25.09.2019

Социально-реабилитационная программа "маленькие дети с большими правами". Реабилитация детей из детского дома Программа воспитателя центра для несовершеннолетних по социализации


Юлия Заборянская
Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних

Анализ

работы воспитателя социальной реабилитации

для несовершеннолетних

воспитателя Заборянской Юлии Александровны за 2017 год

Я работаю в ГКУ СО КК «Выселковский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних ». Работаю по комплексной программе социальной реабилитации «От сердца к сердцу» . Имею педагогический стаж 14 лет. Работаю я воспитателем первой реабилитационной группе по семейному типу, возраст детей от 3 до 18 лет. Причины, в основном по которым поступают дети в реабилитационный центр : трудная жизненная ситуация, социально -опасное положение в семье. Несовершеннолетние дети , поступив в СРЦН на социальную реабилитацию , социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности. В СРЦН поступают дети испуганные, недоверчивые, а зачастую –озлобленные, поэтому важнейшая задача мой как воспитателя –помочь ребенку жить в социуме , научить правильно общаться, чтобы он знал куда и к кому он может обратиться за помощью, научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Одна из главных целей деятельности центра является профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних , оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, у большей части несовершеннолетних , находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально -опасном положении имеются пробелы в знаниях, отсутствуют навыки самообслуживания, проблемы с выполнением культурно-гигиенических навыков.

В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию социальных знаний и навыков у воспитанников , которые необходимы в самостоятельной жизни :

Формирование санитарно-гигиенических навыков;

Формирование навыков правильного поведения;

Самообслуживания;

Формирование коммуникативных навыков;

Развитие познавательной сферы;

Развитие творческих способностей

Большинство несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, поступив в центр, не имеют элементарных представлений о гигиене и санитарном состоянии. Моя задача как воспитателя состоит в том , что бы формировать санитарно-гигиенических навыки, привить положительные качества и они стали жизненной нормой для детей. С помощью занятий : «Мойдодыр приходит в гости» , «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» , «Предметы личной гигиены» , а так же во время гигиенических процедур в индивидуальной работе с воспитанниками происходило формирование санитарно-гигиенических навыков.

В начале социальной реабилитации воспитанники не имели санитарно-гигиенических навыков, а в конце реабилитации такие навыки сформированы практически у всех.

Поступив в центр на реабилитацию , не все дети обладают коммуникативными навыками. Поэтому главной задачей в моей работе по формированию коммуникативных навыков считаю : научить правильному общению, сохраняя хорошие отношения с другими людьми и развивать коммуникабельность. Мною были проведены занятия : «Хорошие и плохие поступки» , «Что такое хорошо что такое плохо» , «Вежливое слово» . В занятия были включены игры и упражнения, с помощью которых ребята учились преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. По отношению к взрослым и другим воспитанникам ребята стали относится уважительнее, увереннее, добрее. Формирование навыков правильного поведения осуществлялось с помощью просмотра презентаций, видеороликов, проведения занятий по воспитанию правильного поведения. Мною были проведены занятия : «Культура поведения» , «Правила поведения на дороге» , «Правила поведения в обществе» , «Правила поведения на природе» .

В начале реабилитации уровень формирования культурного поведения у воспитанников низкий , а к концу реабилитации значительно вырос .

Одной из главных задач в работе с воспитанниками , считаю развитие у детей творческих способностей. За период нахождения в центре ребята учились рисовать, лепить, выполнять аппликации из природного, морского, бросового материала. Так же ребята участвуют в инсценировках сказок, учатся самостоятельно распределять роли героев сказки, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников . Все работы воспитанников фиксируются на фотографиях, подделки расставляются на стендах, хранятся в партофилиях.

В своей работе с детьми так же использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания , позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Для детей младшего возраста особое внимание уделяю художественной деятельности (развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию ВПФ) . Для развития художественной деятельности у детей использую нетрадиционные техники работы рисования , пальчиками, тычком и печатками, что способствуют развитию у детей конструктивных и коммуникативных способностей при ознакомлении с окружающим миром. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные , что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Работы детей принимали участие в выставках центра.

Так же дети участвуют в инсценировках сказок, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников .

С окружающим миром воспитанников знакомлю на целевых прогулках, экскурсиях. Очень важно, что бы дети в дальнейшем развивались и совершенствовали. Для этого им необходимо привить познавательный интерес и любознательность. Эти качества способствуют воспитанникам освоится в дальнейшей самостоятельной жизни, помогут найти выход из любой ситуации. Формирование этих социальных качеств происходит во время различных познавательных занятиях. Для формирования таких социальных качеств у меня разработаны занятия которые делятся по блокам :

1. Личность

2. Профессия

По направлениям :

4. Трудовое воспитание

5. Физическое воспитание

7. Эстетическое воспитание

На реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей. Практически все дети имеют проблемы психологического характера : низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности.

Своим воспитанникам прививаю мысль , что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету.

23февраля мною проводилось праздничное мероприятие, посвященное празднику «23 Февраля» . В этом мероприятии были

задействованы воспитанники всех семейных групп . Ребята исполняли песни «Шли солдаты на войну» «Маленький катерок» , «Быть мужчиной» , читали стихотворения наизусть, мальчики танцевали танец «Солдаты» , а девочки спели рэп. Так же с детьми были проведены конкурсы, те воспитанники , кто принимал активное участие, выигрывали сюрпризы и подарки.

В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами : педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую ИКТ. В работе использую сведения , найденные на педагогических сайтах Интернета.

Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра , посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий. Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития : продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений.

Поставленные мною цели и задачи в процессе работы воспитанниками выполняются . Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это : продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, профессиональный рост.

Проблемы адаптации ребёнка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребёнка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений (19, С. 145).

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий (15, С. 208). Она включает в себя: организацию усиленного и сбалансированного питания;

витаминизацию, вакцинацию и ревакцинацию;

обеспечение медицинскими средствами коррекции (медицинские препараты, очки, слуховой аппарат и др.);

организацию профилактических медицинских осмотров.

Основные организаторы медицинской работы: врач, медсестра, коррекционный педагог учреждения ременного пребывания ребёнка, психотерапевт.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребёнка в детском доме.

Таким методом может служить игротерапия, использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки. Ценность этого вида терапии определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Снимается психическое напряжение, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием.

В рамках психологической реабилитации могут использоваться различные метод арттерапии, то есть терапии средствами искусства. Например, ожжет применяться метод музыкотерапии - использования в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Библиотерапия - метод воздействия на ребёнка, его переживания, чувства посредством книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Логотерапия как метод разговорной терапии предполагает разговор с ребёнком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Ещё один эффективный способ коррекции поведения воспитанника - метод моритатерапии. С помощью этого метода ребёнок становится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Специалист предлагает ребёнку высказать своё мнение о чём-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, интонации, жесты). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения (20, С. 59-65).

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков (11, С. 320).

Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни, прежде всего создавать

Разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным. Особо следует остановиться на методике работы с контрактной сетью ребенка (6, С. 140 - 158). В шведской практике социальной работы с ребенком, утратившим родителей, эта методика, разработана на основе социологической теории У. Бронденбреннера, является краеугольным камнем в терапевтической работе с ребёнком. Эта теория описывается им в целом ряде трудов, однако наиболее полно излагается в его работе 1997 г. «К экспериментальной экологии человеческого поведения». Основанная на общей теории систем, теория экологических систем предоставляет социальному работнику возможность проанализировать бытие ребёнка во всей его сложности. При этом анализу подвергаются не только сами системы, в которые включен ребёнок, но и механизм взаимодействия, и характер влияния этих систем друг на друга. Задачей специалиста, использующего метод работы с контактной сетью, является активизация, мобилизация всего социального окружения ребёнка на оказание помощи, влияния на кризисную ситуацию с целью нормализации его положения. В отечественной практике по охране детства данное направление также занимает важное место, и его использование регламентируется рядом инструктивно-методических материалов по вопросам охраны детства прошлых лет.

Оторванность от семьи ребёнок переживает как отсутствие корней. В этой связи выдающийся российский практик В.В. Католиков говорит о том, что «никакой, даже самый распрекрасный интернат не заменит самую неблагополучную семью». Современные специалисты интернатных учреждений неоднократно наблюдают случаи уходов детей(особенно это касается детей подросткового возраста) из интернатов и возвращения их в крайне неблагополучное семейное окружение. Английский психотерапевт Д. Боулби в этой связи обращает внимание на неоправданность веры в то, что ребёнок забудет свой дом и начнёт жить сначала, если его куда-нибудь переместить и предоставить хорошие условия, и сделает это ещё быстрее, если в предыдущей семье ему было плохо (отсутствие заботы, насилие). С этим необходимо считаться: пусть общество лишило горе-родителей родительских прав, чтобы воспитать их детей в более здоровой обстановке, но для детей эти люди всё равно остаются родными. Следует бережно сохранять это детское трепетное отношение к своим биологическим родителям. Именно поэтому уже с момента помещения ребёнка в интернатное учреждение следует предпринимать попытки изучения и расширения его контактной сети. Одновременно с этим работа с контактной сетью ребёнка позволяет откорректировать или смоделировать историю его жизни.

Любые контакты детей с их семьями должны быть спланированы в соответствии с интересами ребёнка, а не взрослых.

Выделим положительные стороны контакта детей с родителями, родственниками, близкими людьми:

Создание и расширение контактной сети ребёнка с момента его прибытия в учреждение временного содержания позволяет несколько раздвинуть рамки самого учреждения и оптимизировать процесс приспособления ребёнка к новой социальной среде и условиям жизни.

Встречи со значимыми людьми (тёти, дяди, бабушки, старшие братья, сёстры и просто хорошие знакомые ребёнка) позволяют укрепить самооценку ребёнка. Д. Торнберн, исследовавший влияние личных встреч с близкими людьми на ребёнка в своей «Книге о защите ребёнка» (1995 г.) говорит о том, что такие встречи увеличивают способности ребёнка, включая способность к обучению, уменьшают риск неприятия ребёнком места настоящего пребывания, помогают преодолевать кризисные ситуации.

В ходе контактов со значимыми и близкими людьми ребёнок получает дополнительную информацию о себе. Контакт позволяет избежать разрушительных чувств потери родителей, формирует у ребёнка необходимое чувство семьи и персональной идентификации. Это следует учитывать при работе с историей жизни ребенка.

Исследования, проводимые в Великобритании, на что ссылаются Л.Я. Олифиренко и Т.В. Шульга, выявили четкую связь между высоким уровнем контакта и возвращением детей из государственных учреждений обратно в семью. Даже при долгосрочном пребывании ребенка вне семьи контакт может помочь ребенку установить связи со своим прошлым. Дети, много лет находившиеся на воспитании в различных учреждениях возвращаются домой, и это положительно сказывается на их дальнейшем развитии. Дает ребенку чувство безопасности, знаю, что родители любят его и заинтересованы его благополучием.

Создание и расширение контактной сети ребенка позволяет оптимизировать процесс подбора замещающих родителей, поскольку обеспечивает более широкий выбор кандидатов.

Отсутствие контактов с семьей оставляет не решаемыми вопросы относительно истории семьи, культуры и личной идентичности ребенка.

Прямой или косвенный контакт с кровными родителями или с родственниками, другими значимыми для ребенка людьми может удовлетворить многие потребности ребенка:

Предоставить ребенку возможность реального понимания обстоятельств, приведших к разлуке с родителями;

Дать возможность осознать свою потерю;

Позволить формировать и развивать привязанность к новым родителям с благословления его кровных родителей;

Убедить ребенка в том, что биологические родители или другие родственники продолжают заботиться о нем; это укрепляет чувство собственного достоинства ребенка;

Заверить ребенка относительно благополучия кровных родственников, особенно родных братьев и сестер;

Обеспечить получение большого количества информации о своей личности, истории семьи; предоставить ребенку социогенеалогической связи.

Кроме того, со временем подавляющее большинство оправдывает и идеализирует своих родителей, даже если они жестоко с ними обращались- мы все нуждаемся в знании о «хороших родителях». У многих детей на самом деле существовали теплые отношения с матерью, о которых он помнит, и только то, что женщина страдала алкоголизмом, не позволило ей продолжать оставаться хорошей матерью. Воспитывать приемного ребенка нельзя этого не учитывать.

Решение о возможности контакта может быть принято после анализа следующих моментов:

пожелание ребенка и его чувство относительно контакта;

его отношения с кровными родственниками, включая родных братьев и сестёр;

эмоциональное, физическое и психическое развитие ребёнка, его соответствие возрастным нормам;

отношения родственников с ребёнком, их мнение относительно семьи, в которой воспитывается ребёнок, предыдущий опыт контактов;

здоровье родителей, эмоциональное состояние и образ жизни;

конфликты, которые могут возникнуть и возможность их предотвращения.

Польза от контакта с биологическими родителями зависит от характера их взаимоотношений с ребёнком. Нельзя недооценивать прежние привязанности ребёнка, которые могли быть тесными. Однако иногда контакт может быть нецелесообразным, особенно после серьёзной травмы и/или жестокого обращения. Необходима тщательная оценка индивидуальной истории ребёнка, и его прошлых отношений с родственниками.

Формы контактов детей с родителями и родственниками. Контакт охватывает различные формы прямой или косвенной связи между ребёнком и усыновителями и прежними родственниками ребёнка: биологическими родителями, родными братьями и сёстрами и т.п. Прямой контакт помимо непосредственных встреч может включать в себя обмен письмами, подарками, видео и фотографиями или телефонными звонками. Косвенный контакт это любая связь через третье лицо (инспектора по охране детства). Он может быть только между взрослыми, и ребёнок может знать или не знать о нём. Формами контакта могут выступать написание писем маме и их складывание до той поры, когда мама отыщется или ежевечерние заочные пожелания маме «Спокойной ночи».

Проблема социализации детей-сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов . При выходе из их стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей помощи. Бывают случаи, когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных элементов.

Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном счете обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.

Для социальной адаптации детей-сирот, воспитанников детских домов и школ-интернатов необходимо развивать навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать а руки конкурентоспособные специальности. Важно формировать общую положительную направленность личности ребёнка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о системе образования и др.); освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)» ознакомления со структурой и функциями семьи; формирование адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.

Задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребёнка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия тенденций развития как ребёнка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживания другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Рабочая программа определяет принципы, формы, методы работы, а так же мониторинг отслеживания результатов работы.

1.4. Цели и задачи рабочей программы

Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовое основание программы.

Для успешной реализации основной цели работы учреждения: «создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе» составлена рабочая программа педагогов.

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

Закона РФ «Об образовании».

Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования.

Устава детского дома.

Образовательной программы детского дома.

Программы развития детского дома.

Для разработки программы в сентябре-ноябре 2012 года проведен педагогический мониторинг, его результаты дают возможность построения воспитательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, а так же уровня сформированности коллектива группы.

1.2. Общая характеристика группы.

1.3. Анализ контингента воспитанников.

Цель: Создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе».

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

Задачи:

Формировать положительную, «Я-концепцию» личности ребенка.

Формировать веру ребенка в свои силы и возможности.

Развивать нравственную, волевую и эмоциональную сферу личности.

Формировать осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формировать у подростков, адекватное возрастным особенностям поло-ролевые функции.

Формировать у детей навыки сохранения физического здоровья, восстановление утраченных резервов организма, укрепление иммунной системы организма и ценностного отношения к своему здоровью

Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Формировать готовность к саморазвитию и неприрывному образованию.

Вооружить системой сведений о мире современного рынка труда

Помочь воспитанникам в выборе профессии и построении дальнейшей траектории образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Пояснительная записка

Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются:

Защита социальная" href="/text/category/zashita_sotcialmznaya/" rel="bookmark">социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях;

Gif" alt="*" width="16" height="16 src="> организация получения детьми общего образования.

Потребность и необходимость в социально – педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально – педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.

3. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот ;

4. Разработка индивидуальной коррекционно – развивающей программы.

Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка в детском доме. Именно такой подход является основным в предлагаемой программе.

Срок реализации программы в среднем составляет 1–2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.

Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.

Адаптационный период считается законченным, если у ребенка наблюдается благополучный уровень по всем показателям.

В зависимости от сроков завершения адаптации выделяют 4 уровня адаптации:

1. Легкая адаптация – до 10 дней;

2. Средняя адаптация – до 25 дней;

3. Усложненная адаптация – до 45 дней;

4. Дезадаптация – более 45 дней.

По окончании адаптационного периода делаются выводы о продолжительности, уровне и особенностях адаптации ребенка к условиям детского дома. При оценке результатов учитывается наличие соматических заболеваний, протекающих в адаптационный период, и дезадаптивных форм поведения: агрессивных (в т. ч. аутоагрессивных) и избегающих (в т. ч. самовольные уходы).

Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов . Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image008_78.gif" width="576" height="576 src=">

Этапы работы с вновь прибывшим ребенком:

https://pandia.ru/text/78/205/images/image009_70.gif" alt="Организационная диаграмма" width="579" height="303">.gif" alt="*" width="16" height="16"> Составление программы социально–педагогической реабилитации.

Цель : всестороннее развитие детей-сирот и адаптация их в социальном окружении.

Коррекционно-реабилитационная работа с ребёнком проводится согласно составленной программе и проводится по следующему плану, отражённом в таблице 1.


Таблица 1. Сетка занятий по программе

социально – педагогической реабилитации ребенка

Дата

Название занятия

Ход работы:

Метод. Задачи.

Программное содержание

Кол-во часов

Ответственный

Знакомство с детским домом

Ознакомительная экскурсия по детскому дому

Социальный педагог

Беседа о детском доме

Ознакомить ребенка с новыми социальными условиями жизни, рассказать об основных правилах жизни в детском доме

Социальный педагог, воспитатель

Беседа о нравственности

Рассказать детям про "Общечеловеческие ценности"

Социальный педагог

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (чистить зубы, мыть руки)

Воспитатель

Тренинг "Общение"

Проведение тренинга "Общение" (10 занятий)

Педагог-психолог

Воспитание заботы друг о друге

На примере героев русских сказок ("Приключения крокодила Гены и Чебурашки", "Приключения Винни-Пуха и его друзей") рассказать детям о создании отношений товарищеской заботы друг о друге

Воспитатель

Обучение слушать природу

Научить детей различать и наслаждаться звуками природы

Воспитатель

Рассказать детям об уважительном отношении к людям старшего возраста

Социальный педагог

Обучение быту в личной и совместной деятельности

Ознакомить и научить соблюдать правила личной гигиены (заправлять кровать, ухаживать за обувью, правильно вести себя за столом)

Мед. работник

Познавательные экскурсии на природе

Рассказать детям во время прогулки на природе обо всём, что их окружает и кто их окружает

Воспитатель

Всего

№, п/п

Название методики

Норма

Результаты исследования

Вывод, уровень

Оценка устойчивости внимания

должен выполнить

Оценка цветовосприятия

должен выполнить

Оценка словесно-логического мышления

должен выполнить, но со второго раза

Оценка зрительной памяти

3-4 предмета

Оценка слуховой памяти

Оценка смысловой памяти

3-4 фразы со второго раза

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, работа по социальной адаптации детей в детском доме должна иметь коррекционную направленность. Это обеспечивает преодоление дефицитарности социального, психического и личностного развития детей, находящихся в неблагоприятной ситуации развития.

социальный педагог реабилитация дошкольник детский дом

Список использованной литературы

1. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций. Под общ. Ред. . М.: ВЛАДОС, 2000.-416 с.

2. Мустаева педагогика: учебник для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2003, - 528 с.312.

3. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов. Ред и сост. . – М.: Просвещение, 1991.-23 с.


4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы [Текст]. Под науч. ред. , [Текст]. – СПб., 2000.-204 с.

5. Шептенко и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. . – М. Академия, 2002. – 208 с.

6. Архангельский воспитание [Текст]. – М.: Просвещение, 1979. – 19 с.

7. Божович и её формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. – 67 с.

8. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]. – М.: Просвещение, 1975. – 58 с.

9. Булатова, педагогика: Программа спецкурса [Текст] / , . – Уфа: Вагант, 2004. – 15 с.

10. Волков [Текст]. – М.: Академия, 1999г. – 32 с.

Инструкция диагностики устойчивости внимания

Инструкция: На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован.

https://pandia.ru/text/78/205/images/image014_25.jpg" width="304" height="168 id=">

Оценка результатов: Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Инструкция диагностики зрительной памяти

Инструкция: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Оценка результатов: Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 3-4 предметов из 6.

Инструкция диагностики слуховой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Оценка результатов: Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Инструкция диагностики смысловой памяти

Инструкция: Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.

4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Оценка результатов: Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

Инструкция к тесту-наблюдению "Оценка эмоционально-волевой сферы"

Инструкция: В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)

2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)

3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)

4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)

5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.

2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.

3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.

4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.

5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.

Лариса Аношкина
Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Программа "Труд - основа моей жизни!"

1. Пояснительная записка.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в г. Орске - это стационарное Учреждение, обеспечивающее временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд, а присутствуют, такие качества, как лень, цинизм.

Актуальность данной проблемы обусловила разработку дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»

Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Работая по данной программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна д анной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

На наш взгляд, актуальность дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания подростков в условиях ГБУ СО «СРЦН «Росток» в г. Орске неоспорима, так как ценность труда в нашем обществе недооценивается молодым поколением. Отмечая данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников к самообслуживающему и общественно-полезному труду.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;

также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Цель программы : развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:

воспитательные:

Приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

Воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;

Воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;

Воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

Воспитание основ трудовой культуры;

развивающие:

Формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

Формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

Развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

Развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;

обучающие:

Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

Приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

Включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на подростков социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Программа рассчитана на подростков (13-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде. Наполняемость группы подростков, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, составляет – 10 человек.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Труд – основа моей жизни!»: 3 месяца (24 занятия); которые проводятся 2 раза в неделю, время проведения составляет – 1 час.

Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.

Программа разделена на 2 этапа:

I) Бытовой, самообслуживающий труд.

Бытовой самообслуживающий труд включает в себя два блока:

1) «Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

2) «Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

II. Общественно-полезный труд.

Общественно-полезный труд также включает в себя 2 блока:

1) «Час труда. Труд в быту».

2.) «Трудовая неделя. Труд в природе».

Такой вид работы проводится, как трудотерапия – ежедневно, в каникулярное время.

Реализация двух этапов определяет анализ проделанной работы педагога и воспитанников.

Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы:

Индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений);

Групповые (через практические задания, распределяемые по группам).

И коллективные (работа в бригадах, экскурсии).

Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результатам.

Ожидаемые результаты:

Знать: 1. Различные виды трудовой деятельности.

2. Технологию работы по приготовлению пищи.

3. Осознавать связь между благополучием человека и его трудом.

4. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе, правила приема гостей.

5. Технику безопасности при использовании электрических приборов.

6. Знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.

Уметь: 1. Овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:

Овладеть системой навыков по уходу за собой;

Уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица,

Наводить порядок в личном гардеробе;

Сервировать стол.

2. Овладение системой элементарных трудовых навыков:

Уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;

Гладить;

Зашивать;

Пришивать;

Убирать территорию;

Наводить порядок в доме;

Ухаживать за растениями.

3. Планировать режим дня.

4. Анализировать результаты труда.

Учебно-тематический план.

I)Самообслуживающий труд.

1)«Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

1. Режим дня и личная гигиена подростка.

2. Ароматы тела. Современные средства гигиены.

3. Ежедневный уход за кожей, пораженной угрями. Современные средства ухода за кожей.

4. Порядок в моем гардеробе.

5. Большая стирка. Стирка, чистка, сушка одежды.

6. Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

7. Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды – зашивание дыр, пришивание пуговиц.

8. Помогаю обуви сам! Уход за обувью.

2)«Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

1. Профессия повар. Экскурсия в Центре.

2. Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.

3. Бутербродный стол. Сервировка стола.

4. Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола.

5. Лакомство для семьи. Приготовление домашнего пирога.

6. Экскурсия в «Танго-Пиццу».

7. Пицца для друзей. Приготовление пиццы.

8. Яблоки на десерт. Запеченные яблоки в духовке.

2.)Общественно-полезный труд

«Час труда. Бытовой труд».

1. Час труда. Наведение порядка в доме.

2. Час труда. Генеральная уборка в доме.

3. Час труда. Дежурство в столовой.

4. Час труда. Уход за комнатными растениями.

2.«Трудовая неделя. Труд в природе».

осеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство осеннего участка.

2. Трудовая неделя. Уход за осенними цветущими растениями.

3. Трудовая неделя. Благоустройство земельной площади в осеннее время года.

зимнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

3. Трудовая неделя. Оформление участка снежными постройками.

весеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

3. Трудовая неделя. Подготовка цветников к посадке растений.

4. Трудовая неделя. Уход за высаженными растениями.

5. Трудовая неделя. Оформление клумб.

летнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство летнего участка.

2. Трудовая неделя. Посадка растений в цветнике.

3. Трудовая неделя. Уход за цветущими растениями.

4. Трудовая неделя. Оформление клумб.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди