11.05.2019

Широкая Масленица. Обычаи, православные традиции, рецепты. Блины и не только: русские писатели начала XX века о Масленице


Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

Михаил Юрьевич Лермонтов!


Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.

Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.

Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить!
Поговорка
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления:
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

Антон Павлочич Чехов. Рассказ "Глупый француз"

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» - заключает про себя француз.


Иван Гончаров. Рассказ "Фрегат "Паллада"

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."


Рассказ Надежды Тэффи "Блины".

Разговор персонажей рассказа «Блины» произошел на берегу реки Арно. В компании присутствовали русские и итальянцы. Так как среди собравшихся не было родственников или близких друзей, разговор был на отвлеченные темы. Русские восторгались Италией, итальянцы, в свою очередь, - Россией. Слово за слово разговор перетек в тему особенностей языка, а потом остановился на том, что в начале весны в Италии уже во всю цветут деревья, тогда как в России лежит снег. Хотя русские тоже нашли, что ответить. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины.

Вторая часть рассказа - Широкая масленица - о ритуале поедания блинов...


Александр Пушкин. Евгений Онегин

...Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...


Антон Чехов. Рассказ "Масленичные правила дисциплины"


Иван Бунин. Рассказ "Чистый понедельник"

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.

Пётр Вяземский
"Масленица на чужой стороне"

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Возжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад!!!

§1. Общие сведения

Масленица - народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. На Руси название Мясопуст , Мясопустная и Сырная неделя употребляются только в Святцах как «церковное» название.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику», см. раздел Аналоги Масленицы в др. странах ). В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей , - неделя (седмица), следующая за Пёстрой неделей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России - блины, чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья.

§2. Другие названия праздника

Маслена, Масленая, Масленая неделя, Всемирный праздник, Блинница, Блинщина, Блинная неделя, Блиноедка, Прожорная неделя, Объедуха, Широкая масленица, честная, весёлая, Целовальница, Кривошейка, Кривая неделя (смол.), Боярыня Масленица, Молочная неделя, устьцилем. Молочница , полес. Масленка, Маслоед, Мáсны тыждэнь , белор. Коляда масленая, Каровiна i конскае свята , укр. Колодій , христ. Сырная неделя .

§3. Сущность обрядов празднования

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.

По мнению Б. А. Рыбакова в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового годового цикла может относиться сожжение мусора и чучела Масленицы как уничтожение всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождение места для нового, молодого, лучшего. С воспоминаниями о создании «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка), направленная на преодоление инертности первобытного хаоса. В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Благовещенья, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права.

В то же время Н. Дубровский, замечает, что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной. Он считает, что масленичные обряды перешли с Власия, у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) - На Власа бери ковшом масла. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божеством не является, однако представляет собой архаичный этап развития умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы - уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов («столбы»), их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, - связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда - посещение кладбищ, всегда - обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие блины - главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

§4. Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица . Узкая Масленица - первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица - это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица . В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник - встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник - заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!».

Среда - лакомки

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг - разгул

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится - сукин сын».

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,
Виноград, красно зелёная моя!
Колядовщики, все фабричники,
Мы искали двора господина своего,
Господинов двор на семи верстах,
На семи верстах, осьми столбах.
Посреди двора, посреди широка,
Стоят три терема,
Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,
Во втором терему часты звёздочки,
Сам хозяин в дому, господин в терему,
Хозяйка в дому, госпожа в высоком,
Млады девушки в дому, как орешки в меду,

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.
Виноград, красно зелёная моя!
Накормил, напоил, со двора пустил,
Виноград, красно зелёная моя!

Пятница - тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота - золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье - проводы

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки - «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают - «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице».

По свидетельству С. В. Максимова: «...Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли».

§5. Проводы Масленицы

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

Наиболее архаичным является обряд, при котором действия участников носят эротическую окраску:

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.

§6. Поговорки и приметы

    Первый блин за упокой (на масленой).

    Первая оттепель - вздохнули родители.

    Сыр, сметану, масло вкуша́й, все беды - щедростью души избывай.

    Без масла каша не вкусна.

    «Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься» (воронеж.).

    Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.

    Где блины, тут и мы; где с маслом каша - тут и место наше.

    Блин не клин, брюха не расколет.

    Без блина не масляна.

    На горках покататься, в блинах поваляться.

    Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.

    Перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные уста (о масленице).

    О масленой - неделю пируешь, семь опохмеляешься.

    Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.

    Веселы песни о Масленице, а веселей того - о Радонице.

    Масленица - семикова племянница.

    Масленица объедуха, деньгам приберуха.

    Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.

    Маслена: честная, весёлая, широкая, всемирный праздник.

    Масленица-блинница - скоморошья радельница.

    Отдадим почтенье на сырной в воскресенье (то есть напроказим, перерядимся и пр.).

    Широка река Маслена: затопила и Великий пост.

    Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

    Боится Маслена горькой редьки да пареной репы.

    Прольёт Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ве́дом, за Прохором следом.

    «Не женився єси, то колодку носи!» (укр.)

    Зять на двор - пирог на стол.

    «Зять на парох - тёща за яйца» (воронеж.)

    У тёщи про зятя и ступа доит (то есть доится).

    Придёт зять, где сметанки взять?

    Масляная калядуха пализала яйцы, сыр и каравайцы. (белорус.)

    «Масьлены чэтвэр - самэ сьвато» (полесье).

    «Для молока, для коровэй» (полесье).

    «Масны тыждэнь - все коровье: масло, яйца, молоко, сыр» (полесье).

    «Ўлас - на масьляном тыжни, у чэцьвер» (полесье).

    «Масляная - белый сыр, чаму не жанывся, сукин сын» (полесье).

    Ненастье в воскресенье перед масляной - к урожаю грибов.

    Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу. (Ярославская губ.)

    Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.

§7. Аналоги Масленицы у других народов

    Курентованье - словенцы

    Фашник (хорв. Fašnik ) - хорваты

    Покладе (серб. Покладе ) - сербы

    Бушояраш - шокцы (хорваты в Венгрии)

    Запусты или Остатки - поляки

    Мясопуст или Фашанк - чехи, словаки

    Вастлавьи - датчане, норвежцы, северные немцы, латыши, эстонцы

    Фастнахт - южные немцы, германоязычные европейцы

    Марди Гра - франкоязычные европейцы, американцы

    Покаянный или Блинный день - англоязычные европейцы, американцы, австралийцы

    Карнавал - западные христиане

    Бун Барекендан - армяне

    Узговенье (на лит. ) - литовцы

    Апокриес (на греч. ) - греки

    Ласкиайнен - фины

Литература

    Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. - М., 2002.

    Агапкина Т. А. Масленица // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. - М., 2004.

    Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. - СПб., 1995.

    Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981.

    Соснина Н. Н. Масленица. Русские праздники и обряды. М., 2003.

Беляева Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Масленица в фольклоре и в русской литературе"
Дата публикации: 09.08.2017
Раздел: среднее образование

1. Русская Масленица

1.1 История праздника

множества

крестьянских

календарных

праздников

Масленица

занимала

древнейшим

народным

праздником,

отразившим

двойственность

крестьянского

мироощущения,

вобравшего

элементы

христианских,

языческих

верований.

древности,

язычниками, встречали и Масленицу, и Новый год в одно и то же время. В XIV веке

перестали встречать Новый год в марте. Масленица

по-прежнему осталась одним из

самых важных праздников в России. Сегодня она не связана с Новым годом, но связана с

Великим постом. Срок Великого поста зависит от передвижного церковного календаря, и

поэтому даты Масленицы передвижные. Она начинается за 56 дней до Пасхи. Обычно

Масленица приходится на конец февраля – начало марта.

В старину Масленица продолжалась 14 дней, но 1698 году патриарх сократил время

этого праздника до одной недели, передвинув его на первую неделю облегчённого поста.

предшествовала

Великого

многочисленными

ограничениями, распространявшимися на употребление скромной пищи, запрещавшими

всякого рода развлечения и увеселения, затрагивавшими различные сферы семейных

отношений, но, кроме того, требовавшими от крестьянина очищения души и отказа от всех

мирских соблазнов.

Существует

возникновения

названия

праздника.

Наиболее

вероятна и распространена следующая версия. На Масленицу люди старались задобрить,

то есть «умаслить» весну, поэтому праздник так и назвали – «Масленица». По второй

версии такое название праздника появилось уже после принятия Христианства. За неделю

Великого

употреблять

молочные

продукты,

смазывали

название, связанное с маслеными блинами.

Существует ещё несколько названий этого праздника. Название Мясопуст связано

с церковным запретом употреблять в пищу мясо. Сырная неделя – с разрешением есть сыр

и молочные продукты. Блинная неделя (Блинница, Блинщица) – с обычаем встречать

праздник блинами. Прожорная неделя или Объедуха – с народным представлением о том,

что, если не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и

голодным. История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубь

на всём протяжении своего существования он практически

не изменился, «не

испытал на себе влияние христианства, за исключением запрета мясной пищи и обычая

просить друг у друга прощение в воскресенье накануне Великого поста».

1.2 Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной,

делилась

Масленица

Масленица.

Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду;

Масленица

последние

воскресенье.Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с

субботы предыдущей недели, которая получила название Малой Масленицы или Пёстрой

недели. В субботу Пёстрой недели - Родительский день - первый раз в новом году

поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье -

последний день, когда разрешалось употреблять в пищу мясо - получило название

Мясного. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой

недели имеют свои особые названия: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыши»,

среда – «лакомка», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечеринки», суббота –

«золовкины посиделки», воскресенье – «прощеный день» («проводы»).

День первый – «Встреча», Узкая Масленица. В этот день встречали Масленицу:

сладостями,

соломенное

Масленицы, наряжали его и возили по улицам. В первый день Масленицы дети водили

хороводы

считалось,

Масленица

встречена,

праздник

родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях

и поездках на ярмарки.

Вторник – «Заигрыши». Во вторник начинались весёлые игры. С утра молодёжь

каталась

Историк и

бытописатель М.И. Пыляев в книге «Старое житье» так описывает гуляния на Масленицу:

«В ряду разных увеселений старого времени первое место занимали

катальные горы,

карусели, качели и т. п. игры. Все эти удовольствия были устроены на площадях для

увеселения народа во всю Масленицу».

«Лакомка»,

блины». Среда

открывала угощение во всех домах блинами и

появлялись

торговые

приглашала к себе зятя на блины. Для многих молодых пар это посещение дома жены

свадьбы. Самыми

считались

последние

праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной» Масленицей. Накануне следовало

вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах

прекращали все виды работ, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым,

кататься с гор, ездить на ярмарки и т.д.

Четверг – «Разгуляй», «перелом», «широкий четверг».

ч е т в е р г

у с т р а и в а л и

большие гуляния. Во многих местах проходили кулачные бои и взятие снежного городка.

По улицам возили чучело на колесе, пели, веселились и устраивали катания на лошадях.

Считалось, что этот обычай помогает солнцу быстрее проводить зиму.

Пятница – «Тёщины вечёрки». В этот день зять устраивал «вечёрку» для тёщи.

Накануне он сам приглашал её на блины или делал это через посыльных. Тёща присылала

ему всё необходимое для блинов: сковородку и продукты. В пятницу к молодому супругу

приходили дружки с его свадьбы, чтобы помочь печь блины.

Суббота – «Золовкины посиделки». В субботу к молодой невестке приходили её

подруги и сёстры мужа (золовки). Хозяйка накрывала для

гостей праздничный стол и

одаривала золовок подарками. В этот день продолжался праздничный разгул и пиршество.

Воскресенье

«Прощёное»,

«целовальник»,

«проводы».

Последний

Масленицы отмечали широко. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь

Масленицу. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с

песнями и шумом. Поздно вечером все выезжали на озимь и здесь на приготовленном

Подбрасывая

повторяли:

«Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Накануне Чистого понедельника

наши предки с открытой душой просили друг у друга прощение и молили позабыть

обиды, не держать зла. В этот же день посещали кладбище и могилы умерших родителей.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста, Чистый

понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В этот день

принято было очистить дом от «духа Масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё

чистое, то есть встречать пост в чистом. В Масленицу русские провожали

встречали весну – это её самая главная традиция.

В этом последнем зимнем празднике

переплелись

языческие

христианские

олицетворение

Масленицы

соломенным чучелом, сожжение его, бросание в воду, игрища, ряжение принадлежат к

языческим

прощении

накануне

Великого

адресованная как к людям живым, так и к ушедшим из этой жизни, относится к обычаям

христианским.

2. Масленица в фольклоре и в русской литературе

2.1. Фольклор

фольклор,

является

«исторической

народа, праздничными одеждами его души, наполняют глубоким содержанием всю его

размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и

почитанием отцов и дедов». Тема Масленицы нашла отражение в народном творчестве в

виде пословиц, поговорок, загадок, песен, закличек и т.д.

Пословицы и поговорки о

Масленице появились достаточно давно, из них мы узнаём о традициях, обычаях этого

праздника: «Это Масленица идёт, блин да мёд несёт», «На горах покатались, в блинах

повалялись», «Не житьё-бытьё, а Масленица», «Масленицу семь дней гуляем», «Не всё

коту Масленица, будет и Великий пост». Масленица слыла одним из самых разгульных

праздников: «Ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Все

пословицу

Оказывается,

предназначался

душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши

родители! Вот для вашей души блинок!» Традиция закрепилась в пословице: «комом» –

значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин. С блинами

связаны и насмешливые характеристики людей: «Врет, что блины печет» (о лживом

человеке); «Не корми блином, напои прежде водой» (дай людям главное); «Как блины

печет» (быстро и хорошо делает) и т.д. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом

разорительным. Отсюда и присказка «Масленица – объедуха –

денег приберуха». Но

ничего не попишешь: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!». Много загадок сложил

народ про Масленицу, про дни масленичной недели, про главный атрибут праздника –

масленичная неделя сопровождалась обрядовыми песнями. В них Масленицу зазывали,

приветствовали, ругали, высмеивали, призывали возвратиться,

называли шуточными

человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т.д. В русских

масленичных песнях пелось также об изобилии еды на праздничном столе, о развлечениях

на масленичной неделе. В последний день Масленицы звучали грустные прощальные

2.2 Русская литература

Образ Масленицы, так прочно вошедший в нашу культуру, послужил источником

поэтических вдохновений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, П.

А. Вяземского и многих других русских поэтов. В стихотворении П. Вяземского вместе с

лирическим героем мы ощущаем приближение весны, которую тайно ждёт душа. Автор

передаёт нам общее веселье, которым охвачен весь «крещёный мир». В стихотворении

А.Фета личное настроение героя сливается с общим настроением других людей, выражает

его и растворяется в нём. Тема всепрощения звучит в стихотворении А. Дементьева

«Прощёное воскресенье».

Масленице написано множество художественных произведений. В книге И.С. Шмелёва

«Лето Господне» целая глава посвящена этому празднику. Автор описывает свои детские

впечатления. Герой повести ощущает своё родство с миром, всеединство людей, зверей,

природы - это важнейшая особенность русского национального характера. «Масленица...

Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны

колоколов…».

Образ Масленицы выражается через знакомые детали: печи, волны

«колокольца»,

«гармонька»,

обозначает своё состояние - «яркая радость», которая рождается в нём при одном только

воспоминании о сверкающем, «ласковом» празднике.

Выразительно показана московская жизнь начала ХХ века на масленичной неделе в

рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник», кроме того в произведении содержится

напоминание: следом за весёлой Масленицей придёт Великий пост. Чистый понедельник

Бунин не зря выбрал для переломного момента в судьбе героев рассказа. В первый день

Великого

посвятить

служению

заставляет

любящего её мужчину страдать от расставания, но

сама, резко изменив свою жизнь,

находит смысл своего существования.

героя рассказа И. Бунина «Подснежник» тоже происходит осмысление сущности бытия

человека накануне Чистого понедельника: жизнь хрупка и тленна, поэтому она становится

отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота. Именно такое понимание

жизни приходит к мальчику-гимназисту, когда к нему на масленичной неделе приезжает

из деревни отец.

неоднократно

обращался к теме Масленицы и её непременному атрибуту – блинам. Герой рассказа

«Глупый француз»

поражается тому обилию еды, которое заполняет столы во время

празднования Масленицы.

«Масленичные

дисциплины»

основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот

кулинарный беспредел. В рассказе «О бренности»

писатель

показывает,

если этими советами пренебречь. В рассказе «Блины» Чехов не только рассказывает о

значении блинов в повседневной жизни, но и размышляет о месте блинов в науке.

о б о ш л а

вниманием весёлый праздник русская писательница Н.А. Лохвицкая (Тэффи).

«Блины» о том, как объяснить иностранцу, что такое блины.

В рассказе А. Аверченко

«Блины» мы знакомимся с шестилетним мальчиком Доди, которому мама сообщает, что

завтра будут блины и к ним придут гости. Герой ещё не знает, что это за чудесное блюдо и

поэтому ждёт следующего дня с таким предвкушением. Поэтично описал блины А. И.

Куприн в романе «Юнкера»: «С понедельника масленичной недели начинали печь блины

Главное угощение праздника. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее

солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых

могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших

урожаев, ладных браков и здоровых детей».

рассказе

«Весёлая

Масленица»

показал практически все существующие пороки обильной еды масленичной недели. А

начиналось всё с блинов. В рассказ А. Аверченко «Широкая Масленица» высмеяно не

только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.

К теме народного праздника Масленица обращались и

обращаются многие писатели и поэты. В своих произведениях они показывают нам своё

видение, ощущение этого праздника. Большую роль в понимании традиций, обычаев

Масленицы играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки,

загадки, поверья и приметы, знакомясь с которыми, мы открываем для себя что-то новое,

незнакомое.

Литература

1.Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян [Текст]: /

Л.Н. Виноградова. – М.: «Наука», 2012. – 250 с.

2.Громова И.П. Православные и народные праздники [Текст]: / И.П. Громова. – М.: Дрофа,

2011. – 350 с.

3.Забылин М.С.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия [Текст]: / М.С. Забылин. –

Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. – 200с.

4.Пыляев М.И. Старое

житьё [Текст]: / М.И. Пыляев. – М.: «Элитайл», 2011. – 300 с. 5. Сахаров И.П. Сказания

русского народа [Текст]: / И.П. Сахаров. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.

6. Шангина И.И. Русские

традиционные праздники [Текст]: / И.И. Шангина. – М.: «Азбука-Классика», 2008. – 336 с.

ВЕЛИКАЯ МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА В ФОЛЬКЛОРЕ И В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Масленичный разгул развертывается во всю ширь, и вся крещеная Русь с

чистосердечной простотой предается всевозможным потехам. Балаганные,

ледяные горы, качели, кулачные бои, шумные веселья – вот масленичные

развлечения по всей необъятной Руси…»

Сахаров

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Была у двора Масленица, а в дом не за шла.

Без блинов – не Масленица.

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

Блины - солнцу родственники.

Блин не клин – брюха не расколет.

Где блины - тут и мы!

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

В Прощеный день - как на Пасху все целуются!

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Ищет где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная.

Масленица без блинов, как именины без пирогов.

Маслена не на век дается. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без

Масленица объедуха, деньги приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица семикова племянница.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Милости просим к нам об Масленице своим добром да с честным животом!

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

На горах покататься, в блинах поваляться.

На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост.

Не житье-бытье, а Масленица.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

После Масленицы - Великий Пост, а за Страстною - Пасха.

Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра.сорока

бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна.

Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Это Масленица идет, блины да мед несет.

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

Все вокруг блины пекут,

Кушать вдоволь нам дают,

Чучело зимы сжигаем,

А весну к нам зазываем. (Масленица)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

Были коники лихие,

А блиночки золотые,

Подскажите, честный люд,

Кого в гости к нам везут?(Масленицу)

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали.(Блины)

Масленицу мы встречали,

Большую горку накатали,

Маслом горку мы полили,

Всех знакомых угостили.(Блины)

Что за праздник – объеденье!

В этот день печем блины.

Их помажем мы вареньем -

До чего ж они вкусны!(Масленица)

Этот праздник - объеденье!

Напечём блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!(Масленица)

Масленица - наслажденье!

Блинчики печём с утра.

К ним и масло и варенье

Ну и может быть..!(Икра)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины. (Масленица)

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт! (Масленица)

На сковородку ручейком

Со сковородки солнышком. (Блин)

В понедельник вас встречаю,

А во вторник поиграю.

В среду угощу вас всех,

Среда лакомка для всех.

А в четверг разгул для всех.

В пятницу схожу я к тёще,

А в субботу уж, к золовке.

В воскресенье всех прощаю

И блинами угощаю.

Как проводите меня,

Стоит пост уж у двора. (7 дней Масленицы)

На шесте стою,

Свысока гляжу

Тело, руки, голова-

Всё из соломы у меня.

Обрядили, принесли,

С песнями меня сожгли. (Чучело масленицы)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: … ("Бог простит!")

Кто играет на дуде

Целый день,

Кто и пляшет и поёт,

Веселит во всю народ?

Ох, мальчишечка не плох,

А зовётся - … (Скоморох)

Встреча Масленицы

Понедельник – встреча

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам на конях вороных,

Да на саночках скорых расписных.

Чтобы слуги в санках были молодые,

Нам подарочки везли бы дорогие:

И блины, и оладьи, и калачи,

К нам в печку да в окошко их мечи!

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости на широк двор,

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем натешиться!

Выходи, люд, на великий чуд,

Встречай Масленицу, ее к нам ведут!

Наша Масленица годовая,

Она гостья дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комонях разъезжает!

Чтобы коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй, Масленица!

Ай, как мы масленицу дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушки укладали,

Укладали, люли, укладали.

Сверхом маслицем поливали.

Ах ты масленица, будь катлива,

Будь катлива, люли, будь катлива…

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые головастые,

Портянки белые, набеленные!

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: "Я поста боюся!"

Широкая: "Я поста боюся!"

"Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!"

Прощание с Масленицей

Прощай, Масленица-вертушка

Настает великий пост.

На деревне все приели,

Подают селедки хвост!

Как на масляной неделе

В потолок блины летели!

Уж ты Масленица, ты обманщица,

Говорила семь недель, а остался один день!

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица-ерзовка,

Обманула нас, плутовка!

Оставила нас на кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи.

Ай, Масленица,

Обманщица!

До поста довела -

Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Масленица, Масленица,

Семенова племянница,

Обманула-провела,

Нагуляться не дала.

СТИХОТВОРЕНИЯ

А. Дементьев

Прощеное воскресение

Прощаю всех, кого простить нельзя.

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: "Не будьте к ближним строги.

Вас все равно всех помирит земля ".

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.

Но местью душу я свою не тешил.

Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

Кого-то и моя нашла стрела.

А. А. Фет

Уж верба вся пушистая…

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Душа распалена,

И над душою каждого

Проносится весна…

П.A. Вяземский

Масленица на чужой стороне

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад, -

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад.

Нет конца веселым кликам,

Песням, удали, пирам.

Где тут немцам-горемыкам

Вторить вам, богатырям?

М.Ю. Лермонтов

Посреди небесных тел...

Посреди небесных тел

Лик луны туманный,

Как он кругл и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный.

Видно, там на небесах

Масленица вечно!

К. Ступницкий

Масленица

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят. «ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих. ПЯТНИЦА настала - «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Близится СУББОТА - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Иван Шмелев. «Лето Господне»

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были

старичка

зашедшего

незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог

на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица,

гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива

яркая радость». «Масленица… Я и теперь еще чувствую это

слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны –

вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада

в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную

дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней

веселыми

веселыми

колокольцах

бубенцах,

игривыми

переборами

гармоньи…»

«Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи.

Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками

шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на

извозчиках

гармоньей.

Мальчишки

пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

«Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду,

петрушке,

лососина,

белорыбица

жемчужница,

зелёными

глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые

вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим

маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

«…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное,

опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ

необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским

снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с

яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое,

пломбир миндальный ».

А. И. Куприн роман «Юнкера»

«С понедельника масленичной недели начинали печь блины -

главное угощение праздника. Блин красен и горяч, как горячее все

прогревающее

растительным

воспоминание

приносимых

могущественным

каменным

хорошихурожаев,

ладных браков и здоровых детей».

И.Бунин. «Чистый понедельник»

масленица.

Прощеное

воскресенье

приказала

приехать

встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в

каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках»

А. Чехов. «Глупый француз»

«Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся.

толкаясь

носили целые горы блинов... За столами сидели

аппетитом

бесстрашием,

благообразный

господин.

думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только

климат, но даже желудки делают у них чудеса! О,

страна, чудная страна!"»

А. Чехов. Рассказ «Блины»

«Поддаются времена, и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды,

песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая

чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и

насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно конца им и в будущем… Принимая

внимание

почтенную

давность

необыкновенную,

засвидетельствованную

стойкость

новаторством,

вкусные круги из теста служат только узким целям кулинарии и благоутробия… Обидно и

за давность и за примерную, чисто спартанскую стойкость… Право, кухня и чрево не

стоят тысячи лет».

«В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный

папоротник

каменный

относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем

ломать мозги над ними…».

А. Чехов. «О бренности»

«Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами.. . Семён Петрович, рискуя ожечь

пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на свою

тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые… Подумав немного, он положил на

блины самый жирный кусок сёмги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь,

свернул оба блина в трубку, раскрыл рот.. . Но тут его хватил апоплексический удар».

М. Зощенко. Рассказ «Весёлая Масленица»

«Нынче, граждане, все ясно и понятно.Скажем, пришла Масленица - лопай блины.

Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет».

Н. Тэффи. Рассказ «Широкая Масленица»

«Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски

гости жмурятся и мигают: « Блины несут! Блины несут!» Несут, но вам не хватит. Ваш

сосед взял два последних, а вам придётся подождать «горяченьких». Но, когда принесут

«горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, – и прислуга

начинает подавать опять сначала…»

А. Аверченко. Рассказ «Широкая Масленица»

«Кулаков, но подумал это про себя, а вслух сказал:

Вот и блины несут. С маслом и сметаной.

И с икрой, добавьте, - нравоучительно произнес гость. - Икра – это Марфа и Онега всего

блинного, как говаривал один псаломщик. Понимаете? Это он вместо Альфы и Омеги

говорил... Марфа и Онега! Каково? Хе-хе!»

И. Бунин. Рассказ «Подснежник»

«И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко

раскрыты

лазурные

понедельник

кончается.

принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе

надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким,

как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. А лошади уже

стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже,

какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые,

деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и

грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще

минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в

серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!»

ГБОУ Школа №1998 «ЛУКОМОРЬЕ»

Школьная библиотека

Масленица - древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Обычай празднования Масленицы восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славян-язычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия – рубежу, отделяющему зиму от весны. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились и наступила весна.

Недаром Масленица сейчас считается праздником проводов зимы. Любимый народный праздник нашел отражение в произведениях русской литературы и искусства. Сцена празднования Масленицы есть в начале весенней сказки Н.Островского «Снегурочка», колоритное описание праздника содержится в романе И.С.Шмелева «Лето Господне».

В произведениях русских поэтов часто встречается описание масленичных гуляний.

Музыкальный образ Масленицы представлен в цикле П.И.Чайковского «Времена года», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и балете Стравинского «Петрушка». Масленичные игры и катания можно увидеть в живописных полотнах Кустодиева и Сурикова.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» И.С.Шмелева, «Петр Первый» А.Н. Толстой. Уже давно стала пословицей фраза Н. С. Лескова «сыт и весел, как на масленицу».

Блистательно, с необычайной достоверностью передал душу масленицы русский живописец Борис Кустодиев в серии картин-песен «Масленицы». Просто поглядев на эти шедевры, можно услышать звон бубенцов, веселый хохот, почувствовать запах сбитня и блинов… Широко известны классические живописные образы Масленицы - картины В. Сурикова и К. Коровина «Россия. Праздничное гулянье», К. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде

песен, загадок, пословиц и поговорок.

Пословицы.

Пословицы о масленице, как форма народного творчества, появилась достаточно давно. В них содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению.

    Без блинов - не Масленица.

    Маслена не навек дается.

    Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост- вспоминай.

    Не житье, а Масленица.

    Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

    Масленица семь дней гуляет.

    Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить

    Масленица у ворот - заходи в наш хоровод

    Масленица объедуха, деньгами приберуха

    Это Масленица идет, блин да мед несет.

    Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

    Ах ты, Масленица, до поста довела, а сама удрала

    Говорили, Масленица семь неделек, а ты всего семь денечков

    Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост.

Загадки

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица.)

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные... (Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… ( Тёще на блины) !
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …
(Икра) !

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (Блины) В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
(«Бог простит!»)

Стихи русских поэтов о Масленице.

Александр Пушкин

Поэма «Евгений Онегин» (отрывок)

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины...

Михаил Лермонтов
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!

Михаил Лермонтов
Песня про купца Калашникова.
(Отрывок из поэмы)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою одиночного,
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клик кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому Бог простит»

Петр Вяземский

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

. . .

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад,-

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад!

Афанасий Фет

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна!

Традиции празднования Масленицы.

Масленичную неделю величали «честной, широкой боярыней». Свое название было и у каждого дня.

Понедельник - назывался «встречей» - встреча, закликание весны.

Вторник – «заигрышами» - с этого дня начинались разного рода развлечения:

катания на санях, народные гулянья, представления.

Среда – «лакомка, разгул, перелом» - она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.

Четверг – «широким, разгуляем» - на этот день приходилась середина игр и веселья.

Пятница – «тещины вечёрки» - самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

Суббота – «золовкины посиделки» - в этот день молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье» - проводы, сожжение Масленицы, прощение обид, нанесенных друг другу.

Главным угощением на Масленицу являются блины. Масленицу встречали блинами, которые символизировали солнце. Кстати, когда-то их называли «солнышками». На Масленицу всегда принимали гостей и сами ходили в гости. Каждый считал своим долгом получше накормить гостей. Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, рыба.

Праздничная атмосфера народного гуляния, яркие весенние краски, радостные лица – всё это широкая Масленица. Масленицу издавна называли обманщицей: развеселит, полыхнет огнем да погаснет. Она заканчивалась догоравшими кострами, нагулявшейся толпой. Усталые люди расходились по домам, приговаривая: « Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост».

Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но, несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Литературный образ Масленицы.

(обзор произведений русских писателей )

Лето Господне. Иван Шмелев


Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Юнкера. Александр Куприн

«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест

блины горячими, как огонь, ест с маслом, со

сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с

салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с

селедками всех сортов, с кильками, шпротами,

сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком

осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с

осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со

знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой

закладкой и с затейливо комбинированной...».


Рассказ "Теперь-то ясно". Михаил Зощенко

О праздновании Масленицы в первые годы советской власти, в 1919 году.

«Нынче, граждане, все ясно и понятно.
Скажем, пришла Масленица - лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет. Только, главное, на это народных сумм не растрачивай.

Ну а в 1919 году иная была картина.
В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник - Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок?»


Рассказ «Глупый француз». Антон Чехов

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но, оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.

Снегурочка А. Н. Островский
Сцена празднования Масленицы описана в начале весенней сказки «Снегурочка».

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на Землю.
.....................
Прощай, Масленица.
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкою поила.
Прощай, Масленица…


Рассказы "Широкая Масленица", "Блины Доди". Аркадий Аверченко

В рассказе «Широкая масленица» мелкий Кулаков, умоляет хозяина гастрономического магазина одолжить ему «на прокат» фунт зернистой икры для украшения стола: «Что съедим – за то заплачу. У нас - то ее не едят, а вот гость нужный на блинах будет, так для гостя, а?» А когда явился гость, Кулаков все боялся того, что тот его объест. Он предлагает пришедшему и грибки, и селедку, и кильку, только бы не притронуться к икре. Но гость заметил ее: «… Зернистая икра, и, кажется, очень недурная! Авы, злодей, молчите!» В рассказе "Блины Доди" писатель знакомит нас с шестилетним мальчиком, которого все называют ласкательно – Додя. И вот однажды мама сообщает ему, что завтра будут блины, и к ним придут гости. Мальчик еще не знает, что это за чудное блюдо и поэтому ждет следующего дня с огромным предвкушением. А.Аверченко высмеивает не только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.


Рассказы "Блины", "Масленичные правила дисциплины", "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Антон Чехов


Хорошо и точно А.П.Чехов сказал о блинах в рассказе «Блины»: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…».

В рассказе "Масленичные правила дисциплины" автор основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел.

Рассказ "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Автор показывает, что будет, если пренебречь советами из рассказа "Масленичные правила дисциплины".

Фрегат "Паллада". Иван Гончаров

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."

Рассказ "Чистый понедельник". Иван Бунин

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».

Повесть «Железная воля». Николай Лесков.

Попытка иноземцев соревноваться с русскими в умении поедать невероятное количество блинов иногда заканчивалась трагично. Так, герой повести Н. С. Лескова «Железная воля» немецкий инженер Гуго Пекторалис в ответ на утверждение, будто ему « больше отца Флавиана блинов не съесть», поспорил, что съест, и, вступив в соревнование, умер, объевшись этими самыми блинами. «"Неужли помер?" - вскричали все в один голос.
А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав "с нами Бог ", подвинул к себе новую кучку горячих блинков», подтвердив тем самым истинность русских пословиц: «Блин не клин, брюха не расколет» и «Что русскому здорово, то немцу смерть».

Роман «Тихий Дон». Михаил Шолохов


Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: " Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом - вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу». www . livelib . ru / selection /546494- maslenitsa - v - tvorchestve - russkih - pisatelej

Составитель Стогова Л.Н.

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди