17.04.2019

Развитие ребенка а 1 год. Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит? Увеличение объема головы


Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие - говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком - разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает "гулить" и "агукать".
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги "ма", "ба", "па", "бу" и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще "ма-ма", "ба-ба", "па-па"). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами "ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а" и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Не путайте лепет со словами

Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года - уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет - это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.

Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), - это определенный смысл, и одно "слово" может означать многое. Например, "ка-ка" - это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне - "кар-кар" (нет еще звука "р"). Итак, одно "слово", похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.

Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?

Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.

Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.

Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.

Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
  2. Подражание звуков, движений.
  3. Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.

Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.

Генетика

Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на "ура", то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.

Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки "Учимся говорить" для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.

Половая принадлежность

Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и "пойдем гулять" может звучать как "качели", "горка", а "дай пить" - "сок" и так далее.

Познавательные способности

Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.

Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос "Кто от бабушки ушел" ребенок должен сказать "Колобок" (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).

Взаимодействие малыша со взрослыми

Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит "мама", "папа" и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, - это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.

Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.

Мотивация

Мотивация - это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит "дай", а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать "Что?", "Что это?", "Зачем сок?". Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: "Кто к нам пришел"? "Кто это принес гостинцы"? Напомните, что это "баба", и опять спросите, кто это.

Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Пустышка - враг речи

Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.

По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое "улюканье" они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: "уточка плавает", "куп-куп", "мыть", "водичка" и так далее. Потом меняем детей местами - хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Стресс

Любые изменения - стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то - поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.

В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.

О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.

Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот - повторить сложно, а вот "киса" или "кыса" - проще. То же касается слова "вода", дети проще воспринимают "водичка".

Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет "муу", а может и спросит: "Где муу?"

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

Вы прошли долгий путь, от появления малыша на свет до момента, когда надо отпраздновать его первый день рождения. Каким должно быть развитие ребенка в 1 год, что он должен уметь, а чему еще предстоит научиться? Как можно усовершенствовать его навыки? Такими вопросами часто задаются родители, когда возраст малыша приближается к году. Попробуем дать на них ответы.

Физическое развитие малыша

Масса детей в 12 месяцев приблизительно 9,5-10 кг. Средняя прибавка за последние недели составляет 350 грамм. Рост ребенка к одному году может достигать 74-76 см. Норма этих показателей относительная. Все больше проявляются индивидуальные особенности, малыши одного возраста могут значительно отличаться в росте и масса тела, более четко виден тип телосложения. Мальчики становятся крупнее, выше и тяжелее, чем девочки. Если мама продолжает малыша кормить грудью, он может лучше прибавлять в весе. Многое также зависит от общего здоровья ребенка. Часто болеющие дети хуже поправляются.

Ребенок в 1 год уже начал ходить, самостоятельно или за ручку. С каждым днем он держится на ногах более уверенно. Большинство детей усваивают этот навык в 10-12 месяцев, но некоторые могут уверенно встать на ножки и после года. Если малыш еще не ходит, особо беспокоится не нужно, возможно у него свой темперамент и свои темпы развития. Более активные ребята начинают ходить раньше, спокойные детки и те, кто активно ползает, шагают чуть позже. Проконсультироваться с педиатром стоит в том случае, если малыш встает только на носочки, а не на всю ножку. Либо его двигательная активность снижена, он не ползает, плохо держит в руках игрушки, у него отсутствует большинство навыков, свойственных первому году.

Помимо ходьбы, малыш усваивает и другие навыки. Он носит игрушки, бросает их, толкает. Ребенок активно карабкается на разные возвышения. Правда вверх ему взобраться легче, чем спуститься вниз. Покажите ребенку, что спускаться совсем не страшно. Карапуз приседает и садиться без какой-либо опоры. Дети копируют поведение родителей, своих старших братьев и сестричек. Постепенно из пассивных наблюдателей окружающего мира превращаются в активных его исследователей и участников всего, что происходит вокруг. Ничего не остается без их внимания.

Мелкая моторика тоже развивается ускоренными темпами. Малыш умеет одновременно захватывать в руку 2-3 игрушки. Уверенно поднимает мелкие предметы двумя пальчиками, большим и указательным, захватывает пуговички на одежде. Он спокойно отпускает игрушку, может по просьбе отдать ее взрослому. Для игр и манипуляций с разными предметами используют более разнообразные движения. Дети листают книжку, указывают пальчиком на рисунки, рвут бумагу. Малыш уже складывает друг на друга кубики, пирамидки, может надевать колечки на палочку. Начинает сам есть из ложки, пьет воду из кружки. В ванной ребенок брызгает не только ручками, но и ножками.

Как развивать физические навыки

Главный физический навык годовалого ребенка – умение ходить. Он настолько увлечен этим занятием, что может забыть о многом другом. Родителям стоит освободить побольше места в квартире, убрать опасные предметы, из-за которых карапуз может упасть. На улице следует выбирать соответствующие места для гуляния, например, грунтовые дорожки в парке. Продумайте специальную одежду, которую легко стирать. Постарайтесь дать ребенку больше личной инициативы, удовлетворите его природное стремление самоутвердиться. Иногда у родителей есть комплекс, что кроха упадет. Не беспокойтесь, без нескольких царапин и шишек на первом году жизни дети не обходятся. Если вы рядом и вовремя сможете помочь, карапузу ничего серьезного не грозит.

На прогулке и дома можно понемножку учить малыша взбираться на разные возвышения и спускаться с них. Учите его ходить по ступенькам, сначала за ручку, а потом только с подстраховкой. Установите дома большой куб или детский домик, на который малыш сможет вылезти. Кладите сверху игрушку, которую он сможет забрать только, взобравшись на возвышенность. Таким образом ребенок сможет совершенствовать свои навыки и освоит новую веселую игру. Дети в конце первого года жизни очень любят манипулировать предметами, толкать собственную коляску, машинки, коробки. Купите малышу игрушки, которые можно легко передвигать. Если ребенок не проявляет сам инициативы, покажите, как можно перемещать машинку, маленькую тачку или коляску. Он с удовольствием будет повторять все за вами.

Очень важны в этом возрасте упражнения на развитие мелкой моторики рук. Многие дети любят играть с сыпучими материалами – песком, крупами, сахаром. Доставьте им такое удовольствие. Только материал должен быть безопасным, желательно не оставлять малыша за такой игрой одного. Ведь детки пока все засовывают в рот, губы и язык остаются важными сенсорными органами. Не забывайте об играх с пальчиками. Параллельно можно «учить» ребенка счету. Пускай он еще не запомнит в годик всех цифр, но они отложатся в его подсознании. Перебирайте пальчики, называйте их, пересчитывайте.

Хорошо мелкую моторику развивают игры с пирамидками и кубиками. Учите ребенка укладывать предметы друг в друга, подбирать соответствующие формы. Можно взять стаканчик, круглые шарики или деревянные яйца, и попросить ребенка сложить их в емкость. Предложите ему упражнение с переливанием жидкости, оно приведет маленького карапуза в восторг. Неплохо если в конце игры он самостоятельно будет складывать свои вещи в ящик. Только для него это не должно быть принуждением, а игрой. Попробуйте сначала делать это сами, но на виду у малыша. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми все движения.

Итак, упражнения для раннего физического развития ребенка 1 года должны быть направлены на совершенствование следующих навыков:

  • Ходьбы
  • Карабканья на разные возвышения
  • Манипулирования с разными предметами
  • Мелкой моторики пальцев и рук.

Развитие речи органов чувств у ребенка

Зрение ребенка ближе к одному году становится острее, он четко видит предметы на расстоянии шести метров, неплохо различает мелкие детали. Начинает различать все больше цветов. У него укрепляются связи между зрительными образами и их значением. Дети живо реагируют на мимику родителей, умеют показывать на предметы, услышав их название. Теперь малыш четко различает свои игрушки, особенно с контрастной расцветкой, воспринимает их не только в целом, но и по частям. Любит наблюдать за падающими предметами, отслеживать траекторию их движения. Изучение различных физических процессов все больше занимает малыша.

Слух у ребенка в 12 месяцев тоже неплохо развит. Он четко реагирует на источник шума, с какой стороны он бы не находился. Хорошо различает музыкальные ритмы. При звуках танцевальной мелодии начинает двигаться. Когда звучит спокойная музыка – спокойно прислушивается, иногда засыпает.

Дети в раннем возрасте прекрасные артисты, они еще не научились стесняться. Если развивать у них эти навыки, они будут намного лучше себя чувствовать среди сверстников и чужих взрослых. Годовалый ребенок уже реагирует на свое имя, выполняет простые просьбы. Оценивает не только на интонацию голоса родителей, но начинает понимать и знать все больше слов.

Ускоряется речевое развитие у ребенка в 12 месяцев. Он уже произносит 5-10 слов, во время разговора копирует интонации родителей. В этом возрасте дети очень любят разговаривать сами с собой. Они могут подолгу лепетать, с разной интонацией и произношением. Их речь становится все время сложнее. Почти каждый день он учится выговаривать новые слоги, складывать буквы в простенькие слова, с легкостью повторяет их за взрослыми. Они прекрасно владеют языком жестом, могут с его помощью выражать свои потребности и эмоции. Усиливается ближе к году и понимание речи. Дети выполняют по просьбе близких простенькие команды, показывают изображения на картинках, неплохо воспринимают слова «можно» и «нельзя». Следует помнить, что развитие речи у каждого ребенка очень индивидуальное. Одни говорят уже в полтора года, другие начинают внятно объясняться в три. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Хотя это не является золотым правилом. Если ваш малыш ближе к первому году еще не говорит, это не значит, что у него задержка речевого развития.

Как развивать речь и сенсорные способности ребенка

У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета. Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана. Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.

Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов. Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками. Не забывайте петь ребенку песни на ночь, мелодичный голос мамы успокоит малыша после активных дневных игр.

Читайте ребенку книжки и стишки, возможно, самые простенькие он попробует повторить. Скорее всего у него получится произносить слова по-своему, но интонацию он может передать довольно точно. Вскоре он начнет «самостоятельно читать», потому страницы и обложки книга должна иметь твердые, картонные. Переворачивая странички, он попробует читать стихи с той же интонацией, что и вы, стараясь повторять и слова. С годовалым ребенком постоянно нужно разговаривать, как и с малышом после рождения. Комментируйте все, что делаете. Почаще хвалите его за успехи. Тогда крошка будет с большим удовольствием осваивать взрослую речь.

Умственное и эмоциональное развитие годовалого ребенка

Ребенок в 1 год начинает сознавать собственное «я». Он уже отделяет себя от мамы и становится понемножку настоящей самостоятельной личностью. Этот первый серьезный переходный период может сопровождаться определенной эмоциональной нестабильностью. Малыш временами становится капризный, агрессивный. Требуя своего, падает на пол, бьет ножками, ручками, головой и громко плачет. Если его попробовать поднять, бьется и кусается. Иногда он бывает упрямым, отказывается выполнять просьбу, которую еще вчера выполнял с удовольствием. Ребенок становится требовательным, старается любыми способами добиться своей цели. Часто противоречит сам себе, сначала просит о помощи, а потом от нее отказывается.

Такой кризис и психологическое состояние свойственны первому году потому, что возможности ребенка не совпадают с его потребностями. Он еще не может выразить всех своих желаний, наталкивается на непонимание взрослых. Чем больше заниматься с малышом, уделять ему внимание, тем легче будет протекать этот непростой период. Избежать кризиса помогают нормальные отношения в семье, поддержка родителями друг друга. Ведь любые ссоры между мамой и папой болезненно сказываются на ребенке, тормозят его умственное и психологическое развитие.

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев имеет и свои позитивы. Дома он уже не так зависим от мамы. Может достаточно долго играть сам с собой. Более смело исследует территорию квартиры. Важно в этот период убрать подальше все опасные для малыша предметы. Не злоупотребляйте словом «нельзя».

Ребенок в 1 года способен воспринимать не более 3-4 запретов. Потом он просто перестанет на них реагировать. На улице или в чужом доме карапуз не такой смелый. Страхи перед незнакомцами у него не прошли, если он не уверенно себя чувствует, сразу бежит к маме, рядом с ней он спокоен. У малыша начинает развиваться чувство юмора. Он старается развеселить маму с папой. Например, пробует стоять на голове и смотрит на реакцию взрослых. Когда его просят принести какую-то вещь, специально приносит другую. Подает маме игрушку, а потом резко отдергивает руку. Поддержите эти стремления у ребенка, тогда он вырастет веселым, положительные эмоции будут преобладать над отрицательными.

Как развивать умственные навыки ребенка

Раннее развитие детей имеет своих сторонников и противников, хотя первых становится все больше. Если вы решили начать обучение своего малыша с раннего возраста, следует понять, как развивать ребенка правильно:

  • Занятия должны приносить ребенку радость
  • Нельзя насильно обучать ребенка, чтобы не отбить у него тягу к познанию нового
  • Если малыш капризничает, занятия прекращают
  • Нельзя делать перерывы на несколько дней, обучение должно быть регулярным
  • Выбирая ту или иную методику следует учитывать индивидуальные особенности крохи
  • До двух лет с ребенком желательно заниматься дома, хотя вы можете посетить школу сами, чтобы лучше ознакомится с тем или иным методом
  • Если вы выбрали метод обучения, следует максимально придерживаться его правил
  • Все занятия должны проходить днем, в виде игры и так восприниматься ребенком.

Для развития интеллекта ребенка подойдут разные учебные материалы и развивашки. Можно использовать, например, карточки Домана. Это довольно большие листы бумаги, на которых нарисован предмет и написано большими красными буквами его название. Карточку показывают малышу не больше секунды, а весь урок длится не больше десяти секунд. Повторять за день такие уроки можно два десятка раз. Занятия проводят на первом году жизни, начиная с младенчества. Даже двухмесячный грудничок уже способен воспринимать информацию через зрительные образы. Главное, чтобы во время занятия малыш был сыт и в хорошем настроении, настроен на игру. Материалы можно скачать в интернете или купить в детском специализированном магазине. Похожий принцип используется при обучении ребенка с помощью кубиков Зайцева.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Большинство родителей детей, возраст которых приближается к одному году, начинают все внимательнее следить за развитием речи своего малыша. Почему-то ожидается, что, переступив этот рубеж, малыш начнет сразу четко, как по книжке, говорить.

Но вот и год…

Проходит день рождение, но, чаще всего, ничего кардинально не меняется. Ребенок в год не говорит или говорит не так много слов, как бы хотелось родителям.

Естественно, возникают сами собой вопросы:

  • А нормально ли это?
  • Когда ребенок должен заговорить?
  • От чего это зависит, когда ребенок начнет разговаривать?
  • Кому из врачей нужно показать молчуна?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

На эти и не только эти вопросы касательно развития речи малыша вы найдете ответы в этой статье.

Нормальные показатели развития речи детей от 0 до 12 месяцев

Согласно современной отечественной практике? выделяют определенные нормы физического и психомоторного (в том числе речевого) развития, которые контролируют врачи и ориентируют на них родителей.

Приведу в форме таблицы нормальные показатели речевого развития малыша в зависимости от возраста.

Возраст ребенка и характеристика этапа становления речи Что говорит Что понимает
Первые два месяца жизни (период крика). Издает однотипные звуки, но с разной интонацией. Прослеживается смена настроения (может подвизгивать от радости или кричать от недовольства).
3-4 месяца (промежуточный этап развития речи от крика до лепета). Начинает «гулить» и «агукать». Пробует издавать и растягивать звуки «а-а-г-у»,а-у-о». Поворачивается в сторону источника звука, ищет его глазами.
5-6 месяцам (период употребления лепетных звуков). К гласным присоединяются согласные звуки, и они могут повторяться. Сам себе или повторяя за мамой, малыш говорит «ба», «на» «ма», «ка», «па», «бу». Различает интонации взрослых (доброжелательные и сердитые). Узнает свое имя и откликается на него.
7-9 месяцев (активный лепет). Повторяет за взрослыми разнообразные слоги и звуки («o-o-o», «y-y-y», «a-a-a», «ма-ма-ма», «га», «на», «ав», «па-па»). Преобладают лепетные слова. Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь. К 9-10 месяцем ясно видно, что малыш понимает значение слов, ищет глазками маму, папу, игрушку, пальчиком указывает на части лица (носик, глазки).
11 месяцев (период первых простых слов). Появляются первые простые слова, произнесенные осознанно («мама», «кака», «дай», «баба», «папа», «мяу», «ав-ав»). Одно и те же слово малыша может иметь много значений. Довольно часто словом «кака» малыш одновременно называет мусор и ворону. При произношении таких слов можно различить разную интонацию малыша в зависимости от ситуации и настроения крохи.
12 месяцев (словарный запас 3-10 простых слов) Малыш использует небольшой набор простых слов. Примеры: «на», «дай», «дам», «баба», «папа», «мама», «бух», «кака», «тетя», «дядя», «ама». Подражает звукам животных. Знает и может показать части тела.

Поясню, чем отличаются лепетные звуки от лепетных слов. Лепет пяти-шестимесячного ребенка представляет собой определенный набор звуков, которые малыш только пробует произносить. «Воркуя» с родителями, малыш повторяет слова, меняет звуки местами. А в 7-8 месяцев ребенок понимает смысл произнесенного лепетного слова. И обозначает ими вполне конкретные предметы. В силу своей неопытности, ребенок может называть одним словом различные схожие, и даже несхожие предметы.

Есть ли поводы для переживаний, когда ребенок не говорит в год?

Если годовалый малыш по-прежнему молчит или говорит мало слов, это, несомненно, беспокоит родителей. Но паниковать не стоит, это не значит, что малыш отстает в развитии. Для каждого малыша сроки, в которые сформируется активная речь, индивидуальны, но можно выделить усредненный срок – от года до полутора лет.

Есть и такие родители, которые послушав мнение знакомых, что совершенно нормально, если ребенок сам заговорит позже, когда пойдет в детский сад, не спешат вмешиваться в процесс.

Решить вопрос, все ли в порядке или стоит проявить беспокойство, поможет врач. В годовалом возрасте отечественное здравоохранение предусматривает комплексный медицинский осмотр малыша узкими специалистами (невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург и другие), которые оценят развитие вашего ребенка в целом.

Важно отметить, что любой квалифицированный специалист, будь то педиатр, невролог или логопед, оценивает все показатели физического, нервно-психического и речевого развития ребенка в совокупности, а не каждые отдельно.

Паниковать из-за того, что ребенок в год не говорит, нет оснований, если:

  • малыш активно интересуется всем, что его окружает;
  • исключены факторы риска по задержке речи у ребенка (тяжелые неестественные, оперативные роды матери, патология зрения и слуха у малыша);
  • кроха откликается на свое имя, реагирует на звуки, речь окружающих;
  • во время игры ребенок понимает и выполняет простые команды, подражает действиям родителей;
  • кроха произносит разные лепетные звуки и слова, даже если они вам кажутся неполноценными;
  • у ребенка нормально развита и крупная (все двигательные навыки) и мелкая моторика (малыш может взять предмет «пинцетным» захватом).

От чего зависит своевременное развитие речи ребенка?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все очень индивидуально.

На речевое развитие малыша оказывают влияние физиологические и социальные факторы. Первая группа факторов, как правило, не поддается корректировкe лишь усилиями родителей. Влияние на них может оказать лишь совместная работа медиков и родителей. К ним относятся:

  • Нарушение слуха, которое не позволит крохе правильно понять речь и в дальнейшем воспроизвести звуки.
  • Патология зрения также мешает развитию речи, так как, только наблюдая за артикуляцией взрослых, ребенок научится правильно проговаривать слова.
  • Ребенок, рожденный в результате тяжелых патологических родов и в том числе, кесарево сечение входит в группу риска по задержке развития речи.
  • Причиной речевых нарушений также могут стать заболевания нервной системы, задержка общего физического развития.
  • Немаловажно, какую наследственность имеет ребенок. Если кто-то из родителей малыша долго молчал в детстве, то есть вероятность, что их ребенок заговорит несколько позже общепринятых сроков. Не обязательно будет так, но это возможно. В тоже время это не значит, что бесполезно с ним заниматься, развивать его речь.Очень важно как можно больше уделять внимания таким детям, заниматься, разговаривать с ним. Это обязательно принесет свои плоды, пусть даже в первое время будет пополняться индивидуальный пассивный запас слов ребенка.
  • Половая принадлежность. Принято считать (и это подтверждают данные научных исследований), что формирование активной речи у мальчиков происходит в более поздние сроки, чем у девочек. Существуют также некоторые отличия в процессе развития речи и накапливании словарного запаса у мальчиков и девочек. Девочки, как правило, используют большее количество слов для того, чтобы обозначить предмет. Но при этом фразовая речь у них формируется относительно позднее, чем у мальчиков.

Период, когда дети говорят «на марсианском языке», гораздо более продолжительный у мальчиков, чем у девочек. Еще мальчиков отличает то, что они относительно рано начинают слова, обозначающие движения, действия. То есть, говорить словосочетаниями и предложениями мальчики начинают сравнительно рано, часто обгоняя в этом сверстниц-девочек.

Но списывать «неразговорчивость» ребенка лишь на его пол не стоит.

Это что касается физиологии. Но десятилетиями человечество накапливало знания и пришло к выводу, что на формирование речи малыша влияют многие другие факторы, никак не связанные с физиологией.

И тут все зависит от отношения родителей к воспитанию своих детей. То есть, своевременное развитие речи напрямую зависит от заинтересованности взрослых помочь своему малышу приобрести этот и многие другие навыки.

  • Злоупотребление пустышкой . Если рот ребенка часто занят пустышкой, его общение постепенно сводится к мычанию и указательным жестам. Также длительное использование пустышки (больше 1,5 лет) приводит к нарушению прикуса у ребенка. Последствия родители увидят гораздо позже, когда появляются дефекты речи. Нужно стараться использовать пустышку минимально (допустим, только на сон) и обязательно нужно отказаться от нее к полутора годам.
  • Общение важно для развития речи. Будьте всегда рядом со своим ребенком, помогайте и побуждайте его совершать новые открытия. Интеллект и способности ребенка в большей степени зависят от количества времени и внимания, уделенного малышу взрослыми, чем от физиологических причин и наследственности. Дело даже не в специальных пособиях по воспитанию маленького гения и игрушках для «раннего развития», а в полноценном общении, вере и стремлении поддержать своего ребенка.
  • Мотивируйте ребенка. Часто сталкиваюсь на практике, когда родители переживают, что малыш не желает говорить, а объясняется с ними жестами и мычанием. При более тесном знакомстве с семьей замечаю, что малыш по одному лишь движению руки или по нечленораздельному звуку в виде мычания сразу получает желаемое. А родители этого почему-то не замечают и не понимают. А ведь стоит подумать: захочет ли ребенок напрягаться и называть предметы словами, если он и так получает, что хочет. В крайнем случае, еще можно зареветь, если одного жеста или звука не хватает.Одинаково важно для ребенка не только иметь в окружении любящих и заботливых людей, но и ощущать правильное отношение взрослых к еще пока маленькому, но человеку. Гиперопека в детстве негативно повлияет на личностные качества ребенка, и на протяжении всей жизни будет приносить свои плоды. Если в возрасте 8-12 месяцев указательные жесты вполне имеют право на существование, но к полутора годам стоит стимулировать ребенка к обозначению того, что ему нужно, словами.
  • Будьте осторожны с гаджетами! Формирование речи происходит только при постоянном взаимодействии малыша с взрослым. При этом в разговоре важно жестикулировать, менять интонации, эмоциями и мимикой дополнять рассказ.Однако в современном мире все более привычным становится использование игрушек и гаджетов в процессе воспитания ребенка, позволяющих родителям отвлекаться на свои дела, оставив малыша одного.Вот с этим будьте осторожны! Поверьте, никакие телевизоры, планшеты или супернавороченные игрушки не заменят мамин голос, не передадут живые человеческие эмоции и не восполнят недостаток живого общения.Не призываю отбирать гаджеты у ребенка (они детям нравятся, этого нельзя отрицать). Просто сделайте так, чтобы с вами было интереснее.
  • Загруженность занятиями. Встретила недавно на интернет-пространстве информацию об организации проекта «Ребенок – гений», и стало страшно. Не знаю точно, из какого по возрасту ребенка собираются делать гения.Если это маленькие дети, о которых речь идет в этой статье, то это прямой путь нарушить психическое развитие ребенка. Безусловно, в каждом ребенке заложен огромный потенциал. Рассмотреть и развить его – важнейшая задача. Но делать это нужно умеючи, очень и очень осторожно.Если малыша, который толком еще не говорит, пытаются научить одновременно буквам, цифрам и иностранному языку, результаты обучения и влияние его на психику ребенка будут не такими, как бы хотелось «заботливым» родителям.
  • Испуг, переживания и стресс может отрицательно повлиять на развитие речи малыша. Повлиять на психику ребенка могут выяснения отношений или развод родителей, пьяный родитель, смена места жительства, ранний выход матери на работу и, соответственно, детство с няней, несправедливое наказание. Выражаться это может не только беспокойным поведением, лабильной психикой и плохим сном, но и стать причиной замкнутости ребенка, а вместе с этим упорным нежеланием говорить.

Как помочь ребенку начать говорить?

Сначала нужно проанализировать причины.

Для того, чтобы исключить физиологические причины нарушения речи, проконсультируйтесь с педиатром и психоневрологом. Если проблемы существует, только специалист может посоветовать вам, как лечить ребенка.

Если врачебное заключение гласит, что ребенок здоров, то до двух-трех лет возраста главное, что вы должны обеспечить, – постоянное общение с ребенком. Развлекать ребенка мультфильмами не стоит. Они, даже самые развивающие, не полезны для развития речи (не говоря уже о нагрузке на зрение и нервную систему).

Родителям нужно привыкнуть, как бы это ни было сложно, что какое-то время им придется общаться с малышом в одностороннем порядке, не получая от него ответа. Но процесс развития речи длительный и постепенный. Иногда результатов занятий можно достигнуть только через несколько месяцев. Но зато какая это радость услышать первые слова своего ребенка!

В современном мире один из самых важных навыков ребенка – социализация, то есть умение общаться с окружающими. И для правильного и своевременного речевого развития ребенка важно, чтобы рядом были не только папа и мама. Чем большее число людей входит в круг общения ребенка, тем быстрее он заговорит. Особенно важно общение со сверстниками и детьми постарше, которые уже говорят.

Тем не менее, не факт, что, если в семье ребенок рожден не первым, есть старшие дети, а родители разговаривают с ребенком, то он обязательно начнет говорить в срок. Вопрос в том, как именно нужно разговаривать с ребенком.

Быстрый темп разговора старших детей или взрослых друг с другом не позволяет ребенку вычленить отдельные слова, понять их значение, а потом научиться повторять их.

То есть, родители не всегда правильно разговаривают с ребенком. А это ведь несложно. Необходимо лишь следить, чтобы темп речи был не быстрым, постоянно комментировать свои действия, говорить с малышом так, как будто ожидаете его ответa, описывать окружающие явления и предметы и стимулировать к этому ребенка.

Важно во время разговора с ребенком акцентировать внимание на своих губах, говорить медленно, интонационно выделяя простые уже знакомые малышу слова, которые он может потом повторить. Несомненно, очень полезно для речи чтение потешек и стихов, пение детских песенок. Еще раз повторю, что планшет, телевизор аудиозаписи и другие суррогаты речи не способны заменить ребенку общение с родителями.

Важно не кривляться в разговоре, не «сюсюкаться» с малышом. Именно ваше произношение должны быть эталонным для него. Однако в меру все можно (именно в меру!). Употребляя в разговоре простые звукоподражательные слова вперемешку с обычными, вы поможете ребенку скорее заговорить (кушать – ам, упал – бух, машина – би-би, мусор – кака, поровозик – чух-чух).

Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

1. Развитие мелкой моторики.

Вероятно, вы слышали о важности формирования мелкой моторики для умственного и речевого развития детей. Формированием мелкой моторики (скрупулезных движений пальчиками) приводит к стимуляции работы отдела головного мозга, отвечающего за речь. Поэтому так важно выбирать для детей пальчиковые игры и игры, требующие тонкой, скрупулезной работы пальчиков.

Иногда ребенок не сразу дает маме свои ладошки для пальчиковых игр. Тогда мама может решить, что в такие игры рано играть с ее малышом. Но это совсем не так. Просто показывайте, не настаивая, движения игры на своих ладошках. Малыш постепенно привыкнет и проявит интерес к забавным движениям, а в дальнейшем попытается повторить, пусть даже пока и по-своему, неумело.

Для развития мелкой моторики полезно и очень весело с ребенком лепить из пластилина или соленого теста, рисовать специальными пальчиковыми красками, давить пальчиками полимерную глину.

Не стоит давать без присмотра мелкие предметы, чтобы ребенок их не проглотил. Можно использовать для игр палочки для счета, прищепки, мешочки с крупой, специально предусматривающие развитие моторики игрушки – пирамидки, вкладыши, лабиринты, шнуровки.

Знакомьте малыша на прогулке с природой. Щупайте и разглядывайте цветочки, веточки, камешки, играйте в песочнице с ребенком. Все это благоприятствует развитию речи малыша. Позвольте ребенку во время прогулки насобирать камешков, принести домой и поиграть с ними дома.

Когда период пробы всех предметов на зуб у ребенка прошел, начинайте играть с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, макаронами). Быть при этом все время рядом обязательно!

2. Чтение книг.

Чтение книг – это очень важный и нужный момент в развитии речи ребенка. Это и игра, и обучение – одним словом, развитие. В первую очередь речевое развитие. Ребенок слушает речь, понимает слова, запоминает, стремиться повторить.

Прививать любовь к чтению книг никогда не рано. Лучше начинать с чтения специальных книг с клеенчатыми страничками для самых маленьких, которые можно попробовать на зуб.))

В случае, если ребенок не проявляет интереса к чтению книг, и вам кажется, что он даже не слушает, стоит просто читать, сидя рядом с ним. Пробуйте заинтересовать его картинками, переключайте внимание крохи на уже понятные ему картинки и предметы, задавайте вопросы – «Что это? Как делает котик? Что кушает собачка? Где носик у зайки?» Поначалу вы сами будете отвечать на свои вопросы. И это нормально, главное, чтобы крохе было интересно.

Медленное чтение вслух (нараспев) создает теплую и доверительную обстановку, обеспечивает ребенку возможность быстрее осваивать свой родной язык, понять новые образы и понятия. Лучше всего ребенком запоминаются и воспринимаются звукоподражания («гав-гав», «мяу»), упрощенные слова (машинка – биби, часики – тик-так).

Дети постепенно привыкают к книжкам, сами просят почитать. Пишу эту статью и улыбаюсь. У моей старшей дочери Валерии в возрасте 1,5-2 года прямо ритуал сложился – почитать книжку перед сном. Она собирала в охапку все книжки, несла к себе на кровать, выбирала одну по настроению и говорила мне: «Читай эту книжку! Только с ся-я-ямого начала!» А к двум годам декламировала наизусть Федорино горе, Мойдодыра, Кошкин дом.

Классические произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака написаны давно, но и сегодня идеально подходят для чтения самым маленьким. Выбирать книги нужно с яркими крупными картинками, не перегруженными деталями, в которых малыш без труда узнает уже знакомое ему животное или игрушку.

Существует множество специальных пособий, направленных на развитие речи. Со своими детьми я занималась (с Лерой) и занимаюсь (с Ваней) с «Альбомом по развитию речи для самых маленьких» (С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова).

3. Очень полезно для развития речи заниматься артикуляционной гимнастикой.

Самые простые упражнения можно проводить уже с годовалым ребенком. Сначала ребенок с интересом будет наблюдать за вашими действиями, а потом захочет и их повторить.

Покажите малышу несколько упражнений:

  1. Цокающую лошадку.
  2. Оближите губки язычком после вкусной кашки
  3. Широко улыбающуюся лягушку (губы в улыбке растяните как можно шире).
  4. Подуйте с ребенком в дудочку или на перышки (пушинки).
  5. Слона с длинным хоботом (вытяните вперед губы).
  6. Рычащего льва, бегемота, широко открывающего рот.
  7. Кошку, лакающую молоко.

Вы можете придумать сами немало новых незамысловатых упражнений для своего малыша. И они не только поспособствуют развитию хорошей артикуляции ребенка, но и станут веселой и приятной частью общения с ним. Ведь звуки, мимика, жесты для формирования речи не менее важны, чем слова.

Важно понять родителям, что нельзя насильно заставить ребенка говорить. Не надо на него сердиться и настойчиво просить: «Скажи», «Повтори». Дети в таких случаях часто ведут себя «от обратного». Иногда стоит отпустить ситуацию, не прекращая разговаривать, заниматься, играть с ребенком.

Пусть это доставляет вам удовольствие. И вы скоро оцените результаты своих усилий, когда ваш монолог перейдет в диалог!

О том, стоит ли переживать, если ребенок в год не говорит, и как это исправить, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди