14.04.2019

У далекой "Амазонки". Фотосессия с нашим фотографом на выезд


Вот и один из обещанных разборов, и сегодня это будет разбор стиля. Эта история о софт драматике по линиям, мягком лете, со стилевой тягой к естественности и драме. Зовут нашу прекрасную героиню Евгения.


В самом начале нашей работы, Евгения была уверена, что она скорее всего Фламбоянт Натурал, и результат определения ее типа в теории линий как Софт Драматика натолкнул на идею стилевых поисков, поскольку стереотипная трактовка Софт Драмы ну никак не подходила. В процессе общения с Евгенией я узнала, что ей близок дух свободы , ощущение телесности (как существования собственного тела), Она уважает сильных духом людей, преодоление, а кроме того для нее важны традиции, семья , которую она ощущает как собственный клан, который всегда готов поддержать, а также ей важно духовное развитие . Мне все это показалось довольно знакомым и родным, поскольку я выросла примерно на таких же убеждениях, их многие придерживаются в моей семье, хотя мои взгляды сейчас несколько отличаются от этого. Но впечатление было, как будто я общаюсь с кем-то из родных=) Поэтому вопрос о том, чтобы взять Евгению добровольцем и попробовать выразить ее стиль, не стоял. Кроме того, задача тоже не самая очевидная - софт драму все-таки ассоциируют с женщиной вамп на каблуках. Я попросила Евгению поискать вдохновляющие картинки, и там ее стиль - персона выступила еще более четко.

Визуальные образы, которые нашли у нее отклик, хорошо показывают основное направление стиля Евгении. Это свобода, активность, целеустремленность , это дух Героя, сила природы , стремительная свободная сильная лошадь, гроза, ураган, горы...



Но этим ее образные ассоциации не ограничиваются — если посмотреть глубже, видно и Мудреца, хранителя знаний, глубокого образованного человека .


Дом мечты Евгении показывает, как в ее предпочтениях интересно сочетаются любовь к природе и к лаконичным современным интерьерам.

Фотографии, на которых Евгения себе нравится, тоже показывают красоту в лаконичности, дух свершений, а также ощущение себя частью чего-то большего, чувство принадлежности . Из того,что она рассказала о себе, вырисовывается четкая картинка — соединение любви к природе и к активности с лаконичностью, целеустремленность, но при этом мудрость, любовь к своей семье, готовность сделать их счастливыми. Интересен и ее подход к чувственности — понимание красоты здорового человеческого тела, очень созвучное древним грекам. От этого понимания идет любовь к лаконичности — красота как есть, без лишних добавок.

Из всего этого вырисовывается собственный стиль Евгении — Современная Амазонка или Мудрая Амазонка. Как и древнегреческими девами воительницами, Евгенией движет сила духа, благородство, но при этом она «дева», под броней есть привлекательная женщина, осознающая свою красоту. При этом она совсем не мифологический персонаж, она активно действует в реальном мире, отсюда любовь к удобной и практичной одежде, современным практичным интерьерам.

Первое, что влияет на визуальный посыл образа — это цвет. Поскольку Евгении нужно создать довольно минималистичные, но при этом живые и природные образы, ей понадобятся определенные цвета из ее палитры. Палитра мягкого лета на самом деле очень хорошо подходит для выражения стиля Евгении, его сложности. Обычно активные образы выражают яркими цветами, но ее стиль сложнее и глубже, поэтому и цвета должны быть не столь однозначными. Не зря большая часть визуальных ассоциаций, подобранных самой Евгенией, была именно в цветах близких к мягкому лету.

Как базовые цвета лучше всего использовать мягкие варианты белого и черного, поскольку активный образ и минимализм — это все-таки контрасты ахроматических цветов, светло -серый, как цвет камня и металла, а также подходящие оттенки коричневого и бежевого — как цвета деревьев.

Смягченные бордовые, винные и темно-розовый добавят живой энергии в ее образ. Это одновременно и цвет активности и цвет, добавляющий чувственности.


Близости к природе добавят синие и зеленые цвета палитры. А темно-синие и темно-сиреневые, ассоциирующиеся с грозовым небом, подчеркнут сложность натуры.


Создание определенного настроения предполагает и особые принципы сочетания цветов .

Образ Евгении строится на минимализме и практичной простоте, поэтому в его основе контрасты ахроматических цветов с хроматическими, а также динамичные контрасты цветов (например, бордовый и бирюзовый). А более спокойную и задумчивую часть ее натуры помогут выразить сочетания природной сине-зеленой гаммы.

Основные предметы одежды выражают главную идею стиля — активность, чувство принадлежности, внутреннюю силу, но при этом женскую привлекательность. Линии кроя, ткани и форма украшений подчиняются типу по линиям. Обрисовка контуров должна быть четкая, ткани довольно гладкие и тонкие, украшения островатые, но при этом плавные, вытянутые.

Топы . Основная часть топов Евгении -это довольно лаконичные и удобные футболки и свитера насыщенных цветов ее палитры. Но, тем не менее, в топах засчет деталей можно показать особенности ее индивидуального стиля. Первая интересная особенность — стилизация под кольчугу. Кольчуга - это и олицетворение силы и, в то же время, символ принадлежности — ее звенья сплетаются друг с другом, и именно засчет этого она защищает. Вторая особенность - это то,что некоторые топы могут открывать, например, часть спины. Не ради соблазнения, а как предмет античного искусства, ради красоты тела. А третья — это появление среди практичной и драматичной одежды легких атласных топов в бельевом стиле с кружевами, призванных подчеркнуть то, что под броней скрывается прекрасная дева. Однако,с этими топами стоит обратить внимание на то, с чем их сочетать — они должны играть на контрасте с предметами, выражающими силу.


Юбки и брюки , как правило, выступают как база, фон. В стиль прекрасно впишутся джинсы с хорошей посадкой по фигуре, а если понадобиться уйти в более классический стиль, активности и драмы можно добавить засчет ягодных красных. Что касается юбок — трикотажные макси-юбки с разрезами помогут продемонстрировать красоту тела без намеков на соблазнение. Их можно будет сочетать даже с чем-то спортивным. Драмы помогут добавить юбки- карандаши средней длины по фигуре, либо из удобного трикотажа, либо из кожи.

Платья и комбинезоны

Повседневные платья Евгении, в общем-то, повторяют рекомендации топов и юбок — это могут быть практичные трикотажные платья с кожаными или металлическими вставками для придания драмы, либо лаконичные платья с вырезами, открывающими какую-либо часть тела. Что касается платьев на выход — интересная находка — это платья по фигуре, повторяющие мелкое плетение кольчуги, которые можно сочетать с подходящими по линиям аксессуарами из природных материалов или из металла. С комбинезонами дело обстоит примерно так же, как и с бельевыми топами — они призваны показать женскую привлекательность Евгении на контрасте с силой, поэтому сами по себе они выглядят очень чувственно, что балансируется сочетаниями с более жесткими по посылу аксессуарами.

Верхняя одежда в этом стиле может быть как довольно строгой, закрытой, напоминающей мундир, но при этом обязательно приталенной, так и более драматичной (как кожаная куртка) или комфортной. Пуховики не должны быть громоздкими, они должны состоять из мелких элементов, и садиться по фигуре. В гардеробе могут быть и накидки (как в середине) — они, с одной стороны, дают удобство и свободу движения, с другой, могут быть своеобразным символом защиты от окружающего мира — более мягкий вариант брони.

Шапки будут довольно повседневными, слегка спортивными. Стоит обратить внимание на то, что вязка должна быть довольно тонкой, а шапка объемной. Для более женственных образов подойдут шляпы с широкими полями, использовать их можно как и все остальное, подчеркивающее женственность, на контрасте с тем, что выражает силу. Можно и самой шляпе добавить такие элементы — как цвет, близкий к хаки, и цепочка на иллюстрации. Шарфы должны быть удобные, лаконичные, однотонные. Принтов стиль Евгении не предполагает ни в шарфах, ни в топах.


Обувь должна быть удобной, на плоском ходу или на небольшом каблуке, она может напоминать мужскую, и, думаю, здесь можно слегка отойти от рекомендаций типа по линиям и использовать более тяжелую обувь. Но чтобы она выглядела все равно гармонично, нужно помнить, что носки не должны быть тупыми, а обувь должна иметь четкую форму. Зимой могут пригодиться тяжелые ботинки вроде dr martens, а летом отсыл к греческим амазонкам можно сделать более явным засчет сандалий-гладиаторов.

Сумки должны иметь четкую форму, быть удобными в носке. Для соответствия стилю Евгении на них могут быть металлические детали — цепочки, заклепки. Пояса тоже будут иметь металлические детали и смотреться скорее поясами унисекс, чем женскими.

Украшения помогут стилю Евгении расцвести в полном блеске. Ее тип по линиям не предусматривает излишней лаконичности, какие-то детали должны быть. И именно эти детали будут хорошо выражать сущность стиля. Тип по линиям striking ornate ("софт драма") - это не только витиеватые аксессуары, это еще и удлиненные дуги с острыми краями , поэтому она может использовать удлиненные островатые украшения из металла и природных материалов, лаконичные и многодетальные без витиеватости или явной геометричности. Многодетальность ее типа позволяет выдержать и такие аксессуары как цепи (но они должны быть с мелкими звеньями) или даже стилизованные кольчуги. Но такие аксессуары все равно будут украшением — заявлением. Портупея тоже аксессуар того же рода. Она должна состоять из довольно тонких полосок кожи, а сочетать ее лучше с одеждой натурально-активного направления, чтобы не возникало ненужных ассоциаций. В некоторых случаях она может сочетаться и с женственной одеждой на контрасте, если ее поддержат еще какие-нибудь аксессуары.

Построение гардероба согласно стилю процесс небыстрый, однако, при движении в правильном направлении, вещи будут хорошо сочетаться между собой, создавая разные по настроению и направленности образы, объединенные именно нужным стилем. В случае Евгении, любые комплекты должны отвечать основным параметрам:

Быть основанными на ее типе по линиям

Быть удобными и практичными

Выражать прекрасную деву с внутренней силой — либо показывать доспехи этой девы, либо ее привлекательность.

Тогда при любом настроении и одежде для случая будет читаться стиль Евгении «современная амазонка». Я составила несколько образов, которые могут пригодиться в разных случаях, но вцелом комбинирование вещей — это дело творчества, можно экспериментировать и наслаждаться процессом=).

Важную роль в создании образа играют и мелкие детали — макияж, прическа и использование определенного парфюма.

Макияж Евгении будет естественным, создавая впечатление чистого лица без косметики. Тем не менее, поскольку ее тип по линиям предполагает четкие линии, ей нужно будет подчеркивать брови и слегка подчеркивать скулы. Тени будут естественных бежевых оттенков, помада под цвет губ.

Для создания вечерних образов можно использовать смоки айз, но тоже в серых или серо-коричневых тонах, в сочетании с теми же четкими бровями, слегка выделенными скулами и нейтральными губами. И в том, и в другом случае макияж должен быть матовым.

Прически Евгении тоже должны напоминать о естественности и свободе, поэтому они не должны быть слишком сложными. Кроме распущенных волос ей подойдут хвосты и пучки, но поскольку тип многодетальный, их нужно будет делать поинтереснее засчет выделенных прядей или кос. Волосы при этом не должны быть слишком взъерошенными. Оптимальная длина волос для таких причесок — до лопаток.


Важную роль играет и выбор парфюма .

Чаще всего в любимых ароматах Евгении встречались естественные кожаные и древесные ноты (кедр, сандал, уд). Древесные ароматы часто ассоциируются с уверенностью в себе, благородством. А кожа — это про наслаждение природой, какая она есть.

Дополнительными нотами чаще всего были зелень, бергамот (активность, спорт), специи (драма, вызов). А цветы и ягоды чаще всего попадались те, которые подчеркивают нежность, но не кажутся при этом приторными — фиалка, жасмин, лесная малина.

И, напоследок, хочу свести воедино все то, что составляет стиль Евгении, делает его интересным и уникальным.

Индивидуальный эликсир стиля :

«Современная амазонка», сплав естественного стиля с драмой, телесность .

основа — практичная естественность в подходящем крое и тканях, лаконичность.

душа стиля — добавление драмы, силы, брони, чувства сплоченности.

перчинка — телесность — вплетение чувственных вещей в несвойственном для них контексте.

Рис. 1. Метопа Храма Е в Селинуите.Геракл ухватил амазонку за волосы. Греция , около 460 г . до н . э . Palermo , National Archaeological Museum.

Амазонки хотя и кажутся легендарным племенем - ведь с ними воевал такой же легендарныйГеракл - но во всех мифах содержатся некоторые элементы реальности.

Рассказы греков об амазонках известны со времен Гомера.Невероятного в женских союзах нет ничего - и сами-то греки поклонялись таким богиням, которые амазонок напоминают - кпримеру, охотнице Афродите (которую будто бы амазонки считали своей покровительницей) или воинственной Афине. Вспомним очень активную роль в мире мифов менад, гарпий и прочих опасных созданий женского пола. Женщина в обустроенном греческом мире может, и считалась уже охранительницей очага, но, к примеру, спартанки воспитывались так, что без особого труда могли б сыграть роль амазонок.

Интересно, что по легендам амазонки напали на Аттику, перейдя Геллеспонт холодной зимой, когда он покрылся льдом. Такие холода были, в самом деле, в ранние времена Древней Греции, что устанавливается по реконструкциям климатических данных. Но об этом как-нибудь в иной раз.

Вдобавок есть много изображений этих воительниц.

Вот детали изображенийможно для начала исследовать. В чем смысл? Да в том, что художники могли - в некоторых случаях - видеть этих амазонок или хотя б знать некоторые подробности о них, которые не так разработаны в мифах.

И вот что можно найти на некоторых изображениях.

На рис. 1.Геракл схватил амазонку за волосы. На воительнице очень короткая туника (такая встречается еще неоднократно), в левой руке короткий кинжал.

На рис. 2 амазонка одета похоже, снова в тунику но голова защищена так называемым аттическим (а на самом деле карийским, то есть малоазиатским по происхождению) шлемом. Щит амазонки вроде б аргиевского типа (такой появился в Греции в VIII веке до н.э), выпуклый, укрепленный металлом. Левой рукой Геракл перехватывает нечто на поясе амазонки, куда она тянет правую руку (кинжал?), правой он готов нанести удар дубиной. На амазонке, кстати, полы туники необычны, они из полос, и вдобавок связаны с широченным поясом. То есть это, вероятно, легкие доспехи из кожи.

Рис. 2 Деталь росписи краснофигурного киликса. Геракл убивает амазонку.Аттрибутирется, как работа мастера Онесима, то есть между 505 and 480 гг. до н.э. London , British Museum .

Рис. 3.Геракд бьется с амазонкой Чернофигурная гидрия, около530 г. до н.э. . Staatliche Antikensammlungen, Munich , Germany

На рис. 3 амазонки, вероятно, изображены в архаического вида шлемах, что-то вродекожаных предшественников греческих шлемов, которые можно было укрепить, скажем, кабаньими клыками или защитить металлическими пластинами. « Геродот , описывая одеяния и вооружения персидских полчищ в книге 7, говорит про лисьи шапки (шлемы?) на головах фракийцев . Также он говорит про кожаные шлемы других племен. Значит еще в начале V в. до н. э. такие шлемы не были экзотикой». http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/145576 .

Интересно, что если на всех амазонках пятнистые туники (скифские?), то на одной нечто вроде коротких шортиков. Очень любопытная деталь.

Щиты круглые,Одна вещь, правда, удивляет - как на рис. 1 Геракл правша, амазонки все левши. Но, возможно, это просто прием художника, пытающегося развернуть к нам, зрителям, свое изображение. Но, к примеру, про рис. 4 я б сказал, что ситуация повторяется , амазонка левш а,если я правильно понимаю, что она повернута к нам спиной.

Рис. 4. Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею.Чернофигурная амфора .

(Black-figured amphora (wine-jar) signed by Exekias as potter and attributed to him as painter
Greek, about 540-530 BC Made in Athens, Greece; found at Vulci (now in Lazio, Italy)
Achilles killing the Amazon Queen Penthesilea)

Рис. 4 интересен контрастами. Мрачный убийца Ахилл в дорийском шлеме, амазонка в чем-то гибридном. На Ахилле доспехи, царица в скифском платье (и штанах?) с узким пояском. Все же признаки ведут нас в самом деле в Малую Азию и еще дальше, в Скифию.

Рис . 5 . Редкое изображение амазонки в штанах . Аттический белый алабастрон , около

. 470 BC, British Museum , London

Очень любопытно изображение амазонки на рис. 5. Во-первых, тут она изображена в штанах. Штаны в те времена носили скифы, поскольку ездили на конях, и штаны берегли ноги от натирания. Во-вторых, можно видеть, что«туника» - в самом деле, боевые кожаные доспехи, вероятно, и с металлическими вставками. Шлем у амазонки на левой руке, что и должно бы быть в норме, и он с ширмой снизу, дополнительной защитой для ног. В той же руке амазонка держит кожаный шлем, похожий на изображение с рис. 3.

Рис . 6. Конная амазонка на краснофигурной амфоре420 г. до н.э.

На рис. 6 мы можем снова видеть скифские штаны, но и вся одежда амазонки - скифская. Правда, нет никакого вооружения. Из рис. 7 мы получаем сведения о том, что женщины варваров носили татуировки.

Рис 7 Право бьет бесправие молотком - на аттической краснофигурной амфоре около 550 - 500 гг. до н.э.

Dike ( justice personified) beats Adikia (injustice) with a hammer. Adikia is depicted as a tattoed barbarian woman.Museum Collection: Kunsthistorisches Museum, Vienna , Austria

Рис . 8. Барельеф из Галикарнасса . Бьются две женщины, Амазонияи Ахиллеа. Барельеф воспринят, как доказательства существовании женщин-гладиаторов в римские времена. Имена не обязаны иметь отношения к амазонкам.Хотя, возможно, их под амазонок старались стилизировать.

На рис 8 нечто, что говорит ужео римском правлении, и оно совсем не об амазонках.

Суммируя, мы могли бысказать, что амазонки, может,и существовали когда-то,и потому попали в воспоминания греков. Их противопоставляют грекам по части вооружения, азиатской одежде, длинным волосам,ездена конях. Но последнее - уже от знакомства греков со скифами и их женщинами. Сливаются два рода впечатлений - мифология и реальность.
Отмечу также, что на изображениях борьбы с Гераклом и Ахилллом амазонки архаичны, у них более старые виды вооружения и доспехов. Они противоставляются новому в, технологическому прогрессу, достигаемому греками. Но амазонки, возможно, и сами были когда-то невероятно прогреччивной формой - их кинжалы могли быть из железа, а не из бронзы, как у ахейцев, их тактика достаточно эффективной.

Хотите сделать фотосессию в стиле Амазонки в профессиональной фотостудии? У нас Вы найдете лучших профессиональных фотографов Москвы, осуществляющих фотосъемку Амазонка для мужчин и женщин!

Что такое стиль Амазонки?

Определение «Амазонки» в античности толковалось как «безгрудые» - согласно мифологии, девочкам-амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та не росла и не мешала впоследствии стрелять из лука. По другому мнению, грудь просто пережимали ремнем или одеждой.
Стиль Амазонка – воинственная, дерзкая, внимательная и притягательная девушка с оружием и минимумом одежды.

Одежда

Неглиже или однотонная одежда темных оттенков, шкуры-накидки, меховой жилет средней длины, ремни для оружия, кожаные сапоги, меховые унты или летняя обувь темного цвета. Учитывайте, что в сандалиях амазонкам вряд ли было удобно ходить по лесу. Считается, что металлической атрибутики у амазонок не было.

Реквизит для фотосъемки в стиле Амазонки

Лук и стрелы, меха, а также украшения из камней, перьев, меха, кожи, дерева:

  • лента-повязка на голову, возможно с декором из меха, камней, перьев, бусин.
  • украшение на шею с подвесками, например, в форме клыка.
  • серьги с перьями и камнями.
  • браслеты из бусин, камней, перьев, кожи, кусочков меха.
  • пояс плетеный и декорированный перьями, мехом, бусами.

Если вы решите провести фотосессию с участием лошади, учтите, что ездили амазонки без седла, и посадка их на лошади, по современным меркам, была нестандартной – ноги наездницы сильно согнуты в коленях и заведены назад.

Макияж и прическа

Макияж амазонки зависит от образа в целом – либо классический неброский, либо яркий, агрессивный. Внимание в «ярком» варианте макияжа в стиле Амазонки принято акцентировать на глазах. Глаза необходимо подчеркнуть черными удлиненными стрелками средней толщины на верхних и нижних веках. Тени предпочтительно темных оттенков: коричневые, темно-синие, темно-серые, черные. Скулы стоит оттенить румянами персикового или бронзового цвета. Помада или блеск для губ не должны быть яркими. Лучше остановиться на персиковых оттенках. Интересно смотрится грим на лице и руках в стиле отличительных племенных знаков, имитации окраса животных.
Прическа небрежная — распущенные, слегка завитые волосы, возможно собранные на затылке или завязанные в «конский хвост». Возможна прическа с начесом, которая будет фиксироваться повязкой.

Позы для фотосессии в стиле Амазонки

Гордая амазонка – дитя природы, леса и солнца, поэтому позы должны быть внимательными, гордыми, но не вульгарными. Съемка может проходить как в студии, так и на выезде – у реки, в лесу, в горах.

Образы, примеры фотографий в стиле Амазонки

Стоимость фотосессии в стиле Амазонки

Услуги

Стоимость

Аренда Фотостудии без нашего фотографа

  • Можно прийти со своим фотографом или фотографироваться самостоятельно
  • Минимальный заказ 30минут/300руб

600р/час

Фотосессия с нашим фотографом в студии

  • В стоимость входит аренда студии (фон до пола, интерьер, реквизит и т.д.)
  • Минимальный заказ 30 минут/1500р
  • Общая цветокореекция наиболее удачных фото. (это НЕ детальная ретушь)
  • Рассчитано на съемку не более 2х человек

2 900р/час

Фотосессия с нашим фотографом на выезд

  • Минимальный заказ от 2х часов (только по предоплате!)
  • Съемка на профессиональную фототехнику Canon
  • Запись всего отснятого материала на диск или Вашу флешку
  • Рассчитано на любое кол-во людей
  • Общая цветокореекция наиболее удачных фото. (это НЕдетальная ретушь)

2 500р/час

Предметная фотосъемка

  • Стоимость указана за один предмет (стоимость может увеличится до 300р для особо сложных задач)
  • Минимальный заказ от 20 предметов

100р

Услуги стилиста/визажиста

  • Стоимость указана за один образ (стоимость может увеличится для особо сложных задач). Прическа + 1000р

2 900р

Профессиональная ретушь фотографий

  • Отбеливание зубов
  • Омолаживание/разглаживание кожи
  • Устранение дефектов кожи (морщины, родинки,
  • Изменение цвета глаз
  • Загар
  • Устранение бликов с кожи
  • Корректировка фигуры (сброс/набор веса)

300р/фото

Слайдшоу из фотографий

  • Можно использовать любые фотографии/видео/музыку
  • Длительность ролика не более 12минут

Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901

Амазонки - кто они?

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».
Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).


Артемида, 4-3 века до н.э., Северо-западное Причерноморье

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.

Армия руководила всей жизнью амазонок - и военной, и мирной. Она была относительно невелика - не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность - и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому - самым жестоким.

Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.

Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь - забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).


Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).


Амазономахия. Лувр


Амазономахия на древнеримском саркофаге

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).


Амазонок можно было победить, только полностью уничтожив их

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.


Франц фон Штук. Раненая амазонка

Упоминания амазонок в разных источниках

Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).
Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.
Лисий. Погребальная речь, 4

Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).
Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3
Гомер. Илиада, 6.219
Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130
Плутарх. Мораль, 17.248
Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.
<
Пиндар. Пифий
Аполлоний Родосский. Аргонавтика<


Геракл сражается с амазонками. Античный чернофигурный сосуд

Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).
Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.
Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.
Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)
Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)
Лисий. Погребальная речь, 6


Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа

Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков (~1080 до н.э.). Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.
Гомер. Илиада 3.239; 6.186-223 (беглое упоминание - повествование Илиады заканчивается смертью Гектора)
Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)
Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке, 1967, стр. 507
Квинтий Смирнский. Гомерон или Постгомерика, 1.20-46


Боспорская пелика с амазонками - битва с греком

Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)
Фукидид. История Пелопонесской войны
Александр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. (~352-323 до н.э.). Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).
Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)
Квинтус Смирнский. История, 6.5.29
Диодор. Сикул, 17.77.1


Битва греков с амазонками. Рельеф на римском мраморном саркофаге

Амазонки сражались с греками в Фемискрии. По-видимому, последняя война амазонок с греками. После поражения амазонок в Фемискрии они были взяты в плен и погружены на греческие корабли. Амазонки успешно оторвались от греков и плыли, куда ветер выведет, пока не достигли озера Маотис (Азовское море), где, в конце концов, вышли замуж за сарматов и сражались на их стороне. Они сформировали новую сарматскую культуру.
Геродот. История греко-персидских войн, 4.110


Джо Джуско. Темные времена

Легенды об амазонках

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий.

Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.

Амазонки согласно одной из таких теорий амазонки могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

Легендарные истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Вполне вероятно, что грозные амазонки символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.


Амазонка в скифском костюме на краснофигурном античном сосуде

Образ амазонки в истории

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.


Амазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.

Оружие амазонок

Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.


Амазонки. Рисунок с неаполитанской античной вазы

Обитель легендарных амазонок

На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.

Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.


На карте 1770 года Амазония помещена севернее земель сарматов

Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.


Пелика с женщиной на гиме


Пелика с амазонкой, головой грифа и коня

Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».


Сарматки


Сарматы - потомки амазонок. Геродот писал, что сарматы - потомки амазонок, вступивших в брак со скифами

Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.

Учитывая предполагаемую родину амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов.


Скиф и амазонка

Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала - «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.


Скифская воительница

Археология

До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.


Конная амазонка и пещий воин

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.

Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы - совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

Образ амазонок – женщин-воительниц, которые в искусстве владения оружия дадут фору любому воину, волнует мужчин уже не первую тысячу лет. Кого только не видели под этим мифом: менад Диониса, скифских воительниц и даже индианок Южной Америки.

Воинство лозы

Миф об амазонках считается очень древним – его относят к утерянной Минойской цивилизации с острова Крит, то есть к концу III-II до нашей эры, связывая с культом Великой богини и матриархатом. В качестве доказательства приводят культ богини Артемиды – охотницы-девственницы, которая считалась покровительницей амазонок, а также с ее постоянным спутником, по некоторым версиям, ее мужской ипостасью, Дионисом.

Античных поклонниц Диониса нередко ассоциируют с амазонками. Женское воинство древнегреческого бога виноделия и безумства действительно внушало ужас в современниках. В полуобнаженном виде, в шкурах животных и с виноградными листьями менады, что переводится буквально как «безумствующие», менады и, впоследствии вакханки, носились по окрестностям, пугая население и превращаясь во временное стихийное бедствие. Источники описывают, как они в полубессознательном состоянии устраивали оргии, танцевали со змеями, выхватывали горящие бревна из костра и совершали ритуальные жертвоприношения животных.

Впрочем, дело не всегда ограничивалось братьями нашими меньшими. Известен миф об Орфее, который был растерзан менадами то ли за то, что стал свидетелем их мистерий, то ли за то, что, воспевая богов, пропустил Диониса. Его судьбу разделил и царь Перфей, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою мать, одурманенную Дионисом.

Могли ли менады стать прообразом Амазонок у античных авторов? Что ж, это было вполне возможно, учитывая, что социальной причиной вакханалий принято считать побег женщины от повседневных забот и устоев патриархального общества. Хотя бы на время. Все остальные дни в году женщине предстояло быть тихой, примерной и законопослушной. В дни прославления Диониса она могла отбросить все запреты, оставив позади дом, семью, обязанности, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога, не боясь расправы за свои вольные действия.

Амазонки Средней Азии

И тем не менее, описания вакханалий скорее напоминает последующую картину средневекового шабаша ведьм где-нибудь на лысой горе, нежели статных женщин-воительниц, дочерей Ареса, наводящих ужас и так восхищающих эллинов. Даже Геракл, который хитростью завладел поясом царицы амазонок Ипполиты, ставил этот подвиг в один ряд с победой над немейским львом и лернейской гидрой.

Да и если вернуться к древнегреческим историям об амазонках, их месторасположение античные авторы размещали где-то на периферии своей ойкумены, то есть на побережье Черного моря и Приазовья. Скорее всего, это может быть связано со столкновением греков с другими культурами, где еще сохранились черты матриархата. Если сравнивать с греческой женщиной, которая в классический период большую часть времени робко сидела в женской половине дома – гинекее, и была обязана беспрекословно подчиняться своему покровителю, свободолюбивые дикарки могли показаться эллинам фантастическими существами, наравне с сиренами, одноглазыми аримаспами или грифонами.

У далекой "Амазонки"

По мере открытия новых земель и расширения границ человеческой ойкумены, легендарная страна прекрасных воительниц отодвигалась все дальше на окраины карты. Вначале их родиной было Причерноморье, затем Индия, в средневековое время – центральная и Южная Африка, а также неизведанные острова Индийского океана. С открытием Нового Света, у поклонников древнего мифа появилась еще одна надежда.

Так, испанские чиновники, Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявшие участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада на территории современной Колумбии, в 1539 году рассказывали об одном народе женщин: «живущих сами по себе без проживания у них мужчин». Согласно записям путешественников, американские амазонки зачинали детей от купленных ими рабов, и если рождался мальчик – отправляли его обратно к отцу, который тоже не задерживался среди них, если девочка, прилежно воспитывали ее.

В отчете другой экспедиции, под командованием конкистадора Франсиско Орильяны, первооткрывателя реки Амазонки, некий монах Гаспар де Карвахаль упоминал о своей героической битве с амазонками. Правда, и на его время нашлись скептики. Испанский автор «Истории Индий» Франсиско Лопес де Гомара, в ответ на все впечатляющие рассказы путешественников заметил, что: «И другие, помимо Орильяны, рассказывали ту же басню об амазонках с того времени, как были открыты Индии, но никогда подобная вещь не была видана и никогда не будет видана. Из-за этого обмана некоторые уже пишут и говорят «река амазонок», и много партий собираются туда отправиться». Так, мечта о легендарном племени дала новое название крупнейшей в мире реке.

«За Танаисом рекой»

Неужели племена амазонок всего лишь плод фантазии греческих авторов? В наше время, когда «все острова давно открыты», легендарных воительниц осталось искать разве что только в прошлом. В таком случае, вернемся к истокам, а точнее к берегам Черного моря и Меотиде (Приазовье), там, где протекает река Танаис, сегодня известная как Дон. Геродот рассказывал, что амазонки прибыли в этот регион из Малой Азии, где их захватили эллины в сражении на реке Фермодонте.

Однако женщины, которых погрузили на корабли, напали на греков в открытом море и захватили суда. Правда, в морском деле они, судя по всему, уступали своим захватчикам – не умея управлять кораблями и ориентироваться в море, они не смогли вернуться домой. Отдавшись на волю ветру, они причалили к Приазовью, где захватили табун лошадей и принялись грабить Скифскую землю.
Почти через 400 лет после Геродота римский историк Помпей Трог, в I веке до нашей эры сообщал, что амазонки – это жены скифов, ушедших из Причерноморских земель в Малую Азию к реке Фермодонт. Там все мужчины-скифы были убиты, а женщины взялись за оружие, успешно защитив свои земли от врагов.

Возможно, именно скифские и сарматские женщины, которым нередко приходилось воевать рука об руку с мужчинами, стали прототипом для распространения мифа об амазонках. В конце концов, грекам приходилось постоянно сталкиваться и с теми и с другими.

Скифские курганы юга России, которые археологи планомерно раскапывают вот уже с XIX века, подтверждают, что многое из сочинений Геродота и других античных авторов – правда. В них находят множество захоронений вооруженных женщин. На их останках нередко обнаруживаются следы боевых травм – повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием. Иногда даже наконечники стрел, застрявшие в костях. У многих наблюдается изменение фаланг на двух пальцах правой руки, что свидетельствует о постоянной стрельбе из лука.

В средневековье, на смену скифским амазонкам, очевидно, пришли хазарские. Около 30% женских хазарских захоронений всех возрастов сопровождались оружием, преимущественно топориками. Останки некоторых юных женщин-воительниц были обнаружены с полным комплектом вооружения: луками со стрелами, ножами и даже саблями. Кстати, хоронили таких «амазонок» отдельно от мужчин, в специально сооруженных для них могилах, в то время как обычных женщин, которых в иной мир сопровождали зеркала и украшения, нередко помещали в парное захоронение.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди