06.05.2019

Роль игрушки в развитии и воспитании ребенка. Всестороннее развитие детей в процессе изготовления самодельной куклы. Значение игрушек в воспитании ребенка


Морозова Марина Юрьевна

Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие возможности. Изготовление самодельной игрушки - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление самодельной игрушки требует от ребёнка ловких движений, действий, и если вначале неточным движением руки он нередко делает ошибку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

Согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушки постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Огромное влияние работа по изготовлению самодельной игрушки оказывает на :

Умственное развитие ребёнка ,на развитие его мышления . Вначале ребёнок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления ; затем после усвоения этого процесса задания усложняются , и, наконец, ребёнок без предварительного анализа изготавливает игрушку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению самодельных игрушек способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Самодельные игрушки в большей мере удовлетворяют любознательность детей . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушки , радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания новой красивой игрушки, очень важны для общего развития . Сколько искренней радости, восторга приносят детям самодельные игрушки . Самодельная игрушка , изготовленная своими руками , часто становится любимой игрушкой ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа по изготовлению самодельной игрушки способствует развитию личности ребёнка , воспитанию его характера.

Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить . Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе этой работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В работе по изготовлению самодельной игрушки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении игрушки дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Применяя работу по изготовлению самодельных игрушек в коррекционно - , необходимо помнить о том, что эта работа будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.


Мастерство педагога и коррекция развития детей с нарушениями речи через самодельную игрушку .

Мир входит в жизнь детей постепенно . Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка позволяет вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщённые образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная - кукла . Она призвана выполнять в играх детей функции человека . Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов . Одежда кукол может быть самой различной - детской , профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Но современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу , и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой , а подготовительно - ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу , повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы . При этом кукла обязательно должна быть «правильной» , т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла , почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами , но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению , превращению кусочков ткани, шерстяных ниток в какой - то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей необходимо знакомить с народной игрушкой, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно , рассказывать им её историю.


В коррекционно - развивающем и образовательном процессах с детьми с нарушениями в развитии речи , изготовление самодельной игрушки играет важную роль.

Педагогу в своей работе необходимо учитывать особенности развития таких детей . Неполноценная речевая деятельность (речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива и т. д) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально - волевой сфер ребёнка, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память на фоне относительно сохранённых логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или быстро забывают (нарушены психические процессы : мышление, память, внимание, воображение).

Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из - за особенностей словесно - логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей с задержкой речевого развития отмечается отставание в развитии двигательной сферы , выраженной в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики .

Эти особенности развития детей с нарушениями речи , сказываются на развитии учебной , игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях. Работа с такими детьми требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога.


Мастерство педагога должно проявляться в стремлении и умении строить всю работу с детьми с учётом их особенностей в развитии . Педагогу необходимо чётко знать и учитывать в коррекционно - развивающем и образовательном процессах следующее :

Что необходимо развивать у детей ?:

- развитие интеллектуальных способностей (логическое мышление,

образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,

творческое воображение, фантазию и пр.)

- развитие речи ;

- развитие координации движений;

- развитие мелкой моторики ;

Умение конструировать;

Умение анализировать;

Умение владеть эмоциями;

- развитие коммуникативных качеств;

Умение позитивно относиться к другим, невзирая на их отличия от себя

самого и др .

С помощью чего педагог будет развивать эти способности ?:

Через комплексное развитие ;

С помощью основных и дополнительных занятий;

С помощью занятий дома с родителями;

С помощью использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек ;

Через сказки, беседы, прогулки.

Для чего необходимо развивать эти способности ?:

Для исправления нарушений в развитии речи ;

Для заложения основ интеллектуально-творческого развития ;

Для подготовки к школе;

Для того, чтобы ребёнок мог творчески подойти к любому делу.

Что требуется от ребёнка во время занятий?:

Желание заниматься;

Настроение.

Когда ребёнок испытывает радость от занятия?:

Когда ему интересно, когда у него что - то получается;

Когда его понимают, когда его принимают таким, каков он есть.

Что требуется от педагога во время занятия и в повседневном общении с ребёнком?:

Умение принять ребёнка таким, каков он есть;

Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

Умение почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше) ;

Терпение;

Умение подчеркнуть неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

Умение не сравнивать одного ребёнка с другим;

Умение импровизировать; артистизм и творчество.

Аниса Гильфанова
Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей , взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка . Дитя искренне привязывается к своим игрушкам , любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то , что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира . Раньше игрушки делали из дерева , ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку , передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету : игрушка -крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания . Сохранились художественные игрушки из слоновой кости , янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек , которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен , были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки , которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки , предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи) . Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты , но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани) .

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать , занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой . Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки , в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов , несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде , и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью , предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка , помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны , обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты , миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле , так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде . Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка , взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька . Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию , видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.

Консультация Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь»1. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А. П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движений детей, дидактические - формированию умственной деятельности, игры сюжетно-ролевые, отображающие труд и быт советских людей,- воспитанию моральных качеств и т. д.
Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда.
Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.
Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов - один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д.
Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.
Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести.

1. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

2.Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.

3. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

4.Дети общаются посредством игры. По исследованиям Пиаже мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы - это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка - это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Игра является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.

5.Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

6. Ребенок часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.


Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:воспитатель Харина Е.В.

Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу -трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей ит.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны

быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг оттого, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Наука, 1999.
  3. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры /Сост. В. Рабинович. – М.: Искусство, 1989.
  4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000.
  5. Белобрыкина О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека /Человек: траектории понимания. Сборник статей МНК. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2002.
  6. Библер В.С. Школа диалога культур. – Кемерово, 1992.
  7. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.
  9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996.
  10. Голан А. Миф и символ. – Иерусалим: Тарбут, – М.: Русслит, 1994.
  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1991.
  12. Зворыгина Е. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. – 1988, №2.
  13. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. – Киев: Наукова думка, 1990.
  14. Кравцова Е.Е. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, №6.
  15. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: МПГУ, 2003.
  16. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.
  17. Лотман Ю.М. Статьи о семиотике и типологии культуры // Избр. Статьи. В 3 томах. Т. 1. – Таллин: «Александра», 1992.
  18. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М.: Прогресс, 1996.
  19. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  20. Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999.
  21. Мотяшов И. Культура игры и детская литература // Дошкольное воспитание. – 1985, №6.
  22. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988, №2.
  23. Наговицын А.Е. Символика и образ народной игрушки psytoys/p429.html? frontsession

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
- ребенок осваивает разные виды игры;
- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди