14.10.2019

Самообразование тема сказкотерапия в детском саду. План педагога-психолога по самообразованию на тему "сказкотерапия в работе с дошкольниками". основной принцип целостного развития личности»


План самообразования

На 2017 -18 год

«Сказкотерапия»

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми.

Задачи:

    изучить методическую литературу;

    провести цикл мероприятий по заявленной тематике. Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку

Изучение методической литературы.

Название литературы

сроки

Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. –

Сентябрь Октябрь

Владос, 2001.

Киселева М.В. «Арт-терапия в работе в детьми», 2007

ноябрь

Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и

Декабрь

полцарства впридачу», 2008

Январь

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические

Февраль

сказки», 2003

Оклендер В.«Окна в мир ребенка», 2005

Март

Апрель Май

придумывания историй. – М., 1978

Создание предметно-развивающей среды

сроки

Пополнить «У голок искусств» новыми пособиями по теме

Сентябрь, октябрь

«Сказка» .

Дидактическая игра «Узнай сказку»

В течении года

Папка презентаций по сказкам.

В течении года

Трафареты сказочных героев для рисования

декабрь

январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для

Февраль

раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по

теме «Сказка»

март

Работа с детьми

1«Домики» - групповое арт-терапевтическое занятие.

сентябрь

«Страшилки»

октябрь

Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно

прорисовать. Заранее

готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного

персонажа: ведьма,чудовище, скелет, вампир.

«Страшная маска»

Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи,

ноябрь

выразить их в виде

лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение

эмоций. Во время

занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои

и чужие интересы,

учиться быть активными или уступать.

«Продолжи рисунок» - коллективное занятие

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий

следит за тем, чтобы

дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок

должен быть примерноравным.

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его

можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и

внешних факторов,

оказывающих на него влияние.

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.

В зависимости от выбираемых ребенком красок, их

сочетаний,создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих

работ, можно продиагностировать

состояние своего ребенка.

Песочная терапия

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его

различными предметами

(камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого

ребенок должен дать

название своему кругу.

Упражнение «Победитель злости»

декабрь

январь

февраль

Март

Апрель

май

Работа с родителями

тема

сроки

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение

сентябрь

души». Оказать помощь родителям в воспитании детей

искусством.

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

октябрь

Привлечь родителей к участию в жизни детского сада.

Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной

ноябрь

деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание

участвовать в жизни детского сада.

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу» .

декабрь

Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Фото -Конкурс «Я похож на литературного героя».

январь

Подбор иллюстраций"Книжные иллюстрации к сказкам"

февраль

Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя

март

сказка"

Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на

апрель

психическое развитие ребенка»

Отчет по самообразованию - презентация.

май

Работа с педагогами

квартал

2. Привлечь педагогов других групп к подготовке

атрибутов к занятиям.

1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по

2

квартал

теме: "Каждому возрасту своя сказка

2.Мастер –класс «Лечение сказкой»

1. Подготовка консультации для педагогов

3 квартал

"Настольный театр»

Предполагаемый результат:

    Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку , какие бывают сказки ; o Знать сказки народов ;

o Выразительно передавать содержание сказок , замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

o Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок .

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования РФ, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.


Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка
Преимущества использованияв образовательном процессе метода сказкотерапии велики, например,через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Основные задачи сказкотерапии.

    Способствовать социальной адаптации.

    Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.

    Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.

    Формировать положительные черты характера.

    Развивать познавательный интерес.

    Способствовать формированию положительных межличностных отношений

    Формировать эстетический вкус.

    Обогащать положительный эмоциональный опыт.

    Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.

Актуальность данной проблемы подтолкнуло меня изучить и в дальнейшем реализовать в практической деятельности технологию метода сказкотерапии в формировании психологического здоровья дошкольников.

Целью моей работы стало: Использование метода сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

· Формирование психологического здоровья, основ нравственного сознания, самосознание ребенка;

· Знакомство с культурой разных народов и сохранение народных традиций;

· Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка;

· Развитие речевого творчества и воображение ребенка;

Важная роль в основе моей деятельности отводится индивидуализации воспитательно – образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формирование нравственных качеств личности, развитию воображения и творческого потенциала, умение управлять своим поведением и эмоциональными проявлениями, авоспитательно – образовательный процесс организуется с учётом интересов и потребностей ребенка.

На начальном этапе изучения методической литературы передового опыта специалистов по теме «Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии» мною изучались особенности сказкотерапии как метода и использование в практической деятельности.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: Кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители — являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консервативными. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

Таким образом, изучив методическую литературу, выяснила, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» – лечение сказками, этот метод был инструментов психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи. В свою очередь один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Внедрения в практическую деятельность метода сказкотерапии в своей деятельности с детьми я использовала регулярно, назанятиях, праздниках, развлечениях и в режимных моментах. Когда я поставила перед собой задачу научить детей управлять своими негативными эмоциями и их проявлениями с целью «не навреди» окружающим, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства.

В процессе использования метода мною применялись методы и приёмы: куклотерапии, арттерапии, релаксирующие приемы бумаготерапии, психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды и др.

В процессе реализации коррекционно -педагогического метода сказкотерапии выявились следующиевозможности работы со сказкой

Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

Творческая работа по мотивам сказки:

Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки.

Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их.

Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы... И всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает... и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума - играючи!

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

В свою очередь, для повышения педагогического мастерства, расширения знаний, читаю педагогические журналы, новинки методической литературы, посещаю методические объединения, занятия. Участвую в работе методической группы по разработке методических консультаций для родителей и педагогов.

Арт-терапия - лечение через творчество -

(therapeia от греческого - забота, уход)

забота о человеке, психологическая помощь и поддержка.

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

человек важнее, чем искусство!» - Юрий Красный, педагог, художник, поэт.

Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности» Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт .

В Арт-терапии используютсяразнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:

движения (танец, игра, физические упражнения)

рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)

живописи (рисование красками)

скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)

музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)

вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)

импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)

— в условиях, обеспечивающих поддержку человеку,

с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

Цель арт-терапии -

помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром; ребенку - сформировать правильное отношение к себе и окружающей действительности, способствовать его здоровому и радостному взрослению!

Основные задачи арт-терапии :

Самовыражение - помочь человеку выразить свои чувства и эмоции.

Самопознание - помочь человеку осознать себя, свои потребности,

желания, способности, свой потенциал.

Расширение личного опыта

Внутренняя интеграция личности

Интеграция с внешней реальностью -

применение методов арт-терапии способствует приобретению новых навыков взаимодействия, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающего мира.

Арт-терапия чаще всего используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. Для этого метода терапии не нужны специальные навыки и умения, а через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы (включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими).

Особенность арт - терапии: важность творческого акта как такового - спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создатьнекий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.

Арт - терапия для детей .

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга. Но как правильно организовать эту деятельность?

Творчество изначально присуще ребенку, а неосторожное вмешательство взрослых губит ростки неповторимости, самобытности и индивидуальности, превращая ребенка в плохого подмастерья, пытающегося своими скудными средствами воплотить образы и фантазии взрослого.

Большинство детей не могут сами найти дорогу к созиданию, не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, конструирования, создания аппликации, не могут свои эмоциональные переживания и опыт постижения действительности осознать, воплотить в замысел и художественный образ.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

Фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли. - фактор интерпретаций и вербальной обратной связи - во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания .

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов; - дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

Помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает

художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Перспективный план реализации «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ на 2014-2015 уч. год

период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

сентябрь

Разработка долгосрочного педагогического проекта «Песочные сказки», конспектов занятий

Игровое занятие «Мой сказочный остров» (диагностика детей)

Подбор консультаций и индивидуальных бесед

Родительское собрание: «Язык детской игры»

Презентация для родителей на сайте группы «Звездочка» «Любимые игры и игрушки»

Разработка перспективного плана по теме самообразования

Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации)

Подбор терапевтических сказок для коррекции детских капризов.

Консультация: «Создание сказочно-игровой среды»

Подборка коллекции игрушек для песочной терапии

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Моя семья»

Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки.

Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Видеоролик на сайте группы «Методы Арт- терапии в ДОУ»

Консультации: «Игры на формирование коммуникативных умений»; «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

Выставка семейных проектов «Генеалогическое дерево моей семьи»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Добрый дедушка Мороз, он подарки нам привез…» (просмотр презентации)

Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства»

Подбор информации для творчества родителей и детей на сайте группы

Выставка семейного творчества «Новогодняя окрытка»

Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков»

Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу)

Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…»

Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по прослушиванию аудиосказки «Волк и семеро козлят»

Выставка семейных проектов «Космическое путешествие», «Я космонавт»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по сказке «Царевна-лягушка»

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Открытые занятия совместно с родителями «Волшебный песок»

Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей НДОУ (презентация проекта)

Документы для скачивания:

Государственное автономное учреждение Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

УТВЕРЖДАЮ: Директор государственного автономного учреждения Амурской области «Шимановский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ______________________Шагибекова О.Г.

«___» ______________ 2017 г.

План по самообразованию

«

Подготовил:

педагог – психолог

отделения социальной реабилитации

Иваненко Светлана Ивановна

Шимановск, 2017 год

Тема: « Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего профессионального уровня; предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

2. овладение новыми формами, методами и приемами работы

3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы

по теме самообразовании.

Изучение материалов на интернет ресурсах www . cka 3 ka - iks . ru , ,

Онлайн семинар « Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.Мосвка

Просмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо Сказкотерапии»

Январь - март

Диагностический

Создание программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием п -Ранняя диагностика, выявление нарушений и отклонений в развитии дошкольников;

Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;

Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

риёмов и методов сказкотерапии.

«Лесенка» - исследование самооценки.

Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.

Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.

Апрель - июнь

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности.

Июль - октябрь

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

Ноябрь – декабрь 2017 года

Список литературы:

    Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010

    Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. - М. Генезис. 2011 г.

    Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

    Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.

    Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.

    Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

    Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

    Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

    Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.

    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

    Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

    Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.

    Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

Tатьяна Bоронова
Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет такого ребенка, которому была бы безразлична сказка . Ведь в сказках заложен очень мудрый смысл, они помогают различать добро и зло, правду и ложь, а так же найти выход из трудного положения. Если сказку рассказать вовремя , то она обязательно подскажет, как справиться со своими страхами, стать более уверенным в себе. Как говорил Д. Родари "«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Цель данной работы это повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Перед собой я поставила такие задачи :

Создать условия для развития детей дошкольного возраста , используя в работе метод сказкотерапия ;

Воспитывать гуманные и общечеловеческие ценности у детей посредством сказкотерапии ;

В работе с детьми я использовала : наглядно - дидактические игры, беседы, презентации, занятия с элементами сказкотерапии . Для родителей и педагогов были разработаны консультации, буклеты, папки - передвижки по данной теме. Итоговым мероприятием было разработка альбома под названием "Сказки для сказкотерапии ". Это альбом стал мне помощником в дальнейшей работе с детьми. Сказки , которые в нем собраны помогают в коррекции страхов, неуверенности в себе, несамостоятельности .

Если систематически использовать сказкотерапию в работе с детьми , то это позволит развить чувства самоуважения , собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослому и сверстникам, а так же на примере сказок у детей раскроются творческие способности и познавательный интерес.

Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 комбинированного вида" города Пикалево Индивидуальный план.

Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в математическом развитии Отчет по инновационной деятельности по теме: «Моделирование как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Вольска Саратовской области» Улица Революционная, 29. Телефон 7-10-39.

Отчет по самообразованию «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Отчет по самообразованию «Интерактивные формы развития речи детей старшего дошкольного возраста» Ребенок появился на свет, и первое, что слышит мама – это плач ребенка, затем появляется гуленье, лепет, первые слова, затем речь, которая.

Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей» Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.

Презентация по самообразованию «Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста» Презентация по самообразованию. Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди