28.04.2019

С чем связан праздник пасхи. Пасха. История и традиции главного праздника христиан. Пасхальные традиции народов мира


Пасха – это чудесный праздник , полный света и радости, один из древнейших праздников христиан и самый главный в церковном богослужении. Это праздник триумфа жизни над смертью, Воскресения Христова, посвящённый самому значимому и удивительному событию раннехристианской эры.

Пасха – переходящий праздник без фиксированной даты , каждый год дата разная в зависимости от исчисления по лунно-солнечному календарю. Пасха так и переводится с иврита, как «проходящий мимо», «преходящий».

Пасхальная неделя начинается в самое первое воскресенье, последовавшее за полнолунием, что наступает после дня весеннего равноденствия.

История Пасхи

В дохристианской традиции еврейская Пасха (Песах) посвящена Исходу израильтян из Египта под предводительством Моисея. До разрушения римлянами главного Иерусалимского храма в 70 г. н.э., в пасхальную ночь предписывалось съесть принесённого в ритуальную жертву ягнёнка с горькими травами и мацой, теперь же на Песах едят только мацу – пресные лепёшки, по форме немного напоминающие православные блины. Празднуется Песах неделю, первый и последний день которой — нерабочие дни.

Невзирая на то, что Песах и Пасха посвящены разным событиям, христианская Пасха корнями уходит в ветхозаветную.

Свое название день Христова Воскресения получил именно от иудейского праздника Песах. Это заимствование названия для христианского праздника объясняется тем, что все последние трагические события земной жизни Христа произошли именно в дни перед иудейской Пасхой, а воскрес Он — в пасхальную ночь.

Символическая связь христианской Пасхи с Исходом из Египта сынов Израиля отражена в библейских текстах, читаемых на пасхальном богослужении. Ягнёнок, принесённый в жертву, рассматривается как прообраз самопожертвования Иисуса Христа ради искупления грехов человечества.

Расчёт даты Пасхи или Пасхалия

Существуют две Пасхалии – Григорианская и Александрийская , которые следуют общему правилу расчёта даты Пасхи . Это правило гласит: «Пасху празднуют в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Точнее, после первого полнолуния, что идет за .

Если полнолуние случается раньше 21 марта, пасхальным считается следующее полнолуние, к которому плюсуются 30 дней.

Парадоксально, но одно и то же правило расчёта даты Пасхи приводит к различным датам у восточных (греко-католиков, православных) и западных (протестантов и приверженцев римско-католической церкви) христиан, так как они используют разные Пасхалии.

Римско-католическая и протестантская церкви рассчитывают дату Пасхи по григорианской Пасхалии. Такое расхождение между датами Пасхи у западных и восточных христиан вызвано различием между солнечными календарями и датами церковных полнолуний.

Западная Пасха лишь в 30% случаев совпадает с восточной, в 45% случаев она опережает её на 1 неделю, в 5% — на 4 недели и в 20% случаев — на 5 недель. Между датами не бывает разницы в 2 и 3 недели.

От Пасхи ведётся отсчёт дат всех переходящих евангельских праздников : например, Лазаревой Субботы, Входа Господня в Иерусалим — за неделю до Пасхи, Вознесения Господня — на 40-й день после Пасхи, Пятидесятницы, которая совпадает с Днём Святой Троицы в православии — на 50-й день от Пасхи.

Пасхальное богослужение

Большинство возникли в тесной взаимосвязи с богослужением. Пасхальные народные гуляния связаны с разговением и окончанием Великого поста — времени строгого воздержания, в течение которого все семейные и другие праздники переносились на Пасху.

Символы Пасхи выражают свет (Пасхальный огонь), обновление (Пасхальные ручьи) и жизнь (пасхальные куличи и яйца).

В Пасху, в главнейший праздник церковного календаря, совершается особо торжественное, радостное богослужение. В начале христианства оно сформировалось как крещальное, в этот особый день после подготовительного поста крестили оглашенных.

С древнейших христианских времён сложилась традиция совершать Пасхальное богослужение ночью . Оно всё буквально пронизано оптимизмом.

С пасхальной ночи и далее 40 дней принято христосоваться, приветствовать друг друга троекратным целованием и словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Этот обычай дошёл до нас со времён апостолов, которые завещали: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

Значительную роль в церковном богослужении и в народных пасхальных празднествах играет Пасхальный огонь , символизирующий Божественный Свет.

В больших городах перед началом всенощной пасхальной службы в православных храмах верующие ожидают, когда прибудет Благодатный огонь от Храма Гроба Господня. Когда из Иерусалима доставляют огонь, священники разносят его по другим храмам города. Прихожане зажигают от него свечи. После пасхальной службы многие уносят частицу этого огня с собой в лампаде, и дома стараются его поддерживать целый год.

В католическом богослужении перед праздничной службой возжигают Пасхал. Это особая свеча, огонь от которой расходится со свечами ко всем верующим. Её зажигают на всех службах Пасхальной недели.

В дореволюционной России на Пасху возле храмов разжигали большой костёр. Смысл этого костра тот же, что и у огня пасхальной свечи - свет и обновление.

В Великую Субботу и после завершения пасхальной службы в храмах происходит освящение творожных пасх, куличей, яиц и всех продуктов, приготовленных к праздничной трапезе для разговения после долгого Великого поста.

Люди преподносят друг другу в дар пасхальные яйца как символ великого чуда — Воскресения Спасителя. Предание гласит: когда Мария Магдалина поднесла императору Тиберию в подарок яйцо как символ Воскресения Иисуса, усомнившийся император сказал, что как белое яйцо не станет красным, так и не могут воскреснуть мёртвые. Яйцо мгновенно сделалось красным.

Хотя пасхальные яйца могут быть разных цветов, традиционным для них всё же является красный — цвет триумфа жизни. В традициях иконописи вокруг воскресшего Христа изображается сияние в форме овала. В отличие от симметрии круга, эта фигура, по форме близкая к яйцу, у эллинов означала загадку или чудо.

Подготовить всё к пасхальному столу и прибраться в доме стараются заранее, в Великий четверг, ещё называемый «чистым», чтобы ничто суетное не отвлекало от служб в самый серьёзный день поста, Страстную пятницу, в день молитвы и выноса Святой Плащаницы.

Вечером накануне Пасхи верующие собираются на службе в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с торжественным пением праздничной стихиры. Шествие обходит храм, после возвращения в него служится пасхальная утреня.

В православных храмах колокола молчат в Страстную неделю, а на Пасху раздаётся многоголосье колоколов, торжественно и громко звонится благовест. В дни Пасхальной седмицы всем желающим разрешается подняться на церковные колокольни и позвонить в колокола.

Народные пасхальные обычаи

К вечеру Пасхи начинаются народные празднества. В России народные гуляния с играми, хороводами, качелями назывались Красная горка и в разных местностях продолжались от одного дня до 2-3-х недель.

В царской России пасхальными яйцами «христовались», по очереди стукаясь разными концами. Дети устраивали игры-«покатушки», соревновались, у кого яйцо укатится дальше. Дети любили стукаться яйцами друг с другом («чокаться»), выигрывал тот из них, чье яйцо осталось целым. Пасхальные яйца катали и по земле, чтобы сделать её плодороднее. В русской культуре пасхальное крашеное яйцо символизировало возрождение, новую жизнь.

После завершения всенощной освящали принесенные яства. Из церкви старались вернуться поскорее, поскольку по народным поверьям, кто раньше сядет за праздничный стол и вкусит освящённые блюда, тому будет в этом году сопутствовать удача в делах и хорошее здоровье.

По окончании пасхальной службы начиналось разговение после долгого Великого поста. Чаще всего это было семейной трапезой, на которой не присутствовали гости. На покрытый белой скатертью стол выставляли освящённые в Страстную субботу крашеные яйца, куличи — высокие хлебцы из сдобного теста с узором, пасху — сладкое блюдо из творога, и начинался радостный пасхальный пир.

Пасха — это фундаментальный праздник христианской веры. В Библии говорится что веруя в Воскресение Христово , люди могут верить и надеяться на свое личное спасение. Для того, чтобы разобраться в смысле этого великого праздника и осознать его суть, нужно обратиться к истории его возникновения.

История возникновения праздника Пасха

История Пасхи начинается еще в ветхозаветной жизни христиан и тонко переплетается с Пасхой нового завета. Слово «Пасха» происходит от еврейского слова «Песах» , что означает «миновать, пройти мимо». О дне Песаха написано в книге «Исход». Согласно ветхому завету, Бог хотел избавить израильтян от страшного гнета египетского фараона, который не хотел отпускать этот народ на свободу. Бог велел, чтобы в ночь на кануне 14 дня первого месяца лунного календаря каждая семья принесла в жертву непорочного агнца. Его мясо нужно было приготовить с горькими травами и пресным хлебом, а кровью агнца помазать входную дверь. Бог тем самым намеревался поразить Египет страшным наказанием, но уберечь евреев, которым фараон не хотел давать свободу.

В ту самую ночь Ангел-губитель заходил в каждый дом и уничтожал всех, но прошел мимо домов тех, чьи дома были помазаны кровью агнца. В этом и есть смысл Пасхи ветхого завета — избавление еврейского народа от египетской тирании и плена. С того дня Бог повелел каждый год отмечать Пасху в честь памяти о своем освобождении от рабства и обретения земли обетованной.

Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи новозаветной. И этот день стал пророческим в жизни евреев, ведь через несколько лет сын Божий, также как тот агнец, которого принесли в жертву евреи ради своего спасения, станет Спасителем всего сущего, всего человечества, принеся себя в жертву. Жертвоприношения агнца и помазание кровью дверей имело пророческий смысл, изображающий страдания Иисуса Христа, дарующего спасение через пролитие своей крови.

За свои 33 года жизни Иисус, сын Божий, дал людям новое учение, совершил множество чудес и, потерпев муки, принял смерть во имя спасения всего человечества и за искупления людских грехов. Распятие Христа состоялось в канун Пасхи — именно так исполнилось древнее пророчество Божие, агнец пролил свою кровь.

После своей смерти Христос сошел в ад и освободил души тех, кто верил слову Божьему, а затем воскрес из мертвых, провозгласив тем самым спасение человечества и обретение новой жизни.

Воскрешение Иисуса — есть надежда на вечную жизнь и избавление от грехов. Это праздник радости, новой жизни и веры в спасение. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.04.2015 10:09

Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...

Одной из главной народной традиций на Пасху является поминовение умерших родственников на кладбище. Миллионы людей в этот праздник, вместо...

Пасха – главное событие христианского мира, посвященное чудесному Воскресению Иисуса Христа, победе жизни над смертью.

Дата праздника каждый год меняется, так как день, когда будет Пасха, вычисляется по лунно-солнечному календарю, основанному на периодичности видимых изменений Солнца и Луны.

О том, какого числа Пасха у православных христиан, о традициях и обычаях ее празднования в России, читайте в этой статье.

Когда будет православная Пасха

Какого числа будет Пасха в 2019 году, рассчитывается так: этот важный христианский праздник отмечают в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после 21 марта — дня весеннего равноденствия. Если это полнолуние выпадает на воскресенье — праздник через неделю, в следующее воскресенье.

Так как православные христиане используют методику расчета даты по юлианскому календарю (по старому стилю), Пасха для них наступает в воскресенье 28 апреля 2019 года.

Традиции и обычаи празднования в России

В Великую субботу перед православной Пасхой в храме Гроба Господня в Иерусалиме на особо торжественном ночном богослужении выносят к верующим Благодатный Огонь, чудесным образом появляющийся во Гробе Господнем и символизирующий воскресшего Иисуса Христа.

В России церемония транслируется в прямом эфире, а частичка Благодатного Огня доставляется в Храм Христа Спасителя и другие храмы в крупных городах специальными авиарейсами.

Всенощные бдения – богослужения в Пасхальную ночь идут в каждой православной церкви. Во время службы ровно в полночь верующие совершают Крестный ход – шествие вокруг храма с большим крестом, иконами и пением молебного канона.

Пасхальное приветствие

Сразу после ночной службы и в первый день Пасхи православные христиане с радостью приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» — «Востину воскресе!» и троекратно целуются. По традиции, первым приветствовать должен младший по возрасту, а отвечать – старший.

Пасхальный звон

Еще одна православная пасхальная традиция – звонить в колокола в не богослужебное время на Светлой Седмице – неделе, следующей за праздничным воскресеньем.

Колокольни открывают для всех желающих, и каждый может позвонить в колокол, конечно, с благословения.

Праздничная трапеза

Празднику предшествует время воздержания — Великий пост, который заканчивается разговением.

На праздничном столе у православных обязательно должны быть освященные в церкви куличи, крашеные яйца и творожные пасхи.

Кулич — высокий сдобный дрожжевой хлеб с изображением креста. Традицию обязательного кулича связывают с апостолами, которые после Вознесения Христа оставляли на столе кусок хлеба, символизирующий присутствие Иисуса за трапезой. В России кулич заливают белой глазурью и пишут символы ХВ – Христос Воскрес.

Яйцо во время пасхальной трапезы обозначает Гроб Господень и Воскресение — снаружи оно выглядит мертвым, но внутри содержит зарождающуюся жизнь.

Обычай христиан дарить друг другу яйца идет от предания о яйце, окрашенном в красный цвет, которое Мария Магдалина, подарила императору Тиберию со словами «Христос воскрес!». Яйца на Пасху можно красить в разные цвета, но именно красный является традиционным – он символизирует кровь распятого Христа, жизнь, солнце и плодородие. В России для придания красного цвета яйца красят луковой шелухой.

Творожная пасха – особенное сладкое блюдо из творога с изюмом и цукатами в виде усеченной пирамиды, напоминающей о Гробе Господнем. Готовится преимущественно в северных и центральных российских регионах.

Народные гуляния и игры

Пасхальные гуляния в России начинались в первый день праздника и могли продолжаться неделю или дольше. На Красную горку водили хороводы с песнями, качались на качелях, сватались и играли в пасхальные игры.

Традиционные пасхальные игры – катание яиц и битки.

Катание яиц – славянская пасхальная игра, заключающаяся в катании яиц с небольшой горки или просто по земле или полу. В конце горки расставляют разные предметы и игрушки. Игрок, чье яйцо задело предмет, забирает его себе в качестве приза.

Катание яиц у христиан – символ камня, скатившегося перед воскрешением Иисуса Христа с Гроба Господня. По земле их катают, чтобы она была плодородной.

Битки – два человека берут крашеные яйца и бьются ими трижды – «христосуются». Треснувшее яйцо достается победителю.


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Для православных всего мира скоро наступит светлый праздник Христова воскресения – Пасха 2018 года. В будущем году это событие выпадает на 8 апреля. Православные христиане смогут духовно очиститься, ощутить божественное благословение и несколько дней радоваться тому, что Иисус спас все человечество, пожертвовав собой, открыл для людей путь в Царство небесное.

Что такое Пасха Христова

Сейчас празднуется Пасха как воскресение Иисуса Христа, но сам праздник пошел от другого события. Еще до рождения Спасителя древние иудеи отмечали этот день в честь памяти исхода израильтян из Египта. Там этот народ был как рабская сила, выполнял всю сложную, грязную работу. Пророк Моисей вывел оттуда людей, для которых началась новая жизнь, в которой они были освобождены от египтян. Слово «пасха» с древнееврейского означает «исход».

Какого числа будет Пасха в 2018 году

Многие уже сейчас задаются вопросом, когда будет Пасха в 2018 году. Православные отметят ее 8 апреля. Каждый год дата праздника меняется, как правило, она приходится на апрель или май. У разных христианских религий дата этого великого дня может отличаться, хотя праздник один. Так, католики отметят Пасху в 2018 году на неделю раньше, а еврейский народ будет праздновать с 30 марта до 7 апреля.

Светлое Христово Воскресение у православных

Пасха 2018 года – это главный религиозный праздник для православных, он следует за иудейским Песахом. Считается, что в этот день много лет назад воскрес Иисус после своего распятия. Это событие является неким утверждением, что все праведные люди после своей смерти воскреснут. Иисус как бы открыл путь всем людям в Царство небесное, искупил все человеческие грехи.

У православных праздничная служба начинается в субботу до полуночи и заканчивается заутреней воскресенья. По завершению церемонии пасхальной ночью прихожане разговляются куличом, яйцами, творожной пасхой. Длится Пасха 2018 года семь дней, которые называются светлая седмица. Следующие же 40 дней до Вознесения Господня считаются пасхальными, особенными. На праздник принято угощаться крашеными яйцами, куличами, творожной пасхой, мясными деликатесами.

Дата Пасхи у католиков

Католическая Пасха в 2018 году наступит 1 апреля. Принципы празднования у верующих этой религии совпадают с православными христианами, отличаются только небольшие нюансы. Обряды католиков в день Пасхи:

  1. Во время праздничной службы обязательным атрибутом является огонь, его раздают всем прихожанам. От него зажигается свеча, называющаяся Пасхал. Огонь является символом света Божьего, поэтому люди несут его домой, поджигают лампадки, стремятся сохранить его до следующего года.
  2. По окончании службы следует крестный ход с молитвами и песнями. Все слова торжественны, священники славят Иисуса.
  3. Угощение крашеными яйцами.
  4. У католиков многих стран считается, что яйца приносят пасхальные зайцы или кролики. Это не так, но животное является еще одним символом праздника. Его фигурками украшают дома, делают печенье и другие сладости этой формы.
  5. Праздничная трапеза объединяет всю семью католиков, подается множество разных блюд, среди которых обязательно будут яйца, выпечка и мясо. Все поздравляют друг друга с радостным праздником и веселятся, а вот обычая христосоваться («Христос Воскресе!») у католиков нет.

Еврейская Пасха

У иудеев этот праздник отмечается по-особенному и приходится он на 14 день нисана по еврейскому лунному календарю. Это торжество посвящено исходу иудейского народа из Египта, а не воскрешению Иисуса. Праздник отмечается богатым застольем. В этот день принято на столах иметь мацу (пресный хлеб). Считается, что в Египте евреи питались ею, а когда покидали его, то с собой из еды как раз была только она. Некоторые особенности празднования иудейской пасхи:

  1. Продуктов, которые делаются на основе брожения, категорически не должно быть, они называются хамец. Чтобы запрещенной еды дома не осталось, а также чтобы встретить праздник в чистоте, перед ним делается генеральная уборка.
  2. В первый вечер после возвращения из синагоги устраивается праздничный ужин – седер, на котором присутствуют родственники, друзья и приглашенные бедные евреи. За столом произносятся благословения, рассказываются истории об исходе.
  3. В первый день Песаха запрещены любые виды работ, еще последний день считается праздничным, остальные вроде бы рабочие, но с торжественным настроением.
  4. Седьмой день Песаха – это переход евреями Красного моря, люди веселятся, танцуют и поют.

Почему праздник Воскресения Христова приходится на разные дни

Пасха 2018 года празднуется не в какой-либо фиксированный день, потому что она зависит от лунного календаря. Так, у православных праздник Воскресения Христова наступает в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Если день равноденствия всегда 21 марта, то первое полнолуние может наступить через день или несколько недель. Кроме того, христианская Пасха 2018 года не может быть раньше или одновременно с иудейской. Если же они случайно совпадают, то христианская переносится на неделю вперед.

У православных и католиков даты тоже часто не совпадают. Изначально и у иудеев, и у христиан Пасха была в одно время, но затем во втором веке по инициативе Папы Римского христиане начали отмечать праздник позже. В 16 веке Папа Григорий ввел новый специальный календарь, следовать которому православные не захотели. По этой причине католики живут по григорианскому календарю (новый стиль), а православные придерживаются александрийского или юлианского календаря.

Александрийская и григорианская Пасхалии

Католическая и православная Пасхи отличаются датами из-за того, что религии живут по разным календарям. Иногда даты двух календарей совпадают. Пасха в этом году у православных и католиков была 16 апреля. Вот несколько дат праздника по двум календарям на будущие годы:

Подготовка к празднику

Чтобы провести праздник без забот, очистившись, нужно правильно к нему подготовиться. Для этого следует пройти ряд этапов:

  1. Строгий 48-дневный пост. Традиционно Пасхе предшествует строгий пост, который длится 48 дней. Он существует в память о 40-дневных скитаниях Иисуса в пустыне. Остальные 8 дней – это последнее время существования Иисуса на земле. Перед постом православные просят благословения у священника, исповедуются и причащаются. Во время всех этих дней нельзя громко говорить, употреблять плохие слова, допускать конфликтов, держать обиду или злобу, завидовать, врать, нужно помогать, не пить и не курить, посещать литургии. На протяжении всего поста православные отказываются от пищи животного происхождения, мяса.
  2. Наведение порядка и чистоты в доме. Делать уборку перед Пасхой 2018 года нужно уже с понедельника страстной недели, то есть 2 апреля. При этом хозяйки стараются сделать не просто рядовую уборку, а генеральную: отмыть все до блеска, покрасить, побелить, отремонтировать и т.д. Вторник отводится на стирку, глажку и подготовку той одежды, которая будет использоваться на праздник. Основная часть дел скапливается на среду, потому что в чистый четверг весь дом должен сверкать, наступает время, чтобы люди привели себя в порядок перед праздником.
  3. Выпечка пасхальных куличей. Традиция красить яйца приходится на чистый четверг, а вот печь куличи и делать творожные пасхи необходимо в пятницу. Хозяйки не должны заниматься какими-либо тяжелыми делами. Считается, они должны для души все делать: украшать дом, готовить вкусные блюда к празднику. В этот же день обеспеченные люди могут делиться продуктами с бедными. Многие посещают храм, вспоминают об Иисусе, о его страданиях. В субботу доделываются все дела, заканчиваются все приготовления к праздничному столу. Все ждут наступления Христова воскресения.

Пасхальные традиции

В праздник Воскресения Христова принято обмениваться яйцами и поздравлять всех с великим событием. Люди встречаются, приветствуют друг друга «Христос Воскресе!» и «Воистину воскресе!», после чего обнимаются, трижды целуются. Такие особенные приветствия называются «христосования». Обед за праздничным столом с родными и близкими является неотъемлемой частью многих православных народов.

Схождение благодатного огня

Каждый год люди, находящиеся в Иерусалимском храме Гроба Господня в день перед Пасхой, могут наблюдать чудо схождения благодатного огня. После службы в Великую субботу все источники света тушатся, в середину ложа Живоносного Гроба устанавливается незажженная лампада с маслом, вокруг нее кладется вата. Это место ограждается и закрывается на замок.

Далее идут песни, молитвы, крестный ход по памятным местам, которые связаны с жизнью и смертью Иисуса Христа. После этого православный патриарх, раздетый до подризника, заходит вместе с лампадой в пещеру, где молится. Остальные ждут благодатного огня, с которым патриарх вскоре выходит из пещеры. Этот огонь раздается во все православные храмы множества стран.

Колокольный звон

Чтобы возвестить всех о предстоящем празднике, дать понять, насколько он важен, колокольный звон перед Пасхой и во время седмицы имеет большое значение. Сначала перед полунощницей в течение пяти минут звучит благовест, который предупреждает о предстоящем событии. Когда начинается крестный ход, то колокольный звон звучит «во вся» и прекращается он только тогда, когда крестный ход остановится у западных дверей храма. Там совершается пасхальное начало, после чего люди заходят внутрь храма, а колокольный звон длится еще около 5 минут.

Пасхальная служба и освящение пасхальных яств

Праздник начинается с ночного торжественного богослужения в православных храмах накануне. После прочтения стихиры в храме верующие идут крестным ходом вокруг него с теми же церковными пениями. Они двигаются навстречу спасителю, прославляя чудо воскресения. После этого наступает праздничное богослужение и восхваление победы Иисуса над смертью как символа вечной жизни. Яства освящаются в субботу, после праздничного ночного богослужения или утренней литургии.

Угощения и трапеза

Трапеза в Пасху всегда начиналась с традиционных и символичных блюд: освященные яйца, кулич, творожная пасха. После того как православные съедят понемногу этих продуктов, наступает пора приступать к остальным блюдам: мясу, рыбе, овощам, фруктам, злакам, сдобным изделиям, сладостям и т. д. Из напитков раньше отдавалось предпочтение киселю, компотам и некрепкому вину (кагор). Люди за столом веселятся, поздравляют друг друга со светлым праздником.

Традиционные блюда

На праздничном столе обязательно должны быть основные блюда. К их числу относятся:

  1. Кулич. Если он правильно приготовлен, то может стоять несколько недель, не портясь. В него принято добавлять цукаты, сухофрукты для придания насыщенного вкуса.
  2. Творожная пасха. Сделана из творога, сметаны, сахара и других ингредиентов. Она имеет форму усеченной пирамиды, символизируя Гроб Господень. Иногда люди вместо творожной пасхи ставят на стол сладкий творог со сметаной и изюмом.
  3. Крашеные яйца. Раньше это должен был быть обязательно красный цвет, что символизировало кровь, пролитую Иисусом за людей. Сейчас же яйца разноцветные, можно использовать наклейки, рисовать на них специальными красками.

«Бои» крашеными яйцами

Пасха 2018 года – это не только торжественное, религиозное событие, но и время для развлечений. Бои крашеными яйцами – не битва в прямом смысле слова. Когда люди встречаются в праздничные дни, они здороваются по принятому обычаю и, если есть яйца, то они бьют о яйцо другого человека тупым или острым концом: чье яйцо разбилось, тот и проиграл. Победитель забирает не только свое, но и то, что треснуло. Эта игра приносит много удовольствия не только детям, но и взрослым.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди