01.10.2019

Ребенок период адаптации. Особенности адаптации в детском саду. В случае адаптации средней тяжести ребенок испытывает стресс и все периоды увеличиваются


Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению психологов, раньше 3,5-4 лет с садиком торопиться не стоит — в этом возрасте малыш уже больше понимает и осознает, проявляет самостоятельность, владеет речью, с ним можно договариваться. С другой стороны, в этом возрасте привычки, характер ребенка уже во многом сформированы, и ему может быть трудно принять для себя ту коллективную систему, которую представляет из себя муниципальный детский сад. К тому же далеко не всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.

Не так важно, насколько "элитным" будет садик, как то, к какому воспитателю попадет ваш ребенок. Узнайте, по какой программе работает детский сад, в который вы планируете пойти (в садиках тоже есть разные образовательные программы, например, программа Венгера "Развитие", программы "Детство", "Радуга" и другие), хотя образовательная программа в садике имеет, на мой взгляд, скорее второстепенное значение. Также каждый садик выбирает для своей работы одно или несколько приоритетных направлений в образовании и воспитании (например, есть садики с эстетическим уклоном, оздоровительным, спортивным, развивающим, художественным, музыкальным и т.п.).

Если есть выбор — желательно, чтобы садик находился недалеко от дома, если дорога в садик будет слишком длинной, то это, как и необходимость раннего подъема, будет утомлять ребенка. Если у вашего малыша имеются какие-то особенности в здоровье или развитии, лучше, чтобы он попал в специализированный садик (логопедический, ортопедический, детский сад для часто болеющих детей, детский сад для детей с нарушениями зрения, слуха). В таких садиках обычно малокомплектные группы, с детьми помимо воспитателя занимаются профильные специалисты, проводятся лечебные и профилактические процедуры, специальные занятия. Единственный минус — в них обычно не принимают детей раньше 3-4 лет.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Здравствуй, детский сад! Первые дни ребенка в детском саду

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным . Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.


Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Не стоит ждать, что ваш , адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь "самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть не в том, что он "не садиковский", а в том, что воспитатель просто не смог найти подход именно к вашему ребенку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то, возможно, 2-3 года — слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

То, насколько комфортно будет ощущать себя ребенок в детском саду, в основном зависит от успешности его адаптации к условиям этого учреждения. Однако готовы ли к ней будущие воспитанники и их родители?

Давайте взглянем на эту проблему глазами опытного воспитателя, ежедневно сталкивающегося с массой достаточно грустных историй.

Эпизод первый: малыш и длительное грудное вскармливание

Розовощекая Катюша поступила в ясельки за четыре месяца до своего трехлетия. Немного поплакав при расставании с мамой, она вскоре утешилась и увлеклась игрой с другими ребятишками. Первые тревожные звоночки зазвучали сразу после завтрака: хнычущая малышка слонялась по углам, демонстративно сосала пальчик и непрерывно звала маму.

Решив, что виной всему – адаптация и не рассказав маме о поведении дочки, через два часа молодая воспитательница попрощалась с повеселевшей воспитанницей. На протяжении нескольких последующих дней воспитатели продолжали наблюдать одну и ту же картину: после завтрака Катюша безутешно плакала, наотрез отказываясь от игр со сверстниками, и все так же требовала маму. Наконец одна из воспитательниц, заинтригованная странным поведением ребенка, спросила у мамы, как она может объяснить дочкины капризы.

Ответ мамы поставил все на места. Оказалось, что девочка, длительное время находившаяся на грудном вскармливании, за два дня до посещения яселек была отлучена от маминой груди. «Ничего страшного, – заверила мама, – Катюша уже достаточно подросла. Похнычет немного и привыкнет» .

Ответственные родители должны помнить о том, что для крохотного ребенка отлучение от материнской груди само по себе является огромным стрессом. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию в этот момент советуют не подвергать малыша каким-либо дополнительным переживаниям.

В описанной нами ситуации вышло так, что мама, изначально заботившаяся о здоровье и психологическом комфорте своей Катюши, вдруг решила, что ее трехлетняя дочурка стала настолько взрослой, что с легкостью привыкнет к непривычной для нее обстановке.

Совет педагога:

Малыша, находящегося на грудном вскармливании, следует либо отлучать от маминой груди за два месяца до начала посещения ясельной группы, либо не отлучать до тех пор, пока он окончательно не адаптируется к новым условиям и распорядку дня в дошкольном учреждении.

Кормление грудью и детский сад — возможно ли совместить?

Как консультант по грудному вскармливанию, я довольно часто слышу такой вопрос от кормящей мамы, когда малышу исполняется 2 года: «Как правильно отлучить ребенка от груди, ведь нам скоро в детский сад?» Надо ли отлучать ребенка от груди перед детским садом? —

Эпизод второй: Настя-неумелочка

Крошечная Настя была отправлена в ясли в связи с тем, что ее молоденькая мама, выплачивающая кредит за купленное жилье, вынуждена была срочно выйти на работу. Час спустя воспитательница с унынием констатировала: девочка ничему не научена.

Полуторагодовалая малышка, не приученная к горшку, непрестанно мочилась в штанишки (), не умела есть ложкой (), пить из кружки (), мыть ручки и была не в состоянии хотя бы показать, чего она хочет, не хотела играть с другими ребятишками.

Поговорив с мамой по телефону, воспитательница выяснила, что девочка до сих пор пьет из бутылочки и продолжает сосать соску (). На резонный вопрос воспитателя о том, почему малышка не владеет элементарными навыками, был получен ответ: «Даже не знаю, а надо было научить?»

Хотя бы на минутку задумайтесь: в состоянии ли воспитатель и его помощница накормить сразу двадцать малышей, не умеющих пользоваться ложкой? Даже если в группе будет три-четыре таких «неумелочки», они останутся полуголодными, поскольку полноценно накормить каждого малыша за отведенное для еды время очень сложно.

Полуторагодовалый здоровый малыш, не имеющий отклонений в развитии, способен самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет, показывать, чего он хочет (или где у него болит) и интересоваться общением с другими детьми.

Совет педагога:

Малыш, поступающий в детский садик, должен иметь элементарные навыки самообслуживания (независимо от возраста поступления) . Это облегчит жизнь и ему, и родителям, и сотрудникам детского сада. Адаптация подготовленного ребенка проходит значительно успешнее .

Эпизод третий: Андрюшины страхи

Два первых дня, проведенных Андрюшей в садике, прошли удачно: ему там очень понравилось. Однако после выходных ребенка было не узнать: отчаянно рыдающего и сопротивляющегося Андрюшу мама буквально втолкнула в группу, а воспитателю стоило немалого труда удержать мальчика, рвущегося за уходящей мамой.

Так продолжалось несколько дней. После ухода мамы всхлипывающий Андрюша одиноко сидел в уголке, успокаиваясь лишь к концу завтрака, но ежечасно донимал воспитателя и нянечку вопросом: «А мама за мной придет?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Причина такого поведения выяснилась совершенно случайно. Воспитательница, заглянувшая в раздевалку, услышала, как мама, одевающая мальчика, с укоризной выговаривала ему: «Не будешь меня слушаться – оставлю тебя ночевать в садике со сторожем».

Какой же нормальный ребенок после таких слов захочет добровольно остаться в детском саду?

Совет педагога:

Никогда не пугайте своего малыша сами и не позволяйте этого никому другому. Ни злая тетя, ни Баба-яга, ни милиционер (и уж тем более детский сад) не должны стать виновниками детских страхов. Все эти страшилки, сочиняемые ради мифической единовременной пользы, не так уж безобидны для хрупкой детской психики.

Эпизод четвертый: Сонечка и ее трудолюбивая мама

Сонечка впервые пришла в детский сад в понедельник. Будучи умным и общительным ребенком, она тут же нашла общий язык с большинством ребятишек в группе. Время, отпущенное для первого дня адаптации, прошло для нее весело и незаметно. Мама, пришедшая за Сонечкой, предупредила воспитательницу, что через два дня ей необходимо выйти на работу, поэтому в четверг девочка останется в группе на целый день.

«Почему же Вы не пришли пораньше, чтобы дать Сонечке возможность привыкнуть к новым для нее условиям?» — спросила удивленная воспитательница. Мамин ответ был довольно странным: «Мне хотелось, чтобы дочка как можно дольше оставалась дома».

Результат был закономерным. В четверг, после того как дети пообедали, Сонечка начала беспокоиться, спрашивая воспитательницу, когда же ее заберут домой. Душевная женщина попыталась успокоить девочку, объяснив ей, что мама, вынужденная пойти на работу, сможет забрать ее только вечером.


К вечеру истосковавшаяся малышка уже не могла сдержать слез. Наутро сцена со слезами повторилась: раздраженная мама вела рыдающую дочку в садик, в сотый раз объясняя, как ей необходима эта работа. Адаптация, столь удачно начавшаяся, была практически сорвана.

Нет большего испытания для психики ребенка, привыкшего все время находиться рядом с любимой мамой, чем внезапное многочасовое ее отсутствие и замена ее какими-то малознакомыми людьми, сопряженная еще и с радикальной сменой привычного уклада жизни.

Оказавшись в этой ситуации, малыш считает, что его попросту бросили из-за того, что он чем-то не угодил маме, которая за ним больше не придет. Мамино объяснение, касающееся необходимости выхода на работу, для него не более чем набор малопонятных фраз, а происходящая ситуация воспринимается им как самое настоящее предательство.

Совет педагога:

Адаптация (процесс неторопливого поэтапного привыкания ребенка к детскому коллективу, к новому режиму дня, к воспитателям) необходима для того, чтобы уберечь ранимую детскую психику от влияния сильной стрессовой ситуации.

Если сделать ее постепенной, можно избежать многих неприятных моментов: нервных срывов, слез, истерик при прощании с мамой и тревожного ожидания, преследующего малыша в течение целого дня.

Читаем также: адаптация ребенка к детскому саду —

Как разбудить ребенка в детский сад без капризов —

Любящие родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны окружить его своей любовью, заботой и пониманием, проявляя максимум такта и родительского терпения.

Когда ребенок впервые оформляется в детский сад, доктор обычно пишет в карте: ожидается период адаптации средней тяжести. Что же такое - период адаптации в детском саду?

Период адаптации в детском саду — это время, в течение которого ребенок привыкает к новым условиям жизни: ежедневному посещению детского сада.

Именно в течение первого месяца от начала посещения детского сада большинство детей (90%), заболевают ОРВИ. Через месяц ребенок считается адаптировавшимся к посещению детского сада. На самом деле, продолжительность периода адаптации у каждого ребенка своя, индивидуальная. Одни дети привыкают к садику быстрее, другие медленнее. Третьи вообще наотрез отказываются от посещения детского сада. Или болеют так часто и долго, что маме приходится сидеть с ребенком дома или искать ему няньку.

Стресс

В период адаптации в детском саду ребенок испытывает стресс. Он неожиданно для себя остается в детском саду среди других детей, с незнакомой тетей, в чужой обстановке. Любимая мамочка вдруг куда-то уходит. Отсутствие рядом мамы - главный стрессорный фактор для ребенка. Особенно, если раньше он с ней никогда не расставался. Чем младше ребенок, тем труднее объяснить ему, почему мама уходит и оставляет его с тетей. Но, поскольку вариантов у ребенка нет, ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.

Привыкание происходит не сразу. Поэтому получается, что ребенок испытывает длительный стресс. Который, как всем известно, действует на весь организм. Причем, особенно сильно на слабые места этого организма. Поэтому, все хронические заболевания в первые месяцы посещения детского сада могут обостриться.

С другой стороны у ребенка резко расширяется круг общения. Он внезапно оказывается в группе из 20-30 детей и нескольких воспитателей. У каждого из них своя, новая для ребенка микрофлора. Которая может вызвать заболевание в его ослабленном стрессом организме. Иммунитета к этим микробам у ребенка пока еще нет. У кого-то из детей окажется не долеченным насморк - в результате во вновь сформированной группе возникает вспышка ОРЗ.

Добавляются и другие факторы: перегревание и переохлаждение, отказ от еды в детском саду, не засыпание в детском саду, запоры (намеренная задержка стула) — все это способствует развитию простудных заболеваний у детей.

Когда лучше отдать ребенка в садик

На сегодняшний день дети обычно впервые идут в детский сад в возрасте от 1,5 до 4х лет. Четких рекомендаций, когда ребенку лучше пойти в садик, не существует. Но рекомендуется отдать ребенка в садик до 5- 6 лет. Чтобы он получил навыки социального общения со сверстниками, которые не могут дать ему родители.

Если ребенок до 1 года идет в садик

  • Ребенок адаптируется легче, т.к. у него еще нет выраженной эмоциональной привязанности к родителям. И в садике он быстрее привыкает к сверстникам и воспитателям. В дальнейшем он будет легче, чем другие адаптироваться к новым условиям жизни.
  • Такой ребенок в дальнейшем может оказаться не способным к длительной эмоциональной привязанности к родителям, жене, детям.
  • У такого ребенка еще не сформирована иммунная система. А начало посещения садика для большинства детей совпадает с прекращением грудного вскармливания. Такие дети первый год будут часто болеть.

Если ребенок идет в садик в 2-3 года

Это самый частый возраст, когда дети впервые идут в садик. И одновременно самый сложный для ребенка с психологической точки зрения, потому что

  • У такого ребенка еще нет потребности общения со сверстниками. Ему вполне хватает домашнего общения.
  • Дети нуждаются в близком общении с родителями, и в персональном внимании.
  • Дети боятся незнакомых людей и необычных ситуаций.
  • Для мальчиков до 3х лет очень важна эмоциональная связь с матерью.
  • У таких детей значительно более зрелая иммунная система. И меньше риск частых простудных заболеваний.
  • Они уже владеют некоторыми навыками самообслуживания. Чем больше этих навыков, тем лучше для ребенка.

После 3х лет

  • Дети нуждаются в общении со сверстниками, взрослыми, в расширении круга общения.
  • Постепенно исчезают детские страхи, боязнь незнакомых людей и новой обстановки.
  • Дети владеют навыками самообслуживания.
  • Достаточно сформирована иммунная система.

Как же помочь ребенку быстрее адаптироваться

Начнем с самых простых способов

Научить

Чем больше ребенок будет уметь делать сам, тем легче ему будет в садике.

Хорошо, если он умеет сам пить из чашки и есть ложкой - не будет сидеть за столом, ждать, когда его накормят и нервничать, или не откажется совсем есть в садике, потому, что воспитатели не умеют кормить, да еще и развлекать, так как мама. Ребенок будет сытым и спокойным, а не голодным и капризным.

Сам одевается и раздевается - не будет ждать своей очереди, чтобы его одели на прогулку или раздели после нее - не перегреется.

Сам пользуется унитазом, садится на горшок или хотя бы просится на него - не будет ходить в мокрых штанах или намеренно задерживать стул.

Чем лучше ребенок разговаривает - тем легче ему общаться с детьми и воспитателями - выражать свои желания. Нужно познакомить ребенка с другими детьми, а заодно и с их родителями - расширять круг общения.

Надо гулять там, где много детей, учить ребенка не бояться их и не обижать других, а играть с ними. Можно погулять на территории садика, объяснить ребенку, что скоро он будет сюда ходить каждый день, рассказать, что он будет делать в садике. Гулять на территории садика вечером, чтобы ребенок видел, как родители забирают детей.

Нужно сделать режим ребенка максимально приближенным к расписанию садика. Вставать утром пораньше, завтракать, обедать спать и полдничать, как в садике, между завтраком и обедом выйти погулять.

Ознакомиться с меню садика и максимально приблизить к нему рацион питания ребенка.

Укрепить здоровье

Питание ребенка должно быть полноценным. Содержать достаточное количество белков, жиров, микроэлементов и витаминов: все эти вещества участвуют в образовании антител, а значит укрепляют иммунитет. Поэтому в питании ребенка обязательно должны быть мясо, морская рыба, молоко (кефир), яйца, творог; свежие овощи и фрукты; растительное и сливочное масло.

Чаще всего дети идут в садик в августе-сентябре. А лето самое лучшее время для закаливания: полезно много гулять, делать воздушные ванны, ходить босиком, купать ребенка в открытых водоемах.

Ребенок, который впервые идет в детский сад, должен быть здоров, а если у него есть хронические заболевания - они должны быть в состоянии ремиссии.

Лучше, если ребенок пойдет в садик не в сентябре, а в мае, июне или хотя-бы в начале августа. Тогда начало посещения садика не совпадет с ухудшением погоды и началом волны ОРЗ. Тогда ребенку будет легче адаптироваться к садику и не заболеть.

Обязательно организовать ребенку постепенное привыкание к садику. Многие родители торопят события, стараются скорее оставить ребенка в садике на весь день - это увеличивает риск срыва адаптации и развития заболеваний.

Адаптация может быть легкая, длительностью до 1 месяца

  • 3-4 дня прогулки на детской площадке с группой,
  • еще 3-4 дня посещение группы до обеда вместе с мамой,
  • затем неделю пребывание ребенка в группе до обеда,
  • затем еще на неделю добавить сон в детском саду,
  • и, наконец, оставить ребенка в садике на полный день.

В случае адаптации средней тяжести ребенок испытывает стресс и все периоды увеличиваются.

При тяжелой адаптации процесс затягивается до полугода и дольше, ребенок начинает непрерывно болеть.

В таком случае лучше прекратить посещение садика на год, укрепить здоровье ребенка, а через год начать посещение садика снова.

  • Пугать и наказывать ребенка садиком: (Вот пойдешь в дет.сад, там тебя научат, как надо себя вести),
  • Плохо говорить о воспитателях при ребенке,
  • Приучать еще к чему- то новому или отучать от чего-то, возлагать на ребенка новые обязанности,
  • Резко менять режим дня во время болезни, по праздникам, в выходной.
  • Папе отводить ребенка в садик. Обычно к папе ребенок привязан меньше, поэтому с ним легче расстаться. Кроме этого, рекомендуется не затягивать процедуру прощания.
  • Договариваться с ребенком, когда Вы его заберете и стараться не опаздывать.
  • Давать с собой первое время любимую игрушку или мамино фото, так малышу будет комфортнее.

К сожалению в период адаптации в детском саду ребенок сталкивается с разными проблемами, главная из них: от этой и подробнее поговорим в следующих статьях.

О том как оформить ребенку медицинские документы читайте

Вы рады, что ваш ребенок идет в детский сад. Вместе с тем вас тревожит то, как ваш ребенок адаптируется в детском саду. Захочет ли он ходить в детский сад каждый день, не будет ли капризничать, привыкнет ли целый день обходиться без Вас, как воспримет режим дня в детском саду, привыкнет ли к воспитателю, освоится ли в детском коллективе, сможет ли просыпаться без капризов утром рано и собираться в детский сад, будет ли он болеть чаще в связи с переменами в его жизни.

Посещение детского сада ребенком, несомненно, будет для него новым опытом, который принесет много изменений в повседневной жизни не только ребенка, но и в вашей! Это нормально.
Чтобы необходимо понимать, что творится в голове у малыша, что он чувствует.

Стадии адаптации в детском саду

Каждый ребенок является уникальным. Поэтому каждый ребенок будет реагировать на окружающую его обстановку в течение периода адаптации в детском саду по-разному. Тем не менее, можно наблюдать четыре стадии реакции ребенка в этот период.

  • Открытие новизны. В начале, ребенок очарован этой новой средой, где много других игрушек и детей.
  • Шок от реальности. После 1 недели или чуть больше, новизна исчезает. Дети находят, что они будут возвращаться каждый день в детский сад. Они могут реагировать на происходящее достаточно бурно. Иногда сильно плачут или выступают против. Шок от реальности длится от 1 до 2 недель.
  • Страх отказа. После шока от реальности, дети удивляются, если их родители будут возвращаться. Они могут чувствовать себя неуверенно и выглядеть грустно. Некоторые отказываются спать или есть. Эта стадия может длиться от 1 до 3 недель.
  • Принятие. У малышей развивается привязанность к воспитательнице. Они, наконец, становятся уверенными при взаимодействии с ней. Теперь они могут участвовать с азартом в играх и общаться с другими детьми. Адаптация завершена.

Реакции ребенка, также могут варьироваться в зависимости от его возраста. Во время некоторых этапов его развития ребенок может реагировать более интенсивно, когда он остается в детском саду в отсутствие своих родителей. В определенном возрасте он считает, что его родитель ушел навсегда, когда он находится вне поля его зрения. Поэтому легко понять, насколько это может быть страшно для него. Если ваш ребенок начинает посещать детский сад в течение этого периода, вам придется успокаивать его в большей степени. Игра в прятки может быть очень полезна, чтобы помочь ребенку осознать, что даже если он вас не видит, вы находитесь рядом.

Чтобы помочь вашему ребенку, успокоить его, даже если он совсем маленький, опишите словами ситуацию. Ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если вы помогаете ему предвидеть то, что будет происходить в детском саду. Например, ребенку можно сказать, что он пойдет гулять на улицу вместе с другими детьми и будет играть на детской площадке также, как и вчера.
Некоторые дети легче расстаются с родителями, когда у них есть ощущение контроля над ситуацией. Например, воспитатель может предложить ребенку смотреть на вас из одного из окон детского сада, чтобы помахать Вам ручкой, провожая на работу. Этот ритуал способствует адаптации, потому что он предсказуем для ребенка.
Для безболезненной адаптации в детском саду некоторые вещи могут оказаться очень полезными. Например, куклы, машинки, мягкие игрушки, альбомы с фотографиями семьи, книжки. Ребенок может поиграть и почитать, когда ему скучно.
Если ваш малыш плачет в детском саду, когда расстается с Вами или, когда ждет Вас в конце дня, скажите ему, что вы понимаете его. «Тебе было грустно без меня, но ты видишь, я вернулась». Говорите про детский сад, когда вы находитесь дома. Покажите свои поделки и другие достижения, фотографии с воспитательницей. Это поможет малышу привыкнуть к новой среде жизни.
Чтобы выбрать наилучшие способы адаптации Вашего ребенка в детском саду, не стесняйтесь говорить об этом с воспитательницей вашего ребенка или психологом.

После того как родители собрали ребенка в детский сад (сделали необходимые прививки, оформили медицинскую карточку и купили тапочки для группы), наступает самый сложный момент. Адаптация ребенка к детскому саду может пройти почти незаметно, а может стать трудным и изнуряющим периодом для малыша и его мамы с папой. Как сделать так, чтобы ребенок легко влился в коллектив и стал с удовольствием посещать учреждение? Существует несколько способов, которые помогут родителям сгладить период привыкания малыша к саду, научить его получать удовольствие от посещения детского коллектива.

Вопрос психологической адаптации ребенка в садике даже более важен, чем покупки и приготовления к нему

Физическая и психологическая составляющие

Ребенок, который только начинает посещать детский коллектив, испытывает стресс. Ему нужно привыкать к резко изменившимся внешним обстоятельствам. Это коллектив детей, новое помещение, режим и правила. К тому же ему необходимо каждый день подниматься рано и расставаться с мамой. Малышу нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и адаптировать к ним нервную и другие системы организма.

Условно привыкание ребенка к детскому коллективу делится на две составляющие - физическую и психологическую. Физическая включает привыкание к:

  • новому режиму дня;
  • другой пище;
  • постоянному контакту со сверстниками;
  • прогулкам на новом месте.

Психологическая составляющая включает в себя необходимость подчиняться воспитателю, расставание с мамой, новые требования. Кроме этого ребенок получает меньше внимания со стороны взрослых, у него появляется минимальная самостоятельность – некоторые решения приходится принимать самому.

Насколько легко малыш приспособится к детскому саду и сколько времени займет период привыкания? Это зависит от многих факторов, в большей степени – от характера и психической зрелости крохи. Существует три вида адаптации – легкая, средняя и тяжелая.



Если ребенок открытый и жизнерадостный, легко идет на контакт с другими - его адаптация пройдет достаточно легко

Легкая адаптация

Она характерна для здоровых детей с высокой психологической устойчивостью. Они чувствуют себя в «своей тарелке» уже через месяц, а то и раньше. Весь срок адаптации здоровье малыша в порядке, он не демонстрирует изменений в поведении. Можно выделить несколько признаков, характерных для легкого привыкания:

  • малыш остается в саду без слез и спокойно прощается с мамой до вечера;
  • без опасений заходит в группу;
  • вечером рассказывает о событиях своего дня;
  • легко общается с воспитателем, не боится его;
  • общается с детьми;
  • играет игрушками, которые есть в группе;
  • не демонстрирует перепадов настроения.

Средняя адаптация

Для детей, которые привыкают к садику сложнее, в этот период характерны частые болезни. При этом эмоционально они относительно стабильные. Со стороны кажется, что малыш не испытывает сложностей в общении, но болеет он регулярно. Такая неприятность обусловлена тем, что в организм новичка постоянно попадают вирусы и бактерии от других детей. Для постоянных членов коллектива эти бактерии неопасны, поскольку малыши уже выработали к ним иммунитет. По мнению педиатров, адаптация средней тяжести имеет протяженность один-два месяца. Ее характерные признаки у крохи:

  • нелегко прощается с мамой, плачет некоторое время после ее ухода;
  • быстро переключается на интересную игрушку, особенно если воспитатель старается отвлечь малыша;
  • отлично играет с ровесниками после недолгой настороженности;
  • не всегда желает общаться с воспитателем;
  • старается следовать режиму и спокойно относится к замечаниям;
  • может иногда стать нарушителем правил, но в большей степени идет на компромисс.


Если малышу сложно расстаться с мамой, можно говорить о средней степени адаптации

Тяжелый вид адаптации

Эти дети с трудом привыкают к садику, им наиболее сложно почувствовать себя «своим» в любом детском коллективе. Как правило, такие малыши не только часто болеют весь срок адаптации, но и находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Без помощи взрослых эти дети могут вообще не приспособиться к новым условиям. Часто им требуется консультации детских психолога и невролога. Признаки тяжелой адаптации:

  • малыш вообще не хочет общаться со сверстниками, не реагирует на воспитателя;
  • отказывается заходить в группу, плачет и не отвлекается на интересные игры или занятия;
  • весь день он ждет маму, говорит о ней, постоянно выбегает в раздевалку, потому что боится упустить родителей;
  • не хочет играть, не берет игрушки, замкнут и агрессивен;
  • если воспитатель делает замечание или хвалит ребенка, он пугается, прячется, плачет.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Педиатры отмечают, что те дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания.



Стресс, связанный с поступлением в садик, может стать причиной плохого аппетита

Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к сложным условиям и болезни перестанут одолевать дошкольника. Кроме этого отмечается изменение поведения крохи и его эмоционального настроя.

Возраст имеет значение

Возраст ребенка,в котором он начинает посещать детский сад, имеет значение. Самые маленькие детки от двух до трех лет сложнее идут на контакт со сверстниками, они в большей степени нацелены на общение с воспитателем. В этом возрасте очень желательно, чтобы в группе был хороший воспитатель, который сможет расположить малыша к себе. Для облегчения привыкания к новому окружению необходимо, чтобы:

  • ребенок умел пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • проситься на горшок (рекомендуем прочитать: ) (пусть с «авариями» - они неизбежны);
  • имел желание идти в сад.

Если малыш отправляется в детское учреждение в возрасте 4-5 лет, стоит помнить, что в этом возрастном промежутке ему важнее общение с ровесниками. Успешная адаптация зависит от умений дошкольника:

  • организовывать игры со сверстниками;
  • слушать взрослых, правильно реагировать на замечания;
  • избегать конфликтов, в идеале – идти на компромисс.

Рекомендации специалистов однозначны: нужно постараться заранее подготовить малыша к новому статусу, объяснить ему, что детский сад – веха на пути его взросления. В это время нужно чаще говорить с дочкой или сыном, напоминать ему, что его дома любят. Также важно не избегать физического контакта – обнимать малыша, читать ему перед сном. Вечером стараться ежедневно разговаривать с крохой, спрашивать о том, как прошел день, что интересного или необычного произошло с ним.

3 этапа привыкания к саду

Привыкание ребенка к детскому саду психологи условно разделили на три периода: острый, умеренно острый и компенсированный. Все эти уровни неизбежны, перепрыгнуть через «ступень» не получится.

Острая фаза – самая первая, она наиболее заметна. Длительность этого этапа составляет 2-3 недели, но может достигать 2 месяцев. Характеризуется он максимальной степенью напряжения – все системы и органы работают в полную силу, нервная система маленького человека находится в постоянном возбуждении. Обычно малыш в этот промежуток времени плаксивый, нервный, часто капризничает.

Отмечается уменьшение аппетита, неспокойный сон, проявление агрессии в общении с родственниками. Если во время острого этапа провести медицинское обследование ребенка, будут заметны и другие изменения. Частота сердечных сокращений может увеличиться или уменьшиться, изменятся показания артериального давления, частота дыхания, формула крови. На слизистых ребенка будет обнаружено много новых микроорганизмов.

Далее острый этап плавно перетекает в умеренно острый. Медики его еще называют фазой неустойчивого приспособления. То есть малыш уже начинает постепенно приспосабливаться к новым условиям, но о стабильности говорить пока рано. Все его системы успокаиваются и начинают работать слажено. Первое, что могут заметить домашние – улучшение аппетита, который приходит в норму в течение двух недель. Чуть позже станет спокойнее сон, уйдут тревожные состояния, нормализуется эмоциональный фон. Если ребенок во время острого этапа стал хуже говорить, пропускать буквы, глотать слова, в этой фазе он возвращается в свое комфортное состояние и через пару месяцев восстанавливает разговорный навык.

Когда проходит среднеострая фаза, начинается следующая – компенсированная, она является заключительной. В компенсированном периоде ребенок полностью возвращается в исходное состояние. Все физиологические и психические реакции его организма восстанавливаются, малыш становится спокойным, уравновешенным и приобретает новые навыки.

Пока малыш не привыкнет к детскому саду, мама и папа должны всячески поддерживать свое чадо. Привыкание длится не менее одного-двух месяцев, за это время важно не усугубить состояние ребенка, а максимально облегчить стресс. Для малыша родители являются главной опорой, именно они должны поддержать его, сделать все, что в их силах, чтобы ребенок как можно быстрее почувствовал себя комфортно в коллективе. Как адаптировать ребенка к детскому саду, что могут родители сделать для этого?

Готовить заблаговременно

  • Готовить сына или дочь к посещению детского учреждения следует заблаговременно. Сначала нужно поговорить с ним/с ней, рассказать, что такое садик, чем там можно заниматься, как играть. Обязательно предупредить малыша о том, что нужно придерживаться режима.
  • Иногда оставлять ребенка с бабушкой, няней или кем-то из родственников. Пусть он привыкает к тому, что мама с папой могут уйти, эта ситуация вполне рядовая.
  • Создать дома условия, близкие к режиму детского учреждения. Пусть малыш поднимается с кровати в такое время, в которое ему придется просыпаться в будущем. Можно узнать распорядок дня в саду и попытаться подстроиться под его режим. Обязательны завтрак, дневной сон и прогулки. Важно, чтобы кроха укладывался в постель не позже 21.00 - так ему будет легче просыпаться рано. Этим можно значительно снизить уровни физической и эмоциональной нагрузок самого острого периода адаптации, даже сократить его раза в два.


Дневной сон на выходных - обязательное условие для успешной адаптации. Постепенно ребенок возвращается в нормальное состояние, начинает хорошо кушать и спокойно засыпать
  • Отличный способ настроить малыша на правильную волну – познакомить его с воспитателем. Если удастся заранее побеседовать с педагогом, ребенок будет воспринимать воспитателя, как уже знакомого взрослого. Тогда новая обстановка станет немного комфортнее.

В процессе посещения сада

  • Стараться развивать у крохи навыки общения и совместной игры со сверстниками. Для этого чаще приводить малыша на детскую площадку, приглашать домой соседских детей.
  • Потренироваться выполнять простые правила – научить держать ложку, пить из чашки, самому одеваться. Также важно, чтобы малыш умел пользоваться горшком, иначе в группе он будет регулярно ходить в мокром белье. Воспитатели не всегда успевают вовремя переодеть ребенка.
  • Научить сына или дочь позитивному мышлению, рассказать, что детский сад нравится многим детям. Можно играть дома, взяв на себя роль воспитателя. Пусть младший член семьи поучаствует в игре – так он научится следовать правилам.
  • Можно разрешать малышу брать с собой игрушку. Этот метод имеет двойное значение: знакомая вещица будет напоминать о доме, а также поможет наладить отношения со сверстниками, которые непременно захотят поиграть новой машинкой или куклой.
  • Постарайтесь внушить сыну или дочке спокойствие и уверенность собственным поведением. Психологи давно доказали, что малыш перенимает настроение мамы, ощущая малейшие эмоциональные колебания. Пусть кроха чувствует, что родители знают: садик – это хорошее место для него, здесь ему непременно понравится.


Любимая игрушка в садике успокаивает малыша, делает его более уверенным в себе

Первый день в детском коллективе

Первый день чрезвычайно важен. Именно он станет первой ступенькой в нелегком пути адаптации к саду. Очень важно правильно выстроить свои действия и поднять уровень позитивного настроя на весь период посещения детсада:

  • Нужно понимать, что первые 4-5 дней малыша лучше не оставлять в группе до вечера. Вполне достаточно будет половины дня. За это время ребенок осмотрится, получит первые впечатления и познакомится с другими детьми. Забрать домой его лучше перед дневным сном. Некоторые специалисты советуют приводить малыша только на прогулку, чтобы максимально ограничить воздействие на него негативных факторов. И только через несколько дней попытаться оставить его в группе.
  • Желательно побеседовать с воспитателем, попросить его быть с новичком тактичнее, рассказать о том, что нравится малышу, а что – нет. Также имеет смысл подсказать педагогу, какими словами лучше поощрять ребенка, как усмирить его в случае чересчур активных игр.
  • Важно, чтобы малыш был полностью здоров. Первый день насыщен впечатлениями, а плохое самочувствие дополнительным грузом ляжет на нервную систему.
  • Стоит поддержать малыша в первый его «рабочий» день - отвлечь, провести с ним время за разговором или спокойной игрой. Можно вместе посмотреть видео: добрые мультфильмы или художественный фильм. Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, следует отказаться от поездок в гости, цирк или другое место, где ребенок получит массу впечатлений.
  • Хорошим стимулом посещать садик станет новая игрушка. Можно вместе купить куклу или мягкого мишку, которого он выберет сам. Затем объяснить ему, что эта игрушка будет вместе с ним ходить в сад, чтобы ему было там веселее. Вечером можно расспросить ребенка, как поживает его игрушечный друг, чем он занимался, не было ли ему грустно.

Первые пять дней в детском саду

Первый день очень важен для ребенка, но первая неделя наиболее показательна и сложна. В этот период ребенок может быть особо возбудимым – устраивать истерики по любому поводу, капризничать, не слушаться. Иногда у родителей опускаются руки и появляется желание строго наказать малыша. Сразу скажем – лучше не наказывать чадо, а поговорить с ним и попытаться вместе пережить непростое время.

В первую неделю ребенок находится в острой фазе привыкания к саду. Кроме того, иногда малыш в новом коллективе сдерживает себя, держит эмоции под замком. Зато дома, в привычной для него обстановке, выплескивает все накопившееся за время, проведенное в саду. В этот промежуток времени нужно повысить уровень доброжелательности.



Ругать малыша в первые дни пребывания в садике не надо - лучше откровенно поговорить с ним

Как помочь?

  • Если у мамы возникло подозрение, что крохе некомфортно в группе, можно попытаться выяснить причину. Психологи рекомендуют поиграть с сыном или дочерью в игру под названием «детский сад». Пусть в сад отправится его любимая игрушка, а мама станет воспитателем. В процессе диалога можно выяснить, что тревожит малыша. Может, кто-то из детей его обижает? Или воспитательница наказывает без причины? С помощью такого распределения ролей можно скорректировать поведение ребенка, вложить в него способы решения проблем.
  • Утром, отводя малыша в группу, нужно постараться сделать так, чтобы он сам отпустил маму. При этом момент расставания не должен быть затянутым, чтобы не вызывать лишние эмоции. Главное – дать малышу четкую информацию о том, когда его заберут домой, затем выполнить обещание неукоснительно. В следующий раз он будет уверен, что мама придет за ним пораньше, если он ее об этом попросит.
  • Выходные дни должны максимально близко повторять режим дня в детском саду.
  • Важно правильно одевать ребенка. Если в группе не холодно, достаточно надеть спортивные брюки и футболку. Если это период межсезонья, и отопление не работает, можно надеть на малыша что-нибудь с длинным рукавом, а также добавить жилетку.
  • Бывает, что сын настолько привязан к матери, что с трудом отпускает ее от себя. В этом случае можно пойти на маленькую хитрость – пусть сына отводит в группу отец или бабушка.
  • Не стоит делать перерыв в посещении сада без уважительной причины. Так можно свести на нет все усилия ребенка и родителей, а также показать малышу, что в сад можно и не ходить.
  • Если чадо плачет, не хочет отпускать маму, нужно подбодрить его, пообещать поиграть с ним дома. Нельзя ругать за слезы, хотя и капризы поощрять не следует.


На выходные лучше составлять режим дня так, чтобы он совпадал с садиковским укладом

Памятка для родителей: 5 ошибок, которых нужно избегать

Мы рассказали, как правильно себя вести с малышом, чтобы его привыкание к детсаду прошло гладко и безболезненно. Однако некоторые родители все же склонны делать ошибки – эта памятка для них. В ней мы подробнее остановимся на самых распространенных заблуждениях и дадим советы, как их избежать:

  1. Нельзя сравнивать ребенка с его друзьями или одногруппниками, приводя в пример их поведение или действия. Это правило действует всегда, но в момент адаптации оно особенно актуально. Лучше время от времени напоминать малышу, что он хороший, что дома его любят.
  2. Не следует обманывать кроху, надеясь, что он забудет обещанное. Он будет помнить, что мама обещала вернуться за ним через полчаса, а забрал его домой папа только вечером. Малыш почувствует, что его предали и будет особенно переживать обман.
  3. Ни в коем случае нельзя наказывать малыша, угрожая ему садом. Этот путь тупиковый, он научит ребенка еще больше не любить сад.
  4. Иногда родители обещают, что за посещение сада они купят малышу игрушку или конфеты. Это тоже неверно, поскольку чадо будет отбывать положенный срок, думая только о гостинце. Кроме того, со временем это превратится в систему, маме с папой придется ежедневно баловать малыша.
  5. Все мамы знают, что не стоит отводить в сад больного ребенка. Иногда небольшой насморк не мешает малышу хорошо себя чувствовать в компании сверстников, особенно если мама не может взять больничный. Однако во время адаптации такой ситуации лучше избегать, чтобы физическое недомогание не усугубило эмоциональную подавленность крохи.

Пережить период адаптации к детскому саду нелегко, но вполне возможно. Родители не должны опускать руки, а действовать взвешенно и рассудительно. Главная задача – внушить ребенку, что мама с папой его любят и всегда поддержат. Не стоит забывать напоминать малышу об этом, тогда он вырастет самодостаточной личностью, всегда будет легко находить друзей и без труда сможет построить собственную семью.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди