28.02.2022

Родовод моей семьи. Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося). Сервисы и программы, помогающие составить родословное древо семьи


Районная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее – 2012»

Исследовательская работа на тему

«Родословная моей семьи»

Платонова Елизавета, ученица 1класс,

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Окунёвской средней образовательной школы

С.Окунёвское, Омутинский район, Тюменская область, Россия

Научный руководитель :

Бирверт Елена Леонидовна,

Учитель начальных классов

Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

с. Окунёвское, Омутинский район, Тюменская область, Россия.

с.Окунёвское

2012

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1.Теоретические основы изучения темы ……………………………… .4

Глава 2 Виды родословной…………………………………………….. ………. 5

Глава 3.Составление родословной……………………………………………...6

Глава 4. Моя родословная………………………………………………………7 - 9

Заключение. ………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………….. 10

Приложение ……………………………………………………………………

Введение

Тема работы: «Родословная моей семьи»

Цель работы : составить родословную своей семьи.

Задачи:

1.Найду ответы на вопросы:

  • Что такое «род», «родословная»?
  • Кто такие «предки»?
  • Что такое «поколение»?
  • Что такое «семья»?
  • Что такое генеалогическое древо» и как его составить?

2.Проведу исследование:

  • Опрошу своих родителей.
  • Просмотрю семейные документы и фотографии.
  • Составлю генеалогическое древо.

3.Оформлю результаты работы в виде презентации.

4.Подведу итоги.

Глава 1.Теоретические основы изучения темы.

Родословная - это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.

Предок - представитель предшествующего поколения родственников.

Поколение - родственники одной степени родства по отношению к одному предку, одновременно живущие люди близкого возраста.

Семья - группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.

Генеалогия - история рода.

Генеалогическое (родословное) древо - схематическое представление родственных связей.

Термины родства.

Бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Дед - отец матери или отца.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дядя - брат отца или матери.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Прародители -первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется
родословие.

Сестра - дочь одних родителей.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Тетя - сестра отца или матери.

Законы генеалогии

  1. На 100 лет приходится жизнь трёх поколений.
  2. Закон удвоения числа предков – в каждом следующем поколении число предков удваивается.
  3. Закон убывания предков – в действительности предков у нас меньше, чем предполагает теория, потому что в прежние века браки могли заключаться между близкими родственниками.

Глава 2. Виды родословной

Восходящее генеалогическое древо. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще мало сведений, когда он последовательно идёт от известного к неизвестному.

Нисходящее генеалогическое древо. При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачивая до наших дней.

Мужским нисходящим родословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее лишь от мужчин, относительно женских представительниц рода оно ограничивается указанием имени их супругов.

Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает решительно на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин. Подобное родословие не является родословием одной фамилии, т.к. охватывает часто огромное количество родов, происшедших от одного родоначальника по женским линиям. Оно бывает необходимо для выяснения родственных связей между боковыми и весьма отдаленными родственниками и чаще всего фигурирует в процессах о наследствах.

Мужское восходящее родословие, при изображении его, будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.

Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех предков данного лица как по мужской, так и по женской линии. Подобное родословие всегда имеет правильную форму при изображении графически, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во втором - два, в третьем - четыре, в четвертом -восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом уже шестнадцати и т.д.

Глава 3. Составление родословной.

С чего начать?

Заполнив свое восходящее древо, можно узнать, что уже известно и что предстоит узнать. Лучше начать с самого себя, т.к. это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее. Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.

Какие документы использовать?

Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

Нужно использовать также официальные документы:

- Свидетельство о рождении - даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.

- Свидетельство о браке - даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте заключения брака.

  • Свидетельство о смерти - даст информацию о времени смерти и её причине.
  • Паспорт - даст информацию о месте жительства, детях.
  • Трудовая книжка - даст информацию о местах работы, должностях, образовании.
  • Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и

На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им. Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек.

Оформление родословной.

Родословная таблица.

Родословная таблица может более подробно рассказать о каждом персонаже, упоминаемом в ней. Таблицы также могут быть восходящими и нисходящими. Вообще же, таблица - это то же древо, только выполненное не рисунком, а строго графически. Если таблица выполнена графически правильно - каждое поколение расположено строго на одной горизонтали -то тогда четко и наглядно отражаются структура и родственные связи внутри рода.

Восходящее древо . Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены, тот кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями – дедушки и бабушки.

Нисходящее древо внешне, похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.

Глава 4. Моя родословная.

Мама – Ия Михайловна Рогозина. Папа- Алексей Александрович Платонов.

Она родилась в Тюмени. Её день Родился в Окуневке. Его день рождения

Она работает в школе.

Это - я Лиза ученица 1 класса. Я учусь в 1 классе. Окуневской школе. Я родилась 10 октября 2004 года. Мне 7 лет.

Это мы - брат Миша,

Сестра Ирина, я и мама

Это моя бабушка. Мама моего папы. Её зовут Елизавета Васильевна.

Родилась 4 ноября 1931 года. Её фамилия была Осинцева. Детство пришлось на послевоенные годы, было трудно. Моя бабушка закончила 7 классов, потом работала на ферме бригадиром. Сейчас она пенсии.

Мама моей мамы - Папа моей мамы – Васильев Папа моего папы

Первененко Людмила Михаил Яковлевич родился в Александр Васильевич

Георгиевна. селе Велижаны,в 1940 году. Родился в селе Окуневское

Родилась в 1940году. Окончил школу, поступил в в 1930 году.

В городе Тюмени. Авиационный техникум. Закончив школу работал

Окончила 8 классов. Работал в Тюмени в скотником.

Затем пошла учиться в аэропорту «Плеханово».

Кулинарное училище.

Потом работала поваром.

Восходящее древо

Заключение

Что я делала.

Узнала, что такое родословная и как её составлять.

Взяла интервью у родителей.

Составила и оформила родословную.

Что мне удалось.

Узнать, как составлять родословную и составить её.

Что мне помогло.

Информация из словарей и материалы сайтов Интернета.

Использованная литература

1.Универсальный словарь русского языка начальная школа. Под редакцией О.Л.Соболевой.

2.Толковый словарь. В. Даль.

3.Большой энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров.

4.Толковый словарь русского языка. С.Н.Ожегов.

5.Интернет ресурсы.

Приложение.

Елена Киселёва

Практикующий генеалог.

Каждый хоть раз задумывался о своих корнях. Конечно, нам известно место рождения наших родителей. Если повезло, мы знакомы с историей бабушек и дедушек. А дальше? Раскулачивание, войны и репрессии стёрли много информации из семейных архивов. Да и система паспортов в России введена относительно недавно - в начале ХХ века. До этого времени документальная информация о человеке хранилась в государственных учреждениях или в церквях.

Из-за этого у семей остаются лишь смутные воспоминания и легенды о прародителях. Но чем старше и мудрее становишься, тем яснее понимаешь, насколько важно знать свои корни. Подскажем, как добыть информацию о своих предках.

Шаг первый. Организация системы хранения информации

Родословная - это семейный архив, который подразумевает систему хранения информации. Вариант такой системы - сайты для составления родословных.

Их преимущества:

  • Возможность доступа с разных устройств и в любой точке мира.
  • Возможность загружать фотографии, документы и прочую информацию.
  • Возможность пригласить на сайт родственников, которые смогут вносить информацию и делиться своими документами и фотографиями.

После выбора подходящего сайта заполните личные карточки на каждого родственника той информацией, которая есть на текущий момент.

Шаг второй. Разбор семейных документов и фотографий

Наверняка где-то на антресолях у каждого найдётся коробка, а то и чемодан с таким наследием. Забытые документы, фотографии, открытки, письма и прочие следы истории могут быть полезны. Внимательно изучите и проанализируйте их содержимое.

Обратите внимание на:

  • Даты в документах. Вносите даты и сопутствующие события в картотеку по каждой персоне. В построении родословной даты - ключевые отправные точки для последующей работы в архиве.
  • Подписи c оборотной стороны фотографий. Иногда вместе с годом, когда сделана фотография, можно встретить возраст, что позволяет вычислить год рождения. Вскрывайте рамки со старыми фотографиями. На обороте можно найти заветные даты и прочие послания предков.
  • Фотографии родственников в форме. По обмундированию можно понять род войск и чин военного, а также приблизительно определить год фотографии, если он не указан на обороте. Не беда, если вы не эксперт в этой области. Сейчас на многих форумах по генеалогии (например, Генеалогический форум ВГД) можно найти разбирающихся в теме энтузиастов, которые с удовольствием помогут с экспертизой.

На этом этапе часто выявляются пробелы в семейной истории. Например, вы можете найти фотографию с неизвестным вам человеком или, наоборот, не встретите ни одной карточки вашего любимого деда. Возможно, из документов откроются ранее неизвестные факты, о которых вам захочется узнать больше.

Шаг третий. Общение с родственниками

Наверняка у вас возникло много вопросов после разбора фотографий и документов. Чтобы ничего не упустить и составить более полную картину о предке, в беседе с используйте эти вопросы:

  • Фамилия, имя и отчество (для женщины - девичья фамилия).
  • Дата и место рождения.
  • Дата и место захоронения, если человека нет в живых.
  • Фамилия, имя и отчество отца и матери.
  • Национальность.
  • Братья и сёстры, их даты жизни.
  • Дети, их даты жизни.
  • Фамилия, имя и отчество жены (мужа).
  • Где и когда учился, какое образование получил, кто по специальности.
  • Род занятий и место занятий: где, кем и когда работал.
  • В каких событиях, имевших широкое общественное значение, участвовал (война, освоение севера или целины).
  • Вероисповедание.
  • Награды, звания.
  • К какому сословию относился (до 1917 года).
  • Черты характера, интересы, склонности.
  • Источники информации о человеке: публикации в прессе, Сети, письма, воспоминания.

Фиксируйте ответы во время беседы в удобном формате. Сделайте пометку об источнике информации: укажите фамилию, имя и отчество родственника, кем он приходится изучаемому предку, текущую дату.

Поинтересуйтесь, возможно, у вашего родственника есть фотографии предка или документы, из которых можно узнать дополнительные факты жизни. Но не стоит ограничиваться лишь ими. На этом шаге идёт наполнение фактов и сухих дат эмоциями и воспоминаниями. Записывайте все интересные события, даже если они не оказали существенного влияния на ход семейной истории.

Шаг четвёртый. Поиск в интернете

Наши предки не застали бум социальных сетей. Информация о них хранится на бумажных носителях в государственных учреждениях. Однако часть сведений в Сети всё же можно найти. Так, в последние годы было рассекречено, оцифровано и опубликовано много данных из военных архивов времён Первой и Второй мировых войн.

Информацию можно найти на этих ресурсах:

  • Первая мировая война 1914–1918 годов. Алфавитные списки потерь нижних чинов .
  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов .
  • ВИПЦ «Отечество ».

Во всех базах работает строка поиска, где можно вбить искомую фамилию и в выпадающем списки найти нужную персону. В некоторых базах есть возможность посмотреть и скачать оригинал документа, где упомянут ваш предок.

Все базы создавались вручную путём переноса данных с бумажных источников. Поэтому при поиске стоит учитывать человеческий фактор и искать фамилию в разных вариациях.

Шаг пятый. Работа с архивными документами

В архивных документах вы можете найти информацию, которая относится к персональным данным: ФИО, дата рождения, дата смерти, дата бракосочетания. В зависимости от срока давности и типа документа информация может храниться в ЗАГСах или архивах города. На сайтах этих учреждений указаны условия предоставления подобных услуг, сроки и адрес, куда следует обращаться.

Обязательными для поиска являются ФИО, год и место рождения человека, информацию о котором вы запрашиваете.

В оба учреждения можно направлять электронные запросы, но ЗАГС попросит для получения информации приехать лично с документом, удостоверяющим личность, и попросит с человеком, на которого запрашивается информация.

Архив отвечает в течение месяца. В ответ на запрос направляется квитанция на оплату услуг.

После получения оплаты работники приступают к поиску, который может длиться ещё месяц.

Вам могут сказать, что информация по данной персоне в архиве отсутствует. Это может произойти, если один из трёх критериев был недостоверным. В таком случае рекомендуется расширить круг поиска по годам или соседним населённым пунктам.

Если же поиск увенчался успехом, вы получите справку из архива о вашем предке. В ней будет указана вся информация, которая есть в первоисточнике, но копию самого исторического документа архив не направляет. Если же вас интересует копия, уточните на сайте часы приёма и порядок допуска к документам и посетите архив лично.

Если вы проживаете или часто бываете в странах Европы или США, есть ещё один вариант. База данных по жителям бывших стран СНГ есть у Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). В 90-е они объехали архивы и оцифровали большинство документов: метрические книги, переписи населения, ревизские сказки. За относительно небольшую сумму можно получить доступ к этой информации. Данные хранятся в главном офисе мормонов в Солт-Лейк-Сити в виде микрофильмов, которые можно посмотреть только на аппаратуре, находящейся на территории церквей в городах Европы и США.

Микрофильмы заказываются на сайте FamilySearch . Там вы можете выбрать удобный город и произвести оплату. Пересылка занимает примерно месяц. На сайте указано, что копирование материалов запрещено, но не всё так безнадёжно. Аргумент «я специально для этих целей прилетел из далёкой России» считается весомым, и разрешение получить вполне возможно.

Составление родословной - это увлекательный процесс, похожий на археологические раскопки и работу детектива. Когда находишь информацию о предках, возникает ощущение, будто нашёл клад. И это недалеко от правды, ведь эта крупица семейной истории действительно бесценна.

Научно-практическая конференция туристско-краеведческого движения «Отечество»

города Минеральные Воды

Минераловодского городского округа

Ставропольского края

Номинация «Родословие»

Исследовательская работа на тему:

«Родословная моей семьи.»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 19

села Побегайловка Минераловодского городского округа

Ставропольского края

Адрес: село Канглы ул.Мира 55

Тел.: 7-29-92

Руководитель: Казикова Индира Арсланбековна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 19 с. Побегайловка

адрес село Канглы ул. Мира 55

Тел. сотовый 89283704429

Побегайловка 2016

Содержание.

I Введение…………………………………………………………………………….……………….стр. 3

II Основная часть…………………………………………………………………………………….стр. 4

Глава 1.Генеология……………………………………………………………………..стр. 4

Глава 2. Как жили прабабушки и прадедушки............................стр. 5-6

Глава 3. Мои бабушки и дедушки……………………………....стр. 7-8

Глава 4. Мои родители и сестра………………………………...стр. 8-9

III Заключение…………………………………………………………………………………….…стр.9

IV Литература………………………………………………………………………………….….…стр. 10

V Приложение……………………………………………………………………………………..стр. 11-33

Введение.

Наверное у всех народа, как больших так и малых есть традиция – знать и помнить историю своей семьи, своих предков,чтить их память.Свои воспоминания о дедах,прадедах родители передавали своим детям, а те своим.Вот так складывается история семьи, рода, а впоследствии и народа, этносов. Недаром ведь говорят - « нельзя построить будущее, не зная своего прошлого».

В каждой семье хранятся письменные документы, вещи, реликвии, некоторые писали родословные или составляли генеологические древа. По ним можно было изучать историю родного края,страны. И вот я задался вопросом - а сегодня могу ли я сказать, что знаю о своих корнях?О своих предках,хотя бы до четвертого колена? Как они жили,чем занимались? И понял,что не могу! Стало интересно, а знают ли мои одноклассники?Один из классных часов был посвящен теме: « Мои предки » ,по собственной инициативе я решил провести анкетирование среди одноклассников. .Проанализировав результаты я пришел к неутешительному выводу - 54 % моих одноклассников не знают даты рождения своих бабушек и дедушек, как они жили и чем занимались.

Результаты анкетирования.

Актуальность моего исследования заключается в том, что время очень быстротечно и тех, кто может рассказать об истории семьи все меньше. К сожалению - с кем то не общаемся, у бабушек память со временем стирает воспоминания, документы не всегда сохраняются. На мой взгляд это достаточно серьезная проблема современности. Поэтому очень важно собрать по крупинкам воспоминания о предках. Я осознал необходимость создания родословной нашей семьи, рода Казиковых, Сулейменовых, Баратиловых.

Обоснование темы .В первые с основами исследовательской работы я столкнулся в 2015 году, когда готовил материалы о своем прадедушке Баратилове Магомеде Магомедовиче к конкурсу презентаций. Желание добавить еще одну страницу в истории моей семьи натолкнуло меня на выбор тему «Моя родословная» .

Цель исследования: Выявить степень участия членов моей семьи в значимых событиях нашей страны.

Задачи исследования:

    Изучение родословной моей семьи, составление генеалогического древа, систематизация и сохранение документов на электронных носителях.

    определить методы сбора информацию о моих родственниках;

    изучить семейные архивы и документы;

Практическая значимость заключается в желании оставить информацию потомкам, познакомить с нею родственников, привить своим потомкам уважение к своему роду и предкам, выступил на классном часе «Моя родословная » ,использовать теоретический материал на внутришкольных мероприятия.

Начиная свою работу я изначально опирался на устные рассказ. Очень благодарен своей бабушке,прабабушке за помощь,которые сохранили фотографии, документы,ордена. Собралось достаточно материала,что бы осветить доблестный боевой путь моего прадедушки в Великой Отечественной войне. А вот о прадедушке Казикове Мусе Салаватовиче, который воевал и в русско-финской войне,и в Великой Отечественной войне собрать удалось только устные рассказы, никаких документов не сохранилось. Из сохраненных источников я использовал:

письменные -это прежде все личные документы(свидетельство о рождении Сулейменова З.М., Сулейменовой (Салмановой)А.Н. Свидетельство о браке Сулейменовых Заурбека и Алимхан, свидетельство о рождении Сулейменова А.З..военный билет Сулейменова А.З.трудовая книжка Сулейменова А.З., выписка из приказа №211 от 21 июля 1944 года о благодарности Баратилову М.М., наградные удостоверения Баратилова М.М., запрос в город Подольск о Баратилове М.М., ,книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев, 2010 года издания, результаты анализов гаплогрупп по происхождению и этнической принадлежности.

полевые материалы : опрос и беседа с родственниками, интервью,воспоминания, опрос по телефону.

Изобразительные: фотографии членов семьи, фото из семейных архивов.

Аудиоматериалы: записи на диктофон воспоминаний Баратиловой А.У и Сулейменовой А.Н.

Реферат имеет следующую структуру:

    введение, где я обосновываю выбор своей темы,ее задачи, цели,практическую значимость.

    основной части,которая состоит из глав: первая глава посвящена генеалогии,происхождению этноса - ногайцы, а так же результаты генетического исследования рода Казиковых и Сулейменовых. Следующие главы описывают жизнь моих родственников,события и явления которые с ними связанны.

    заключение –выводы о проделанной работе и полученных результатах.

Основная часть.

Глава 1. Генеалогия. По своей этнической принадлежности я – ногаец, в рамках Российской Федерации – мой народ малочисленный, всего насчитывается около 130 000 тысяч. Территория расселения этого народа Карачаево –Черкессия,Ставропольский край, Нефтекумский район,Дагестан, Астраханская область. Народ мой говорит на ногайском языке, который относится к тюркской языковой группе. Этническую основу ногайцев составляли тюркские племена – уйсуны,уйгуры,кипчаки, канглы, найманы. Проповедуют ногайцы ислам. У моего народа есть много разных традиций и обычаев,в том числе существование родового знака «тамга». Обычно это была знак геометрической формы,которым метили скот,инвентарь, а еще,что важно изображали на памятниках и надгробных камнях. Когда не знали грамоты,то находили представителей рода на кладбище именно по « тамга». У моего прадедушки тоже есть родовой знак на памятнике. У рода Сулейменовых «тамга» был в виде птички,у рода Казиковых « тамга» напоминает цифру « 9». На сегодняшний момент современная наука позволяет по анализу ДНК выявить наших прямых предков. Мои родители сделали запрос в генетическую лабораторию в Америке, где были получены результаты благодаря которым, прослеживается родственные связи наших родов с прямыми предками. Результаты исследований по линии Казиковых определили расселение ближайших предков в Южной и Средней Азии,а так же на Ближнем Востоке.(Приложение 1) . Ближайшая к моему дедушке Сулейменову Арсланбеку Заурбековичу по генетике гаплогруппа расположена в Турции, Армении, Республике Чечня и Дагестан.(Приложение 2)

Глава 2 . Как жили прабабушки и прадедушки.

Я хотел бы начать описание моей родословной с прабабушек и прадедушек.К сожалению по линии моего отца прадедушки уже нет в живых, а вот прабабушки живы и передали для моей работы довольно объемный материал. Благодаря их воспоминаниям – я проникся не только их тяжелой и трудной жизнью,но и тем временем,когда они жили,работали, создавали семьи. Периоды их жизни идут в параллели с таким событием, как Великая Отечественная война и связанные с ней тяготы.

Баратилов Магомед Магомедович.

Повествование начну с прадедушки Баратилова Магомеда Магомедовича.(Приложение 3) Родился мой прадедушка в 1922 году в селе Куркли. 23 июня 1941 года из г.Минеральные Воды был призван на фронт.Два месяца он учился в Ростове, в школе офицеров.Затем был отправлен в действующую армию под Ленинградом, где находился до снятия блокады,принимал участие в боях по освобождению города.В 1944 году был ранен и отправлен в госпиталь № 587 ,расположенный в Казани. Судя по справке,которые у нас имеются он гвардии лейтенант 85 тяжелой гаубичной артиллерийской бригады Баратилов М.М. был отправлен в эвакуационный госпиталь № 1671 со сквозным осколочным ранением правого бедра и правой стопы.(Приложение 4) Мой прадедушка, как рассказывают был всегда активистом и даже находясь на лечении принимал активное участие в политико-массовой и культурно –воспитательной работе среди раненых, за что ему была благодарность (выписка из приказа № 211 по эвакогоспиталю от 21 июля 1941 года.)(Приложение 5) Вернувшись из госпиталя в свою часть, Баратилов М.М. продолжил свой боевой путь.Он участвовал при форсировании реки Одер и взятии Берлина и Кенигсберга,был награжден орденом. За свой боевой путь мой прадедушка был награждён :

    медалью за участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга(Приложение 6)

    медаль «за победу над Германией в Великой Отечественной войне»;(Приложение 7)

    Орденом Красной звезды 1941-1945 год;(Приложение 8)

    Орденом Отечественной войны;(Приложение 9)

    юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне»; (Приложение 10)

    юбилейной медалью «30 лет Победы в Великой Отечественной войне» ;

    юбилейная медаль к «50 лет вооруженных сил» (Приложение 11).

Как помнят его дети,прадедушка очень часто вспоминал о своих фронтовых товарищах, сохранилось несколько фотографий, к сожалению переписка не сохранилась. Из воспоминаний Магомеда Магомедовича:« В нашей воинской части,где я воевал - до взятия Берлина было 1100 человек, а после взятия выжило только 103 , среди погибших были и мои друзья с которыми я начинал свой боевой путь». Многие сведения из боевой жизни прадедушки мы узнали благодаря ответу на запрос, который был сделан в город Подольск, начальнику Центрального архива. Из которого следует, что Баратилов М.М проходил службу в 85 тяжелой гаубичной артилерийской бригаде в период с 22 апреля 1943 года (приказ № 38 от 22.04.1943) по 13 сентября 1943 года в должности командира взвода управления 16 батареи в воинском звании «лейтенант».Ответ на запрос был получен 21 сентября 2006 года. После войны прадедушка был направлен в Польшу для восстановления мирной жизни,а в июне 1946 года демобилизовался домой и переехал с село Канглы.В 1947 году женился, был назначен председателем колхоза им.Чкалова в селе Канглы.Впоследствии руководил обьединенными в один колхозами им.Чкалова и « Интернационал». Магомед Магомедович активно работал на благородного народа.

Боевые ранения очень часто беспокоили прадедушку, потому он часто посещал лечебницу « Кумагорскакя больница » , после наступало временное облегчение. В 1980 году он скончался от последствий полученных ранений.Баратилов Магомед Магомедович всегда занимал активную жизненнную позицию, не однократно избирался депутатом Побегайловского Сельского совета.

В 2010 году дети Магомеда Магомедовича были приглашенны на открытии памятника в село Куркли, где он родился. Там высеченно и имя моего прадедушки.Тогда же в 2010 году была изданна книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев (Приложение 11), освещен боевой подвиг Магомеда Магомедовича.В нашей семье стало традицией: каждый год Девятого мая, в день празднования Великой Победы, мы все:дети, внуки, правнуки собираемся в его доме, что бы почтить память свого прадеда,выразить огромную благодарность за его доблесть.

Баратилова Алиме Умаровна (Султангельдиева).(Приложение 12)

Родилась 1927 года 12 мая в селе Канглы.Родители: мать-Султангельдиева Айва Суюновна,отец – Султангельдиев Умар Ильясович. (Приложение 11)Семья жила в достатке,мама работала птичницей в колхозе, а отец работал в колхозе,а так же имел подсобное хозяйство. Как вспоминает бабушка жили хорошо,даже соседям иногда продуктами помогали, но все резко изменилось,когда умер ее отец в 1933 году. Хозяина в семье не стало, не стало и достатка. Прабабушка рассказывала,что если бы не зять, муж их старшей сестры,они погибли бы с голода. До сих пор она с глубокой благодарностью вспоминает его.

На вопрос о том, какое было детство прабабушка ответила: «Очень трудное!» . Она рас сказала,что в школу пошла учиться в 11 лет.Вспоминала,как их детьми прямо из группы детского сада везли рабо тать на поле. Одевали холщовые мешки через плечо и шли по полю собирали колоски. Прабабушка никакого специального образования не имела. До войны работала в колхозе, когда немцы пошли по направлению к Минеральным Водам их всех повезли рыть окопы. Это было страшное время,особенно,когда пришли немцы.Она рассказывала,что немцы тоже заставляли работать.

В 1946 году прабабушка Алиме и прадедушка Магомед Магомедович встретились и поженились.В 1947 году родился первенец,мой дядя Бадруттин. Всего у прабабушки пятеро детей. Она больше не работала, а занималась хозяйством, детьми.

Сулейменов Заурбек Муллалиевич. (Приложение 14) Родился в селе Канглы в 1927 году 5 февраля. Отец Мулали Муллалиевич, мать - Тати Закиряевна.(Приложение 14) .По национальности ногаец.У прадедушки было два брата Ажу и Ажбекр. К сожалению информации про прадедушку у меня мало. Ни каким было детство, получил ли образование никто не помни. Мой дедушка рассказал, что прадедушка Заурбек больше 30 лет проработал на железной дороге составителем, проводил ремонт вагонов. Позже работал в совхозе «Кавказ» рабочим и сторожем на току. По воспоминаниям дедушки - это был очень уравновешенный человек, добрый и отзывчивый. К супруге относился очень почтительно и учил этому сыновей. В семье их было четверо и одна дочь. Всегда содержал подсобное хозяйство и семья ни в чем не нуждалась. Тетя вспомнила про поездки в Москву, Санкт –Петербург.(Приложение 14)

Сулейменова (Салманова) Алимхан Назировна (Приложение 15).Родилась в селе Канглы 10 августа 1927 года. Родители: отец-Салманов Назир Савлисович, мать- Салманова Билвани. У моей прабабушки было два брата Шопи и Курман. На вопрос –какие у нее воспоминания о детстве, она сказала – работа.С малых лет вместе с родителями трудились в колхозе и дома. Родителей бабушка потеряла очень рано и на фронт братьев провожала одна. Это самое тяжелое для нее время. Четырнадцатилетней девочке пришлось выживать одной. В один момент моя прабабушка думала,что умрет от голода. Ее спасла заблудившаяся у нее в огороде коза, молоко помогло подняться на ноги. С фронта вернулся только один брат Курман, который сразу же женился.У него родилось пятеро детей. Другой брат Шопи пропал без вести. Делали запросы, бабушка писала в военкомат,но отвечали,что место нахождения не известно, считать погибшим. Своего будущего супруга прабабушка встретила на одной из свадеб в селе Канглы, сразу друг другу приглянулись,через два месяца сыграли свадьбу. Брак зарегистрирован 27 августа 1949 года. (Приложение 16) В школу моя прабабушка не ходила,но читать и писать умела благодаря учителю,который по соседству снимал квартиру.У моей прабабушки пятеро детей, семь внуков и двенадцать правнуков, старшему правнуку 23 года (Приложение 17). Мы очень любим собираться на большие праздники у нее. Прабабушка до сих пор довольно активна, даже книги читает.


Глава 3. Мои бабушки и дедушки.

Казиков Саткирей Мусаевич.

Родился мой дедушка в селе Канглы 13 октября 1953 года. Отец -Казиков Муса Салаватович,мать- Казикова Равият Османовна (Приложение 18). Учился в средней школе № 1 села Канглы. В 1969 году получил свидетельство о восьмилетнем образовании (Приложение 18). Дедушка выбрал профессию водителя. И даже в армии,куда он был призван в 1971 он был водителем (Приложение 19). К концу службы Саткирей Мусаевич получил квалификацию мастера вождения. По возвращении из армии он встретил свою будущую супругу Баратилову Марият Магомедовну и в 1975 году сыграли свадьбу. У них родились сыновья: Рашид и Радмир. Радмир Саткиреевия мой отец. Свою трудовую деятельность мой дедушка начал в 1970 году в Железноводской конторе «Курорторга» о чем гласит запись в трудовой книжке. (Приложение 19) .Несколько лет он работал на «Комбикормовом заводе» ,а с 1991 года переведен в организацию «торговый дом Грис-бизнес» . У дедушки много благодарностей за добросовестный труд и ответственность на рабочем месте. Дома он тоже никогда без дела не сидел. Всегда был чем- то занят. К сожалению, дедушки не стало в 2014 году. Я его запомнил, как очень любящего и внимательного. О чем бы я не попросил,никогда не отказывал в помощи. Он очень любил математику, мы с ним часто делали уроки и решали задачки. Я очень любил и люблю своего дедушку.

Казикова (Баратилова) Марият Магометовна.

Родилась моя бабушка 30 ноября 1955 года (Приложение 20). Место рождения село Канглы. Отец - Баратилов Магомет Магометович, мать - Баратилова Алиме Умаровна. В первый класс бабушка пошла в селе Канглы. В 1973 году получила аттестат о среднем образовании (Приложение 20). Бабушка – очень творческий человек, поэтому свою дальнейшую судьбу она хотела связать с искусством. Начиная с 1974 года, она работала в Канглынском Доме творчества художественным руководителем, сама рисовала декорации к праздникам и мероприятиям. Она очень инициативная и креативная,может легко подготовить программу на праздник,оформить и провести. 1980 году бабушка перешла работать в детский сад № 2 села Канглы няней.Понаблюдав за работой воспитателей она поняла,что эта работа ей интересна и в 1984 году была зачислена в педклассы при Пятигорском гороно. Последующие ее годы были связаны с работой в детском саду (Приложение 21). Перебирая семейные фотографии, я свою бабушку видел в костюмах, наверно всех персонажей, которые обычно бывают на утренниках и новогодних праздниках. Сейчас она на пенсии, но до сих пор ведет активный образ жизни, очень любит путешествовать, возит нас на экскурсии.

Сулейменова (Суюнова) Софият Идрисовна (Приложение 22) .

Родилась моя бабушка 30 ноября 1947 года. Отец – Суюнов Идрис Муратович, мать - Абидат Муллагаджиевна. Хочу сразу сказать, что свою бабушку я никогда не видел. В 1993 году в результате ДТП моя бабушка погибла и поэтому о ней я знаю только по рассказам мамы. Была она очень добрым, чутким и отзывчивым человеком. Многие, у кого я брал интервью, отзывались о ней тепло и с любовью, хотя детство у нее было тяжелым. Родилась моя бабушка в Карачаево-Черкессии селе Ураковская. Семья была большой, у бабушки было три брата и три сестры. Семья жила не богато, прадедушка работал в колхозе, прабабушка воспитывала детей. В 1950 году после тяжелых родов она умерла. Самому младшему ребенку было 40 дней отроду, моей бабушке было два года. Дети остались без матери и семья была в затруднительном положении.Помогали соседи, родственники, позже отец женился. Мама рассказывала, что бабушка с неохотой вспоминала то время. Все дети очень рано пошли работать и бабушка тоже. Закончив среднюю образовательную школу в селе Эркин–Юрт (Приложение 23), она работала в конторе «Заготзерно» рабочей через два года переехала в город Черкесск и поступила на работу на завод «Резинотехнических изделий», где проработала до 1968 года. В 1969 году поступила в Моздокский технологический техникум, закончила с отличием. После получения диплома поступила на работу на « Ураковский хлебоприемный пункт» лаборантом-технологом. В 1972 году вышла замуж за Сулейменова Арсланбека Заурбековича. У них была замечательная и дружная семья (Приложение 23). У них всегда с удовольствием собирались на праздники все родственники.Бабушка очень вкусно готовила и была очень гостеприимной.

Сулейменов Арсланбек Заурбекович . Родился 29 сентября 1947 года. Родители Сулейменов З.М и Сулейменова А.Н. Мой дедушка старший ребенком в семье,потом появились братья Асамби, Арслангерей, Арслан и младшая сестра Кулизар. Детство было трудное,семья большая и всегда держали подсобное хозяйство. Мой дедушка привык трудиться с детства. Окончив школу он поступил на курсы трактористов в 1963 году. В 1966 году был призван в ряды Советской Армии (Приложение 24). Службу проходил в Германии поваром. Он много рассказывал о местах, где проходил службу, как выглядела эта страна и как отличалась от СССР. По воспоминаниям дедушки все вокруг блистало чистотой и порядком, красивые улочки с клумбами.

По окончании службы у дедушки начинается трудовая деятельность вплоть до 2011 года. Стаж работы дедушки 46 лет. И где бы не работал всегда его труд отмечали грамотами и благодарностями. У дедушки три дочери Индира - моя мама, она старшая, Залина и Зарета. Самое тяжелое для него время это 1993 год, когда трагически погибла жена. Старшей дочери было 17 лет, только поступила в институт, а младшей 7 лет. Он выполнял и женскую, и мужскую работу по дому, работал на двух работах, спал по пять часов в сутки. Благодаря его стараниям все дочери получили высшее образование. Дочери очень любят и почитают своего отца,это действительно достойный человек. Очень уважаем в селе Канглы,является членом Совета старейшин. Мой дедушка неутомимый труженик, он постоянно в делах и заботах. Лето я провожу у дедушки и я очень люблю это время.

Глава4 .Мои родители и сестра.
Казиков Радмир Саткиреевич.
Мой папа родился 7 октября 1977 года. В семье их двое брат Рашид – он старший, и папа. В первый класс он пошел в селе Канглы, там же окончил девять классов. Поступил в училище № 16 г. Минеральные Воды на курсы столяра – плотника.Служил в армии. После службы поступил на работу на предприятие «Кавминстекло » строителем. С 2007 года папа работает пожарником пожарного поезда на РЖД. Папа у меня очень трудолюбивый и добросовестный. На работе его очень уважают.Все,что построено во дворе но сделал своими руками.

Казикова (Сулейменова) Индира Арсланбековна. Моя мама родилась в селе Канглы. Родители: Сулейменов А.З. и Сулейменова С.И. Год рождения 13 января 1976. У мама две сестры Залина и Зарета. В 1983 году пошла в первый класс средней школы № 1. В старших классах мама была активисткой. Всегда принимала участие в школьных мероприятиях, рисовала стенгазеты, посещала драмкружок. Школу она окончила на хорошо и отлично. В выборе профессии она никогда не сомневалась, очень хотела стать учителем. По окончании школы в 1993 году поступила в Карачаево-Черкесский педагогический университет на факультет истории и правоведения. Годы учебы в ВУЗе вспоминает с удовольствием. Очень интересными были этнографическая и археологические практики. В 1998 году мама окончила институт и поступила на работу учителем истории и обществознания в среднюю школу №7 г. Минеральные Воды. Это был первый опыт работы, как учителя. Было трудно, но первый опыт всегда дается не легко. Вспоминает с благодарностью коллег, которые очень помогали в работе. Так же мама работала в школе № 20 города Минеральные Воды. В 2003 мама вышла замуж за Казикова Р.С.. В 2004 году родился я, а в 2009 моя сестренка Бэлла. С 2011 года мама работает в средней школе № 19 села Побегайловка учителем истории и библиотекарем. Преподает мама с удовольствием, потому что любит свой предмет. У нее очень интересные уроки, которые дети с удовольствием посещают (Приложение 25). Она принимает участие в разных конкурсах, проводит школьные мероприятия, посвященные важным событиям в истории страны. У нее есть грамоты и благодарности за ее добросовестный труд. Мама никогда не сидит без дела и нас приучает быть ответственными и трудолюбивыми.

Казикова Бэлла Радмировна . Это моя младшая и очень любимая сестренка. Она родилась в 2009 году 12 января. Посещала детский сад в селе Побегайловка. В 2015 году пошла в первый класс средней школы № 19. Учиться она на отлично. Очень любознательная и активная. Любит выступать на сцене.

Заключение.

В результате исследования мне удалось частично собрать архивные материалы, документы и систематизировать их. Я считаю свой труд не законченным,т.к. еще много родственников двоюродных, троюродных о которых я хотел бы собрать информацию.

В ходе выполнения работы мною были сделаны практические выводы:

История моей семьи неразрывно связана с важнейшими страницами истории нашей Родины. Им пришлось пережить и голод, и трудности войны, но каждый с достоинством пережил эти тяготы. Я могу с гордостью рассказать о доблестном воине Баратилове М.М. который прошел всю войну и встретил Победу в Берлине, по возвращении поднимал колхоз,будучи председателем.О прабабушках,которые воспитали по пять детей и ими можно всеми гордиться. Подводя итоги хочу сказать,что мне уже есть,что рассказать своим будущим детям и правнукам.

Литература.

1.Полевые материалы:

    Устные беседы;

    результаты генетических исследований;

    аудиозаписи интервью;

    фото и документы из семейного архива.;

    анкетирование.

2. Книга «Курклинцы в войнах Отечества», автор Абдусаллам Магдиев.

Приложение 1.

Результаты генетического исследования по линии Казиковых.

Приложение 2.

Результаты генетического исследования по линии Сулейменовых.


Приложение 3.

Баратилов М. М.
Баратилов М. М. Фотография из семейного архива.
Фотография из семейного архива.

Фото из семейного архива.
С фронтовыми друзьями (Баратилов М. М. в центре).

Приложение 4.

Справка о ранении.

Выписка из приказа №211.
Документ из семейного архива.

Приложение 5.

Удостоверение “За взятие Кенигсберга”.
Документ из семейного архива.


Удостоверение “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”
Документ из семейного архива.

Приложение 6.

Орден Красной звезды 1941-1945 год.

Удостоверение “За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне”.
Документ из семейного архива.

Приложение 7.

Награда “Участнику Великой Отечественной войны 1941-1945”
Документ из семейного архива.

Орден Отечественной войны.
Награда из семейных реликвий.

Приложение 10.

Награда из семейных реликвий.

Приложение 11.

Реликвия из семейного архива.

Приложение 12.

Приложение 13.

Супруги Баратиловы 1978 год, город Кисловодск.
Фото из семейного архива.

Прабушка Алиме со старшим сыном и невесткой.
Фото из семейного архива.

Приложение 14.

Свидетельство о рождении Сулейменова З. М.
Документ из семейного архива.


Прадедушка Заурбек с дочерью.
Фото из семейного архива.

Приложение 15.

Свидетельство о рождении Сулейменова А. Н.
Документ из семейного архива.


Сулейменова А. Н.
Фото из семейного архива.

Приложение 16.

Документ из семейного архива.
Свидетельство о браке Сулейменвых Алимхан и Заурбека.

Приложение 17.

Прабабушка Алимхан с сыновьями Арслангерейем и Арсланом.
Фото из семейного архива.


Прабабушка Алимхан с правнуками.
Фото из семейного архива.

Приложение 18.

Свидетельство о рождении Казикова С. М.
Документ из семейного архива.


Свидетельство о восьмилетнем образовании Казикова С. М.
Документ из семейного архива.

Приложение 19.


Удостоверение.
Документ из семейного архива.


Трудовая книжка Казикова С. М.
Документ из семейного архива.

Приложение 20.


Свидетельство о рождении Баратиловой М. М.
Документ из семейного архива.


Свидетельство о восьмилетнем образовании Баратиловой М. М.
Документ из семейного архива.

Приложение 21.


Бабушка и дедушка Казиковы Саткирей и Марият.
Фото из семейного архива.


Коллектив детского сада села Канглы (Бабушка 2 ряд третья справа).
Документ из семейного архива.

Приложение 22.

Семья Суюновых (Бабушка Софият первая справа).
Фото из семейного архива.


Моя бабушка Суюнва Софият Идрисовна.

Приложение 23.

Средняя школа села Эркен-Юрт (Бабушка Софият первая справа).
Фото из семейного архива.

Супруги Сулейменовы со старшей дочерью (Моей мамой).
Фото из семейного архива.

Приложение 24.

Сулейменов А. З. во время прохождения службы в ГДР 1967 год.
Фото из семейного архива.


Военный билет Сулейменова А. З.
Документ из семейного архива.

Приложение 25.


Моя мама Казикова И. А.
Фото из семейного архива.

Награды Казиковой И. А.


Времена теперь другие

Как и мысли, и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Дорогие мамы, сегодня у нас есть одна цель - донести до наших деток что-то очень важное и ценное. Историю. Все мы рассказываем нашим детям истории, повести, сказки о том, что было, а может, и не было, но мы пытаемся дать им представление о мире, о том, как он устроен. О том, какой он есть, и какой был. Ведь чтобы понять, почему мы живем сейчас так, а не иначе нам надо знать свою историю, свои корни.

Вы ведь рассказываете своим деткам об их , дедушках, прабабушках и прадедушках. Те в свою очередь рассказывают о еще более дальних родственниках. Хорошо, если в семье кто-то записывает историю своей жизни и передает ее по наследству. Но так ведь происходит не у всех, точнее так происходит только в редких случаях.

Как правило, мы хорошо знаем о событиях, которые произошли в жизни семьи не дальше своей бабушки, что уж говорить об истории целой страны. Но она очень увлекательна, интересна и так важна.

Я долго думала с чего начать объяснять маленькому человечку о том, чего он пока совсем не понимает, потому что его мир пока – это его семья. Мы можем начать рассказывать ему о древних людях и динозаврах и мамонтах, но для него это будут сказки, он не увидит в них реальности, а наша задача объяснить ему правду, а не сказку.

Так с чего же лучше начать? С семьи! В один из вечеров попробуйте начать рассказывать ему очередную историю, но не о вымышленных персонажах, а о тех людях, которых он знает и видит. Расскажите ему семейные истории (я уверена, что в каждой семье есть что-то такое увлекательное и завораживающее), а потом плавно поинтересуйтесь, а знает ли он, как жили наши предки давно-давно, когда еще наша страна не называлась Россией, у нас не было современных городов, машин и всего, что нас окружает. Я думаю, что ребенок заинтересуется, ведь по натуре своей они открыватели, а заглянуть в некую тайну веков всегда интересно.

А когда вы разожжете интерес, то и наши игры и занятия будут иметь наибольший эффект.

Поговорим о семье и истории семьи

Рассказать хочу вам, детки,
Кто такие наши предки,
Те, кто были перед нами.
Кто возился в детстве с вами?
Это – мама, это – папа,
Это бабушка и дед,
Это прадед. Он родился
Перед вами за сто лет,
Все, что видим мы сейчас,
Предки сделали до нас.
Лампы, туфли, телефон,
Поезд, стулья, этот дом.
Даже мяч, футбол, штаны
Предки нам изобрели.
Много-много лет назад
Предки начали писать.
От предков мы узнали,
В книгах предки рассказали,
Как возник наш род людской
И кто был до нас с тобой.
Е. Губина.

Так кто же такие предки ? (наши родные, это те, кто жил до нас.). Мы их потомки. Почему нас так называют? (мы живем потом, после них.) Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Задание. Поговорите о своих родственниках, о бабушках и дедушках, о прабабушках.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную . Слово "родословная" состоит из двух слов "род" и "слово" или слово о роде. Родословная рассказывает об истории семьи. Свою родословную может составить каждый человек.

Когда человек хочет составить свою родословную, он располагает фотографии своих родственников на дереве, которое называется родословным.

Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто. Что люди использовали для того, чтобы было понятно, о ком идет речь? (отчества, прозвища.)

Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра – Петров (сын), внук кузнеца – Кузнецов (внук).

Так кого же объединяет род? (родственников с одинаковой фамилией.) Да, род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

Задание . Поищите старые фотографии своих родных и близких, постарайтесь узнать о них, как можно больше. Попробуйте сделать рисунок дерева вашей семьи. А может это будет вовсе и не дерево, а дом? Пофантазируйте с оформлением, поговорите с самыми старшими членами семьи. Пусть это будет небольшое дерево, главное показать суть истории семьи, тогда будет проще переходить к истории в целом.

Поговорите о семье, о помощи друг другу, ведь близкие люди всегда помогают друг другу. В народе есть поговорка: «Семьей и горох молотят». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (в семье все помогают друг другу делать трудную работу.) Да, так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Поиграйте в пальчиковую игру, в которой рассказывается о такой помощи друг другу.

Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе – мясо тушить,
Тебе – капусту рубить,
Тебе – борщ варить,
Тебе – тесто месить,
А тебе – печку топить!

Как вы думаете, трудную работу легче и быстрее выполнить, когда работает один палец или когда одновременно работают все пальчики на руках? Вот так и в жизни бывает: любую работу в семье, даже самую тяжелую, можно выполнить легко и быстро, если делать ее вместе.

Задание . Поищите стихи, рассказы, сказки, притчи о командной работе и дружбе. Проведите эксперементы: попробуйте что-то сделать одной рукой (всеми пальцами), а потом несколькими пальчиками или одним.
Посмотрите рисунок с изображением семьи в Древней Руси. Предложите ребенку подумать о том, кто они и какая у них была жизнь. А потом пригласите его отправиться в путешествие в то время, когда жила эта семья.

Притча о сыновьях

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался - ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
- Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

Родословное древо семьи соединяет пытливый персонаж с историческим процессом, как частицу единого потока сменяющих друг друга поколений. Историческая память привязывает человека к своему народу и стране, в которой он живет. Непустые слова говорил Пушкин о «родном пепелище» и «отеческих гробах». Под этим подразумевалась, прежде всего, семейная память, органично встроенная в жизнеописание рода, этноса и страны в целом.

Древо рода - давняя семейная традиция

Что это такое?

Семейное дерево (или древо), генеалогическое дерево, родословное дерево, фамильное древо – всё это название одного и того же: рисунка (или схемы), на котором изображены ветки дерева с фамилиями и именами предков и родственников определённого человека. То есть, это дерево, которое показывает родственников, начиная с давних времён.

Генеалогия – наука, изучающая родственные связи людей из поколения в поколение.

Родословное дерево семьи являет собой схематическую демонстрацию неких невидимых нитей, связывающих родственников. Корневище представляет известных составителю родоначальников. Поднимаясь по стволу дерева, на ветвях вширь укрепляются основные линии продолжателей рода. На листьях обозначаются известные представители фамилии. Правильное распределение линий родов и потомков даст в результате условное дерево семьи.

Раньше каждый человек отлично знал историю своего рода, составление генеалогического древа было ценной семейной традицией. Семейное древо повышало авторитет семьи, формировало патриотическое чувство рода. Ещё с давних времён знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось.

Сегодня снова становится модным иметь развесистую родословную. Кроме того, задание создать генеалогическое древо рода часто получают учащиеся школ и даже воспитанники детских садов. Как правило, реализовать подобный проект учителя предлагают ученикам 1-2 классов. Как построить генеалогическое древо столь юным созданиям? Понятно, что без помощи родителей или других старших родственников им эту задачу не решить. Ведь и взрослые в большинстве своем в недоумении – как создать родовое дерево. Им-то в помощь и написана эта статья.

Значение составления семейного дерева в воспитании детей

На самом деле составление семейного дерева очень важно, и не только для того, чтобы разнообразить жизнь и удовлетворить свой интерес или интерес ребёнка, но для того, чтоб укрепить семейные связи, помочь ребёнку осмыслить ценность семьи, почтить и сохранить память о своих предках.

Также, зная историю своих предков, познакомившись с генеалогией, как наукой, ребёнку будет гораздо легче изучать историю своей страны. Например, для понимания наследования российского трона необходимо изучить генеалогию царской семьи.

Генеалогическое древо предполагает такой метод изучения истории, при помощи которого дети могут почувствовать себя частью исторического процесса. Участие одного из предков в Гражданской войне может побудить ребёнка изучить историю Гражданской войны подробнее, либо его может заинтересовать сам образ жизни людей, живших в то время.

Можно с уверенностью сказать, что в нас заложены гены прошлых поколений. Поэтому, зная как можно больше о своих предках, об их характере, занятиях и талантах, будет легче определить и таланты ребёнка, его положительные и отрицательные черты характера, его сильные и слабые стороны, будет легче помочь ему в будущем с выбором профессии.

В общем, что ни говори, приятно иметь в доме семейное древо, как наглядную приверженность семейным традициям. Но, чтобы верно его отобразить, следует провести основательный сбор информации о своих предках. Хотя создать простое семейное дерево своими руками при небольшой помощи взрослых сможет даже ребенок дошкольного возраста.

Своими руками семейное древо картинки - примеры


Как составить родословное древо?

Способы создать

Наиболее известны два способа создания семейного дерева: с помощью компьютерных программ и с помощью карандаша и бумаги.

Сейчас появилось много программ и разных сайтов, где размещены всевозможные шаблоны для семейного дерева. Всё, что нужно, это просто выбрать шаблон и внести в него нужные данные. Открыв шаблон в программе фотошоп, добавьте необходимую информацию о своей семье, после этого вам останется лишь распечатать фамильное дерево на любом принтере. Подробнее о том, как сделать семейное древо в программе фотошоп, читайте ниже.

Если этот способ вас не устраивают или по какой-либо причине вам не доступен, то вам не остается ничего другого, как нарисовать генеалогическое дерево.

Нарисовать генеалогическое древо можно на каком угодно материале, но традиционный и наиболее распространенный способ – это, конечно же рисование на бумаге. Как нарисовать семейное дерево жизни? Проявите фантазию и выдумку, не бойтесь придать своему дереву неправильные очертания. Так вы создадите свое неповторимое семейное дерево фото картинки которых можно увидеть на этой странице. И кто сказал, что оно не может быть именно таким, как вы задумали.

Также есть очень оригинальный способ – создание вышиванок с изображением семейного дерева. Но он достаточно сложный, так как каждый член семьи обозначается своим специальным знаком, и понять, что обозначено на вышиванке, сможет не каждый.

С чего начинать составление?

Самая главная сложность заключается в получении информации о предках. Большинство семей знакомы лишь со своими ближайшими родственниками.

Получить информацию для родословного древа семьи, можно если:

  • опросить всех имеющихся родственников;
  • по возможности, открыть и изучить семейные архивы;
  • разослать запросы в официальные архивы, где может иметься хоть какая-то информация;
  • поискать информацию в библиотеках, музеях своего родного города;
  • воспользоваться возможностями интернета (можно поискать информацию на специальных генеалогических сайтах, но на самом деле нужной информации на них очень мало, а иногда и вовсе нет).

Запомните, что родственников на семейном дереве пропускать нельзя, ведь его составление тогда частично потеряет свой смысл.

Будет очень правильно, если, кроме имени и фамилии, информация о представителе рода будет содержать хотя бы ещё место рождения и проживания, годы жизни, профессию, награды, информацию о браке.

Семейное дерево - видео

Родовое дерево – схема

Собирать информацию удобно в виде схематического конспекта, в котором следует отображать примерное расположение ключевых фигур. Образец смотрите на рисунке ниже. Женщин рода следует указывать в круглых сегментах, мужчин – в квадратных.

Родословная семьи (образец):

Полученные материалы нужно исследовать и систематизировать. Только после этого можно приступать к рисованию эскиза родословного древа семьи. Насколько объемной будет ваша родословная семьи, определит количество собранной вами информации. Древо, состоящее из 3-4 уровней можно разместить на листе А4, обычно используемом формате для создания школьных проектов. Если разместить информацию на листе ватмана и дополнить ее личной информацией (фото, даты жизни, место рождения и жительства и т.д.), то результат будет более наглядным и красочным.

Совет. Генеалогическая карточка поможет в составлении рассказа или доклада о своей родословной.

Вообще итоговое оформление родословной, качество и привлекательность проекта, будет зависеть от силы желания его осуществить.

Родословное дерево своими руками – варианты оформления

Гордится своей родословной «не только можно, но и должно». Воплотив на бумаге результаты поисковой работы, совсем необязательно вкладывать их в архивную папку. Лучшим вариантом будет представление своих предков всем приходящим в дом.

В последнее время люди часто располагают дерево генеалогическое или семейное прямо на стене. Возможно, оно будет занимать угол комнаты или будет располагаться на всю стену. В любом случае, при красочном и аккуратном оформлении оно станет настоящим украшением вашего дома. Для этого нужно немного фантазии и усердия, чтобы уникально продемонстрировать родовое дерево семьи. Вариантов исполнения задумки великое множество.

А если вас не прельщает перспектива ежедневно наблюдать семейное дерево в интерьере квартиры, то его можно разместить на даче. Уж там-то стен не жалко. Еще один незатейливый и компактный вариант – ватман. Можно просто нарисовать желаемое деревцо на листе, но, согласитесь, это не будет выглядеть так эффектно, как настенное панно!

Определяемся с вариантом изображения семейного дерева.

Самые распространенные:
  • бабочка (в центре композиции семейная пара, по краям их родители, а внизу дети);
  • ветви – предки (ваш ребенок располагается в основании дерева, а вверху, в ветвях, располагаются его предки. На самом верху окажутся самые далекие прародители);
  • песочные часы (этот вариант, где ключевыми фигурами являются бабушка и дедушка. Сверху отражаются их предки, а внизу все их потомки);
  • веер (внизу, в основании веера находится ребенок, от него, как лучи солнца отходят родители, от родителей – их родители, таким образов веер расширяется).

Итак, нужная информация собрана, фотографии найдены и приведены в надлежащий вид, приступаем к созданию самого древа. Взять хотя бы экспозицию, составленную из декоративной ветви , закрепленной на длину стены. К ней на разных уровнях и каждой веточке, может быть закреплена фоторамка дерева семьи. Благодаря оригинальной компоновке появится возможность не только запечатлеть в композиции своих предков, но и проследить самые важные исторические вехи, с которыми неразрывно связана судьба всей семьи или отдельных ее представителей.

Если не получается с оригинальной ветвью ее можно сделать рисованной или изготовить из декоративных материалов вроде папье-маше. Не сложно нарисовать на стене специальными акриловыми красками дерево рода и украсить его фоторамками. В конце концов, можно нарисовать родословное дерево семьи на больших листах ватмана и оформить их в багет.

Использование фотографий членов семьи поможет персонализировать генеалогическое древо и сделает его визуально привлекательным. Использовать фотографии можно, как в отдельности, так и вместе с именами. Забавно будут выглядеть вырезанные из фотографий головы с пририсованными телами.

Ещё одним прекрасным способом поведать историю семьи может стать создание книги или альбома . В книгу можно включить больше повествования, в том числе любопытные факты и пикантные подробности. Такое генеалогическое древо жизни легко носить с собой.

Создание генеалогического древа в виде подвесной конструкции может стать увлекательным мероприятием. С помощью резинок нужно повесить картинки и снимки на вешалку-плечики и расположить их в виде пирамиды для воссоздания семейной истории. Если семья очень большая, то придётся подвесить конструкцию довольно высоко, но выглядеть она будет великолепно.

Самый простой вариант: вырезаем ствол дерева из войлока или бумаги, приклеиваем к стене; из большого куска зеленой ткани делаем крону, прибиваем мелкими гвоздями к стене, размещаем снимки членов семьи на дереве в виде птичек или листьев – вот так просто можно сделать древо семьи своими руками!

С целью персонализации генеалогического древа можно придумать фамильный герб и использовать его в качестве фона или эмблемы.

Если вы хотите, чтобы ваше дерево рода выглядело стильно, воспользуйтесь следующими советами:
  • вместо бумаги используйте клейкую цветную пленку;
  • купите фоторамки в одном стиле, поместите в них снимки, тогда дерево будет смотреться гораздо лучше и гармоничнее;
  • для изображения ствола можно воспользоваться красками, листья нарисовать с помощью трафарета, а на подсохший рисунок повесить фотоснимки;
  • используйте искусственное освещение для оформления, тогда даже ночью ваше дерево будет притягивать взгляды домочадцев;
  • интересно смотрятся фото генеалогического древа, если вместо рамки использовать кружки из одинаковых обоев.

Изготавливать генеалогическое дерево своими руками очень интересно. Обязательно привлекайте к этой работе детей, объясняйте им, зачем такое дерево предков нужно, какая от него польза. Они должны осознать, что это не одноразовая работа, что им придется продолжать начатое дело и постоянно дополнять дерево. Когда-нибудь на нем появятся и их дети, а потом и внуки.

Геологическое древо семьи сохранит семейную историю, станет оригинальным ярким пятном в вашей квартире, разбудит в ваших детях интерес к истории, и, конечно, соберет вокруг себя всю родню во время крупных семейных торжеств. Возможно, кто-то из членов семьи вспомнит интересный случай, связанный с кем-то из родственников, запечатленных на дереве. А с каким воодушевлением дети будут добавлять на стену снимки недавно родившихся братьев и сестер! Поистине, полезнее и благодатнее дела трудно найти. Вы никогда не пожалеете ни сил, ни времени, потраченных на создание генеалогического древа.

Генеалогическое дерево фото



Генеалогическое древо своими руками - скрапбукинг

Создаем родственное дерево в специальной программе

Ну, а если творческий созидатель семейного дерева в рисовании не силен (и такое бывает), то можно обратить внимание на интерактивные способы претворения своих креативных замыслов в жизнь. В век современных технологий многие, особенно молодые родители, создают семейное древо своими руками с помощью компьютерных технологий. Это занимает немного времени, не нужно ничего рисовать, раскрашивать, лепить и клеить, достаточно просто щелкать мышкой.

Немного «погуглив» можно найти программу и составить генеалогическое древо онлайн бесплатно . Для этого существует ряд несложных программ, с помощью которых достигаются поставленные технические цели.

Этот вариант достаточно удобен для многих и тем, что такое дерево можно хранить в электронном виде - оно не займет места в доме и в любую минуту можно будет полюбоваться на него с экрана компьютера. Помимо этого, при появлении нового члена семьи, можно будет без особых усилий и затрат времени на приготовление материалов вписать его в генеалогическое древо.

Можно также воспользоваться компьютерными программами по редактированию фото . Самым распространенным редактором для такой работы может стать Фотошоп. Здесь совсем нет необходимости вырисовывать «кривыми руками» красивые линии. Достаточно будет задействовать поисковую строку в браузере, написав в ней, например, так: "родовое дерево шаблон для фотошопа" или "древо семьи шаблон своими руками". Интернет в ответ выдает кучу вариантов шаблонов, остается только выбрать пришедшийся по душе и скачать его, причём большинство из них можно скачать бесплатно.

Как считают многие пользователи сети, очень интересен для работы над родословным древом семьи многослойный шаблон. Разобраться с ним несложно, достаточно выполнить простейшие операции.

Пошаговое редактирование шаблона родового дерева:
  1. открыть палитру «слои», там обнаруживается несколько вариантов фона, от дерева до героев Диснея;
  2. определив размеры для каждой рамки, через инструмент «прямоугольное выделение» можно увеличить до нужных размеров центральные и узловые рамки;
  3. далее, изображение следует кадрировать и в итоге остается только рамка;
  4. в той же команде корректируется размер картинки;
  5. после этого, надо через «историю» сделать шаг обратно для восстановления изображения с деревом семьи;
  6. открывается нужная фотография и опцией «рамка» подгоняется к нужному размеру командой «размер и разрешение», два щелчка по картинке, и кадрирование применилось;
  7. активируя слой «дерево» под рамочным слоем, инструментом «перемещение» фотография перетаскивается на поле семейного дерева и ставится прямо под рамкой.

По описанному алгоритму выполняются операции с остальными фотографиями, пока не будет основательно заполнено родословное древо семьи. Под каждым снимком следует предусмотреть место для текстовой информации о каждом персонаже родословной. Работу желательно сохранить и при необходимости распечатать, чтобы наглядно явить предков, особливо тем, кому следует их почитать «дивными чувствами».

Часто семейное древо дарят на свадьбу молодоженам, что может быть очень полезным подарком. Некоторые семьи предпочитают продумывать дизайн самостоятельно, другие – даже прибегают к советам и помощи дизайнеров. Но одно условие остается обязательным – подойти к процессу творчески.

Семейное древо фото


Как сделать древо семьи в детском саду?

Время, проведённое в детском саду - увлекательный период в жизни ребёнка. Часто в детском саду ребёнок получает свой первый опыт образования. В детском саду чаще, чем в школе, в процессе познания происходят открытия и игры, помогает этому разнообразная проектная деятельность.

Как сделать генеалогическое древо - детский проект в садике? Чтобы увлечь детей кропотливой работой по составлению древа семьи, можно сравнить семейное древо жизни с картой сокровищ, где сокровищем станет собственная история ребёнка. Воспитатель должен поощрять такое отношение к заданию, чтобы получить максимальный эффект от обучения и развлечения.

Дайте ребёнку кусок картона и маркер. Цвет маркера может быть каким угодно. В качестве дополнительного штриха можно попросить ребёнка узнать дома, есть ли у его семьи какой-то особенно значимый цвет. У некоторых семей есть свой «семейный» цвет. Попросите ребёнка затем принести дополнительные куски картона.

Дайте каждому ребёнку линейку. С помощью линейки необходимо нарисовать прямоугольник внизу картонного листа по центру. Если у него есть братья и сёстры, то рядом надо начертить прямоугольники поменьше.

Покажите, как написать своё имя в центре прямоугольника. Затем напишите имена братьев и сестёр в соседних прямоугольниках. Если ребёнок не знает, как правильно пишутся имена, помогите ему проговорить и написать имена по буквам. Уделите каждому ребёнку отдельное внимание, пока другие заняты. Это является важным аспектом задания по составлению семейного древа, так как помогает ребёнку запомнить имена близких ему людей.

Пусть ребёнок нарисует два прямоугольника прямо над своим именем. Затем их надо соединить с именами братьев и сестёр прямыми, насколько это возможно, линиями. В этих двух прямоугольниках надо написать имена родителей. Вот настолько сложным и должно быть семейное древо в детском саду.

Пусть затем ребёнок напишет сверху свою фамилию после фразы «Семейное древо …».

На дом дайте задание продолжить семейное древо именами бабушек и дедушек. Это может стать увлекательным заданием для детей, которое они выполнят вместе с бабушками и дедушками. Это задание можно совместить и с другими заданиями по генеалогии, которые помогут детям узнать больше о своей семье.

Не думайте, что дети знают, как сделать родословное дерево, и готовы выполнить это задание самостоятельно. Такой проект нужно делать в парах и с помощью воспитателя.

Творческий школьный проект «Моё генеалогическое древо» - важный этап в развитии у учащихся отождествления со своими корнями, историей, понимания своей включенности в эволюционный процесс. Происходит формирование причинно-следственного мышления, проникновение в психологический мир исследуемых личностей. Перед школьником оживают герои, ребята учатся видеть в них людей с настоящими чувствами, мыслями, жизненными целями, радостями и трагедиями. Такой проект достаточно прост в выполнении, если усвоить его важные составляющие.

1. Актуальность

Генеалогическое древо – относительно новый вид работы школьников. Его актуальность должна быть объяснена новизной результатов, которые будут получены. Зададим себе вопрос: «Почему важно выполнить такой проект?» Ответы можно разделить на знания, умения и навыки, которые приобретут как создатель работы, так и те, кто ею воспользуются.

Восстановление своих корней, понимание роли и значения жизни предков в общей истории региона, государства; анализ влияния жизни людей на происходящие события в городе, области – все это относится к развитию навыков аналитического мышления .

Синтетическое мышление поможет развить формирование системы ценностей на основе этого труда. Это любовь, уважение к одной маленькой человеческой жизни, понимания трудностей выбора, который встречает каждый, братское отношение к любым нациям и цивилизациям.

В результате работы появится умение сотрудничать с другими школьниками, ясность в формулировании вопросов, четкость в постановке задач.

2. Цели и задачи

Цель – это ответ на вопрос «зачем» выполнять такой проект. Каких результатов мы хотим достичь. Задачи – каким способом мы достигнем конечной цели.

Например, цель работы – создание семейной истории рода Петровых.

Задачи:

  • встреча с родственниками и сбор описания их жизней;
  • поиск материалов в библиотеках и архивах;
  • создание таблицы и презентации «Генеалогическое древо».

Цели и задачи прописываются во введении к работе. Они должны быть краткими и понятными, именно на их основании мы совершаем всю работу и делаем выводы. Одна задача – один большой вывод в заключении. Принцип прост.

3. Структура работы

Структура работы вытекает из поставленных задач. Название частей работы - четко отражают это.

Например, «Генеалогическое дерево семьи Петровых»:

  • Введение (актуальность, цели и задачи, описание имеющихся источников);
  • Первая часть – Мои родные и их истории жизни (носит описательный характер);
  • Вторая часть – Проникновение вглубь веков (использование материалов архивов, восстановление опыта далеких предков);
  • Третья часть – Генеалогическое древо семьи (картинки, фото, схемы, таблицы, сведение результатов в краткую модель);
  • Выводы (на основе поставленных ранее задач).

4. Поиск материалов

Следующий этап – поиск материалов. Важно разделить исторические источники и способы сбора фактов.

Источники бывают:

  1. вещественные (дома, одежда, личные предметы и предметы быта);
  2. письменные (письма, воспоминания, дневники).

Мы можем воспользоваться документами, хранящимися в семье, библиотечной информацией или специальными архивами.

Способы получения информации из источников:

  • интервью с родителями, бабушками, дедушками, дальними родственниками;
  • сравнительный анализ, описание образа, обобщение.

Можно использовать как научно-системный, так и философско – интуитивный подходы.

При составлении генеалогического древа ребёнку понадобится провести исследовательские мероприятия, с которыми ранее ему не приходилось сталкиваться. Например, беседы с членами семьи могут стать ценным источником информации об ушедших предках, а также могут развить навыки интервьюирования. Старые газеты, переписные листы и другие официальные документы помогут установить местоположение членов семьи, и с такими источниками ребёнку вряд ли приходилось сталкиваться до этого. Генеалогическое древо – это возможность в увлекательной форме научить ребёнка находить информацию в необычных источниках, такой навык пригодится в дальнейших исследовательских работах, например, при написании курсовых работ.

5. Оформление работы

Конечный вид работы – это ее визитная карточка. Это - письменный реферат, доклад, презентация схем и диаграмм, презентация слайдов с информацией, отражающей структуру и состав самого проекта, снятый фильм и другие творческие виды выражения. Сама работа может быть выполнена как одним учащимся, так и группой, что помогает школьникам познавать основы коллективного творчества. Когда проект выполняется группой, то каждому дается свой вид работы и сбора информации, а презентация делится на части, соответственно количеству ребят.

6. Защита работы

Представление проекта Генеалогическое древо – важный этап в распространение результатов работы. Первоначально происходит защита в коллективе класса, затем можно выйти на уровень школы. Отработанная защита может снова и снова дублироваться на олимпиадах и конкурсах. То есть само представление работы является продуктом творческого труда.

Материал рекомендуется опубликовать, тогда им смогут воспользоваться большое количество людей. Это поможет как другим школьникам в их работе, так и учителям. Еще одна важная ценность такого труда – предоставление глазам других людей подлинной живой истории конкретных героев, будь то известные личности или простые родственники ученика. Такая работа сближает расстояние между веками и позволяет чувствовать пульс жизни во всем.

Даже простое генеалогическое древо даст ребёнку представление о ролевых моделях в семье, которые он будет изучать и принимать за источник подражания. В качестве учебного задания в школе составление генеалогического дерева поможет детям увидеть и понять всё разнообразие семейных историй своих сверстников.

Фамильное дерево должно быть для детей огромной ценностью, которую нужно хранить и, по возможности, дополнять новыми найденными сведениями.

"Простые решения": Как составить генеалогическое древо


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди