27.12.2020

Склад ума гуманитарный и аналитический. Интерпретация результатов теста на интеллект, тип мышления и склад ума Как проявляется гуманитарный склад ума у детей


Из основ психологии известно, что за мыслительную функцию отвечают полушария мозга. Люди с доминирующим правым полушарием более эмоциональные, они отличаются образным, абстрактным мышлением. У таких личностей гуманитарный склад ума. Если же доминирует левое полушарие, человек является более практичным, обладает аналитическим мышлением и математическим складом ума.

Различают 5 основных категорий человеческого мышления:
- практический склад ума;
- художественно-образный;
- гуманитарный;
- математический ();
- универсальный склад ума ().

Каким типом мышления вы обладаете?

Для того чтобы понять свой тип мышления, в первую очередь вам необходимо ознакомится более подробнее с каждым из них.

Практический склад ума. Люди, которые им обладают, в повседневной жизни отдают предпочтение предметному мышлению. Они последовательны во всем и обладают неразрывной связью между предметом-пространством-временем. Человек с таким складом ума по своей сути , не склонный фантазировать и мечтать.

Художественно-образный склад ума. При таком мышлении вся информация обрабатывается при помощи образов. Такие люди имеют развитое воображение и запас слов. Им проще рассказать, чем показать действием. Человека с художественно-образным складом ума очень легко распознать, так как он резко реагирует на критику и эмоционален практически во всех проявлениях. Аналитические способности у такой личности выражены значительно меньше.


Человеку, обладающему художественно-образным складом ума, прекрасно подойдут профессии психолога, социального работника, а также творческие профессии.

Гуманитарный склад ума, который можно охарактеризовать как знаковое мышление. Личность подобного склада обрабатывает информацию при помощи умозаключения. Такой человек не выстраивает логическую цепочку по «мелким деталям», а привязывает ее к конкретной воображаемой цели. В этом ему помогает развитая интуиция и творческое начало, которое основано на воображении и чувствах. Эмоциональный метод познания – это первое, на что опирается человек-гуманитарий.

Математический (аналитический) склад ума. В этой ситуации все наоборот. Люди с таким складом ума отдают предпочтение законам, правилам и формулам. В отличие от гуманитариев, эти личности способны адекватнее оценивать ситуацию и решать серьезные вопросы. Холодные расчеты помогают преуспеть в коммерческой сфере деятельности. Аналитический склад ума основывается на логике рассуждения и является полной противоположностью интуитивного мышления. Факты, объективные сведения и цифры - это то, чем предпочитают руководствоваться такие люди.


Математическое (аналитическое) мышление имеет большое сходство с практическим складом ума.

Универсальное (синтетическое) мышление. Людей, обладающих таким складом ума, можно назвать счастливчиками, ведь они обладают всеми способностями. У них прекрасно развиты и левое, и правое полушарие. Они достаточно ясно представляют картину мира и хорошо разбираются в технических дисциплинах. Они эмоциональные реалисты. Однако эти способности разделены не поровну, а с некоторым перевесом. И чтобы выявить преобладающий тип мышления, необходимо пройти специальный психологический тест.

Исходя из вышесказанного, знания о типах мышления и складе ума имеют огромное влияние на ваше дальнейшее успешное будущее. Развивайтесь в правильном направлении! Успехов вам!

Человека, поскольку работа должна ему соответствовать. Только в этом случае выполнять свои обязанности станет проще, достижения будут более значительными, а сделать карьеру станет значительно легче. Рассмотрим это более подробно.

Склад ума может быть гуманитарный, синтетический и аналитический. Данные виды имеют разное содержание и свои особенности функционирования.

Позволит человеку анализировать и рассматривать подробно ситуации, выстраивая их в виде четкого целостного образа. Как правило, мыслительные процессы таких людей происходят непрерывно, успешно выявляя существенные отношения и связи между разнообразными элементами в любой информации. Данные являются близкими к математическим или техническим.

Гуманитарный склад ума обрабатывает информацию несколько иначе. Человеку необходимо сначала все прочувствовать и представить. Данный метод опирается на эмоциональный окружающего мира.

Помимо этого, часто встречается синтетический склад ума. Таким людям достаточно сложно определить четко, кто они в большей степени, техники или гуманитарии. В учебе у них успехи одинаковые на полярных фронтах, как на математических дисциплинах, так и на литературе. Обладатели универсального склада ума являются счастливчиками, поскольку способности распределяются приблизительно поровну, но обычно с перевесом в ту или иную сторону. Таким людям для того, чтобы определить преобладающие свои склонности, рекомендуется пройти процедуру профессионального тестирования.

Психологи считают, что склад ума человека определяется ведущим полушарием головного мозга. Если более развито, то является преобладающей эмоциональная сфера. В данном случае склад ума - гуманитарный. В противном же случае речь идет об аналитическом.

Для того чтобы это узнать, необходимо использовать следующую методику. Главное - делать необходимые упражнения, не задумываясь и подчиняясь привычке.

Рассмотрим более подробно данные задания.

Первое упражнение. Необходимо переплести десять-двадцать раз пальцы на руках. При этом нужно обратить внимание на то, палец какой руки оказывается постоянно наверху получаемой «пирамиды». Если в большем количестве случаев это левый палец, то человек является более эмоциональным; если же правый, то рациональным с преобладанием аналитического склада ума.

Второе упражнение. Для того чтобы пройти данное задание, необходимо взять простой карандаш или же обычную ручку в руку, а потом вытянуть ее вперед. Далее направляем ее к какой-либо горизонтальной поверхности, имеющей однородный цвет. Ручку рекомендуется держать так же. Теперь закрываем один глаз и смотрим, произошло ли смещение ручка-«линия» в сторону. Если в данный момент "задействован" правый глаз, то человек владеет агрессивным, твердым и настойчивым характером (аналитический склад ума), в противном же случае - мягким и уступчивым (гуманитарный).

Третье упражнение. Необходимо закрыть глаза и переплести руки на груди. Далее рекомендуется обратить внимание на то, какая рука располагается наверху. Если левая, то можно говорить о преобладании правого полушария, если же правая, то наоборот.

Четвертое упражнение. Необходимо активно похлопать в ладоши и обратить внимание на то, какая рука будет более интенсивно это делать, а также на то, какая из них располагается сверху. Если речь идет о правой руке, то можно выделить наличие решительного характера и аналитического склада ума; если же о левой, то такому человеку сложно принять решение, поскольку он постоянно колеблется, обладая мягким гуманитарным складом ума.

Часто можно столкнуться с делением людей на гуманитариев и технарей. Интернет заполнен бесконечными спорами между этими двумя группами. Но кто же такие гуманитарии и технари в действительности? И как определить, к какой из групп относится ребенок? Ответы на эти вопросы нужно искать в склонностях, задатках, интересах и особенностях склада ума каждого человека. Сегодня мы посмотрим, какими особенностями обладают люди с гуманитарным и техническим (аналитическим) складом ума.

Предпосылки склонности к гуманитарным или техническим наукам


Склонность можно заметить уже в раннем детстве.

Практически каждый человек обладает склонностью к определенным типам наук, т.е. одни дисциплины вызывают больший интерес, чем другие. Например, одни предпочитают проводить расчеты (склонность к математике), а другие читать книги и анализировать тексты (склонность к литературе и языку). Наиболее ярко эта склонность проявляется в школьные годы, а в некоторых случаях заметна и в более раннем возрасте. Существует несколько предпосылок для этого:

  1. Задатки. Это природные качества человека, которые определяют его успешность в каком-то определенном виде деятельности. Это врожденные физиологические, психологические особенности, особенности нервной системы и строения мозга. Например, абсолютный слух, сильный тип нервной системы, отличная память и др. При благоприятных условиях развития задатки переходят в способности: музыкальные, математические и др.
  2. Воспитание. Даже при отсутствии определенных задатков и способностей можно привить ребенку любовь к какой-то науке. Например, достаточно распространены семьи потомственных математиков, врачей, педагогов и т.д. Воспитываясь в той или иной семье, ребенок перенимает представления, нормы и ценности своих родителей. А особенно ярко интерес к гуманитарным или техническим наукам будет проявляться в том случае, если взрослые будут заниматься с ребенком и поддерживать его увлеченность.
  3. Интерес. Может сформироваться под влиянием родителей, педагогов, друзей и т.д. Иногда интерес к той или иной науке вспыхивает у ребенка как бы спонтанно, т.е. целенаправленно его никто не прививает. В этом случае он будет в большей степени обусловлен задатками и складом ума.
  4. Склад ума. Под этим понятием подразумевается то, каким именно способом человек мыслит, как выражает и реализует свои мысли и идеи. В большей степени он обусловлен природной составляющей (т.е. присущ человеку с рождения), однако и воспитание играет значительную роль в его формировании.

Каждая из этих четырех предпосылок существенно влияет на склонность ребенка к гуманитарным или техническим наукам. Однако разделение людей на две категории (гуманитариев и техников) происходит именно по складу ума, который в каждом случае обладает своими особенностями.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Считается, что такой склад ума присущ людям, у которых более развитым является правое полушарие. Т.е. людям с, так называемым, художественным типом личности. Их особенностями являются:

  • Эмоциональный способ познания мира. Такие люди больше ориентированы на чувства и эмоции, познавая что-то, они пропускают это через себя. Например, слушая сказку, такой ребенок будет обращать больше внимания на чувства героев, переживать за них.
  • Способ действия. Гуманитарии в большей степени теоретики, нежели практики. Они с жадностью интересуются открытиями других людей, изучают историю различных явлений и при этом не особо стремятся создавать что-то самостоятельно. Собственные открытия они совершают в том случае, если имеющихся знаний недостаточно для объяснения того или иного явления. Ребенок с гуманитарным складом ума в играх будет действовать по имеющимся правилам (если они понятны и устраивают его), не стремясь отходить от них и выдумывать что-то новое.
  • Принятие множественности точек зрения. Люди с такой склонностью способны принять существование других точек зрения, понять, что другие люди могут думать не так как они. Дети-гуманитарии будут стремиться найти различные объяснения заинтересовавшего их явления, например, они не удовольствуются одной теорией происхождения человека, а постараются ознакомиться со всеми.
  • Преобладание наглядно-образного типа мышления. У таких детей очень развито воображение, они легко могут представить себе какой-то объект или явление (но только если уже однажды видели его), им необязательно иметь перед собой предмет, чтобы мысленно произвести с ним какие-то действия. Однако стоит отметить, что преобладание у человека данного типа мышления не обязательно обуславливает гуманитарный склад ума.
  • Любовь к гуманитарным наукам. Ребенок-гуманитарий скорее предпочтет литературу, язык, историю и т.д., чем математику, физику и другие естественные и технические науки. Однако бывают случаи, когда люди с таким складом ума любят не только гуманитарные науки, но даются они им сложнее.

Итак, гуманитарный склад ума у ребенка можно определить по его повышенной эмоциональности и чувствительности, по умению понимать людей и налаживать с ними контакты, по любви к рассуждениям и мыслям. Прочитав какую-то интересную книгу или просмотрев фильм, такие дети будут обдумывать ее/его, постараются прочувствовать и представить. Гуманитарии отнюдь не пассивны, но они менее активны и бойки, чем дети с аналитическим складом ума. Они постепенно накапливают знания, собирают их по крупицам, а потом могут удивить взрослых обширностью своих познаний. При этом они отлично умеют применять эти знания в жизни, в общении с людьми и т.д.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с таким складом ума: психолог, педагог, филолог, историк, археолог, юрист, политолог, экономист, социолог и др.


Особенности людей с техническим (аналитическим) складом ума

Как правило, у таких людей более развитым и ведущим является левое полушарие. Дети с техническим складом ума относятся к мыслительному типу личности и характеризуются:

  • Познанием мира через логические схемы. Сталкиваясь с какой-то новой ситуацией или явлением, техник постарается проанализировать ее со всех возможных сторон и аспектов, рассмотреть каждую мелочь. Например, в сказках такие дети будут больше внимание обращать на поступки героев, расспрашивать, как им удалось сделать то или иное действие. Техники не лишены чувств и эмоций, но у них они уходят на второй план.
  • Активным способом действия. Техники предпочитаю действовать, а не рассуждать. При этом они стремятся все детально обдумать, сделать деятельность четкой и целенаправленной. Таким детям не столько интересно выслушивать об открытиях других, сколько самим делать эти открытия. Даже в играх они стремятся изобрести что-то новое, придумать и ввести собственные правила.
  • Приверженностью к одной определенной точке зрения. Как правило, техники склонны к одной точке зрения, к одному способу действия и т.д. Им сложно принять существование других мнений. По этой причине изучение наук, где существует множество теорий и парадигм, объясняющих одно явление, для них затруднительно.
  • Преобладанием абстрактно-логического типа мышления. Как правило, такие люди мыслят категориями, которых в природе не существует. Они все стремятся объяснить с точки зрения логики: связать понятия между собой, сделать умозаключение и т.д. Но стоит помнить, что преобладание данного типа мышления не обязательно будет обуславливать технический склад ума.
  • Любовью к естественным и техническим наукам. Математика, геометрия, физика, химия, области, в которых преобладают чертежи и схемы, - вот стихия людей-техников. Это не означает, что они не любят читать книги и смотреть фильмы, не интересуются искусством. Просто анализ, рассуждения и обсуждения для детей с аналитическим складом ума не свойственны.

Кратко охарактеризовать детей с техническим складом ума можно как очень подвижных, но в то же время рациональных и редко проявляющих свои эмоции. Они стремятся все познать на собственном опыте, сделать великие открытия, войти в историю. Их цель – получение новых знаний, новых способов действия. При этом совершенно не важно, что эти знания и способы действия могли существовать и ранее. Технари энергичны и самоуверенны, но при этом находить общий язык с окружающими им бывает сложно, да они и не всегда стремятся к этому. Они любят технику и хорошо владеют ею.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с техническим складом ума: математик, физик, химик, инженер, архитектор, механик, программист, биотехник, повар (кулинар) и т.д.


Способности к математике – один из главных показателей.

Можно ли изменить склонность

Склонность и склад ума в большинстве случаев определяют будущую профессию и род деятельности. Однако не редко возникают ситуации, когда вопреки этим критериям приходится выбирать иную область деятельности. Так можно ли изменить склонность ребенка к техническим или гуманитарным наукам? Да, в некоторых ситуациях это допустимо:

  1. Ребенок обладает синтетическим складом ума. Это значит, что и гуманитарные и технические науки даются ему в равной степени. В этом случае стоит заинтересовать его другими дисциплинами, привить любовь к ним.
  2. Ребенок проявляет интерес к противоположной области знаний. Большое желание – прекрасная движущая сила для освоения любой области знаний. Имея интерес, желание и поддержку близких, ребенок сможет успешно освоить любую профессию, даже противоречащую его складу ума.

Стоит помнить, что ни один человек не лишен полностью способности осваивать те или иные науки. Просто к одним он испытывает большую любовь, и они даются ему на порядок легче. Чаще всего, именно исходя из этой склонности, и выбирается будущая профессия. Однако мозг человека настолько сложен, что при большом желании и стремлении позволяет добиться успеха даже в тех областях, которые кажутся бесконечно далекими от его склада ума.

Гуманитарный склад ума нередко становится объектом насмешек типичных «технарей », искренне полагающих, что человек, слабо сведущий в математических расчетах, глуповат и недалек. Мол, по-настоящему умный человек одинаково легко запоминает и логически анализирует информацию.

Особенности гуманитарного склада ума

На самом деле, все обстоит иначе. «Гуманитарий » вполне может вести подсчеты и изучать физику. Просто его это не увлекает. Куда более интересна для него общественная деятельность, творчество, классическая литература, философия, искусство.

При этом, условный «гуманитарий » может избрать для себя соответствующую профессию, на деле разбираясь в инженерных технологиях не хуже самого заядлого «технаря». Человек с гуманитарным складом ума, прежде всего, испытывает порывы реализовать духовную сторону своей жизни.

Среди большинства ученых, открывших важные химические элементы и физические законы, просматривалась тяга к творчеству. Более того, сотни из них стали известны именно благодаря продуктам собственной фантазии и рассуждений. Яркий пример – величайший физик и химик Михаил Васильевич Ломоносов, которого больше ценили за оды и поэзию, чем за бесценный вклад в развитие точных наук.

Гуманитарный склад ума в википедии трактуется как «ментальность », или способность видеть мир, в котором мысли сплетены с эмоциями. Действительно, ментальность определяет неделимые эмоциональные и интеллектуальные аспекты, присущие именно «гуманитариям ».

Тип мышления определяется вовсе не хорошей памятью или увлеченностью литературой, а способностью воспринимать жизнь многогранно. Это и есть главная сущность гуманитарного склада ума – воспринимать мир всесторонне, знать, что в любой медали есть две стороны, и что всегда существует нечто «другое ».

Другой смысл, другое толкование, другая интерпретация, другие понятия, другой опыт, другое видение. Математический, или технический ум воспринимает всю жизнь «по правилам ». Причем личность, обладающая им, готова сутками доказывать вам «общепринятые » законы мироздания, результаты «единственно верных » исследований, безоговорочное подчинение все и вся физическим законам.

Такое восприятие чуждо и противоположно творческому человеку. Он всегда учитывает, что есть «другое ». «Гуманитарий » может презирать, ненавидеть, враждовать с этим «другим », не проявлять к нему ни толики толерантности, но откровенно признавать – оно существует.

Каким типом ума обладаете вы, определить несложно. Зачастую это происходит еще в школе. Учителя и классные руководители без труда определяют наличие математического или гуманитарного склада ума у своих подопечных. «Гуманитарии » отличаются высокой степенью грамотности, тягой к изучению иностранных языков, проявлением творческих способностей (рисование, музыка, поэзия), феноменальной памятью, философскими суждениями по каждому вопросу.

Чтобы определить данные способности у себя, можно пройти специальный тест. Профессии для представителей гуманитарного склада ума многообразны – от библиотекаря, до политика или философа. Здесь все зависит от того, к какому роду деятельности вы питаете настоящую страсть.

Как определить гуманитарный склад ума у своего ребенка?

Задатки к виду деятельности можно определить еще в раннем детстве. Тогда же впервые раскрывается сущность склада ума и мышления. Как различить, гуманитарный или технический склад ума присутствует у вашего чада?

Первые признаки «гуманитария» в ребенке:

  • Он обладает острым тактильным и обонятельным чутьем, бурно реагирует на запахи, визуальные эффекты и прикосновения;
  • Его не слишком увлекают базовые головоломки, которые с легкостью даются сверстникам;
  • Он обожает рисовать, раскрашивать, лепить, формировать поделки из бумаги;
  • Он требует от вас мнения о сказках и литературных произведениях, проявляет «взрослые » рассуждения по поводу сюжета и героев;
  • Он предпочитает сюжетно-ролевые игры и стратегии наподобие «дочки-матери », «войнушки »;
  • Он не боится темноты;
  • Он не проявляет особого интереса к естественным наукам в режиме реальной жизни: не спрашивает, откуда берется молоко у коровы, почему на траве появляется роса, сколько лапок у паука и т.д.

Если вы определили наличие этих способностей у своего чада – значит, самое время заняться организацией его общественной и профессиональной стези. Следует понимать, что среди гуманитарных наук также имеются точные. Например, иностранные языки или психология.

Профессиональные гуманитарии, в отличие от ментальных, не всегда способны воспринимать другую точку зрения как нечто верное и имеющее право на существование.

Еще одна отличительная черта типичных гуманитариев, которая проявляется еще в детстве – коммуникативные способности. Эти люди тянутся к другим и мастерски налаживают контакты в течение всей жизни. Причем это касается и тех, кто приемлет чужое мировоззрение, и тех, кто его упорно отвергает.

Если определенному индивидууму удается легко налаживать контакт с посторонними людьми, имеющими принципиально противоположные взгляды и позицию, этот человек является типичным олицетворением ГСУ. К нему будут тянуться люди любых религий, профессий и типов темперамента, с ним будет легко и интересно по жизни, из него выйдет отличный психолог, оратор, социолог или политик.

Как определить склад ума у взрослого состоявшегося человека?

Как мы уже упоминали, «гуманитарий » вполне может заниматься математической или технической деятельностью по воле случая. Причем такие люди нередко преуспевают в деле, которое они выбрали для своей жизни, даже если оно расходится с эмоциональным и умственным типом.

Равноценно, как «технарь » может служить в государственных органах, заниматься психологией или глубинным изучением традиций других стран. Вряд ли можно сориентироваться в определении склада ума по оценке профессии. Тем более что далеко не всем доводится заниматься любимым занятием в жизни.

Что значит определение «гуманитарный склад ума»?

  1. Знаковый тип мышления;
  2. Преобразование информации в окончательный вид при помощи собирательного анализа предположений и высказываний;
  3. Обилие друзей и знакомый;
  4. Великолепные коммуникативные способности;
  5. Любовь к обществу и шумным мероприятиям;
  6. Потребность постоянно находиться в центре внимания;
  7. Большой интерес к литературе, приобретению новых навыков, изучению новых теорий;
  8. Последовательное и точное изложение собственных мыслей, умение концентрироваться на важном;
  9. Требовательность к форме изложения рассуждений у окружающих;
  10. Интерес к мультикультурной среде;
  11. Увлеченность новостями, традициями и законами других стран.

Лучшие профессии для «гуманитария »:

Если вы все еще сомневаетесь в своей собственной стезе, рекомендуем вам пройти тесты на гуманитарный склад ума. Так вы быстрее сможете определиться с выбором карьерной направленности, подберете себе достойное хобби, сможете начать жизнь с чистого листа, в соответствии с личными потребностями.

И помните, несмотря на некую ценность «технарей» в сфере программирования, «гуманитарии» – не менее востребованные в общественной жизни личности. Желаем вам творческих побед, профессиональных взлетов и интересных событий!


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди