12.09.2019

Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать? Когда начинают видеть новорожденные дети, во сколько узнают маму


Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора .

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Почему у новорожденного косят глазки

Для младенцев в первые месяцы после рождения характерны такие физиологические особенности зрительного анализатора:

  • светобоязнь (первые 3 недели);
  • косоглазие (на 1 – 2 месяце);
  • низкая острота зрения.

Для младенцев характерно не координированные, толчкообразные движения глазных яблок, но при этом кроха старается зафиксировать взгляд на определённых предметах. При этом глазные яблоки движутся в направлении к носу, что создаёт впечатление сходящегося косоглазия (оно через несколько месяцев постепенно исчезает).

Расходящееся косоглазие является симптомом поражения глазо-двигательного нерва, которое может возникнуть из-за:

  • врождённого заболевания;
  • родовой травмы;
  • поражения центральной и периферической нервной системы.

Для определения, является ли косоглазие у новорожденного физиологической нормой или патологией следует обратиться к педиатру.

Если сходящееся косоглазия не проходит длительное время или даже усиливается, это свидетельствует о наличии патологии развития зрения. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача.

Как узнать хорошо ли видит ребёнок

Для того чтобы узнать насколько хорошо видит ребёнок, нет ли у него патологии зрительного анализатора, необходимо:

  • проводить регулярный осмотр у офтальмолога;
  • при обнаружении проблем с глазами сразу же обращаться к врачу.

Когда ребёнок только родился, в обязательном порядке врач должен осмотреть его глаза. В норме склеры у новорожденного бледно-голубого цвета. Жёлтый оттенок – симптом желтухи.

Зрачок младенца должен реагировать на свет сужением, новорожденный при этом закрывает глаза. На очень яркое освещение младенец должен реагировать криком.

Кроме того, младенцу проводят офтальмоскопию с расстояния 50 см. В норме при направлении лучика света на зрачок, он красный, при врождённой катаракте зрачок серого цвета.

Для новорожденного физиологическим является и небольшой астигматизм (кристаллик неправильной формы), но к 2 годам он должен исчезнуть. Остроту зрения можно проверять с 4 лет, так как до этого возраста для детей характерна дальнозоркость.

Осматривая ребёнка, следует обратить внимание на :

  1. Размеры глазных яблок . Увеличение может свидетельствовать о врождённой глаукоме.
  2. Зрачки . Они должны быть круглыми, одинакового размера и при воздействии света сужаться.
  3. Фиксация зрения на различных предметах . Сколько времени малыш удерживает внимание на различных объектах, новорожденный должен активно следить за движущимися объектами. В полгода ребёнок может различать несложные фигуры.
  4. Слезотечение . Если у крохи постоянно текут слёзы, или наоборот глаза сухие, это может быть симптомом болезни слёзного канала.
  5. Конъюнктивит . Если глаза младенца постоянно закисают у него есть воспалительные процессы, которые в дальнейшим приведут к серьёзным проблемам со зрением – если у грудничка гноятся глазки.

Если заметили какие-то отклонения, сразу же обратитесь к офтальмологу. Только врач сможет провести комплексную диагностику, отличить норму от патологии и при необходимости назначить лечение.

Важно знать! При осмотре новорожденный должен сам открыть глаза. Для этого младенца можно перевернуть, или привлечь внимание звуком.

Подводим итоги

Ребёнок начинает видеть в первые мгновения жизни. Острота его зрения снижена, для новорожденного характерна светобоязнь и сходящееся косоглазие. При наличии других отклонений, следует незамедлительно обратиться к специалисту, только врач отличит норму от патологии.

К тому же выбирая игрушки для малыша, следует помнить, что его внимание привлекают движущиеся предметы. Он предпочитает смотреть на яркие объекты, контрастные картинки. И самым важным для него является общение взглядом со своими родными.

Развитие ребёнка на 2 месяце жизни полно открытий. Зрение и слух улучшаются, физические навыки усложняются. Малыш становится коммуникабельным и активным.

Темп развития ребёнка явление индивидуальное. Существует некоторый общий знаменатель, объединяющий родителей и отвечающий на вопрос - как развивается ребёнок в 2 месяца жизни. Таким знаменателем являются навыки ребёнка в 2 месяца.

Что должен делать ребёнок в 2 месяца

Возможности ребёнка в 2 месяца следует рассматривать в плане физическом и психологическом.
Малыш к двухмесячному возрасту переживает следующие изменения:

  • Два месяца - время, когда кроха может самостоятельно и уверенно поднимать голову. Более того, лежа на животе, малыш поворачивает голову на звук.
  • Координация движений обретает чёткость. Это связано с исчезновением повышенного мышечного тонуса. Теперь ребёнок совершает попытки дотянуться до видимых предметов, делая произвольные движения конечностями.
  • Изучение окружающего мира и прежде всего себя. Малыш подолгу может наблюдать за своими руками и ногами, трясти вложенной в его руку погремушкой.
  • Ребёнок в 2 месяца агукает. Эти первые звуки гласные. Пока ещё они короткие и непродолжительные. Кроха издаёт их и прислушивается сам. Вскоре эти звуки сменят слоги.
  • Осуществляет попытки переворачиваться с бочка на спину, и у него это получается.
  • Может различать день и ночь, реагирует на изменение погодных условий. Знает время отхода ко сну, просыпается приблизительно в одно и тоже время. На смену погоды может реагировать длительным плачем, тревожным сном или чрезмерной активностью.

Иногда родителям кажется, что ребёнок в 2 месяца пытается сесть. Это не совсем так. Кости, мышцы и суставы малыша совершенно не готовы к подобному воздействию. Спешить не нужно. Вертикальное положение расширяет границы видимости, но двухмесячному малышу это сейчас не нужно. Чтобы ребёнок сел в положенное время, необходимо как можно чаще выкладывать его на живот. В таком положении при поднятии головы, грудной клетки, рук и плеч будут укрепляться мышцы, которые необходимы для освоения навыка сидения. Поэтому на вопрос: можно ли сажать ребёнка в 2 месяца, ответ категорический - нельзя.

Как видит ребёнок в 2 месяца

При рождении зрение ребёнка достаточно развито. Поэтому отсутствие или присутствие света не остаётся без его внимания. Первые дни всё окружающее видится малышу как в тумане. Что видят дети в 2 месяца? Кроха может видеть большие предметы, расположенные недалеко. Расстояние видимости крохи до 30 см. Поэтому лицо мамы, которая кормит, он запоминает быстрее всего. В двухмесячном возрасте ребёнок способен различать объёмные и плоские, вогнутые и выпуклые предметы. Глаза малыша ещё косят, но это скоро пройдёт. Обычно к полугодовалому возрасту положение глаз нормализуется.
Зрение ребёнка в 2 месяца выходит на новый уровень, потому что появляется способность концентрировать внимание на неподвижном предмете. Родителям интересно, какие цвета различают дети в 2 месяца? Первые месяцы жизни малыш видит белый и чёрный цвет. Поэтому игрушки и предметы черно- белого цвета привлекают детское внимание. Только такое контрастное сочетание ребёнок наблюдает до 3 месяцев. После появляется способность различать некоторые основные цвета.
Достижения ребёнка в 2 месяца имеют большое значение на дальнейшее развитие. Своевременно полученные навыки гарантируют успешное выполнение следующих задач и целей.

Малыш активно растет и изучает все вокруг себя, а все органы младенца совершенствуются и развиваются. Кроха уже узнает маму, дарит ей свою осознанную улыбку и приветствует движениями всего тела. Давайте узнаем, что еще умеет двухмесячный карапуз и как родители могут помочь развитию младенца этого возраста.

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.


У ребенка начинает формироваться режим дня

Физическое развитие

Рост, а также вес двухмесячного малыша может сильно отличаться. Ребенок может вырасти за второй месяц жизни на 3-5 сантиметров или прибавить в росте лишь 1 сантиметр, и это будет вариантом нормы.

В среднем за второй месяц дети набирают около 800 грамм веса, но одни карапузы могут набрать меньше, а другие – больше. Среднее увеличение объема грудной клетки составляет 2 сантиметра, а окружности головы – 1,5 сантиметра.

Если сомневаетесь и переживаете, узнайте граничные показатели основных физических параметров развития ребенка, которые мы отметили в таблице:

Недостаточный набор веса (если мальчик 2 месяцев весит менее 4,3 кг, а девочка – менее 3,9 г) должен быть поводом для консультации педиатра. Обеспокоенность должно вызвать и слишком большое увеличение окружности головы – это веская причина показать кроху неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.


Следите за динамикой развития малыша и консультируйтесь у педиатра

Что малыш умеет?

  • Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры. Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
  • Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает. Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
  • Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
  • В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
  • Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
  • Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
  • Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
  • Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.


В 2 месяца ребенок уже осознанно улыбается

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Носите малыша на руках, держа его «столбиком», показывая окружающие предметы и знакомя младенца с другими людьми. Дайте возможность малышу изучать лица и голоса взрослых и других детей. Обеспечьте возможность крохе изучать собственное тело, а также лицо родителей на ощупь.


Многие дети быстрее успокаиваются в положении столбиком

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Ведите с младенцем своеобразные диалоги, копируя гуление карапуза. Малыш будет слышать себя со стороны и повторять за вами, одновременно тренируя артикуляцию и речь. Детям также очень нравится, когда мама имитирует звуки животных (мяукает, мычит).

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.


Массаж активирует мозговые клетки и способствует развитию ребенка

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Режим дня

У многих малышей к двухмесячному возрасту формируется их собственный режим дня. Родителям важно учитывать биоритмы младенца и подстроить основные режимные моменты под них (прогулку, развивающие занятия, купание).

Большую часть суток двухмесячный малыш проводит во сне. Кроха спит ночью примерно 11 часов, а в дневное время 4 раза по 1,5-2 часа. Также будет нормой, если несколько дневных снов будет длиться до 3 часов, а остальные будут очень короткими (по полчаса). Периоды бодрствования в этом возрасте пока еще недлительные. В среднем их 4 длительностью от 1 до 1,5 часов.

Количество кормлений в 2 месяца составляет 6-7, а интервал между ними – примерно 3 часа. Ночного перерыва в этом возрасте в кормлениях нет, при этом во время ночного кормления малютка уже полностью не просыпается.

Уход

Двухмесячного карапуза не следует оставлять в одиночестве – пусть малютка всегда будет под присмотром взрослого. Ухаживая за крохой, нужно ежедневно умывать ребенка, протирая его глазки, нос, ушки и лицо. Подмывают малыша под проточной водой после каждого выделения кала и после нескольких мочеиспусканий.

Ежедневное купание ребенка 2 месяцев должно длиться 5 минут в воде температуры 36-37 градусов.

Голову 2-месячному малышу моют два-три раза в неделю.


В воду для купания можно добавлять различные травы

Питание

Лучшей пищей для малыша в возрасте 2 месяцев считается материнское молоко. Оно обеспечивает кроху нужными питательными веществами и меняется одновременно с ростом грудничка. Лучшим вариантом вскармливания грудью называют кормление по требованию, когда кроха прикладывается столько раз, сколько ему нужно.

Хочешь знать, в каком цвете и как видит мир твой малыш? Ведь зрение у малютки еще только формируется, поэтому и видит все он по-другому. Доктор из Великобритании решила показать молодым родителям, как меняется зрение ребенка от 0 до года.

Органы зрения малыша, как и многие другие его органы, во время его рождения еще не до конца сформированы и продолжают развиваться до достижения малюткой одного года. О том, как это происходит, решила рассказать глазной хирург одной из британских клиник, доктор Ромеш Ангунауэла (Dr Romesh Angunawela) на страницах dailymail.co.uk.

Глаза малютки впервые открываются еще в утробе мамы, поэтому первое, что детки видят, - это темнота и свет. После появления на свет крохи используют это элементарное понимание контраста, чтобы формировать образы из форм и линий.

В то же время первые несколько недель младенец видит все в черно-белом цвете, его глаза, как и нервные волокна сразу после рождения, плохо функционируют.

Примерно к двухмесячному возрасту первый цвет, который начинает различать кроха - это красный. Представить это самостоятельно не так уж и легко, поэтому лучше посмотреть фото, на которых это четко видно.

Д-р Ангунауэла говорит, что развитие зрения ребенка - это очень сложный процесс, и новорожденный должен постоянно развивать в себе эту способность.

«Часть мозга, ответственная за обработку зрения, занимает у малыша 1/3 часть коры головного мозга. Она начинает «работать» стразу же поступлении первых потоков визуальной информации, как только малютка впервые открывает глаза и видит мир».

Взрослый человек может различать различные цвета, в том числе пастельные, оттенки черного, переливы и прочее. Малыши до года так не могут. А все потому, что у них почти нет связей между мозговыми рецепторами. Лишь только очень яркие цвета, которые контрастируют и сильно выделяются, начинают восприниматься деткой в первую очередь.

Процесс создания соединений в мозгу, которые приводят к распознаванию цвета, длится в течение 3-х месяцев, и лишь потом кроха может видеть мир на самом базовом уровне.

Зрение является лишь одним из факторов, показывающих, как у ребенка развиваются нервные волокна, рецепторы и нервные связи.

Это обозначает, что каждый родитель может определить, когда их малютка начинает различать цвет: примерно по достижению деткой 3-х месяцев он начинает различать мамину и папину мимику, фиксировать взгляд. По времени это совпадает с периодом появления первой ответной улыбки младенца, когда он уже умеет управлять мышцами лица.

До 4-х месяцев дети начинают различать предметы, расположенные примерно в 25 см от их лица. Кстати, координировать движения своих ручек и ножек малыш начинает примерно в этом же возрасте.

Зрение - одна из основных функций познания мира. Благодаря зрительным образам ребенок получает до 90% информации о происходящем вокруг него. По поводу зрения у новорожденных детей бытует множество домыслов: кто-то утверждает, что грудничок видит все вверх ногами, в перевернутом положении, кто-то уверен, что малыши не способны различать цвета.

В данном материале мы рассмотрим, каким видится наш мир новорожденным , а также выясним, когда малыш начинает фокусировать взгляд и как помочь малютке развить зрительные функции.


Органы зрения до рождения

Зрительные анализаторы у плода зарождаются на второй неделе беременности. Мама еще не подозревает о своем «интересном положении», а у эмбриона уже появляются глазные пузырьки, которые потом станут его глазками. Хрусталики зарождаются к окончанию первого месяца беременности. К концу третьего месяца у ребенка сформированы сосуды и налажено кровоснабжение глаз.

Формирование склер приходится на 4-5 месяц беременности, к этому же сроку у малыша полностью сформированы веки.



Видеть в полном понимании этого слова плод в пространстве матки не может до тех пор, пока не завершится формирование центра зрения в головном мозге. В третьем триместре беременности малыш сквозь плотно закрытые веками глазки начинает определять и дифференцировать свет и темноту за пределами материнского живота.

При рождении глазки ребенка имеют структуру, идентичную глазу взрослого человека, но все отделы физиологически не дозрели, имеют меньшие размеры, функционально отстают от анализаторов взрослых.



Стадии развития после рождения

Зрение продолжает развиваться после рождения, дозревают глазки, нервы. Этот процесс идет одновременно с развитием и становлением функций головного мозга.

После рождения зрение у младенцев слабое, похвастать его остротой они не могут. Большой и яркий (по сравнению с материнской утробой) мир является большим стрессом для малыша, который к тому же не может толком рассмотреть происходящее вокруг. То, что мы видим, для грудничка первого месяца жизни является «лоскутным одеялом» – скоплением разноцветных пятен, не имеющих четких границ.


Но процесс формирования органов зрения и нейронных связей в головном мозге происходит непрерывно, а также очень интенсивно, и поэтому уже в месяц малыш может в общих чертах различить определенные формы, если поднести предмет близко к его глазам.

Однако удерживать взгляд точечно младенцу этого возраста еще очень трудно, мышцы, отвечающие за движение глазных яблок и фиксацию взгляда, еще очень слабые.


Видят ли новорожденные все в черно-белом спектре? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный, но и особого разнообразия цветов вновь рожденный ребенок не воспринимает. Скорее, это набор пятен в полутонах. Утверждения о том, что младенцы все воспринимают в перевернутом виде, вообще далеки от реальности. Видит ваш новорожденный все в правильной проекции, только очень неотчетливо.

Поскольку глазные яблоки существенно уступают по размерам взрослым (16мм у новорожденных против 24 мм у взрослого), то изображение формируется не на сетчатке глаза, а сразу за ней, поэтому всем без исключения новорожденным свойственна некая физиологическая дальнозоркость.

По мере роста глазных яблок изображение начинает формироваться правильно и точно там, где оно должно появляться - непосредственно на сетчатке.


Давайте рассмотрим основные этапы становления зрительной способности у грудничков.

Новорожденный

В первые дни после рождения ребенок различает только свет и темноту. Ни маму, ни папу, ни тем более бабушку он не может рассмотреть, как бы родственники ни старались доказать обратное.

Если направить на ребенка слишком яркий свет, он может заплакать, резкая смена освещения (с темноты на свет) вызывает слезотечение и вполне понятное возмущение маленького человечка. Эти способности относятся к разряду зрительных рефлекторных реакций, их оценивают в родительном доме после появления малыша на свет. Если реакции есть, считается, что ребенок зрячий.


3 недели после рождения

Проходит период первичной адаптации, малыш приспосабливается к новым условиям своего обитания. После 21 дня начинает формироваться цветовое зрение, малыш станет различать некоторые пятна как более или менее яркие.

На расстоянии около 40 сантиметров от лица он может увидеть их лучше всего. Но ни понять, ни проанализировать увиденное малыш пока не в состоянии. Он не различает лица, не может видеть маму, но может ее чувствовать - по запаху, по голосу, по привычным для него прикосновениям.


1 месяц

После первого месяца грудничок начинает недолго удерживать взгляд на предмете, который удален от него не более, чем на 50-60 сантиметров. Но получается это пока плохо, а потому родители начинают бить во все колокола – «малыш косит», «у него глаза смотрят в разные стороны», «один зрачок подрагивает».

Все это не признаки патологии, а признаки незрелости мышц глаз, пройдет еще совсем немного времени, и грудной ребенок научится рассматривать предметы дольше.


2 месяца

К концу второго месяца ребенок может чуть дольше фокусировать взгляд на крупной игрушке. Но следить за ней взглядом ему пока еще очень сложно.

Малыш начинает узнавать маму, и это бесспорный прорыв. Появляются зачатки цветоразличения - малыш воспринимает красный цвет.


3 месяца

К этому возрасту органы зрения ребенка «шагнули» далеко вперед. Теперь он может не просто следить за предметом статичным, но и пытаться удержать взгляд на предмете движущемся, правда, при условии, что двигаться этот предмет будет нерезко, плавно.

Глазки малыша уже могут двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Способность различать цвета совершенствуется - малыш начинает видеть желтый цвет.


4-5 месяцев

К концу пятого месяца малыш различает синий и зеленый, а также все базовые цвета спектра, но вот полутона ему пока недоступны.

Их он научится видеть к 7-8 месяцам. Ребенок узнает родных, различает лица, может довольно четко видеть предметы, которые удалены от него на расстояние метра.


6 месяцев

В полгода выражение лица ребенка начинает приобретать «живой» взгляд, вполне осознанный и разумный. Глаза больше не смотрят в разные стороны, не бегают туда-сюда, малыш может четко видеть лица, игрушки на расстоянии до трех метров, фиксировать на них взгляд.

Зрение становится стереоскопическим. Это означает, что младенец начинает видеть мир не плоским, как ранее, а трехмерным, объемным, таким, каким видим его мы, взрослые. Без труда ребенок может увидеть игрушку, дотянуться до нее, взять в руки.

7 месяцев и старше

В возрасте 7 месяцев и после этого зрение в базе своей сформировано. Но это не означает, что процессы совершенствования в органах зрения и головном мозге останавливаются. Развиваться зрительные анализаторы будут до 3 лет включительно, но база заложена уже сейчас.

Ребенок начинает фиксировать взгляд на удаленных предметах, быстро «переключать» взгляд от дальних предметов к ближним и наоборот. В 8-9 месяцев ребенок может оценить расстояние между предметами.


Нужно отметить, что самые разительные перемены с органами зрения у ребенка происходят в течение всего первого года жизни, а потому родители должны сделать все возможное, чтобы зрение малыша развивалось гармонично, правильно. Это поможет избежать проблем в будущем.

Недоношенные дети несколько отстают в этапах формирования зрения. Все зависит от того, насколько раньше срока появится на свет малыш. Дозревать глазки малышей, родившихся преждевременно, будут чуть дольше, и это вполне естественно.

Как развивать зрительные функции?

Позаботиться о том, чтобы зрение малыша было нормальным, родители должны с первых дней. Комната, в которой предстоит находиться грудничку, не должна быть очень темной. В полумраке все стадии развития зрения будут проходить с задержкой. Но и слишком ярко освещенным помещение быть не должно: в первые месяцы яркий свет будет раздражать малыша, причинять ему заметные неудобства.

Исключите нахождение источника света рядом с кроваткой. Также нежелательно, чтобы в комнате находились большие зеркала.

Не придвигайте кроватку к стене - подходить к малышу нужно с разных стороны, чтобы он мог научиться воспринимать объекты как справа, так и слева от себя.

Мобиль, погремушки и прочие «милости и прелести», которые мамы заготавливают для крохи еще во время беременности, лучше начать использовать, когда ребенок достигнет месячного возраста. Раньше он просто их не увидит и не оценит. После месяца игрушки вешают на расстоянии минимум 50 сантиметров от личика младенца.

Занятия на развитие зрения будут полезны для вашего карапузика уже с полутора месяцев. Для начала показывайте малышу черно-белые геометрические изображения.


С трех месяцев начинайте заниматься с ребенком с применением цветных предметов и игрушек. При этом помните, что сначала нужно предлагать предметы красного и желтого цвета, и только к полугоду - синие и зеленые.

Как только ребенок научится ползать, дайте ему волю. Манеж - отличное приспособление, которое очень облегчает маме жизнь и экономит нервы и силы, но в нем стереоскопическое зрение будет развиваться куда медленнее.

Во время изучения пространства собственными ручками и коленками малыш постигает также законы расстояния и объема, не забывайте об этом.

Обязательно гуляйте с чадом. Солнечные лучи способствуют развитию сетчатки глаза, к тому же улице ребенок получает отличную тренировку слежения за двигающимися предметами, которые еще не надоели ему в отличие от домашних - бежит собака, едет машина, цветок качается на ветру и т. д.


Самостоятельная проверка зрения

Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:

  • появились на свет недоношенными, раньше срока;
  • родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
  • в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
  • в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
  • в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
  • в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
  • в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
  • в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
  • в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди