19.10.2019

Учим детей общению. Как учить ребенка общаться консультация на тему. Учитесь быть своему ребёнку другом


Анастасия Анатольевна Федорова
Консультация «Учим ребенка общаться»

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.

Важно прививать ребёнку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками; умение без крика и ссоры договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками; спокойно разговаривать.

Одно из качеств культурного человека – это вежливость.

Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.

Поэтому надо прививать вежливость ребёнку с ранних лет, с детского сада.

Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это даётся с трудом.

Я вам предлагаю ряд игр и упражнений для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами.

Игра «Передай клубочек» . Дети стоят по кругу и передают друг другу клубочек. Конец клубка педагог держит сам. Тот, кому передают клубок, должен назвать волшебное слово.

Игра «Волшебные слова» . Эта игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч детям. Тот, у кого мяч должен назвать вежливое (волшебное) слово и вернуть мяч обратно воспитателю. (В этой игре можно использовать фанты, например лепестки. У кого больше лепестков в цветке, тот выигрывает)

Игра «Хлопаем – топаем» . Воспитатель произносит различные слова. Если ребёнок слышит волшебное слово, то он хлопает. Если слово не волшебное – топает.

Игра «Сложи картинку» . На разрезанных картинках написаны вежливые слова (спасибо, извини, до свидания, пожалуйста) . Ребёнок составляет картинку и получает слово. Если ребёнок затрудняется, то можно дать образец. Игра «Составь слово» Дети из букв составляют вежливые (волшебные) слова. (сначала выполняют по образцу, потом по памяти)

Игра «Закончи предложение»

Когда я утором просыпаюсь, то говорю…. (С добрым утром)

Я прихожу в детский сад и говорю…. (Здравствуйте)

Если я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу (Приятного аппетита)

Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то говорю (Извините)

На прощание я всегда говорю (До свидания)

Когда встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю (Здравствуйте)

Когда взрослые разговаривают, а мне надо сказать что-то важное, то я говорю (Извините пожалуйста)

Перед сном я всегда говорю (Спокойной ночи)

Игровое упражнение «Выкладывает вежливые (волшебные) слова» (из ниток, фасоли, на манке, из гороха, из проволоки) . Если детям сложно, то можно выкладывать первую букву.

Способность к общению включает в себя

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!» ).

2. Умение организовать общение («Я умею!» , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!» ).

Как учить ребенка общаться ?

Общению надо учить, показывая ребенку приемы установления контакта. Например, научить знакомиться : называть свое имя и спрашивать имя других детей. Сообщите ребенку , как можно начинать разговор : фразы «давай играть вместе» , «покажи мне свои игрушки» , «давай меняться» . Потренируйтесь с ребенком рассказывать о себе : «Меня зовут Петя, я живу в этом доме, у меня есть машинки, я люблю играть в мяч».

Литература (которую можно использовать для обучения детей вежливости) :

Овсей Овсеевич Дриз «Добрые слова»

Агния Барто «Шла вчера я по Садовой»

Самуил Яковлевич Маршак «Урок вежливости»

Мексиканская сказка «Вежливый Кролик»

Григорий Остер «Будем знакомы»

Игра «Лица» - Цель упражнения : развитие понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации. Дети угадывают по выражению лица, что испытывают дети и придумывают в какой ситуации это происходит.

Помогите ребенку "проиграть" все возможные варианты знакомства, с использованием его любимых игрушек.

Такая "игра" научит ребенка завязывать отношения с незнакомыми детьми, научит правильному поведению в определенных ситуациях, исправлять сложности в своем поведении.

Нужно показать различные варианты знакомства : как подходить к другому ребенку , что говорить. А теперь пусть первый «знакомится» кроха.

Также, нужно "проигрывать" с ребенком спорные ситуации , к примеру : что сделать, если зайчик и куколка хотят поиграть одной игрушкой? А зайчик хочет покачаться на качелях и мишка тоже хочет? Что нужно сделать? Прогнать, подождать пока другой покачается, качаться вместе?

Такие ролевые игры объясняют ребенку ситуации более доступным языком, чем ваши нравоучения и проводимые с ним беседы.

Если вы заставите его общаться со сверстниками , это не приведёт к хорошим результатам, т. к. малыш захочет сделать всё наоборот, и станет недружелюбным.

Нужно поощрять игры, в которых есть сообщенные действия - ролевые игры "Пожарная команда", "Спасатели", "Больница".

Помните :

1. ребенок не может родиться дипломатом, силовые приемы в коллективе дошкольников являются нормальным способом выяснения отношений.

2. Если ваш ребенок ударил , толкнул кого-то не нужно на него кричать, шлёпать его за это. Он только утвердится во мнении, что сила является хорошим оружием при решении проблем.

родители, у которых единственный ребенок в семье привык ко всеобщему вниманию в домашних условиях, то он и в коллективе хочет занимать центральное место. Что делать, если ваш ребенок такой ?

Приучить его к заботе о других, переориентировать лидерские качества ребенка на соревнование командой, чтобы в игре он стремился к успеху с другими детьми и ради них.

Формируйте у него чувство группы. ребенок не должен видеть в других детях только соперников, он должен видеть в них свою команду, которой он поможет.

Но, нужно помнить - все дети разные, все они личности : кто-то заводит друзей быстро, кто-то медленно.

Если ребенок не страдает без друзей, не нужно их ему навязывать. Ведь лучших друзей мы выбираем сами.

Детей учит то, что их окружает :

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать

Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь

Если вы заметили хоть одну трудность в общении у вашего ребенка то постарайтесь :

Изменить ваше поведение и отношение к ребенку

Изменить психологический микроклимат в семье

Организуйте режим дня и места для занятий

Разработайте специальную поведенческую программу

Учим ребенка общаться

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.

Цель : Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.

Задачи:

  • Развитие вербальных средств общения.
  • Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.

Участники : воспитатели, родители, психолог.

Подготовительная работа:

  1. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
  2. Приглашение психолога на родительское собрание.
  3. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
  • тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
  • памятки для родителей “Учим детей общению”;

План:

  1. Организационный момент
  2. Вводная часть
  3. Основная часть
  4. Сообщение психолога
  5. Практическая часть
  6. Работа в микрогруппах
  7. Рефлексия
  8. Вывод
  9. Тест-игра
  10. Подведение итогов по тест-игре
  11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
  12. Заключительная часть

Ход собрания

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.

Примечание : Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.

2. Вводная часть

И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.

Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.

Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.

Примечание : в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

3. Основная часть

Сообщение психолога

В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом - тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);

2) умение организовать общение (“Я умею!”);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.

Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.

4. Практическая часть

Работа в микрогруппах

Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.

Примечание : Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.

1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”

Предложить выполнить задание. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Примечание : Игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2 микрогруппа: игра “Гроза”

Каждый родитель перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами “Надвигается гроза!” родители собираются в центре комнаты. А после команды: “Сверкнула молния!” хором кричат: “Ба-бах!”.

Примечание : Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик

3 микрогруппа: игра “Волшебник”

Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки.

Примечание : Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности.

Рефлексия.

Как Вы чувствовали себя в роли ведущего?

А в роли исполнителя?

Трудно устанавливать контакт с малознакомыми людьми?

Когда Вы чувствовали себя комфортнее, когда были в группе или когда Вам необходимо было выполнить задание одному?

Вывод : Групповой метод работы – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

Поэтому, нашим детям необходимо групповое общение, для формирования в себе уверенности, умения находить приемлемые формы общения. И, как Вы сами убедились, лучше это делать в игре.

5. Тест-игра

А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”.

На слайде представлены фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.

Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.

1. “Сколько раз тебе повторять!”

2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”

3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”

4. “И в кого ты такой уродился?”

5. “Какие у тебя замечательные друзья!”

6. “Ну, на кого ты похожа!..”

7. “Вот я в твое время…”

8. “Ты моя опора и помощница(к)”

9. “Ну, что за друзья у тебя!”

10. “О чем ты только думаешь?!”

11. “Какая ты у меня умница!”

12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”

13. “У всех дети как дети. А ты?!”

14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”

Примечание : После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:

1) 2 балла;

6) 2 балла;

7) 2 балла;

9) 2 балла;

10) 2 балла;

13) 2 балла;

6. Подведение итогов по тесту-игре

  • 7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  • 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
  • 11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  • 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

7. Итоги практической работы

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Примечание : Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.

Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.

8. Заключительная часть

Несмотря на то, что из застенчивости можно “вырасти”, все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») .

2. Умение организовать общение («Я умею!») , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех - четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.


От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.


«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет , используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах , строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.


«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») .

2. Умение организовать общение («Я умею!») , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») .

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

Создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

Признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

Сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека) , «Зоопарк» (подражание зверям) .

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста) . Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра) .

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

Показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

Сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

Не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.) ;

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

Уделяйте ребенку достаточно внимания;

Проводите досуг всей семьей;

Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

Избегайте по возможности больших скоплений людей;

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

Не прибегайте к физическому наказанию

Чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

Составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

Воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

Не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

Внеочередное дежурство на кухне и т. д.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди