаны, только не забывайте, живете в стране, где много желающих писать "вказивки" и не желающих, или не умеющих сопоставить их с действительностью. Для родителей просто нет места, физически, по площади.
Условия, исключая ведомственные и *** - везде одинаковые, верно подмечено, самое главное БЛАГОПРИЯТНЫЙ исход и скорейшее выздоровление. Терпение, терпение и еще раз терпение!

11.12.2001 00:11:52, Владимир...

Поробовали и мы, что такое больница. Увезли нас по скорой в больницу Св.Владимира (Филатовская?). Палата на 3-4 детей. Мамы могут присутствовать с 7 утра до 9 вечера (по правилам), но за 100р - можно остаться на ночь, даже разрешат взять стулья из пустых палат и дадут подушку и одеяло. К врачам и сестрам претензий нет - сами, конечно, ничего не предложат, но, если, попросить - и посмотрят, и лишнюю процедуру сделают. А некоторые мамочки своих 8-мес. детей спокойно на ночь бросают...

13.07.2001 11:10:27, ELLEN

Как это папу не пускают? Ребенок не должен быть один до 7ми лет, а не до трех. ИМХО, написано в правилах "один из родителей".
10 лет назад читала как анекдот "Маме в палате малыша может предоставляться стул". Приняла за глупую шутку, т.к. все имели койки, правда, малого размера. Оказалось, врачи не соблюдали правила...

Что касается больниц, то не везде все так, как описано в статье. Мы побывали уже во стольких, что даже и не припомнишь. Помню только, что мест, где к мамам хорошо относились, обычно немного. А вот мест, где поэксплуатировать мамочек (типа помыть палату, туалет, посуду в 100-200 тарелок 4 раза в день...) предостаточно. Я терпела и всегда безропотно выполняла устоявшиеся правила той или иной больницы. Лежали мы в МОНИКИ, там в детскую хирургию кладут с родителями - хоть ребенку уже все 15 лет. Зато посещений нет. Вообще. Только мама может выйти на первый этаж (с 6-го). Лежали в МНИИ педиатрии и детской хирургии, там вообще беспредел. В некоторых отделениях идиллия, все с родителями, а в генетике, например, ни в коем случае нельзя ночевать с ребенком, хоть он даже очень тяжелый и ты приехала с Камчатки и тебе некуда в Москве идти. На это наплевать. Иди и снимай жилье. Насчет того, что с собой брать - это тоже, смотря куда и с чем кладут. В тот же МНИИ Педиатрии категорически запрещены все электроприборы (кипятильники и прочее), и шмонают тубмочки, чтобы там не было ничего, кроме детских вещей. Даже свою сумку я к ребенку под подушку прятала. Потому как старшая сестра в соседней палате у мамашки одной противозачаточные таблетки отобрала и щипцы для волос, прямо в сумке рылась:(((

Но это бытовуха, а что касается лечения, то есть места, где врачам абсолютно наплевать, могут даже нужных анализов не сделать, если вовремя не попросишь, а есть настоящие профессионалы, как, например, детские хирурги, честь им и хвала!
Единственное, что я поняла из многих наших приключений - это то, что никогда не надо самим напрашиваться на госпитализацию (типа, пускай ребеночка пообследуют или вроде того), это силный стресс для Вас и Вашего малыша, и здоровья он отнюдь не прибавит.

Желаю всем не болеть и, дай Бог, не лежать в больницах!!!

Лучшее, что вы можете сделать – постараться лечь в больницу вместе с ребенком. Если это невозможно, проводите как можно больше времени вместе с малышом, а также договоритесь с медсестрой, чтобы она присматривала за ним в ваше отсутствие. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Как можно больше разговаривайте с ребенком, каждый день говорите ему, как вы его любите. Подробно расскажите, почему он здесь оказался, с какой целью ему дают лекарства и делают различные процедуры. Терпеливо и правдиво отвечайте на любые поставленные вопросы. Объясните, что подобное положение временное, и скоро он выздоровеет и вернется домой. Некоторым детям, особенно тем, кого пугали врачами и больницами, кажется, что их положили сюда за плохое поведение. Ваша задача разубедить своего ребенка и объяснить ему реальное положение вещей.

Ни в коем случае не обманывайте его и не приукрашайте действительность. Лучше сразу скажите, что его ждет, чтобы не давать ложных иллюзий. Однако и в анатомические подробности вдаваться не следует. Так, если малышу предстоит операция, просто скажите, что он уснет на время, а затем проснется уже прооперированный, с повязкой, и совсем скоро пойдет на поправку. Во время посещения обязательно спрашивайте, не беспокоит ли что-то ребенка, обращайте внимание на его поведение и самочувствие.

В разном возрасте дети по-разному воспринимают свое нахождение в больнице. Например, детям до трех лет нежелательно и даже опасно находится в подобных местах в одиночестве, им положено лежать с мамами. Если по каким-либо причинам это невозможно, пусть с ним ложится папа или бабушка, любой свободный родственник. Можно сменять друг друга через день, это в любом случае лучше, чем оставить малыша одного. В этом возрасте еще возможны ночные трудности с походами в туалет, ребенок не всегда способен полностью сам себя обслуживать, особенно в непривычной обстановке и в окружении новых людей, которые не всегда бывают настроены дружелюбно.

Дети постарше, дошкольники, уже знают и понимают гораздо больше, чем малыши. Они бояться того, что в больнице им что-нибудь повредят, причинят боль. Основной совет – спокойно объясняйте ребенку, что его ждет, проговаривайте все этапы лечения. Если нужно взять кровь из пальца, так и говорите. Признайтесь, что это немного больно, но в принципе терпимо. Расскажите, зачем это нужно. Ни в коем случае не запугивайте ребенка медицинскими процедурами в качестве , этим вы только сильнее усугубите ситуацию.

Младшие школьники, примерно до 12-ти лет, уже готовы принять все происходящее как есть и вполне способны провести какое-то время вне дома, без родителей, и даже получить удовольствие от этой своеобразной свободы. Не забывайте уделять ребенку как можно больше внимания, разговаривайте с ним и не замалчивайте правду, даже если она горькая.

Что касается подростков, то им свойственна некоторая скрытность. Они пытаются выглядеть старше и сильнее, чем есть на самом деле. Однако это лишь внешняя сторона, внутри они наверняка переживают и беспокоятся о том, что им предстоит. Обязательно выводите ребенка на разговор при помощи ненавязчивых вопросов, попросите его вести дневник. Пусть звонит вам в любое время суток, если возникнет какой-нибудь вопрос.

Ребенку любого возраста обязательно объясните, что при возникновении какой-либо проблемы он может обратиться за помощью к врачам, медсестрам, санитаркам, старшим соседям по палате, позвонить вам. Доступ к телефону должен быть круглосуточным, не забывайте вовремя пополнять баланс его мобильного. В конце концов, пребывание в больнице может приносить не только негативные эмоции. Это еще и положительный опыт, который сделает ребенка старше и самостоятельнее, своеобразная проверка его умений и психологической зрелости. Верьте в своего ребенка, и вместе у вас все получится.

Допуск к уходу за детьми грудного возраста.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептика). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, четырехслойные маркированные маски и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

Уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста. Гигиена.

Ежедневный уход за новорожденным осуществляется медсестрой в детской палате родильного дома или в палате совместного пребывания матери и ребенка. После выписки из родильного дома уход производится мамой в специально отведенном для этого уголке детской комнаты, на пеленальном столике, который должен быть покрыт одеялом, клеенкой, а сверху чистой пеленкой. Необходимо хорошее освещение, температура воздуха - 20–22 о С.

Перед туалетом грудного ребенка обязательно мытье рук теплой водой со щеткой и мылом в течение 2 минут. После выкладывания раздетого ребенка, на предварительно обработанный пеленальный столик его внимательно осматривают, уделяя особое внимание пупочной ранке, а также местам, наиболее опасным в отношении возникновения опрелостей (за ушными раковинами, шея, подмышечные, паховые складки). Глаза промывают кипяченой водой, в направлении от наружного угла к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные стерильные ватные тампоны, сначала влажный, затем сухой.

При наличии конъюктивитов, глаза обрабатываются неоднократно в течение дня раствором фурациллина в разведении 1:5000 или раствором KMnO 4 в разведении 1:8000 (0,8% раствор).

Туалет носовых ходов проводится с целью удаления сухих корочек, слизи, молока, которое может попасть туда при срыгивании. Нос прочищают ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом масле, которые вводят в носовой ход на один – полтора сантиметра вращательными движениями. Чтобы удалить образующиеся в носу младенца корочки, вначале закапывают в каждую ноздрю теплое вазелиновое масло, а через 15 минут очищают нос ватными жгутиками. Очищение носовых ходов проводится поочередно, разными жгутиками. Использовать для туалета носовых ходов спички, палочки и другие предметы с накрученной на них ваткой категорически запрещается. Ушные раковины протирают хорошо отжатой влажной ваткой, смоченной в кипяченой воде. Один раз в две – три недели прочищают наружные слуховые проходы влажными, а затем сухими ватными жгутиками.

Туалет полости рта детям проводится только при наличии специальных показаний (молочница, афтозный стоматит).

Молочница (кандидоз слизистых оболочек) возникает на слизистой оболочке полости рта (щеки, небо, десны, язык) в виде множественных точечных налетов, напоминающих манную крупу или свернувшееся молоко, расположенных на гиперемированном фоне. Налет легко снимается марлевым тампоном, обнажая влажную эрозивную, болезненную поверхность, что затрудняет движения рта при сосании и глотании. Для лечения молочницы используются следующие растворы:1% раствор генцианвиолета, 2% раствор соды, 20% раствор буры с глицерином, нистатин, орошение аскорбиновой кислотой. Обработка пораженных слизистых проводится 3-4 раза в день, перед кормлением. Стерильной палочкой с ваткой, смоченной в одном из растворов, осторожными вращательными движениями, без нажима снимаются элементы молочницы.

Лицо, шею, ручки обмывают кипяченой водой при помощи ватного шарика. Кожа у детей грудного возраста очень нежная и тонкая. Она легко повреждается от самых незначительных воздействий. Через поврежденную кожу свободно проникают микробы, а организм ребенка еще не в состоянии активно противодействовать им. Поэтому даже отдельные гнойнички, покраснения и повреждения кожи могут к генерализации инфекции в короткие сроки. В связи с этим, любые заболевания кожи у детей раннего возраста требуют врачебной консультации. Кожу ребенка внимательно осматривают и протирают стерильной ваткой, смоченной в стерильном вазелиновом или прокипяченном растительном масле. Для протирания кожи также можно использовать детский крем. Особое внимание уделяется естественным складкам, которые протираются в следующем порядке: заушные, шейная, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, паховые, ягодичные.

Опрелости - ограниченные воспалительные изменения кожи, в участках легко подвергающихся трению и мацерации (естественные складки). Опрелости возникают при нарушении ухода за новорожденным: редком подмывании, чрезмерном укутывании, травмировании кожи грубыми пеленками и др. Лечение опрелостей сводится к устранению дефектов ухода. Ребенка надо подмывать после каждого мочеиспускания и стула, белье менять часто, а пеленки не реже чем через час. Назначают общие ванны с KMnO 4 (температура воды 36–38 о С), местные воздушные ванны по 5–10 минут. Очаги поражения припудривают присыпкой из талька с дерматолом (3–5%), смазывают стерильным растительным маслом. При появлении потницы (мелких красных пятнышек, сливающихся в общее покраснение) рекомендуется протирать кожу водкой, разбавленной наполовину водой. Поскольку потница возникает при перегревании, необходимо перейти на свободное пеленание. Обязательны ежедневные ванны с чередой или перманганатом калия. Полезны также воздушные ванны.

Подмывают детей теплой проточной водой при температуре 36-38 о С. Во время подмывания, ребенка держат на весу, в левой руке, а правой подмывают. При сильном загрязнении подмывание проводят намыленной рукой. Девочек при подмывании держат лицом кверху и обязательно подмывают спереди назад, это делается с целью профилактики инфицирования мочевыводящих путей фекальными массами. Затем осторожными промокательными движениями ребенка обсушивают. Подмывают ребенка в конце утреннего туалета и после каждого акта дефекации. Детей с чувствительной кожей, со склонностью к опрелостям рекомендуется подмывать и после каждого мочеиспускания.

Туалет половых органов у девочек проводится при наличии выделений из влагалища. Ватку смачивают в растворе фурациллина 1:5000 или KMnO 4 1:8000, и осторожно протирают половую щель. Скопление смегмы между крайней плотью и головкой полового члена у мальчиков удалять не следует, так как можно повредить слизистую. При опрелости и мацерации полового члена показаны местные ванночки с раствором KMnO 4 1:8000.

Ногти ребенка стригут маленькими ножницами, не реже одного раза в неделю. Ножницы предварительно обрабатывают одеколоном или спиртом. Чтобы сделать процедуру менее неприятной, ее можно уподобить игре - рассказать что-либо о каждом пальчике. На руках ногти срезают дугообразно, на ногах - прямым срезом (для профилактики вросшего ногтя). Ногти стригут над развернутым листом бумаги, чтобы не разбрасывать их, обрезки не должны попадать в лицо ребенка и на кровать. Весьма неприятной процедурой для детей является стрижка волос, поэтому выполнять ее надо осторожно, используя машинку или острые ножницы, после стрижки следует помыть голову детским мылом или шампунем.

Купание ребенка. К ежедневным купаниям новорожденного приступают через 2–3 дня после отпадения пуповинного остатка, после заживления пупочной ранки. Купание рекомендуется проводить перед предпоследним кормлением. Гигиеническая ванна проводится до 6 месячного возраста ежедневно, во второй половине года - через день, с года до двух - два раза в неделю, после двух лет - один раз в неделю. В первый месяц для гигиенической ванны предпочтительно использовать кипяченую воду. Детям с незажившей пупочной ранкой в кипяченую воду добавляют раствор марганцевокислого калия (цвет воды светло-лиловый). С мылом ребенка купают не чаще одного двух раз в неделю. Более частое применение мыла может вызвать раздражение кожи. Продолжительность ванны для детей первого года обычно составляет 5–7 минут, температура воздуха в помещении 20–22 о С, температура воды для детей первого полугодия 36,5–37,0 о С, для остальных - 36 о С.

Детскую ванночку моют горячей водой с мылом и щеткой (в случае, если купание проводится в детском учреждении, то дополнительно ванночку обрабатывают дезинфицирующим раствором) и ополаскивают горячей водой. Перед купанием готовится белье для ребенка. Его необходимо сложить в той последовательности, в какой оно будет использоваться после ванны. Белье рекомендуется подогреть, для чего его можно положить на резиновую или электрическую грелку. Ванночку заполняют водой, так, чтобы ребенка можно было погрузить до плеч. Одну пеленку, свернутую вчетверо кладут на дно ванны. Осторожно погружают ребенка в ванночку, левой рукой поддерживая ягодицы, правой - голову и спину (верхний левый рисунок), при этом голова ребенка находится на предплечье купающего, а спинка - на ладони. Правой рукой можно удержать ребенка и по-другому: кистью купающий охватывает правое плечо ребенка, таким образом, чтобы шея и голова ребенка опирались на его предплечье. После этого, левая рука высвобождается. Свободной левой рукой ребенка моют (верхний правый и нижний левый рисунки), специальной махровой или фланелевой рукавичкой или губкой. Волосистая часть головы (нижний правый рисунок) моется в последнюю очередь, намыливается в направлении ото лба к затылку. Лицо водой из ванны не моют. После окончания купания ребенка вынимают из ванны спинкой кверху, обливают водой на 1–2 0 С ниже, чем вода в ванне. Выкупанного ребенка укладывают на развернутое полотенце или простынку, вытирают промокательными движениями, при этом открытой остается только та часть, которую вытирают, остальные части тела остаются закрытыми для предупреждения охлаждения.

Одежда детей первых месяцев жизни и второго полугодия.

Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревание и не стеснять движений. В связи с этим, для детей грудного возраста используется нижнее белье из гигроскопических хлопчатобумажных тканей, верхняя одежда - из фланели или шерстяных тканей.

В комплект белья на сутки для пеленания ребенка первых 3–4 месяцев входят тонкая распашонка (8–12 шт), теплая распашонка или кофточка (4–6 шт), подгузник (24 шт), пеленка тонкая 80х80 см (24 шт), пеленка фланелевая 100х100 см (12 шт), одеяло байковое (2 шт), одеяло ватное (1шт), клеенка (1–2 шт), тонкий чепчик, шапочка или косынка (1–2 шт).

После трех месячного возраста ребенка не пеленают, а одевают в распашонки на пуговицах, можно с открытыми кистями и в ползунки. В сутки на ребенка положено до 15 ползунков, расчет остального белья за исключением пеленок остается прежним. Количество пеленок после 3 месяцев уменьшается почти втрое. Для прогулок ребенка одевают в соответствии со временем года и температурой воздуха на улице. Последняя четверть года отмечена повышенной двигательной активностью ребенка, в связи с этим ползунки могут частично заменяться на колготки, можно использовать вязаные шерстяные носки, а к году пинетки.

Правила кормления ребенка грудью.

Идеальной пищей для ребенка является грудное молоко его матери, так как имеет родственную связь с его тканями. Грудное молоко имеет все необходимые для питания малыша вещества и микроэлементы в оптимальном соотношении и виде, приспособленном к особенностям пищеварительной системы младенца. Молоко видоспецифично, его состав меняется по мере роста ребенка, в соответствии с изменением его потребностей.

Правила грудного вскармливания:

· Ребенка сразу после рождения кормят по требованию, а не по расписанию с постепенным формированием режима – при достаточной, установившейся лактации у матери.

· Длительность кормления не ограничивают, но не более 15-20 мин., по желанию ребенка его кормят ночью.

· Ребенку нежелательно давать соску или пустышку.

· Нельзя допаивать ребенка в перерывах между кормлениями.

· Необходимо соблюдать правила личной гигиены и точно следовать технологии правильного кормления.

Техника грудного кормления:

· Мать должна вымыть руки с мылом, обмыть грудь кипяченой водой, просушить ее, не растирая область соска и ареолы.

· При проведении кормления поза матери и ребенка должна быть удобной.

· Ребенок не должен изворачиваться, или вытягивать шею, чтобы достать грудь. Нельзя придерживать ребенка за голову. Лицо ребенка обращено к груди, нос на уровне соска, живот к животу матери.

· Грудь необходимо вложить в открытый рот ребенка, так, чтобы захват был полным и глубоким, чтобы сосок и часть околососкового кружка находились в глубине рта, касаясь твердого неба.

Контроль кормления грудью.

Признаки, на основании которых можно заподозрить гипогалактию: малая прибавка веса ребенка за месяц (в среднем ежемесячная прибавка первого полугодия составляет 800 г), не сглатывание ребенком молока после большого числа сосательных движений, редкое (менее 6 раз) число мочеиспусканий за сутки, а также беспокойство и плач после кормления.

Объективно подтвердить гипогалактию можно с помощью проведения контрольного кормления (динамика изменений массы тела до и после кормления ребенка). Контрольное кормление необходимо проводить не менее трех раз в течение суток.

Порядок хранения и употребления сцеженного грудного молока.

В домашних условиях при взятии молока у одной безупречно здоровой женщины, правильном и гигиенически грамотном сцеживании, правильном его хранении можно кормить молоком, не подвергнутым тепловой обработке. Продолжительность хранения молока в затемненном месте при температуре 18–20 0 С составляет до 24 часов, в холодильнике при температуре +4 0 С - 72 часа, в морозильной камере при температуре -18 0 С - до 4 месяцев

Особенности кормления ребенка из бутылочки с соской .

· Смесь или молоко следует давать ребенку подогретыми до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку "Для подогрева молока". Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли горячая.

· При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком (профилактика аэрофагии- заглатывания воздуха).

· Положение ребенка - как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой.

· Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка.

· После кормления нужно тщательно обсушить кожу вокруг рта ребенка; малыша осторожно приподнять и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

Стул у детей грудного возраста .

Возрастные особенности кала у детей представлены в табл.1.

Возрастные особенности кала у детей первого года жизни

Возраст Название Внешние особенности
Цвет Консистенция Запах
1-3 день Меконий Темно-зеленый Густой, гомогенный -
3-5 день Переходной Участки разного цвета - белого, желтого, зеленого Жидкий, водянистый, с комочками (англ. lump, clot), слизью Постепенно становится кислым
С 5-6 дня до 6 мес. Обычный Естественное вскармливание Искусственное вскармливание Золотисто- желтый Светло-желтый Вид жидкой сметаны Кашицеобразный Кислый Гнилостный, резкий
После 6 мес. Обычный (оформленный) Коричневый Плотный (оформленный) Обычный (естественный, природный)

Развитие и предупреждение деформаций скелета у детей грудного возраста.

Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, если мягкая постель, высокая подушка, при неправильной позе ребенка на руках.

Предупреждение деформаций скелета:

· Плотный матрац, набитый ватой или конским волосом.

· Для детей первых месяцев жизни подушка не используется.

· Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

· При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки сбодно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению аэрации легких.

· Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - головку и спину.

Практические навыки по теме

1. Прием больного ребёнка в стационар, осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулёза.

2. Обработка ребёнка при педикулёзе.

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребёнка.

4. Взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки у детей.

5. Смена нательного и постельного белья ребенку.

6. Пеленание детей, подбор одежды и одевание детей разного возраста в зависимости от сезона.

7. Ежедневный туалет новорожденных.

8. Раздача пищи и кормление детей различного возраста, в том числе грудных.

9. Физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды.

10. Кормление детей раннего возраста. Подогревание смесей для вскармливания. Обработка бутылочек, сосок и посуды.

11. Оценить и отметить в истории болезни стул у детей раннего возраста, высадить на горшок.

12. Туалет пупочной ранки.

13. Обработка полости рта детям первого года при молочнице.

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом грудного ребенка.

3. Пеленки, одеяла.

4. Марлевые салфетки, ватные шарики, палочки с ватой.

5. Весы, ростомер, измерительная лента.

Занятие проводится на базе педиатрического отделения.

Литература для подготовки к занятию

1. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.I. -2007. -53 с.

2. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.II. -2007. -69с.

3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. -М. -1998 -292 с.

4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми: учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

5. Шамсиев Ф. С., Еренкова Н. В. Этика и деонтология в педиатрии. -М:Вузовская книга. -1999. -184 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК - 2014

Наблюдение за другим здоровым ребенком грудного и раннего возраста и уход за ним (Z76.2)

Неонатология, Педиатрия

Общая информация

Краткое описание


Утверждено на Экспертной комиссии
по вопросам развития здравоохранения
Министерства здравоохранения Республики Казахстан
протокол № 10 от «4» июля 2014 года

Здоровый новорожденный - это ребёнок, который после рождения не нуждается в медицинской помощи и сохраняет хорошую жизнеспособность, и процессы его адаптации не нарушены (ВОЗ, 2002), что включают:

Становление самостоятельного дыхания;

Изменения в системе кровообращения;

Становление терморегуляции;

Раннее начало грудного вскармливания;

Контакт с окружающей средой;

Формирование психо-эмоциональной связи с семьей.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


Название протокола: Уход за здоровым новорожденным ребенком.
Код протокола:

Код(ы) МКБ-10:
Z 76.2 Наблюдение за другим здоровым ребенком грудного и раннего возраста и уход за ним

Сокращения, используемые в протоколе:
БЦЖ - бацилла Кальметта-Герена (Bacillus Calmette-Guérin) - вакцина против туберкулеза
ВГ - Врожденный гипотиреоз
ВГВ - вирус гепатита В
ВОЗ - Всемирная Организация Здравоохранения
МКБ - Международная классификация болезней
ФКУ - Фенилкетонурия

Дата разработки протокола: 2014 год.

Пользователи протокола : неонатологи, педиатры, врачи общей практики, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры.


Классификация


Клиническая классификация: нет.

Диагностика


II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Перечень основных и дополнительных диагностических мероприятий

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: нет.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: по необходимости.

Проведение неонатального скрининга крови на врожденный гипотиреоз (ВГ);

Проведение неонатального скрининга крови на фенилкетонурию (ФКУ);

Минимальный перечень обследования, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию: госпитализация не проводится.

Основные диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне:

Проведение неонатального скрининга крови на ВГ;

Проведение неонатального скрининга крови на ФКУ;

Скрининг детей раннего возраста на выявление врожденной и наследственной патологии слуха.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне:

Определение группы крови и резус фактора (новорожденным от матерей с I (О) первой группой крови и/или отсутствием резус фактора крови Rh (-) отрицательный).


Диагностические мероприятия, проводимые на этапе скорой неотложной помощи: нет.

Диагностические критерии (описание достоверных признаков заболевания в зависимости от степени тяжести процесса)

Жалобы и анамнез : жалобы отсутствуют.

Физикальное обследование:

Частота дыхания - 30-60 в минуту;

Частота сердцебиения > 100 ударов в минуту;

Цвет кожных покровов - розовый или интенсивно-розовый;

Температура тела в пределах 36,5°C - 37,5°C.

Движения активные: кричит, реагирует на свет и звуки одинаково двигает. Хорошо сосет. Мочится в первые 24 часа жизни; на второй день жизни мочиться 6 раз в день и более. Первый стул (меконий) отходит в первые 24 часа жизни; он темный и вязкий. Затем стул приобретает желтоватый цвет, мягкую консистенцию и имеет характерный запах. Частота испражнений составляет 6-8 раз в день кашицеобразного характера. В норме живот округлый, мягкий. Пуповинный остаток подсыхает и отпадает через 7-10 дней. В течение первых трех-пяти дней жизни новорожденный теряет 5-10% веса при рождении. Восстановление веса обычно происходит не позже 14-го дня жизни.

Лабораторное исследование: не проводится.

Инструментальные исследования: не проводится.

Показание для консультации узких специалистов: не проводится.


Дифференциальный диагноз


Дифференциальный диагноз: не проводится.

Медицинский туризм

Пройти лечение в Корее, Израиле, Германии, США

Лечение за границей

Как удобнее связаться с вами?

Медицинский туризм

Получить консультацию по медтуризму

Лечение за границей

Как удобнее связаться с вами?

Отправить заявку на медтуризм

Лечение

Цель ухода: профилактика нарушений адаптации и развития заболеваний у новорожденных в условиях постнатальной жизни.

Тактика ухода

Немедикаментозное лечение

Принципы ухода за новорожденным:

Подготовить помещение для родов;

Обсушить ребенка;

Оценить его состояние;

Классифицировать, принять меры, быть готовым к началу реанимации новорожденного;

Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже»;

Очистить дыхательные пути (при необходимости);

Пережать/ пересечь пуповину;

Начать грудное вскармливание;

Провести профилактические процедуры;

Не оставлять мать и ребенка одних;

Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка;

Организовать круглосуточное совместное пребывание с матерью

Подготовка помещения к родам: температура воздуха в родильной палате всегда должна быть в пределах 25-27°С.

Контроль температуры тела у новорожденного в целях профилактики гипотермии:

В родильном зале измерение температуры тела проводится новорожденным через 30 минут после рождения в подмышечной области и через 2 часа;

Результаты измерения занести в историю развития новорожденного;

В случае гипотермии (температура ниже 36,5°С) - сменить пеленку и шапочку на сухие, теплые и предпринять дополнительные меры по согреванию (укрыть мать и ребенка дополнительным одеялом, либо разместить источник лучистого тепла над матерью и младенцем).

Измерять температуру тела каждые 15 минут до нормализации температуры тела;

Измерение температуры тела в отделении совместного пребывания матери и ребенка проводится утром и вечером;

У маловесных новорожденных измерение температуры тела необходимо проводить более частыми интервалами.

Оценка новорожденного :
Оценка новорожденного начинается сразу после рождения, как только акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, определяя: есть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус. Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 1 минуту, ему обеспечивается обычный уход:

Положить на грудь матери (контакт «кожа к коже»);

Завершить обсушивание сухой теплой пеленкой;

Быстро убрать влажную пеленку;

Одеть младенцу теплую шапочку и носочки;

Накрыть младенца и мать одеялом (вместе).

Контакт «кожа к коже»:
Здорового новорожденного оставляют на груди матери, в контакте «кожа к коже», что обеспечивает:

Температурную адаптацию;

Колонизацию материнской микрофлорой;

Психо-эмоциональный контакт матери и ребенка;

Формирует родственные связи;

Способствует раннему началу грудного вскармливания.

Пережать/ пересечь пуповину:
После рождения необходимо пережать пуповину в конце 1-й минуты или после прекращения ее пульсации:

Пуповину пересекают стерильными лезвием или ножницами, рассекая ее между двумя зажимами;

При рассечении пуповину накрывают стерильной марлевой салфеткой, для предупреждения разбрызгивания крови;

Следует положить свою руку между ребенком и режущим инструментом, чтобы не поранить младенца;

После пережатия пуповины щипцами и ее перерезания, используют пластиковый зажим, который нельзя использовать повторно.

Не оставлять мать и ребенка после родов без присмотра (наблюдать за ребенком):

Через 15 минут вновь оценить дыхание, а затем через каждые 30 минут;

Определить, нет ли стона на выдохе (экспираторный стон);

Проверять цвет кожных покровов через 15 минут, а затем через каждые 30 минут;

Через 30 минут после рождения и через 2 часа следует измерить температуру тела ребенка;

Не раскрывать ребенка и не нарушать его контакт с мамой и грудное вскармливание;

В норме температура тела новорожденного 36,5ºС - 37,5ºС.

Грудное вскармливание:
У новорожденного через 30-40 минут после рождения срабатывает рефлекс поиска пищи, он начинает ползти к источнику пищи (грудь матери), обеспечивая себя необходимым количеством калорий для адаптации в новых (внеутробных) условиях жизни:

Предоставьте новорожденному возможность самостоятельно начать грудное вскармливание;

Помогите ребенку хорошо присосаться к груди матери, придав ему правильное положение.

Вскармливание ребенка: исключительно грудное вскармливание по требованию младенца, так часто и так долго как он хочет, днем и ночью, не менее 8 раз в сутки, предпочтительнее чаще;

Помощь матери в прикладывании ребенка к груди:

Предложите матери занять удобное положение, сидя или лежа.

Предложите матери расположить ребенка так, чтобы он был повернут к ней лицом, голова и тело ребенка должны находиться в одной плоскости, живот младенца плотно прижат к телу матери, лицо обращено к груди, нос на уровне соска.

Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. При этом она может поддерживать грудь так, чтобы большой палец был сверху, остальные пальцы поддерживают грудь снизу, пальцы не должны находиться близко у соска.

Объясните матери, что она должна дождаться, когда ребенок широко откроет рот и затем быстро приложить его к груди.

Объясните матери и проверьте признаки правильного прикладывания ребенка к груди: рот широко открыт, подбородок ребенка касается груди, нижняя губа вывернута наружу, над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой, мать не испытывает боли в области соска.

Убедитесь, что младенец сосет эффективно: медленно, глубоко, делает паузы, слышно, как он глотает.

Посоветуйте матери прикладывать ребенка к груди всякий раз, когда он проявляет первые признаки голода: ребенок открывает рот, высовывает язык, поворачивает голову, но не реже 8 раз в сутки, интервал между кормлениями недолжен превышать 4-х часов. Объясните матери, что она не должна ограничивать продолжительность кормления в любое время суток, необходимо разрешить ребенку сосать столько, сколько он захочет.

Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка: Через 120 минут провести полный медицинский осмотр, взвесить, измерить и обработать пуповину.

Взвешивание новорожденного ребенка:

Весы должны быть установлены на твердой и ровной поверхности, лучше всего на столе;

Весы не должны касаться посторонних предметов вокруг, т.к. это приведет к искажению показателей;

Взвешивать малыша на пеленке. При этом следите, чтобы она не свисала с весов на поверхность стола и не касалась других предметов;

Кладите ребенка на центр ложемента;

Следите, чтобы малыш не касался ручками и ножками посторонних предметов;

Нет необходимости в ежедневном взвешивании новорожденного, если он имеет активный сосательный рефлекс, сосет грудь не реже 8 раз в сутки, днем и ночью, мочится чаще, чем 6 раз в день, испражняется чаще, чем 4 раза в день.

Измерение окружности головы и груди новорожденного:

Вымыть руки, руки должны быть чистые, сухие и теплые;

На пеленальный столик положить теплую пеленку;

Осторожно взять ребенка, положить на пеленку;

Для измерения окружности головы взять сантиметровую ленту и наложить ее спереди на лоб ребенка на уровне надбровных дуг, сзади —на затылочный бугор;

Определить окружность головы в сантиметрах;

Для измерения окружности грудной клетки сантиметровую ленту наложить на грудь ребенка на уровне сосков, сзади —на уровне нижних углов лопаток;

Определить окружность грудной клетки в сантиметрах;

Полученные данные занести в медицинскую документацию.

Уход за пуповиной:

Культю пуповины содержать в сухости и чистоте, ничем не прикрывать и ничего не накладывать;

Нет необходимости в ежедневной обработке пуповины антисептическими средствами;

Обеспечить чистоту одежды и предохранять от попадания мочи, кала и других загрязнителей на культю пуповины.

Купание ребенка:

Первое купание проводится через 6 часов при условии, если поверхность тела ребенка сильно загрязнена кровью или меконием;

Обеспечивается ежедневное купание новорожденного;

Температура воздуха в палате/комнате не ниже 27°С;

Температура воды в ванночке 37,5°С;

Сразу после купания завернуть ребенка в теплое сухое полотенце и тщательно обсушить его с головы до пяток;

Быстро запеленать ребенка, не забыв надеть ему шапочку;

Положить ребенка к матери и приложить к груди.

При смене пеленок необходимо следить за тем, чтобы ребенок не охлаждался, выполнять все процедуры быстро.

Предпочтительнее одевать ребенка свободно в хлопчатобумажную одежду, или пеленать только нижнюю часть тела, одев на верхнюю часть тонкую и теплую распашонки, оставляя руки и голову (в шапочке) свободными для движений.

При уходе за новорожденным:

Руки следует мыть водой с мылом, после чего надлежащим образом вытирать.

Использование одноразовых бумажных полотенец играет важную роль в профилактике передачи инфекции.

Перевод новорожденного в палату совместного пребывания:

Вымыть руки; надеть стерильные перчатки.

Взвесить ребенка (весы должны находиться близко к источнику лучистого тепла); на весы положить подогретую пеленку; измерить длину, окружность головы, груди; измерение ребенка проводят под источником лучистого тепла. Средства для измерения должны быть чистыми (обработаны согласно санитарно-эпидемиологическим нормам) для каждого ребенка.

Надеть одноразовый подгузник, распашонки, ползунки, носочки, шапочку, свободно завернуть в одеяло.

Провести профилактику геморрагической болезни новорожденного (по показаниям). Ввести витамин К (фитоменадион/конакион).

Второе измерение температуры тела перед переводом в палату совместного пребывания: измерить температуру тела в подмышечной впадине, результат измерения занести в историю развития новорожденного.

Передать ребенка матери, сообщив ей о его состоянии и основные антропометрические данные.

Перевод новорожденного в палату совместного пребывания осуществляется через 2 часа после родов при условии удовлетворительного состояния матери и ребенка.

Акушерка родильного блока передает детской медсестре или акушерке послеродового отделения информацию о новорожденном: состояние, характер крика, цвет кожных покровов, температура, первое прикладывание к груди.

Детская медсестра/акушерка послеродового отделения сверяет данные истории развития новорожденного с информацией, указанной на бирке: фамилию, имя, отчество матери, дату и время родов, антропометрические данные ребенка.

Детская медсестра/акушерка послеродового отделения переводит новорожденного в палату совместного пребывания с матерью или сопровождает с ребенком отца.

Уход за ребенком, рожденным путем операции кесарева сечения:

Температура воздуха в операционной должна быть 25-28°С. Акушерка заблаговременно включает источник лучистого тепла, готовит необходимое оборудование и средства по уходу за новорожденным, проверяет наличие средств для оказания реанимационной помощи новорожденному.

Врач акушер-гинеколог после извлечения и пересечения пуповины передает ребенка акушерке/медсестре, которая принимает ребенка в теплую пеленку.

Поместить ребенка под источник лучистого тепла, обсушить, сменить влажную пеленку на сухую.

Наложить одноразовый пластиковый пупочный зажим.

В случае проведения проводниковой анестезии - обеспечить кожный контакт матери и ребенка или, по возможности, - кожный контакт с отцом ребенка.

Если такой контакт невозможен, то одеть ребенка, свободно завернуть в одеяло, поместить под источник лучистого тепла под наблюдением медицинской сестры.

Взвесить ребенка, измерить длину, окружность головы, груди.

Вписать в идентификационный браслет фамилию, имя, отчество матери, пол ребенка, дату и час рождения, массу тела, длину, окружность головы и груди; зафиксировать браслет на руке ребенка.

При пробуждении матери от наркоза при переводе в отделение реанимации обеспечить кожный контакт матери и ребенка.

Медикаментозное лечение: не проводится.

Другие виды лечения: не проводится.

Хирургическое вмешательство - не проводится.

Профилактические мероприятия

Стандарт профилактики геморрагической болезни новорожденного
Геморрагическая болезнь у новорожденного ребенка - заболевание, вызванное временным недостатком витамина К-зависимых плазменных факторов свертывания.
Показания. Новорожденные группы высокого риска кровотечения:

Дети от матерей, получавших противосудорожные препараты (особенно phenobarbitone или phenytoin), противотуберкулезные препараты (rifampicin, isoniazid), антикоагулянты препараты (warfarin, phenindione), гепарин,

Салицилаты;

Дети с асфиксией;

Дети с родовой травмой;

Недоношенные дети;

Дети с внутриутробной задержкой развития;

Семейные наследственные коагулопатии.

Выполнение процедуры:

Время проведения процедуры в течение 1 (первого) часа жизни;

В переднелатеральную поверхность верхней трети бедра внутримышечно однократно ввести витамин К (фитоменадион/конакион) в дозе 1,0 мг доношенным и 0,5 мг - недоношенным детям;

При наличии венозного доступа препарат можно ввести внутривенно в той же дозировке.

При отказе родителей от внутримышечного введения витамина К, возможно его оральное назначение по схеме: первая доза - 2 мг в течение первых 6-ти часов жизни, вторая доза - 2 мг на 3-5 день жизни, третья доза - 2 мг на 4-6 неделе жизни, согласно инструкции к применению препарата.

Если у ребенка отмечалась рвота после орального введения препарата, доза должна быть повторена в течение1-го часа после дачи витамина К.

Стандарт профилактики бленнореи
Средства: 1% (процентная) тетрациклиновая или 0,5% (процентная) эритромициновая мазь (индивидуальный тюбик для каждого ребенка или стерильные стеклянные палочки для каждого ребенка); стерильные перчатки

Выполнение процедуры:

Вымыть руки;

Надеть перчатки;

Оттянуть нижнее веко и однократно заложить мазь в нижний конъюнктивальный мешок поочередно в оба глаза. Не касаться слизистой кончиком тюбика!

Сделать запись о выполненной процедуре в истории развития новорожденного.

Осложнения: инфицирование глаз (несоблюдение правил асептики); механическое повреждение глаз.

Вакцинация против гепатита В проводится в первые 12 часов жизни, обученной медицинской сестрой имеющей допуск;

Вакцинация против туберкулеза проводится всем новорожденным до выписки из родильного дома, обученной медицинской сестрой имеющей допуск;

Особенности ухода за больным ребенком.

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

Особенности ухода за младенцем.

У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди