24.04.2019

Социокультурный подход в воспитательно-образовательном процессе. Доу и социум


Подготовила Шадрина М.В. воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 40», г.Братск

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная деятельность взрослых, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников.

Взрослый должен стать примером подражания для своего ребёнка. А также в семье должны быть семейные ритуалы: поход в театр, музей, спортивные виды отдыха, просмотр кинофильмов, чтении художественной литературы и многое другое. Это все — коммуникативное событие, которое обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей.

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Список использованной литературы

  1. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.
  2. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] /http://www.maam.ru/detskijsad

Основные понятия: «социокультурный подход»; «виды компетентности» дошкольника; «педагогическое качество» деятельности образовательного учреждения; «динамический аспект педагогического качества»; «структурный аспект педагогического качества»; «аксиологический аспект педагогического качества»; «развивающаяся система отношений ребенка,»; «сензитивный период развития»; «личностно ориентированное образование»; «здоровьесберегающие технологии»; «психологический комфорт»; «педагогическая помощь»; «поддержка»; «процесс социализации»; «процесс индивидуализации»; «самоактуализация»; «культуроосвоение и культуротворчество».

Литература:

Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.

Cтратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. - № 11.

Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..

Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.

Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.

Известно, что подрастающее поколение формируется не только под влиянием педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, личностно ориентированной социокультурной среды сопровождения каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, которое максимально способствует формированию общекультурной компетентности мировоззренческой позиции. Невозможно воспитывать, не обучая, нельзя обучать, не воспитывая. Образованность, по В. Далю, значит «улучшать духовно». Цель образования на современном этапе - воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности.

Обращение к отечественным традициям должно происходить в непрерывном единстве с работой на всех ступенях обучения, на материале народных обрядовых и православных праздников. Главное здесь не «натаскивание» детей на ограниченный объем конкретных знаний о народной культуре, а организация чувственного опыта детей, так как личная сопричастность - ведущая мотивация восприятия.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Научно-гуманистическая система образования позволят осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В соответствии с концепциями С.И. Гессена, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева присвоение культуры может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности. Подлинное образование, по мнению С.И. Гессена, заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна - постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л.С. Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т. Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность со-творения культуры.

Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. Рассматривая сам феномен культуры как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня», В.Т. Кудрявцев убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них. А значит, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

Итак, основными линиями развития ребенка являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.

Развертывание этих линий как поступательно осуществляемого процесса («от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности») является, по мнению Д.И. Фельдштейна, одним из важнейших моментов целеполагания в социальном развитии.

Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования, связана с освоением и сменой педагогом различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свой методический инструментарий в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования.

И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка . Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности Ш.А.Амонашвили: знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Главное в этой ориентации - формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте неоценимо.

Вместе с тем, исключительная ориентация педагогов на действие этого механизма в качестве универсального в процессе социального развития дошкольника, чревата доминированием когнитивного компонента в становлении развивающейся личности, что порой приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении весьма ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».

Другим механизмом, обеспечивающим интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в сознании индивида. В соответствии с концепцией Е.М. Калашниковой под идентификацией понимается «механизм сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных (внутренне принятых) в ходе освоения мира человека». Применительно к процессу социализации детей дошкольного возраста данное определение требует конкретизации и дополнения. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции. По отношению к социальному развитию дошкольников более приемлемым будет определение Л.И. Папкина, согласно которому идентификация рассматривается как акт интерперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае может быть рассмотрен как отдельный механизм социализации, порожденный и обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.

Идентификация, по мнению Е.М. Калашниковой, выступает как единство в антиномии: приобщение и обособление, что не противоречит содержательной характеристике процесса социального развития Д.И. Фельдштейна (социализация и индивидуализация). Каждый индивид усваивает социальный опыт через приобщение, но осуществляет это, индивидуально обособляясь.

Существенным механизмом, опосредующим как восприятие человеком социальных ценностей, так и их воспроизведение в коммуникативном акте, является индуктивная регуляция, рассматриваемая в психологии как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия. Влияние данного механизма тем более ощутимо, чем менее значительна смысловая нагрузка действий, представленных в принятых нормах и правилах поведения. Данный механизм, как ни один другой, связан с позицией социально значимой группы (семьи, сверстников), а его игнорирование или несвоевременная коррекция могут привести к негативным последствиям в социальном развитии ребенка. Действие этого механизма тесно связано с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми. Ярче и чаще всего этот механизм «срабатывает» в процессе восприятия людей, имеющих отклонения в физическом развитии, представителей другого пола, национальности, в силу существующих социальных стереотипов. Педагогическая значимость данного механизма проявляется в зависимости от уровня осознания ребенком социальных смыслов используемых способов, от ценностных ориентаций ближайшего социального окружения.

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт как некая «априорная» сущность, как результат усвоения общественного опыта. Н.Ф. Голованова рассматривает социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающим миром, становление которого не может быть ограничено лишь усвоением определенной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связано с овладением способами деятельности и общения. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как именно в нем находит отражение субъектная сущность индивида.

Не менее значимым в аспекте социализации-индивидуализации ребенка является механизм культуротворчества. По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Все достижения человечества, - пишет Н.Н. Поддьяков, - вся его культура - это результат поисковой деятельности… Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребенком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества» (В.Т. Кудрявцев).

Завершающей фазой деятельности, направленной на коммуникацию, является контроль, включающий механизмы оценки как способа установления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Обозначенные механизмы (за исключением рефлексии) имеют место в поведении детей уже в младшем дошкольном возрасте, однако они в значительно большей мере зависят от позиций социально значимого окружения, актуализируются и транслируются, как правило, взрослыми людьми.

Гузь Надежда
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования , в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества , снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. Ребенок – человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.

Главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира. Вторая основополагающая идея : ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача : своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.

Ближайшее окружение ребенка - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействие этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией .

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей .

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление :

Культурно-нравственное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности , традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности в тесной взаимозависимости четырех компонентов :

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой . Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами.

Социальные качества , которые можно объединить в пять комплексных характеристик : сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность , открытость и социальная гибкость .

Все компоненты развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах.

Все отклонения в социально-культурном и нравственном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер .

Как способствовать социально-культурному и нравственному развитию дошкольника ? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя и детей с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества :

Часто обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

Подчеркивать сходство между разными людьми;

Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

Не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

Ясно формулируйте правила поведения .

Социальный опыт , к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре . Усвоение культурных ценностей , их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

В работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь активными участниками.

Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми» , все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость – вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных , нравственных проявлений детей .

Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего города и края, в нашем детском саду ведется большая работа. Сразу после новогодней елки мы проводим два-три занятия, на которых рассказываем о Рождественских праздниках на Кубани, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

Накануне Рождества вместе со старшими детьми мы делаем рождественскую звезду, разучиваем колядки. Дети рядятся в различные костюмы, ходят из группы в группу, поздравляют с Рождеством Христовым детей и сотрудников детского сада.

Следующий большой праздник – Масленица. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Один из смыслов праздника в том, что все имеет конец : конец зимы – конец года, конец жизни. Православная церковь особенно поддерживает прощальную часть Масленицы, это находится в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним. В прощальном воскресенье заложен глубокий нравственный , воспитательный смысл. Праздники Масленицы, проведенные нами, оформились в тему «Прости» , где подчеркнут общечеловеческий нравственный смысл . Тематические занятия, ориентированы на формирование некоторых умений и навыков, таких как необходимость признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого сам обидел; умение прощать своего обидчика; умение понимать смысл покаяния – верующие люди просят прощения у Бога за плохие поступки,мысли.

Особенно любимый детьми в нашем саду Праздник Празднеств – Пасха. В преддверии праздника мы проводим пасхальные чтения. Читаем библейские рассказы о воскрешении Иисуса Христа. Слушаем рассказы для священника Александра Меня, цикл рассказов «Ангелы детства» протоиерея Сергея Николаева, используем видео и аудио записи. Помимо того, разучиваем стихи и песни о Пасхе, народные игры и игры с яйцами, такие как «Крутько» , «Катки» , «Битки» и так далее. Традицией стало изготовление различных поделок определенной тематики, расписывание яиц, проведение утренников.

Празднуя День Победы, не забываем отмечать, что этот праздник не только ликования, гордости за свой народ, победивший в войне, но и день поминовения погибших героев. В честь павших воинов организовывается возложение цветов к памятникам погибших, разучиваются стихи и песни «Вечный огонь» , «Журавли» , «Алеша» . Традиционно проводится акция «Посылка солдату» .

Еще один праздник – Троица (другие названия Духов День, Семик, Березка) . Он соединяет весну с летом. Символом праздника является Березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде ярмарки, веселых посиделок. Дети с удовольствие поют песни о березке, играют в народные игры. В этом году проводился праздник «Яблочный спас» .

Проблему социально-культурного и нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте . Известно, что основой воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей , закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей . Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Ребенок и социум

Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Процесс социализации включает совокупность четырех составляющих:

    стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями;

    относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и (или) социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в вооруженных силах, возраст выхода на пенсию и т.д.);

    относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека;

    самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В отечественной педагогике проблему «социализации» раскрывали: Л.С. Выготский, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Т.Д. Репина, Д.И.Фельдштейн и др. Л.С. Выготский, как и многие психологи, вслед за Ж.Пиаже пытался из индивидуального поведения ребенка вывести социальное. Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первый заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующее внешне и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, которые освоил во взаимодействии со взрослыми, как выражается Л.С. Выготский, «сотрудничество сознания». А.Б. Залкинд, в отличие от Л.С.Выготского утверждал, что ребенок – прямой продукт средовых влияний, они обуславливают и социализацию и воспитание. По его мнению, социализация заключается в приспособлении к среде ребенком, в выработке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некоторое равновесие со средой.

Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. А.В. Мудрик понимает социализацию - как, «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром».

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт. Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления ребёнка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.

Г.М. Андреева. Е.П. Белинская, Б.П. Битинис, Л. Колберг, И.. Кон) в качестве основания содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки поведения и модели поведения. Л.В. Коломийченко считает, что социализация – это 1)процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания и 2) реальное содержание взросления ребёнка в котором осуществляется становления значимого в индивидуальности субъектов активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок выступает как объект усвоения и приобретения социального опыта. Во втором случае субъектом собственной творческой деятельности. Результатом, средством одного из аспектов социализации, Л.В. Коломийченко, считает социальное развитие личности.

Эти составляющие содержания обобщенного социального опыта в процессе социализации преобразуются во внутренние преобразования личности – интериаризуются (процесс освоения ребенком выработанных обществом норм, ценностей, установок, представлений). У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (Образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни) и т.д. Интериаризуясь, социальные идеи и образы не просто усваиваются ими на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание личности. Констатируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс становления человека сложен: каждый отдельный индивид становится человеком в результате социализации.

Социализация ребенка дошкольного возраста – это его способность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка поднимались в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, К. Обуховского и др.

А.В. Запорожец большое внимание в своих исследованиях уделял мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.Д. Репиной, Е.К. Золотаревой, А.Д. Кошелевой, Л.В. Коломийченко позволяют рассматривать социальную ориентацию отправным моментом взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «пристраиванием» хода развития ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

По мнению В.А.Сухомлинского познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество становится его членом. Этот процесс приобщения ребенка к обществу, следовательно, процесс формирования личности и называется социализацией: «Опыт убеждает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни». На начальных этапах социализации, то есть в дошкольном детстве, по мнению В.А. Сухомлинского в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. Поэтому семья - по его мнению, была одним из значимых факторов социализации детей дошкольного возраста.

По мнению Д.И. Фельдштейна, процесс присвоения ребенком социальных норм и по своему содержанию представляет единство и одновременно постоянное воспроизведение противоречия двух сторон: социализации и индивидуализации: социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение, (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта. Личность представляет собой постепенное поэтапное индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития.

Социальное развитие - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Социальное развитие – это сложное явление в ходе, которого происходит усвоение ребёнком норм человеческого общежития и утверждения себя как социального субъекта. Основная цель социального развития - это адаптация индивида к общественной социальной действительности.

При рассмотрении дошкольного детства правомернее использовать понятие «социальное развитие», так как в дошкольном возрасте мы имеем дело с постоянно растущей личностью ребенка. При этом развитие понимается как совокупность закономерных изменений в личности, которое приводит к появлению нового качества. По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности в дошкольном детстве происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, предметно-развивающей среды, и др.), так и внутренней работы индивида над собой. В присвоении общественной сущности человека заключается главный смысл социального развития ребенка – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризированных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем». Таким образом, социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям.

При этом под социальным развитием дошкольника понимается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза.

А.В.Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные социально-психологические. Рассмотрим каждый из них в аспекте формирования социальной компетентности дошкольника.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикета, символики, связанные с телом, полоролевым поведением, осваивает элементарные гигиенические навыки, развивает и реализует физические задатки. В связи с этим необходимо выделить из социальной компетентности общекультурные, физические компетенции, на основе которых формируются такие качества, как ловкость, гибкость, быстрота, аккуратность, вежливость, самопознание своего «Я» как определенного пола.

Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. В этом возрасте происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых. Как поступают взрослые – так и ребенок, он всей душой и зрением открыт на то, чтобы брать пример со взрослых. Дошкольник может проявлять доброту, внимание, заботу, уметь просить о помощи и оказывать ее, осваивать трудовые навыки, проявлять желание вести себя правильно по отношению к окружающей жизни, контролировать свое поведение. Но это произойдет на качественном уровне только тогда, когда рядом оказываются значимые взрослые. Многие пороки взрослых исходят из дошкольного детства, когда происходит духовное становление личности, доминантное новообразование под влиянием взрослого. Решение данных задач позволяют выделить познавательные, ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции, формирование которых предполагает становление таких качеств, как милосердие, взаимопонимание, взаимовыручка и взаимопомощь, сотрудничество.

Социально-психологические связаны со становлением сознания личности. На этапе дошкольного детства самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и определенного уровня самоуважения. Внутренние источники развития определяют саморазвитие личности. Для социального развития это наиболее значимый компонент, так как он связан с самостоятельным осмыслением социально-культурного опыта. При этом личностное всегда принадлежит носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ, благодаря деятельности его сознания, способности личности к рефлексии собственного «Я». Полное управление развитием личности извне нерезультативно, так как не учитывает желание и возможности самого ребенка, поэтому его необходимо сочетать с управлением изнутри, подразумевающего организацию деятельности, общение, проектировку отношений, возникающую в среде, в которой находится растущая личность. На основании этого можно выделить личностные компетенции, которые связаны с формированием таких качеств, как самостоятельность, инициатива, креативность, самопознание, социальная активность, способность к самоизменению.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.

Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Исходя из вышесказанного, социальное развитие ребенка можно определить как количественные и качественные изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения ребенком собственного опыта общения и взаимодействия.

Итак, анализ теоретических трудов и практики по проблеме социального развития детей позволяет сделать следующие выводы:

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в активной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, формирующей навык в процессе многократного повторения способов совершения отдельных действий;

Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном процессе;

Эффективность социального развития каждого ребенка предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников.

С.А Козловой разработаны подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она выделяет:

Задачи, направленные на развитие ребенка :

Формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

Воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;

Формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

Разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

Использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм организации.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)

Группы методов

Виды методов и приемов

1.Методы, повышающие познавательную активность

Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения

2.Методы, направленные на повышение эмоциональной активности

Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны

3. Методы, способствующие установлению связей между разными видами деятельности

Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность

4.Методы коррекции и уточнения представлений о социальном мире

Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди