16.06.2019

Типология характеров А. Жизненный путь профессора А.Е. Личко


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Типология характеров по А.Е. Личко

1. Акцентуации характера

Андрей Евгеньевич Личко (1926-1994) - советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г., получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962). Основные направления научных исследований - диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и диагностика.

С 1965 по 1985 г., был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. - заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие.

Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Наибольшую известность приобрела монография А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1977), ставшая настольной книгой многих поколений отечественных психиатров и психологов. За эту книгу А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. В данной работе А.Е. Личко обогатил учение о психопатиях, показав, что, наряду с психопатиями и психопатоподобными расстройствами, следует выделять акцентуации характера. Лица с акцентуациями характера занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями, обнаруживают не психическую патологию, а усиление (акцент) отдельных черт характера. Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А.Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность - понятие более широкое, включающее интеллект, способности, мировоззрение и т. п.

Своим учением об «акцентуациях характера» А.Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов, выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Эта концепция А.Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В.Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам. Развивая положения В.Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А.Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята. Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А.Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера.

2. Типология характеров

Типология характеров А.Е. Личко.

Неустойчивый тип: Люди данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, профессиональные интересы, почти совсем не думают о своём будущем.

Конформный тип: Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам. Для них главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку.

Шизоидный тип: Эти люди не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.

Эпилептоидный тип: Такие люди часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Они любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.

Истероидный тип: Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих людей характерны претензии на исключительное положение среди окружающих, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Но не имея настоящих способностей - быть лидером, часто терпят фиаско.

Астеноневротический тип: Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип: Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком. Если речь идет о подростках то, они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих людей довольно рано формируется чувство долга, обнаруживается высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

Психастенический тип: Характеризуется ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие люди нередко бывают сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью. психопатия акцентуация невроз

Гипертимный тип: Люди этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты. Имеют много разнообразных увлечений, но как правило, поверхностных и быстро проходящих. Зачастую переоценивают сои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести на окружающих впечатление.

Циклоидный тип: Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Тяжелое переживание даже незначительные неприятности, реакция на замечания крайне раздражительна. Настроение у таких людей периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип: Этот тип крайне изменчив в настроении и, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Поведение этих людей во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящие и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие люди, находясь в подавленном настроении, нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Литература

1. Александров А.А. Современная психотерапия. - СПб.: «Академический проект», 1997. - С. 173.

2. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

3. Личко Андрей Евгеньевич (1926-1994). Предисловие к кн.: Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: «Речь», СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2010.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2010. - С. 8. - 256 с. - 1000 экз.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристика объекта исследования, обработка ответов на вопросы. Краткое описание акцентуаций характера подростка.

    практическая работа , добавлен 21.11.2010

    Характеристика глобальных черт характера человека. Исследование факторов, влияющих на его формирование. Сензитивный период в становлении характера. Тип акцентуаций характера по А.Е. Личко. Изучение типологии социальных характеров Э. Фромма и К. Леонгарда.

    реферат , добавлен 07.08.2015

    Определение и сущность характера, его крайние проявления. Анализ концепции "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, модели А.Е. Личко. Методические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера и патологических изменений в поведении личности.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Определение термина "характер". Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующие поведенческий тип личности. Типология характера, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Классификация акцентуаций характера по А. Личко.

    реферат , добавлен 19.06.2012

    Ознакомление с представлениями о психосоматике. Особенности психического состояния соматического больного. Описание факторов, способствующих формированию отношения к болезни. Рассмотрение типов психологического реагирования на заболевания по теории Личко.

    реферат , добавлен 14.03.2012

    Специфичность и предпосылки проявления акцентуаций характера у подростков. Предпосылки девиации у школьников. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Исследование индивидуально-психологических особенностей людей подросткового возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Определение, понятие, сущность, формирование характера и его основных черт. Общее понятие о типологии характеров. Отношение человека к действительности. Характер человека как социального существа. Признаки возникновения и стабилизации характера.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Обзор существующих феноменологических типологий характера. Основные невротические механизмы и их внешние проявления. Связи между поведенческими проявлениями и телосложением человека. Основные методики экспериментального исследования характеров людей.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, первые попытки его классификации. Описание типологии психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна, Э. Фромма, Б.С. Братуся и Э. Шострома.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Психолого-педагогическое влияние на осужденных. Формирование цельного высоконравственного характера у осужденных. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко. Особенности структуры характера у осужденных. Эмоциональные качества характера.

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширу. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами, но зато недостает чувство дистанции в отношении к взрослому. В игре любят руководить однолеткой. Воспитатели жалуются на их неугомонность. Лишь изредка солнечное настроение затмевается вспышкой раздражения и гнева, вызванной противодействием окружающих, их стремлением придушить слишком бурную энергию, покорить своей воле. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку, наставление и мораль; плохо переносят твердую дисциплину и строго регламентированный режим. Но в необычной ситуации не теряются, обнаруживают ловкость, умеют хитрить. Характерно красивое чувство нового. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от ровесников или создают впечатление гипертимных личностей. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эта фаза чередуется с фазой подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фазы меняется - сначала дни, потом 1-2 недели, с возрастом они могут продлеваться, наоборот ли, сглаживаться. Циклоидная психопатия не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, что правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве такие лица отличаются от одногодков, но обнаруживают склонность к невротичной реакции. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и излишне резко от незначительных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких подростков отличают глубокие чувства, искреннее расположение к тем, от кого они видят любовь, беспокойство и внимание. Любят компанию, изменение обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в их не полет деятельности, а только новые впечатления. Чуткость к всякому роду знакам внимания, благодарности, похвале и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сообщается с высокомерием. «Слабым звеном» данного типа является зависимость от эмоционально значимых лиц, разлука с ими. Этот тип акцентуации служит почвой для острой аффектной реакции, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатического развития личности.

Астеноневротический тип. С детства нередко оказываются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и тому подобное В других случаях детство проходить благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главной чертой является утомляемость, раздражительность, рассудительность и капризность. Такие подростки внимательно прислушиваются к наименьшим телесным ощущениям, охотно лечатся, заключаются в постель, поддаются врачебным обследованиям. Самооценка обычно в первую очередь отражает беспокойство о здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливые и робкие. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть закрытыми дома. Избегают резвых и шумных ровесников. Не любят подвижных игр. Робкие и стыдливые среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может создать ошибочное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. В действительности такие деть достаточно приветливы с теми, к кому они привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ими увереннее и спокойнее. К родными и близкими бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушностью. Имеют репутацию «домашних детей». Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Ударом по «слабому звену» обычно представляется ситуация, в которой подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в непорядочных поступках, когда на репутацию падает тень, когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

Психастеничный тип. Главной чертой типа психастении является нерешительность, склонность к всякому роду рассуждений, тревожная рассудительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к самоанализу, самому копанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, ритуалов, представлений, мысли. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся вымышленная примета и ритуалы. Часто выделяется склонность находить у себя черту самих разных типов, в том числе вовсе не свойственные, например, истерические. Акцентуация психастении служит благодатной почвой для развития обссесивного невроза.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. До этого может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. Замкнутость сообщается с недостатком интуиции. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и чаще всего бывает заполненный фантазией и захватами. Реакция группирования с однолеткой внешне выражена слабо. Захваты нередко отличаются необыкновенностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально эстетичные хобби. Алкоголизация встречается редко. Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственные. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Ударом по «слабому звену» шизоидной акцентуации является ситуация, при которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты. Шизоидная акцентуация связана с повышенным риском развития шизофрении.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно тоскливого настроению с раздражением. Общей чертой является вязкость, тугоподвижность, инертность, которая откладывает отпечаток на всем, - от моторики и эмоциональности к мышлению и личностной ценности. Отмечаются склонность к периодам мрачного настроения («на меня находит»), осмотрительность, расположение к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и преимущество, жить реальной жизнью, обеспокоенность о здоровье, даже склонность к ревности. В другом представляют себя намного более конформными, чем это является в действительности. Среди захватов должна быть отмеченная склонность к азартной игре. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острой аффектной реакции, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своему лицу, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Вся эта черта нередко намечается из детского лет. Такой ребенок не выносит, когда при ее хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушка ей быстро надоедает и часто служит лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взглядов, выслушивания восторгов и похвалы. В подростковом возрасте с той же целью - привлечь к себе внимание, в первую очередь товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Истероидная акцентуация нередко сообщается с психическим инфантилизмом. Реакция группирования с однолеткой соединена с претензией на лидерство или на чрезвычайное состояние в группе. Захват полностью обусловлен эгоцентризмом. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, каковыми в данный момент возможно скорее всего обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются самими чувственными для истероидной личности. Сочетание истероидной акцентуации с гиперпротекцией, с воспитанием в стиле «кумир семьи» легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливые, при этом трусливые, боятся наказаний. Рано оказывается повышенная тяга к удовлетворениям, развлечениям. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушение. Все захваты, которые требуют какого-то труда, для их непостижимые. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, азартная игра. К занятиям спортом чувствуют сразу. Работают только в силу крайней необходимости. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформные черты. Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации - остаться без пристального присмотра, быть предоставленным самому себе. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип. Главная черта - постоянная и избыточная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило - думать «как все», делать «как все», чтобы все было «как во всех» - от одежды и манеры вести себя, к мировоззрению и суждениям. Конформность сообщается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации, - это и есть истина. Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе одногодков, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Захваты конформного подростка полностью определяются его средой и велением времени. Слабое место в конформном характер-несносность крутых изменений. Психопатия конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчивому типу.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенность нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Сочетания, которые встречаются, не случайны. Они подчиняются определенной закономерности. Черта одних типов сочетается друг с другом достаточно часто, а с другими практически никогда.


Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается .

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

  1. Гипертимный тип . Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

    Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

  2. Циклоидный . Характерна частая смена настроения - от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к , апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

    В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.

  3. Сенситивный . Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

    У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

    Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  4. Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.

  5. Истероидный . Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться - одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  6. Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип - быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  7. Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  8. Неустойчивый . К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты - легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  9. Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.

  10. Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера - жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.

  11. Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

Таблица акцентуаций характера:

Где используется методика?

Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .

Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .

Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди