16.05.2019

Смысл святок. Как украшают дома. Семь благ Рождества


Католическое христианство отмечает между Рождеством и Крещением зимние Святки. Когда начинаются эти праздники? Люди начинают празднование в полдень 6 января и продолжают до 19 января.

Святки - история праздника

Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. История праздника зародилась еще в V веке. В IV веке принято было праздновать Богоявление сначала в восточной части Римской империи, а некоторое время спустя - и в западной. Этот праздник был посвящен Рождеству Христа, Крещению Христа в реке Иордан и поклонению волхвов. Отмечали его 6 января. Позже Четвёртый Вселенский Собор в 451 году в целях унификации решил установить раздельное празднование для всей Христианской Церкви. Так между Рождеством и Крещением было официально установлено 12 праздничных дней. Согласно церковному уставу в эти дни запрещалось совершать таинство брака, нельзя было наряжаться в кумирские одеяния, устраивать на улицах пляски, игрища и петь песни.

Видео про Рождественские Святки

Однако в многочисленных российских регионах народ нарушал святость этих дней гаданиями и различными другими языческими обычаями.

Сегодня разные церковные поместья называют эти 12 праздничных дней по-разному - Рождественские дни, Святки, Святые дни.

Значение слова «Святки» в православии - 12 святых дней, которые празднуются между Рождеством и Крещением.

Традиции Рождественских Святок

По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и тюрем. Иногда даже цари переодевались в простолюдинов и ходили в тюрьмы, чтобы дать заключенным милостыню.

Особенное значение на Святочные торжества имела семейная трапеза. Количество приготовленных блюд обязательно было нечетным. Среди святочных угощений на столах присутствовали такие блюда, как блины, маковники, сбитни, овсяные кисели, шарики из сладких крошек.

Главной традицией святок была и остаётся кутья (сочиво). В переводе с греческого языка «кутья» значит «вареная пшеница». Настоящую кутью принято было готовить из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года.

Сегодня кутья готовится из риса, овса или перловки. В настоящее время специально для Рождественской кутьи в магазинах продают шлифованную пшеницу. Современные хозяйки украшают это праздничное блюдо цукатами, мармеладом или фруктами.

В старину на Руси в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось на протяжение все двенадцати дней празднования. Принято было подниматься на холм и спускать с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Люди считали, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности.

В настоящее время Рождественские святки и их прекрасные традиции соблюдаются и современными славянами. Так, например, до наших дней сохранилась традиция коляды . Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых же приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующие дома. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год.

Утром, на Старый новый год в каждый дом должен войти посевальщик - мужчина, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. В этот день женщина не должна входить в дом первой, поскольку считается, что она может принести несчастье или неприятности. Поэтому женщинам разрешается входить только после мужчины. Зерно же, которое было разбросано посевальщиками, нельзя убирать в течение нескольких дней.

В последние Святочные дни люди готовились к Крещению . Это большой двунадесятый праздник, в канун которого лучшими деревенскими мастерами прорубалась крестообразная прорубь в замёрзшем водоёме. Прорубь украшалась ледяными кристаллами, узорами из дерева или лентами. После этого в день Крещения люди окунались в этой проруби, смывая, таким образом, со своего тела грехи и болезни. Считается, что в Крещение на Землю опускается Божья Благодать, отчего вся вода становится священной.

Конец Рождественских святок, 19 января - это день, когда люди идут в церковь святить воду. Эта вода называется Крещенской и хранится как святыня целый год.

Как и когда праздновать Святки?

Сегодня, как и раньше, люди празднуют Святки в январе. Однако празднования происходят несколько по-другому, чем это было много лет назад. Старые традиции забываются, а ведь к праздничному столу можно приготовить и кутью, которая привнесёт в дом особенную, волшебную атмосферу настоящего Рождественского праздника.

Многие люди перед праздниками готовят специальные новогодние венки, которые крепятся к входной двери, придавая жилищу праздничное настроение. Вообще Святки ассоциируются с елью, свечами, колядками, кутьёй, мандаринами, мигающими гирляндами, снегом и, конечно же, подарками. Со Святками заканчивается пост и начинаются праздники.

В Рождественскую ночь, с появлением в небе первой звезды, людям, которые постились, разрешается есть любые блюда. Поэтому к празднику всегда стараются приготовить много вкусных разнообразных кушаний. Как правило, на Рождественских столах присутствует мясо, рыба, колбасы, различные сладости и десерты. Современные люди зачастую связывают Святки с выпивкой и едой. Как праздновать эти дни, каждый решает самостоятельно, но всё же следует знать, что считается необходимым в какой-либо из них посетить церковную службу. Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников:

  • 7 января - Рождество.
  • 8 января - день Пресвятой Богородицы.
  • 14 января - обрезание Господне и день святого Василия Великого.
  • 15 января - Серафима Саровского.
  • 16 января - день памяти пророка Малахии.
  • 17 января - день собора 70 апостолов.
  • 19 января - Крещение.

Гадания на Святки

Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого. Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Однако наиболее благоприятными днями для гаданий считаются Рождественский, Васильевский (под Старый новый год) и Крещенские вечера, поскольку в это время наблюдается особая активность нечистой силы и душ покойников. Рождественские гадания, по мнению многих экстрасенсов, являются самыми результативными.

Гадание с домовым

Считается, что в каждом доме обитает «свой» домовой. Для этого гадания следует в Рождественские Святки налить в блюдце молоко и поставить его у порога. Кусочек восковой свечи растапливается и выливается в блюдце, одновременно приглашая домового попить молока и поесть воска. После по получившимся фигуркам из застывшего в молоке воска девушки судят о своём будущем:

  • Наличие в миске множества мелких восковых капелек вокруг основной большой фигурки говорят о том, что девушка будет жить богато. Чем меньше таких капелек, тем меньше денег у неё будет.
  • Большие фигурки извлекаются из молока, внимательно рассматриваются и на основе своего воображения определяется, на что похожа фигурка.

Гадание с обувью

Если сравнивать это гадание с некоторым другими, то можно назвать его одним из наиболее простых и безопасных. С помощью такого гадания девушка сможет узнать, в какой стороне живёт её суженый. Для этого нужно выйти за ворота, снять с левой ноги сапог и бросить его через забор. После этого девушки смотрят, в какую сторону повернулся носок сапога после падения. Если носок повёрнут к гадающей, то в этом году замуж она не выйдет. Направление носка сапога указывает в ту сторону, откуда следует ждать любимого.

Гадание по имени

Девушки в полночь в зимние Святки выходят на оживлённый перекрёсток и спрашивают имя первого встретившегося прохожего мужчины. Как зовут прохожего, так и будут звать будущего возлюбленного девушки.

Видео про гадания на Святки

Гадание с носком

В ночь перед Рождеством, Старым новым годом или Крещением девушка ложится спать, одев на левую ногу носок. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ночью меня разувать». Кто во сне придёт к девушке, за того она и выйдет замуж.

Конечно, не стоит рассчитывать на стопроцентный результат гаданий, ведь это всего лишь часть Святочных традиций и повод для молодёжи как следует повеселиться!

А как Вы празднуете Святки? Придерживаетесь ли народных традиций? Расскажите об этом в

Основными праздниками в рамках Святок стали ), Васильев день или ) и Крещение Господне. Вечером в канун этих дней в каждой крестьянской семье проводили торжественные обрядовые трапезы.

Остатки еды после ужина оставляли на ночь на столе для приходящих в этот период душ умерших родственников, а на окно или порог ставили угощения для Мороза. Верили, что покойные предки и природная стихия, отведав обрядовое блюдо, будут способствовать в новом году хорошему урожаю.

Обрядовое кормление умерших «родителей», т.е. всех поколений предков, которые, согласно поверью, уже являются частью природы, приобщало их к нескончаемому движению жизни.

Обряд прославления Христа

Обрядами и ритуалами богат весь святочный период. Популярностью пользовался обряд прославления Христа, в котором участвовали группы детей, девушек и парней, а иногда и взрослые. Во время обряда старались воссоздать приход волхвов по случаю Рождества Иисуса. Крестьяне с рождественской звездой ходили по всем домам деревни и пели песни, в которых славили Христа и поздравляли односельчан с праздником.

В изготовлении главного атрибута шествия – рождественской звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, принимали участи все славильщики. Её делали из бумаги, палок, оберток от конфет, слюды и другого яркого материала. Для основы звезды обычно использовали обруч сита, внутри которого устанавливали палочку с гнездом для свечи. Во время шествия свечу зажигали. Верхнюю часть и отверстие обруча заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся поверхности рисовали изображение на тему Рождения Спасителя и поклонении волхвов. К основе обруча крепили лучи звезды – конусообразные рожки, на концах украшенные бахромой из бумаги.

За пение и поздравления с праздником славильщиков благодарили хозяева домов. Входя в жилище, славильщики сначала читали рождественскую молитву, а потом уже пели народные тексты, в которых отражались события Рождества Иисуса Христа.

Обряд «Посевание»

Посевание – ещё один святочный обряд, направленный на обеспечение хорошего урожая в новом году. Его совершали рано утром в Рождество или в Новый год в каждом доме. Участвовали в нем мальчишки или пастух. Зайдя в избу, посевальщики исполняли песню с поздравлением хозяев и разбрасывали зерна разных культур. Приносили в дом семена в рукавицах и бросали в красный угол.

Посевальщиков одаривали пирогами, а полученные во время обряда зерна берегли до посева, потому что верили, что они обладают плодородной силой.

Обряд «Колядование»

Вечером в Рождественский сочельник или утром в Рождество или в день Нового года по селению ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни. Молодежь собиралась в назначенное время, выбирала человека, который будет нести мешок, и отправлялась к краю деревни. Обходчики останавливались под окном у первого дома и звали хозяев, спрашивая у них, можно ли позвать коляду. Получив разрешение, колядовщики начинали петь поздравительные песни, после чего требовали угощения. Хозяева дома подавали обходчикам в окно разную снедь со стола. Гостей одаривали выпечкой, крупой, зерном, маслом, яйцами, чаем, сахаром, пивом и деньгами. Если в доме жила девушка на выданье, то обязательно подавали пирог с мясом и свиную ногу.

Колядовщики в ответ на обильные дары пели хозяевам дома песню, в которой желали благополучия, хорошего приплода скота и урожая. После этого отправлялись к другой избе, потом к третьей и так далее.

Обойдя все дома в селении, молодежь собиралась в избе, выкупленной для святочных игрищ. Из части полученных продуктов готовили еду и все вместе угощались. Незаметно совместная трапеза с шутками и общим весельем переходила в посиделки.

В народе Святки считали молодежным праздником. На третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам и хлопотам, а молодежь целыми днями продолжала развлекаться. Среди любимых развлечений были вертепы – театральные кукольные представления, главной темой которых было Рождество Христово. В сценках часто высмеивали человеческие пороки: жадность, глупость, кичливость.


Гадания на Святки

Ещё в этот период проводили разного рода гадания. Гадали в любой день, но самыми «верными» считались гадания в сочельники (крещенский и рождественский) и под Старый Новый год. В каждой семье гадали об урожае, но самыми популярными были девичьи святочные гадания.

Девушки повсеместно гадали на литье олова, воска, свинца, которые расплавляли и выливали в воду. В воде вещества обретали новую форму. Форму внимательно разглядывали и толковали получившийся силуэт или рисунок. На гадания с помощью литья была похожа ворожба с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги, с выливанием в стакан с теплой водой яйца, желтка или белка.

По вытаскиванию жребия гадали о судьбе. Девушки в горшок складывали краюшку хлеба, кусок дерева и женский головной убор, а потом с закрытыми глазами вытаскивали свою судьбу в новом году: продолжение девичества, смерть или замужество.

Большая часть гадания была связана с вопросом – выйдет ли в новом году девушка замуж? Молодухи стучали в окно чужого дома ложкой: если отзовется мужчина – свадьба не за горами, женщина – в девках ещё год сидеть.

Видео: традиции Святок и старинные гадания

Святки охватывают период от Рождества Христова до Крещения. В Церкви в это время нет постных дней, не совершаются коленопреклонения, продолжается празднование Рождества Христова и поются хвалебные песнопения - колядки.

Языческие корни святок

Еще в древности славянские племена выделяли дни перехода солнца от зимы к весне, победу света над тьмой. Считалось, что в дни этого перехода по земле разгуливает нечисть и духи умерших, поэтому у языческих племен были распространены разные гадания. У славян существовал обычай изгнания святок - сжигание снопа соломы, в Украине сжигали «деда», на севере России - Митрофанушку. По дворам гуляли ряженые, они колядовали. Многие считают, что это просто интересная и веселая традиция, которая не мешает празднованию Рождества. Тем не менее, это не так.

Коляда - день зимнего солнцестояния - у славян являлся Новым Годом. В языческих культах почитались древние тотемные животные, которые являлись предками племен. Наряжаясь в шкуру козы, кобылы, быка, славяне изображали, что к ним пришли их предки пожелать счастливого Нового Года. Было и такое, что девушки наряжались в платья парней, а парни - в платья девушек. Сопровождалось колядование нескромными танцами и песнями с ненормативной бранной лексикой, - явление исключительное, поскольку в любое другое время это было категорически запрещено.

Позже с появлением христианства традиция празднования святок очень сильно изменилась: изменилась форма, и главное, - содержание праздника.

Христианские святки

В христианской Церкви празднование святок - 12 дней после Рождества Христова - упоминается в 13 беседах преподобного Ефрема Сирина. В Уставе преподобного Саввы Освященного, который относится к VI веку, указано, что в дни святок нет поста и коленопреклонений, а также не совершается таинство брака. На VI Вселенском Соборе есть упоминание того, что запрещается делать на святки: устраивать гадания, игрища, рядиться, петь соблазнительные песни. Наказание за такие деяния было строгим: епитимия на полгода.

В дни христианских святок принято посещать больных, сирот, одаривая их. Крестные родители посещают крестников и тоже поздравляют их с праздником Рождества Христова. После Рождества следует второй праздник - Обрезание Господне. В этот же день совершается и память святителя Василия Великого. Также этот день - 14 января по новому стилю - совпадает с новым годом по старому стилю - 1 января. По-прежнему, именно в канун этого праздника существует традиция колядования, но она наполнена христианским содержанием.

Завершает святки крещенский сочельник или навечерие Богоявления. Это день строгого поста, вкушают в этот день только кутью. Для древней Церкви Богоявление было большим праздником, поскольку многие источники указывают, что в этот день совершалось крещение оглашенных, проходивших обучение истинам христианской веры до 3 лет. Оглашенные одевались после крещения в белые облачения в знак отречения от греховной жизни и возвращения к целостности, которая была у человека в раю. Сегодня при крещении младенцев их принято облачать в крестильный набор для девочки или для мальчика: рубашку, чепчик, штанишки и пинетки.

Христианские традиции празднования святок

Сохранилась традиция совершения праздничной семейной трапезы на Рождество после посещения богослужения. Принято посещать и поздравлять родных и близких, а также крестников, больных и сирот. Детям обязательно дарят подарки: есть даже традиция обмениваться подарками у детей, собирая полезные мелочи в отдельную коробку для своего «друга по обмену». Колядующие, или христославы, сегодня одеваются обычно, но обязательно берут с собой Рождественскую восьмиконечную звезду на шесте. Поют рождественские песнопения, называемые колядками или щедровками. В этих песнопениях прославляют Рождение Христа и желают хозяевам домов счастливого нового года. Мехоноша собирает жертвы для христославов, позже колядовщики устраивают праздничную трапезу и угощают бедных. Христославов встречают радушно, одаривают едой, деньгами, колбасой и сладостями. Считается, что христославы приносят в дом счастье и достаток.

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Святки – это зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества распахиваются небесные врата, и заскучавшая нечистая сила опускается на землю, свободно разгуливает среди людей и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера».

Общие сведения о святках

Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье, как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенно женский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств. Женщины позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая.

Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при одном мнении, что святочные гадания усвоивались русской жизни в продолжение многих веков, при постоянном или временном сношении наших предков с соседними народами. Если бы была возможность тщательно проследовать отдельные поверия по пограничным местам в разных веках, потом следить их распространение по внутренним городам, тогда бы мы могли с точностью означить: из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют. Мысль едва исполнимая, едва возможная в своем осуществлении; но, как вероятная, она проистекает из действительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходивших от одного народа к другому. Мы знаем быт великоруссов, мы постигаем быт малоруссов, мы верим в отдельное существование быта белоруссов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Их разнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малорусских, если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль при содействии другого. Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверьев, семейных сказаний Великорусски? Отчего малорусе верит в поверие, едва известное великоруссу и о котором совершенно не знает белорусе? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому? Отчего происходит их усвоение той или другой общественной жизни? Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих неков и от многих народов.

Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейной жизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января, и притом в разное время. Так одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляются ко сну. Вечерние гадания обыкновенно начинаются с той минуты, как скоро освещают огнем комнаты. Некоторые из них представлены ниже.

Когда начинаются Святки в России

Святки начинаются в России с Рождества Xристова и продолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, в половине XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторые святочные обряды от русских. Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим, чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими. Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по части древности, ничего не сообщили о святках.

Древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми; народ же обратил их в свои забавы.

Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святок ранее XVII века; история же насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцы наши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытье наших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собирают предания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще в отдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дня Благовещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого и наконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генваря месяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней; празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии, решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным по причине недостатка свидетельств.

Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели жившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни. Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно, если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в ней бы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди утешают нас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями о том, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одному искаженному слуху.

Предмет святочных забав

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр.

Коляда

В святочный период проходила Коляда, старинный языческий обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древних славян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг которых плясали, с горы скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собиралась в избе, где плясала и слушала сказки.

Коляда не обходилась без ряженых. В вечернее время и ночью по домам ходили ряженые – колядующие. Они пели колядные песни, высказывали хозяевам благопожелания и достаток в будущем году, за что получали обрядовую еду и подарки.

Православная церковь активно боролась с подобными остатками язычества путем прямых запрещений, организацией своих праздничных служб, а также христианским переосмыслением традиционных народных обрядов.

Святочные гадания

Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом.

Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговору веселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, го муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.

Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный. Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяют себя, что их замужняя жизнь будет достаточная. Слушают под церковным замком: если подслушают пение - «со святыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то означает, что в том же году выйдут замуж.

Снимают с насести кур и приносят в ту горницу, где транее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольцы юлотые, серебряные, медные. Если чья курица будет нить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий.

Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдо-иец, молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такой будет и муж. Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок». В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону.

Бросают башмаки чрез ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем. Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что будущие родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут.

После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый. Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12 часа ночи. В них участвуют взрослые девицы, в присутствии опытных старушек. Исчисляем эти гадания.

Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая: «Суженый, ряженый! поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд с криком, с свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности. Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будет называться суженый.

Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.

Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого суть следующие: ветер жужжит под окнами, с свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур моего места! чур моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы.

Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий- молодого, толстый - вдовца. Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда.

Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды. Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.

Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут под кровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договаривается об этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, тем предрекается большое богатство. Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого. Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и, для большей действительности, людьми посторонними.

Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня чрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост. Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый! причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову. Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Суженый является во сне и подает пить. Кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне в виде какого-нибудь короля.

Святки являют собой странную смесь языческих обрядов с христианскими традициями. Понятно, что из язычества родом гадание, игры, наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением. Собственно, как и "славление", то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. А вот в самом слове - "святки" - скрыто значение, святость дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие.

На Руси святки праздновались всеми, но в основном это было время молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника - Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .


Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования - один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения - первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще - рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.


Колядование включает исполнение благожелательных песен - колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие - чаще детвора - небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.


Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) - это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.


Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания


Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия - Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.


В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди