Цель данного занятия:
Воспитание любви детей к декоративно-прикладному искусству,
Формирование умения соотносить изображения по форме.
Развитие внимания, логического мышления, наблюдательности.
Закрепление навыков аккуратного рисования.
Развитие мелкой моторики кистей рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в средней группе
Тема : «Русская матрёшка»
Взаимосвязь образовательных областей:
познание, коммуникация, художественное творчество.
Цели и задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству,
Познакомить детей с элементарными сведениями о матрёшках.
Формировать умение соотносить изображения по форме.
Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Упражнять детей в создании образа предмета.
Закрепить навыки аккуратного рисования.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Предварительная работа:
Беседы о матрёшках, рассматривание картинок, образцы шаблонов матрёшек, просмотр слайдов о матрешках.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята!
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница (Матрёшка )
Посмотрите, какие красавицы пришли к нам в гости (на столе в ряд стоят матрёшки).
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Давайте познакомимся с нашими гостьями.
Знакомство с историей матрешки.
Родилась эта кукла очень давно, в г. Загорске, и поэтому называют её - загорская матрёшка.
Загорская матрёшка является первой русской деревянной куклой - матрёшкой. В усадьбе Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада) в XIXвеке существовала мастерская, где создавали и продавали различные игрушки. Именно здесь появилась матрешка (по имени широко распространенного в русской деревне имени Матрена). Она представляла собой образ круглолицей крестьянской девушки в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветном платке, с черным петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. У неё было доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Сегодня на занятии мы будем мастерами по росписи матрёшек. Как же мы будем матрёшку превращать в красавицу? Я покажу вам на примере загорской матрёшки. Нарисуем круг - вот и лицо, поставим две точки рядышком - получился нос, провели полоску - рот. Вывела две миндалинки - открылись глаза. Нарисовали и чёрные брови дугой, как и положено у красавиц. Вот поставлены два розовых кружка - заиграли румянцем щёки, и ожила игрушка. Лёгкими линиями карандаша наметили контур платка, кофты, фартука. Затем: очень красиво и старательно украшаем детали наряда матрешки.
Итог занятия .
Делается выставка работ.(все дети рассматривают выставку)
Воспитатель: посмотрите, какие у нас красивые получились матрешки. Они все разные, но каждая по – своему хороша!
Дети читают стихи про матрёшек.
На моем столе матрешка,
Разукрашена одежка,
Русы волосы в косе,
Вся она стоит в красе.
И скрываются в девчонке
Ее младшие сестренки.
Неразлучные подружки-
Расписные веселушки.
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2
Конспект
образовательной деятельности по рисованию
в средней группе
«Украсим сарафаны матрешкам»
Воспитатель:
Асонова Людмила Алексеевна
г. Нелидово, Тверской обл.
Тема: «Украсим сарафаны матрешкам».
Цель: Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов, узоров, используя для этого различные приемы (прикладывание кисточки к бумаге плашмя - «примакивание», вращение кисточки, плотно приложенной к бумаге, нанесение точек и т. п.)
Упражнять детей в смешивании красок для получения светлых оттенков красного и синего цветов (розового, голубого).
Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Развивающие:
Развивать мышление, воображение, речь, внимание, память, творческие способности.
Воспитательные:
Стимулировать сопереживание игровым персонажам; воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; воспитывать умение слушать речь педагогов и детей, не перебивая; воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей:
Художественно - эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально - коммуникативное развитие.
Оборудование: Выкройки сарафанчиков из бумаги, гуашь трех цветов (красная, синяя, белая), кисточки, тряпочки, палитры, стаканчики с водой, подставки для кисточек, маленькие листы бумаги для проб, клеенка на столы, фартуки с нарукавниками для детей, музыкальная запись о матрешках.
Предварительная работа: Рассматривание узоров на одежде, работа с раскрасками, дидактические игры и эксперименты по смешению красок,
настольные игры («Цветное домино», «Спрячь в домике», лото «Подбери по цвету», «Собери бусы» и т. д.), наблюдения за цветущими растениями в природе летом и в центре природы в группе, заучивание стихов об основных цветах и их оттенках, пение песенки о матрешках, экскурсия на почту.
Ход образовательной деятельности
Дети играют в игровых уголках. Звучит музыкальная запись песенки о матрешках и в группе появляется почтальон с посылкой в руках.
Почтальон: Здравствуйте, дети, взрослые. Скажите, пожалуйста, это средняя группа?
Дети: Да.
Почтальон: Ну вот и хорошо. А я принес вам посылку.
Дети: От кого?
Почтальон: Ну, от кого я не знаю, а вам надо только вот здесь расписаться.
Воспитатель: Хорошо, спасибо! (расписывается) До свидания!
Почтальон уходит.
Воспитатель: Ребята, ничего не понимаю. На коробке изображена матрешка. Как вы думаете, значит от кого посылка?
Дети: от матрешек. (открывает, достает письмо)
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Мы матрешки очень опечалены. Нас пригласили на осенний праздник, а у нас нет праздничных сарафанов. Нам бы очень хотелось иметь сарафаны с розовыми и голубыми узорами. Если вы сможете нам помочь, украсить наши сарафаны, будем вам благодарны.
Воспитатель: Ребята, хотите помочь матрешкам?
Дети: Да.
Воспитатель: Как мы можем помочь матрешкам? (Воспитатель выслушивает ответы детей, обсуждают и вместе приходят к решению: украсить сарафаны матрешкам красивыми цветами, узорами - розовыми и голубыми).
Воспитатель: Ну, вот беда, у нас нет таких красок. Как быть?
Дети: предлагают смешать белую краску с красной, будет розовая.
Воспитатель: А как же нам получить голубую краску?
Дети: Надо смешать белую и синюю краску.
Воспитатель: Правильно. Матрешкам очень нравятся цветы, поэтому можно украсить сарафаны разными цветами или узорами. Ну что ж, вы готовы помогать?
Дети: Да.
Воспитатель: Перед рисованием надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы веселые матрешки (сжимают и разжимают пальцы)
На ногах у нас сапожки (играют пальцами внизу)
В сарафанах наших пестрых (соединяют ладони вместе)
Мы похожи словно сестры (руки в замок)
Воспитатель: А теперь берите сарафаны и идите за столы.
(Дети надевают фартуки, нарукавники и садятся)
Звучит спокойная музыка, дети смешивают краски, рисуют. В случае обращения к воспитателю, или если это необходимо, подхожу к детям, уточняю какую краску надо взять, чтобы получился голубой цвет, а какую, чтобы розовый.
Кто завершит работу, подхожу, спрашиваю, какими узорами, цветами украшен сарафан, хвалю. Когда закончат почти все дети, то подходим к столу, где разложены работы и беседуем: чем украсили сарафан? Какого цвета узоры или цветы? Как называются эти цветы? Из чего состоят узоры? Любуемся работами, отмечаем различие в оттенках цвета: бледно-голубой, ярко-голубой и т.д.
Воспитатель: Дети, я думаю, что матрешкам понравятся наши сарафаны. Молодцы! Как мы их отправим матрешкам? Письмо будем писать матрешкам? Вечером напишем письмо, а завтра пойдем на почту и отправим письмо и посылку матрешкам.
Цель: Приобщение детей к народному изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Задачи:
1. Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей появления любимой игрушки в нашей стране.
2 . Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
3 . Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать нетрадиционной техникой.
4 . Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, к сверстникам другой национальности.
Способы: - сюрпризный момент (посылка с японской матрешкой, письмо от японских детей);
Чтение стихотворения В. Моисеева «Матрешка» и загадок о матрешке;
- «путешествие в прошлое»;
Игровой персонаж;
Рассказ педагога;
Дидактическая игра «Веселые матрешки»;
Физкультминутка «Мы – матрешки»;
Музыкальное сопровождение;
Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы матрешки»;
Нетрадиционная техника рисования (тычками);
Рефлексия: «Кто был у нас в гостях?», «Что мы сегодня делали?», «Для кого мы рисовали матрешки?», «Что вам понравилось?».
Средства:-
русский народный костюм для педагога;
- игрушки матрешки,;
Альбомы с иллюстрациями матрешек;
Плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка;
Ватные палочки, тычки;
Краски, баночки для воды;
Салфетки;
Косынки для детей.
Предварительная работа : - просмотр мультфильмов «Про матрешку»;
Чтение стихов С. Иванова «Барышня- матрешка», А. Кулешовой «Кукла славная матрешка»;
Чтение потешек о матрешке;
Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением русских матрешек;
Игры с матрешками;
Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешками.
ХОД ООД.
Воспитатель:
Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон:
Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель:
Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).
Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно. Мы очень хотим с вами подружиться.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель:
Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.
Татьяна Лаурина
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Русская матрёшка»
Цель : Продолжить знакомить детей с декоративно -прикладным искусством.
Задачи :
1. Продолжить знакомить детей с народной игрушкой;
2. Обогащать представления детей о народном искусстве;
3. Учить составлять узор из отдельных элементов;
4. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;
5. Развивать чувство цвета, ритма в узоре;
6. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Дети входят под русскую - народную мелодию .
Сказательница : - Здравствуйте дорогие гости, здравствуйте дети. Как я рада всех вас видеть. Посмотрите в каком я сегодня наряде. Может вы знаете кто я? Я хранительница русских сказок . Я – сказательница. Знаю я их великое множество. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :
У меня есть игрушка
Не лошадка, не Петрушка
Красавица-девица и её сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы
(Матрёшка )
Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской , по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали . Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная . Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали . И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Вот так и появилась русская народная игрушка «Матрёшка » . Хотите поиграть со мной в игру «Нарядись матрёшкой » ?
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки.
Руки на поясе. Движение ногами «ковырялочка» .
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки.
Растирание щек руками.
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Руки на поясе. Приседания с поворотами влево и право.
Посмотрите, вот у нас
Яркие платочки.
Повороты головы вправо-влево, «взявшись за кончики платочков» .
Молодцы какие, как хорошо поиграли.
А сейчас я вам вот что покажу. Матрёшка игрушка непростая .
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите-ка ребята
Чем матрёшечка богата ?
У матрёшки невелички
Есть весёлые сестрички.
Разбираю матрёшку (большая, поменьше, ёщё меньше и самая маленькая)
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми )
Что у неё на голове? (платочек, косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .
Иногда на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.
Вот таких матрёшек украшали художники .
Они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).
Когда узор состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, каждый художник-мастер выбирает свой узор.
Дети, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустит? (ответы детей) (не успел художник дорисовать эту матрёшку )
А давайте вместе.
Она не яркая, у неё сарафан не расписан.
Давайте мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой и ватной палочкой наносить узор)
Ребята, а неё есть тоже сестрички-подружки, у них тоже сарафаны не расписаны, вы им поможете?
Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в художников.
(Дети вертятся)
Проходите в мастерскую и садитесь за столы, но не забудьте разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (идут по полу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)
Сказательница : Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело ,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Во время работы звучит русская народная музыка )
Педагог подходит, подсказывает, помогает, что можно добавить.
Итог : После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.
Ну что же, за такую замечательную работу положена и награда.
Вот я всем приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы её заслужили, потому что поработали на славу.
Конспект занятия по рисованию в средней группе.
Тема: "Веселые матрешки"
Программное содержание : развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.
Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Материал: Образцы матрешек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.
Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия
1. Игровая мотивация
Воспитатель (выставляя на стол 8 матрешек из одного набора).
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом...
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички
Есть веселые сестрички.
Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.
Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.
Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники?
– Цветы, листочки, ягоды, бутоны.
– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод.
Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички,
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
2. Физминутка
В: –Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.
3. Постановка учебной и игровой задач
Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?
Дети: –У нее сарафан не расписан
Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).
4. Самостоятельная работа детей
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.
5. Анализ работ.
Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).
Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.