10.03.2024

Творческий ребенок. Развиваем креативность с ранних лет. Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети Игры разные нужны


Креативный торт, креативное мышление, креативная прическа…. Слово «креативный» прочно вошло в нашу жизнь из английского языка (Creat –творческий, творчество).

Креативно мыслящий человек – это свободный от стереотипов и штампов, легкий в мыслях человек с неординарным мышлением. Раньше таких людей называли «смекалистыми». В наш век все большей и большей роботизации востребованными становятся люди с креативным мышлением, способные создавать что-то новое.
Человек может развивать свои способности на протяжении всей жизни, однако самым благоприятным для развития креативных способностей является период детства. Ребенок свободен от стереотипов, он легко обучаем, впитывает все новое, как губка.

Многие родители, ощущая потребности нового мира, стремятся развить креативное мышление у детей, ищут новые способы обучения, развиваются сами. В задаче развития креативности у ребенка выигрывают и родители и ребенок. Малыш учится, подражая взрослым, для него они- образец для подражания, а для родителя детство ребенка – шанс прожить свое детство заново.
Креативные способности развиваются лучше на фоне общего физического развития, отличной базой станут совместные игры, посещение бассейна с раннего возраста, долгие прогулки. Также важна и среда, в которой растет ребенок.


Как же выстроить полезную и удобную среду для малыша?

Креативное мышление означает мышление без шаблонов. С самых первых попыток ребенка узнать «Как устроен этот мир?» нужно дать ему возможность сделать это самому!

Постарайтесь удержаться от комментариев, подсказок, они мешают ребенку найти свой вариант решения задачи.

Важное правило «Помогаю, когда об этом просят» можно взять на вооружение в общении с ребенком, кстати и с другими членами семьи тоже) Постарайтесь не контролировать ребенка ежесекундно, излишняя опека сковывает и подавляет полет мысли. Принимайте его правила игры, восхищайтесь творчеством, давайте ребенку возможность самому решить задачу, возможно он найдет креативный способ ее решения?
Развитию креативности у детей дошкольного возраста также помогут различные творческие задания. Проводить их стоит если ребенок настроен их выполнять.

Предлагать их стоит только в виде игры:

  • Предложите ребенку нарисовать картинку, используя любую геометрическую форму. Для этого хорошо подойдут раскраски на различные темы.
  • Найдите любой предмет, спросите у ребенка – для чего его можно использовать помимо его прямого назначения?
  • Нужно найти несколько общих свойств у двух предметов, например, дерево-машина, апельсин–диван (общий цвет, из чего сделаны и тд).
  • Нужно найти спрятанные фигуры в хаотичном рисунке. Идеально использовать живые пазлы .
  • Сочини сказку. Предложите ребенку сочинить вместе с вами сказку про любой предмет, форму, героя.

Также помогают развить креативность у детей знакомые нам игры «Крокодил», «Ассоциации», любая сюжетно-ролевая игра способствует развитию воображения.

Развить креативность без развития интеллекта невозможно!

Обогащение жизни ребенка новыми позитивными впечатлениями, событиями, совместными праздниками не только помогут ребенку развить свои творческие способности, но и значительно укрепят доброжелательные отношения.

* Раскраски и живые пазлы позволяют не только раскрасить и собрать персонажей, но и играть с ними в 3D реальности на планшете или телефоне.

(с) Текст: Анна Чайка.

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

Сегодня сплошь и рядом звучат призывы к развитию креативности с детства. Практически все развивающие центры и детские сады обращают особое внимание на формирование этой способности, предлагают разнообразные программы для детей начиная с раннего возраста. При этом распространенным является мнение, что креативность позволит в будущем найти достойное место практически в любом деле. А какой родитель не хочет, чтобы его дети стали успешными и востребованными? Попробуем разобраться: что такое креативность и какие преимущества ее развитие может дать ребенку. А также: с какого возраста и каким образом ее лучше совершенствовать?

Внимание к данной способности в России значительно выросло начинаяс 90-х годов, когда впервые заговорили о необходимости ее развития ужев дошкольном возрасте.

Креативность неразрывно связана с творчеством. Однако эти понятия не стоит употреблять в качестве синонимов. По мнению американского психолога Дж. Гилфорда, создателя модели структуры интеллекта, креативность представляет собой совокупность способностей, содействующих успешному творческому мышлению. Соответственно, ее развитие предполагает достаточный уровень не только воображения, но и логического мышления, внимания, а также речи. На современном этапе доказано, что креативность помогает находить нестандартные, творческие варианты решения любых проблем. И речь идет не только о профессиональной деятельности, но и о жизни в целом: стимулирование развития способностей откроет перед ребенком перспективы успешного преодоления трудностей в различных областях. Он будет воспринимать любую жизненную проблему или неурядицу всего лишь в качестве очередной задачи, которую необходимо решить, будет способен проанализировать ее условия и найти оптимальные ресурсы для достижения наилучшего результата. То есть польза от развития креативности куда шире успешности в выбранной профессии, но главное – вовремя и правильно сориентировать своего ребенка в нужном направлении. Ведь такие способности, хотя и свойственны всем нам от рождения, могут не получить развития из-за влияния стереотипов и стилей воспитания. Чтобы этого не произошло, недостаточно отдать ребенка на занятия по развитию креативности. Вам нужно будет измениться самим, настроиться на творческую волну и трансформироваться вместе со своим малышом.

Физиологические основы креативности

Поскольку она напрямую связана с творческой направленностью личности, то и физиологические основы деятельности такого рода сосредоточены в коре больших полушарий головного мозга. Успешность сложных мыслительных операций, которыми, несомненно, являются действия в рамках творческого мышления, связана с развитием лобных долей головного мозга. Однако в процессе мышления принимает участие вся кора. Соответственно, развитие креативности начинается с момента рождения и происходит на протяжении всего периода детства. Максимум проявления фантазии приходится на пяти–шестилетний возраст, в этот же период у ребенка начинают формироваться целенаправленное воображение, логическое мышление и элементы творчества.

Исследователи обнаружили, что со временем пик развития творческих способностей приходится на все более ранний возраст. Если в XIX в. это происходило в среднем в17 лет, то в 80-е годы XX в.– уже в восемь лет, а в 90-е – в пять–шесть лет. Логично предположить, что к текущему моменту этот пик достигается еще раньше – примерно к тремгодам. Ведь специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры начинается с двух с половиной – трех лет. Поэтому развитие креативности можно начинать уже в этом возрасте. Однако на первоначальном этапе все упражнения должны быть подкреплены зрительными образами и двигательными действиями.

Основные акценты развития креативности

Большинство творческих задач основано на противоречиях как проявлении несоответствия различных требований, предъявляющихся к чему-либо. Примеры противоречий:

  • знаю, что делать, но не знаю как;
  • за счет улучшения одного свойства предмета ухудшится другое его свойство;
  • принятие решения приведет к возникновению новой проблемы.

Дети нуждаются в стабильности, которая возможна только в рамках понятныхдля них ситуаций, и потому особенно чувствительны к подобным противоречиям, инстинктивно уходят от них. Одна из задачвзрослого – научить ребенка не бояться противоречий, вызвать интерес к ним и уверенность в возможности разрешения любого. Кроме того, вам предстоит выработать у малыша умение анализировать все находящиеся в его распоряжении ресурсы и использовать для решения конкретной проблемы необходимые из этого арсенала.

Одной из технологий по развитию креативности является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), элементы которой используются в некоторых ДОО. Литературы в этом направлении достаточно, ваша задача – выбирать упражнения, соответствующие возрасту ребенка. Кстати, сейчас достаточно изобретательских задач, адаптированных к дошкольному возрасту, а развивающие центры предлагают целые программы по развитию креативности начиная уже с двух лет.

Для совершенствования творческих способностей необходимо создать соответствующие условия:

  • физические (наличие материалов для творчества и возможности действовать с ними в любую минуту);
  • социально-эмоциональные (ощущение ребенком чувства внешней безопасности: его творческие проявления не должны получать какой-либо отрицательной реакции со стороны взрослых);
  • психологические (ощущение ребенком чувства внутренней безопасности: поддержка творческих начинаний со стороны взрослых, поощрение);
  • интеллектуальные (приемы действий с проблемными задачами, которые усваиваются в процессе решения последних).

К условиям можно отнести также сотрудничество со взрослыми в процессе творческой деятельности. А для этого родителям необходимо снизить собственную психологическую инерцию как устойчивую систему шаблонов и условных рефлексов. Ряд ученых утверждает, что креативность достигаетпика к пяти годам (98–100%), к подростковому возрасту она снижается до 30%, к пятнадцати годам – до 12–15%, креативность взрослых редко превышает 5–7%. И одной из причин этого является как раз нарастающая психологическая инерция, т.е.наработанные годами шаблоны мышления и действий. Ее снижению поможет решение простейших, на первый взгляд, задач.

Можно начать с ежедневных дел:

  • приготовьте из имеющихся дома продуктов новое блюдо;
  • чистите зубы или даже пишите другой рукой;
  • в течение недели добирайтесь до работы каждый раз новым путем;
  • попробуйте незнакомые вам виды деятельности, например, посещайте какие-нибудь курсы;
  • сделайте воображаемую или реальную перестановку мебели в квартире;
  • решайте различные задачи на сообразительность для взрослых. Большинство творческих заданий вы можете делать совместно с ребенком, дополняя его предложения, тем самым развиваясь и одновременно обогащая опыт малыша.

Примеры задач и игр на развитие креативности

  • Задачи на разрешение явных противоречий (шкаф должен быть одновременно и большой, и маленький; стул одновременно для маленьких и взрослых; лодка должна быть и узкой, и широкой).
  • Игра «Робинзон Крузо» (как выжить, если у тебя только миллион удочек; тысяча лампочек; сто коробок жевательной резинки).
  • Игра «Идеальный конструктор» (собираем из подручных средств или только из круглых предметов).
  • Найти общее между предметами, элементами одной системы (руки и ноги), однородными системами (дерево и куст), разными системами (лампочкой и крокодилом).
  • Упражнение «Фантастическое сложение и вычитание» (стол + стул; дом + колеса; стул – ножки; дом – стена).
  • Выделение объекта или его части и помещение в чуждую среду (обезьяну – на север; рыбу – на дерево).
  • Игра «Беседа о картине» (выберите картину со сложным сюжетом с действием и обсудите, что и почему делают люди, изображенные на ней, чего не хватает для полноты сюжета).
  • Упражнение «Что делать с…» (берем любой предмет, например, стакан, и пытаемся найти как можно больше вариантов, что с ним можно сделать).
  • Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация и т.п.).
  • Изображение абстрактных явлений (любовь; бедность; крик).
  • Игра «Крокодил» (один игрок изображает с помощью мимики и жестов животное, чувство, предмет, остальные пытаются отгадать).

Подводя итоги, подчеркнем, что ваша главная задача – посредством творческих задач пробудить в ребенке интерес к новому, к познанию. Обязательно обращайте его внимание на чудеса, которые его окружают: как удивительно, что птицы летают, что распускаются цветы, что какой-то человек умеет то, чего не могут многие другие. И тогда сам ребенок будет просить вас придумать и вместе с ним решить разные проблемные задачи, стимулируя тем самым развитие креативности всех членов семьи. Наблюдая за происходящим вокруг, вы сможете ставить перед ребенком новые вопросы: почему могли покоситься столбы, почему в разных местах трава растет неодинаково и т.п. – и в процессе практики получать все больше вариантов ответов. Это будет развивать внимательность малыша, учить его работать с различными ресурсами и находить множество возможных решений проблемных ситуаций. Наша жизнь предлагает нам ценные и многообразные источники для ежедневного развития креативности. Пользуйтесь этой возможностью и удивляйтесь вместе с детьми!

Вопросы для размышления и самопроверки

Предлагаем вам поразмышлять над прочитанным и потренировать собственную креативность.

  1. Что такое креативность?
  2. С какого возраста, на ваш взгляд, можно начинать развитие творческих способностей ребенка:
  • с рождения;
  • с одного года;
  • с двух лет;
  • с трех лет;
  • с четырех лет;
  • с пяти лет;
  • с шести лет;
  • с семи лет?

Объясните свой выбор.

  1. Каковы физиологические основы креативности?
  2. Какие условия необходимо создать детям для оптимального развития креативности?
  3. Что такое психологическая инерция, и какие упражнения, на ваш взгляд, будут способствовать ее снижению эффективнее всего?
  4. Придумайте новые задания на преодоление психологической инерции.
  5. Вместе с ребенком найдите как можно больше способов решения задач из предложенных (в том случае, где это допустимо). Придумайте новые упражнения для развития творческого мышления.
  6. Найдите картины с фантастическими изображениями и обсудите их с ребенком, придумайте целую историю о том, что это (подойдут картины сюрреалистов).
  7. На какое чудо вы обратили (обратите)сегодня внимание своего ребенка?

Творческие способности помогают не только малышам, но и их родителям. Креативный подход позволяет находить оптимальные выходы из самых затруднительных ситуаций. Несомненно, одной из таких ситуаций является старт посещения ребенком детского сада. Кто-то уже прошел (и возможно, не один раз) через это, а кому-то еще только предстоит. Как проходила адаптация вашего малыша? Использовали ли вы нестандартные приемы, чтобы помочь своему ребенку легче пережить этот период? На что стоит обратить внимание родителям, чьим детям только предстоит начать посещение детского сада? Эти и многие другие вопросы, касающиеся адаптации к детскому саду, обсудим ровно через месяц, ведь сентябрь не за горами!

Ответы на вопросы по предыдущей теме «Мама, мне страшно!». Детские страхи: первая помощь родителей

У дочери в пять лет появился страх, что мы, ее родители,умрем. Никаких стрессовых ситуаций, которые могли бы к этому привести, не было. Откуда мог взяться страх? Соответствует ли он норме? И каким образом можно его преодолеть?

Одним из главных страхов возраста пяти–семи лет является как раз боязнь смерти. Ребенок может опасаться смерти как собственной или своих близких, так и в связи с конкретной ситуацией. Тогда проявляются так называемые сопутствующие страхи, например болезней, животных или огня. И малыш боится, что он умрет после болезни, или если его покусает собака, или он сгорит.

Этот страх в различных проявлениях и степени интенсивности в определенном возрасте переживает большинство детей. Он свидетельствует об эмоциональной зрелости ребенка, его готовности принять факт конечности жизни человека.

Несмотря на то, что никаких отклонений от нормы в данном случае нет, важно не оставлять вопрос без внимания и побеседовать с ребенком на эту тему. Прежде всего необходимо выяснить, чего конкретно боится малыш: смерти мамы и папы в принципе или их смерти в связи с определенной ситуацией. Возможно, это натолкнет вас на мысль о том, в результате чего страх мог появиться и каких тем лучше избегать. Например, если он переживает за вашу безопасность в пути, то лучше лишний раз не акцентировать внимание в разговорах между собой на новостях об авариях на дорогах, как можно реже поднимать эту тему.

Кроме того, поговорите с ребенком на тему смерти в целом. Ответьте на волнующие его вопросы, только пусть ответы будут честными. Обещать вечную жизнь не стоит. Также постарайтесь не показывать ребенку, что вы сами беспокоитесь по этому поводу: ему сейчас как никогда необходимы ваша уверенность и поддержка. Расскажите, что до вашей смерти или смерти ребенка еще далеко, что ему прежде нужно вырасти и впереди его ждет много интересных событий. Если его заинтересует, что случается после смерти, то лучше объяснить это с точки зрения ваших собственных взглядов (бессмертность души, перерождение, покой). Не следует использовать опасные сравнения, например со сном. В результате ребенок может начать бояться заснуть. И ни в коем случае не стоит использовать тему смерти как способ сделать ребенка более послушным. В результате страх может обостриться, повысится тревожность малыша.

Влияют ли на появление фобий страшные игрушки?

Страшные игрушки несут в себе несколько иные функции. Их задача – помогать ребенку выплескивать негативные эмоции, агрессию или страхи. Он может ломать «страшилищ», «убивать» их в игре.Таким образом малыш борется со своими внутренними проблемами, учится их распознавать и контролировать страхи и агрессию. Пугающие игрушки также помогают ребенку разбираться с темой добра и зла, оценивать с этих позиций собственные поступки, а значит, служат его нравственному воспитанию. В первую очередь речь идет о традиционных героях сказок, например о Бабе Яге или Кощее.

Неоднозначно на ребенка могут повлиять герои современных фильмов и мультфильмов. Ведь положительные и отрицательные персонажи выглядят порой одинаково странно, иногда пугающе, не всегда их можно четко отнести к лагерю добрых или злых. При выборе игрушек важно обращать внимание на то, чтобы они были явно положительными или отрицательными, иначе в сознании ребенка тонкая граница между хорошим и плохим может стать размытой и неоднозначной. А в его возрасте как никогда важно, чтобы это разделение было очевидным.

Конечно, в некоторых случаях пугающие игрушки могут стать причиной страхов. Чтобы этого избежать, покупайте их по просьбе ребенка или по собственной инициативе, но в присутствии малыша. Если игрушка связана с травмирующей ситуацией, то лучше удалить ее с глаз ребенка, может, даже провести целый ритуал по уничтожению. Следите за тем, чтобы число добрых персонажей превышало число пугающих. И еще – страшные игрушки лучше покупать только детям старше трех лет и ни в коем случае не хранить их на видном месте или в комнате малыша. После шести лет в норме пугающие игрушки не должны приводить к появлению каких-либо страхов и тревог у ребенка.

Ребенок отравился в детском саду и теперь боится есть, а иногда даже просто отказывается. Что делать в такой ситуации?

Если ситуация произошла недавно, то необходимо выждать время, чтобы она перестала быть столь животрепещущей в сознании ребенка. В первую очередь он нуждается в вашей поддержке и заботе. Независимо от его поведения демонстрируйте уверенность и спокойствие. Одновременно с этим можно начинать играть во врача и кухню. Приобретите соответствующие наборы, в том числе фруктов и других продуктов. Сценарии игры, связанные с кухней, могут соответствовать вашим ежедневным событиям или представлять собой выдуманные сюжеты. Параллельно играйте в доктора, который лечит животных, учит их гигиене, правилам здорового образа жизни и правильного питания. Со временем Айболит пусть объяснит зверям, что такое тошнота, когда происходит и что в этом случае нужно делать. Через некоторое время включайте ребенка в приготовление пищи дома, начиная с момента покупки продуктов.

Любовь Быстрякова

Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.

Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1) .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?

Ответы:

Креативный;

Владеющий современными образовательными технологиями;

Эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;

Открытый новшествам;

Мотивированный на работу с детьми;

Способный к личностному и профессиональному развитию.

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.

Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на сближение участников группы

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.

Материалы: мяч.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

От кого я получил свое имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)

Знаю ли я, что означает мое имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2 – 5 минут.

Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7 – 15 минут.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».

Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.

Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.

Регулярно выполняйте физические упражнения.

Овладевайте техникой релаксации и медитации.

Совершенствуйте уверенность в себе.

Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

Посещайте вдохновляющие места.

Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

Рефлексия. Обратная связь.

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2) .

Литература:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. - 336 с.

4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html

Приложение 1

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Подведение итогов:

75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.

54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Приложение 2

Замечательный выбор – Пятачок !

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха .

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Ваш выбор – Кролик .

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Олицетворением вашего выбора является Тигра .

Через 10-15 лет ситуация на рынке труда будет похожа на песочные часы — в верхней части окажутся те, кто умеет генерировать инновационный контент, а в нижней части те, кого постепенно будут заменять роботы. Детей нужно воспитывать так, чтобы они оказались в верхней части, но система массового образования этому не способствует. Дошкольное и школьное образование строится по жестким стандартам: есть тема урока, есть определения в рамочках, есть 20 примеров, которые нужно решить, и контрольная работа в конце. Вырасти креативным и самостоятельным в такой среде очень сложно. Поэтому так важно поместить ребенка в более адаптивную среду, где он сам будет добытчиком знаний, а не где все знания транслируются учебником или учителем.


Задавайте вектор, но не создавайте рамок

Зона профессионального счастья ребенка находится на пересечении трех других зон: таланта, страсти и рыночных трендов. Задача специалистов — понять ребенка, развить его и помочь найти это пересечение. Один из инструментов в достижении этих целей — современный стандарт образования IB (International Baccalaureate), базирующийся на развитии исследовательской и креативной деятельности. Но это не все — дети, работая в группах, должны решать индивидуальные задачи и двигаться по индивидуальным образовательным траекториям. Роль педагога и родителя в этой системе — задавать вектор, увлекать, а не загонять в рамки.


Давайте возможность исследовать

Когда ребенок только начинает осваивать мир, вся его жизнь выглядит как один большой эксперимент. Представим себе ситуацию: ребенок сидит за столом и вдруг бросает тарелку с кашей на пол. Он это делает не потому что вредничает. Он проводит эксперимент и задает себе исследовательский вопрос: «Что будет, если я уроню эту миску?» Так дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Очень важно понимать, что часто дети делают что-то не потому, что хотят досадить родителям, а потому, что хотят проверить свою гипотезу. Они как профессора, проводящие эксперименты в лаборатории. То же самое происходит и в подростковом возрасте. Запрещая ребенку заниматься познавательной деятельностью, вы ограничиваете его креативность.


Отвечайте на вопросы и разрешайте фантазировать

Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому «периоду почемучек». Бывает, что на улице можно услышать, как мама раздраженно говорит своему ребенку: «Ой, как ты мне надоел своими вопросами...» Но если ребенок спрашивает, то надо стараться ему отвечать. Если вы не знаете ответ на вопрос, скажите: «Я не знаю, но это очень интересно, давай вместе пофантазируем».

Креативность — это взгляд под другим углом. Мы не сможем быть креативными, если не будем фантазировать. Но мы говорим детям: «Врать плохо!» — хотя иногда дети и не врут вовсе, а просто хитрят и фантазируют. В том, чтобы немного приукрасить свой опыт, нет ничего плохого. Взрослые тоже так делают. Если вы действительно устали, то найдите другие способы ответить ребенку на его вопрос: включите ему познавательное видео, дайте ему книгу, запишите его в летнюю школу .


Не решайте за ребенка

Очень негативно на креативность влияет гиперрежим. Не нужно вести себя с ребенком как с солдатом. Если вдруг вы отступаете от привычного плана, в этом нет ничего страшного. Всегда должен быть выбор. Вариативность — это и есть креативность. А если мы всей своей жизнью показываем, что может быть только так и никак иначе, а потом начинаем требовать от детей креативности, — это несправедливо. Вы не сможете вырастить директора крупного креативного агентства, если будете решать за него каждую мелочь.

Мы часто слышим, что ключевая компетенция, которую стоит развивать взрослым и детям - это креативность, творческий подход. Почему он так важен сегодня (и будет еще важнее завтра), зачем искать несколько ответов на один вопрос и как всему этому научиться, - читайте в нашей статье.

Какая от креативности польза?

Креативный ребенок? А зачем? - скажет кто-то. Пусть он будет образованным, воспитанным, в контакте с собой, - разве этого недостаточно для счастливой и успешной жизни? Но футурологи и педагоги все чаще говорят, что именно творческая жилка будет ценным инструментом в обществе, когда наши дети вырастут. Ведь мир меняется: будущим поколениям придется всерьез столкнуться с проблемами голода, перенаселенности и миграции, экологии, истощения нефтяных запасов и перехода на другие источники энергии, - и мир будет меняться неизбежно, в большинстве сфер. А значит космически повысится ценность таких людей, которые умеют находить удачные и нетипичные решения сложных задач - больших и маленьких, в обход стереотипов и закостенелой логики. То есть - нужны будут люди творческие, креативные. И если творчество мы привычно относим к сфере искусства и вдохновения, то креативность больше похожа на ремесло, она помогает решать повседневные задачи.

Креативный человек может сэкономить или заработать огромные средства: скажем, Питер Юберроут во время подготовки Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 предложил ряд новых идей, и город заработал на играх 250 млн долларов, хотя обычно организаторы тратят на Олимпиаду миллионные суммы. Креативный человек может облегчить жизнь сотням и тысячам людей: скажем, Дэвид Келли и его компания IDEO когда-то придумали компьютерную мышку по заказу Стива Джоббса, а теперь создают человечные системы управления для больниц, отелей и крупных компаний. Креативщики цепляют нас за живое, поднимают настроение и заставляют смотреть на мир иначе - хотя бы когда создают рекламные ролики и слоганы. Да и вообще, люди с прокачанной креативной жилкой не только получают приличный доход, но и живут веселее прочих, ведь они умеют выскакивать из неудобных схем и давящих ситуаций. В трудную минуту они не застрянут в позиции жертвы, а найдут силы и средства для хороших и правильных действий.

Еще один аргумент в пользу развития креативности: сегодня меняется сам подход к образованию. Благодаря гаджетам и информационным сетям, мы имеем быстрый доступ почти к любым данным. А значит, важно уже не просто выучить тему, а научиться быстро и гибко работать с информацией, развить те качества, которые не сможет отнять у нас техника: лидерство, эмпатию и, конечно же, креативность.

Простые средства на каждый день

«Хорошо, вы меня убедили! - скажет заботливый родитель. - Пусть мой сын или дочь растут креативными и всех победят, что для этого нужно?» На этот счет есть общие рекомендации, которые помогают создать атмосферу, питательную почву для детского творческого начала, чтобы оно колосилось и крепло год за годом. И есть специфические методы, которые помогают поднять креативность на уровень навыка: ведь мы учим детей кушать с помощью ложки и вилки, учим их писать каллиграфическим почерком, говорить вежливые слова на автопилоте, - и точно так же можно научить ребенка включать креативность. Но начнем с простых вещей.

* Давайте волю детской фантазии. Дети способны увидеть живое существо в палочке или пакете с крупой, они «развлекают» взрослых безумными идеями глобальных проектов - как построить трубопровод из трубочек для коктейля между двумя квартирами, чтобы передавать друг другу сок по утрам, они способны создать нечто из ничего. Не критикуйте детей за их «несбыточные» фантазии, наоборот, поддерживайте их.

* Пусть ребенок рисует. Следите, чтобы у сына или дочки всегда было достаточно бумаги и удобных цветных карандашей или маркеров для рисования, чтобы они всегда могли нарисовать свои фантазии и задумки (и в идеале - повесить на стену). Фиксация творческих идей в образах - это важная привычка, она организует сознание и укрепляет связь с реальностью.

* Дайте ребенку пространство для реализации своих проектов. Пусть у него будет право строить замки из подушек, наклеивать скотчем на пол дорожную разметку, возводить на тумбочках и полках бумажные города для игрушек и протягивать между шкафом и кроватью «монорельс» из швейных ниток. Хотя бы в границах своей комнаты или уголка для игр - пусть детка воплощает свои желания.

* Вместо «правильно» - говорите «здорово», «интересно», «любопытно», «отлично». Вместо «неправильно» - «а почему?», «может быть», «давай посмотрим так»… Учите ребенка отстаивать свою позицию, аргументировать, вести дискуссию.

* Покажите ребенку, что учиться - весело и интересно. Этому могут помочь хорошие книги с картинками - со стихами и сказками, о науке и истории. Фильмы, мультики и научные шоу, которые сейчас доступны. Ваши совместные поездки, прогулки и разговоры. Пусть еще до школы с ее организующим и дисциплинарным подходом ребенок узнает, что получение знаний и знакомство с миром может стать увлекательным приключением.

* Знакомьте ребенка с разными иностранными языками и культурами. Покажите ему мультик на немецком, включите ролик, где малыши его возраста разговаривают на английском или японском. Если вы вместе едите роллы в «японском» ресторане или пасту в «итальянском» кафе - обратите на это внимание ребенка, расскажите немного о традициях этих стран, чтобы он мог видеть мир как сплетение разноцветных нитей, а не странный винегрет.

* Обеспечьте детям культурный багаж. Ставьте хорошую музыку и рассказывайте о композиторах, показывайте репродукции картин, фотографии архитектурных шедевров, ходите с ребенком в театры и музеи. Важно одно: чтобы ребенку было интересно, поэтому постарайтесь увлечь и зацепить его, а если что-то наводит на малыша скуку - оставьте это. Многие взрослые с тоской вспоминают, как в детстве их «пичкали» филармонией и галереями, и это не пошло им впрок.

* Поощряйте юмор. Шутки, ирония, юмор - это особые процессы, очень близкие творческому подходу. Они тоже позволяют отходить от стереотипов и серьезных насупленных схем, дают новый взгляд на мир, оживляют эмоции и питают спонтанность. Поэтому шутите сами, поощряйте к этому ребенка, читайте веселые и парадоксальные стишки и сказки - Юнну Мориц, «Матушку Гусыню», Заходера, Хармса.

Методики развития креативности

А теперь - о специальных средствах для развития творческого начала. В мире появилось уже немало методик, которые помогают взрослым и детям настраиваться на творческую волну и находить креативные решения самых разных задач. Сегодня эти методики активно используются в бизнесе, политике, рекламе, управлении и, конечно же, образовании. Расскажем о трех популярных системах, с которыми можно легко ознакомиться по книгам и внести их в свое общение с ребенком, использовать некоторые инструменты в жизни семьи.

Дизайн-мышление

Термин «дизайн-мышление» родился в Силиконовой долине в 60-х годах прошлого века, затем оттачивался в Стэнфордском университете и после этого вышел в массы. Дизайн-мышление смотрит на мир как на сложный механизм, работу которого всегда можно улучшить, придать ему более удобный дизайн, и удобство для человека - это ключевой момент. В дизайн-мышлении мы при решении любой задачи в первую очередь смотрим на людей, для которых ищем решение, пытаемся понять их ценности и потребности, наблюдаем за ними «с открытыми глазами», без предвзятых схем. Так что эмпатия - один из китов дизайн-мышления. Еще один кит - коллективное творчество: группа людей умнее каждого отдельного участника, поэтому важно подхватывать и развивать идеи друг друга, сотрудничать. Так что в дизайн-мышлении всегда работают команды. И эти команды всегда мыслят визуально, фиксируют свои идеи карандашом на бумаге, создают модели решений из конструктора Лего, чтобы проверить, как это будет работать.

Так что приемы дизайн-мышления могут быть очень привлекательны для ребенка и всей семьи, они будто приглашают поучаствовать в креативной игре. И цель игры - улучшить что-то в жизни семьи или придумать новое интересное решение задачи. Что подарить бабушке на юбилей, как разгрузить маму в работе по хозяйству, как помочь брату успевать делать уроки и не забывать про секции и кружки? Такая креативная работа - очень вдохновляющий опыт, она дает много удовольствия от совместных поисков и лишает страха придумывать что-то новое.

Например: Мама устает от работы на кухне, ей не хватает благодарности домочадцев и времени для разных симпатичных дел, она драматично объявляет семье, что больше так не может. Семейство с любопытством смотрит на маму и пытается решить проблему по-дизайнерски. Первый этап - эмпатия, пытаемся маму понять, чего она хочет? - вкусной и полезной еды для всех, чистой и уютной кухни, она не готова махнуть рукой на немытую посуду и наотрез отказывается кормить семью полуфабрикатами. Второй этап - фокусируемся на проблеме: как мы можем маме помочь, приступаем к генерации идей. Выслушиваем и записываем все, особенно детские предложения: купить посудомоечную машину (да!), нанять домработницу (нет!), варить только каши и макароны (папа не согласен), каждый готовит себе сам (мама закатывает глаза), готовить еду на неделю вперед, выращивать еду в горшочках, а что каждый член семьи может делать на кухне? дочка хочет украшать блюда шоколадом - поток идей становится все веселее и фантастичнее. Когда поток иссякнет, выбираем из списка те идеи, которые понравились всем и их можно реализовать, рисуем схему: на завтрак мама готовит кашу (омлет, гренки), папа раскладывает тарелки, ложки и наливает чай, дочка моет фрукты и украшает тарелки шоколадом. Дети могут воплотить схему с помощью Лего. Наутро тестируем решение.

«Думай как дизайнер». Жанна Лидтка и Тим Огилви. http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/dizain_myshlenie_dlya_menegerov/

Теория решения изобретательских задач

Эту теорию начал разрабатывать в 40-х годах прошлого века Генрих Альтшуллер, советский изобретатель и писатель-фантаст. Он исследовал более 40 тысяч патентов и выделил 40 стандартных методов, которые используют изобретатели. После этого Альтшуллер создал алгоритм решения изобретательских задач и сформулировал главные законы развития технических систем. Сегодня метод получил распространение во многих странах мира, методика приспособлена для образования детей всех возрастов, она применяется в высшем образовании, в бизнес-консультировании и решении проблем экономической и социальной сферы. Теоретический ТРИЗ довольно тяжеловесен и труден для понимания, в нем много технических терминов и схем. Но если использовать практические пособия для детей - то занятия становятся веселыми и интересными. И хотя по-настоящему эффективные занятия может вести только подготовленный ТРИЗ-педагог, но все равно задачи из сборников по ТРИЗ могут очень продвинуть в креативности и ребенка, и родителя.

Методика ТРИЗ говорит, что не нужно давать детям готовые объяснительные схемы, а надо побуждать ребенка самостоятельно искать связи и закономерности явлений. Ребенок не должен опираться на стереотипы, в ТРИЗе его учат смотреть на события, анализировать их и самому устанавливать систему ориентиров для поиска решений. Сначала ребенок учится находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду: что общего между цветком и деревом, между картиной и дверью? Потом ребенка побуждают фантазировать, изобретать: придумать новый удобный стул, найти способ выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с конфетами. Затем происходит решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ. В итоге ребенок учится находить выход из любой ситуации, использует нестандартные, оригинальные решения проблем.

Например: Мы задаем ребенку исследовательскую задачу из сборника ТРИЗ. Когда медведица отправляется на охоту, она оставляет медвежат одних, но при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно - едва завидев маму, залезают на тонкие деревца, и только когда она подойдет совсем близко, спускаются к ней. Почему они так себя ведут? - даем ребенку возможность высказывать идеи и понемногу направляем его. Медвежата хотят с высоты лучше видеть маму? Они хотят сделать ей сюрприз? Может быть, они боятся? Не сразу узнают маму издалека? А почему тогда на тонкие деревца? Тонкое дерево выдержит маленького медвежонка, а большой медведь не сможет на него залезть, останется внизу. Наверное, медвежата так прячутся на всякий случай? Ведь вдруг это не мама, а чужой злой медведь, - вот мы и нашли правильный ответ. При этом важен не столько ответ, сколько исследовательский путь ребенка к нему, именно это учит его искать связи, пробовать разные подходы, выбирать лучшее решение.

Книги. «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов». Геннадий Иванов. http://www.ozon.ru/context/detail/id/19962312/

«Занятия по ТРИЗ в детском саду». Светлана Гин. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912

«150 творческих задач о том, что нас окружает». Александр Гин, Ирина Андржеевская. http://www.labirint.ru/books/228479/

Латеральное мышление

Термин «латеральное мышление» предложил в конце 60-х Эдвард де Боно, сегодня он - один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». Термин оказался настолько удачным, что его занесли в Оксфордский словарь английского языка. «Латеральное» означает «боковое», оно противопоставляется привычному «вертикальному» логическому мышлению и ищет решение трудных проблем с помощью необычных «боковых», «обходных» методов или элементов, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Все мы помним забавные задачки, которыми дети развлекают друг друга: «Почему едет трамвай?» - «Потому что у него план?» - «Нет! По рельсам! Я спросил «по чему едет трамвай». И это некий вариант латерального мышления, когда сознание немного перестраивается и учится видеть нестандартные схемы в привычной реальности.

Латеральное мышление имеет ту же основу, что инсайт или юмор, но им можно овладеть как навыком и применять намеренно. Уже знакомый нам Питер Юберроут, который помог Лос-Анджелесу заработать на Олимпиаде, признавался, что при разработке своих концепций применял методы латерального мышления. Считается, что латеральное мышление включает перестройку паттернов, в которые организован наш опыт и память, помогает изменять стереотипы, уходить от сковывающих паттернов и создавать новые. А для этого нужно отказываться от лежащих на поверхности логических решений, доверять озарениям, сомневаться в допущениях, хвататься за новые идеи, находить новые точки входа в задачу.

Например: Один из способов включить латеральное мышление - составить так называемый «ПЛЮМИН» - карту своего отношения к ситуации, в которой будут отмечены ПЛюсы, Минусы и просто ИНтересные моменты. Только после этого не нужно сравнивать, чего больше - плюсов или минусов, не нужно анализировать их логически. Соль в том, что уже во время этой простой работы мы включаем незадействованные резервы и оцениваем ситуацию широко. За время составления «ПЛЮМИНа» у детей и взрослых часто меняется отношение к ситуации, находится неожиданное решение, а мозг учится особой концентрации и внелогическому поиску решений. Скажем, мальчик не знает, стоит ли ему продолжать ходить на йогу, что-то отталкивает его и смущает. Он садится за стол, разделяет лист на три зоны и заполняет их: плюсы - занятия проходят близко от дома, их ведет интересный тренер, нравятся ощущения от некоторых асан, полезно для здоровья; минусы - нужно в воскресенье вставать рано и идти на занятие, некоторые дети в зале ведут себя глупо, тренер шутит про состояние ума и карму; интересно - узнавать новых людей, ощущать свое тело… В голове внезапно проясняется: «Да, я, пожалуй, продолжу ходить на йогу!» - так в процессе работы открываются новые ракурсы ситуации и новые линии развития. Если ребенок еще не пишет, он может наскоро рисовать плюсы и минусы.

Книги. «Я прав - вы заблуждаетесь», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/110653/

«Шесть шляп мышления», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/97575/

Креативность - важное умение для самых разных сфер жизни. В работе и учебе оно помогает видеть решения сложных задач. В общении с близкими и дальними людьми - помогает лучше понимать их и находить к ним подходы. В любви, творчестве, в жизни души - тоже позволяет замечать и реализовывать новые перспективы и ценные возможности. Развивать творческие способности несложно - не бойтесь экспериментировать, и вы обязательно откроете новые таланты своего ребенка и увидите новые грани его личности!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди