22.06.2019

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста


Трудовое воспитание детей - это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда. Труд - это не только обязанность каждого гражданина своей страны, но и основа воспитания личности. Приобретая навыки труда, ребенок сможет успешно использовать их во всей своей дальнейшей жизни.

Трудовая деятельность оказывает положительное влияние на физическое развитие детей. Особенно полно это проявляется в ситуации, когда ребенок трудится на свежем воздухе. Труд позволяет развить интеллектуальные способности и воспитать нравственность в человеке.

Он способствует повышению самооценки ребенка, благодаря чему малыш чувствует себя полезным и нужным обществу. Трудовое воспитание развивает в ребенке стремление внести свой вклад во что-то общее, осознание своего общественного долга и гордость за полученный результат.

Чувство товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового воспитания детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а также согласованным действиям с другими детьми. Такое качество человека, как трудолюбие, характеризуется наличием соответствующих навыков и умений, присутствием мотивации, способностью преодолеть возникшие на пути сложности, осознанным выполнением трудовой деятельности для общества и самого себя.

В дальнейшем труд будет служить основой при выборе профессиональной деятельности человека. Поэтому трудовое воспитание ребенка в семье и в специализированных учреждениях должно строиться так, чтобы он развивался разносторонне.

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст - это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально , в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек». Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут.

Привитие трудолюбия дошкольникам

Дети дошкольного возраста должны уважительно относиться к чужому труду, быть ответственными, бережливыми, заботливыми, уметь работать в коллективе сверстников и положительно оценивать их труд, уметь организовывать работу. Все эти навыки должны развивать в детях взрослые, причём делать это постепенно. Сначала необходимо прививать то или иное умение, а затем его совершенствовать и закреплять.

В этом возрасте детям прививается хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и на природе, а также различные виды дежурства. Каждый вид труда развивается по-своему и соответственно возрасту. Так, хозяйственно-бытовой труд заключается в освоении ребенком привычки поддерживать порядок дома и на участке, убирая за собой игрушки, листочки на улице.

Самообслуживание - умение удовлетворить свои ежедневные потребности. Начиная с пятилетнего возраста, детям уже можно предложить постирать свои мелкие вещи. Частота проведения работы над навыками самообслуживания зависит от возраста детей и степени их овладения.

Ручной труд основывается на поддержании порядка в хозяйстве. Так, дошкольник, конечно же, под руководством взрослого может пришить пуговицу, подклеить книгу, сделать сувенир из подручного материала. Труд на природе заключается в работе на огороде, в уголке природы, саду. Здесь дошкольник может полить грядки или цветы, посадить лук, собрать урожай и прочее. Ближе к школьному возрасту можно давать ребенку задания по уходу за садовым инвентарем. В этом же возрасте дети способны дежурить на отведенном им участке: подметать дорожки, помогать малышам и т. п.

Отношение к труду у дошкольников будет формироваться в прямой зависимости от того, какое значение ему будут придавать взрослые. То есть ребенок может испытывать и радость от труда и негативное отношение к нему. Последний вариант может случиться при применении неинтересных методик в трудовом воспитании дошкольников. Нужно развивать у ребенка интерес к посильному труду.

Ребенок более заинтересован в труде, если он пересекается с игрой. Дошкольник просто перестает замечать, что это игра. Трудовая деятельность должна содержать в себе такие приемы, как тайна и соревнование.

В трудовом воспитании детей дошкольного возраста используют сценки с игрушками. Можно разыграть сценку с пластмассовой или резиновой хрюшкой. Её мордочка должна быть вымазана чем-то, что легко смыть. Взрослый задает Хрюшке вопросы, почему она такая грязная и что нужно сделать, чтобы стать чистым. Хрюшка может потянуться к ребенку чтобы поцеловать его. Ответ на вопрос, что нужно сделать Хрюшке, должен дать ребенок.

Мытье рук тоже можно сопроводить игрой. Перед этой процедурой следует сказать дошкольникам о визите кого-либо из героев мультфильмов и о его недоверии к тому, что дети могут помыть руки, не оставив следов на полотенце. Это будет стимулом для того, чтобы показать любимому герою, как умело дети могут вымыть ручки.

Малыши обожают всё тайное, поэтому любой вид трудовой деятельности можно превратить в секрет. Например, уборку участка можно представить в виде такой игры: сказать детям, что дворник, занимающийся наведением порядка во дворе, очень устал и нужно помочь ему. Что если дворник придет убираться, а здесь будет чисто. Пусть он думает, что это добрый Карлсон помог ему.

Правильно поощряем успехи детей

Поощрение ребенка в процессе достижения успехов - это своеобразная хитрость воспитания. Поощрять необходимо постоянно, но это не значит, что детей нужно задаривать подарками. Материальное поощрение тоже приветствуется, но нужно уметь делать это правильно. Уверенность ребенка в себе, его активность и самостоятельность утрачиваются, если ему постоянно дарить подарки за успехи. Поэтому старайтесь поощрять нематериально, а просто похвалив или признав значимость ребенка.

Малыш становится зависим от вознаграждения, если каждое его правильное действие будет сопровождаться подарком. Например, родители говорят «Если ты приберешь игрушки, мы купим тебе машинку». У ребенка складывается представление что его успехи нужны не ему самому, а родителям. А этого допускать нельзя.

Чтобы проявить положительную оценку поступкам малыша, достаточно воспользоваться правильным словом . Можно сказать, что вы обрадованы его успехам. У ребенка поднимется настроение, и он будет рад сделать ещё что-нибудь хорошее.

Чтобы поощрить ребенка за успех, достаточно лишь кивнуть, ласково посмотреть, показать одобряющий жест, преподнести подарок или просто похвалить словом. Однако здесь есть небольшой нюанс: хвалить нужно только за стоящие поступки и действия, а не за привычки и ежедневные обязанности. В противном случае похвала вызовет привычку у ребенка и он перестанет стремиться к успеху.

Поощрение должно быть искренним и направлено не на личность, а на поступок. В трудовом воспитании детей главное - не лицемерить и не лукавить. Они хорошо это чувствуют и понимают. Будьте честны по отношению к малышу.

Нужно ли разделять трудовое воспитание мальчиков и девочек?

Если говорить о половом различии детей раннего и дошкольного возраста, то стоит учесть одно условие: трудовое воспитание мальчиков и девочек должно быть различным. Связано это, прежде всего, с разным пониманием назначения мужчины и женщины. Обратимся к народным понятиям.

Женщина всегда воспринималась, как хранительница очага и мать. Она занималась семьей, воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Эти обязанности женщины сохранились и сегодня. Мужчина – это глава семьи. Он является её основой и опорой. Мужчина не только обеспечивал семью материально, но и выполнял тяжелую работу по хозяйству. Из этих различий и стали формироваться основные задачи трудового воспитания детей.

Именно поэтому девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Девочки занимаются наведением порядка в комнате или на участке: сажают цветы, поливают растения, убирают игрушки и т. п. Мальчики же помогают в посадке деревьев, переносят книги или игрушки и прочее.

Существует множество общих приемов трудового воспитания детей. Но не стоит забывать об их половом различии. Поэтому, используя общие методы воспитания, следует обращать внимание на выбор методик для развития трудовых навыков у девочек и мальчиков.

В заключение

Нужно помнить, что так же как и в других видах воспитания, в трудовом развитии детей следует обращать внимание на индивидуальность. Труд должен быть разнообразным по содержанию, лишь тогда он будет интересен детям. Это условие поможет вызвать желание трудиться.

Усложняя трудовую деятельность, мы развиваем в ребенке наблюдательность, расширяем его кругозор, учим планировать работу. Труд должен быть регулярным и посильным. При этом дети не должны находиться в одном и том же положении, необходимо менять его. Инструменты, которые ребенок использует в трудовой деятельности должны быть безопасными и соответствовать его возрасту. Но, помните, что инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

Юлия Кондакова
Виды труда дошкольников

Тема : «Виды труда дошкольника » .

Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна

1. Введение

2. Виды труда дошкольников

2.1 Самообслуживание

2.2 Хозяйственно-бытовой труд

2.3 Труд в природе

2.4 Ручной труд

3. Художественное слово о труде

3.1 Стихи, пословицы, поговорки

Заключение

Список литературы

1. Введение

Трудовое воспитание : это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности передаче трудовых навыков и умений , воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности .

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения .

2. Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются методической его руководства. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом ».

Можно найти подход к каждому ребенку, при правильном руководстве и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться с удовольствием и с удовольствием выполняли любые трудовые задания

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда :

1) Самообслуживание

2) Хозяйственно-бытовой труд

3) Труд в природе

4) Ручной труд

Эти вида труда не только доступны , значимы для дошкольников , но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием но и своим назначением.

2.1 Генетическим первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом . Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию .

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желание к посильному труду .

Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию нарастает. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в самообслуживание .

В старшей группе объем задач по трудовому воспитанию достигает максиму и делается большой акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в самообслуживании. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности , умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются.

2.2 Хозяйственно-бытовой труд -предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки : помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей : «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется : дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей, инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно – бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно – бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его : подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

2.3 Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений,протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем , что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) участия добиваются результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующим перерастает в один из видов производительного труда . В этом его особое значение.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей , воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия , это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется . Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай) . Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.

Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда . Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц) . В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах : они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.

2.4 Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов : бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.

Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком… Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых . По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка

3. Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия .

Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей . Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» - говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалит мальчиков и спрашивает : «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?» Дети правильно объясняют : нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.

Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задать вопрос : «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто Выстирали или белье осталось грязным) помочь им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда . Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия .

3.1 Пословицы поговорки стихи о труде

«Тот труда не боится , кто умеет трудиться ».

«Поспешишь – людей насмешишь» .

«Много трудиться , а толку не добился» .

«Каков мастер, такова и работа» .

«Долг день до вечера, коли делать нечего» .

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда» .

«Что посеешь, то и пожнешь» .

«Труд земледельца велик и почетен» .

«Весенний день – год кормит» .

«Нет хлеба, так нет обеда» .

«Труд – всему отец » .

«Работа трудна , да трудовой хлеб слаще меда ».

«Кто работает, тот и хлеба поест» .

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины платья.

Катя стирает панамки для братьев.

Братья для всех мастерят самолет.

Весело в доме работа идет.

А почему? Это дело понятное :

Весело делать.

Друг другу приятное. Б. Белова.

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ

И мы будем трудиться

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это создано трудом ,

А не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

Мы благодарим людей,

Придет пора, придет час,

И мы трудиться будем ! В. Ливмиц

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

Из колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поживайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто

Вырос он, под синим небом

И пришел на стол он. (Хлеб)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном. (Колос)

Не лошадь, не вол,

Да плуг повел. (Трактор)

В огороде у дорожки стоит

Солнышко на ножке

Только желтые лучи

У него горячи. (Подсолнух)

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его. (Зерно)

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе. (Хлеб)

Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)

Заключение

На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : Самообслуживание, хозяйственно – бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

Список литературы

1. В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде »

2. Дошкольное воспитание №4 1984г

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

3. Руководство трудом детей.

Большое значение для формирования у детей представлений о достойном труде и воспитания положительного отношения к труду имеют методы руководства ими то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5—7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли -все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод -труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или: из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются.

На первый план здесь вступают не только трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится. Таким образом мотивы морального и общественного характера - труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам - очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети, прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Е.А.Климов считает, что развитие человека в дошкольном и школьном возрастах как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение.

Многие педагоги и психологи неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Как же следует организовать подобную работу?

Перед ее началом надо объяснить детям необходимость предложенного дела, показать потребность окружающих (дворника, няни, воспитателя) в их труде. Четко поставленная общественно значимая цель -например помочь взрослым привести в порядок участок - активизирует деятельность ребят, определяет из отношение к труду. Главным: для них станет не просто оказаться первыми и получить флажок, а хорошо добросовестно выполнить свою работу.

Неправильно думать, что детям 5-7 лет преждевременно говорить о высоких целях труда. Напротив, в старшем дошкольном возрасте, когда ребята воспринимают все непосредственно, когда они начинают осознавать общественную значимость труда российских людей, такие разговоры необходимы, но они должны быть доступными, понятными, сопровождаться наглядными примерами. Осознание детьми высоких, общественно значимых целей труда, эмоциональное увлечение ими является важнейшим стимулом к активному включению дошкольников в разные виды труда.

Взрослые органически должны связывать стремление детей к труду с непосредственной организацией трудовой деятельности, помогать им осознать взаимосвязь общественно ценного труда с трудом по самообслуживанию, необходимость овладения трудовыми навыками, а также помогать овладеть навыками ручного и хозяйственно-бытового труда.

В процессе трудового воспитания важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться.

4. Значение коллективной формы труда для формирования личности ребёнка.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи.

Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающие хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук,

постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2—3 до

6—7, а в старших группах и больше). Каждый из детей получает конкретное задание, например: получает кусочек теста, раскатывает его и вырезает формочкой печенья или берет несколько луковиц, получает указание от воспитателя, на какой дорожке, обозначенной линией, ему сажать, и приступает к работе и т. д.

Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.

Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в

формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых

ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.

Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей.

5. Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых (конспект занятия).

Задачи

Обучающие:

1.Расширять знания детей о труде повара детского сада: повар заботится о здоровье детей, готовит им вкусные блюда, труд повара нелёгкий, но необходимый.

2.Закрепить знания о предметах посуды, кухонного оборудования, группировать их по назначению. Находить различия и сходства между предметами домашней утвари и детского сада.

3. Дать новые понятия о картофелечистке, электромясорубке (их внешние признаки и функции).

4.Закрепить умение детей ориентироваться по территории детского сада с помощью плана-карты, опознавательных знаков.

5.Способствовать развитию фразовой речи, умению грамотно строить предложения. Активизировать словарь детей: блюдо, картофель, металлическая, фарш, картофелечистка, электромясорубка.

Развивающие:

Способствовать развитию абстрактного мышления, зрительной ориентации, умению логически рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к труду взрослых: повара. Знать его по имени отчеству, вызвать желание поблагодарить его: своими поделками, хорошим аппетитом. Воспитывать умение общаться со взрослыми. Закрепить правила культуры поведения.

Методы и приёмы:

Письмо с приглашением, опорные карточки, план-карта, опознавательные знаки, фото повара, вопросы.

Ход занятия

Восп. : Дети, нам пришло письмо, а от кого, сейчас узнаем.

(В конверте фотография повара, карточки-опоры, приглашение, план-карта).

Восп .: (показывает фотографию).

Вы узнаёте, кто это?

Дети : Наш повар, Нина Викторовна!

Восп. : Нина Викторовна прислала нам письмо (читает).

Текст: Дорогие дети! Приглашаю вас к нам в гости. Там ждёт вас много интересного. А чтобы вы быстрее и правильно нашли нас, посылаем план-карту.

Повар Нина Викторовна.

(воспитатель вынимает план-карту)

Восп .: Дети, в конверте Нина Викторовна ещё что-то прислала.

Посмотрим, что это? (маленькие помощники). (нож-нужен, чтобы резать лук...)

(показывает карточки с предметами)

Восп .: Эти маленькие помощники помогают Нине Викторовне готовить разные блюда . Назовите, какие блюда готовит нам Нина Викторовна?

Первое блюдо

Дети : суп… щи… борщ…

Второе блюдо

Дети : картофель - пюре с курицей… макароны с котлетой…

Третье блюдо

Дети : чай… компот…

Восп .: Теперь давайте посмотрим план - карту. Какая она необычная… (рассматривают план - карту коридора).

Восп. : Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила: идти спокойно, не бежать, не шуметь, т.к. в детском саду есть другие дети и взрослые и мы им можем мешать, по лестнице держаться за перила и т.д.

(Дети идут по плану-карте к кухне, обращая внимание на символы на дверях).

Дети пришли на кухню, стучатся.

Восп .: Можно войти? Здравствуйте!

Н.В.: Здравствуйте, дети!

Восп .: Дети, вы узнали? Это наш повар, Нина Викторовна - хозяйка кухни! Посмотрите, дети, какая большая кухня в детском саду, как здесь просторно, светло, чисто.

Восп .: Сколько здесь разного оборудования! А что стоит в самом центре. Это плита. Похожа она на плиту у вас дома? Почему она такая большая? Как вы думаете?

(Потому что нужно приготовить много еды, для всех детей

детского сада).

Н.В .: Дети, я пригласила вас на кухню посмотреть, как мы для вас готовим завтрак, обед, полдник. А помогают мне в этом мои помощники: Эмма Ильинична, Валентина Михайловна, Елена Викторовна.

Н.В .: Сегодня у нас на обед...

Дети, в чём готовят суп? (В кастрюле)

Восп .: Посмотрите, на плите стоит кастрюля. Какая она? (большая, металлическая). Почему? (Нужно приготовить много еды, поэтому она большая, металлическую посуду можно ставить на горячую плиту).

Н.В .: А на второе будут котлеты. Вы видели, как мама готовит котлеты? (Да). Что она делает сначала? (Прокручивает мясо в мясорубке). Годится нам такая мясорубка, как у вас дома? (Нет). Почему? (Она маленькая и мясо придётся прокручивать долго).

Н.В .: Да, поэтому у нас на кухне стоит такая большая мясорубка. Здесь не надо крутить ручку, мясорубка электрическая. Сейчас мы её включим, и вы посмотрите, как она быстро прокрутит мясо.

Восп .: Нина Викторовна, а мы знаем правила пользования электроприборами:

Детям нельзя включать электроприборы самим;

Нельзя тянуть за шнур, выключая электроприборы, держаться нужно только за вилку;

Нельзя включать электроприборы сырыми руками;

Нельзя оставлять электроприборы без присмотра.

Н.В .: Молодцы! Знаете правила. (Включить мясорубку).

Ну, вот теперь из этого прокрученного мяса (фарша) будем делать котлеты. Гарниром к котлетам сегодня будет картофельное пюре, и нам нужно будет начистить очень много картофеля. Если мы будем чистить его руками, то это будет очень долго и тяжело. Для этого у нас есть картофелечистка.

Восп. : Дети, повторите, как называется машина, которая сама чистит картофель.

(Повар показывает, как работает картофелечистка).

Н.В .: Её нужно подключить к электрическому току, заведётся мотор и картофелечистка заработает. (Рассмотреть очищенный картофель).

Н.В .: Ну, а на третье будет компот. Видите, на плите стоит большая кастрюля? В ней варится компот. А чтобы он был сладкий, что в него нужно положить? (Сахар).

Н.В .: Пока вы будете гулять, мы пожарим котлеты, сварив картофель и суп, и к обеду всё будет готово.

Восп .: Дети, сегодня вы познакомились с работой наших поваров. Как вы думаете, трудно работать поваром? (Да, работа трудная интересная, но очень нужная). Дети, а кто хотел бы из вас стать поваром?

Восп .: Дети, давайте поблагодарим Нину Викторовну, Эмму Ильиничну, Елену Викторовну за их тяжёлый труд, скажем им спасибо!

Мы хотим спеть для Вас нашу любимую песню - «Манная каша». Стася и Анюта прочитают для Вас стихотворение. А ещё мы приготовили для Вас подарки! (Дети дарят подарки)

Н.В .: Спасибо, дети за подарки. Ну, а самой большой радостью и благодарностью для нас будут ваши чистые тарелки. Это доставит нам большое удовольствие!

До свидания, дети!

Заключение

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Литература

1.Воспитание в труде. /Под ред. Буре Р. с. - М. , 1987. - 158 с.

2.Kpyлеxт М.В. Проблема целостного развития ребенка - дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб.: Акцидент, 1995.

3.Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

4.Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. 96с.

В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания : формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

  1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).
  2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).
  3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

На четвёртом году жизни у ребёнка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков. Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является предъявление нескольким участникам одновременно общего задания и подведение единого итога результатов труда. При этой форме организации дети впервые ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё задание каждый.

В средней группе вводится форма труда дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям (если, у детей второй младшей группы сформированы определённые умения дежурства по столовой, то можно их ввести во второй половине учебного года). Дежурный должен выполнять порученное дело самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действовать без напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребёнка.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой свои действия, поэтому организация дежурства принимает вид труда рядом, т.е. за каждым столом один дежурный (аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

Методы и приёмы организации труда в младшем дошкольном возрасте

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

Например: перед мытьём рук говорю, «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка , поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.

Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и в младшей группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети четырёх-пяти лет слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Так же приобщаем детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Н апример: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигают отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают одежду и т.д.). Этот вид труда советую организовывать в утреннее, но чаще в вечернее время. Проводя работу постоянно доводиться до сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его сверстников, взрослых, всех окружающих.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.

Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.

Начиная со второй младшей группы начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараемся довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».

С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд. Так же они могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными в уголке природы. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматривается уголок природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы неповредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице. В процессе труда привлекается внимание детей на внешний вид растений, поведение животных, учим наблюдать за ними.

Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным.

Для получения хороших результатов при организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Заключение

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Разработанный мною тематический план трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать образовательную область «Труд».

Литература

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983. -73с.
  3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.
  4. Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.
  5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991. -132с.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди