10.05.2019

Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка. Как без труда развить в ребенке самостоятельность


Читайте в этой статье:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным и делал все сам, помогал не по принуждению, а по собственному желанию. Однако таким счастьем похвастаться могут далеко не все родители, хотя вроде бы вкладывали свои силы в воспитание, учили доброте и пониманию, а результата нет. В итоге многие из них задумываются, возможно, что-то они делали неправильно и не так учили. Главное, помнить, что если даже какое-то время ничего не получается, не стоит отчаиваться, поскольку изменить ситуацию можно в любом возрасте. Как развить в ребенке самостоятельность?

Первые попытки и первые шаги

В каком возрасте лучше всего развивать самостоятельность? Начинать лучше всего с самого раннего возраста, когда ребенку еще 1,5-2 года. Именно в это время у малыша появляется стремление все делать самому, хотя получается у него это не всегда. Главное, не стоит ему мешать в этом, например, когда он сам пытается открыть дверь или взять какую-то нужную ему вещь. Может быть, с первого раза у него и не получится сделать то, что он хочет, но через некоторое время, покапризничав, но поняв, что мама с папой ему в этом не помогут, он все же справится с этой сложной для него задачей.

Если, к примеру, вы решили слепить вареники, и ваше чадо стремится вам в этом деле помочь, не стоит прогонять его с кухни, дайте ему немного теста, и пусть он лепит с вами. Кроме того, это отличное упражнение для рук, мелкой моторики, что позволит в дальнейшем без труда застегивать пуговицы или завязывать шнурки, а уже в школьном возрасте держать ручку.

Непослушные пуговицы

Многие родители, одевая малыша, сами стараются застегнуть пуговицы на одежде, пытаясь ускорить этот процесс. Однако нужно позволить сделать это ребенку, иначе он вряд ли когда-то научится самостоятельности в этом. Он будет всегда думать, что есть кто-то, кто это сделает за него. Некоторые мамы могут сказать, что нет времени на это, когда нужно успеть отвезти ребенка в детский сад и успеть на работу, однако это необязательно делать с утра, можно заняться застегиванием пуговиц вечером. А для тренировки можно подобрать какую-нибудь вещь с большими пуговицами. После того как малыш осилит их, можно подобрать пуговицы поменьше, но не стоит давать сразу мелкого размера.

Что касается шнурков, начинать нужно в возрасте примерно 2-3 лет, пообещав ребенку за то, что он завяжет их, какой-нибудь приз, пусть небольшой и не ценный, но он должен присутствовать обязательно. Некоторые могут подумать, что если ребенка постоянно просить что-то делать за награду, то без нее он вовсе ничего не будет делать. Однако чем меньше малыш, тем больше его нужно мотивировать, подталкивать и хвалить, чтобы он стремился достигать чего-то большего. Научились завязывать шнурки и застегиваться — можно приступать к чему-то посложнее, например, к мытью посуды, поливанию цветов и так далее.

Учимся мытью посуды

Вечный вопрос во многих семьях, кому же сегодня мыть посуду. Идеальным вариантом, конечно, является мытье по очереди, однако не всегда он выполним, так как мужская часть нередко уходит от выполнения данных обязанностей. Чаще всего эта обязанность ложится на плечи женской половины семейства, она же, в свою очередь, не против переложить мытье посуды на ребенка. И не стоит ждать, пока он вырастет, можно начинать обучать ребенка с раннего возраста, когда еще он сам стремится что-то делать. Главное, не забывать о безопасности, поэтому начинать лучше всего с пластиковой посуды.

При первой попытке развить у ребенка самостоятельность в этом вопросе нужно быть готовым к тому, что к концу процесса чадо будет мокрым от ушей до ног. Поэтому одеть его стоит в простенькую одежду, которую не жалко испортить. Для одних детей достаточно трех занятий для других больше, но с возрастом ребенок будет уже сам делать это осознанно и тогда, когда его об этом попросят.

Первый поход в магазин за покупками

Когда ребенок немного подрос, примерно лет в 5, можно начинать отправлять его в магазин, к примеру, за хлебом. Однако и тут не стоит забывать о вознаграждении, в качестве которого может быть, например, мороженое, купленное на сдачу. Не стоит отправлять ребенка одного в первый раз, лучше всего сходить вместе с ним, и пусть он купит продукты при вас. Не стоит отказывать ребенку, если он просит самостоятельно купить что-то.

Таким образом, любую обязанность можно сделать увлекательным развлечением. Причем не стоит забывать о том, что после выполнения определенной работы нужно давать ребенку отдохнуть, например, сходить погулять, или порисовать, или что-то еще, что нравится делать малышу. В противном случае, если задания будут сменять друг друга, не давая ребенку перевести дух и расслабиться, он устанет и у него пропадет стимул, а качество работы, естественно, снизится.

Как приучить ребенка делать уроки

Следующий этап самостоятельности — это выполнение уроков. Ребенка нужно приучить с первого дня школы, что уроки он делает самостоятельно, для начала на черновике и после проверки родителями переписывает их в учебную тетрадь. У малыша, конечно, могут возникнуть сложности с решением той или иной задачи, однако, прежде чем делать все за него, нужно попросить, чтобы он все же сделал свой вариант, пусть он будет и неправильным, а вечером разобрать задачу и решить ее вместе. Если ребенок будет всегда откладывать выполнение уроков на вечер, то результата от этого не будет, поскольку родители будут разрываться между помощью ребенку и выполнением своих домашних обязанностей. В первом классе ребенок, как правило, еще плохо соображает, а мама к вечеру устает, и получается, что начинаются крики и срывы, а это точно не помогает выполнению школьных уроков.

Учимся самообслуживанию

Следующим шагом к самостоятельности является самообслуживание, обучать которому нужно примерно в том возрасте, когда ребенок пошел в первый класс. К примеру, пришел он после школы, разогрел себе ужин и помыл после этого посуду за собой. Это для малыша настоящий подвиг, и потому его нужно обязательно похвалить за это. Для начала, когда еще страшно подпускать ребенка к плите, можно начать с микроволновой печи, здесь ребенок точно не обожжется, и родители будут спокойны за безопасность своего чада, а с возрастом можно перебраться и на плиту, особенно если придет время учиться готовить.

Что касается готовки, если ребенок изъявит желание сам что-то приготовить, не стоит ему этого запрещать, лучше всего прикупить книгу с рецептами и подобрать более легкие в приготовлении блюда, и пусть чадо осваивает азы этого дела. Лучший способ научить ребенка готовить, особенно это касается девочек, — брать его с собой на кухню во время приготовления ужина или обеда. Делать это лучше лет с 4 или 5.

Если малыш привыкнет помогать маме на кухне с раннего возраста, его не придется заставлять что-либо делать, когда он будет постарше.

Чтобы понять, как развить самостоятельность в своем ребенке, нужно запомнить, что главными критериями ее являются выбор и ответ за него. При удачном выборе следует похвала или поощрение, а если нужно, то и совет. Если даже ребенок ошибся, ничего страшного в этом нет, поскольку ошибки совершает каждый. Просто в следующий раз нужно все более тщательно взвесить и, если необходимо, посоветоваться с родителями.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка за совершенную ошибку, поскольку результата никакого не будет. Нужно просто проанализировать случившееся и подумать над тем, как решить данную проблему. Если вы понимаете, что решение малыша ошибочно в корне, нужно постараться переубедить его, однако делать это нужно очень мягко. И если даже после этого чадо стоит на своем, пусть сделает так, как ему хочется, и поймет сам, что он был неправ. При удачно сделанной работе не стоит бояться перехвалить ребенка, поскольку это даже большего стоит для него, нежели какой-то ценный презент. Никогда не стоит забывать говорить малышу о том, что без него вам было бы сложно справиться и он бесценный помощник. И конечно, обязательно нужно считаться с желаниями ребенка — и это принесет свои плоды.

Обычно родители стремятся приучить ребенка к самостоятельности, но далеко не всегда это получается. Причем виноваты в этом бывают оба – и ребенок, и родители. А ведь главная цель родителей – вырастить человека, который может обходиться без них. Так как же развить самостоятельность в ребенке?

Возраст, с которого следует начинать

Конечно, начинать нужно с раннего детства. Как только малыш захочет кушать сам ложкой, сам почистить зубы и выполнить другие самые простые дела, нужно обязательно это разрешать. То есть, давать в руки ложку, зубную щетку. Естественно, сразу у ребенка ничего не получится, но со временем малыш научится правильно орудовать ложкой или щеткой.

То же самое можно сказать и о домашних делах. Вытирать пыль можно уже с 1,5 лет. А также подметать, мыть вместе с мамой пол, мыть свою чашку. Родители должны быть готовы к тому, что кроха будет обливаться, вымазываться и т.д. Но есть естественный процесс обучения и ребенок должен через это пройти.

Ошибки родителей

Очень часто взрослые не дают ребенку что-то делать, так как спешат или боятся, что малыш выполнит работу плохо. Это неправильно. Если кроха долго одевается, разбудите его пораньше и вообще, пусть учится застегивать пуговицы вечером, тогда и утром дело пойдет быстрее. Что касается выполнения каких-то домашних дел, конечно, чадо будет делать многое недостаточно хорошо. Но как ребенок научится, если он лишен этого процесса?

Еще одна ошибка: недоверие к возможностям. Родители часто считают, что ребенок еще мал или у него не получится, или вообще у него ничего хорошо не получается. Поэтому не дают ребенку самостоятельно что-то делать и при этом озвучивают свои мысли. Малыш в результате вырастает неуверенным в себе, что тоже не ведет к самостоятельности.

Часто родители, особенно матери, самоутверждаются за счет гиперопеки и . Они считают, что хорошие мамы должны проявлять максимум заботы о малыше. И это правильно. Но проявляется забота не так, как нужно. Помыть за чадо посуду, сложить за него сумку, убрать его комнату – вот, что делают родители, и считают это заботой. На самом деле, это просто выполнение дел вместо ребенка, не признание его, как личности.

Кроме этого, родители могут бояться потерять свой авторитет в глазах чада, иметь своеобразные представления о дисциплине, иметь желание доминировать над ребенком и во всем его контролировать. В общем, таких ошибок может быть предостаточно.

Но бывает и так, что родители многое делают правильно, а чадо все равно не стремится к самостоятельности. Конечно, все дети разные и к каждому надо подбирать свой метод воздействия.


Что можно предпринять?

Прежде всего, разрешать ребенку делать то, что он хочет (имеется в виду полезные дела). Хочет мыть посуду – дать пару тарелок, хочет одеваться сам на прогулку – разрешить и подождать, пусть и долго; хочет мыть пол – дать тряпку и показать, как надо. Это – первый . Правда, со временем ребенок может потерять интерес к этим делам, они станут для него обычными, и желание выполнять эту работу пропадет.

Тогда на помощь придет мотивация. За какие-то не слишком любимые дела, можно поощрять. А простая рутина не должна поощряться, при этом стоит объяснить ребенку: чем быстрее он закончит работу, тем быстрее он сможет заняться любимым делом – рисовать, играть с другом или гулять на улице.

Обязательно нужно хвалить малыша. Даже, если что-то не получилось, но ребенок старался, нужно похвалить его за старание. Объяснить и показать еще раз, как выполнять работу, подбодрить, что со временем все получится, главное, не сдаваться. Ни в коем случае нельзя говорить: «у тебя ничего не получается» или «ты все делаешь плохо». Эти слова понизят самооценку у ребенка и отобьют охоту что-то делать.

При этом должны быть и . Но тогда, когда у малыша что-то не получилось, а если он не хочет выполнять свою часть домашней работы. Необходимо объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и они их выполняют, даже если не очень хочется. Поэтому и ребенок, как часть семьи, должен вносить свой вклад и выполнять свои обязанности. Если малыш отказывается помогать, не выполняйте и вы часть своих обязанностей. Но именно тех, которые затрагивают ребенка. Например, не идите гулять туда, куда малыш хотел, не готовьте любимое лакомство крохи. Пусть ребенок поймет и прочувствует, что это такое – не делать, то, что нужно.

Очень важно обращаться с ребенком, как с личностью, независимо от его возраста. Нужно давать ребенку выбор, объяснять, общаться, подбадривать и подсказывать, помогать, учить ответственности. Но при этом не делать все за него, не выражать свою любовь чрезмерной опекой. Задача родителей – вырастить ответственного и самостоятельно человека, который умеет принимать решения и выполнять определенные действия, которые необходимы в той или иной ситуации.

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность - означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.

Какие методы применять?


Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, - и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.


Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо. Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.


Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать
  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.

Жизнь всегда требует от нас действий и принятия решений. Но что делать, если по каким-то причинам вы боитесь самостоятельности, не умеете принимать решения, всегда сомневаетесь?.

Причины отсутствия самостоятельности зачастую родом из детства: вас слишком опекали или вы не получили достаточно любви, и сейчас боитесь что-то сделать самостоятельно из-за страха неудачи. Все это не имеет большого значения сейчас, главное – это все-таки научиться вести свою жизнь без помощи других, чувствовать себя уверенно и без страха решать все возникающие задачи и преодолевать трудности.

Лучше всего самостоятельность развивает жизнь в одиночку на заработанные самостоятельно деньги. В таком случае даже самая «зефирная» девушка не только научится готовить, делать бытовые покупки и наводить порядок дома, но и со временем при необходимости – будет готова выжить даже в самых полевых условиях, где из всех вещей будет только земля, пара спичек и голубое небо над головой.

В других случаях вам нужно будет собрать в кулак всю силу воли, которая у вас есть, и с каждым днем все больше отказываться от помощи и услуг других людей.

(берите по одному на каждый день недели и выполняйте!):

1. Составьте список занятий, которые вы можете делать самостоятельно, а раньше их кто-то делал за вас либо никто не делал

Повесьте этот список на видном месте и регулярно выполняйте пункты оттуда. Не смущайтесь, если в нем будут изначально очень простые задачи, наоборот, с них и начинайте! Например, заправить постель с утра, сделать завтрак, помыть окна, разморозить холодильник, заплатить за свет, забрать посылку.

Вспомните, что вы давно откладывали сделать, потому что не знали, как, или боялись? Что вы давно хотели, но никто не делал это с вами или за вас? Хотели заказать косметику в Интернет-магазине? Хотели съездить на экскурсию? Самое время вспомнить об этих занятиях и сделать все самостоятельно.

2. Запишитесь на курсы или начните самостоятельно осваивать какие-то занятия

Совершенно не важно, что вы будете изучать: бухгалтерский учет или PhotoShop, кулинарию или запишитесь на современные танцы. Главное, что вы будете делать это самостоятельно, скорее всего, вам придется самостоятельно платить за занятия, искать материалы (костюмы, программу, продукты и т.д.), покупать, скачивать видео-уроки. А все это – очень ценный жизненный опыт.

Как стать самостоятельной

3. Берите на себя ответственность

Помните фильм «Всегда говори "Да!"», где главный герой должен был соглашаться на все, что ему предложат: от новых лыж до записи своего диска? Попробуйте такую же методику, только лыжи вам покупать не обязательно, достаточно просто научить себя на автомате говорить «да» на все предложения взять на себя ответственность, какими бы страшными и невыполнимыми они ни казались.

Желание быть самостоятельной и не уронить свой образ в глазах другого человека поможет вам найти выход из ситуации и самой ответственно выполнить возложенное на вас задание.

Задания могут быть любого уровня сложности: от оплаты заказа по Интернету или выбора подарка другу до выполнения проекта на работе.

Начните с малого: возьмите на себя какие-то домашние обязанности - оплата счетов, покупка фильтра, кормление кота. Предупредите домашних, что теперь это будете делать вы. Так вы будете знать, что если вы этого не сделаете, то никто не сделает, и семья может остаться без света.

Утвердившись в малом, вы будете переходить на более объемные и ответственные задания, например, отвести племянника в больницу или ухаживать за больной соседкой.

Если какое-то задание кажется вам неподъемным и страшным, то используйте технику из тайм-менеджмента: ешьте слона по кусочкам. Разбивайте крупное задание на мелкие шаги и разбирайтесь с ними последовательно, не думая о других частях.

4. Научитесь уверенно говорить и следить за осанкой и походкой

Если у вас сгорбленная спина, голова сильно втянута в плечи, у вас шаркающая походка и говорите вы тихо и неразборчиво, то стать самостоятельной вам будет труднее. Выпрямьтесь, разверните плечи, потренируйтесь уверенно говорить – пусть даже детский стишок. Внешние изменения помогут вам создать целостный образ самостоятельного человека.

Обратите внимание на то, как говорят самостоятельные, по вашему мнению, люди, как они себя ведут. Старайтесь скопировать эту модель поведения, на первых порах это будет помогать.

5. Принимайте осознанные решения

Всегда объясняйте себе, почему принимаете то или иное решение. Если вы не смогли объяснить или объяснение не удовлетворило, то, скорее всего, вы пошли на поводу у своего страха быть самостоятельной.

Как стать самостоятельной

Например, вам нужно купить пылесос. Вы идете в ближайший магазин и видите там пылесос, который стоит как подержанный автомобиль. Вы расстроены, но готовы его купить. Стоп! Почему? Потому что вам не жалко денег? Или потому что вы не знаете, где еще смотреть пылесосы, боитесь спросить у кого-то? Если все-таки второй вариант, тогда сила воли и поисковые серверы вам в помощь – решайте возникший вопрос самостоятельно, без ущерба себе и своему кошельку.

Когда принимаете осознанное решение, вы всегда сможете уверенно сказать: «Я поступила так-то и так-то потому-то и потому-то». В этом случае вы не будете испытывать вины перед собой за неправильно принятое решение, а также избавитесь от негативных оценок окружающих, что вы сделали первое, что взбрело в голову.

6. Помогайте людям

Помогите соседке донести сумки домой, покормите бездомных животных, отвезите вещи/продукты в детский дом или церковь, не отмахивайтесь, если вас спрашивают, как добраться куда-то, а вам просто лень объяснять и т.д.

Добрые дела для других людей позволят вам осознать ваш рост в развитии, почувствовать себя более самостоятельной, чем кто-то (дети, соседка), а чувство радости, которое при этом возникает, вдохновит вас и дальше совершать такие поступки. Ведь при развитии самостоятельности главное - делать что-то! Череда даже мелких поступков со временем превращается в опыт, ценнее которого ничего в этом вопросе нет.

7. Развивайте наблюдательность и задавайте вопросы

Если вы норовите сорваться с ведения самостоятельной жизни и постоянно хотите кому-то позвонить/написать и попросить о помощи, то делайте себе напоминания о том, какая цель сейчас перед вами стоит.

Например, вы можете поставить заставку на телефон со словами «Я самостоятельная» (кстати, сделать ее в Paint или Photoshop пусть будет первым вашим заданием!), повесьте такие же стикеры на компьютер, на дверь квартиры или комнаты (чтобы вдруг не попросить помощи у друзей или соседей). Пусть эти слова будут первым, что вы увидите, когда утром проснетесь и встанете с постели – так можно развивать любую черту характера.

Выполняя все эти советы, не забывайте себя благодарить и награждать. За каждое значимое самостоятельно выполненное дело делайте себе подарок, например, пирожное, серия любимого сериала или час с книжкой.

А также обязательно купите красивую тетрадь или ежедневник и каждый день записывайте туда, скажем, по 5 своих успехов: постоянно увеличивающийся список будет вселять в вас уверенность в себе и вдохновлять на дальнейшие подвиги!

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможностей ребенка.

Каждый ребенок - личность, которая развивается индивидуально. Не стоит злиться, если ваш малыш справляется чем-то менее удачно, чем его сверстники. Есть много факторов, влияющие на детскую самостоятельность, такие как: врожденные способности, темперамент, интересы, с вашей стороны поощрения и наказания ребенка. Старайтесь смотреть не на возрастные нормы, а на то, что было с самостоятельностью вашего ребенка неделю, месяц, год назад. И если совокупность самостоятельных действий вашего малыша растет – значит его развитие проходит нормально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельность.

Все понимают это слово по – разному. Некоторые подразумевают под этим делать какое-то действие без подсказки и без помощи других людей; некоторые считают, что это означает – рассчитывать только на свои силы; не зависит от мнения окружающих; умение распоряжаться собой своим временем и своей жизнью. Да, и те кто так считает – безусловно правы. Однако, такое определение «самостоятельности» указывает на зрелость личности, но как же применить это ребенку, скажем 2-3 лет??? Правы ли те психологи, которые утверждают, что полная самостоятельность не доступна ребенку?

Самостоятельность у детей, как правило зарождаются в раннем возрасте. Но определить ее и помочь ей развиться – это очень не простая задача. Вред может нанести, как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности, которая только начинает зарождаться. Абсолютной и единой для всех самостоятельности нет. Нельзя оценивать по одним и тем же критериям самостоятельность людей разного возраста, разных социальных групп, разного уровня психологического и умственного развития. Например, можно ли сравнить Аборигена и Африки и ученого – этнографа, который изучает его жизнь. Однако, если их на день поменять местами, беспомощными окажутся оба.

Если мы возьмем малышей в детском саду: одни, когда приходят в детский сад переодеваются и переобуваются сами, хоть и дается это нелегко. Другие – терпеливо ждут, пока освободиться воспитательница. Но в процессе занятии мы можем заметить, что 2 группы, которых мы условно разделили на «самостоятельных» и «не самостоятельных» способны поменяться местами.

Подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности. Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по – разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и становиться качеством его личности.

Самостоятельность не означает полной свободы действий.

Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому что ребенок не понимает, что значит «правильные и неправильные действия». Малыши порой совершают шкоду, а все для того, что бы порадовать маму новыми успехами. Пусть вас не сильно удивляет, если вы обнаружите пропавшую еду со стола в собачьей миске. Малыш решил покормить собаку. Не ругайте за это ребенка, восхититесь его самостоятельностью и покажите ему, чем он может покормить собаку в следующий раз.

Если же давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание, то он постепенно оставит попытки добиваться чего – либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей.

В заключение сформулируем правила, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребенка.

  1. Организуйте для ребенка деятельность, которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.
  2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
  3. Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  4. Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновения у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
  5. Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому – либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.
  6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).
  7. В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди