31.01.2024

Родительское собрание-практикум «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики. Родительское собрание Протокол родительское собрание тема мелкая моторика


Общее родительское собрание № 1

Цель родительского собрания:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Повестка:

Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Сообщение по теме:

Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»





Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Общее родительское собрание № 1

Цель родительского собрания:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Повестка:

Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Сообщение по теме:

Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

Ход собрания

1. Cообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

Родителям было предложено отгадать загадку:

Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились -
В одну семью сплотились.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» .

Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, пальчикам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.

Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

Способы развития мелкой моторики

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий: Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

Вопрос родителям:

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

4. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога : Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно, вам не раз придется показать тот или иной прием.

5. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
  • сматывание цветных ниток в клубочки
  • игры-инсценировки с пальчиковым театром
  • работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться.
  • обведение вкладышей. Штрихование под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
  • плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
  • изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
  • застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
  • сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Почаще предлагайте детям эти занятия!

И напоследок, хочу заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь развития мелкой моторики рук

и речи дошкольника»

Раннее детство характеризуется очень большими потенциальными возможностями. Речевые механизмы малышей развиваются очень рано: еще тогда, когда они активно не говорят, а только слышат слова, не понимая их смысла. Существует мнение, что ребенок и так начнет говорить без особого вмешательства взрослого, но мы хорошо знаем, что это не так. Речь ребенка, с которым мало разговаривали в раннем детстве, будет обедненной, а значит обедненным будет и мышление.

Кроме этого специальными исследованиями доказана зависимость активного развития речи малышей от развития мелких мышц пальцев руки.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позже жесты стали согласовываться с криками, воплями, проявлениями голосовых реакций. Прошли тысячелетия, пока развилось словесное (вербальное) общение, но оно в течение длительного времени оставалось связанным с жестикулярной речью.

Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, становление речи, психику детей, отмечали значительное стимулирующее влияние функции руки на развитие речи

Движения пальцев рук, у людей совершенствовались из поколения в поколение, поскольку люди из поколения в поколение выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим увеличивалась и площадь двигательной проекции кисти руки и человеческого мозга. Так развитие функции руки и общения людей шли параллельно. Примерно такой же ход развития у речи ребенка. Прежде всего, развиваются мелкие мышцы пальцев рук - появляется артикуляция слогов (лепет); все последующее совершенствование речевых реакций зависит от степени тренировки пальцев, развития мелких мышц руки.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В детском саду мы с детьми занимаемся рисованием, раскрашиванием, аппликацией, лепим из пластилина, выполняем упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики, играем с конструкторами, мозаикой, шнуровкой и т. д.

Дома понаблюдайте за детьми, если ребёнок поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая, таким образом, себя тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив нарисовать окружность. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то он не справится с этой задачей или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.

И теперь мы хотим представить некоторые формы работы по развитию мелкой моторики рук.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями).

Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

3. Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают».

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель:- дать представление родителям о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей;

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;

Задача: -познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы, музыкальный руководитель, логопед (как наблюдатель).

Оформление:

1. На экране слайд со словами В. М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.»

2. Выставка книг по теме собрания.

Место проведения : групповая комната.

Оборудование : столы, различные листы бумаги, пальчиковые краски, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, смайлики на липучках, музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия :

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о развитии речи малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, страшно занятые на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс.

Получаем итог-ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Так почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются именно пальчиковые игры? Потому что, развитие рук находится в тесной связи на тончайшем нейронном уровне с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга отвечающие за моторику тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речь.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1, 5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести игру.

Разминка «Карандаши»

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев).

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками, выполняя заданные движения.

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук) ;

Пальцы следует нагружать равномерно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной с плавными переходами.

Упражнения для кистей «Шарик» и «Фонарики»

1. Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

2. Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись) .

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Конечно, чем раньше эти тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать нам этих непослушных пока малышей? Есть ли средство, для того, чтобы сделать это легко и непринужденно? Да, оно есть. И удивительно, насколько оно «пожилое» это – пальчиковые игры! Ведь дети легче идут на контакт именно в процессе игры.

Психолог И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.

Пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов, которые так хорошо развивают внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности наших малышей.

А теперь вашему вниманию предлагаю выполнить и разучить несколько пальчиковых игр, в которые вы в дальнейшем сможете играть со своими детьми.

(разгибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

вышли пальчики гулять.

(загибаем пальчики)

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистил стол.

Этот добр, а этот зол.

Пальчик- пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладошки)

Ножками топай, топай (повторяется 2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками) .

Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Вот следующее задание:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке очередность не имеет значения.

Ещё один вид пальчиковых игр-рисование пальчиковыми красками под стихотворение. Дети рисуют, взрослые помогают.

Оборудование: столы, белые и синие пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Необходимо добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание. ю дизартрия и другие) .

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Самомассаж.

Цель: научить элементам самомассажа пальцев.

Оборудование: массажные коврики и мячики.

Участники располагаются где им удобно. Читается стихотворение, а родители разминают детям руки.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою.

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных пальчиков! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома всё повторить или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете его более счастливым!

Рефлексия.

Если вам понравилось наше собрание, пожалуйста, оставьте смайлик, который прикреплен сзади вашего стульчика, ну а если у вас остались еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить их и пожелания в специальной тетради в группе.

Развитие мелкой моторики рук (родительское собрание)

Актуальность

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Цель : показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; вовлечь родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи :

Вызывать у родителей позитивное отношение к детскому саду;

Добиваться сплоченности родительского коллектива;

Вызвать интерес родителей к занятиям с ребенком по развитию мелкой моторики рук дома.

Оборудование :

Листы цветной бумаги, ватман, клей;

Пальчиковый театр;

Экран и настольная лампа;

Мультимедийная установка для показа слайдов;

Мультимедийная презентация к собранию;

Памятки для родителей.

Предварительная работа:

В родительском уголке размещены статья о развитии мелкой моторики рук, примеры игр, направленных на развитие мелкой моторики рук, примеры пальчиковой гимнастики. Заранее розданы приглашения родителям с указанием темы собрания. Оформлены выставки поделок из пластилина, природного материала, рисунков детей.

Аудитория :

Воспитатели;

Родители.

Форма проведения : семинар – практикум.

Ход собрания.

  1. Организационная часть .

Родители сидят полукругом за столами.

Воспитатель . Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

Тема нашего семинара – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Как Вы думаете, насколько развитие мелкой моторики рук у ребенка важно, почему, почему уже сейчас нужно задумываться об этом? (Обмен мнениями )

Сообщение воспитателя об актуальности развития мелкой моторики рук.

Цель:показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Действительно, работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи :

Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста и регулярно.

Уже с младенчества развивают мелкую моторику ручек у ребенка. Каким образом это делают, как вы думаете? (Обсуждение )

На самом деле, это так, мамочки выполняют массаж пальчиков и ладошек малыша, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Потом ребеночек учится держать в руках предметы, изучая при этом мир вокруг себя через тактильные ощущения. Позже малыша обучают знакомым с детства потешкам с движениями. Какие потешки из детства, в которых задействованы ручки, помните Вы? В какие из них Вы играете со своим ребенком? (Родители называют потешки )

По-другому эти потешки с движениями называются пальчиковой гимнастикой. Примеров таких игр очень много. Такие упражнения стимулируют не только двигательную активность, но и развитие речи. Ребенок учится подражать взрослому, вслушиваться в его речь, понимать её смысл, концентрировать свое внимание. Вместе с тем, сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

А сейчас предлагаю Вам побыть детьми и немного поиграть с пальчиками:

«Улитка»

Тычет рожками улитка, Большой палец правой руки придерживает средний и безымянный,

указательный и мизинец прямо .

Заперта в саду калитка. Тычет рожками в ладонь левой руки .

Отвари скорей калитку, Левая рука открывает «калитку».

Пропусти домой улитку. Правая рука проползает.

«Мальчик с пальчик»

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Поочередно сгибаем пальцы правой руки с помощью пальцев левой руки и наоборот.

«Машина каша»

Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила. Указательным пальцем левой руки мешаем в Положила Маша кашу. правой ладошке .

Кошке в чашку,

Жучке в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

И в корыте поросятам. Загибаем по пальчику на каждое название .

Всю посуду заняла Разжимаем ладошку.

Всё до крошки раздала Сдуваем воображаемые крошки.

В настоящее время для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. В нашей группе есть кружок "Колокольчик", в котором дети обучаются разыгрывать сказки, фантазировать. Один из видов инсценирования, используемый нами, это пальчиковый театр . Сейчас я предлагаю Вам разделиться на 3 группы. Я раздам Вам наборы пальчикового театра, Вы снова окунетесь в мир детства, вспомните любимые сказки, но предварительно вы должны вытянуть конвертик с названием произведения. Вам необходимо разыграть эти сказки.

Родители разыгрывают сказки "Колобок", "Теремок", "Репка".

Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями )

Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы.

Что еще развивается с помощью этого вида деятельности? (Обмен мнениями )

А знаете ли Вы, что такое театр теней ? Для ребенка это настоящее волшебство, а для взрослого - возможность побыть для своего ребенка настоящим волшебником. Посмотрев на взрослого, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. Предлагаю Вам, проявить свою фантазию и побыть птицей, зайчиком, кошечкой, волком и т.д.(Родители пробуют показать фигуры )

Теперь перед Вами два листа бумаги. Возьмите один из них. Подумайте, что Вы можете из него сделать. (Родители делают из бумаги поделку. Делятся своими достижениями. Обмениваются опытом. )

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами . Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. Предлагаю Вам взять в руки второй лист бумаги и вместе сделать бабочку.

(Родители выполняют поделки, после чего составляется общая композиция "Мир бабочек", которая будет помещена в родительский уголок ).

Мы с Вами рассмотрели ряд занятий, которыми Вы можете заниматься со своими детьми дома. Конечно, это маленькая часть того, чем мы занимаемся с Вашими детьми по развитию мелкой моторики. Предлагаю Вам подойти к дидактическому столу, расположенному в нашей группе, рассмотреть и даже поиграть с нашими пособиями. Здесь немало пособий, изготовленных руками самих воспитателей. Вот, например, дидактическое пособие «Разноцветные улитки», разработанное мною для детей нашей группы. Давайте поиграем в неё. Улиток можно сворачивать на скорость, к ним можно пристегивать различные геометрические фигуры и аксессуары и т.д. С помощью этой игры формируется умение застегивать и расстегивать пуговицы, что способствует развитию мелкой моторики рук. Еще здесь различные виды игр - шнуровок, вкладышей, мозаики, мелкого конструктора, пирамидок, игр по нанизыванию бус, "Бабушкин огород", волшебный мешочек с наборами различных мелких предметов, пазлы, матрешки и т.д. Далее у нас расположен уголок изодеятельности, в котором Ваши дети с удовольствием рисуют, раскрашивают, лепят из пластилина, учатся обращаться с ножницами. По желанию Ваш ребенок может здесь сделать поделку, используя природный материал, бросовый материал. В математическом уголке множество различных игр по развитию мелкой моторики. Здесь дети из геометрических фигур собирают различных зверей, дома, транспорт, играют со счетными палочками.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Они также развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Так вот, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с Вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, подготовить детей к письму, способствовать развитию речи. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Для Вас я предлагаю памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.

Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук, не требующее затрат». Родители читают.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

В заключение нашей встречи, хочется узнать, что нового вы для себя открыли, что было более интересным. (Ответы родителей )

Спасибо за внимание и за Ваше участие!

Памятка для родителей .

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»

Игры с пуговицами

Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунки (бусы, снеговика, цветочек и т. д.) и попросите малыша сделать такой же рисунок.

Можно предложить разложить пуговицы по размеру, по цветам.

Игры с бельевыми прищепками

1. Предложите своему ребёнку вам помочь – пусть развешивает трусики, носочки, носовые платочки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать словами: Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.

2. Скажите малышу, что жёлтые прищепки – это маленькие сказочные рыбки, а кружочек, выполненный из картона – это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры.

Очень интересно для детей приделывать лучики для солнышка, вырезанного из картона, иголки ёжику, лепесточки для цветка.

Игры с макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание рожек, макарон на ленточку. Кроме того можно предложить малышу рассортировать их по размеру.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Это разовьёт пространственную ориентировку и внимание, сформирует навыки шнуровки.

Игры с крупами

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик и т. д.

В ёмкость с высокими бортиками высыпьте фасоль или горох и спрячьте в неё маленькие игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и находит там игрушки.

Упражнения с карандашом

Пусть малыш покатает карандаш между ладонями, прокатит его по столу одним, двумя пальчиками. Можно использовать вместо карандаша – массажный шарик, грецкий орех.

Советы родителям

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки.

Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Учите своих малышей застёгивать пуговицы, кнопки, молнии.

Большое внимание уделяйте детскому творчеству: больше лепите, рисуйте с малышом, нанизывайте предметы на верёвочку.

Успехов Вам и Вашему малышу!


Сценарий родительского собрания для родителей воспитанников группы раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"

Цель: предоставить информацию родителям для понимания необходимости развития мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
1) обогатить опыт родителей по теме собрания;
2) расширить представления о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
3) вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук;
4) познакомить родителей с пособиями по развитию мелкой моторики рук через просмотр видеофильма "Занятия по Монтессори: 5 идей";

5) привлечение родителей к творческому упражнению "Представление семьи";
6) укрепить сотрудничество семей и педагогического коллектива.
Участники:
1) воспитатели группы;
2) родители воспитанников.
Место проведения: музыкальный зал.
Материал:
1. мультимедийный проектор;
2. презентация "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
3. видеофильм "Занятия по Монтессори: 5 идей";
4. буклеты на каждого родителя "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
5. соль;
6. одноразовые тарелочки;
7. акварельные краски;
8. кисти №3;
9. стаканчики для воды;
10. вода;
11. влажные салфетки.
12. MP3 Marc Enfroy - A Good Heart

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.
Звучит нежная музыка(MP3 Marc Enfroy - A Good Heart), в зал входят родители и рассаживаются за круглые.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушку.
Вот такие "пять" да "пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

II. Основная часть

Действительно, это пальцы. И сегодня мы им посвятив нашу встречу, тема которой: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"
Первый вопрос нашей встречи - Что?
Как Вы думаете - что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика рук - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение точных мелких движений.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо вести с самого раннего детства. вашему вниманию предлагаю посмотреть видефильм "Занятия по Монтессори: 5 идей".

Посмотрев видео я думаю теперь у вас возник второй вопрос - Зачем?
Как Вы думаете зачем и почему важно развивать мелкую моторику рук у детей с раннего возраста?
Вы правы!
Отечественными учеными было доказано, что существует связь между головным мозгом и движениями пальцев рук.
В коре головного мозга находятся различные центры отвечающие за работу каждого органа человека.
И дело в том, что центр отвечающий за действия кистей и пальцев рук находятся по соседству с центром ответственным за речевое развитие.


Стимулирование одного из этих центров, а именно центра отвечающего за мелкую моторику рук приводит к активности речевого центра.
Следовательно, развивая работу и скоординированность движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще одной задачи - развиваем речь нашего ребенка.
Развитие мелкой моторики рук ребенка должно быть систематичным, а не хаотичным - иначе мы не увидим результата.
Системность заключается в следующем:
в младенческом возрасте, исходя из того, что ребенок только начинает постигать двигательные навыки - мы можем выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя через активные точки на кору головного мозга;
в раннем и младшем дошкольном возрасте - важно выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", Ладушки", Капуста" и др.), а также не забываем о выполнении основной задачи данного возраста - развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнурование ботинок и другое.
Так же важно не забывать о том, что развивать ребенка возможно в игровой форме.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук мы должны замаскировать в игру так, чтобы ребенок заинтересовался. В этот момент не забывайте хвалить его, создавая тем самым ситуацию успеха.
Предлагаю погрузиться в мир беззаботного детства.
Закроем глаза и вспомним положительные моменты совместного времяпрепровождения с семьей.(пауза)
А теперь красками раскрасьте соль в Ваших тарелочках.
(Родители рисуют красками на соли)


Теперь расскажите, пожалуйста, что Вы рисовали и какие ощущения при этом у Вас присутствовали?
Этим упражнением мы с Вами развивали и мелкую моторику рук и речь.
А главное как это восприняли? Как игру или как занятие с какими-либо рамками?
Вот незаметно мы подошли к третьему вопросу - Каким образом?
Сообщение "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка" с подкреплением слайдов презентации.
Существуют способы развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.
1. Способ - нанизывание.
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
2. Способ - рисование.
Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.




3. Способ - сортирован ие.
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.


4. Способ - ощупыван ие.
Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.


5. Способ - поис ки.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.


6. Способ - леп ка.
Лепим из теста, пластилина, бумаги, глины.
7. Способ - игры с отработанным материал ом.
Используются обрывки бумаги, контейнеры после яиц, пробки от пластиковых бутылок и т.д.


8. Способ - отщипыван ие.
Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.
9. Способ - расплющивания, размазыван ия.
Размазываем пластилин по доске, расплющиваем тесто между пальцами.



10. Способ -наматыван ие.
Наматываем ленты, нити на палочки, шпульки, мячи...


11. Способ - проталкиван ие.
Проталкиваем предметы в отверстия - копилка, покорми животного и другие.



12. Способ - игра с пальчика ми.
Используются пальчиковые игры, пальчиковый театр.



13. Способ - масс аж.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.


III. Заключительная часть
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.
Благодарим всех присутствующих за активное участие в проведении собрания. Желаем всем успехов в воспитании детей.
(Родителям вручаются буклеты "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка")

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Цель :
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики; рассказать о различных средствах развития мелкой моторики; познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Подготовительная работа:
1. Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
2. Изготовление приглашений на собрание для родителей.
3. Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
4. Организация выставки развивающих игр.

Оборудование: плакаты с высказываниями: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский). Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант). «Рука - это инструмент всех инструментов». (Аристотель). Ход : Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня хотелось начать нашу встречу немножко не обычно, для вас. Давайте мы с вами поиграем, встанем в круг. И поприветствуем своего соседа, сказав ему комплимент. Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу. А сейчас уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
И тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей» Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)

Мелкая моторика рук - это не что иное, как ловкость рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка; готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 - 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно: в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В это время большое значение имеет пальчиковая гимнастика: 1 . Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. 2 . Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. 3 . Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Приложение1.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развитие возможно только в игровой форме. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценировки. Спектакли - игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры - инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Приложение2.
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней . Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую - то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. Приложение3.

Оригами.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать цветок для развития речевого дыхания детей). Приложение4.

Некоторые игры на развитие мелкой моторики: работа с раскрасками - штриховка;
пальчиковая гимнастика - шнуровка ; игры с конструктором, мозаикой;
лепка из глины и пластилина; нанизывание бус, бисера;
сматывание цветных ниток в клубочки; работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры: развивают мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать. А сейчас мы с вами хотим немножко поиграем, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях (родители рассматривают). Игровой калейдоскоп, «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш» . Что вам больше понравилось? А в помощь мне бы хотелось подарить, вам памятки «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Вот наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в нашей встрече. А теперь на счет три дружно поднимем руки вверх и повторим фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика.

Цветок

У каждого из вас кисти рук превра-тились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

. Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

. Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

. Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соедине-ны, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрыв-шийся цветок).

. К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нерас-крывшийся цветок).

. И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

. До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

Раз , два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать

. Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).

. Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).

. Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).

. Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами пока-чивать из стороны в сторону).

. Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы оста-ются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).

. А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).

. А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безы-мянные пальцы).

. А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).

. Очень (прижать к ладоням боль-шие пальцы).

. Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).

. И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вы-вернуть кисти рук от себя).

Проснись-потянись

Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.

Покажите мне ваши ладони. Широ-ко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой — Иван, указатель-ный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка.

. Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть рас-ставлены, плотно прижаты к крышке стола).

. Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, по-тянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить).

. Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).

Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обрат-ном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижа-ты к столу.

Приложение2

Пальчиковый театр

Сказка «Репка»

Сказка «Колобок»

Приложение3

Театр теней

Приложение4

Оригами «Собачка»

Оригами «Цветок»

Приложение5.

Шнуровки

Приложение 6.

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

Для развития рук полезно обводить любые трафареты, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что штриховать придётся и вам.

Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что - либо. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди