29.06.2019

Ребенок познает мир. Как ребенок познает мир


Обсуждение

Очень согласна с автором. В любом ребенке очень много изначально своего, данного от природы.И если родители в состоянии это понять и увидить, то и им, и их детям гораздо легче и радостнее жить в этом мире. Мне трудно смириться, что мой ребенок не хочет слушать сказки. Картинки посмотреть, мультик, потанцевать - это пожалуйста, а книжки читать ни в какую. Я сама в детстве читала запоем, а младшая сестра как-то обошлась без этого. Но сейчас это умная, интересная девушка, личность. Просто она совсем по-другому воспринимает информацию об этом мире.Конечно, приятно узнавать в своем ребенке самого себя. Но все-таки надо иметь мужество позволить ему идти своим путем, причем даже в отношении разглядывания картинок в 3 года.

16.12.2002 21:42:13, Оксана

А слушатель по-научному будет "аудиалист".

10.03.2002 23:17:35, Галика

27.01.2001 21:06:21

Комментировать статью "Малыш познает мир - понять и помочь"

Книги, как ни что другое, способствуют развитию мышления, речи, памяти ребенка. Поэтому, чтобы привить ребенку любовь и уважение к книгам, необходимо уделять внимание чтению и увлекать книгой с раннего возраста. Первое знакомство малыша с литературой исходит от мамы. Именно она с первых дней жизни ребенка поет ему колыбельные перед сном. Именно она веселит малыша забавными потешками. Младенцы очень любят слушать голос мамы, значительное внимание они уделяют тембру и интонациям, мамина речь...

Обсуждение

Читать раньше, чем ходить - научный подход к приучению ребенка к книгам и чтению был разработан реализован в период с 1969 по 1988 год.
Предложено очень много способов и приёмов как привить ребенку любовь к книгам, к чтению и даже к скорочтению.

В этот период были сделаны удивительные открытия и получены потрясающие результаты на основе изобретенной методики, доступной для всех, когда детей в возрасте до одного (1) года стало возможным:
- научить читать;
- а также самостоятельно составлять слова из букв специальной или магнитной азбуки;
- печатать на электрической пишущей машинке типа "Роботрон" и т.п. в возрасте до 1 года и старше;
- печатать на персональном компьютере в возрасте до 1 года и старше,
То есть, после 1988 - 1995 года дети в СССР и России начали читать начали раньше, чем ходить.

В 1995-1996 году на эту тему вышло несколько публикаций, в серии "Эра Человека Развитого", в том числе:
книга "Читать, печатать... - раньше, чем ходить" - посмотреть можно здесь на сайте, и скачать в Интернете
книга "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка" и другие: [ссылка-1]

Во многих руководствах по уходу за детьми говорится о плаче. Он настолько естественно сопровождает жизнь грудничка, что забыть о нем просто невозможно. Однако мало где упоминается, что чувствует мама, когда ее малыш заливается слезами. Разберемся, почему новорожденный часто плачет, надо ли брать плачущего ребенка на руки, как пережить колики и реагировать на плач у детей постарше. Плач ребенка: что чувствуют взрослые Везде можно прочитать, что «постепенно мама учится различать звуки...

Российские мамы - настоящие эксперты в уходе за детьми. Они вдумчивые и основательные, внимательно относятся к предписаниям педиатров, но сверяют их с рекомендациями подруг и родственников, ищут информацию в блогах и социальных сетях, стараются вникнуть во все детали, чтобы понять, что именно нужно ребенку. ЭКСПЕРТИЗА MUSTELA® Французская марка Mustela® – эксперт в области ухода за кожей новорождённых и будущих мам. В основе 60-летней экспертизы бренда лежат научные исследования и инновации...

Сейчас у многих мамочек, становятся популярными «Школы семи гномов». Хотя многие обладательницы очаровательных малышей только слышали название таких «школ», тем не менее, многие из них уже хотят или отдать своих детей в них, либо самостоятельно заниматься по этой «методике». В этой статье мы расскажем, что такое «школа семи гномов», обо всех преимуществах и недостатках. «Школа семи гномов» - это серия книг, которые помогают маме и малышу познавать увлекательный мир, с помощью картинок. Эти...

Обсуждение

Спасибо за труд, за отличное издание. Безусловно, одними книжками, даже идеальными, весь спектр воспитательных задач не охватишь. Мне понравился подбор тем в книжках, особенно для ребят от пяти до шести лет. Интересная идея с помощником- гномиком, хотя он у нас постоянно теряется.-) Хороши и помогают дипломы, малыш гордится своими достижениями. Пользуемся всем разрезным материалом. Но тут есть явные недостатки. При всей своей красочности, маски, разрезной жираф, другие картинки, неповоротливые, малофункциональные. Вырезал, склеил...ну и всё. Особенно нелепый жираф.-) Но то, что по темам, мы аккуратно разложили в конвертики, которые могли бы и прилагаться. Для обучения азбуке книжка подойдет как дополнение к более полным изданиям. Одним словом: издание- не панацея, но в методичке домашней ей отводится далеко не последнее место. Можно и обойтись, но можно и заменить ряд случайных и менее продуманных материалов.
Хочу отметить отдельно красочность, добротность, удобный формат, различие по цвету по годам...Одним словом- популярность не случайна, хотя переплачивать при пересылке в другие регионы может и не стоит.-))

01.10.2018 12:08:48, Лилия-педагог-няня-бабушка

Школьный КАРНАВАЛ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ HALLOWEEN с веселыми и ужасными привидениями для МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ! Бал нечисти, байки из склепа, секреты из жизни привидений… Почему детям не только интересно, но и полезно провести праздник с такой тематикой? И вообще, почему дети любят страшилки и ужастики? Детские психологи уважают Хэллоуин за уникальную возможность провести игровую терапию по работе со страхами. Для детей...

Многие родители стремятся к тому, чтобы их дети росли здоровыми, умными и талантливыми. Все чаще можно слышать о школах раннего развития, дополнительных развивающих занятиях. Родители стараются записать ребенка во все возможные кружки, а в свободное время занимаются с ними дома. В стремлении научить своего малыша, развить его, сделать его лучше, чем остальные дети – родители забывают о том, что он все еще ребенок, малыш и ему необходима игра. Игра – основная деятельность ребенка дошкольника...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Интересный вопрос мне задан:«А как понять, когда ускорять, когда замедлять?»(см.предыдущий пост). Действительно – как? Для этого стоит ориентироваться не на свои нужды, а на нужды ребёнка. Проще сказать - знать возрастные особенности. Дело в том, что каждом возрасте у ребёнка есть основная (базовая) задача, которую он должен решить. И есть основной вид деятельности (т.е. тот способ, которым он познаёт мир). Например, до года - эмоциональный контакт с родителями, непосредственно-эмоциональное...

1. Дети - это счастье. Они такие милые, добрые, хорошенькие, ласковые, искренние. Не верите? Каждый их вздох, каждое движение, улыбка делают взрослых счастливыми. В какой-то момент вы не сможете понять, как раньше жили без этих маленьких человечков. 2. Вспомнить детство. Независимо от того, было ли ваше детство счастливым, ваш ребенок даст вам возможность окунуться в него еще раз. Помните беззаботное время? Уже будучи взрослым, с накопленным багажом опыта и мудростью пережить эти чувства...

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. Сухомлинский Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллектч. , Начинать беречь и любить природу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние...

это не безобидное вранье И не начало чего то не нормального; это, вообще то, обычное познание мира - ребенок познает, по каким правилам функционироет окружающий ее мир, пробует всё, что ей придет в голову " а что будет если я так?"

Обсуждение

это не вранье - это нормальное познание мира.
И вообще, если ребенок до 10 лет никого не пытался "обмануть" - значит у него просто мозг не правильно развит.
Совсем не обманывают дауны... не потому что "высокоморальны", а потому что эта доля мозга (ответственная за абстрактное мышление и фантазии) у них не функционирует..

Как Лёшик мир познает. Развитие, обучение. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

нет, беспокоиться не стоит, хотя, кончено, это ужасно утомялет:-) Но тут много таких мам с такими детками и это проходит.. когда-нибудь.. ребенок познает мир.. а я от его бесконечного говорения уже на стенку лезу:-) 21.07.2006 14:58:54, Nessie.

Обсуждение

У меня дочка тоже постоянно говорит. Как заговорила в 2,3 так и щебечет два года. Щебечет, щебечет. И не просто говорит, а постоянно спрашивает, требует ответа, хочет, чтобы прослеживали ее мысль, находили ответы.... Очень утомляет:-) И умиляет. Если найдете способ с этим бороться- напишите здесь:-))) Кстати, она говорит и во время просмотра мультфильмов и даже во сне:-))) Когда читаю ей книги- вопросы возникают очень часто. Очень дотошные вопросы, любознательные:-))) В-общем то это и неплохо. Наверное:-))))

Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. У меня была такая же проблемма в 2 года - ребенок не слезал с атракционов. Каталась пока не надоедало, обычно правда это наступало после 5-6 раз.

Обсуждение

Какой не воспитанный народ. Моя с года до трех орала жутко. Уносила с проезжей части и клала на землю. Первое время тетеньки пытались влезать. Ах, что же случилось. Ребенок познает мир! Сурово говорила мама. Ах, какая хулиганка. Лучше по земле валяться, чем к окржающим приставать со всякой фигней. Или рассказывала историю как я в 3 года воспитывала взрослых теть;) о том что делать "воспитанно", а что нет. ДОбрые тети отстали от меня где то через полгода, поняли что мать ехидну не перевоспитаешь.

Так он же еще маленький, через годок -полтора изменится:))) Я конечно Вас понимаю, деньги то в итоге не малые....

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется.

Обсуждение

у нас так было где-то с пол года, сейчас НАМНОГО лучше стало, в 2. (само прошло, имею ввиду)

Ребенок познает мир, не надо горячиться:) Скучно ему просто. Может попробовать обезопасить квартиру? Например, в Икее продаются такие воротца на дверной проем, такой небольшой заборчик, специально от детей, патруль называется. Там же есть запоры для ящиков, попробуйте! И не кусайтесь больше! Я просто делаю обиженное лицо, говорю, что маме больно и т.д., когда нить поймет, она и сейчас расстраивается, что маме больно, но быстро забывает, что так делать не надо

Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.Энное количество лет назад, когда дочка, сидя на полу, с трудом дотягивалась до видеомагнитофона, у нас в доме не возникало никаких проблем, вызванных любопытством ребенка. Достаточно было однократного объяснения, что аппаратура и розетки – не игрушки. Ее послушание вызывало зависть и умиление соседей. Их мальчика не останавливали никакие просьбы, угрозы или наказания, а аудиогорка с мигающими индикаторами уровня, как и другие бытовые аппараты в их квартире, на несколько лет прочно обосновалась на самой верхней полке.

Хулиган уродился, подумают некоторые, и будут неправы. Дело не в качестве воспитания и не в темпераменте ребенка. Дети по-разному познают мир. Учитывая особенности их индивидуального познавательного процесса, можно значительно увеличить эффективность последнего.

Зрение, слух и осязание – вот основные каналы, по которым информация попадает в мозг маленького исследователя. Эффективность этих каналов у каждого индивидуальна и определяет тип восприятия внешнего мира. Основных типов три: визуал, аудиал и кинестетик. Узнать, к какому типу относится ваш ребенок, можно еще в младенческом возрасте.

Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ребенку важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание, что даст маме немного свободного времени.

Подрастая, «глазастик» полюбит рассматривать книжки с яркими картинками. Он будет обращать внимание и помнить, как одеваются детки в садике, какие новые книжки показала сегодня воспитательница. Любимое занятие – рисование, составление пазлов, вырезки из цветной бумаги, лепка.

Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте малыш прислушивается и реагирует на музыку, двигая в такт ручками и ножками.

«Ушастики» обычно раньше начинают разговаривать. Дошколятам нравится слушать сказки. Им необходимы разговоры. При отсутствии собеседника могут поговорить сами с собой. Не пугайтесь, лучше составьте компанию. В школе хорошо «пойдут» языки и музыка.

Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Непоседы пытаются забраться во все углы и «загашники». Игрушки занимают их внимание ненадолго, зато им очень нравится перебирать залежи различных предметов.

Деятельная активность очень утомляет родителей. Но это не повод для запретов! Запрет на исследование мира? Может, еще дышать запретите? «Нельзя» и «не трогай» могут нанести психике малыша непоправимую травму.

К «деятелям» надо приспособиться, как бы трудно это ни казалось. Чтобы занять такого малыша, предложите ему полку или ящик в шкафу с кучей игрушек. Пусть перебирает. Не забывайте чаще обнимать и целовать ребенка, ему жизненно необходимы телесные контакты.

Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. По сравнению с ровесниками кинестетики раньше делают первые шаги.

Как кинестетики, так и визуалы и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у ребенка превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше.

Если весенним ясным утром вы переступите порог дома и окажетесь на улице, что именно привлечет ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Или, может, ваше внимание привлечет рев соседской машины и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберется поставить на это чудовище надежный глушитель?

Уверяю вас, вы не случайно выбрали объектом вашего внимания прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим. Эта врожденная способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать - зрительный, слуховой или осязательный - и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, в также отсутствия интереса ко многим школьным предметам, вполне обосновано предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматом в самые престижные университеты, которые так и смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свое чадо от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию - глазами, ушами или посредством осязания.
Для описания способов познания детьми используют такие термины, как "зритель", "слушатель" и "деятель".
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками - теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, - и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьезного внимания со стороны родителей!

Есть ли какая-то связь между полом ребенка и приобретенным способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа. Видите ли, девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающими навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться легко.
Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин-спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов…..
Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированной виде, например, зритель-деятель, зритель-слушатель…. Вместе с тем, в нижеследующих описаниях вы найдете черты многих ваших знакомых и увидите, что значительное количество людей предпочитают один, вполне определенный и четко выраженный способ познания.

Основные особенности "Зрителя"

Зрители познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.
Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев.
Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки- паззлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.
Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.
Так как основное внимание слушателей приковано к языку, ни могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стопы и пр.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат, тискают, подбрасывают…. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми "деятели" сталкиваются - это неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль - активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, их темперамент, обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы - гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

С каждым днем ваш кроха углубляет и расширяет свои представления о мире. Конечно, они отличаются от знаний, которыми владеют взрослые. Ребенок мыслит и чувствует по-другому. Он — Царь Вселенной. В нем уже пробуждаются первые ростки «самости», и ко всему он должен прийти сам. Поддерживайте в ребенке инициативу, его активность и любознательность. Задавайте вектор движения и всегда будьте готовы помочь.

Освоение двигательных навыков и совершенствование системы восприятия (с помощью слуха, зрения, обоняния, тактильного ощущения, вкуса) ребенка ведет к более активному познанию окружающего мира. Задача родителей на этом этапе развития ребенка — поддерживать его инициативу.

Зрительная координация

К двум-трем годам у ребенка достаточно развита координация зрения: он может следить за движущимся объектом, который меняет скорость и направление, различает горизонтальные и вертикальные поверхности. Однако далеко не все дети к этому возрасту различают форму предметов. Например, они с одинаковым любопытством будут рассматривать рисунок, расположенный правильно и «вверх ногами».

ТИП МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА. Малыш познает мир путем экспериментирования, методом проб и ошибок. Он должен сам пройти через все свои «неудачи». Поэтому психологи не рекомендуют родителям быть «скорой помощью». Нужно дать возможность крохе найти свои пути решения различных задач в период игры. Мышление ребенка двух-трехлетнего возраста — наглядно-действенное, то есть он пока что «мыслит руками». Поэтому так важно, чтобы в руки ребенка попадало как можно больше разнообразных игрушек, вещей и прочих «неважных» для нас мелочей. Примерно к трем годам начинается переход к образному мышлению. Чтобы перейти к символам и образам в мыслительных процессах (по сути, к абстрактному мышлению), малыш должен «наиграться» с реальными предметами. Не упускайте этой возможности!

КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ. Известно, что у каждого человека есть «свой», ведущий канал восприятия: зрительный, слуховой или тактильный. Хорошо, если у нас есть «прямая связь» для получения информации и знаний о мире, они даются нам легко. Свой канал восприятия нужно развивать и нарабатывать. Итак, кто-то из нас является аудиалом (познаем мир с помощью слуха), визуалом (познаем мир с помощью зрения) или кинестетиком (познаем мир с помощью тактильного ощущения). Уже в раннем детстве можно определить, кем же является ваш ребенок. Конечно, в этом возрасте необходимо одинаково развивать все каналы восприятия. Но природа выберет все-таки что-то одно, наиболее эффективное. Проведите простой тест-наблюдение.

ВАШ РЕБЕНОК АУДИАЛ:

— напевает мелодии, изображает самые разные звуки;

— любит музыкальные игрушки;

— обожает слушать сказки и рассказы;

— если он радуется, то обязательно визжит и пищит;

— он вряд ли заметит, если его игрушка лежит не на своем месте.

Как общаться с аудиалом? С таким малышом нужно говорить много и выразительно, пользуясь богатыми интонациями. Одним словом, с ним нужно быть актером. Если его родители визуалы или кинестетики, им придется переходить на «язык» своего ребенка, находить универсальный тип общения, который устроит всех. Аудиалу нужно много читать, давать возможность высказаться, также такому малышу будут полезны музыкальные занятия.

ВАШ РЕБЕНОК ВИЗУАА:

— его привлекают буквы, картинки, знаки и схемы;

— любит играть с кубиками и конструктором;

— если он радуется, кроме возгласов, выскажет свою мысль «по поводу»;

— чтобы его успокоить, вам придется много говорить и убедить его в чем-то;

— если вы переложите его игрушки в другое место, ему это не понравится.

Как общаться с визуалом? Ребенку-визуалу лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Объяснения, увещевания, взывания к совести не действуют на визуала. Уроки познания мира должны проходить с помощью ярких картинок и различных наглядных пособий. У таких детей хорошая зрительная память: на лица, предметы и все, что впечатляет их в окружающем мире.

ВАШ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК:

— он не сидит на месте, всегда готов прийти на помощь по хозяйству;

— любит игрушки, но еще больше инструменты и предметы быта;

— его легко переключить на другой вид деятельности, отвлечь и успокоить, предложив ему новое занятие;

— радость он выражает не словами и возгласами, а больше мимикой, жестами и движениями.

Как общаться с кинестетиком? Такой ребенок сначала должен все пощупать, и только потом он «слышит» о предмете или «видит» его. Руки — его главный познавательный инструмент. Полезными будут занятия лепкой (из пластилина, песка, глины, соленого теста), привлечение к активным играм и труду.

Мир, большой огромный мир, не дает ребенку покоя. Он хочет удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотою. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Не легко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.

Это «внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях и операциях», определено детским психологом М. Лисиной как познавательная активность.

Каждому возрасту свойственны свои проявления, особенности развития познавательной активности, которые зависят от физических и психических возможностей растущего организма. У трех-четырех летних малышей они тоже имеются. И если педагоги, родители и все те, кто окружают маленьких детей, искренне хотят помочь им на пути познания и открытия мира, для этого они должны знать следующее:

Что накоплено в сознании ребенка к трем годам его жизни и на что направлена его познавательная активность;

Как, какими способами трехлетний малыш познает наш мир;

Каковы роль и место взрослого человека в развитии познавательной активности ребенка данного возраста.

Что может и хочет познать трехлетний ребенок

В три года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Малыш хорошо ориентируется в своей группе

И на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов (кто? что?), некоторые их качества и свойства (какой?), а также функциональные возможности многих из них (зачем?).

Однако накопленные представления о, мире еще не прочно закреплены в сознании трехлетнего малыша. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира. К тому же психическое и физическое несовершенство все еще держит его познавательную активность в рамках ближайшего окружения. Поэтому и в три-четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного содержания окружающей действительности. Ребенка все так же интересуют предметы и объекты нашего мира, только теперь он их открывает для себя с других сторон, находя ответы на следующие вопросы: как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях друг с другом находятся? И т. п.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие его вопросы малыш стремится вырваться за рамки той среды, в которой постоянно живет (квартира, группа детского сада, участок и т. п.). Ведь всю свою жизнь, все три прожитых года он постигал именно эту среду и успел «насытиться» ею. И теперь трехлетний ребенок всячески стремится расширить познаваемые горизонты.

Как ребенок познает мир

В 3-4 года ребенок активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности в основном остаются прежними и не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Трехлетний малыш все еще действует по принципу «Что вижу, с чем манипулирую, то и познаю». Поэтому наилучшим образом он постигает и осознает:

Реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках;

Те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.

Отмеченные моменты одинаково значимы и необходимы для познания мира как на третьем, так и на четвертом году жизни ребенка.

Однако возросшие познавательные потребности трехлетних малышей уже трудна удовлетворить имеющимися в их опыте способами познания (с помощью простых манипуляций с отдельными предметами ближайшего окружения).

Ребенок изменился, и его познавательная активность проявляется по-иному.

Ребенок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений.

Ребенок полон энергии, он чувствует себя, почти «взрослым» и «компетентным» во многих вопросах. Он ищет подтверждения этому в реакциях и поведении взрослых, близких и дорогих его сердцу.

У ребенка совершенствуется речь.

И он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера; использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения и воспроизведения готовых образцов (жесты, манеры, слова, выражения и др.).

И он активно действует в окружающем его мире, испытывая бурный восторг и чувство удовлетворения от самостоятельной деятельности и в большой степени от участия в реальных делах взрослых.

И он атакует взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметную роль начинают играть вопросы познавательной направленности.


ИТАК, познавательная активность трехлетних детей характеризуется такими особенностями :

Активными действиями ребенка в окружающей действительности;

Желанием малыша подражать близким, любимым взрослым; перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир;

Увеличением количества познавательных вопросов к окружающим.

Это главное, на что следует опираться в работе с детьми трех-четырех лет. Не стоит также забывать, что в недрах сознания маленького ребенка зреет очень важный способ познания мира - умение воспринимать информацию на словесном уровне, т. е. информацию, не подкрепленную зрительными образами. Именно этот способ познания позволит ребенку впервые вырваться за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, перешагнуть границы ближайшего окружения. Но это произойдет позже (примерно к четырем годам). А пока трехлетние малыши только готовятся к этому важному этапу их развития.

И ЕЩЕ... Ребенок в процессе своего развития не только осваивает, познает мир. Параллельно у него интенсивно формируется определенное отношение к окружающему: к людям и их поступкам, к природе, искусству, музыке и др.

Заложенное в дошкольные годы восприятия окружающего, ребенок будет нести в себе всю свою жизнь, нанизывая на него свои усилия, устремления, мечты.

Помните, что отношению к окружающему дети учатся у вас. Они внимательно наблюдают за вашим поведением, реакциями и подражают вам.

Для Женского журнала www.. Шишкина


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди