31.05.2019

Стадии жизни. Возрастные периоды жизни человека


В возрастной психологии выделяет три основные возрастные группы.

Чтобы лучше понимать взрослых, давайте рассмотрим их, условно разделив на три возрастные группы: молодые взрослые (от 18 до 34 лет); взрослые среднего возраста (от 35 до 64 лет); пожилые взрослые (65 лет и старше). Исследователи используют разные названия и делят людей по разным возрастным группам, но большинство из них соглашаются с тем, что взрослые на различных стадиях жизни имеют сходные характеристики и нужды. Так как исследование, на котором основана эта статья, было проведено на Западе, то некоторые специфические примеры не могут быть применены ко взрослым других стран. Однако эти примеры могут помочь преподавателю понять и применить основные психологические принципы обучения на занятиях со взрослыми в любой стране.

МОЛОДЫЕ ВЗРОСЛЫЕ (от 18 до 34 лет): Даниэль Левинсон, признанный исследователь развития взрослых мужчин, использует термин «ранний переходный возраст» взрослых людей для определения возраста от 17 до 33 (плюс - минус 2 года в ту или другую сторону). Молодой человек пытается войти во взрослую жизнь. Он стремится утвердить свою независимость. Он хочет стать психологически независимым от своих родителей (даже если он продолжает жить с ними) и стать независимым в финансовом отношении. Многие молодые женщины тоже преследуют такую же цель.

ВЗРОСЛЫЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (от 35 до 64 лет): Можно выделить три задачи для взрослых среднего возраста:

    Примириться с тем, что молодые годы уже прошли;

    Помочь (и позволить) подросткам стать взрослыми, отвечающими за свои поступки;

    Приспособиться к стареющим родителям.

Левинсон описывает период с 40 до 45 лет, как «переходный период в середине жизни». Эти годы также называют временем переоценки всей жизни, включая личные приоритеты, работу, брак и религиозную веру. Поиск смысла - важная часть этого периода. Кажется, что как мужчины, так и женщины хотят стать самими собой. Они полны решимости начать жить так, как им хочется, а не так, как хотят от них другие. Переоценка жизни в среднем возрасте может привести к пересмотру приоритетов. Такой пересмотр может повлиять на отношения с другими людьми, включая супруга или супругу. Те, кто готовит учебные материалы для взрослых, и преподаватели, ведущие занятия по изучению Библии со взрослыми, состоящими в браке, должны учитывать ту напряженную обстановку, которая, возможно, наблюдается в семьях взрослых среднего возраста.

Болезненная проблема, связанная с разводом, наблюдается в любом периоде супружеской жизни, а не только у людей среднего возраста. Все же переходный период в середине жизни может оказать большое отрицательное влияние на супружеские отношения. Конечно, не все подвержены кризису переходного периода в средние годы. В результате исследования Левинсон показал, что около 80-ти процентов мужчин переживают этот кризис по-разному. В течение этого периода многие взрослые пересматривают каждый аспект своей жизни.

Маккой называет возраст от 44 до 55 лет периодом «оседлой жизни» , а возраст от 56 до 64 лет - периодом «зрелости». Период «оседлой жизни» можно охарактеризовать одним словом - «приспособление» . Взрослый человек приспособляется к условиям как на работе, так и дома. Левинсон выделяет другой переходный период в возрасте 50-55 лет. В течение этого периода человек несколько смягчает те изменения, которые имели место в переходный период в середине жизни. Приспособление к условиям жизни продолжается в период « зрелости», особенно когда человек готовится к выходу на пенсию или к выходу на пенсию супруга или супруги.

Говоря об этих кризисных и переходных периодах, мы вовсе не утверждаем, что жизнь человека среднего возраста сплошь состоит из одних несчастий. Дело обстоит не так. Наоборот, эти годы - годы наивысшей производительности и радости.

Вот список задач развития для взрослых людей среднего возраста, составленный Хэвингхерстом: - принятие на себя гражданской и социальной ответственности; - достижение и поддержание нормального экономического уровня жизни; - помочь своим детям-подросткам вырасти счастливыми людьми, способными брать на себя ответственность; - способность организовать проведение своего свободного времени; - отношения с супругом или супругой как с другой личностью; - приспособление к изменениям психики среднего возраста и принятие их; - приспособление к жизни стареющих родителей.

Специалисты, занимающиеся вопросами развития, издавна рассматривают изучение детского и юношеского периодов как средство познания человека в зрелом возрасте. Такой подход во многих отношениях оправдан, однако он непроизвольно создает впечатление, что в какой-то определенный момент развитие прекращается, и взрослый человек становится относительно статичным существом. Другая точка зрения, которая зародилась еще во времена психологов Карла Юнга и Эрика Эри-ксона, напротив, подчеркивает динамичную сущность взрослого человека. Согласно этому мнению, период зрелости - это непрерывный процесс познания, кризисов и выбора. Даниэль Левинсон (1978) уподобил жизненный цикл путешествию:

"Характер путешествия определяют разнообразные обстоятельства, встречающиеся на пути. Они могут заставить изменить маршрут, ускорить или замедлить передвижение, и даже, в крайних случаях, совсем прекратить путешествие. Но до тех пор, пока движение продолжается, путешествие проходит в определенной последовательности".

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Психологическое содержание возрастного периода:

    16-22 года-Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома;

    23-28 лет-Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями сформированности представлений о своей будущей жизни работе. Встреча со спутником жизни заключение брака;

    29-32 года-Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново;

    33-39 лет-"Буря и натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным;

    40-42 года-Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченая;

    43-50 лет-Новое равновесие. Привязанность к семьей;

    После 50 лет-Семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.

Подход Д. Левинсона требует более подробного анализа, поскольку он наиболее ярко иллюстрируют социальную специфику нормативных подходов к исследованию личности.

Ученый полагал, что течение жизни не является размеренным, постоянным накоплением качественных изменений. Напротив, в жизни существуют качественно различные «сезоны» . Каждый сезон отличается от того, который предшествовал ему и идет ему на смену, несмотря на то, что у них есть нечто общее. Д. Левинсон считал, что жизненный цикл человека эволюционирует через последовательность эр (сезонов), каждая из которых длится примерно 25 лет. Эры (сезоны) частично «перекрываются» , следовательно, следующая начинается, когда предыдущая подходит к концу. Последовательность эр (сезонов) выглядит следующим образом:

    Детство и подростковый возраст: 0 -22;

    Ранняя взрослость: 17 - 45;

    Средняя взрослость (средний возраст): 40 - 65;

    Поздняя взрослость: 60 - …

Эра (сезон) является «временем жизни» в полном смысле. Внутри нее происходят важные изменения, но каждая эра имеет свои собственные, уникальные качества, которые являются способом жизни, определяют жизненную траекторию на значительном временном отрезке. Для ее изучения Д. Левинсоном был применен междисциплинарный подход, в котором учитывались биологические, психологические и социальные параметры жизни взрослых людей. Таким образом, эра не является стадией биологического развития или карьерного роста.

Последовательность эр (сезонов) составляет макроструктуру жизненного цикла. Периоды развития, на которые дробится эра, дают более подробную картину конкретных событий и деталей жизни. Все люди проходят через последовательность эр и периодов, решая сходные задачи, во многом определяемые возрастом.

С точки зрения нормативных подходов, самореализация личности может рассматриваться как процесс, заданный обществом в виде норм и правил социальной жизни (что является характерным для стабильных обществ). Если человек будет своевременно проходить через предписанные обществом этапы жизненного пути личности (попадая в своеобразное «расписание» ), то он достигнет удовлетворяющего его уровня самореализации.

Нормативная стратегия формирования жизненной траектории возможна и в современном обществе. Однако все большую представленность имеют вариативные (индивидуальные) способы конструирования жизненного пути.

Вторым ученым, который самое пристальное внимание уделял именно зрелому периоду человеческой жизни, а также этапам инволюции, был Даниэль Левинсон.

Он обратил внимание, что структура и направленность личности начинает существенно меняться в возрасте около тридцати лет. Левинсон указывал, что многие люди в период от 28 до 34 лет начинают серьезно задумываться над тем, чему было посвящено их личностное функционирование за последние десять лет, тем ценностям, которым они отдали предпочтение, тех целях, для достижения которых они тратят столько усилий. Как писал R. L. Gould (161), это такое время жизни, когда многие люди останавливаются и спрашивают себя: «Является ли та жизнь, которую я сейчас веду, той жизнью, которую я предполагал вести?». И смутные опасения по этому поводу могут зачастую становиться причиной достаточно сложных и очень болезненных попыток что–либо изменить. Семья может распасться, карьера быть заброшенной и весь жизненный стиль может быть изменен. Люди в этот период иногда чувствуют, что все неудовлетворительные аспекты их жизни должны быть немедленно изменены, потому что скоро будет поздно. Этот период жизни Левинсон назвал «кризисом тридцатилетних».

Как только вопросы и изменения, связанные с «кризисом тридцатилетних» постепенно теряют свою интенсивность, личность вступает в новый период взрослости. Для работающих мужчин и женщин период жизни между 35 и 40 годами может быть особенно продуктивным в профессиональном плане. При изучении как высококвалифицированных специалистов, так и простых рабочих, этот период обозначается как время «making it» , то есть период максимального расцвета мастерства, работоспособности, на фоне стабилизации собственного статуса в мире взрослых и активного завоевания собственной ниши. Обычно все это сопровождается подъемом по лестнице престижа и достижениями в выбранной карьере.

В возрасте около сорока лет период ранней взрослости заканчивается и начинается «midlife transition» – переходный период середины жизни. У женщин, которые посвятили свою жизнь роли жены и матери, кризис может быть связан с периодом, когда дети вырастают и начинают оставлять дом. Приспосабливаясь к этим изменениям, женщина в этот период может найти удовлетворение в работе вне дома, возвращаясь к прерванной карьере или, возможно, начиная новую.

Для мужчин «midlife transition» обычно концентрируется вокруг проблем, связанных с личной жизнью и карьерой. Подобно женщинам на этой стадии, они могут размышлять: «Что должен я сделать со своей жизнью? Что я должен совершить? Что я еще хочу сделать?». В исследовании мужчин, проведенных Даниэлем Левинсоном и его коллегами в 1978 году, более 80 процентов обследованных пережили «midlife transtion» как умеренный или серьезный кризис, характеризующийся пересмотром практически всех аспектов своей жизни. Проблемы середины жизни, описанные Левинсоном, соответствуют седьмой стадии в теории социального и личностного развития рика Эриксона. Трансформация, которую предстоит пройти личности, в соответствии с Эриксоном, должна заключаться в способности выйти за рамки заботы исключительно о собственном благополучии и проявлении заботы о будущих поколениях своим непосредственным участием. Эриксон назвал подобную цель «генеративностью». Личность, не переходящая в стадию генеративности, в соответствии с классификацией Эриксона, обречена на стагнацию. Немногочисленные эксперименты, проведенные другими исследователями, подтвердили основные положения теории Эриксона и Левинсона.

После критической транзиции середины жизни, начинается период средней взрослости. Для большинства людей это период наибольшей стабилизации. Максимально возрастает доход. Люди обычно уверены в профессии, которую они выбрали, и их продуктивность часто достигает пика. Но в период средней взрослости приходит и новое ощущение времени. Люди постепенно осознают, что жизнь идет к концу, и они начинают более размышлять о приоритетах в своей жизни. Увеличивается значимость межличностных отношений. Многие люди сообщают о большем удовлетворении своим супругом, потеплении отношений и усилении связей со своими детьми и друзьями. Для многих людей эта тенденция имеет свою силу и в пожилом возрасте –в период поздней взрослости.

12 этапов жизни, соответствующих знакам Зодиака

12 этапов жизни

В течение всей своей жизни мы все проходим 12 этапов, соответствующих знакам Зодиака. И есть точка жизни, которая движется со скоростью 4,3 градуса в год, начиная свой путь в Овне, заканчивая в Рыбах. Мы всегда можем точно определить, с какими проблемами столкнемся в том или ином возрасте. Каждый из нас должен выполнить свою программу в каждом конкретном возрасте и в итоге за всю жизнь. Посмотрите, как у вас происходит выполнение программы жизни, сделайте свои выводы.От 0 до 7 лет.Точка жизни в этом возрасте движется по самому шустрому знаку - Овна. В малышах бурлит энергия, они непоседливы и любознательны, немедленно хотят знать все и обо всем, и нет такой силы, которая могла бы остановить их. И не надо сдерживать ребенка в таком возрасте, наоборот, надо больше предоставить ему свободы, ведь ему очень важно самоутвердиться и проявить свои способности.Задача родителей - привить ребенку чувство любви и сострадания к ближним, не дать развиться эгоизму и жестокости. Ведь девиз этого возраста и Овна: «Я хочу!» Не позволяйте ребенку обижать животных и других малышей, учите бережно относиться к природе, воспитывайте силу воли. Если не сумеете привить ребенку эти качества до семи лет - не привьете никогда!
От 7 до 14 лет
Точка жизни перемещается к куркулистому Тельцу. Поэтому, господа родители, не потакайте всем материальным желаниям и капризам своего чада. На этом жизненном этапе его необходимо научить контролировать свои эмоции, особенно гнев и агрессию. Необходимо развивать и тренировать свою память. Постарайтесь «культурно», но твердо, сформировать круг общения подростка, поскольку в этом возрасте в нем аккумулируется негативная энергетика толпы, что может проявиться потом в жестокости и непримиримости к окружающим. Но и не изолируйте ребенка от ровесников. Большое значение имеет место их встреч и атмосфера. Также важно заложить основы системного обучения. Постарайтесь, чтобы ребенок побольше усвоил различного изучаемого материала, чем больше - тем лучше. В этом возрасте ребенку довольно легко привить любовь к искусству и эстетике. Самое подходящее время для обучения в музыкальных и художественных школах. А в 13-14 лет надо прививать и формировать правильное отношение к своим предкам и корням. Можно порассуждать и на философские темы. Уже - пора!
С 15 лет до 21 года
Точка движется по знаку Близнецов. Пора активно развивать интеллект и самостоятельное мышление. В 15-16 лет человек входит в социум, где свои законы и правила, которые надо научиться соблюдать, чтобы общество его приняло. Необходимо изжить в себе несобранность, безответственность, тягу к сплетням и спекуляциям. Родителям пора уже заняться половым воспитанием своих детишек, а то сами все узнают (вообще-то, думаю, эти рекомендации насчет полового воспитания устарели, начинайте его раньше). В этом возрасте полезно много путешествовать, узнавать культуры других стран, впитывать разнообразную информацию.
С 21 до 28 лет
Точка жизни - в Раке. Это очень важный этап в жизни каждого человека. Главная задача - совершенствование внутреннего мира, формирование собственной системы ценностей на основе опыта старших поколений. Занимаясь самоанализом и духовно совершенствуясь, человек должен постараться избавиться от многих негативных качеств: мнительности, обособленности от окружающих, жадности. Самое сложное в этом возрасте - преодолеть рубеж 25-26 лет, когда человека одолевают желания все бросить и начать жить заново. В этот период очень важно сделать правильный выбор, поскольку многие уже создали семью. Часто опрометчивые поступки ломают жизнь не только ему, но и близким. Для того, чтобы не наделать ошибок, нужно наладить прочные духовные узы с родителями и родственниками, просто со старшим поколением. В трудной ситуации они способны реально помочь и словом, и делом. 25-26 лет - самое благоприятное время для рождения детей, поскольку они перенимают от родителей самые лучшие качества их личности.
С 28 до 35 лет
Точка жизни находится во Льве. Начинают проявляться склонность к авантюризму, алкоголизму, наркомании; идет приток энергии, который не все могут правильно использовать, многие начинают ее расходовать попусту, предаваясь утехам и развлечениям, часто пустым и никчемным. Самое лучшее средство борьбы с искушениями - занятия философией, религией, чтение книг, которые поднимают нравственность и чистоту души. Очень важно выбрать верную философскую концепцию, не уйти в сектантство, не накопить негативной энергетики, способной разрушить человека. Переломный момент - до 32 лет. С 28 лет семейные проблемы уходят на второй план, главным становится собственное эго. Человек старается себя проявить в коллективе, чтобы его заметили, оценили. В 29 лет впервые подводит итоги прожитых лет. Для женщин очень важен период - 32 года. Время смены чувств, пересмотра своих личных отношений. В этом возрасте часто случаются разводы, заводятся новые любовные связи. Надо постараться проанализировать прошлое, взвесить все «за» и «против», не рубить с плеча сразу. Новые чувства могут продлиться недолго, порой всего лишь год.
С 35 до 42 лет
Точка жизни находится в Деве. Настает время, когда человек должен отдать большую часть энергии, накопленной в предыдущем периоде. Необходимы четкость и методичность в подходе к решению самых разных проблем. Благоприятная пора для профессионального роста и браков по расчету. Возраст с 37 до 38 лет - кармическая проверка, проверка социумов. Это первый экзамен на то, как вы соблюдаете принципы Зодиака, выполняете ли свою жизненную программу. И если нет, то вас ожидает наказание в виде различных жизненных проблем: увольнение с работы, тяжелая болезнь, предательство друзей.
В этот период надо обязательно уделить пристальное внимание своему здоровью. Особо стоит уделить внимание своему питанию, постараться не зашлаковывать организм. В возрасте Девы в характере могут проявиться неприятные черты: брюзгливость, придирчивость, скупость, пренебрежение к чувствам и нуждам окружающих. Но главное - готовьтесь к самому ответственному циклу в своей жизни - 42 годам - полуциклу Урана, когда точка жизни пересекает жизненный «экватор». В этом возрасте многие пытаются изменить свою жизнь, как им кажется, в лучшую сторону: меняют семью, место работы, место жительства, увлечения.
С 42 до 49 лет
Точка жизни движется по знаку Весов. В этот период человек старается отдаться творчески выбранному в 42 года делу. Этот возраст еще называют «бабьим летом», когда наступает гармония и зрелость и в личной, и в социальной жизни. Все, что было накоплено за предыдущие годы, проанализировано, систематизировано и ждет реализации. Главная планета Весов - Венера. Именно она руководит человеком в стремлении создать прочные гармоничные связи, следовать законам этики и морали в делах и чувствах. В этот период надо налаживать социальные связи, устраиваться на новое место работы, проявлять свои организаторские способности и изживать недостатки. Такие, как, например, эгоцентризм, себялюбие, склонность к диктату. Удачное время для развития талантов, если они у вас есть.
С 49 до 55 лет
Время Скорпиона. Трудный, критический период в жизни любого человека, особенно - женщин. Приходится менять давно устоявшиеся взгляды, что очень нелегко сделать. Ломка проходит сложно и болезненно. На физическом плане у многих часто возникают онкологические заболевания, у многих (особенно в 52 года) наблюдается сексуальный синдром - повышенная сексуальная неудовлетворенность. В возрасте Скорпиона человек обладает огромной саморазрушительной силой и ради достижения цели порой готов идти ва-банк. Необходимо контролировать свои эмоции, ни в коем случае не замыкаться в себе и не заниматься самокопанием.
Чаще выходите в свет, встречайтесь с друзьями, займитесь изучением психологии, творчеством или коллективной деятельностью. Этот период благоприятен для раскрытия и совершенствования магических и оккультных способностей. Особенно к этому склонны женщины в 52 года. Тем же, кто до этого времени вел неправедный образ жизни, судьба предоставляет шанс исправиться, отказаться от заблуждений и начать жить на совершенно новых философских принципах.
С 56 до 63 лет
В этом возрасте точка жизни движется по знаку Стрельца. Человек начинает устремляться в философию или религию. У многих появляется суетливая тяга к знаниям, которые они не успели приобрести когда-то. Хочется познать сразу несколько наук, разные философские течения. Но, как правило, это не удается. Меркурий находится в заточении, и, хватаясь за многое, человек не достигает результатов вообще. Постарайтесь выбрать что-то одно и изучить этот предмет поглубже. В 56 лет человек проходит еще одну проверку социумом. Здесь проявляются все ошибки и промахи, допущенные в возрасте 37 и 38 лет. Кто правильно подошел к этому этапу своего пути, тот занимает высокие посты в обществе. Не прошедшие проверку не достигают поставленных целей и уходят на заслуженный отдых.
С 63 до 70 лет
Точка жизни движется по знаку Козерога. Идет Последний Шанс! Именно в 63 года происходит последний выбор человека, когда он при желании МОЖЕТ изменить свою жизнь. Тот, кто совершает неправильный выбор, как правило, уходит из жизни или сильно ее ломает. Особенно это касается людей, которые стремятся создать другую семью: в 90% случаев ничего не выходит. Старое разрушить можно, создать новое - практически нереально.
В возрасте Козерога необходимо отказаться от некоторых стереотипных представлений, окончательно выработать жизненный, философский стержень и научиться давать четкую оценку каждому явлению, каждому событию, но ни в коем случае не навязывать свое мнение и внимательно слушать своих оппонентов. Очень важно построить отношения со своими близкими правильно, поскольку многие в этом возрасте пытаются проявить к ним деспотизм. Постарайтесь выработать в себе дипломатичность, умение идти на компромиссы.
С 70 до 77 лет
Время Водолея. Время созерцания жизни, философского взгляда на нее, взгляда стороннего наблюдателя. В течение всей жизни человек меняет свое отношение к окружающему миру, меняет приоритеты. В детстве мы говорим: «Я». В юности: «Я и мир». В зрелости: «Мир и я». В возрасте Водолея остается только «МИР». Эта четвертая ступень восприятия - самая важная в осознании жизни и своего места в ней. Если с годами такое восприятие мира не приходит, то духовные качества человека постепенно начинают угасать, он впадает в маразм, что неизбежно приводит к развалу физического тела. Время Водолея - время наслаждения одиночеством или семейным уединением со своей половиной, поскольку жизненная программа уже выполнена. Но, наслаждаясь жизнью, проявляйте мудрость и человеколюбие, тогда окружающие будут уважать вас за глубокомыслие, справедливость и глубокое знание законов жизни.
С 77 до 84 лет
Точка жизни движется по знаку Рыб - завершается жизненный цикл. Для человека все ясно и понятно, он ощущает связь с природой, единение с ней. Наступает духовная, космическая ГАРМОНИЯ. Человек наслаждается жизнью. Тот, кто правильно распределил жизненные силы, в это время должен путешествовать, познавать чужие культуры, восполняя пробел в познании всего земного. Именно в этот период у высокодуховных людей происходит подключение к космическим источникам. Человек сливается с Космосом, но - иногда ему надо возвращаться на Землю. И - ВСЕ. Согласитесь, есть, о чем подумать…

Стадии жизни

Рассмотрение проблем, касающихся стадий человеческого развития, является весьма ответственной задачей, потому что это означает не что иное, как отображение картины психической жизни во всей ее полноте, от колыбели до могилы. В рамках лекции такую задачу можно выполнить лишь в общих чертах. Вот почему мы не будем здесь описывать нормальные психические явления на различных стадиях, а ограничимся лишь некоторыми проблемами, то есть вещами сложными, спорными и неоднозначными; короче говоря, вопросами, позволяющими не одну, а несколько трактовок, и более того, трактовок не бесспорных. Так что многое из обсуждаемого нам придется мысленно сопроводить вопросительным знаком. Хуже того, кое-что мы будем вынуждены принять на веру, и время от времени отталкиваться от предположений.

Если бы психическая жизнь состояла только из самоочевидных истин - что все еще имеет место на примитивном уровне - то мы смогли бы довольствоваться здоровым эмпиризмом. Но психическая жизнь цивилизованного человека полна проблем; мы даже не можем думать о ней под другим углом зрения. Наши психические процессы состоят большей частью из размышлений, сомнений, опытов, в основе своей совершенно чуждых бессознательному, инстинктивному уму первобытного человека. Именно росту сознания мы обязаны существованием проблем, воплощающим данайский дар цивилизации. Именно отрыв человека от инстинкта-его противопоставление себя инстинкту - создает сознание. Инстинкт - это часть природы, и он стремится увековечить природу, тогда как сознание может лишь стремиться к культуре или к ее отрицанию. И даже когда мы возвращаемся к природе, вдохновленные тоской по ней в духе Руссо, мы "облагораживаем" ее. До тех пор, пока мы еще погружены в природу, у нас нет сознания и мы живем под защитой инстинкта, не знающего проблем. Все, что осталось в нас от природы, бежит проблем, поскольку они суть сомнения, а где властвует сомнение, там и неопределенность и возможность выбора. А где есть возможность выбора, там инстинкт более не управляет нами и мы предаемся страху. Ибо сознание ныне призвано сделать то, что природа всегда делала для своих детей: а именно, принять определенное, бесспорное и безошибочное решение. И здесь нас охватывает слишком человеческий страх за то, что сознание- наша Прометеева победа - в конечном итоге не сможет послужить нам так же хорошо, как природа.

Таким образом, проблемы вовлекают нас в состояние одиночества и изоляции, где мы оставлены природой и стремимся к сознанию. Для нас нет другого пути; мы вынуждены прибегать к сознательным решениям и действиям там, где раньше доверялись естественному ходу событий. Следовательно, любая проблема несет в себе возможность расширения сознания, но вместе с тем и необходимость расставания с детской неосознанностью своих поступков и верой в природу. Эта необходимость является психическим фактом такого значения, что он лег в основу одного из самых существенных символов христианства. Речь идет о жертве простого человека природы, не осознающего себя бесхитростного существа, чья трагическая карьера началась со съеденного в раю яблока. В библейском сюжете грехопадений человека приход сознания рассматривается как проклятие. И действительно, именно в этом свете мы первоначально воспринимаем каждую проблему, подталкивающую нас в сторону сознания и все дальше удаляющую нас от рая бессознательного детства. Каждый из нас с удовольствием поворачивается спиной к своим проблемам, стремясь, по возможности, не слышать о них или-еще лучше-забыть об их существовании. Мы желаем, чтобы наша жизнь была простой, определенной, успешной и поэтому проблемы для нас - запретная тема. Мы хотим определенности, но не сомнений, результатов, но не экспериментов, как будто бы не видя, что определенность может возникнуть только через сомнения, а результат-только через опыт. Искусное отрицание проблемы не приведет к убеждению - напротив, требуется более широкое и глубокое сознание для того, чтобы дать нам определенность и ясность, в которых мы нуждаемся.

Это предисловие, хотя несколько затянутое, кажется мне необходимым для прояснения предмета нашего обсуждения. Когда нам приходится иметь дело с проблемами, мы инстинктивно сопротивляемся идти по пути, ведущему сквозь неизвестность и мрак. Нам нужны только несомненные результаты, при том мы совсем забываем, что такие результаты достижимы, лишь когда отважиться войти в темноту и снова выйти из нее. Но чтобы пройти через темноту, мы должны собрать все силы озарения, имеющиеся у сознания, и, как я уже отмечал, даже вооружиться предположениями, потому что при рассмотрении проблем психической жизни мы постоянно сталкиваемся с принципиальными вопросами, касающимися частных областей самых разнообразных сфер знания.

Мы беспокоим и раздражаем теолога в не меньшей мере, чем философа, врача - в не меньшей степени, чем учителя; мы даже нащупываем дорожку в области деятельности биологов и историков. Такое экстравагантное поведение объясняется не самоуверенностью, а тем обстоятельством, что человеческая психика представляет собой уникальную комбинацию факторов, которые одновременно являются предметом исследования разных направлений науки. А все потому, что науки вышли из человека и особенностей его конституции. Они являются симптомами его психики.

Следовательно, как только мы задаем себе неизбежный вопрос: "Почему человек в отличие от представителей животного мира вообще имеет проблемы?" - мы попадаем в замкнутое переплетение мыслей, узор которого создавался на протяжении столетий многими тысячами проницательных умов. Я не собираюсь брать на себя сизифов труд по совершенствованию этого шедевра путаницы, но постараюсь внести свой скромный вклад в копилку подходов человека к решению этого важного вопроса.

Не может быть проблем без их осознания, а значит, и без сознания. Поэтому необходимо поставить вопрос иначе "Как впервые возникает сознание?" На этот вопрос никто не может ответить с уверенностью, но мы можем наблюдать маленьких детей в процессе формирования их сознания. Это доступно любому родителю, если он будет внимателен. А видим мы следующее когда ребенок узнает кого-либо или что-нибудь, то есть когда он "знает" человека или вещь, тогда мы понимаем, что у ребенка появилось сознание, и, конечно, поэтому роковой плод в раю вырос именно на дереве познания.

Но что такое узнавание или "знание" в этом смысле? Мы говорим о "знании" чего-либо, когда нам удается установить связь между новым восприятием и уже существующим контекстом таким образом, что мы держим в сознании не только это восприятие, но также и части данного контекста. Следовательно, "знание" основано на воспринятой связи между психическим содержимым. Мы не можем иметь знания о содержимом, ни чем не связанном, и мы даже не можем осознать его присутствие, если наше сознание еще на самом низком уровне. Таким образом, первая стадия сознания, которую мы можем наблюдать, состоит в простом увязывании двух и более психических содержимых. На этом уровне сознание спорадично и ограничивается пониманием нескольких связей, когда содержимое позже не сохраняется в памяти.

Не подлежит сомнению, что в ранние годы жизни нет непрерывной памяти, есть только - и это самое большее - островки сознания, подобные отдельным лампадам или освещенным объектам в кромешной тьме. Но эти островки памяти не идентичны тем самым ранним связям, которые просто восприняты; они содержат совокупность нового очень важного содержимого, связанного с восприятием самого субъекта, - так называемое эго.

Эта совокупность, подобно первоначальной, сначала просто воспринимается, и по этой причине ребенок естественно начинает говорить о себе как об объекте - в третьем лице. Лишь позже, когда эго-содержимое, так называемый эго-комплекс, приобретает собственную энергию (вероятнее всего, в результате тренировки и практики), возникает чувство субъективности или "Самости". Видимо, в этот момент ребенок и начинает говорить о себе в первом лице. На этой стадии, вероятно, начинается непрерывность памяти. Следовательно, по своей сущности это будет непрерывная последовательность эго-воспоминаний.

На детской стадии сознания проблем еще нет ничто не зависит от субъекта, ребенок полностью зависит от своих родителей. Как будто он еще не полностью родился и окружен психической атмосферой своих родителей. Психическое рождение, а с ним и сознательная дифференциация от родителей, обычно имеет место лишь в период полового созревания, вместе с взрывом сексуальности. Это физиологическое изменение сопровождается психической революцией. Ибо различные телесные проявления дают такой импульс эго, что оно часто начинает утверждаться без ограничения или умеренности. Иногда эту стадию называют "невыносимым возрастом".

До достижения этой стадии психическая жизнь индивида направляется главным образом инстинктивно, и практически не возникает. Даже когда внешние ограничения противоречат его субъективным импульсам, эти ограничения не приводят индивидуума к разладу с самим собой. Он подчиняется им или обходит их, оставаясь внутренне целостным. Он еще не знает состояния внутреннего напряжения, вызываемого проблемой. Такое состояние возникает только тогда, когда внешнее ограничение становится внутренним: когда импульс противопоставляется другому.

В психологической терминологии это будет выглядеть так: проблематичное состояние, внутренний разлад с собой возникает, когда бок о бок с совокупностью содержимого появляется вторая совокупность равной интенсивности. Эта вторая совокупность благодаря величине своей энергии имеет функциональное значение, равное значению эго-комплекса, мы можем даже назвать его другим, вторым эго, которое временно может даже вырывать первенство у первого. Это вызывает внутренний разлад - состояние, являющееся признаком проблемы.

Подытожим сказанное: первая стадия сознания состоит из простого узнавания или "знания" и представляет собой неупорядоченное или хаотическое состояние. Вторая стадия - стадия развитого эго-комплекса является абсолютной или монической. Третья являет собой еще один шаг углубления сознания и включает постижение разделенного, дуалистичного состояния.

Вот здесь мы и подходим к нашей действительной теме - проблеме стадий жизни. Прежде всего мы должны рассмотреть период юности. Он охватывает, в первом приближении, годы непосредственно после полового созревания и до периода середины жизни, который начинается в отрезке между тридцать пятым и сороковым годами.

Меня могут спросить, почему я начинаю со второй стадии жизни, словно нет проблем, связанных с детством. Сложная психическая жизнь ребенка является, конечно, проблемой первостепенной важности для родителей, преподавателей и врачей, но в нормальных условиях ребенок не имеет реальных собственных проблем. Ведь сомневаться в себе и быть в разладе с самим собой может лишь взрослый человек.

Все мы знакомы с источником проблем, которые возникают в период юности. Для большинства людей - это требования жизни, которые грубо кладут конец мечтаниям детства. Если индивидуум достаточно хорошо подготовлен, то переход к профессии или карьере может пройти гладко, но если он подвержен иллюзиям, расходящимся с реальностью, тогда наверняка возникнут проблемы. Все мы вступаем в жизнь, отталкиваясь от определенных предположений, которые иногда оказываются ложными, то есть не соответствуют условиям, в которых оказывается человек.

Часто это вопрос преувеличенных надежд, недооценки трудностей, необоснованного оптимизма или негативной установки. Каждый может составить целый список ложных предположений, которые становятся источником появления первых осознанных проблем.

Однако не всегда причиной проблем является противоречие между субъективными предположениями и внешними факторами, так же часто причиной могут быть внутренние психические трудности. Они могут существовать даже в том случае, когда во внешнем мире дела идут успешно. Очень часто причиной является нарушение психического равновесия, вызванное половым инстинктом; в равной мере часто причиной становится чувство неполноценности, возникающее из-за невыносимой чувствительности.

Такие внутренние конфликты могут существовать даже тогда, когда адаптация к внешнему миру была достигнута без видимого усилия. Иногда даже кажется, что молодые люди, которым пришлось вести трудную борьбу за существование, лишены внутренних проблем, тогда как те молодые люди, которые по тем или иным причинам не испытывали трудностей с адаптацией, сталкиваются с сексуальными проблемами или конфликтами из-за чувства неполноценности.

Люди, у которых собственный характер порождает проблемы, часто являются неврастениками, но было бы серьезной ошибкой смешивать существование проблем с неврозом. Между этими двумя типами людей имеется четкое различие, которое заключается в том, что неврастеник болен потому, что он не осознает своих проблем, тогда как человек с трудным характером страдает от своих осознанных проблем, не будучи больным.

Если попытаться извлечь общие и существенные факторы из почти неисчерпаемого разнообразия индивидуальных проблем, обнаруживаемых в период юности, то мы увидим во всех случаях одну характерную черту-более или менее явно выраженную привязанность к уровню сознания детских лет, сопротивление роковым силам внутри и вокруг нас, влекущим нас в мир. Что-то внутри нас стремится остаться ребенком, не осознавать или, в лучшем случае, сознавать только эго, отвергать все незнакомое или же подчинять его нашей воле ничего не делать или же предаваться жажде удовольствий и власти. Во всем этом есть что-то от инерции материи - это устойчивость предыдущего состояния, в котором диапазон сознания меньше, уже и эгоистичнее, чем в дуалистической фазе. Ибо здесь индивид сталкивается с необходимостью познать и принять нечто необычное и незнакомое в качестве части собственной жизни, своего рода "второго Я".

Существенной чертой дуалистической фазы является расширение жизненного горизонта, которое встречается с яростным сопротивлением. Если быть совсем точным, такое расширение или диастола, как его назвал Гете, начинается задолго до этого-а именно при рождении, когда ребенок покидает узкую оболочку материнского тела. С тех пор оно устойчиво нарастает, пока не достигнет вершины проблематического состояния, когда индивидуум начинает бороться с ним.

Что же случилось бы с человеком, если он просто слился бы с кажущимся незнакомым "вторым Я", позволив предыдущему эго кануть в прошлое? Мы можем предположить, что это был бы вполне практичный шаг. Сама цель религиозного образования, начиная с запугивания Адама и вплоть до ритуалов возрождения у первобытных племен, заключается в преобразовании человеческого существа в нового, будущего человека, позволяя старому умереть.

Психология учит нас, что в определенном смысле в психике нет ничего старого, такого, что могло бы действительно и окончательно умереть. Даже Павел был оставлен с тернием во плоти. Каждый, кто защищает себя от нового и незнакомого, уходя в прошлое, приходит к такому же неврастеническому состоянию, что и человек, отождествляющий себя с новым и убегающий от прошлого. Единственное различие состоит в том, что один избавляется от прошлого, а другой - от будущего. В принципе, оба делают одно и то же: они укрепляют узкий диапазон сознания вместо того, чтобы сокрушить его в борьбе противоположностей и построить более широкое и глубокое сознание.

Идеальным было бы достижение такого результата на второй стадии жизни, но тут имеется загвоздка. С одной стороны, природе нет никакого дела до более высокого уровня сознания. С другой-общество не особенно-то оценивает эти духовные подвиги: его награды всегда даются за достижения, а не за индивидуальность, чаще всего последняя бывает награждена лишь посмертно. Эта ситуация подталкивает нас к особому решению: мы вынуждены ограничивать себя достижимым, обособлять те способности, которые ведут общественно активного индивида к раскрытию его подлинного потенциала.

Достижение, полезность и т. д. - все это идеалы, которые, казалось бы, указывают на выход из смятения проблематического состояния. Это путеводные звезды, направляющие нас в стремлении расширить и укрепить наше психическое существование, - они помогают нам пустить корни в этом мире, но бессильны помочь в построении того более широкого сознания, которое мы называем культурой. В период юности, однако, этот курс вполне нормален и он при всех обстоятельствах предпочтительнее, чем сумбурные метания в хаосе проблем.

Следовательно, рассматриваемая дилемма часто решается следующим путем. Все, что дано нам прошлым, приспосабливается к возможностям и требованиям будущего. Мы ограничиваемся достижимым, и это означает отказ от всех других наших потенциальных психических возможностей. Кто-то утрачивает при этом ценную часть своего прошлого, другой - ценную часть своего будущего. Каждый может вспомнить друзей или школьных товарищей, подающих большие надежды и идеалистов в юности, которые при встрече через много лет выглядят так, словно они росли сухими и зажатыми в тисках. Это примеры вышеупомянутого решения.

Но серьезные проблемы жизни никогда полностью не решаются. Бели все же создается впечатление, что они решены, это верный признак того, что что-то упущено. Похоже, что значение и цель проблемы состоит не в ее решении, а в нашей непрестанной работе над ней. Только это спасает нас от оглупления и остановки в развитии.

Точно так же решение проблем юности путем ограничения себя лишь достижимыми целями является временно эффективным и не долговечным в глубоком смысле средством. Конечно, завоевание себе места в обществе и такое преобразование своего характера, чтобы он более или менее подходил к такой форме существования, является во всех случаях значительным достижением. Эту борьбу, ведущуюся как внутри себя, так и во вне, можно сравнить с борьбой ребенка за эго.

Эта борьба большей частью невидима, потому что ведется во тьме, но когда мы видим, как детские иллюзии, претензии и эгоистические привычки все еще липнут к человеку и в зрелые годы, становится чуть-чуть понятно, какая энергия участвовала в их формировании. Так же обстоит дело с идеалами, убеждениями, принципами и взглядами, которые в юности выводили нас в жизнь. За них мы боролись, страдали и одерживали победы. Они росли вместе с нами, и мы явно изменились, слившись с ними, мы стремились увековечить их и сделать само собой разумеющимися точно так же, как молодой человек утверждает свое эго вопреки этому миру и, зачастую, вопреки самому себе.

Чем ближе мы подходим к середине жизни, и чем успешнее нам удается укрепиться в наших личных взглядах и общественном положении, тем больше мы убеждаемся в том, что мы идем верным курсом, и в правильности наших идеалов и принципов поведения. По этой причине они переходят для нас в разряд вечных ценностей, и мы считаем добродетелью неизменную приверженность им. При этом мы упускаем из виду тот существенный факт, что общественно значимая цель достижима лишь ценой сокращения индивидуальности. Многие, слишком уж многие аспекты жизни, которые мы должны были бы испытать, пылятся ненужной рухлядью в кладовых памяти, но иногда они тлеют невидимыми угольями под серой золой.

Статистические данные свидетельствуют об учащении психических депрессий у мужчин в возрасте около сорока лет и неврастенических осложнений у женщин чуть раньше. Мы видим, что в этой фазе жизни-между тридцатью пятью и сорока годами-в человеческой психике происходит подготовка важных изменений.

На первых порах перемены неосознанны и неуловимы. Скорее, это косвенные признаки перемен, вероятно, еще только зарождающихся в подсознании. Часто это похоже на легкое изменение в характере человека; в других случаях могут дать о себе знать некоторые черты, не появлявшиеся со времен детства, или же-наоборот, начинают ослабевать имеющиеся склонности и интересы человека, а вместо них появляются другие. С другой стороны, и это происходит очень часто, заветные убеждения и принципы человека, особенно нравственные, начинают затвердевать и становиться все более жесткими до тех пор, пока где-то в возрасте около пятидесяти лет не наступит период нетерпимости и фанатизма. Как будто существование этих принципов оказалось под угрозой и потому возникла необходимость выделить их как можно больше.

Вино юности не всегда очищается с годами-иногда оно мутнеет. Все выше отмеченные явления могут лучше всего наблюдаться у довольно односторонних людей, появляясь временами раньше, временами позже. Начало этих процессов, как мне кажется, у них часто задерживается из-за того, что их родители еще живы. В таком случае дело обстоит так, словно период юности чрезмерно затянулся. Это особенно проявлялось у мужчин, чьи отцы жили долго. Смерть отца обычно вызывала у таких людей внезапное и почти катастрофическое взросление.

Я знал одного набожного мужчину, церковного старосту, который, начиная с сорока лет стал проявлять растущую и под конец невыносимую нетерпимость в вопросах морали и религии. Одновременно его характер заметно ухудшился. Под конец его облик стал напоминать потемневшую и гнущуюся вниз опору церкви. Дожив так до пятидесяти пяти лет, однажды в полночь, сидя в постели, он сказал своей жене: "Ну, наконец-то я понял! Я просто негодяй!" Понимание этого факта не осталось без последствий. На склоне лет он вел буйный образ жизни и промотал большую часть своего состояния. Вот это человечище - из огня да в полымя!

Весьма частые невротические расстройства во взрослые годы все имеют одну общую черту: они стремятся пронести психологию юношеской фазы через порог так называемых лет осмотрительности. Кто не знает этих трогательных старых джентльменов, которым всегда необходим разогрев блюда их студенческих дней и которые могут придерживать пламя жизни лишь воспоминаниями своей героической юности, но которые в остальном погрязли в безнадежно косном филистерстве? Да, у них есть, как правило, одно достоинство, которое нельзя недооценивать - они не неврастеники, а лишь скучные и стереотипные люди. Неврастеник-это скорее человек, у которого в настоящем никогда не ладится так, как бы ему хотелось, а потому он никогда не может насладиться и своим прошлым.

Как раньше неврастеник не мог избавиться от детства, так сейчас он не может расстаться со своей юностью. Он избегает печальных мыслей о приближающейся старости и, понимая невыносимость открывающейся перспективы, всегда стремится жить в прошлом. Подобно тому, как незрелую личность, детство которой затянулось, страшит неизвестное в этом мире и в человеческом существовании, так и взрослого человека страшит вторая половина жизни. Словно его ожидают неведомые и опасные задачи или будто ему угрожают жертвы и утраты, которые он не желает принять, или как будто прожитая жизнь показалась ему вдруг столь прекрасной и ценной, что он не может расстаться с ней.

Может быть, подо всем этим скрывается страх смерти? Это не представляется мне слишком вероятным, потому что, как правило, смерть еще далеко в будущем, и, следовательно, является чем-то абстрактным. Опыт показывает нам, что основную причину всех трудностей этого переходного состояния скорее следует искать в глубоких и весьма особенных изменениях внутри психики.

Чтобы охарактеризовать это состояние, я хотел бы взять для сравнения суточное движение солнца, но только такого солнца, которое наделено человеческими чувствами и ограниченным сознанием. Утром оно поднимается из ночного моря бессознательного и взирает на обширный яркий мир, который простирается перед ним в пространстве, постоянно расширяющемся по мере того, как оно поднимается по небесному своду. В этом расширении своего поля деятельности, вызванного собственным подъемом, солнце обнаруживает свое значение: достижение максимально возможной высоты и максимально широкое распространение света и тепла видится ему целью. В этом убеждении солнце движется своим путем к невидимому зениту - невидимому, потому что его маршрут уникален и индивидуален, и кульминационную точку нельзя вычислить заранее. По достижении полудня начинается заход, а заход означает пересмотр всех идеалов и ценностей, лелеемых с утра. Солнце начинает противоречить самому себе. Получается, что оно должно не испускать лучи, а втягивать их. Свет и тепло уменьшаются и, наконец, исчезают.

Все сравнения неубедительны, но данное сравнение, по крайней мере, не хуже других. Французский афоризм обобщает это цинической констатацией: "Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait" (Если бы юность хотела, если бы старость могла (.фр.).).

К счастью, мы не солнца восходящие и заходящие, иначе это негативно сказалось бы на наших культурных ценностях. Но внутри нас есть что-то подобное солнцу, и разговоры о заре и весне, о сумерках и осени жизни - это не просто сентиментальные слова. Таким образом мы выражаем психологические истины, и более того, физиологические факты, потому что изменение воздействия солнца после полудня влияет даже на организм. В частности, среди южных рас можно наблюдать, что у пожилых женщин голоса становятся глубокими и грубыми, начинают пробиваться усики, появляются другие признаки огрубления, характерные для мужчин. С другой стороны, внешность мужчин оттеняется такими женственными чертами, как полнота и смягчение выражения лица.

В этнологической литературе имеется интересное сообщение об индейском воине-вожде, которому в среднем возрасте явился во сне Великий Дух. Дух объявил ему, что отныне он должен сидеть среди женщин и детей, носить женскую одежду и питаться женской пищей. Вождь последовал наказу, не утратив при этом своей авторитет. Это видение является истинным выражением революции в психике, происходящей в середине жизни человека, когда она начинает клониться к закату. Ценность мужчины и даже его тело пытаются измениться в свою противоположность.

Можно сравнить мужественность и женственность, включая их психические компоненты, с неким запасом веществ, которые в первой половине жизни расходуются не одинаково. Мужчина расходует большую часть мужских веществ и у него остается лишь небольшое количество женских, которые должны теперь быть задействованы. У женщины, наоборот, остается не использованный запас мужественности, который идет в дело и активизируется.

Эта перемена даже более заметна в психической, чем в физической сфере. Как часто случается, что мужчина в сорок пять или пятьдесят лет свертывает свой бизнес, а его жена засучивает рукава и открывает небольшую лавку, где ее муж, в лучшем случае, выполняет обязанности чернорабочего. Имеется много женщин, у которых социальная ответственность и общественное сознание пробуждаются лишь после сорока лет.

В современной деловой жизни, особенно в Америке, стали весьма обычным явлением нервные срывы в возрасте между сорока и пятьюдесятью годами. Если изучить, кто стал их жертвой, обнаруживается, что у них произошел надлом мужского стиля жизни, преобладавшего до сих пор, после чего остаются женоподобные мужики.

И наоборот, можно наблюдать женщин в тех же самых областях деловой активности, у которых во второй половине жизни развивается необычно жесткое мужское мышление, задвигающее на второй план чувства и сердечность. Часто такие перемены сопровождаются несчастьем в браке, потому что нетрудно представить, что происходит, когда муж проявляет нежность чувств, а жена - остроту мышления.

Хуже всего во всем этом то, что интеллигентные и воспитанные люди проводят жизнь, даже не подозревая о возможности подобных метаморфоз. Абсолютно не подготовленные, они вступают во вторую половину жизни. Или, может быть, у нас есть школы для сорокалетних, которые готовят их к наступающей жизни и ее требованиям, подобно обычным школам, прививающим молодым людям первоначальное знание о мире? Нет, совершенно неподготовленными мы вступаем во вторую половину жизни, хуже того, мы предпринимаем этот шаг с ложной уверенностью, что наши истины и идеалы будут служить нам и впредь.

Но мы не можем проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари, ибо то, что было здорово на заре, становится мелким в сумерках, а утренние истины вечером становятся ложью. Слишком многих людей преклонного возраста я лечил и консультировал как психолог, и слишком часто заглядывал в тайники их душ, чтобы остаться равнодушным к этой фундаментальной истине.

Стареющим людям следует знать, что их жизнь вступила в период не подъема и расширения, а сужения, подталкиваемого неумолимым внутренним процессом. Для молодого человека почти что грех или, по крайней мере, опасность - быть слишком занятым самим собою, а для стареющего человека уделять себе серьезное внимание является долгом и необходимостью. Искупав в своем свете весь мир, солнце отводит свои лучи, чтобы озарить себя. Вместо того, чтобы поступить аналогичным образом, многие пожилые люди предпочитают быть ипохондриками, скрягами, педантами, восхвалителями прошлого или даже вечными отроками - заменяя таким прискорбным образом работу по самоозарению.

Такая участь неизбежно вытекает из заблуждения, что вторая половина жизни должна направляться принципами первой половины.

Я только что сказал, что у нас нет школ для сорокалетних. Но это не совсем верно. Наши религии всегда были такими школами в прошлом, но сколько людей считает их таковыми в настоящее время? Сколько нас, пожилых людей, было воспитано в таких школах и действительно было подготовлено для второй половины жизни, для старости, смерти и вечности?

Человек определенно не перешагнул бы семидесяти- или восьмидесятилетний рубеж, если бы такое долголетие не имело значения для него как биологического вида. Так и закат человеческой жизни должен иметь свое собственное значение, а не быть просто жалким придатком к заре жизни.

Значение рассвета человеческой жизни несомненно заключается в развитии личности, укреплении позиций во внешнем мире, размножении нашего биологического вида и в заботе о наших детях. Это очевидная цель природы. Но когда эта цель достигнута и более чем достигнута, будут ли добывание денег, расширение приобретений и продление жизни постоянно переступать все границы благоразумия и здравого смысла?

Тот, кто несет в сумерки закон утра или цель природы, расплачивается за это ущербом для своей души точно так же, как и подрастающий юноша, пытающийся перенести свой детский эгоизм во взрослую жизнь, заплатит за эту ошибку неудачей в обществе. Добывание денег, общественные достижения, семья, потомство-все это не что иное, как чистая природа, но не культура. Культура располагается за пределами природных целей. Может быть, культура каким-то образом и является целью второй половины жизни?

В первобытных племенах мы видим, что старые люди почти всегда являются хранителями тайн и законов, и именно в них сосредоточено культурное наследие племени. А как обстоит дело у нас? Где мудрость наших стариков, где их ценные секреты и видения? В большинстве своем наши пожилые стремятся соревноваться с молодыми. В Соединенных Штатах Америки считается почти идеалом для отца быть братом своим сыновьям, а для матери, по возможности, быть младшей сестрой своей дочери.

Я не знаю, насколько эта путаница вызвана отторжением ранее имевшего место чрезмерного восхваления достоинств пожилого возраста и насколько - ложными идеалами. Несомненно, такие лжеидеалы существуют, и цели тех, кто их лелеет, вовсе не прогрессивны. Вот почему они всегда норовят повернуть назад. Можно согласиться с ними в том, что, действительно, трудно понять, какие еще цели могут иметься во второй половине жизни, если не хорошо известные цели се первой половины.

Продление жизни, полезность, продуктивность, обретение положения в обществе, умелое пристройство детей в выгодный брак или на тепленькое местечко - разве этого недостаточно? К сожалению, все это не имеет достаточного смысла и не является целью для тех, кто видит в приближении старости просто сокращение своей жизни и может воспринимать свои прежние идеалы лишь как что-то увядшее и износившееся.

Конечно, если бы они наполнили кубок жизни раньше и осушили его до дна, то сейчас чувствовали бы себя совершенно по-другому. И это проявлялось бы во всем: они ничего не оставили бы позади, все перегорело, и тихая старость была бы очень желанной. Но мы не должны забывать, что лишь немногие люди избирают жизнь своим искусством, а ведь оно - самое выдающееся и редкое из всех искусств. Кому когда-либо удавалось выпить всю чашу с достоинством? Так что для многих людей слишком большая часть жизни остается непрожитой, - иногда это упущенные случаи или возможности, которые им так и не удалось осуществить несмотря на все старания. Таким образом, они приближаются к порогу старости с неудовлетворенными потребностями, которые неизбежно обращают их мысленный взор назад, в прошлое.

Для таких людей особенно опасно оглядываться назад. Для них абсолютно необходимы перспектива и цель в будущем. Вот почему все великие религии обещают загробную жизнь, выдвигая неземную цель, которая позволяет бренному человеку прожить вторую половину жизни так же осмысленно, как и первую.

Для современного человека продление жизни и ее кульминация являются вполне вероятными целями, тогда как идея жизни после смерти кажется ему проблематичной или не заслуживающей доверия. Прекращение жизни, то есть смерть, можно принять как разумную цель лишь в том случае, когда существование настолько ужасно, что мы рады положить ему конец, или когда мы убеждены, что солнце клонится к закату, "чтоб страны дальние согреть", с таким же логическим постоянством, которое оно продемонстрировало при подъеме в зенит.

Но вера стала сегодня столь трудным искусством, что она оказалась за гранью возможного для большинства людей, и особенно для образованной части человечества. Они слишком привыкли к мысли о том, что в отношении бессмертия и тому подобных вопросов существует несчетное число противоречивых мнений и ни одного убедительного доказательства. И поскольку "наука" является модным словечком, которое, похоже, имеет вес абсолютного убеждения в современном мире, мы требуем "научных" доказательств. Но образованные люди, которым не чужд процесс мышления, очень хорошо знают, что доказательства такого рода не под силу философии. Мы просто не можем знать о таких вещах абсолютно ничего.

Со своей стороны, хочу заметить, что по тем же самым причинам мы не можем знать также, происходит ли что-либо с человеком после смерти. Здесь недопустим ответ ни за, ни против. У нас просто нет определенных научных знаний об этом, чтобы ответить так или иначе, и, следовательно, мы находимся в таком же положении, когда спрашиваем, есть ли жизнь на Марсе. И жителям Марса, если они там имеются, наверняка безразлично, подтверждаем ли мы или отрицаем их существование. Может, они там есть, а, может, и нет. Так же обстоит дело с так называемым бессмертием - и на этом мы с вами можем отложить рассмотрение данной проблемы.

Но тут просыпается моя совесть врача, побуждая меня сказать несколько слов, имеющих важное отношение к этому вопросу. Я не раз замечал, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче и здоровее, чем жизнь бесцельная, и что лучше двигаться вперед вместе с потоком времени, чем назад, против его течения.

Для психотерапевта пожилой человек, который не может распрощаться с жизнью, кажется таким же слабым и болезненным, как и молодой человек, который неспособен охватить жизнь в свои объятья. И конечно, очень часто виноваты в этом ребяческая жадность, страх, неуемное тщеславие и своенравие, встречающиеся как у молодых, так и стариков. Как врач, я убежден, что распознать в смерти цель, к которой можно стремиться, - это вопрос своего рода гигиены, если мне будет позволено употребить это слово в таком контексте, и что уклонение от этой цели является каким-то нездоровым и ненормальным явлением, которое лишает вторую половину жизни ее цели. Исходя из этого, я считаю, что все религии, имеющие неземную цель, в высшей степени убедительны с точки зрения психической гигиены. Если я живу в доме, который, я знаю, обрушится мне на голову через две недели, все мои жизненные функции будут находиться под влиянием этой мысли, и, наоборот, если я чувствую себя в безопасности, я смогу жить в этом доме нормально и комфортабельно. Следовательно, с точки зрения психотерапии, было бы желательно думать о смерти лишь как о переходном периоде или как о части жизненного процесса, протяженность и продолжительность которого находятся за пределами наших знаний.

Хотя большинство людей не знает, почему организму нужна соль, все мы употребляем ее в силу инстинктивной потребности. То же самое происходит с психикой. До сих пор большая часть человечества ощущала с незапамятных времен потребность верить в продолжение жизни после смерти. Следовательно, требования терапии ведут нас не на обочину, а на самую середину магистрального пути, проторенного человечеством. Вот почему наши мысли правильны и находятся в гармонии с жизнью, хотя мы и не понимаем, о чем они.

Всегда ли мы понимаем, о чем думаем? Мы понимаем только такой вид мышления, который имеет форму простого уравнения, из которого вытекает лишь то, что мы в него заложили. Такова работа интеллекта. Но помимо указанного существует мышление изначальными образами или символами более древними, чем исторический человек, которые являются для него врожденными с изначальных времен. Вечно живые, переживающие все поколения, они до сих пор составляют основу человеческой психики.

Прожить полноценную и наполненную жизнь возможно, лишь когда мы находимся в гармонии с этими символами; мудрость же представляет собой возврат к ним. Это вопрос не веры или знания, а лишь согласованности нашего мышления с изначальными образами бессознательного. Они являются непредставимыми матрицами всех наших мыслей, на чем бы ни сосредотачивалось наше сознательное мышление.

Одной из таких изначальных мыслей является идея жизни после смерти. Наука и эти первообразы несоизмеримы. Они представляют собой иррациональные данные, априорные условия воображения, которые просто существуют, а их цель и обоснование наука может изучать лишь a posteriori так, как она изучает, например, функцию щитовидной железы. До начала девятнадцатого столетия щитовидка считалась бесполезным органом просто потому, что не была понята. В равной мере и для нас было бы недальновидно считать эти первообразы бессмысленными. Для меня эти образы являются чем-то напоминающим психические органы, и я отношусь к ним с величайшим уважением. Иногда случается, что я вынужден сказать пожилому пациенту;

"Ваше представление о Боге или ваша идея о бессмертии атрофирована, следовательно, ваш психический метаболизм не в порядке". Древнее athanasias pharmakon - элексир бессмертия - представляет собой более глубокое и значимое понятие, чем нам казалось.

В заключение я хотел бы вернуться ненадолго к сравнению с солнцем. Сто восемьдесят градусов дуги жизни делятся на четыре части.

Первая четверть, лежащая к востоку, - это детство, состояние, в котором мы являемся проблемой для других, но еще не осознаем собственных проблем. Осознанные проблемы заполняют вторую и третью четверти, тогда как в последней четверти, находясь в глубоко преклонном возрасте, мы вновь опускаемся в такое состояние, когда независимо от качества нашего сознания мы опять становимся некоторой проблемой для других. Детство и преклонный возраст, конечно, весьма различны, однако, у них есть одна общая черта - погружение в бессознательные психические явления. Поскольку ум ребенка вырастает из бессознательного, его психические процессы не сложно, хотя и не так легко, различить в отличие от таких же процессов у очень старого человека, который вновь погружается в бессознательное, все более исчезая в нем. Детство и старость - это стадии жизни без каких-либо осознанных проблем, вот почему я и не рассматривал их здесь.

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Стадии жизни Изменения, происходящие в психике человека на протяжении его жизни, входят в круг интересов аналитической психологии. В отличие от фрейдовского подхода, где внимание сосредоточено главным образом на стадиях раннего детства, аналитическая психология

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Приливы и отливы, или стадии семейной жизни …Что случилось? Еще недавно он был нежен и ласков, приносил цветы, дарил милые безделушки. А сейчас он холоден и равнодушен, а порой даже груб в своем достаточно ясном стремлении отстраниться, уйти от общения. И чем дальше, тем

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Четыре стадии жизни Классическая идеальная жизнь индийского мудреца делится на четыре стадии: ученик, глава семьи, обитатель леса и аскет (Smith, 1987). Согласно традиционной индийской концепции, каждая стадия продолжается 25 лет, а весь цикл человеческой жизни должен

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

Стадии сна Вероятно, многие знают этот феномен и по себе: иногда проспишь пару часов, и кажется, что ты уже выспался, - бодр, полон сил и здоровья. А другой раз - спишь и спишь, спишь и спишь, а толку никакого - все равно чувствуешь себя разбитым и подавленным. В чем же тут

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

1.5. Стадии любви Как показали американские психологи, человек проходит через три стадии, присущие любви: вожделение, страстное увлечение и привязанность. Причем каждая из этих стадий может оказаться последней.Первая стадия - вожделение, напрямую связана с сексуальным

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Стадии любви Теперь мы знаем, как начинается любовь в ранней веге­тативной жизни ребенка, когда у него возникает привязан­ность к самому себе и в особенности к некоторым частям своего тела, а также по крайней мере еще к одному челове­ку, который о нем заботится. В том или

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

О стадии неумелости Консультант по вопросам бизнеса Маршалл Тербер как-то сказал: «Любое дело, достойное мастерства, поначалу получается плохо». Вспомните, как вы начинали учиться водить машину, ездить на велосипеде, играть на музыкальном инструменте или заниматься

Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

Состояния и стадии На этом месте мы, вероятно, можем начать видеть, насколько полезна для осмысления духовности «всесекторная, всеуровневая» модель (или AQAL-модель, или ИОС). Заметьте, что даже те два аспекта духовности, которые мы обсудили до сих пор, – духовность высших

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Доконвенциональные стадии Первые три стадии называются доконвенциональными, поскольку, находясь на них, человек может занимать только перспективу первого лица – «я, мне, меня». Ещё не появилась способность соответствовать нормам обусловленной реальности других

Из книги Структура и динамика психического [сборник] автора Юнг Карл Густав

Конвенциональные стадии Янтарная и оранжевая стадии называются конвенциональными, поскольку янтарная стадия вводит перспективу второго лица «вы, ты», а оранжевая – третьего лица «он, она, оно, они». Это позволяет личностям, находящимся на данных стадиях, следовать

Из книги автора

Невероятные факты

Каждый из нас за свою жизнь проходит 12 возрастных этапов, каждый из которых соответствует своему знаку Зодиака. Существует так называемая точка жизни, движущаяся со скоростью 4,3 градуса ежегодно. Она начинает свою дорогу в Овне и заканчивает в Рыбах.

Человек всегда может точно определить, с какой именно проблемой он столкнется в определенном возрасте. Каждый должен закрыть свою программу в каждом возрастном этапе, а в итоге и за всю жизнь. Проанализируйте то, как у вас происходит закрывание этапов и сделайте соответствующие выводы.

Жизненные этапы

0 – 7 лет


Точка жизни в данном возрасте передвигается по самому неуемному знаку Овна. Дети полны энергией, им трудно усидеть на одном месте, они очень любознательны, хотят знать все обо всех и обо всем. Не существует такой силы, которая их остановит.

В этом возрасте ребенка сдерживать не нужно, наоборот, предоставьте ему по максимуму свободу, потому ему крайне важно проявить себя и самоутвердиться. Перед родителями стоит следующая задача: они должны привить маленькому человеку чувство любви и сострадания к другим людям, не дать жестокости и эгоизму пустить свои корни, потому что в этом возрасте, так же как и девиз Овна: «Я хочу!»

Не разрешайте своему ребенку обижать других детей и животных, учите его беречь природу, воспитывайте в нем силу воли. Если вы не сможете привить ребенку эти черты до семилетнего возраста, то, увы, уже никогда он не сможет ими овладеть.

Этапы жизненного цикла

7 – 14 лет


Точка жизни в данном возрасте пришла к Тельцу. Настоятельно рекомендуется всем родителям не потакать каждому материальному желанию и капризу своего ребенка. В этом возрасте очень важно научить ребенка держать под контролем свои эмоции, в особенности агрессию и гнев. Ребенок должен тренировать память и развивать ее.

Родители должны культурно, но в твердой форме создать круг общения своего подростка, так как именно в этом возрасте в человеке собирается отрицательная энергетика толпы, что впоследствии может превратиться в непримиримость к окружающим и в жесткость. Однако, не стоит изолировать подростка от ровесников.

Огромное влияние на него оказывает атмосфера и место их времяпрепровождения. Очень важно заложить в ребенке основы и важность обучения в системе. Родители должны постараться, чтобы их подросток усвоил как можно больше разного материала и информации.

В этом возрасте человеку не сложно привить любовь к эстетике и искусству. Период отлично подходит для занятия в художественной и музыкальной школах. В 13-14 лет у ребенка должно формироваться правильное отношение к своим корням и предкам. Родители могут разговаривать с ним на различные философские темы, так как время пришло.

Этапы жизненного пути

15 – 21 год


Точка жизни передвигается по Близнецам

Самое время активно работать над развитием интеллекта и мышления как самостоятельной единицы. В 15 – 16 лет подросток входит в общество, в котором существуют свои правила и законы, их надо соблюдать для того, чтобы быть принятым. В этом возрасте важно изжить в себе тягу к спекуляциям, сплетням, несобранность и безответственность.

Раньше в этот период родители занимались половым воспитанием своих детей, но в сегодняшнем мире начинать в этом периоде уже поздно, так как дети уже сами все знают. Поэтому начинайте раньше. В этом возрасте очень полезно путешествовать, знакомиться с культурами разных стран, поглощать разную интересную информацию.

Основные этапы жизненного пути

21 – 28 лет


Точка жизни движется по Раку. Этот этап в жизни каждого человека является необыкновенно важным, потому что главные его задачи – это работа над своим внутренним миром и формирование своей системы ценностей на базе опыта старших поколений. Человек духовно совершенствуется, занимается самоанализом. В это время он должен постараться избавиться от некоторых отрицательных качеств: жадности, мнительности и обособленности от людей.

Самое тяжелое в этом возрасте – это справиться с рубежом 25-26 лет. В этом возрасте большинство людей хотят бросить все и начать новую жизнь. Это возраст, когда невероятно важно сделать верный выбор, потому что у многих уже созданы семьи. Зачастую опрометчивые поступки могут поломать жизнь не только самому человеку, но и его близким.

Для того, чтобы не наломать дров, стоит наладить прочную духовную связь с родственниками и родителями, со старшим поколением. В тяжелой ситуации они на самом деле могут помочь, причем и словом, и делом. 25 – 26 лет – это замечательный возраст для рождения ребенка, так как малыш возьмет от родителей самые лучшие их качества.

Различные жизненные этапы

28 – 35 лет


Точка жизни передвигается по Льву. В этом возрасте у человека могут появиться склонности к алкоголизму, наркомании, чрезмерному авантюризму. Человек получает большой поток энергии, который не каждый может использовать по назначению, многие начинают ее тратить впустую, предаваясь никчемным и пустым утехам.

Отличный способ борьбы с нахлынувшими искушениями – это чтение книг, занятия религией, философией. Они делают душу чище и увеличивают уровень нравственности. Важно найти для себя правильную философскую концепцию, не свернуть в секту, не собрать отрицательной энергии, которая может разрушить любого.

Переломный момент наступает в возрасте около 32 лет. Примерно с 28 лет семейные неурядицы уходят на второй план, уступив место человеческому эго. Мы стараемся активнее проявлять себя в коллективе, чтобы не остаться незамеченным и недооцененным. В 29 лет многие в первый раз подводят первые жизненные итоги.

Для женщин 32 года – это невероятно важный период. Это время пересмотра своих личностных взаимоотношений, время смены чувств.

Зачастую в этом возрасте случаются разводы, человек вступает в новую любовную связь. Однако, важно тщательно анализировать свое прошлое, хорошо взвешивать все и, конечно же, не рубить с плеча. Часто бывает так, что новые чувства длятся очень недолго.

Жизненные этапы развития

35 – 42 года


Точки жизни передвигается по знаку Девы. Это время, когда человек должен отдать большое количество накопившейся в предыдущем возрастном периоде энергии. У человека должны выработаться методичность и четкость в решении проблем различного характера. Это хороший период для совершенствования в профессиональной сфере, а также для браков по расчету.

В 37-38 лет происходит кармическая проверка. Это ваш самый первый экзамен на то, следуете ли вы своей жизненной программе, соблюдаете ли неписанные принципы.

Если ответ отрицательный, то ждите проблем. Это может быть предательство друга, трудная болезнь, увольнение с работы. В этом возрастном периоде уделите очень много внимания своему здоровью. Займитесь своим питанием, не зашлаковывайте организм. В данном возрасте у человека могут проявляться в характере не самые приятные особенности: скупость, брезгливость, пренебрежение к окружающим, придирчивость.
Также важно подготовиться к невероятно ответственному моменту в жизни – полуцикл Урана, который происходит в 42 года. В этом возрасте ваша точка жизни пересекла жизненный экватор. В этом возрасте многие люди пытаются изменить свою жизнь, как они думают, только в лучшую сторону: они создают новые семьи, меняют место жительства и работы, обзаводятся новыми увлечениями.

Характеристика этапов жизненного цикла

42 – 49 лет


Точка жизни передвигается по Весам. Теперь человек хочет посвятить себя делу, которое он выбрал в 42 года. Про этот возраст говорят, что это самое настоящее бабье лето, потому что случается гармония в социальной и личной жизни. Все, что человек накопил за прошедшие годы, разложено по полочкам, проанализировано и ждет применения.

Венера – это основная планета знака Весы. Она руководит человеком в его желании создать крепкие гармоничные связи, а также соблюдать законы морали и этики в чувствах и в работе. В этот период человек налаживает социальные связи, изживает свои недостатки (к примеру, себялюбие, эгоцентризм, предрасположенность к диктату), устраивается на новую работу, показывает свои организаторские способности. Это время отлично подходит для развития имеющихся талантов.

Жизненные этапы человека

49 – 55 лет


Точка жизни передвигается по знаку Скорпиона. Это довольно трудный и критический период в жизни каждого из нас, особенно в жизни женщины. Приходится изменять давно устоявшимся взглядам, что дается очень нелегко. Ломка эта болезненная и сложная. У людей в этом возрасте часто обнаруживаются онкологические болезни, часто, примерно в 52 года, можно встретить сексуальную неудовлетворенность. В этом возрасте у человека есть невероятная саморазрушительная сила, потому часто ради достижения своей цели он готов идти на все.

Важно держать под контролем свои эмоции, не увлекаться самокопанием и не замыкаться в себе.

Встречайтесь с друзьями, изучайте психологию, занимайтесь творчеством, выходите в свет. В этом возрасте можно раскрыть у себя оккультные или магические способности. Женщины в 52 года особенно склонны к этому. Людям, которые до сих пор вел не совсем правильный образ жизни, судьба дает возможность начать жить на базе новых принципов, отказавшись от заблуждений и исправившись.

Последовательность этапов жизненного цикла

56 – 63 года


Точка жизни передвигается по Стрельцу. Человека тянет в религию и в философию. Многие в этом возрасте замечают за собой суетливую тягу к знаниям, которые они когда-то не получили. Им хочется изучать различные философские течения, разные науки. В большинстве случаев это не получается, потому что когда человек хватается за слишком много вещей сразу, он не достигает вообще никаких результатов. Лучше выбрать что-то одно, и глубоко изучать выбранную тему.

В 56 лет социум еще раз проверяет человека. Здесь наружу выходят все промахи и ошибки, которые были совершены в 37-38 лет.

Кто жил с умом, тот к этому возрасту занимает в обществе высокий пост. Те, кто не прошел проверку, к поставленным целям не приходит и уходит на отдых.

Этапы развития жизненного цикла

63 – 70 лет


Точка жизни передвигается по Козерогу. Это последний шанс. В 63 года у человека может произойти его последний выбор, потому что при желании даже в таком позднем возрасте можно изменить свою жизнь.

Тот, чей выбор был неправильный, либо сильно ломает свою жизнь, либо уходит из нее. В особенности это относится к людям, которые хотят создать другую семью, так как в 90 процентах случаев этого не получается. Старое можно легко разрушить, но новое создать практически невозможно.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди